Российская Академия Наук и история её создания. Создание академии наук Как называлась при учреждении российская академия наук

Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I.
Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в необходимости завести и в России академию наук. Этому способствовало также и то обстоятельство, что Парижская академия наук избрала его своим членом.

Петр писал: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции».

И. Никитин "Портрет Петра I"

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления — таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств - предполагали - также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить его место, причем Петр высказал пожелание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

Ж.-М. Натье "Портрет Екатерины I"

Императрица оказывала особенное покровительство Академии; сверх назначенного Петром штата отвела помещения, нередко посещала заседания Академии. Но так как в Академии не было Устава, то там царили произвол и воровство, особенно в хозяйственной части. Когда по кончине императрицы высшее государственное управление Петра II перенесено было в Москву, куда отправился и президент академии Блументрост, то положение академиков, не получавших содержание и находившихся под гнетом и произволом непременного секретаря Шумахера, иногда было отчаянным. Открытие при академии типографии, различные мастерские, гравировальные и рисовальные палаты поглощали почти все штатные суммы Академии и образовывали постоянный, сильно выраставший дефицит. Новый президент Академии барон Корф заявлял, что «ежели академия скорой помощи не получит и не приведена будет в надлежащее и определенное состояние, то имеет она без сомнения разрушиться, и столь многие тысячи купно с оною честию, которую академия у иностранных себе получила, пропадут без всякой пользы».

М.В. Ломоносов в Академии наук

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений.

Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Эта редкая работоспособность воспитанника была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича.

Это время было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике, изучали теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения. Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой.

Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом.

Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Ломоносов разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в Академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской Академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом — мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

М. Ломоносов "Полтавская баталия" (фрагмент мозаики)

Новый Устав Академии наук

Новый Устав Академии с новым штатом появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.

Шарль ван Лоо "Портрет Елизаветы Петровны"

По регламенту 1747 г. она носила название , с 1803 г. — Императорская Академия наук , с 1836 г. —Императорская Санкт-Петербургская Академия наук , с мая 1917 г. —Российская Академия наук.

Академия была разделена на два установления: собственно академию и университет. Собственно академию должны составлять десять академиков и при каждом из них адъюнкт и десять почетных, вне академии работающих, членов. Адъюнкты академии все должны быть из русских. Для непосредственного заведования делами Академии и начальствования над академиками назначен президент, а для того, «чтобы собрания академиков были порядочны» и чтобы вести журнал собрания, назначен конференц-секретарь.

В начале каждого года Академии указано предлагать задачу по одной отрасли наук. Лучшие новейшие сочинения академики должны представлять президенту, который приказывает их перевести на русский язык и напечатать. В Уставе высказана и обязанность для академиков выполнять требующие специальных знаний поручения правительственных органов. От академического дела прямо выделен университет, для которого указано президенту академии выбрать тридцать подготовленных учеников и поместить их как студентов при Академии.

Для подготовки таких студентов учредить при академии гимназию. Прежние принадлежности, не только библиотека и кунсткамера, но и типографии, книжная лавка и прежние мастерские палаты сохранены при Академии. При этом на содержание Академии вместе с гимназией и со всеми принадлежностями назначено штатом 53298 руб. Гимназии и университет при Академии действовали по этому уставу до 1766 г.

Академия наук при Екатерине II

Ф. Рокотов "Екатерина Великая"

Правительство желало, чтобы ученые труды Академии непосредственно были направлены на принесение пользы государству. Императрица Екатерина II на этом основании поставила Академию наук в непосредственное свое ведение, учредив для того особую при академии комиссию под президентством графа Орлова, которой поручено было, между прочим, привести в порядок весьма упавшую хозяйственную часть Академии.

В особенности же эта мысль, что Академия наук должна действовать для пользы народа и государственного управления, была выражена в законодательстве Александра I. В 1802 г. издан указ, повелевающий Академии наук извлекать из иностранных журналов все о новых открытиях по разным частям ремесел, художеств и земледелия, переводить их на русский язык и издавать при публичных ведомостях и в академических ведомостях помещать новейшие известия об открытиях в науках.

Академиков продолжали приглашать из-за границы в течение всего XVIII в., однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой Академии наук. Уже к 1731 г. были назначены 5 профессоров из адъюнктов, в том числе приехавший в 1727 г. 20-летним адъюнктом и ставший в Академии наук знаменитым математиком Л. Эйлер и будущий исследователь Сибири И. Г. Гмелин.

Первый русский адъюнкт - В. Е. Адодуров (с 1733г.), первый профессор из уроженцев России - Г. В. Рихман (с 1741г., адъюнкт с 1740г.), первые русские профессора (с 1745 г.) - М. В. Ломоносов (студент с 1735 г., адъюнкт с 1742 г.) и поэт В. К. Тредиаковский. Во 2-й половине XVIII в. выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, математик С. К. Котельников, астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, химик Я. Д. Захаров, минералог В. М. Севергин и др. Быстрому научному росту членов Академии наук (большинство получало звание академика до 40 лет, а около трети - до 30 лет) способствовала связь их работы с практическими задачами.

Основные достижения XVIII в. относятся к области физико-математических и естественных наук и связаны прежде всего с именами Эйлера и Ломоносова, а также астрономов Ж. Н. Делиля и Румовского, физиков Рихмана и Ф. У. Т. Эпинуса, физиолога К. Ф. Вольфа. В Географическом департаменте во главе с Делилем был подготовлен «Атлас Российской» (1745) - первое собрание карт, имевших астрономо-математическую основу. Организовывались экспедиции на огромной территории - от западных границ до Камчатки, в результате которых уточнялись географические карты, изучались природные богатства, растительный и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова Академия наук организовала сбор экономико-географических сведений (с помощью рассылки анкет) и получение с мест образцов руд. Значительны труды Академии в собирании и публикации источников по истории России и в изучении стран Востока. Ломоносов положил начало русской филологии. В 1783 для изучения проблем русского языка и словесности создана Академия Российская. Академия наук издавала ежегодные сборники. 1-2 раза в год проводились публичные собрания, в которых с речами выступали члены Академии наук; речи публиковались. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. С ними велась оживлённая переписка. Эйлер, Делиль, Ломоносов и другие были членами иностранной Академии наук, а членами русской академии были Х. Вольф, И. Бернулли, Р. А. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Л. Л. Бюффон, Ж. Л. Лагранж, Б. Франклин и др.; с 1749 ежегодно объявлялись международные конкурсы по актуальным проблемам науки с присуждением премий.

С конца XVIII в., по мере возникновения и развития университетов и других высших учебных заведений, научных обществ, первоначальные функции Академии наук сузились. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов Академии наук стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях.

С 1841 г.Академия наук состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности ; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик (с 1912 введено единое звание - академик). Существовали не входившие в штат и не имевшие перед Академией наук научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты (русские и иностранные). Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные - математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, физики В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, Б. Б. Голицын, химики Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. С. Курнаков, астрономы В. Я. Струве, А. А. Белопольский, Ф. А. Бредихин, биологи К. М. Бэр, А. О. Ковалевский, физиолог И. П. Павлов, минералог Н. И. Кокшаров, геолог А. П. Карпинский, филолог А. Х. Востоков, литературовед А. Н. Веселовский, историк С. М. Соловьев и др. Но вне Академии оставались многие крупные учёные. Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов (математик Ф. Г. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, лингвист В. И. Даль, историк флота Ф. Ф. Веселаго, врач Г. А. Захарьин и др.) и членов-корреспондентов (математик С. В. Ковалевская, механик Н. Е. Жуковский, филолог А. А. Потебня, историки В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, биологи И. И. Мечников, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, химики Д. И. Менделеев, А. А. Воскресенский и др.). Почётными академиками по Разряду изящной словесности были избраны В. Г. Короленко, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов и др.

Управление Академией наук Е. Дашковой

Д. Левицкий "Портрет Екатерины Дашковой"

Императрица Екатерина II указом от 24 января 1783 года назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского, который она занимала до 12 ноября 1796 года.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сентября 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором. Главным предметом Российской академии было очищение и обогащение русского языка, утверждение общего употребления слов, свойственное русскому языку витийство и стихотворство, а средствами для достижения цели предполагались сочинение - трудами новой академии - российской грамматики, российского словаря, риторики и правил стихосложения. По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина. Главным научным предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё». На академическом заседании Екатерина Романовна спросила у Державина, Фонвизина, Княжина и прочих присутствовавших, правомерно ли писать «iолка» и не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «ё».

Дашкова писала стихи на русском и французском языках, переводила с английского и французского, произнесла несколько академических речей, писала комедии и драмы для театра, была автором мемуаров об эпохе Екатерины II. Новое неудовольствие императрицы Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта была изъята из обращения. В том же 1795 году выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 году по восшествии на престол император Павел отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей.

В XIX - начале XX вв. были организованы новые научные учреждения: Азиатский (основан в 1818 г.), Египетский (1825 г.), Зоологический (1832 г.) и Ботанический (1823 г.) музеи; Пулковская обсерватория (1839 г.), Физиологическая лаборатория (1864 г.), Лаборатория по анатомии и физиологии растений (1889 г.), Пушкинский дом (1905 г.), Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС, 1915 г.) и др.

Запись опубликована автором в рубрике с метками , .

Наша страна подарила миру немало учёных, которые совершили важнейшие научные открытия, во многом изменившие жизнь не только своей страны, но и всего человечества. Научный потенциал России велик, что неоднократно отмечалось и Нобелевским комитетом, и другими престижными международными премиями (о русских лауреатах Нобелевской премии читать в нашей статье) . Российская академия наук существует без малого 300 лет и объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной. Много ли мы знаем о РАН? Как, когда и кем создавалась Российская академия наук?

Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I , и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам.

В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи (Accademia dei Lincei); академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. Лондонским королевским обществом (The Royal Society of London); в Париже была открыта Королевская Академия наук (Académie des Sciences) и т.д. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае–июне 1717 г. он посетил Кабинет (библиотеку) короля в Тюильри, Королевскую типографию, обсерваторию, Сорбонну, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже.

Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать».

Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году.

А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.

Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский

Готфрид Вильгельм Лейбниц 21.06.1646 – 14.11.1716 саксонский философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед

Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц . Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. во время пребывания в Германии, они несколько раз встречались. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. царь назначил его тайным юстиц-советником, поручив опекать науку. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых.

В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий.

Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди (то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения). Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение:

«Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют».

Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение (в отличие от частных и общественных западноевропейских), которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков (профессоров), были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.

М.И.Махаев, Г.А.Качалов. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. 1753 г

Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. сначала для экспонатов музея, а затем для Академии наук и ее библиотеки.

Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно – новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. «Я еще приказываю , – сказал Петр, – не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компаниею смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки, либо чем-нибудь иным, в самых этих комнатах ». Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб.

Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. в России закрепляется важнейшее правило библиотечной работы – обеспечение общедоступности национального книгохранилища для всех читателей.

Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы – домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире.

Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук.

Современный логотип Российской Академии Наук

Академия была основана 28 января (8 февраля) 1724 г. в Петербурге указом императора Петра I, а торжественное ее открытие состоялось 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г.) – к сожалению, уже после его смерти. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста.

Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец – Лаврентий Алферович Блюментрост – ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Отец занимался с ним греческим и латинским языками. Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде. Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой.

Христиан фон Вольф (1679-1754) - немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии.

Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г ., в котором он изложил и основные вехи ее создания.

“Главнейшие обязанности Академии следуют из самой цели ее назначения, общей со всеми академиями и учеными обществами: расширять пределы знаний человеческих, усовершенствовать науки, обогащать их новыми открытиями, распространять просвещение, направлять, колико возможно, познания ко благу общему, приспособляя к практическому употреблению теории и полезные следствия опытов и наблюдений; ее в кратких словах книга ее обязанностей.”

Со времени произнесения этих слов прошло более двух веков, а актуальность их не померкла и поныне. За свою долгую историю существования Академия знавала взлеты и падения, успехи и провалы, но, несмотря на различные политические, экономические и социальные изменения в стране, Академия наук остается главным научным центром России и одним из ведущих – в мировой науке.

Названия, которые носила академия за всю историю своего существования:

1724 – Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге;
1747 – Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге;
1803 – Императорская академия наук (ИАН);
1836 – Императорская Санкт-Петербургская академия наук;
1917 – Российская академия наук (РАН);
С 25 июля 1925 года – Академия наук СССР (АН СССР);
С 21 ноября 1991 года – Российская академия наук (РАН).


Инна Сырус

Лингвист, специалист по межкультурной коммуникации. В силу любви к своему родному городу и ежегодному участию в международных проектах обожает показывать Москву иностранцам, рассказывать о русской культуре, традициях, кухне и широкой русской душе. Любит собирать друзей на даче и угощать вареньем, которое неустанно варит каждую осень.

Старейшее и крупнейшее научное учреждение России. Д ействует в целях организации и проведения фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

Российская академия наук была учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Воссоздана РАН указом Президента РФ от 21 ноября 1991 года.

Структура Российской академии наук до реформы 2013 года

Была самоуправляемой некоммерческой организацией, имеющей государственный статус. РАН была построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включала в себя 11 отделений РАН по областям науки, 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН.

При Академии состояли научные советы, комитеты, комиссии. Порядок, в котором они организуются, устанавливал Президиум РАН.

Реформа РАН: законопроект

В конце июня 2013 года стало известно о том, что в внесен законопроект, предполагающий масштабную реформу Российской академии наук. Законопроект вызвал возмущение и протест со стороны многих уважаемых ученых России и мира, а также множества простых людей, ратующих за российскую науку. Его положения уничтожали РАН в его прошлом виде независимой организации. Согласно новому закону, РАН становилось Общественно-государственным объединением, наделенным функциями научно-консультативного и экспертного органа. РАН лишалась права распоряжаться своим имуществом и имуществом подведомственных организаций – это право передавалось специально создаваемому Агентству. Упразднялось звание члена-корреспондента РАН, и все они автоматически становились академиками.

Протесты ученых, возмущенных новой реформой, прошли по всей стране. Президент РАН встретился с и передал ему крайнюю обеспокоенность научного сообщества реформой в той версии, которую предлагает правительство. К августу, когда законопроект должен был поступить на третье чтение в Государственную думу, специальная комиссия при совете директоров РАН и президиуме РАН создала список принципиальных поправок.

В сентябре 2013 года закон, в которых были внесены некоторые поправки, был принят.

Реформа РАН: закон в действии

27 сентября 2013 года были приняты Указ Президента Российской Федерации N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" и Федеральный закон РФ N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Краткий обзор

  • Теперь РАН получает статус федерального государственного бюджетного учреждения. Право распоряжения имуществом РАН и подведомственных ей организаций переходит к новообразованному Федеральному агентству научных организаций (ФАНО).
  • РАН наделяется полномочиями учредителя и собственника имущества своих региональных отделений в порядке и объеме, которые устанавливаются .
  • Так же академия остается главным распорядителем бюджетных ассигнований в региональные отделения.
  • Таким региональным отделениям, как УрО РАН, СО РАН и Дальневосточному отделению РАН оставлен статус юридических лиц, а именно "федеральных государственных учреждений".
  • Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) теряют статус отдельных организаций и сливаются с РАН.
  • Многочисленные институты РАН теперь находятся в ведении ФАНО. Оно же станет утверждать государственные задания для институтов на проведение научных исследований, с учетом предложений РАН.
  • Научные и образовательные организации ежегодно должны представлять в РАН отчеты о проведенных за счет средств федерального бюджета исследованиях и о полученных результатах.

Известным итогом государственных преобразований в области просвещения и науки было учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был заслушан на заседании Сената и утвержден Петром I. Официальное открытие академии состоялось в 1725 г. уже после смерти императора.

Особенность петербургской Академии наук состояла в том, что в ней объединялись научно-исследовательские и педагогические функции. Это было обусловлено необходимостью не только развития науки, но и решения проблемы подготовки отечественных научных кадров. «Ныне в России, - указывалось в проекте, - здание к возращению художеств и наук учинено быть имеет... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была». В систему академии были включены университет и гимназия.

Открытие Академии наук стало значительным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые был создан научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории.

При академии был открыт Академический университет (1726- 1766 гг.) - первое в России светское высшее учебное заведение. Из его стен вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины

XVIII в. Академический университет окончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком. Он возглавлял его в 1758-1765 гг.

При поддержке государственной власти в обществе формировалась сеть научно-просветительных учреждений. В1714 г. в Петербурге была основана библиотека, фонд которой составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, открытом в 1719 г. Впоследствии, как и Кунсткамера, она вошла в состав Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования.

В первые десятилетия XVIII в. были созданы серьезные предпосылки для развития науки, что было связано с потребностями государства в освоении новых территорий и добыче полезных ископаемых, с развитием градостроительства и т.д.

В ходе экспедиций, организованных правительством, исследовались новые районы, изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии, материалы для составления географических карт. Таким образом, экспедиции начинали приобретать комплексный характер. Нередко их цели и задачи определял сам Петр. Обследование берегов Каспийского моря позволило составить первую карту Каспия. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Это явилось важной вехой в географических открытиях, результатом которых, как известно, стало картографическое описание очертаний материков Земли. В Академии наук объявлялись конкурсы на лучшее решение практических задач (улучшение плавучести судов, разработка методов ориентации кораблей в море по фазам Луны и др.), в которых принимали участие такие ученые, как Л. Эйлер, Д. Бернулли.

Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические нововведения применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей.

Предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву рукописи, содержавшие интересные сведения, делать копии, а подлинники «отсылать в прежние места, откуда взяты». Основным руководством по истории России в школах оставался «Синопсис» - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю. Интересно отношение Петра к Библии, которую он считал «премудрее всех книг» и старался использовать не только для «познания Бога», но и для реальных земных дел. В 1716 г. по приказу царя в Амстердаме была напечатана Библия на голландском языке с дополнительными пустыми листами - для перевода на ру сский язык «по усмотрению» церковных властей, «дабы чтением на природном языке Библии приучить охотников и к голландскому».

Московская Русь до Петра, конечно, не была некультурной страной - мы видим в ней своеобразную, пожалуй, богатую культурную жизнь, сложившуюся веками, но научная творческая работа не входила в ее состав, и русское общество впервые вошло в мировую научную работу с реформой Петра...

Петр не сделал научных открытий. Выдающихся научных работников в области точных наук никогда не было среди крупных государственных деятелей. Но Петр принадлежит истории науки потому, что он положил прочное начало научной творческой работе нашего общества.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью , направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху».

По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.

27 декабря 1725 г. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.

Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды.

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В числе первых были математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г.Ф. Миллер. В 1727 г. членом Академии стал Леонард Эйлер.

Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям (или «классам»): математическому, физическому (естественному) и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские…

Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М.В. Ломоносов.

Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. М., 1999

ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ, 1724

К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй - Академия, или Социетет художеств и наук.

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.

Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях (розмышлениях) и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были.

ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

Блументрост Лаврентий Лаврентьевич - первый президент Академии наук, родился в Москве в 1692 г. 15-ти лет он уже слушал лекции медицины в Галльском университете, откуда перешел в Оксфордский, а затем, вскоре, к знаменитому Бургаве в Лейден, где защитил диссертацию, за которую получил степень доктора. В 1718 г. звание лейб-медика перешло к Блументросту; кроме того, ему поручено было управление императорскою библиотекой и кунсткамерой, по которым ближайшим помощником его был Шумахер. В феврале 1721 г. этому последнему приказано было ехать за границу, между прочим, «для сочинения социетета наук подобно как в Париже, Лондоне, Берлине и других местах», причем он должен был представить в Парижскую академию, членом которой был Петр Великий, грамоту последнего с картой Каспийского моря. Петр Великий утвердил в начале 1724 г. проект об учреждении Академии наук, составленный Блументростом вместе с Шумахером, и сделал распоряжение о приглашении в Петербург иностранных ученых. По разным причинам вначале дело с учеными затягивалось; тем не менее, к концу 1725 года заседания в академии начались, хотя существование ее официально еще и не было признано. На эти заседания собирались те из ученых, которые раньше других прибыли в Петербург. Официально еще не был назначен и президент, хотя делами академии заведовал Блументрост, в котором все видели будущего президента. Современник и очевидец всего Мюллер хвалит вежливое и дружеское обхождение его с академиками; и после того, как Екатерина I определила его 21 декабря 1725 г. президентом, он не изменился в своем обхождении с сослуживцами, был всеми любим и уважаем. В короткое царствование свое Екатерина I оказывала внимание и милости к академии, которую сама часто посещала. Но со вступлением на престол Петра II около государя появились новые лица с новыми взглядами на вещи, и академию стали забывать; и президент ее, увлеченный общим потоком, предоставил ее в полное распоряжение библиотекаря Шумахера, честолюбивый и властолюбивый характер которого скоро восстановил против него почти всех его сослуживцев…

По Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрон