Снегокат своими руками в домашних условиях. Делаем снегоход своими руками - проще не бывает! Как правильно сделать самодельный снегокат
На сегодняшний день приобрести горные лыжи или сноуборд не представляем проблем. Они продаются в каждом спортивном магазине, однако, всегда можно выделится из толпы и проехаться по склону на самодельном спортивном снаряде для спуска с горы.
К тому же, серийно производимое снаряжение для катания с горок мало приспособлено для подростков и развлечений. Именно этот пробел и можно заполнить изготовив снегокаты для спуска с горы своими руками.
Отдельно стоит сказать о скользящем покрытии, на фабричных используется пластик, он хорошо скользит по снегу, для самодельных снегокатов можно использовать линолеум для покрытия скользящих поверхностей. Он дешев и легко меняется по мере износа, а по снегу скользит не хуже фирменного пластика!
Зимние спортивные снаряды, которые вы видите на рисунках, позволяют даже новичку после небольшой тренировки стать заправским слаломистом. И это несмотря на то, что на одном снаряде съезжают с горки лежа, на другом - сидя, в на последнем и того сложнее - стоя.
Хотите построить себе такие снаряды?
Тогда за дело! Вы уже,вероятно, обратили внимание на их конструктивную особенность:
главная деталь - широкая доска. И еще: ни один из снарядов не имеет руля. Тем не менее, если хорошенько
потренироваться, можно освоить все элементы слалома. О том, как достичь этого, мы расскажем
применительно н каждому снаряду. А пока начнем наш разговор с самого трудоемкого.
НА ДОСКЕ СТОЯ
Этот снаряд собирается из деревянной доски-платформы, двух
подвижно соединенных между собой кронштейнов (узел с деталями 1-6) и
двух деревянных лыж. Одни кронштейны неподвижно закреплены на платформе, другие - к лыжам.
Специальные оси позволяют неподвижным кронштейнам качаться в плоскости поперечной главной
осевой линии. Угол наклона подвижного кронштейна, а значит, и платформы зависит от упругости
резиновых прокладок-амортизаторов, поэтому подвеска нашего снаряда называется качающейся.
Как и из чего, сделать
платформу и лыжи? Проще всего эти
детали изготовить из доски.
Толщина заготовки для платформы не
менее 25 мм, а лыжи - 20 мм. Подберите
прочные, ровные, без сучков и
свилей доски. Подойдут дуб, вяз,
береза. Если вам не удастся
подобрать рекомендуемую древесину,
используйте обычную, самую ходовую
- сосну или ель. Правда, в этом
случае доску нужно взять немного
толще, а места крепления
кронштейнов укрепить стальными
пластинами. Чтобы можно было
загнуть концы заготовок, проварите
их в ведре не менее двух часов.
Горячими закрепите их в согнутом
состоянии брусочками на стапеле,
дайте высохнуть.
Есть еще один способ
иэготовления платформы и лыж. На
рисунке (вид Б) показана форма.
Соберите ее из досок и брусочков.
На верхнюю изогнутую поверхность
последовательно один за другим
наклейте листы шпона, применяя
эпоксидную смолу. Когда клей
высохнет, заготовку следует
обработать так, чтобы она получила
вид, как показано на рисунке.
Толщина многослойной заготовки
должна получиться не менее 10 мм.
На готовых деталях сделайте
разметку узлов крепления, но
отверстия пока не просверливайте
- их удобнее сверлить по месту, то
есть тогда, когда будут готовы
подвески.
Качающихся подвесок четыре.
Они одинаковые, поэтому расскажем,
как сделать одну. Из стального
листа (толщина материала указана
на рисунках) выпилите детали 1, 3, 4 и
7. Острые кромки и заусенцы опилите
напильником, просверлите
отверстия. Чтобы стальные
заготовки (детали 4 и 7) было легче
гнуть, места сгибов сначала
нагрейте, а уже потом начинайте
сгибать.
Ось 6, на которой качается
кронштейн, сделайте из стального
прутка диаметром 8 мм (длина его 130
мм). На концах оси можно нарезать
резьбу, а проще просверлить
отверстия диаметром 2 мм под
шплинты. Готовую ось следует
приварить к детали 4, а накладку (деталь
1) и пластину (деталь 3) - к верхнему
кронштейну.
Собирается подвеска в такой
последовательности. Сначала к
платформе шурупами крепятся
неподвижные кронштейны. Подвижные
кронштейны закрепляются на лыжах.
Внутрь деталей 4 устанавливаются
упругие резиновые амортизаторы 5.
Окончательно узел скрепляется
осями диаметром 6 мм и фиксируется
шплинтами.
Спортсмен съезжает с горки
по прямой, он становится на
платформу и, оттолкнувшись одной
ногой, стараясь сохранить
равновесие, удерживает доску в
прямом положении - снаряд катится
прямо. Теперь нужно сделать
поворот вправо или влево. Для этого
нужно наклонить корпус в сторону
поворота. Центр тяжести
перемещается, таким образом
спортсмен с большей силой давит на
край доски. Под нагрузкой
резиновые амортизаторы сжимаются,
платформа наклоняется и опорные
подвижные кронштейны
разворачиваются относительно
неподвижных, жестко закрепленных
на доске. Лыжи поворачивают в ту
сторону, куда наклоняется
спортсмен.
НА ДОСКЕ ЛЕЖА
Этот
снаряд показан на рисунке выше. Как мы
уже отмечали раньше, главная
деталь - широкая изогнутая доска-лыжа.
Чтобы удобнее было лежать,
предусмотрена опорная доска.
Обратите внимание, как она
крепится к лыже: спереди с помощью
двух дверных петель, а сзади - двух
пружин. Пружины служат
амортизаторами - они смягчают
удары при спуске по неровной горке.
Этой же цели служит и поролоновый
матрац, который привязывается
ремнями к опорной доске. В лежачем
положении трудно менять положение
тела и тем самым осуществлять
повороты. Облегчить это поможет
широкая поперечная доска. Сверху
на доске закреплены ручки, а снизу
- широкие полозы. Доска выполняет
роль руля. Держась за эти ручки,
спортсмен легко перемещает свое
тело вправо-влево, смещает центр
тяжести и осуществляет поворот.
На рисунке обозначены: 1 -
лыжа; 2 - Т-образный киль; 3 - петля;
4 -опорная доска; 5, - полоз; 6 -
ручка; 7 - рулевая доска; 8 - винт Мб;
9 - поролоновый матрац; 10 - пружина;
11 - брусок; 12 - стапель.
Обратим ваше внимание на
технологию изготовления отдельных
деталей. Передний конец лыжи
изгибается точно так же, как и в
предыдущем случае. На нижнюю
поверхность лыжи короткими
гвоздями прибивается Т-образный
киль. Изготовлен он из
дюралюминиевого уголка Т-образного
профиля. Чтобы придать ему
соответствующий изгиб, положите
заготовку верхней полкой на
наковальню и короткими ударами
молотка по обеим сторонам этой
полки «вытяните» металл. Кривизну
изгиба как можно чаще
контролируйте, прикладывая киль к
лыже.
Пружины можно взять готовые
от старого велосипедного седла.
Способ крепления пружин к лыже и к
опорной доске показан на рисунке.
НА ДОСКЕ СИДЯ
Этот
снаряд самый простой (рис. 3). Из
доски толщиной 40- 45 мм ножовкой с
узким лезвием выпилите лыжу (деталь
1). Ее контуры приведены на рисунке.
Необходимую кривизну придайте
полукруглым напильником. Полозом
послужит стальная пластина 2
толщиной 1-1,5 мм и шириной, равной
ширине лыжи, Полоз крепится к лыже
короткими шурупами. Сиденье 6 имеет
размеры 300 X 200 мм, а невысокая
спинка 5 - 200X80 мм. Эти детали
выпилите из деревянной доски
толщиной 20 мм. Сиденье и спинка
скрепляются с лыжей шурупами.
Дополнительную прочность придают
кронштейны 3, соединяющие лыжу, и
сиденье. Для удобства пользования
лыжи снабжены ручками 4.
Кататься на этом снаряде
следует только по хорошо укатанной
горке, где наст достаточно прочный.
Усидеть на нем очень трудно, потому
удержать равновесие вам помогут
ноги.
Так же смотрите
:
- позволяют гонять с горы "впереди своего визга" и оборудованы воздушными рулями.
- позволяют кататься по просторам нашей Родины зимой и затаскивать лыжников в горку.
- латом катаемся на кратинге, зимой на снегоходе.
Зима всегда приходит неожиданно, даже если ее очень ждешь: однажды утром, проснувшись и выглянув в окно, мы увидим долгожданный снег, который так манит детишек порезвиться! Да и взрослые обычно не прочь весело перекинуться парочкой снежков, с наслаждением вдыхая чистый морозный воздух и щурясь на сверкающий белизной, еще не тронутый снежный покров.
Не будет ошибкой сказать, что главный атрибут зимних детских (а часто и взрослых) игр – санки.
Не обойтись без санок и родителям, которым приходится возить детишек в детский сад; важное подспорье в хозяйстве – сани, приспособленные решения для различных задач. Как правило, любые сани можно купить в розничном или интернет магазине: выбор моделей огромен, ценовой диапазон очень широк, набор использованных материалов и расцветок также, как говорится, на любой вкус. Но как быть, если вы – человек творческий, а мастеровые руки соскучились по инструментам? Конечно же, приниматься за дело! А сэкономленные деньги, чувство удовлетворения результатом и гордость ребенка за своего отца, который «может все!», станут заслуженной наградой.
Итак, прежде, чем приняться за дело, следует выбрать тип санок, продумать их дизайн и устройство, а также определиться с материалами. Скажем честно, самостоятельно («на коленке») можно собрать санки классического типа
либо финские сани, которые отличаются наличием в передней части сиденья со спинкой и удлиненными полозьями с небольшими противоскользящими платформами для ног.
Как вариант, можно рассматривать снегокат с передней поворачивающейся лыжей и рулем, однако это несколько выходит за рамки данной статьи и санками, в строгом смысле, не являются.
Дизайн и устройство детских санок могут быть самыми разнообразными – от простеньких, нацеленных на решение строго утилитарных задач, до резных, с использованием ажурных элементов и частей из гнутого дерева, обычно в псевдотрадиционном стиле. Не будет секретом, что каждый домашний мастер выбирает конструкцию по своим возможностям и техническим навыкам, нередко отталкиваясь от имеющихся в наличии материалов.
Сделать снегоход своими руками намного проще, чем кажется. Для этого потребуется желание, несколько деталей от простаивающей в сарае или гараже техники, любительские навыки работы с металлом и немного времени. Покупные узлы, скорее всего, тоже потребуются, но стоимость снегохода или снегоката с мотором, собранного за несколько вечеров, будет гораздо дешевле покупного.
Общие правила конструкций
Самоделки для движения по снегу разнообразны по внешнему виду, размерам, компоновке, мощности и даже по принципу перемещения. Но в каждой разновидности есть узлы, обеспечивающие необходимые снегоходам свойства, а именно:
- Не проваливаться в снег.
- Передвигаться по поверхности с минимальным трением и в нужном направлении.
Очевидно, что вероятность просесть в снег и сила трения зависят от веса агрегата, площади контакта, формы поверхности соприкосновения со снегом. Конечно же, свое влияние оказывает состояние снега, но которое нужно учесть.
Для выполнения главного предназначения в конструкции снегохода всегда присутствуют следующие узлы:
Изготовление самоделок упрощает наличие деталей от специализированной техники. Часто берутся запчасти от снегоходов «Буран» или любых инструментов и средств передвижения с мотором — скутеров, мотоциклов, мотоблоков. Область для творчества при создании каждого узла огромна. Существует множество разнообразных и проверенных решений для каждой детали.
Простые детские снегоходы
Самый простой способ сделать опору — это установить широкие лыжи под раму. Особенно привлекателен вариант создания мотосаней тем, что для их сборки используются детский снегокат и инструмент с мотором небольшой мощности — например, шуруповерт, ручная газонокосилка-триммер или бензопила мощностью в 2 лошадиные силы.
Детский снегоход из бензопилы собирают, не усиливая его раму, но для перевозки взрослых людей в зимней одежде стоит добавить прочности в конструкцию.
Ледовые мотосани
Прогулка по реке зимой — скользкое занятие. Однако, если заменить снегокат на санки и приладить к ним мотор от бензопилы «Дружба» мощностью 4-5 л.с., получится безопасное средство передвижения по льду:
КПД и скорость саней на льду значительно выше, чем у других конструкций. Но по рыхлому снегу такая конструкция пойдет с большим трудом.
Надувные колеса
По затратам времени вторая после снегокатов и саней по привлекательности конструкция — самодельный снегоход из бензопилы на широких надувных камерах от колес грузовика или трактора. На их поверхность для прочности наносится равномерный слой жидкой резины или наклеивается другой гибкий и непромокаемый материал. По окружности на равном расстоянии друг от друга поперек камеры надеваются цепи или прочно крепятся поперечины для увеличения сцепления. Диски для колес можно взять велосипедные , мотоциклетные или сделать самостоятельно.
Если в надувной конструкции не будет полозьев, то она сможет ездить даже без снега по почве.На такие вездеходы можно ставить рамы вместе с двигателями от мотоциклов «Иж», «Урал» или «Днепр». Недостатки конструкции — габариты, вес и высокая степень уязвимости колес, но на популярности скоростной самодельной пневматики это не отражается.
На гусеничном ходу
Гусеничные опоры применяются чаще других, одновременно выполняя функцию движителей. Причина в высоком КПД и надежности. Такая конструкция позволяет развивать высокие скорости, сохраняя устойчивость и маневренность. Существует несколько вариантов того, как своими руками сделать гусеницы для снегохода:
- из транспортерной ленты;
- из покрышек грузовика;
- из приводных клиновидных ремней.
Поперек транспортерной ленты надо прикрутить болтами распиленные вдоль оси пластиковые или ПВХ трубки не больше дюйма в диаметре.
С таким легким аппаратом может справиться даже ребенок.
Старые покрышки колес грузовика с зимним протектором тоже можно использовать в качестве гусениц, если отрезать от них боковины. Поперечины им не нужны, а вот обметать края леской с шагом в сантиметр придется, иначе покрышка быстро разлохматится.
Приводные ремни, так же, как транспортерную ленту, нужно оборудовать грунтозацепами. Несколько параллельных ремней, от 2 и больше, соединяют между собой поперечными прочными грунтозацепами, прикрепляя их к ремням заклепками или с помощью винтов. Расстояние между соседними зацепами должно равняться шагу ведущей звездочки.
Гусеницы из транспортерной ленты или ремней часто усиливают цепью , что увеличивает надежность и долговечность движителя.
В таких снегоходах легкость сочетается с надежным приводом.
Одна из разновидностей гусеничных снегоходов — это мотособака, которая получила название по сходству с упряжной собакой для нарт. В ущерб маневренности была облегчена конструкция, тяговое усилие также увеличилось. Зато это самый эффективный механизм буксировки по снегу.
Для смены направления нужно прикладывать значительные усилия со смещением центра тяжести мотособаки.
Основные размеры для сборки двухместного снегохода, указанные на чертеже, помогут сделать езду комфортной. Остальные размеры будут зависеть от наличия запасных частей, схемы сборки.
При движении дискомфорт от встречного ветра ослабляют, установив мотоциклетное стекло и брызговики для ног. Но полностью закрыться на таком транспорте от холодного ветра невозможно. Для комфорта нужна полностью закрытая кабина, а значит — вырастет вес и потребуется более мощный двигатель.
Снегоход с автомобильным двигателем предназначен для длительных поездок на большие расстояния. При теплоизолирующем материале кузова поездка сравнима с комфортом легкового автомобиля.
А самый простой способ достижения комфорта — это просто поставить заднеприводный автомобиль на широкие опоры вроде лыж, гусениц или пневматических колесных камер, а также пустить привод штатных колес к снегоходным движителям и прикрепить переднюю лыжу к рулевой сошке.
Нелишним будет при изготовлении предусмотреть сменную схему замены колес на лыжи и обратно, если использовать для переделки запасные детали.
Апгрейд самодельных снегоходов
Прокатившись на собранном своими руками простом снегоходе, невозможно удержаться и от мыслей по улучшению транспорта. В первую очередь можно снизить влияние морозного ветра. Для этого обычно используют готовые обтекатели, ветровые стекла — например, как у популярного «Бурана»:
В короткие зимние дни не раз пригодится свет от мотоциклетной или автомобильной фары. Чтобы лампа светила, потребуется генератор. Для мини-конструкций достаточно установить велосипедный генератор с приводом от редуктора мотора. Скоростные аппараты потребуют более мощного освещения.
Нет предела совершенству. Однажды собранный снегоход можно бесконечно дооборудовать все новыми приспособлениями для работы, комфорта и надежности. Немало форумов по этой теме существуют в сети, позволяя передавать свой и учитывая чужой опыт конструирования зимнего транспорта.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Этот снаряд любой мальчишка легко освоит за несколько тренировок, и сделать его своими руками нетрудно.
Как видите на рисунке, снаряд состоит из трех лыж: основной, опорной, и двух боковых — рулевых. Можно использовать и старую лыжу (как основную), а для опорных подойдут и пластмассовые (см. фото. 1) .
Можно все сделать и самим. На этом остановимся поподробней. Для основной лыжи подберите березовую, буковую или из другого твердого дерева доску шириной 200 и толщиной 22 мм. Она должна быть ровной, без сучков и сколов. В зависимости от вашего роста длина доски колеблется от 800 мм (рост 120 см) до 1400 мм (рост 170 см).
Разметка.
Вычертите на картоне или плотной бумаге шаблон основной лыжи в натуральную величину. Ножницами вырежьте шаблон по контуру. Наложите шаблон на доску и очертите карандашом. Ножовкой аккуратно вырежьте заготовку по контуру. Напильником и наждачной бумагой удалите все неровности и заусенцы.
Теперь конец доски нужно согнуть под углом 30°. Нагрейте ведро воды. Погрузите в кипящую воду передний конец доски примерно на полтора часа. Распаренную таким образом заготовку можно легко гнуть. Зажмите конец лыжи в заранее приготовленном стапеле и выдержите до полного высыхания древесины. Лыжа готова. Покрасьте ее яркой нитроэмалью.
Две короткие рулевые лыжи проще всего изготовить из старых беговых лыж или пласмассовых которых полно в магазине). Длина их примерно 300—400 мм.
Изготовление рамы.
Далее приступайте к изготовлению рамы. Подберите куски стальных труб наружным диаметром до 20 мм и стальные полосы толщиной до 2 мм. Из труб соберите раму, а из полос изготовьте скобы и упор. На рисунке 2 не приведены размеры — их надо подобрать самим в зависимости от роста и длины рук.
Рис. 2 Снегокат, вариант крепления лыж.
Готовая трубчатая рама соединяется со скобами с помощью заклепок. Скобы и упор крепятся к лыжам шурупами. Следует иметь в виду, что нижняя опорная плоскость коротких лыж располагается выше плоскости скольжения несущей лыжи на 25 — 40 мм. Остается прикрепить к основной лыже сиденье, и можно отправляться на горку. Управляется снаряд двумя короткими лыжами-рулями, прикрепленными к качающейся раме.