Рассчитать совокупный годовой объем. Совокупный годовой объем закупок: для чего он нужен и как его рассчитать? Объем закупок у смп и соно

Что такое совокупный годовой объем закупок Совокупный годовой объем закупок - это (44 ФЗ, п. 16 ст. 3) деньги, которые выделены для осуществления закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. 16.06.2017 Минфин в письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44 ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

Как рассчитать сгоз по 44-фз?

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами.
Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя. СГОЗ — что это такое Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг.
Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году. Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.
Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Совокупный годовой объем закупок

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы.
    Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо.

Совокупный годовой объем закупок (сгоз)

При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.


СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле: Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей.

Инфо

Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно.

Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую.

Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Как правильно рассчитать сгоз по 44-фз

Если она выше 100 млн. рублей, заказчик обязан организовать службу. Заказчик использует совокупный объем закупок по 44 ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч.1 ст.
    30).
  2. Максимального количества заказов при проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 72).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч.1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Отчета об размере госзакупок у СМП и СОНКО.
  2. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика. Примеры расчета Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2018 г.
в размере 10 млн. руб., то СГОЗ на 2018 г. для этого заказчика составит сумму 10 млн. руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2017 г.

Как рассчитать сгоз: пошаговая инструкция

Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей. Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.
Основные правила расчета СГОЗ Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах.
    Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.

Совокупный годовой объем закупок - понятие относительно новое для российского законодательства, оно стало использоваться только в рамках Закона о контрактной системе, в 94-ФЗ привязки к СГОЗ не было.

Статья 3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Каждый год происходит одно и то же: разыгрываются контракты на следующий год. Но это нужно делать, когда доведены бюджеты. Однако вся страна немного нарушает Бюджетный кодекс, перезаключая необходимые договоры на непрерывные услуги. Конец осени и декабрь — время заключения контрактов, которые должны быть заключены и оплачены в следующем году. Контракт может быть заключен в 2016 году, но бюджет под него может быть выделен на 2017 год. Есть исключения в бюджетном законодательстве, когда контракт может исполняться в течение нескольких финансовых лет.

Для чего СГОЗ используется в законодательстве?

  1. Определения объема закупок у СМП и СОНКО. Речь идет о статье 30 Закона 44-ФЗ, где предусмотрен алгоритм расчета преференций.
  2. Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пункт 4 и 5 части 1 статьи 90 Закона 44-ФЗ. Периодичность таких закупок не установлена законом, но есть определенный объем расчета данного лимита. Это может быть фиксированная сумма (2 млн рублей) или установление процента от годового объема закупок (5% или не более 50 млн рублей в год).
  3. Определение лимита закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок. Эта процедура простая и быстрая, но есть ограничения на проведение: общий объем таких процедур - не более 10% от СГОЗ.
  4. Образование контрактной службы заказчика. Это важно, так как если СГОЗ превышает 100 млн рублей, то заказчик обязан создать контрактную службу. Если менее этой суммы или равно ей — заказчик вправе создать контрактную службу, но обязан иметь должностное лицо, которое сможет заниматься закупками.

Общий объем финансового обеспечения

  • Понятие общего объема финансового обеспечения включает в себя лимиты бюджетных обязательств, выделенные заказчику (государственные, муниципальные органы, казенные учреждения), а также может включать в случае наличия финансирование, которое осуществляется в рамках действия плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (предоставленные субсидии на выполнение государственного задания). См. письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1880.
  • Рассчитывать совокупный годовой объем закупок с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898).

Соотношение СГОЗ и плана-графика

  • СГОЗ и план-график не совпадают и не должны совпадать. Это разные понятия и они рассчитываются по-разному. План-график создается на календарный год, а СГОЗ связан с финансированием в текущем году. Если контракты пойдут в декабре 2016 года, то финансирование будет в 2017 году, поэтому они входят в СГОЗ по 2017 году. План-график можно менять неограниченное количество раз, так как есть множество причин для изменения. Это может быть и изменение лимитов бюджетных обязательств. Тогда и пересчитывается СГОЗ. Внебюджетные средства: это двойной режим закупок, когда средства можно рассчитывать по 223-ФЗ. При разделении закупок начинается разделение функций персонала и планирования. Нужно понимать, что не все внебюджетные средства выходят за рамки 223-ФЗ. Вопрос учета внебюджетных доходов в СГОЗ является дискуссионным, так как средства не всегда включаются в СГОЗ. Минэкономразвития настаивает на том, что речь идет об общем объеме и если речь идет о плане закупки, тогда эти средства должны учитываться в СГОЗ.
  • Информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график размещения заказов того года, в котором размещено извещение об осуществлении закупки.
  • План-график может меняться в том числе при изменении выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств (предоставляемых субсидий).

В таком случае при изменении плана-графика корректируется также и совокупный годовой объем закупок заказчика (письмо Минэкономразвития России от 30.03.2015 № ОГ-Д28-4322).

СГОЗ и внебюджетные средства

  • Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ.
  • Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

СГОЗ и оплата кредиторской задолженности

  • В случае возникновения кредиторской задолженности в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ указанного года (письма Минэкономразвития России от 06.05.2015 № Д28и-1274, от 10.06.2016 № ОГ-Д28-7244). Здесь вопрос решается не в зависимости от даты заключения контракт, а из бюджета какого года осуществляется выплата задолженности.
  • Кредиторская задолженность входит в СГОЗ того года, за счетов лимитов которого она оплачивается (письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-746).

СГОЗ и возмещение по авансовым отчетам подотчетным лицам

  • В совокупный годовой объем закупок включаются все закупки, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а под отчет в рассматриваемом случае денежные средства выделяются на приобретение товаров для заказчика. Это ежедневная потребность любой организации, когда необходимо выдать деньги сотруднику, а сотрудник отчитывается в бухгалтерии. Вычитать эти деньги из СГОЗ никакого основания нет.
  • Возмещения по авансовым отчетам подотчетным лицам на приобретение товаров для учреждения за наличный расчет должны быть включены в совокупный годовой объем закупок.

Особенности определения объема закупок у СМП и СОНКО

Важно помнить, что штраф для меньший объем закупок — 50 000 рублей, давность правонарушения — с 31 декабря подотчетного года. Год привлечения к ответственности начнет считаться только с 1 января следующего года.

Алгоритм действий заказчика:

  • Рассчитать совокупный годовой объем закупок.
  • Вычесть суммы на оплату закупок по обороне, кредитам, атомной энергии, единственному поставщику и закрытым закупкам.
  • Рассчитать 15% от полученного результата. Именно эта сумма должна уйти на закупки у СМП и СОНКО.
  • Пересчитывать полученный объем при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур.

Существует еще одна проблема — признание конкурентной закупки несостоявшейся. Ранее по 94-ФЗ в этом случае заказчик отдавал контракт единственному участнику данной процедуры. Когда есть один участник, то закупку признают несостоявшейся. Также есть согласование заключения контракта с контрольным органом. Эта процедура согласования введена для дополнительного контроля за действиями заказчика.

Как только эта процедура начала применяться, в ФАС стало поступать слишком много обращений. Поэтому сейчас согласованию подлежит только заключение контракта с единственным участником или единственным поставщиком. К примеру, запрос котировок проводится для СМП и для СОНКО, по факту остается одна заявка. Можно отдать контракт ей без согласования с контрольным органом, но получается абсурдная ситуация — появление единственного поставщика, когда 15% в течение года нужно пересчитывать. Чтобы не пересчитывать 15%, была просьба учитывать данную ситуацию в законе, но пока поправки не было.

Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

«Стотысячные» закупки по выбору заказчика составляют:

  • либо 2 млн руб. в год,
  • либо 5% от СГОЗ, но всего не более 50 млн руб. в год.

Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что периодичность таких закупок Законом № 44-ФЗ не установлена. Однако существует практика привлечения заказчиков к административной ответственности за ошибочный выбор способа закупки («дробление» закупок).

  • «Четырехсоттысячные» закупки составляют 50% от СГОЗ, но всего не более 20 млн руб. в год.

Расчет лимита закупок, осуществляемых путем запроса котировок

  • Закупки посредством запроса котировок составляют не более 10% от СГОЗ, но всего не более 100 млн руб. в год.
  • Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки, контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком. Такой контракт не входит в состав десятипроцентного лимита.
  • Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок (10%), рассчитывается по сумме оплаченных контрактов от общего объема финансового обеспечения соответствующего года, за счет которого производилась оплата указанных контрактов (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 № ОГ-Д28-4271).

Образование контрактной службы заказчика

  • Контрактная служба должна быть образована заказчиком, СГОЗ которого превышает 100 млн руб. Если менее — есть только право образовать контрактную службу и обязанность назначить контрактного управляющего. Контрактная служба часто похожа на комиссию, то есть их назначают, но функции не выполняются.
  • Контрактная служба может быть отдельным структурным подразделением.
  • Если контрактная служба не образована как отдельное структурное подразделение, то ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя.
  • Минимальное число работников контрактной службы составляет 2 человека.

Вопросы участников

Муниципальное унитарное предприятие, бюджетных средств не получает. Закупки ведутся на деньги от хозяйственной деятельности. В чем логика? МУПы переводят на 44-ФЗ, а бюджетные учреждения получили право работать по 223-ФЗ.

Логики нет. Принятие закона было очень быстрым, законопроекту предшествовал доклад ФАС в сентябре 2014 года, где говорилось о том, что закупки неэффективны. С конца 2014 года начала муссироваться идея перевода унитарных предприятий на 44-ФЗ. Таким образом, унитарные предприятия находятся в худшем положении, чем бюджетные учреждения. Но официальные органы молчат, ни одного официального разъяснения не было написано. В законе также есть ошибка, где положение о закупке предполагает гранты (которых не может быть), которые можно перевести на 223-ФЗ, если информация будет на официальном сайте до 31 декабря. Но положение нужно разместить новое. Закон обязывает совершить определенные действия до его вступления в силу.

Будет ли нарушением, если в организации нет должности «контрактный управляющий», а просто обязанности наложены на одного из сотрудников?

Нет, это не нарушение.

Работа ведется по 223-ФЗ, как правильно рассчитать СГОЗ?

Нужно подождать разъяснений. Некоторые заказчики используют понятие «совокупный годовой объем заключенных договоров». Но важно, что фактическая сумма не может отражать реального исполнения договоров.

Кто должен утверждать план-график для МУПа?

Либо руководитель, либо иное лицо, уполномоченное доверенностью. Есть общее правило для всех учреждений.

Необходимо ли утверждать СГОЗ локальным актом заказчика?

Учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В 2017 году есть план полностью перейти на 44-ФЗ. Как правильно это сделать, ведь положение по 223-ФЗ уже размещено?

Если положение о закупках уже размещено на официальном сайте, то убрать его оттуда можно только на основании решения суда либо предписания контрольного органа. Здесь неясно, с кем судиться и по какому поводу должно быть предписание. Но ФАС не может выдавать предписания без факта нарушения. Можно разместить положение о закупке в новой редакции и написать, что положение о закупке с 1 января 2017 больше не применяется.

При расчете объема закупок у СМП и СОНКО из СГОЗ вычитается сумма, приходящаяся на единственного поставщика по фактическим суммам или первоначальным?

Первоначальным.

Учитываются ли в СГОЗ командировочные расходы, возмещенные авансовым отчетом?

Нет, командировки вообще не учитываются как закупки, так как расходы на командировку — это категория «гарантии и компенсации».

Можно назначить контрактным управляющим в детском саду воспитателя с высшим образованием, который прошел повышение квалификации по 44-ФЗ в объеме 144 часов?

Можно, но когда воспитатель будет выполнять свою основную работу? К сожалению, законодательство о закупках не коррелирует с Трудовым кодексом.

СГОЗ - это совокупный годовой объем закупок, т. е. деньги, которые выделены для закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. Расскажем, для чего нужен этот показатель, что в него включается, а также приведем примеры расчета.

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя. Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44-ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст. 38) обязывает организатора решить вопрос о в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик обязан организовать службу.

Заказчик использует совокупный объем закупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 - 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2019 г. в отношении СГОЗ (). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18 % от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. При этом сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от суммарной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.

4 июня т.г. в Закон № 44-Фз внесены изменения. Во многом изменения концептуальные и продиктованы сложившейся ситуацией, при которой закупка простейшей продукции на незначительные суммы требовала существенных, часто экономически необоснованных трудовых и финансовых затрат.

В новой редакции Закон № 44-ФЗ введено понятие совокупного годового объема закупок. Данный термин полностью заменил понятие совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, исходя их которого осуществлялись расчеты допустимых лимитов неконкурентных закупок, а также закупок у субъектов малого предпринимательства. Новый порядок и условия проведения последних предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

И так, закупки у субъектов малого предпринимательства по новым правилам. Сразу же отметим, что все изменения в сфере предоставления данной преференции вступают в силу с 1 января 2014 года, т.е. фактически распространяются на отношения, возникшие до принятия поправок в Закон № 44-ФЗ.

Необходимый минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства сохранен на прежнем уровне - 15%. Но расчет данного удельного веса осуществляются от иного объема финансовых средств: от совокупного объема закупок уменьшенного на стоимость закупок, которые изначально не предусмотрены для размещения у субъектов малого бизнеса.

Начнем по порядку.

1. Совокупный годовой объем закупок (п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ) - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Проще говоря, это объем средств, выделенных для финансирования закупок заказчика в 2014 году, а также стоимость тех контрактов, которые заказчик предусмотрительно заключил в 2013 году по правилам Закона № 94-ФЗ, финансируемых на средства 2014 года.

А теперь сравните. Ранее, до внесения указанных изменений, для расчета минимального лимита закупок у малого бизнеса использовался совокупный годовой объем закупок, предусмотренный планом-графиком. При этом договора, заключенные в 2013 году с финансированием в 2014 году в указанный совокупный годовой объем не включались (данная позиция Минэкономразвития изложена в письме от 31.12.2013 N Д28и-2420).

В результате получаем, что мы, как законопослушные специалисты, правильно составили план-график на 2014 год, т.е. без учета закупок 2013 года, получили сумму = х, посчитали от нее 15% (х*15%) и спланировали какие закупки объявим у СМП.

Теперь, после внесения изменений, нам необходимо снова рассчитать совокупный годовой объем закупок. Теперь он уже не будет = х, а будет = х + у, где у - это контракты 2013 года, которых мы, с целью упрощения себе жизни после 1 января 2014 года, заключили на максимально возможные суммы в 2013 году (некоторые, кстати, продолжают заключать такие договора и сегодня). Наглядный расчет приведен в Таблице 1.

Таблица 1

Первоначальная редакция

Закона №44-ФЗ

Новая редакция
Закона №44-ФЗ

СГОЗпоПГ = Х,

где СГОЗпоПГ - совокупный годовой объем закупок по плану графику;

Х - сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.)

СГОЗ = Х + Y, где
СГОЗ - совокупный годовой объем закупок (понятие, введенное а Закон №44-ФЗ);
Х - сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.);
Y- сумма цен контрактов, заключенных по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, состоявшихся в 2013 году с финансированием в 2014 году, а также все закупки у единственного поставщика (монополисты, до 100 тыс. руб.. до 400 тыс. руб. и т.д.), осуществленные в 2013 году на деньги 2014 года

И так, мы рассчитали совокупный годовой объем закупок согласно новой редакции Закона № 44-ФЗ и поняли, что он существенно увеличился, а следовательно вырос минимально необходимый процент закупок у субъектов малого предпринимательства. В принципе это так. Но окончательный объем закупок, необходимый для расчета удельного веса закупок у СМП, мы еще не получили.

Законодатель, готовя последние изменения, подумал о нас и решил поступить справедливо: для расчета 15% лимита предлагается исключить из совокупного годового объема закупок, стоимость тех контрактов, заключать которые с субъектами малого предпринимательства нецелесообразно или такое заключение трудно проконтролировать и учесть.

В результате, для расчет суммы, от которой предлагается считать минимальный объем закупок у СМП, законодатель предписывает из совокупного годового объема закупок вычесть закупки:

1) для обеспечения обороны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ ;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) закрытыми способами (гостайна).

На первый взгляд все логично и продиктовано многолетней практикой осуществления закупок у СМП, в том числе, в рамках Закона №94-ФЗ. Все мы помним, как небольшие заказчики, объем закупок которых вполне укладывался в закупки до 100 тыс. руб. в квартал с соблюдением правил одноименности, штрафовались за несоблюдением минимального объема закупок у СМП. Теперь всё отлично. Закупаешь в течение года только для нужд обороны (или в области атомной энергии, или всё у единственного поставщика), можешь не закупать у малого бизнеса.

Но необходимо отметить, что законодатель для получения расчетной суммы закупок у СМП из совокупного годового объема закупок исключает только закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, "забывая" при этом о контрактах с единственным поставщиком, заключенных в 2013 году по правила Закона №94-ФЗ.

Получается следующая формула:
S = СГОЗ (или Х+Y) - Z , где

S - расчетный объем закупок, от величины которого путем умножения на 15% исчисляется минимальный объем закупок у СМП,

СГОЗ (или X+Y) - см. Таблицу 1,

Z - закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, т.е. закупки естественных монополий, коммунальных услуг, на сумму до 100 тыс. руб., до 400 тыс. руб., а также иные, но обязательно осуществленные в 2014 году на деньги 2014 года. Т.к. осуществить закупки в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ в 2013 году юридически было невозможно.

Заметим, что законодатель не делает оговорки по вопросу несостоявшихся торгов, которые также заключаются с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, стоимость контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов также подлежит исключению из совокупного годового объема закупок для расчета минимально необходимой начальной цены контрактов с субъектами малого предпринимательства.

Кроме того, согласно Заключительных положения (ч.30 ст. 112) расчет совокупного годового объема закупок для целей размещения у субъектов малого предпринимательства рассчитывается без учета конкурентных торгов, объявленных в 2013 году, исполнение по которым приходится на 2014 год.

В результате, мы наблюдаем неплохую, на первый взгляд, попытку разработчиков изменений в Закон №44-ФЗ решить проблемы осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, но, к сожалению, реализация данного эксперимента пострадала. Во многом из-за не учета для вычета из совокупного годового объема закупок стоимости контрактов, заключенных с единственным поставщиков в 2013 году на 2014, а также необоснованного вычета сумм по несостоявшимся закупкам.