Слова исключения в корнях бер бир. Примеры слов с корнем -бер-, -бир-? Чередование гласных в корнях слов
§27 . Правописание безударных гласных в корнях с чередованием е /и
(Передача безударного гласного [и э, ь] в отдельных корнях)
Правила и формулы
Правила
1. П р а в и л о. В безударных корнях с чередованием бер /бир , дер /дир , мер /мир , пер /пир , тир /тер , блеск (с , ст , щ )/блист , жег /жиг , стел /стил , стер /стир, чет (чес )/чит пишется и в слове с суффиксом -а - , в остальных случаях пишется е , напр.: собирать - соберу, раздирать - раздеру, умирать - умертвить, подпирать - перила, растирать - растереть, блистать - блестеть, выжигать - выжечь, расстилать - расстелить, простираться - простереться, вычитать - вычесть.
И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание, сочетательный, бракосочетание, а также: побирушка, избирком, обироха, побироха, выдирки, отжиг, выжиг, выжига, обжиг, обжиговый, розжиг, выстилка, постирушка, затируха, втируша, простирнуть, вычитка, вычитчик .
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением в корнях блест /блист, жег /жиг, мер /мир, пер /пир, тер /тир может быть только е, ё (блещет, блёстки, обжечь, смерть, припёр, простёр ), в дер /дир только и (обдирка, придира ), в стел /стил, чет /чит может быть е , ё, и (стелет, чёт, почёт, подстилка, почитывать ); корень бер /бир всегда безударный.
мер /мир есть омонимичные корни: мер- со значением «мера, мерка» (примерять ) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять ).
П р и м е ч а н и е 3. Полные варианты корней: бер /бир /бор /бр, дер /дир /дёр /др, мер /мир /мор /мр, пер /пир /пор /пр, тер /тир /тёр /тр, блеск (с, ст, щ )/блист /блёст, жег (ч )/жиг /жог /жёг /жг, стел /стил /стл, стер /стир /стёр, чет (чес )/чит /чт /чёт.
П р и м е ч а н и е 4. Корень жир /жр /жор не имеет ступени чередования жер , однако выбор варианта жир - подчиняется тому же правилу: пишется перед суфф. -а -.
П р и м е р ы.
Слова с корнем бер/бир : бер -: в личных формах: беру (сь ), вберу, взберусь, выберу (сь ), доберу (сь ), заберу (сь ), изберу (сь ), наберу (сь ), оберу (сь ), отберу (сь ), переберу (сь ), уберу (сь ); бир -: вбирать, взбираться, выбирать (ся ), добирать (ся ), забирать (ся ), избирать (ся ), набирать (ся ), обирать, отбирать (ся ), перебирать (ся ), побираться, пробирать (ся ), разбирать (ся ), собирать (ся ), убирать (ся ) и производные с суфф. -а- : собирательный, избирательный, избирание .
Слова с корнем блеск (с, ст, щ )/блист : блес -: блеснуть (и с приставками: вз-, про- ), блесна ; блеск -: проблеск ; блест -: блестеть (и с приставками: за-, от-, по- ), блестящий ; блист -: блистать (и с приставками: за-, от-, по-, про- ), блистание, блистательный, блистательность .
Слова с корнем дер/дир : дер -: в личных формах: выдеру, выдерешь (и с другими приставками: за-, из-, об-, от-, пере-, по-, про-, раз-, с-, у- ), придерусь, подерусь, продерусь ; дир -: выдирать (ся ) (и с другими приставками: за-, об-, от-, про-, раз-,с- ), выдирание, задираться 2 , надирать (ся ), обдирала, обдираловка, обдирание, передирать, раздирательный, раздирающий, удирать .
Слова с корнем жег (ч )/жиг : жег -: выжегший ; жеч -: выжечь ; жиг -: возжигать (и с другими приставками: вы-, до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), выжигание (и с другими приставками: до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), зажигалка, зажигательный, зажигательность, поджигатель, поджигательство, разжигатель .
Слова с корнем мер/мир : мер -: мереть (и с приставками: вы-, за-, об-, от-, по-, пере-, у- ), мертветь (и с приставками: о-, по- ), мертвить, умертвить, мертвец, мертвецкий, мертвo, мертвятина, замертво, намертво, насмерть, омертвелый, омертвелость, помертвелый, смертельный, умерщвление ; мир -: вымирать (и с другими приставками: за-, об-, от-, по-, у- ), вымирание (и с другими приставками: за-, об-, у- );
Слова с корнем пер/пир : пер -: переть (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), вперить, перила, перильца, взаперти ; пир -: впирать (и с другими приставками: вы-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), запираться (и с другими приставками: о-, от-, пре-, у- ), запирательство (и с другими приставками: от-, пре-, у- ), попирание .
Слова с корнем стел/стил : стел -: стелить (и с приставками: вы-, до, за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ); стил -: выстилать (и с другими приставками: за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ), выстилка ;
Слова с корнем стер/стир : стер -: простереть (ся ), распростереть (ся ), с тир -: простирать (ся ), распростирать (ся ).
Слова с корнем тер/тир : тер -: тереть (ся ) (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, ис-, на-, об-, о-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ); тир -: вытирать (и с другими приставками: до-, за-, за-с-, ис-, на-, с-, об-, об-с, от-, пере-, по-, про-, рас-, у- ), втирать (ся ), простирать (ся ), втируша, очковтирательство, постирушки, простирнуть .
Слова с корнем чес/чет/чит : чес -: вычесть ; чет -: чета, четья, вычет, нечет ; -чит 1 - : читать (ся ) (и с приставками: вы-, до-, за-, на-, от-, по-, пере-, про- ), читалка, читательский, читаный, вчитаться, вычитка, причитать, запричитать ; чит 2 -: вычитать (ся ), вычитаемое, вычитание ; чит 3 -: считать (ся ) (и с приставками: до-, за-, на-, от-, пере-, по-, под-, пред-по-, про-, рас-, со- ), считалка ; чит 4 -: считать (ся ), почитать, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница .
Формулы
корень бир /бер : безударное бир перед суфф. а (выбирать ) § 27 п. 1 корень бир /бер : безударное бер не перед суфф. а (выбрать, выберу ) § 27 п. 1 корень бир /бер : исключение - безударное бир не перед суфф. а (побирушка ) § 27 п. 1 искл. корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блист перед суфф. а (блистать ) § 27 п. 1 корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блест не перед суфф. а (блестеть ) § 27 п. 1 корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блес не перед суфф. а (блесна ) § 27 п. 1 корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блеск не перед суфф. а (отблеск ) § 27 п. 1 корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блещ (блещу ) § 27 п. 1 корень дир /дер : безударное дир перед суфф. а (выдирать ) § 27 п. 1 корень дир /дер : безударное дер не перед суфф. а (выдеру ) § 27 п. 1 корень дир /дер : исключение - безударное дир не перед суфф. а (выдирки ) § 27 п. 1 искл. корень жиг /жег (ч ): безударное жиг перед суфф. а (выжигать )§ 27 п. 1 корень жиг /жег (ч ): безударное жеч не перед суфф. а (выжечь ) § 27 п. 1 корень жиг /жег (ч ): исключение - жиг не перед суфф. а (обжиг )§ 27 п. 1 искл. корень мир /мер : безударное мир перед суфф. а (умирать ) § 27 п. 1 корень мир /мер : безударное мер не перед суфф. а (умереть ) § 27 п. 1 корень пир /пер : безударное пир перед суфф. а (выпирать ) § 27 п. 1 корень пир /пер : безударное пер не перед суфф. а (выпереть ) § 27 п. 1 корень стел /стил : безударное стил перед суфф. а (выстилать )§ 27 п. 1 корень стел /стил : безударное стел не перед суфф. а (выстелить )§ 27 п. 1 корень стел /стил : исключение - безударное стил не перед суфф. а (выстилка ) § 27 п. 1 искл. корень стер /стир : безударное стир перед суфф. а (простирать, распростирать ) § 27 п. 1 корень стер /стир : безударное стер не перед суфф. а (простереться, рапростереть ) § 27 п. 1 корень тир /тер : безударное тир перед суфф. а (вытирать ) § 27 п. 1 корень тир /тер : безударное тер не перед суфф. а (вытереть ) § 27 п. 1 корень тир /тер : исключение - тир не перед суфф. а (постирушка ) § 27 п. 1 искл. корень чит /чет (чес ): безударное чит перед суфф. а (вычитать ) § 27 п. 1 корень чит /чет (чес ): безударное чет не перед суфф. а (вычет ) § 27 п. 1 корень чит /чет (чес ): безударное чес не перед суфф. а (вычесть ) § 27 п. 1 корень чит /чет (чес ): исключение - безударное чет перед суфф. а (бракосочетание ) § 27 п. 1 искл. корень жир /жр /жор : безударное жир перед суфф. а (обжираться ) § 27 п. 1 прим. 4 |
2. П р а в и л о. В корне вес /вис без ударения пишется и в словах с суффиксом -а -, в остальных случаях пишется е , напр.: свисать, зависать, на весу, занавес.
И с к л ю ч е н и я: висеть (и с приставками: повисеть, отвисеться, провисеть ), висок , висмя, висюлька, висячий, висло... (вислоухий, вислозадый, вислоплечий, вислоусый ), навись.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : вис, повиснуть, зависнуть, повесить, развесистый, вешать, свесить.
вис - : зависать, нависать, обвисать, повисать, провисать, свисать . Слова с корнем вес - : весы, вывесить, вывеска, занавес, навесной, подвесной, развесной, на весу.
Формулы
3. П р а в и л о. В корне зер /зир без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - , в остальных случаях - е , напр. : взирать, надзирать, надзиратель, озирать (ся ), презирать, призирать ; зерцало, зеркальный, созерцать, созерцатель, созерцательный (слова с суфф. -ка-, -ца- ).
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением только е : зеркало.
П р и м е ч а н и е 2. Полный корень зер /зир /зор /зр выступает также в словах взор, обзор, беспризорник, зрение, обозрение, подозрение, подозревать, презрение, зрак, призрак, прозрачный, невзрачный, зоркий и др.
Формулы
4. П р а в и л о. В корнях би /бе /бо , бри /бре , ви /ве /во , ли /ле , пи /пе /по , ши /ше(в) без ударения после парной мягкой и шипящей пишется и , после парной твердой - о , напр.: избиение, выбоина; выбривать ; прививать ; наливать ; выпивать, поить ; вышивать.
И с к л ю ч е н и е: пошевни.
и , и е , и о : бить, битва, бивень - бей, бой ; брить, бритва - брадобрей, бреющий ; вить, завивка - вейся ; лить - лейка, лей, водолей ; пить - пей, водопой ; шить - шей.
П р и м е р ы. Слова с корнем би -: избиение, битком, биток, вбивать (и с другими приставками: выбивать, забивать, избивать, набивать, надбивать, обивать, отбивать, перебивать, побивать, посбивать, сбивать, пробивать, прибивать, убивать ) и производные. Слова с корнем бри -: выбривать, забривать. Слова с корнем ви -: завивать (ся ), прививать, извивать, навивать. Слова с корнем ли -: возлияние, изливать, излияния, вливать (и с другими приставками: выливать, доливать, заливать, наливать, обливать, отливать, переливать, подливать, поливать, проливать, сливать ). Слова с корнем пи -: питьё, питейный, питух, испитой, спитой, пиявка, выпивоха, запивать, выпивать, пропивать, спиваться. Слова с корнем ши(в) - : зашивать (ся ), пришивать, вышить, вышивать, сшивать, ушивать, шитьё, шитво, вшивной, пришивной.
Формулы
корень ли /ле (й ): без ударения и (литой, вылитый, возлияние, слияние ) § 27 п. 4 корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения и после мягкого согласного (забивать ) § 27 п. 4 корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения о после твердого согласного (выбоина ) § 27 п. 4 корень ви /ве (й ): без ударения и (завивать ) § 27 п. 4 корень пи /пе (й ): без ударения и (запивать ) § 27 п. 4 корень ши /ше (й,в ): без ударения и (зашивать ) § 27 п. 4 корень ши /ше (й,в ): исключение - е без ударения (пошевни ) § 27 п. 4 искл. |
5. П р а в и л о. В корне леп /лип без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - (не -я - ), в остальных случаях пишется е , напр.: лепить, слипаться.
И с к л ю ч е н и е: липучий, липучка.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : липкий, лепка, лепит.
П р и м е р ы. Слова с корнем лип - : влипать (и с другими приставками: налипать, облипать, отлипать ), подлипала, слипаться . Слова с корнем леп - : лепить (ся ) (и с приставками: вылепить, залепить, налепить, отлепить, перелепить, прилепить, слепить ), влеплять (и с другими приставками: налеплять, облеплять, отлеплять, прилеплять, разлеплять, слеплять ), лепешка, лепной, лепнина, облепиха.
Формулы
6. П р а в и л о. В корне рек (ре ч )/риц без ударения пишется е перед к или ч , пишется и перед ц , напр.: нарекать, нарицательный .
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только е : наречь, изречь.
П р и м е ч а н и е 2. Полный корень имеет вид рек (ч )/риц /рок , напр.: нарекать, наречение, прорицатель, пророк .
П р и м е р ы. Слова с корнем рек -: зарекаться, изрекать, нарекать, нарекание, непререкаемый, обрекать, отрекаться, пререкаться, предрекать. Слова с корнем реч - : речевой, речение, речистый, изречение, наречение, нареченный, обречение, отречение. Слова с корнем риц -: нарицать, нарицательный, отрицание, отрицать, отрицательный, порицать, порицание, прорицать, прорицание, прорицатель.
Формулы
7. П р а в и л о. В корне сед (се с )/сид (си ж ) без ударения пишется е перед твердым д , пишется и перед мягким д , напр.: седок, сидеть .
И с к л ю ч е н и я: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный ; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный .
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед.
П р и м е ч а н и е 2. У корня сед- есть омоним: сед-ой.
П р и м е ч а н и е 3. Полный корень сед (сес )/сид (сиж )/сяд (сад ), вариант сяд - выступает только под ударением: сяду, присядка.
П р и м е р ы. Слова с корнем сид [д’] -: сидеть (и с приставками: высидеть, досидеть (ся ), засидеть (ся ), насидеть (ся ), обсидеть, отсидеть (ся ), пересидеть, посидеть, подсидеть, просидеть, рассидеться ) и производные (сиделец, сиделка, сиденье, сидмя, сидячий, посиделки и т. п.). Слова с корнем сед -: восседать (и с другими приставками: заседать, наседать, оседать, приседать, проседать ), седлать (и с приставками: переседлать, расседлать ), дозаседаться, седалище, седалищный, седок, седло, заседатель, председатель.
Формулы
8. П р а в и л о. В корне дет /дит без ударения пишется е , напр.: детвора, детеныш, детина, детинушка, детишки.
И с к л ю ч е н и я: дитё, дитя, дитячий.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и е , и и : дети, детство, дитятко, девочка.
Формулы
9. П р а в и л о. В корне щеп /щип пишется е в слове со значением «отделять кусок от дерева» (отщепить, нащепать щепок ), в остальных случаях написание корня следует запомнить (отщепенец, щипковый ).
П р и м е р ы.
Слова с корнем щеп 1 - «отделять кусок от дерева»: щепка, щепа, щепяной, щепать («отделять щепки»), нащепать («наделать щепок»), расщепать («ударом превратить в щепу»), защепить 1 , защеплять (о дереве: «строгая, сделать защепы, занозы»), отщепить 1 (о дереве: «отделить лучину»), расщепить (ся ) 1 (о дереве: «щепля, разделить на части»).
Слова с корнем щеп 2 -: прищепка 2 , защепить 2 («застегнуть, соединить», то же, что защипнуть, защипать, защипывать в контексте защепить края лепёшки ), отщепить (ся ) 2 («отсоединить»: кислород отщепился ), отщепенец, отщепенка, отщепление, прищепить («защемляя прикрепить»: прищепить листы ), расщепить (ся ) 2 , расщеплять (ся ) («разделить(ся) на части»: расщепить атом ), расщепление, расщепленный .
Слова с корнем щеп 3 -: щепоть, щепотка (от щипать 1).
Слова с корнем щеп 4 /щип : прищепить 4 , прищеплять («привить, вставить черенок в расщепленный сучок»), прищепок, прищипка («прививка») и прищепка 4 (то же).
Слова с корнем щип 1 -: щипаный, щипчики, прищипка, щипать 1 (гусь щиплет травку, щипать кого-то ), выщипать 1 , дощипать 1 , нащипать 1 , исщипать 1 , ощипать 1 (птицу ), общипать 1 , перещипать 1 , сощипать 1 , щипец, щипковый (инструмент ), щипнуть, щипцы, щипцовый, ущипнуть, щипок, ощипывать... и др. приставочные с суфф. -ыва -; защипать 1 , защипнуть (защипывать ) («соединить края»).
Слова с корнем щип 2 -: щипать 2 («вызывать ощущение болезненного жжения»).
Формулы
10. П р а в и л о. В корне зе(в,й )/зи /зяв без ударения перед в пишется е , не перед в пишется и , напр.: зевать, разевать, зевок, раззеваться, зиять, зияние.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть е, ё, и, я : зев, позёвывать, разинуть, ротозей, раззява.
Формулы
11. Правило. В корне зме (й )/зми (й ) без ударения пишется е , напр.: змея, змеёныш, змеевик.
Примечание. Под ударением может быть и е , и и : змейка, змий.
Формулы
В разбираемых ниже словах есть столь разошедшиеся по значению корни, столь слившиеся с приставками, что корректнее считать их только частью корня, поэтому предлагаем такую формулировку, как и для корней с чередованием а (я )/им (ин ).
Корень можно разделить на несколько омонимичных со значениями: «бить», «тащить», «бежать», «ссориться».
В слове висок , обозначавшим изначально «волосы, свисающие по бокам», корень вис выделяют лишь исторически.
Иногда в словообразовании говорят о корне бр -.
Цели урока:
- способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
- продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.
Ход урока
1.Ситуация успеха
Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.
(Открываю доску с записанным текстом.)
З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.
Что будете делать?
(Ответы детей.)
Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?
Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.
2. Ситуация разрыва
Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)
Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?
(Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)
Давайте выясним значение этих слов.
Работа с толковым словарем.
(НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)
Однокоренные ли эти слова?
(Ответы детей)
Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)
Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?
3. Постановка учебной задачи
Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?
(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)
4. Решение учебной задачи
Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.
Даны два столбика слов, записанных на доске.
С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)
Работа в парах со словарем.
Что вы заметили? (В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)
Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.
Работа в группах.
(Выслушиваю рассуждения детей)
Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.
5. Моделирование
Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?
(Выслушиваю объяснения учащихся.)
Предъявление моделей на доске.
6.Физкультминутка
7. Дополнения к правилу
Работа в парах
Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?
(Повторение правила)
Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.
Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на
руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.
(Анализ языкового материала в парах.)
Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?
(Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)
(Проверка)
9. Домашнее задание
Составьте предложения сданными словами.
10. Рефлексия
Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.
На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…
Основываясь на правило русского языка известно, что корни бер — бир , с чередующимися гласными е, и пишутся следующим образом. Если в слове с таким чередованием гласных присутствует суффикс «а», то писать в корне следует букву «и». Если отсутствует суффикс — писать нужно «е».
Примеры слов — собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.
Корни -бир- и -бер- — это корни, в которых происходит чередование гласных. Написание гласной в корне зависит от наличия/отсутствия последующего суффикса А.
Примеры слов: отберу, наберу, приберу, подберу, переберем, но отбирать, перебирать, прибираться, набирать и др.
Корни -бер- и -бир- — это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.
Правило: при правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс «а» после корня. Если после корня есть суффикс «А», то в корне пишется буква «И». Если суффикса «а» нет, то пишется корень -бер-.
А теперь примеры слов с корнями -бер- и -бир-: прибирать, забирать, отбирать, выбирать, добирать, забирающий, отбирающий, недобирать, оббирать, убирать, беру, берущий, уберу, заберу, приберу, выберу, доберёт, выберет.**
Корни -бер- и -бир- относятся к заданиям второго класса. Соответственно слова в примерах тоже нужны для возраста детей вторых классов.
БЕРу, заБИРаю, БРать, уБИРаю, соБИРаю, БЕРем, БРали, муха-БЕРуха, поБЕРушка.
Все слова с корнем -бер- или -бир- имеют смысловую нагрузку от одного слова брать, при добавлении приставок и изменении окончаний изменяется слово, но не по смыслу, а по склонению его относительно множественного или единственного числа.
Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. Это невозможно тогда, когда в корне слов происходит чередование, как, например, в словах с корнем бер-/бир- .
Если за корнем следует суффикс -а-, то в нем пишется буква -и-, то есть корень приобретает вид — бир-. В остальных случаях в однокоренных словах пишется корень бер-.
Примеры слов с корнем бир- :
избиратель, избирательный, избирать, избираться, избираемость, избирательность, избирательский, перебирать, перебираться, выбирать, выбирание, отбирать, отбираться, собирать грибы, собираться в поход, собирательный образ, собирательство, собирание, собиратель, собирательница, убирать вещи, забирать с собой, забираться в кладовку, прибирать дом, прибираться в кухне, побираться.
Примеры слов с корнем бер- :
www.bolshoyvopros.ru
Слова с корнем бер бир
Здравствуйте, уважаемые эксперты сайта!
Ваша команда всегда помогает мне разобрать с тонкостями русского языка. Помогите мне разобраться, в каких словах можно наблюдать корень БИР, а где БЕР?
Здравствуйте, уважаемый читатель нашего сайта!
Мы рады будем оказать
Вам помочь в решении всех интересующих вас вопросах. Вас волнует вопрос связанный
с тем, в каких сдовах мы можем увидеть клрень БИР, а где БЕР? И есть ли разница в написании или нет? Объясните правописание на наглядных
примерах.
Наша команда с большой радостью поможем вам разобраться со всеми возникшими у вас вопросами. Для начала вам понадобится взять в руки орфографический
или толковый словарь.
Во-первых, вам необходимо вспомнить тот факт, что корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную
в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя.
В данном именно
случае действовать необходимо только строго по правилу. Рассмотрим следующее правило:
» При правописании
корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс «а» после корня. Если после корня есть суффикс «А», то в корне пишется буква «И». Если суффикса
«а» нет, то пишется корень -бер
- «. А теперь для закрепления стоит рассмотреть несколько наглядных примеров.
Прибирать - корень: БИР.
Забирать - корень: БИР.
Выбирать - корень: БИР.
Уберу - корень: БЕР.
Приберу - корень: БЕР.
Доберёт - корень: БЕР.
Я надеюсь, что Вы усвоили сегодняшний урок и сделали определенные
выводы, а именно как правильно необходимо разбирать и определять верное написание слов, а также определять, в каких случаях мы пишем корень БИР, а в каком БЕР. Это стоит запомнить
и применять на практике! Полагаю, Вы усвоили тему, и наша команда смогла ответить на все волнующие вас вопросы!
Желаем успехов и удачи!
Я все уберу и только после этого смогу отправиться с подругой в кино.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить ответ.
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.
ru.solverbook.com
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Чередование а и о
1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть.
Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть.
Исключение: зорев а́ ть.
3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние.
5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлаг а́ ть, прилаг а́ тельное – предлож и́ ть, облож е́ ние.
Исключение: п о́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а́ вать, плав у́ честь, поплав о́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскак а́ ть – подскоч и́ ть.
Исключения: скач о́ к, скач у́ .
11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тв о́ рчество – твор и́ ть, твор е́ ц.
Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.
Чередование е и и
12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Чередование а(я) и им, а(я) и ин
13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
Корни с чередованием. Все правила
Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
Правило II. Корни с чередованием А//О
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
- -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
- -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд – промОк нуть под дождём)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А О .
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
Корни бир бер правило
Корни с чередованием
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
Спасибо за то что написали все правила мне это очень помогло. Раньше у меня по этой теме было 3, а теперь 5.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 47488 от 25.11.2011 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Тоже самое с зар зор- а как же зарница? Ударение на А, но мы же не пишем О
Пример слов с корнем БИР: Набирать-Обирать-Избиратель-Разбирать-Собирание.
соберу ягоды, соберусь с силами, собери посуду со стола, отберет игрушку, выберут депутата, заберем с собой, изберёте председателя, переберем картофель, уберут двор, приберу комнату.
Примеры слов - собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.
забираю санки, убираю в комнате, собираю бумажки в классе, выбираю корень слова, отбираю сумку у собаки, берегу природу.
Корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.
Примеры слов с корнем -бер-, -бир-? Опишите принцип подбора однокоренных слов под этот корень.
Примеры слов с корнем -бер,бир
Чтобы объяснить принцип подбора слов с указанными корнями, следует уточнить, что на самом деле, этот корень принимает не только вид БИР-БЕР, но и БОР и БР. Ведь это исторический корень глагола Брать, который оказывается родоначальником огромного количества родственных слов.
В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог.
Расскажите правило правописание чередующихся гласных в корне
В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ) , в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В корне -зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: зарево, зорька - зарница, озарять. Исключение: зоревать.
В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.
В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, творчество - творить, творец. Исключение: утварь.
Корень -мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
если суффикс другой, то в корне -е- напр. выбЕр*е*шь
Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать. Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным) ; выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным) .
В корне -кас- - кос (н) - пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная-коснуться, прикосновение.
В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кланяться, поклон - поклониться, поклонение.
В корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
В прилагательном «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание - сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
6.Лаг/лож- В корне лаг - пишется гласная а
8.Рос/раст/ращ- В корне рос - пишется гласная о
Подскажите правила бер бир мер мир кос кас блест блист
Исключение: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, подростковый
Мок - со значением «пропускать жидкость» или «содержать жидкость»
Исключения: заря, зоревать, утварь, изгарь (что-то перегоревшое) , пригарь (привкус гари)
Плав - пишется во всех остальных словах (сплавлять лес)
1.В следующих корнях пишется и, если есть суффикс а
3.Мак/мок-Мак - пишется в словах со значением «погружать в жидкость»
9.Равн/ровн- Равн - пишется в словах со значением «равный, одниаковый»
4.Плав/плов-Плов пишется в словах пловец, пловчиха, пловцы и производных от них
7.В следующих корнях пишется без ударения о, под ударением а
5.Скак/скоч-В корне скак - пишется гласная а
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться .
Корни с чередованием: правописание, примеры
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.
Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка ; проскочить – проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .
Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори . Исключения – зоревать, зорянка .
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли ; возраст – сращение – заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение . Исключение – слово утварь .
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
Азбучные истины
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)
43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
А сейчас, ребята, мы с вами приступим к осуществлению проекта «НОВОСЕЛЬЕ». Мы отправимся на новоселье к корням с чередующимися гласными.
корней–бер- (– бир -), -мер – (-мир-), -дер-(дир-), -кос- (-кас-)
научить учащихся владеть способом выбора гласных и-е, о-а при правописании
Итак, посмотрим внимательно на слова и попробуем найти закономерность, согласно которой, в корне написана та или иная буква.
Правописание гласных в корнях с чередованием –кас,кос,бер,бир- (разработка урока)
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах, подравняться в строю, равнина, равнозначные величины.
Давайте, ребята, запишем слова, из предложения, выделим корни и поселим их в наш терем, соблюдая правила «расселения». В левое окошко мы записываем корни с буквой «а»,т. к рядом суффикс А, в правое окошко мы поселим корни с буквой «о». так как суффикса А - нет.
А теперь проверим правильность выполненного задания
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
Задание: если в корне «а»- хлопаем в ладоши, если в корне «о» - поднимаем руки.
Познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся гласных в корнях,
Сегодня мы к…снемся темы «Мой дом». Устный рассказ должен к…саться заданной темы. Мысли пол_гается изл_гать последовательно и чётко. Предл…жения должны быть хотя и распространёнными, но не слишком длинными.
-гар- - -гор-
под ударением пишется а
, без ударения - о
: загар, угар -загорелый, угореть.
Исключения:
выгарки, изгарь, пригарь
(специальные и диалектные слова).
В корне -зар- - зор-
а
: зарево, зорька - зарница, озарять
. Исключение:
зоревать.
В корне -кас- - кос (н)-
пишется о
, если дальше следует согласная н
, в остальных случаях - а
: касаться, касательная-коснуться, прикосновение
.
В корне -клан- - -клон-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о
: кланяться, поклон - поклониться, поклонение
.
В безударном корне -лаг- - -лож-
перед г
пишется а
, перед ж
- о
: предлагать, прилагательное - предложить, обложение.
Исключение:
полог
.
Корень -мак-
содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила
. Корень -мок-
содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное
. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ
.
В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав-
гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок
. Корень -плов-
содержится в словах пловец
и пловчиха
, корень -плыв
- - в слове плывуны
.
Корень -равн-
имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать
. Корень -ровн-
- в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень
. Сравните: подравнять
(сделать равным) - подровнять
(сделать ровным); выравнен
(сделан равным) - выровнен
(сделан ровным).
В корне -раст- - -рос-
пишется а
перед последующим сочетанием ст
(также перед щ
), в остальных случаях пишется о
: расти, наращение - выросший, заросль, поросль
. Исключения:
отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- - -скоч-
перед к
пишется а
, перед ч
- о
: подскакать - подскочить.
Исключения:
скачок, скачу.
В корне -твар- - -твор-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о
: тварь, творчество - творить, творец
. Исключение:
утварь.
В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит-
пишется и,
если дальше следует суффикс -а-
: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать
; в противном случае пишется е
: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить
. Исключения:
сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием -а- (-я-) - -им-, -а- (-я-)
- -ин-
пишутся -им-
и -ин-
, если дальше следует суффикс -а-:
сжать - сжимать, понять - понимать, начать -начинать
. Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать
и другие. В производных формах сохраняется -им-
, даже если дальше не следует суффикс -а-,
например: сниму, сними, подниму, подними
и так далее.
Тема: Чередующиеся гласные в корне (Правописание корней –бир-бер-, -дир---дер-, -мир-мер-, -пер-пир-,-тир---тер-, -стил---стел-)
Класс-5.
Учебник- Русский язык 5 класс Панов М.В., Москва, ООО «Русское слово- учебник»
Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.
блистательныйблистать
выбирать
выдирать
выжигаю
вытирать
забираться
задираю
замирают
запирать
запоминаешь
застилать
затирать
избирать
напирать
натирать
обдирать
отпирай
перебирать
перепираться
перетирать
приминал
примирять
принимай
Пробирались
продирать
протирать
разбирать
разжимай
расстилать
растирать
собираться
стирать
убирать
умирать
упирается
устилать
выдернул
вытереть
заблестеть
задеру
замереть
запереть
заперли
застелить
изберу
измерять
надеру
отмереть
отпереть
перестелить
подстелить
протереть
расстелить
соберём
соберись
стелись
стереть
уберу
умереть
Разминка :
Орфоэпическая : Нача́ться сегодня, начала́сь быстро, начался́ за окном, начало́сь в небе, начали́сь внезапно; поня́ть смысл, по́нял друга, поняла́ задание, по́няли задачу; замере́ть от страха, за́мер на месте, за́мерло вмиг, замерла́ , за́мерли.
Словообразовательная :
1. Собери словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности :
Поджог, жечь, поджечь.
2. Восстановить словообразовательную цепочку:
расчет ←_________
3. Образовать существительное, прилагательное, наречие от данного глагола
Напирать
Лексическая
Умирать-значение связано со смертью
Замереть-значение связано с прекращением движения
Мерить - значение связано с измерением
Повторение : словообразование, лексика
РАБОТА С ПРАВИЛОМ
Задание 1. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, почему в первом случае в корне пишется и- , а во втором – -е- . Вывод запишите.
И––Е–
из бир а ю
за дир а ю
за пир а ть
вы тир а ть
у мир а ть
рас стил а ть
из бер у
за дер у
за пер еть
вы тер еть
у мер еть
рас стел ить
ПРАВИЛО (мой вариант). ___________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Примечание) Чередование а(я) - им, а(я) - ин
В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -а ( пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать ). Пишем напоминать, внимательный . В производных формах сохраняется им , если даже не следует суффикс -а , например: подниму, сниму, подними, сними .
УПРАЖНЕНИЯ
1. Придумай и запиши предложения со словами :
Не при дира йся, не при дер ёшься, про стира ется, рас стила ется.
2. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя по списку c лов для справок.
1) Надо б лампочку повесить, денег всё… . (Б.Окуджава.) 2) … вашу дверь, пусть будет дверь открыта.(Б.Окуджава.) 3) Будет … теремок на засов и на замок. (С. Маршак.) 4) … с мыслями и ответь. 5) Вот запру, … не …- ни за что тебе не … . 6) Ты …, …, … , мой лён. 7) Ветер … траву. 8) … решение обдуманно. 9) Держи котёнка крепко, не … руки. 10) Ты легко … правила?
Слова для справок : не соберём, не запирайте, заперт, соберись, отпирай, отпирай, отпереть, стелись, стелись, расстилайся, приминал, принимай, разжимай, запоминаешь.
3. Преобразуй слова согласно обозначенному условию так, чтобы появился за корнем суффикс –а-
Разожгу -____________________________ (глаг., несов.в., наст.вр., 1 л., ед.ч.);
Соберу - _________________________(глаг., несов.в., прош.в., м.р.);
Запру- ____________________________(глаг., нсов.в. , наст.в., 1 лицо, мн.ч.);
Разотру-___________________________(глаг. , несов.в., прош.в., ж.р).
4 .Распредели данные словосочетания на группы в соответствии с изученной орфограммой :
Натирать пол, убирать квартиру, запереть дверь, вытереть посуду, замер от ужаса, протирать глаза, уберёшь посуду, вытирать окна, собирать грибы, запирать замок.
5. Восстанови пословицы, используя глаголы в нужной форме (умирать, разбирать, выбирать, подстелить, вытирать, потерять, драться, задирать):
Смелый … один раз, а трус каждый день.
Смерть чинов не… .
Солдат службы не … .
Кабы знал, где упасть, соломки бы … .
Кто детям потакает, сам слёзы … .
Не знаешь, где найдёшь, где … .
Не силой …- умением.
Не … нос высоко- споткнёшься.
ПОТАКАТЬ
ПОТАКАТЬ, -аю, -аешь; несов., каму-чему (разг.). То же, что потворствовать. П. ребенку в шалостях (шалостям ребенка). || сущ. потакание, -я, ср. и потачка, -и, ж. Не давать потачки каму-н.
Из словаря С.И.Ожегова
6. Замените фразеологизмом следующие слова. Используя словарь фразеологизмов, объясните их значение :
А) Зазнаваться, важничать_____________________
Б) Жестоко расправиться с кем-либо______________________
Самоконтроль
МОГУ ЛИ Яправильно определить написание гласной в корне?
-и- : ____________________________________________
-е- : ___________________________________________
1) Собираться на праздник; 2) примирять друзей; 3) замереть от неожиданности; 4) соберу ягоду; 5) продирать траву; 6) выдернула больной зуб; 7) протереть столы; 8) перетирать морковь; 9) отпереть дверь; 10) запирать на замок; 11) устилают дорогу цветами 12) застелить постель.
Могу: _______________
__________________________________________
Не могу: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
ЗНАЮ ЛИ Я
правило?
Восстановите предложения:
В глаголах с корнями пишется –И-____________________________________. Пример: ________________________________________________.
В глаголах с корнями бир-бер-, -дир---дер-, -мир-мер-, -пер-пир-,-тир---тер-, -стил---стел- в корне пишется –Е-.
Например: _____________________________________________.
Знаю: _______________
_____________________
____________________
Не знаю: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
УМЕЮ ЛИ Я
правильно писать глаголы с чередующимися гласными –Е-И-
в корнях?
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с
-и-: ______________________________________________
- е-: _____________________________________________
1.Подп…рают небо. 2. Расст…лился ковер. 3. Уб…раю комнату. 4.Соб..ру урожай. 5. Прод…раться сквозь кусты. 6. Подст…лать солому. 7. Зап…реть на ключ. 8. Зат…рать пятно. 9. Переп…раться с одноклассником. 10. Подп…реть дверь. 11. Над…ру лен. 12. Выд…рать с корнем. 13. Обд…рая колени. 14. Прот…рает полы. 15. Ст…рать с доски. 16. Изм…рять объем. 17. Зам…реть от страха.
Умею: _______________
__________________________________________
Не умею: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
ДИКТОВКА
малыш сердился нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер он никогда не забирался так высоко перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Е. Носов «Белый гусь»
ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Правило:
Буква И пишется в том случае, если после корня есть суффикс –А-. Если же суффикса –А- нет, то пишется Е.
-и-
Модель
Правило
Примеры
- БИР-+-А-
-ДИР- +-А-
-МИР-+ -А-
-ТИР- + -А-
-ПИР- + -А-
-СТИЛ-+ -А-
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
________________
________________
________________
________________
________________
___________________________________
________________
-е-
- БЕР-
-ДЕР-
-МЕР-
-ТЕР-
-ПЕР-
-СТЕЛ-
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
______________________________________________________________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
Прочитайте пункты правила о правописании -И- и -Е- в корнях с чередованием . Обратите внимание на суффикс –А-. Рассмотрите таблицу. Впишите в соответствующий столбик пункт правила и примеры к нему.
Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите слова с чеоедованием гласных в корне, обозначьте условия выбора._____________________________________
По саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные дни около шалаша - целая ярмарка. Толпятся бойкие девки в сарафанах, «барские» в своих дикарских костюмах, молодая старостиха с широким сонным лицом. На голове ее косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками. Подходят также мальчишки в белых рубашках и коротеньких порточках. Они идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками.
(По И. Бунину)
Задание 2. Выберите понравившееся задание и выполните его
1) Выразительно прочитайте предложения. Кто, по-вашему, автор этих строк?
Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните графически их выбор.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разб...рает .
Поди ж, приятель, уб…райся ,
Да бер...гись : вперед
ты мне не поп…дайся .
Отколь такой б…рётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!...
(И. Крылов)
2)Выразительно прочитайте предложения. Отгадайте загадки.
Выпишите слова с пропущенными буквами, Обозначьте корень в словах с чередующейся безударной гласной.
1.По воде идет, крыльями уп…рается , водой умывается. (Лодка, кораблик)
2.Весной цв…ту , летом плод даю, осенью не вяну, зимой не ум…раю . (Ель, сосна)
3.Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб…рёт : ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град) .
1. Лодка с вёслами напоминает птицу: вытянутое тело, вёсла поднимаются и опускаются, как крылья. Водой умывается - волны плещут в нос лодки.
Задание3. Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами.
Набор глаголов с чередующимися корнями:
собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.
Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
ДИКТОВКА (оригинал)
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Е. Носов «Белый гусь»
Примерные ответы на задание 3 (домашняя страница)
1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не вытирай руки о скатерть, пользуйся салфеткой.
7. После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.
Задирать нос
задирать нос задирать/задрать нос Разг. Неодобр. Зазнаваться, важничать. С сущ. со знач. лица: одноклассник, спортсмен… задирает нос; задирать нос перед кем? перед товарищами, перед одноклассниками…; не нужно, не следует… задирать нос.
Он занял первое место на олимпиаде и задрал нос.
Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает. (А. Плещеев.)
Фома Фомич… как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше. (Ф. Достоевский.)
Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не загордился. (М. Салтыков-Щедрин.)
Стереть с лица земли
стереть с лица земли Обычно сов. Чаще инф. или буд. вр. 1. Жестоко расправиться с кем-либо, погубить кого-либо. Стереть с лица земли кого? врага, противника, его, всех…
Он ничего не мог понять и знал только одно, – что неведомо почему его все хотят уничтожить, раздавить, стереть с лица земли. (Г. Успенский.)
Я буду преследовать вас как человек, потерявший на вас триста тысяч долларов… Или, говоря точнее, я попросту сотру вас с лица земли. (К. Симонов.)
2. Полностью уничтожить, разрушить что-либо до основания. Стереть с лица земли что? село, город, крепость, завод…
Уильям Зифф в своей книге «Два мира» приводит цифры разрушенных во время войны в нашей стране промышленных предприятий, городов и сел, стертых с лица земли… (М. Шолохов.)
Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997