Прямые и косвенные слова. Московский государственный университет печати. Способы выражения прямого дополнения

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения.

Дополнение - это второстепенный член предложения, выражающий обычно объектные отношения. Οʜᴎ отвечают на вопросы, совпадающие с вопросами косвенных падежей.

Значение. Значение объекта - наиболее яркий признак дополнения. При этом дополнение может выражать и другие значения (субъекта͵ орудия действия, состояния): Учителœем поставлена задача (учителœем – субъект действия в страдательном контексте); Ему грустно (ему - субъект состояния).

Средства выражения. Морфологизированное дополнение - имя существительное в форме косвенного падежа, местоимение. Неморфологизованное дополнение должна быть выражено различными частями речи: Вы болтаете пустое (прилагательное); Он не разобрался в прочитанном (причастие); Я научился играть на скрипке (инфинитив); Я сумел разглядеть что-то темное, небольшое (неделимое словосочетание); Командир не особенно уважал слабый пол (ФЕ).

Позиция в предложении. Дополнение располагается обычно после распространяемого слова. При этом возможна инверсия дополнений в разговорной или в поэтической речи.

Синтаксическая связь. Основной вид подчинительной связи дополнения с главным словом является управление (реже - примыкание) или свободное присоединœение ко всœему предикативному центру (детерминант). Большинство дополнение относится к одному слову, ᴛ.ᴇ. являются недетерминированными. Лишь некоторые семантически обязательные дополнения выступают в роли детерминантов: Ему и больно и смешно.

По отношению к смысловому содержанию предложения. Дополнения бывают семантически обязательными компонентами предложения: У него бодрое настроение.

Недетерминирующие дополнения различаются исходя из того, к какому слову в предложении они относятся, ᴛ.ᴇ. какие части речи управляют ими.

1.Наиболее употребительными и массовыми являются приглагольные дополнения, так как многие глаголы называют действие, предполагающие тот или иной объект: построить дом, построить для рабочих, рассказать товарищу, рассказать о происшествии, рубить топором .

2.Приадъективные дополнения. Οʜᴎ малоупотребительны, так как способностью управлять обладают только качественные прилагательные и то не всœе: Мы жили в богатом рудой краю. Край беден лесами.

3.Дополнения могут относиться к существительным. Это присубстантивные дополнения. Их тоже немного, так как дополнение должна быть употреблено только при отвлеченном существительном, образованном от переходного глагола или от качественного прилагательного. Это значит, что в словосочетании рукав платья, крыша дома отношения не объектные, а атрибутивные, так как распространяемые существительные неотглагольные. А вот в словосочетании лечение больных отношения объектные. Распространяемое существительное образовано от сильноуправляемого прямопереходного глагола лечить . В случае если существительное относится к сильноуправляемому, но непереходному глаголу, то дополнение приобретает определительный оттенок, появляется синкретизм: увлечение музыкой, дума о сыне.

4.Дополнения могут относиться к словам категории состояния: Мне стало жаль Бэлу (Лермонтов).

5.Дополнения могут относиться и к наречиям: далеко от дома.

Виды дополнений. По традиции дополнения делят на прямые и косвенные . Прямое дополнение выражает значение объекта͵ на который непосредственно переходит действие. Оно должна быть выражено существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога: Читал книгу, видел коня. Вместе с тем, прямое дополнение должна быть выражено существительным или местоимением в форме родительного падежа без предлога при отрицательном сказуемом – переходном глаголе: Я не читал этого романа. А также существительным в форме родительного падежа, выражающего значение ʼʼчасть от целогоʼʼ: выпить чая, принœести дров. Остальные дополнения относятся к косвенным.

В лингвистической литературе есть некоторые разногласия, касающиеся границ употребления прямых и косвенных дополнений. Одни считают, что делœение дополнений на прямые и косвенные касается только приглагольных дополнений (Скобликова). Другие считают, что прямые дополнения бывают и при словах категории состояния (жаль его ) Третьи полагают, что к прямым могут относиться и приадъективные, и присубстантивные дополнения.

Дополнение, выраженное инфинитивом, крайне важно отличать от части СГС, ᴛ.ᴇ. субъективный инфинитив от объективного: Начинаю рассказывать, могу рассказать, боялся рассказать – велœел рассказать, просил рассказать, помог рассказать. Инфинитив-дополнение обладает собственным ЛЗ. В ЛЗ нет ни модального, ни фазисного значения. Деятели глаголами обозначены разные. Такие дополнения - ϶ᴛᴏ объектный инфинитив. В качестве дополнения может выступать и субъектный инфинитив, когда субъект обозначенного дополнением действия совпадает с субъектом действия поясняемого глагола: договорились переписываться.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения." 2017, 2018.

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это

Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

  • объект, на который распространяется действие;

    Пишу письмо ; слушаю музыку .

  • объект - адресат действия;

    Пишу другу .

  • объект - орудие или средство действия;

    Пишу ручкой .

  • объект, на который распространяется состояние;

    Мне грустно.

  • объект сравнения и др.

    Быстрее меня .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

  • родительный падеж - кого? чего?

    Выбор профессии .

  • дательный падеж - кому? чему?

    Пишу другу .

  • винительный падеж - кого? что?

    Пишу письмо .

  • творительный падеж - кем? чем?

    Пишу ручкой .

  • предложный падеж - о ком? о чем?

    Думаю о друге .

3. Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому;

    Пишу письмо .

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

    Потеря коня ; надежда на счастье .

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

    Строгий к детям ; думающий о детях .

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

    Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

    прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;

    Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

    косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

    Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; ра­ботать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чи­нить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пуш­кин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню об­ лило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите трид­цать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горь­кий);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

· обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного:выпить воды, поесть супа ;

· при переходном глаголе есть отрицание не :не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?)недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными:дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями:смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями:мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными:первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть инесогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

· управлением

· примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.:книга мамы - мамина книга
(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.:подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.:центр в пять этажей пятиэтажный центр
(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче , потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, словареки иСухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, словасказку и «Золушка» стоят в разных падежах.)

Обстоятельство

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

1. Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.

2. Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.

3. Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.

4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.

5. Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.

6. Причины - почему? отчего?:Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.

7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.

8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями:быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоименями:в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

8. Обособление,его общ.условия

Обособление-это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. Сомантико-стилистическая функция обособления заключается в том, что обособленные члены уточняют высказываемую мысль, конкретизируют описание действия, дают более углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску. Интонационное выделение выражается в том, что перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, ему присуще фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков (синтагм), на которые членится предложение. На письме обособленные члены отделяются или выделяются знаками препинания (запятыми, реже посредством тире). Обособленные члены не образуют словосочетаний с определяемыми словами. Между теми и другими, благодаря добавочному утверждению или отрицанию, устанавливаются полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке, а также по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям, занимая промежуточное положение между ними и необособленными членами. Условия обособления - это те факторы, которые благо­приятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возмож­ности обособления является отсутствие тесной связи второ­степенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются. Например, не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство:Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усиле­нию смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия :

1.Порядок слов: 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Поэтому, например, среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выра­женных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь.

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов). Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определе­ние.

3.Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второ­степенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения. Например, обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления :

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае свя­зано с морфологическим способом выражения второстепен­ного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и при­частий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассер­женный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположе­ния: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонацион­ного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, каквода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления:

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются .

Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка,бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособ­лению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и под.), определения образуют единое целое, т.к. существительное без оп­ределения не может участвовать в формировании высказы­вания, например:

Это заблуждение свойственно даже л юдям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательныеи трагические (В. Астафьев) - определения в этих пред­ложениях необходимы для выражения основного (а не до­бавочного) сообщения.

9. Однородные члены предложения. Вопрос об однородных и неоднороднных определениях.

Одноро́дные чле́ны предложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять .

Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Однородные члены – это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини­тельной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащиеперегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь , основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?)не торопясь , основательно ).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Ср.: перегной и мох – имена существительные в именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти ), второе – причастным оборотом (блещущий здоровьем ), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами ).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).

Обратите внимание!

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).