Разговор с самим собой. Почему полезно разговаривать с самим собой
Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.
С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.
Роман
социолог, маркетолог
Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.
В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.
Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.
Анастасия
специалист препресса
В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.
Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.
Иван
киносценарист
То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.
Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.
Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.
Ирина
переводчик
Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.
Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.
Кира
редактор прозы
Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.
Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.
Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»
Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.
В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.
Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.
Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.
В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.
«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»
У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.
Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.
В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.
Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.
Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.
В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.
Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.
В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».
Почему люди разговаривают сами с собой? Чтобы понять причины этого, необходимо сначала выделить то, как именно говорят люди:
- Ведут молча внутренний диалог с собой.
- Разговаривают с собой вслух.
- Беседуют с несуществующим собеседником извне или внутри себя.
Внутренний молчаливый диалог с самим собой.
Это явление совершенно нормально для любого человека, а особенно для замкнутого и молчаливого по своему психотипу интроверта. Замкнутый в себе интроверт неохотно контактирует с внешним миром и не позволяет никому постороннему вмешиваться в свою личную жизнь. Поэтому, живя в своем собственном внутреннем мире, интроверт молча ведет диалоги с самим собой.
Но внутренние диалоги ведут и не . Беседа с собой начинается в детстве, когда ребенок уже способен обращать внимание на свои внутренние психологические процессы, и продолжается до конца жизни. По З.Фрейду внутренняя речь представляет собой разговор между тремя составляющими психики человека — Эго (осознаваемая и осмысляемая часть), Ид (запретная и вытесняемая сознанием часть) и Супер-Эго (все проявления Сверх-Я). Поэтому суть внутреннего диалога — это диалог нашего осмысленного сознания с бессознательной его частью, цензором которого является Сверх-Я. В процессе внутреннего диалога происходит договоренность между этими тремя структурами психики, способствующая процессу непрерывного развития личности.
В сложных жизненных моментах внутренний диалог помогает человеку принять правильное решение для выхода из сложившейся ситуации.
Разговор с самим собой вслух.
Беседовать с самим собой можно и вслух. Иногда люди это делают от чувства одиночества, тоски и безысходности. Разговор вслух заменяет человеку реальное общение с людьми, поэтому при появлении настоящих собеседников проходит и потребность разговаривать с собой вслух.
В результате многочисленных исследований ученых-психологов выяснилось, что в других ситуациях разговаривать с собой вслух полезно для улучшения мозговой деятельности. Проговаривая вслух проблему, человек стимулирует работу мозга и быстрее справляется с поставленной перед ним задачей. Ученые объясняют это тем, что речь способна значительно усилить мозговую активность, улучшить процессы восприятия и усвоения информации. Особенно это актуально для такого типа людей, как аудиал, воспринимающий окружающую действительность на слух.
Таким образом, разговор с самим собой в любой форме — молча или вслух, очень помогает в решении задач различного содержания и сложности.
Разговор вслух с невидимым собеседником.
Вид такой беседы во всеуслышание, как и у окружающих людей вызывают по меньшей мере сильное удивление. Странно видеть человека, увлеченно беседующего с каким-то невидимым собеседником. Причем слова воображаемого собеседника могут исходить для него не только извне. Прислушиваясь к постороннему голосу внутри себя, человек отвечает вслух… прислушивается — и снова отвечает. Чем объяснить такое странное поведение?
«Я словно пишу субтитры к своей жизни, – признается 37-летняя Александра. – Все, что собираюсь сделать, комментирую вслух: «Сегодня тепло, надену голубую юбку»; «Сниму с карточки пару тысяч, должно хватить». Если услышит мой друг, не страшно – он привык. Но в общественном месте люди начинают на меня коситься, и я себя чувствую глупо».
Мне это помогает сосредоточиться . Проговаривая вслух свои действия, мы вовсе не стремимся к общению – так почему бы нам просто не помолчать? «Потребность в комментариях появляется, когда стоящая перед нами задача требует сосредоточенности, – отмечает психотерапевт Андрей Корнеев, специалист по соматической психологии. – В жизни каждого из нас был период, когда мы описывали вслух все, что делали или собирались сделать. Хотя, возможно, мы его и не помним: это происходило в возрасте около трех лет. Такая ни к кому не обращенная речь – естественный этап развития, она помогает ребенку сориентироваться в предметном мире, перейти от спонтанных реакций к осознанным действиям и научиться ими управлять. Затем внешняя речь «сворачивается», переходит во внутреннюю, и мы перестаем ее замечать». Но она может снова «развернуться» и зазвучать вслух, если мы выполняем какую-то сложную последовательность операций, например собираем электронную схему или готовим блюдо по новому рецепту. Функция ее та же: она облегчает нам манипуляции с предметами и помогает их планировать.
Елена, 41 год, преподаватель норвежского языка
«Критиковать себя вслух, а то и ругать было для меня привычкой. Я над ней никогда не задумывалась и как-то непроизвольно сделала себе замечание в кабинете психотерапевта. А он спросил: «Кто говорил маленькой Лене, что она недотепа?» Это было как озарение: я вспомнила, что именно так отчитывала меня моя школьная учительница. И я перестала так говорить – ведь я так не думаю, эти слова не мои!»
Я выплескиваю эмоции . Не имеющие адресата восклицания могут быть проявлением сильных чувств: негодования, восторга. Однажды Пушкин в одиночестве «бил в ладоши и кричал «ай да Пушкин! ай да сукин сын!» – настолько был доволен своей работой. Реплики «хоть бы пронесло!» студента перед экзаменом, «ну и что с этим делать?» бухгалтера над квартальным отчетом и то, что мы произносим, глядя вслед поезду, на который опоздали, – все они имеют ту же причину. «Высказывание в такой ситуации служит эмоциональной разрядкой и часто сопровождается энергичным жестом, – объясняет Андрей Корнеев. – Сильная – это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения». Я продолжаю вести внутренний диалог. Порой мы словно смотрим на себя со стороны – и оцениваем, ругаем, читаем нотации. «Если это однообразные высказывания, в которых звучат одни и те же оценки, мало зависящие от изменения обстоятельств, это следствие эмоциональной травмы, полученной нами скорее всего в детстве, – считает Андрей Корнеев. – Неразрешенный конфликт превращается во внутренний: одна наша часть конфликтует с другой». Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода (например, мы не могли выразить гнев по отношению к своим родителям) и осталось запертым внутри. И мы заново переживаем его, повторяя вслух обращенные к нам когда-то слова.
Что делать?
Отделить свои мысли от чужих
Кто говорит с нами во время таких монологов? Действительно ли мы высказываем собственные мысли и суждения или повторяем то, что нам когда-то говорили наши родители, родственники или близкие друзья? «Постарайтесь вспомнить, кто это был. Представьте, что этот человек сейчас перед вами, – предлагает Андрей Корнеев. – Выслушайте его слова. Найдите ответ, который вы можете дать сейчас, будучи взрослым человеком, с учетом своего жизненного опыта и знаний. В детстве вы могли быть растеряны или испуганы, не знали, что ответить, или боялись. Сегодня вам есть что сказать, и вы сумеете себя защитить». Такое упражнение помогает завершить переживание.
Стараться говорить тише
«Если проговаривание действий вам помогает, не нужно пытаться от него избавиться, – успокаивает Андрей Корнеев. – А если при этом мешают неодобрительные взгляды или замечания окружающих, которые не желают быть в курсе ваших планов, – то вот их-то постарайтесь избежать. Что для этого сделать? Говорите тише, шепотом. Это как раз тот редкий случай, когда чем неразборчивей, тем лучше. Тогда окружающие ни на секунду не заподозрят, что вы обращаетесь к ним, и неловких ситуаций станет меньше. Постепенно можно перейти на беззвучное проговаривание, это вопрос тренировки». Присмотритесь, и вы заметите и других людей, которые шевелят губами возле магазинной полки с двадцатью видами каш. Но это никому не мешает.
Подготовиться заранее
Составить список продуктов, собираясь в магазин. Рассчитать время, собираясь на поезд. Выучить все экзаменационные билеты. Планирование и тщательная подготовка избавят вас от необходимости думать на ходу и переживать вслух. Конечно, бывают ЧП, которые от нас не зависят и которые нельзя предвидеть. Но, положа руку на сердце, признаем, что они случаются редко.
Говорите ли вы с самим собой? Когда мы слышим людей, говорящих с самим собой вслух, мы, по меньшей мере, считаем это странным. Но замечали ли вы, что все люди, без исключения говорят с самим собой? Только это мы уже не считаем странным.
Если кто-то говорит вам неприятные вещи, что вы делаете? Вы начинаете принимать гнев в свой разум! Вы можете представить себя сердитым, вы можете накричать на него или говорить что-то, что может задеть его самолюбие. А вот иногда, люди часами подвергают себя негативному диалогу.
В голове каждого человека происходит непрерывный разговор, на который он тратит много энергии, времени и внимания. Этот разговор продолжается с момента пробуждения от сна и засыпания.
Внутренний диалог происходит постоянно, когда вы работаете, учитесь, читаете, смотрите телевизор, разговариваете, прогуливаетесь или кушаете. Происходит постоянная оценка людей, комментирование происходящего, планирование и разбор диалога с людьми.
Этот внутренний диалог подобен эффекту снежного кома. Чем больше мы проводим времени, разговаривая с самим собой, тем более привязанными мы становимся к внутреннему диалогу. К внутреннему диалогу присоединяются эмоции и внутренняя энергия, что в свою очередь приводит к негативному влиянию на поведение, принятие решений и общую производительность человека.
Во многих случаях внутренний диалог является негативным, он укрепляет любое негативное отношение и поведение. Лишь немногие люди имеют достаточно веры в себя и в свои способности, чтобы вести позитивный внутренний диалог. Этот процесс и эффект от позитивного внутреннего диалога, становится похожим на позитивные утверждения. Постоянное мышление в таком ритме влияет на подсознание, которое в свою очередь воспринимает эти слова и мысли. Негативный внутренний диалог приводит к негативным результатам, а позитивный внутренний диалог, наоборот, вызывает позитивные результаты.
И вы можете использовать этот процесс в вашу пользу. Это активно даже тогда, когда вы не осознаёте этого. Но если вы понимаете и осознаете это, вы получаете возможность управлять внутренним диалогом в свою пользу. Вы можете превратить его в позитивный диалог, а когда это произойдёт, тогда вы осознаете, что в вашем распоряжении имеется большая власть.
Старайтесь осознавать, какие мысли приходят в вашу голову. Спокойно смотрите, что происходит в вашей голове, даже если через несколько минут вы можете забыть, что вы делаете это. Внутренний диалог продолжается, даже если в это время вы занимаетесь чем-то физически, ведь не так-то просто психически отделять себя от своих мыслей, от внутреннего диалога.
Снова и снова обращайте ваше внимание на то, что происходит в вашей голове, и, в конечном итоге вы сможете осознать внутренний диалог ещё быстрее. Наблюдайте за тем, что происходит в вашей голове, параллельно развивая внутреннюю силу.
Всякий раз, когда вы поймаете себя на бесполезном разговоре с самим собой, остановите внутренний диалог и направьте ваше мышление на что-нибудь хорошее и более продуктивное. Смените тему и слова, подобно тому, как работает аудио-магнитофон - в любое время вы можете поменять кассету. Поменяйте слова внутреннего диалога на позитивные мысли о крепком здоровье, счастье и успехе.
Существует ещё одна замечательная способность, но её развитие требует большой концентрации и силы воли - вы можете попробовать остановить внутренний диалог вообще. Постарайтесь игнорировать внутренний диалог, отправив своё внимание в "отпуск". Пусть ваш ум успокоится. Жизнь, безусловно, будет продолжаться, даже если внутренний диалог будет остановлен. Позвольте вашему мозгу небольшой отдых, время от времени.
Внутренний диалог иногда может быть полезным, но чаще всего это просто бесполезная непрекращающаяся болтовня, которая отвлекает ваше внимание от того, что вы делаете в тот или иной промежуток времени. Останавливая внутренний диалог, а так же меняя ваше мышление на что-нибудь позитивное, вы получаете возможность управлять им. Об остановке внутреннего диалога, вскоре будет отдельный разговор, а вдобавок, следует заметить, что эта способность имеет большое значение в самосовершенствовании.