Солярный знак удмуртии шаблон. Из истории государственных символов удмуртской республики. Узорное ткачество южных удмуртов

Зооморфные мотивы

Охота и скотоводство с древнейших времен играли ведущую роль в жизни удмуртского народа. Оттого и зооморфные мотивы в его узорах представлены шире, чем космические и растительные мотивы.

Один из узоров, относящихся к этой группе, называется «азэн син» или «азэм син пужы». Эти названия являются метонимиями и означают выпученный или воспаленный глаз. Более поздний вариант этого узора - «кый син пужы» (узор «змеиный глаз»). Предшествовавшие ему два названия, по всей вероятности, являются результатом древней табуации. Сам орнамент фактически воспроизводит естественный узор на поверхности змеиной шкурки.

О стремлении удмуртов подмечать красивое в природе свидетельствует « ӝ акы пужы» или « ӝ акыё пужы» (узор «ронжа»). Северные удмурты крыльями ронжи вплоть до настоящего времени украшали передний угол избы. Образ ронжи часто употребляется в свадебных и лирических песнях.

Есть ряд узоров, в основу которых положены мотивы отдельных частей птичьего тела: крыльев, перьев и т. д.

Девушка в народных удмуртских песнях нередко сравнивается с улетающей птицей: «Лоб ӟ од, кошкод тылобурдопи сямен» («Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»). Именно такой смысл угадывается в принципе украшения девичьего свадебного платья - рубахи - узором « ӵö ж бурд пужы» - утиные крылья. Тот же узор используется па ушках «котырмач» - девичьей нарукавной вышивки. Основной рисунок «котырмач» выполняется узором «курег пыд» - куриные лапки.

Известны также узоры « ӟ азег пинь» - гусиные зубки, «юсь» - лебедь и «юсь пуз» - лебединое яйцо.

Птицы, названия которых мы перечислили, считались священными и употреблялись в качестве обрядовой пищи. Из названий этих птиц образованы многие древне удмуртские женские имена. Часть из них связана была с тотемистическими представлениями и приняла на себя функции наименований матриархальных родовых групп, узоры же, названные этими «птичьими» именами, служили своеобразными отличительными знаками, указывающими на родовую принадлежность того или другого индивида.

Такую же функцию, функцию тотемного или родового знака, наряду с чисто декоративной, выполняли, по всей вероятности, и узоры, являющиеся художественной переработкой реальных образов хищных птиц, например «душес пужы» (узор «ястреб»), так широко и ярко представленных в пермском зверином стиле. В древне удмуртской антропонимике названия хищных птиц известны как мужские имена. Отсюда можно предположить, что образы хищных птиц орнаментальными абстракциями стали намного позже, после того как в среде далеких предков удмуртов сложились и утвердились патриархальные отношения.

Среди узоров на «птичьи» мотивы немаловажный интерес имеет «у ӵ ы пужы» (узор «соловей»), К сожалению, время происхождения и бытовое назначение его выяснить покамест не удалось. Вполне возможно, что он возник позднее предыдущих.

Из узоров, являющихся стилизованными изображениями домашних животных, особый интерес представляет узор «валовало» (кони). Он связан был, видимо, с существовавшим долгое время культом коня и имеет весьма древнее происхождение. Об этом говорит сильная стилизация (геометрическая) и еще то, что узор является традиционным украшением свадебного платка - «дьыркышет». «Дьыркышет» являлся обязательной принадлежностью свадебного убора невесты. По форме он напоминает полотенце. Само полотенце символизирует дорогу. Полотенцеобразный свадебный платок с узором «вало-вало» означает, видимо, пожелание счастливого пути невесте.

Довольно широкое распространение имеет узор «такасюр» (бараньи рога). Его появление, как нам кажется, вызвано той ролью, которую играло это животное в материальной жизни и деятельности труженика-удмурта.

На первый взгляд очень странным кажется появление узора «ош кизям пужы» (мокрый след быка). Стилизация этого неэстетического факта вызвана, видимо, тем же, что и предыдущий. Кстати, бык также считался лучшим жертвенным животным.

До наших дней сохранились узоры, напоминающие насекомых, особенно тех, которых обычай не разрешал уничтожать. Суеверные удмурты так относились, например, к тараканам. Ибо, по их представлениям, уничтожение тараканов могло вызнать пожар. Нам думается, именно этот смысл вложен был в узор «торокан пужы» (таракан). Принцип стилизации его тот же, что и у узора «вало-вало». В том и в другом случаях ноги и изображаются квадратиками. Узор «торакан» обычно употребляется в вышивке.

Нами зарегистрирован также узор «карнан пужы». На русском языке его название означает «стрекоза».

К этой же группе можно отнести узор «зу пужы» (щетина). Рисунок его зигзагообразный. Этот узор считается самым простым. С него начинали учиться вышивать девочки-подростки. Им украшали они нагрудники. Но продукция эта, как правило, не имела практического применения.

Антропоморфные мотивы и отражение общественных отношений

В работах предыдущих исследователей об использовании антропоморфных мотивов в удмуртских народных узорах почти ничего не говорится. Автором этих строк зарегистрировано пять вариантов орнаментальных изображений человека. Определить время появления их в удмуртском народном декоративном искусстве весьма затруднительно. Однако подобные данные археологии известны давно. К ним относятся обнаруженные на шаньинских поселениях III-II веков до нашей эры женские глиняные статуэтки, свидетельствующие о существовании культа женщины-матери, и фигуры двух мужчин в военном снаряжении, высеченные на надгробных каменных плитах.

Один из антропоморфных узоров вышивки, который нами зафиксирован был в деревне Баграш-Бигра Малопургинского района, имеет много общего со стилизованными очеловеченными металлическими изображениями хищных птиц, восходящими по происхождению к эпохам ананышского и пьяноборского археологических культур. В современном изобразительном искусстве удмуртов подобные изображения называются «адями пужы» (узор «человек»).

В удмуртских письменных памятниках XVIII века зафиксирован термин «уар», соответствующий русскому «раб», «слуга». По преданию, такое прозвище - имя в далеком прошлом носил живший в одном из населенных пунктов нынешнего Алнашского района плененный чужеземец с черными курчавыми волосами. Его имя впоследствии стало фамильным названием Уваровых. Есть еще и другое произношение слова «уар» - «вар». Эта форма ныне сохранилась в названиях двух одноименных деревень Варавай Красногорского и Якшур-Бодьинского районов и Варали Можгинского района.

Перечисленные примеры позволяют понять забытое значение мелкого и мрачного, чаще черного цвета, узора «уар пужы». Среди крупных переливающихся всеми цветами радуги около него других узоров он является как бы подчеркнуто чуждым, но отнюдь не лишним элементом.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что в свое время «уар пужы» имел вполне определенное социальное значение: он был знаком раба. Это значение после соответствующего изменения в социальной структуре общества продолжало существование в силу инерции народной традиции и в конце концов приобрело, так сказать, чисто художественно-эстетическое значение. Точно так же, как знаменитые русские и удмуртские лапти, ставшие в наше время сувенирами.

Из этой группы узоров сравнительно легче раскрывается первичное (утилитарное) назначение узора «калмез пужы». Под термином «калмез» подразумевается существовавшее до образования удмуртской народности племенное объединение удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь (удмуртское название Калмез) и ее притоков.

Аналогичный русскому «крестику», этот удмуртский узор первоначально был, видимо, родовым знаком - тамгой. После образования племени стал их племенным, а впоследствии и знаком всего территориально-племенного объединения во главе с племенем калмезов. Оставивший многочисленные исторические легенды и предания этот союз мог возникнуть ввиду начавшихся территориальных споров между калмезами и древнемарийскими племенами в период присоединения Вятской земли к великому Московскому княжеству. Название «калнез пужы» сохранилось у южных удмуртов. На севере Удмуртии, где с испокон веков проживают потомки племени ватка, этот узор называется «кечат пужы» (перекрестный) или «кирос пужы» (крест). Последнее название является удмуртской формой русского термина «крест».

Мотивы предметов домашнего обихода

Один из узоров входящих в эту группу, называется «тэрег пужы». Терег - простейший вид берда. Узор является его стилизованным изображением. Он встречается только на женской нарядной одежде.

Узор «чаг возён» (светец) украшает белое холщовое верхнее женское платье, которое надевалось при свершении семейных и семейно-родовых ритуальных церемоний. Вышивается он на подоле платья и на «чаг возён кабачи»-на нагруднике. Нагрудник, украшенный этим узором, во времена первобытности, очевидно, был обязательным атрибутом хранительницы общинного очага.

На женском же нагруднике встречается узор «замоко» (замок). Его утилитарное назначение было такое же, какое имело когда-то узор «гадь котыртэм».

Узор «кырыж тыш» (стоптанные пятки) чаще встречается на одежде пожилых женщин и, насколько можно догадаться, указывает на возраст и на то положение, которое занимает владелица этой одежды в семье и обществе.


Узоры, названные по материалу вышивки и технике исполнения

Эта группа узоров - явление более поздних эпох. Названия им даны были по технике их исполнения после того, как узоры, утратив утилитарное назначение, стали выполнять чисто эстетические функции.

Один из таких узоров выполнялся золотыми нитками. Потому и он назывался «зарни пужы». Им украшали праздничную мужскую рубашку и свадебный шортдэрем (белая холщовая женская рубаха, платье).

Золотыми нитками вышивались узоры на «кабачи» (нагрудник), «йыр керттэт» (налобник), «куинь сэрего» (треугольный платок) и «дэрем шал» (подол платья). Однако в этих случаях орнамент менялся, и они не назывались «зарни пужы».

4 ноября в Удмуртии отмечается не только всероссийский День народного единства, но и День Государственности республики. 94 года назад Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли Декрет об образовании Вотской автономной области и положили начало формированию государственности Удмуртии.

В 1937 году у республики появился собственный флаг и герб. Этим временем датируется первое описание флага в Конституции УАССР в статье 110: "Государственным флагом Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Р.С.Ф.С.Р., состоящий из красного полотнища, в левом углу которого у древка наверху, помещены золотые буквы "Р.С.Ф.С.Р." на русском и удмуртском языках, с дополнительной надписью под буквами "Р.С.Ф.С.Р." букв меньшего размера "Удмуртская А.С.С.Р." на русском и удмуртском языках".

Нужно сказать, что флаг менялся не единожды. С 1978 года вместо аббревиатуры стали золотом писать полные названия автономии на двух языках: "Удмуртская АССР. Удмурт АССР". В левом верхнем углу размещались золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, полотно само было красного цвета со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага.

Им было предложено два проект герба. На первом макете в центре изображались ели, которые, по мнению автора, являются центральным образом удмуртской мифологии Мудор Кыз - Мировая Ель (вид Мирового Древа).

На втором макете по середине флага располагалось изображение утки. Галиханов опирался на удмуртский миф о сотворении мира. Он полагал, что именно утка была тем существом, которое Бог послал принести землю со дна мирового океана для создания суши.

Проект флага, предложенный Галихановым, представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной, белой и красной; на белой широкой полосе изображался стилизованный национальный орнамент.

В другом проекте флага Галиханова на белом полотнище были размещены черные и красные солярные знаки.

В итоге, предложения Галиханова Комиссия отклонила - в финал вышли другие 2 проекта.

Они предоставили четыре проекта. В основу своих макетов ими был положен известный с 1989 года красно-черно-белый флаг, который неофициально некоторое время считался удмуртским национальным флагом.

При создании своих работ авторы опирались на правила немецкой геральдики, согласно которой цвета герба должны присутствовать и на флаге. Так же тандем предложил изменить порядок чередования полос, изображая их в последовательности сверху вниз - белая, черная и алая.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге. Кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". Во всю длину флага проходили верхняя белая и нижняя алая полосы. Средняя полоса от древка до зеленого кольца была черной, от кольца до свободной кромки флага - лазоревой. Таким образом, авторы хотели соединить в одном полотнище удмуртский национальный и Государственный флаг Российской Федерации. В середине зеленого кольца был помещен золотой круг с черным контурным рисунком цветка италмас.

Второй проект предусматривал такое же решение в отношении композиции цветных полос, но вместо зеленого кольца с золотым кругом и италмасом предусматривалось изображать в центре флага золотой круг с небольшим красным кружочком в центре, которые бы повторяли удмуртский национальный узор "питыри".

Третьим вариантом было изображение золотого цветка италмаса в зеленом кольце на бело-черно-алом полотнище, при этом внутри кольца полосы по ширине совпадали с полосами на флаге, но повторяли цвета российского флага, белый, лазоревый, алый.

Четвертый проект этих авторов под девизом "Кольцо флагов - 2003" предусматривал, что на бело-черно-красное полотнище удмуртского национального флага будет вшит у древка треугольник в бело-лазорево-алых цветах российского флага, отделенный тонкой золотой каймой от остальной части полотнища.

Если говорить о гербе, то он напоминал собой «финский» щит, на фоне которого был изображен цветок италмаса. По словам авторов, «финский» щит был призван подчеркнуть этнические связи удмуртского народа. Италмас же является одним из неофициальных символов Удмуртии. Кроме того, италмас в фольклоре часто связан с женским образом матери. И по легенде человек, погубивший цветок оказывался пораженным громом. Так, материнский женский образ находится под защитой природных сил.

Предложенный художником макет флага состоял из горизонтальных белой, красной и чёрной полос, в центре помещался белый солярный знак. Полосы символизировали три зоны мироздания: небо, землю и загробный мир.

Свое видение герба республики художник воплотил с помощью изображения пермского идола на красном круге.

По словам Ю. Лобанова, борьба была упорной.

Конкуренты утверждали, что соседство чёрного и красного цветов, которые присутствуют на моём гербе и флаге - это цвета траура. Но эксперты отметили, что удмурты в декоративно-прикладном искусстве активнее всех народов Урала и Поволжья использовали и используют чёрный цвет. Это цвет основы, базовый цвет, цвет земли. Так же были высказаны сомнения насчет опущенных крыльев у птицы на гербе, потому я изменил изображение.

Отметим, проекты В. Ковальчукова и Е. Шумилова вызвали возражение тем, что в них использовался чуждый для финно-угорской палитры желтый цвет. Высказывались сомнения и насчет центрального символа - италмаса - слова тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова. Так же, поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

После долгого обсуждения проектов члены комиссии все-таки приняли окончательное решение. Автором флага и герба Удмуртской Республики стал Юрий Николаевич Лобанов.

К одному из древних видов народного искусства относится вышивка . Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX-XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съемных нагрудниках (кабачи) .

Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки .

Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.

Растительные красители для домашнего окрашивания ниток являются аналогичными для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для основного красного цвета повсеместно употребляли марену или подмаренник. Для синей краски использовали кузнечную окалину железа. Черный цвет получался от прибавления в железный окал ольховой коры.

Нарукавная вышивка

Что касается способов окрашивания, то основным приемом являлось квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов или просто кваса. Чаще нитки квасились, сушились, а затем кипятились отдельно, уже в одном растворе краски. Применяли также метод двойного окрашивания.

Прекрасные художественные образцы старинной удмуртской вышивки на различных предметах женской одежды убедительно доказывают, какого мастерства достигли в их орнаментации вышивальщицы. Орнаментация выполнялась ими без всяких вспомогательных средств. Узор наносился непосредственно на холст, без всякой канвы или рисунка, по счету ниток. Пяльцев у удмуртов, как и у других народов Поволжья, не было. Единственным техническим приспособлением являлась швейка, к которой прикреплялась вышиваемая ткань. Иногда вместо швейки использовали нижнюю часть прялки, сняв верхнюю - съемную. При нанесении на ткань узора с помощью различного рода ниток - шелковых, позументных, шерстяных, гарусных, бумажных и т. п. - мастерица применяла различные приемы, оперируя значительным количеством швов. Это - счетная гладь, набор, роспись, шитье «в прикреп», «по выдергу» и, наконец, даже крестик и тамбур. Основной техникой шитья являлась счетная гладь. У удмуртов употреблялась так называемая «прямая счетная» гладь без предварительного обведения контуров. Шов этот обычно был двусторонним, применялся при вышивании нагрудников «кабачи» и рукавов. Реже использовали при орнаментации «косую стежку», гладевой шов с четким обведением контуров «росписью».

Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.

Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» - косая стежка, «чертэт» - роспись, «вандэт» - шитье по выдергу, «бичам» - гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» - нагрудный узор, «сирес пужы» - вышивка ворота, «созы» - полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов .

Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.

Есть узоры под названием "конопляное семя", "голубиный глаз", "гусиные зубы", "бараний рог", "собачий след". Среди названий узоров встречается немало наименований предметов домашнего обихода - зубья пилы, коромысло и т. д. Очевидно стремление опоэтизировать быт, умение видеть красоту в обыденной жизни. Названия одних узоров подчеркивают материал вышивки (зарни пужы - золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм - узор на груди, ограда груди, сирес пужы - узор на воротнике, саес пужы - нарукавный узор, сӧзул пужы - узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, рисунок с мужской рубахи не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров .

Наиболее наиболее богато орнаментированной у удмуртов была женская плечевая одежда.

Обычно вышивкой украшалась грудь, рукава, подол рубах, прямоугольный съемный нагрудник «кабачи».

Вышитые нагрудники

Вышивка нагрудника «кабачи» в женском удмуртском костюме разнообразна и по орнаменту, и по расцветке, и по материалу для выполнения узора. Основные элементы геометрического орнамента, которые входят в структуру вышивки, это - звезды, ромбы, ломаные ступенчатые линии, квадраты, кресты, крестообразные фигуры.

Вышивка коврового типа покрывает обычно все поле нагрудника. Отдельные элементы орнамента располагаются на прямоугольной поверхности по определенному и законченному композиционному замыслу, чаще всего организуются одной крупной фигурой. Расцветка - типична для удмуртской вышивки. Преобладает красный цвет, иногда в сочетании с синим или черным. Более ранние образцы выполнены с применением серебряной нити на черном фоне. Края вышивки со всех четырех сторон обрамляются, как правило, нашивками ткани, позумента, тесьмы в тон основной расцветке. Тем самым нагрудник отграничивается от белой поверхности рубахи как бы четкой рамкой.

Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор - восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный. Когда-то он считался исключительно свадебным. Без него, по мнению удмуртов, использовавших в костюме нагрудник, нельзя было «играть свадьбу». Нагрудник этот надевался невесте по приезду в дом жениха. Иногда к основному узору - звезде - прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета.

Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания его женщиной при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре,надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором, без четкого композиционного решения и центрирующего рисунка. Вся эта традиционная типология узоров не мешала, однако, творчеству вышивальщицы, обогащению традиционных приемов, созданию разнообразных вариантов композиции.

Наряду с вышивкой нагрудной части женской рубахи значительное место в удмуртской одежде отводится нарукавной вышивке. В удмуртском женском костюме можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый - в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй - в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов, когда от плечевой розетки вдоль рукава идут нашивки тесьмы или ткани (шелковой или суконной, в виде лент). Чаще при вышивании применяют гладевой шов, по счету ниток. Вышивка зачастую - двухцветная, с использованием синего и красного шелка. Встречается также одноцветная вышивка, где в орнаменте предусматривается рисунок, четко выделяющийся благодаря незаполненным местам белой ткани.

Головные полотенца

Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными - с применением позументной нити. Техника такой вышивки - это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».

Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» .

Вышивка северных удмуртов

Фрагменты мужской рубашки

Вышивка северных удмуртов представлена в первую очередь вышитой белой одеждой. Это рубахи с распашными кафтанами, головные полотенца, нагрудники. Узоры самые разнообразные: прямые полосы, пересечённые прямыми и косыми линиями, гребенчатые линии, треугольники и квадраты, ромбы, ромбы с продолжающимися сторонами, мотив парного крючка. При этом они имеют различные названия: «бараньи рога» («така сюр»), «крылья утки» («ӵӧж бурд»), «конские головки» («вал йыр») . На свадебных нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» - «толэзё»). «Свадебный узор «толэзё» - женский лунный знак. способствующий плодовитости его носительниц. Здесь имеется в виду не изображение небесного светила, а подчёркивается временной аспект, репродуктивный период женщины» . Основная цветовая гамма вышивки - терракотово-красная, контур узора всегда очерчивался чёрной нитью, иногда вышивались небольшие оживки (включения) из синих, жёлтых, зелёных нитей. Северные удмурты владели практически всеми видами швов вышивки: это - косой и прямой стежки с очерченным контуром (дэра вылтӥ кырыж но шонер вурыс тырыса), стебельчатый (дэра вылтӥ чурен кырыж вурыс пуктыса), петельный (дэра дуртӥ кыӵес вурыс пуктыса), набор (бичаса пужыятӥськон), счётная гладь (лыдъяса пуктэм вольыт пужы), крест (кирос пужы), косичка (пунэт пужы пуктыса), строчка-перевить (бинямо, биньыса), роспись (дэралэн кыкнапалтӥз кырыж вурыс пуктыса). Были случаи, когда мастерицы вышивали и по заказу. Нижнечепецкие удмурты вышивкой украшали не только женскую одежду, но и детскую, девичью, муж-скую. На детской и девичьей одежде вышивки было немного. Обилием вышивки, как всегда, отличались свадебный и особо праздничный наряды, выполненные шёлком-сырцом терракотово-красного цвета с небольшим включением зелёного, жёлтого и синего цветов. У нижнечепецких удмуртских женщин было до 20 обязательных пар вышитой белой одежды, при этом каждая пара (рубаха и распашной кафтан) отличались друг от друга количеством узора, швами и орнаментальными мотивами. Рабочую одежду украшали простыми хлопчатобумажными или льняными нитями. Вышивку мужской рубахи выполняли в технике простой крест. Мастерицы располагали узоры по вороту, грудному разрезу, на плечах, рукавах и по подолу мужской рубахи .

Вышивка южных удмуртов

Мастерицы из южной группы удмуртов расшивали налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, свадебные пояса зар, нагрудники.

Фрагмент головного полотенца (чалмы)

Налобные повязки вышивались в технике косой стежок и серебряными нитями в технике в прикреп. Узор рельефный, чёткий, орнаменты: зигзагообразные и волнистые линии, также встречаются крючки и мелкие треугольники. Основой для узора служила береста. При вышивке полоска из бересты оставалась на ткани под нитями, что и придало вышивке выпуклый рельефный вид. Платки-покрывала южных удмуртов представляли собой белых холст с узором «древо жизни», вышитым на всех четырёх углах платка по диагонали вершиной к центру.

Фрагмент головного полотенца

Головные полотенца с яркой ювелирной вышивкой исполнены разноцветными шёлковыми нитями по кумачу, ромбовидные квадратные и прямоугольные фигуры обычно составлены из мелких квадратных фигур, контуры композиции очерчивались узкими линиями в технике роспись. Концы головных полотенец выполнены в основном свободными швами тамбур, козлик, восьмёрка. Такая техника была характерна для тюркских соседей удмуртов, видимо, её переняли от них.

Свадебные пояса зар завятские удмурты вышивали терракотово-красным шёлком-сырцом. Вся поверхность узора сплошь покрывалась треугольными фигурами, вышитыми в технике двусторонней глади. Контур узора очерчивался полосой вышивки чёрными шёлковыми или шерстяными нитями. На платках-покрывалах и поясах зар основной орнамент «древо жизни». На концах головных полотенец узоры из квадратов, прямоугольников и ромбов с продолжающимися сторонами.

Основные швы, характерные для завятских удмуртов: ковровый настил, назад иголкой с перевивом, счётная гладь, роспись, крест. Названия узоров различны: «ватрушка» («перепеч пужы»), «кошачий след» («коӵыш пытьы»), «пять углов» («витьсэрго»), «семь углов» («сизьымсэрго»), «голубиный глаз» («дыдык син») и т. д .

С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. Нередки были случаи, когда узорное тканье и аппликацию дополняли вышивкой. Исчезло творчество, постепенно было утрачено старинное искусство удмуртской вышивки, а его образцы, хранящиеся в музеях, стали предметом изучения искусствоведов. Есть, разумеется, мастерицы и ныне. Они вышивают чаще растительные узоры на скатертях, салфетках, наволочках, занавесках и пр. Однако они ничем не напоминают традиционную удмуртскую вышивку .

Вязание

Узорное вязание хотя и было издавна известно удмуртам, однако оно играло более скромную роль в их творчестве, нежели вышивка и тканье.

Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Удмурты стригли овец, разбивали шерсть специальным шерстобитным прибором, расчесывали ее, пряли с помощью палкообразной прялки и веретена, окрашивали пряжу в домашних условиях растительными или анилиновыми красителями. Эта пряжа служила материалом для изготовления бытовых и вязаных изделий - чулок, варежек, перчаток.

Чулки иногда вязали из шерсти естественной окраски (черной, белой, серой), чаще же они, как и другие изделия, расцвечивались узорами геометрического характера. При работе на пяти спицах, как и другие народы, удмурты применяли различные приемы вязки. Наряду с многоцветным орнаментом вязальщицы украшали чулки также рельефным узором или использовали прием ажурного вязания. При многоцветной вязке узоры были самыми разнообразными, это - звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Разнообразна их расцветка, мастерицы пробовали самые различные сочетания, но делали это в рамках традиции и в соответствии с общим ансамблем костюма.

Узор чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Узоры располагались чаще горизонтальными круговыми поясками, орнаментальными полосами.

Рельефный узор чаще всего представлял собой продольные линии в виде заплетенных косичек, местное название - «веревочка». При ажурной вязке употребляли и многоцветную, и одноцветную шерсть. Иногда ажурный рисунок дополнялся орнаментальными узорами. Это - ломаные линии, зигзаги, ромбы и т. п. Сам прием ажурной вязки, по-видимому, традиционен для удмуртов. Узорные чулки из шерсти изготовлялись во многих районах Удмуртии. Носили их с углубленными, так называемыми «татарскими» калошами, реже - с лаптями.

Также имели широкое распространение у удмуртов перчатки и варежки из овечьей шерсти. Вязались они из разноцветной шерсти, при этом узор тыльной стороны отличался от узора внутренней стороны - внутри он был значительно мельче. По расцветке и перчатки, и варежки большей частью были двухцветные. Чаще встречались такие сочетания цветов: черный с желтым, черный с красным, коричневый с желтым и т. п. Иногда цвета эти были в одной гамме, но разнились по тональности.

У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» - «оспенный» или «лаптем битый». Варежки эти были ритуального назначения - надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами .

Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.

Ткачество

Ковер браного ткания

Ткацкий станок

Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество, достигшее к концу прошлого века высокого совершенства. Узорные ткани шли прежде всего на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу (выж лёгет, выж дэра), постилки на лавках, покрывало на постели (валес шобрет), скатерть на столе (ӝӧккышет), занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке - все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища .

Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто, выражаясь народными словами, «умел снять образ с пролетающей птицы», распространялась за пределы своего села, деревни. Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.

С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника браного ткачества состоит в том, что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным, утком. Узор набирается на дощечках «бральницах» по всей ширине основы. Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань - ткань, у которой основа и уток из цветных ниток .

Фрагмент узорного ткачества

Браной и выборной техникой ткали ковры, передники, скатерти, покрывала, украшали подолы рубах, полотенца. Закладная техника применялась при изготовлении полотенец, дорожек-постилок на лавки и нары, ковров-паласов, многоремизная - при тканье скатертей, передников, покрывал. Цветной холст, или пестрядь, шла на шитье одежды, передников, наволочек, пологов. Пользуясь разными приемами тканья, варьируя цвет и орнамент, каждый раз получали неповторимую ткань и уникальную в своем роде вещь. Нередко ткачихи в одном изделии сочетали разные способы тканья. Так, пестротканый передник часто украшался розетками выборного тканья; поле ковра, вытканное в переборной технике, окаймляли узором закладного тканья .

Традиционные орнаменты в тканых изделиях

Орнамент "Солнечный знак"

Традиционный народный орнамент и его отдельные элементы – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества, и в самом распространенном – узорном ткачестве.

В народном декоративно-прикладном искусстве удмуртов нашла отражение и окружающая природа. Об этом говорит богатая терминология геометрического орнамента узорного ткачества. Например: «кыз пужы» - узор «ёлка»; «шунды пужы» - узор «солнце»; «толэзь пужы» - узор «луна» .

Немалую роль в орнаментальной мелодии играет мотив ромба («питыри», «питырес»), играющего роль оберега от сглаза и дурных сил. Наряду с цельным ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.

Орнамент "Мировое дерево"

Излюбленным орнаментом удмуртского ткачества является «шудо кизили» - счастливая звезда или «толэзё» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман, который исполняется во всех техниках.

В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Одна из универсальных моделей мира представлена образом мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева символизируют трехчастную модель мира: прошлое – настоящее – будущее (предки – нынешнее поколение – потомки), три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля).

Узорное ткачество северных удмуртов

В северной Удмуртии узорные ткани изготовлялись в Юкаменском, Глазовском, Кезском, Ярском, Дебесском, Балезинском и Игринском районах. Здесь широкое распространение получило браное, многоремизное и пестротканое ткачество. Браные узоры обычно ткали красным утком по белому фону, при этом отдавали предпочтение графическому решению орнамента.

Тканые изделия на севере изготовляли из льняной или хлопчатобумажной пряжи.

Приспособление для переноски клади - "ныпъет"

Мотивы североудмуртского узорного ткачества немногочисленны. Это квадраты, ромбы, треугольники, звезды и другие.

Узорное ткачество нашло широкое применение как в организации предметного пространства народного жилища, так и в оформлении костюма. Из пестроткани шили занавесы, легкие покрывала на постель, ламбрекены над окнами. Особенно интересны были пологи для молодоженов. Полог имитировал дом, то есть имел четыре «стены» и «потолок». Его ткали в основном из льняной пряжи, но часто использовали покупные хлопчатобумажные нитки. Кромка полога заканчивалась полоской кумача, ситца и машинного кружева. В убранстве жилища полог воспринимался очень цельно, ему были подчинены все остальные текстильные изделия. Они органично сливались с пологом в единое целое. Полог являлся составной частью приданого невесты. Вплоть до 50-х годов двадцатого столетия существовал обряд «ын вурон» - «шитье полога». Ткали также половики. Крупнозернистая полотняная фактура, получаемая от тонкой основы с толстым тряпичным утком, с утолщениями и узелками, придавала половикам свою особую красоту. Половики северных удмуртов отличаются своеобразным колоритом, они выполнены в спокойной холодной гамме. Этот вид народного текстиля и сейчас имеет повсеместное распространение на территории северной Удмуртии. Почти невозможно встретить двух одинаковых половиков, хотя мастерицы постоянно обмениваются опытом друг с другом. Половиками сплошь покрывают пол, укладывая поперек избы так, чтобы полосы тщательно подходили друг к другу и сохранили раппорт узора. Крупные ритмичные узоры половиков, перекликаясь с занавесами, покрывалами, ламбрекенами, создают единую художественную гармонию в убранстве жилища.

Большую группу текстильных изделий составляют декоративные полотенца. Их вешали по праздникам на окна, в простенки между окон, на зеркало, а по особо торжественным дням - и на матицу избы. Узор на полотенцах ткался в браной технике по льняной основе покупными хлопчатобумажными нитками красного цвета. В декоре полотенец сложилась своя специфическая композиция, состоящая из трех поперечных орнаментальных полос, украшающих их концы. Средняя полоса всегда более широкая, активная. Мастерицы выделяли ее как главную, она всегда насыщена орнаментом, цветом и сложным ритмом. Узор имеет ромбический мотив, но варианты и комбинация его в композиции всегда разнообразны. Часто используется вместе с ткачеством вышивка, кружево, что в значительной степени обогащает в целом композицию полотенец. Разнообразие текстильных фактур шероховатых половиков, гладких занавесов и пологов в своем единстве создавало в ансамбле североудмуртской избы неповторимый художественный образ.

Узорным ткачеством и вышивкой северные удмурты издавна украшали свою одежду - рубашки «дэремы» и халаты «шортдэремы». На севере Удмуртии женская рубашка и халат «шортдэрем» были сшиты из белого льняного полотна и богато украшены вышивкой и ткачеством. Особо выразительны были тканые узорные рукава. На груди располагалась вышивка. Ярко-красная орнаментированная прошва подола с нарядным пестротканым передником-запоном завершала цветовую композицию костюма. Передник снижал контраст красного узора и белого фона. Самой декоративной частью костюма были узорные рукава.

Сочетание красного и белого с небольшим введением синего и желтого цветов - вот основное цветовое решение орнамента в костюме северных удмурток.

Узорное ткачество южных удмуртов

Тканые полотенца

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире.

Тканые изделия играли большую роль в убранстве жилища и южных удмуртов. Нары были покрыты кошмами, постель на нарах сворачивали на день и закрывали ковром переборного ткачества. На стене вдоль нар, в проемах между окнами, развешивались полотенца. Нары закрывали яркими узорными занавесами. Среди текстильных изделий, участвующих в убранстве интерьера, заслуживают особого внимания занавесы. Их ткали из цветной основы и цветного утка, создавая гладкий цветной или пестротканый фон, и украшали выборным узором. Для них характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета. Узор строится из обобщенных мотивов, расположенных в строчку в несколько рядов по плоскости занавеса.

Необходимой принадлежностью каждого удмуртского дома являются и скатерти. По своим расцветкам, членению декоративной плоскости многие скатерти близки к занавесам. Однако узор всегда строится из более мелких орнаментальных мотивов. Декоративная композиция скатертей отличается яркостью, цветовой насыщенностью. Поле скатерти обычно ткется в крупную темную и светлую раппортно повторяющуюся клетку. В клетках на красных, синих, фиолетовых фонах вытканы геометрические мотивы выборного ткачества, напоминающие цветочные розетки, ромбы, звезды обычно светлых расцветок. У части скатертей декоративно украшена кайма, а не поле, при этом поле орнаментировано сложной пестротканой клеткой, а пришивная кайма состоит из повторяющихся поперечных цветных полос с выборным рисунком.

На юге Удмуртии широко распространено безворсовое ковроделие. Ковры, как и ткани, выполняли на ручном горизонтальном ткацком станке. По технике исполнения они относятся к переборному ткачеству, называемому удмуртами «корам пужы» - рубленый узор. Ковры обычно сшивали из двух полотнищ, каждое шириной 60 см, потому что станок был узким. Края ковра обшивали пестротканой каймой, заканчивающейся бахромой. Основа ковра конопляная, а уток из шерсти домашнего изготовления. Ковры издавна украшают народное жилище южных удмуртов. Их вешали на стены, над широкими нарами «бадӟым ӟус». Край ковра спускался и застилал нары. В интерьере он зрительно читался на любом расстоянии. К типичным ковровым изделиям можно отнести и «валес шобрет» - длинные и узкие полотнища для покрытия лавок, диванов, сундуков, кровати. Шобреты представляют двухметровые узкие полотнища, выполненные шерстью в технике перебора.

Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.

Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» - мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки .

Резьба по дереву

Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов

Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода. В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными .

Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей) .

Найденные археологами деревоотделочные инструменты - ножи-резцы различной изогнутости, тесла, долота, топоры разных размеров и т. п. - говорят о древности у удмуртов ремесла деревообработки . Несложные технические приспособления, употреблявшиеся удмуртами при деревообработке, не мешали резчикам создавать с их помощью подлинные произведения искусства. Это достигалось благодаря мастерству, умению, веками выработанному вкусу народных мастеров и приемам, ими употребляемым, передаваемым из поколения в поколение.Они хорошо знали свойства различных пород древесины и других лесных материалов и усвоили разные способы их обработки: долбление, обточку, резьбу, выпиливание, роспись, тиснение на бересте, плетение .

Долбленый стул

Из дерева изготовляли кадки (вышкы) разных размеров для хранения муки, крупы, меда и других продуктов, маслобойки (аръян вышкы), ступы (гыр), корыта (тусь), солонки (сылал возён), чаши (тусьты), тарелки (тэркы), стаканы (сюмык), ковши (кобы), ложки (пуньы). Встречались даже долбленые стулья. Такой стул напоминал кадку, но имел цельную полукруглую спинку, являвшуюся продолжением половинки стенки кадки. Такие стулья стояли обычно в родовом святилище куа. Емкость под сидением использовалась для хранения ритуальных предметов .

Сосуды небольшого размера вырезались с помощью простого ножа и различных изогнутых резцов и скобелей. Внутренняя часть сосуда выдалбливалась или выскабливалась с помощью долота и маленького изогнутого резца с деревянной рукояткой. В искусстве удмуртских резчиков в прошлом преобладал ручной способ изготовления деревянной утвари. Работа с помощью токарных приспособлений почти не практиковалась.

Материал для изготовления сосудов был разнообразным. Чаши, тарелки разного размера и глубины, солонки выделывались из березового наплыва (капа) или липы. На изготовление ковшей, черпаков для пива и ложек шли липа, береза. Поверхность сосудов с хорошей отделкой подвергалась тщательной шлифовке, затем ее олифили или покрывали темным лаком.

Солонки чаще вырезывались в форме водоплавающей птицы-утки, с выдвижной или раздвижной крышкой. На крышке (спине утки) иногда помещали скульптурные фигурки утят. Тщательная отделка поверхности, тонкость резьбы отличают также ковши-сосуды для пива, специально изготовленные для молений в священной роще «луд» и родовом святилище «куала». Они были обычно с низкими бортами и острым приподнятым носиком, придающим всему сосуду своеобразную, пластичную, изысканную форму, напоминающую изделия из металла. Тонкие стенки сосуда-ковша и сглаженная поверхность увеличивали это сходство с металлом . На ритуальной посуде вырезали родовую тамгу (пус) .

Техника скульптурной резьбы у удмуртов применялась для придания предмету художественной формы . Скульптурной резьбой украшали спинки стульев, шкафчики для посуды, швейки, прялки, ножки столов, матицу, перила .

Нередко наряду со скульптурной резьбой можно было встретить орнаментальную резьбу, которой покрывалась поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии. Иногда узор наносился в виде розеток, исполненных техникой трехгранно-выемчатой резьбы .

Резные наличники

Благодаря этому изделия приобретали индивидуальную неповторимость. Прялки, швейки, сколько бы их ни было, каждая отличается одна от другой. Столь же неповторимы деревянные изголовья для подушек, которые ставили на полати и широкие нары. При их изготовлении использовалась скульптурная и орнаментальная выемчатая резьба. Создавали узоры и из прорезных фигур - кружочков, овалов, треугольников. Поверхности предметов покрывались резным орнаментом из геометрических фигур, солярных знаков. Большинство резчиков работали преимущественно вручную. Некоторые мастерили себе токарные станочки, на которых вытачивали веретена, навершия прялок, небольшие скульптурные детали для украшения шкафов, полок и т. п. При ручной работе мастер использовал особенности материала, внося кое-какие изменения в детали предмета и узора, подсказанные его фактурой и цветом.

Старинной глухой резьбой украшали столбы ворот. С переходом к уличной планировке поселений тем же способом вырезали узоры на надоконных досках. В XX веке в художественном оформлении жилища распространилась пропильная и накладная резьба .

В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном и посудном производствах. Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80-90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников. Изготовлялись чашки на дому, членами семейства, найма не было, материал был свой, сбывали продукцию в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время . «Занятие промыслом дает поддержку в хозяйстве и своевременно платить подати» - объясняют «кустари» причину возникновения промысла .

Резные ворота

Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» - 7-9 вершков в диаметре, блюдо - 6-8 вершков и бадьян - 5-6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки в форме чашек . После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.

Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого развития. Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза

Национальные костюмы удмуртов удивительно многообразны. Удмуртский орнамент на национальном костюме северных удмуртов отличается от костюмов южных удмуртов не только по цвету, но и по рисунку. Кроме того сами костюмы разные по качеству ткани и по головным уборам.

Удмуртские узоры на национальной одежде говорят о принадлежности человека к определенному роду или племени. Символика орнамента удмуртов включает в себя символ «человеко-птицы» – этот главный элемент республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- «толэзе», уходит корнями в далекое прошлое. Кроме того удмуртская символика включает в себя звезду, попавшую на герб республики. Этот орнамент - «тол эзье» или «шудо кизили» - «счастливая звезда», является у удмуртов оберегом от бед и несчастий. Ещё один символ – символ Солнца распространён в орнаментах удмуртских деревень (на одежде, на воротах и наличниках). Одним из самых лирических образов является италмас, удмуртское название цветка купальницы – это образ девушки, матери, родины. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. — гудырисяська, переводится как «громовой цветок», поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил. Есть в символике удмуртов и зеленое кольцо, как образ удмуртского луга, поскольку, по мнению некоторых исследователей, слово «удмурт» означает «луговой человек».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровско-Урустамакская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Научно-практическая конференция школьников

«Будущее начинается сегодня».

Исследовательская работа

по теме: «Симметрия в удмуртских орнаментах» .

Выполнила:

ученица 8 класса

Пронина Татьяна

Научный руководитель:

учитель математики

Бахтиярова М.А.

Введение

Орнамент. Искусство

Симметрия

Симметрия в удмуртских узорах

Удмуртское ткачество, костюмы

Геометрия в узорах. Цветовая гамма

Иллюстрации

Заключение

Список литературы

Введение.

В своей исследовательской работе я буду изучать удмуртское искусство, а точнее удмуртские орнаменты и традиции удмуртов.

Цель исследовательской работы: Изучить удмуртские орнаменты, и выяснить какие геометрические фигуры участвуют в их образовании.

Всегда удмуртские женщины славились непревзойденным искусством узорного ткачества и тонким художественным вкусом. Они хранили древние способы окраски пряжи, владели различной техникой ткачества – браной, закладной, многоремизной. Ткали даже на 32 ремизках, а это высшая матема-тика ткачества! Нельзя не восхищаться народным удмуртским костюмом, который справедливо считается одним из самых сложных и красочных нарядов Поволжья. Традиционным для удмуртов сначала было бело-красно-черное сочетание цветов, что впоследствии нашло отражение в государст-венных символах Удмуртской республики – флаге и гербе.

Из этого можно сделать вывод, что математика нужна всегда везде и во всем.


Орнамент. Искусство.

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации. В течении сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Орнамент – один из самых древних искусств удмуртского народа. Наиболее самобытен орнамент в народном костюме. Для орнамента удмуртской вышивки характерно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего использовались: красный с черным, черный с серебром. У южных удмуртов чаще, чем у северных вышивка стала более полихромной они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовые цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. История удмуртского орнамента уходит в далекое прошлое, ко времени происхождения самого народа.

Предки удмуртского народа украшали орнаментом глиняную посуду, бытовые вещи, оружие, наносили орнамент на металлически украшения женского костюма.

Удмуртский народный орнамент соединил в себе самобытные, присущие только удмуртскому орнаментному искусству, с элементами угорского, коми, булгарского, татарского, башкирского и русского орнаментов.



Симметрия.

Что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов какого-то предмета. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы. В широком смысле фигура F обладает симметрией, если существует линейное преобразование, которое переводит эту фигуру в саму себя. В более узком смысле симметрией в математике называется зеркальное отражение относительно прямой с на плоскости или относительно плоскости с в пространстве. Преобразование пространства относительно плоскости с или прямой с считается симметричным, если при этом каждая точка М переходит в точку М" так, чтобы отрезок ММ" оказался перпендикулярен этой плоскости или прямой и делился бы ею пополам. В этом случае плоскость с называется плоскостью симметрии, прямая с – осью симметрии. Геометрические фигуры, например правильные многоугольники, могут иметь по несколько осей симметрии, а окружность и шар обладают бесконечным числом таких осей. К простейшим типам пространственной симметрии относятся:

зеркальная (порожденная отражениями);

центральная;

симметрия переноса.

Симметрия относительно оси называется осевой. Она предполагает, что если через каждую точку оси симметрии провести перпендикуляр, то на нем всегда можно найти 2 симметричные точки, расположенные на одинаковом расстоянии от оси. В правильных многоугольниках осями симметрии могут являться их диагонали или средние линии. В окружности оси симметрии - ее диаметры.

Симметрия относительно точки называется центральной. В этом случае на равном расстоянии от точки по обе ее стороны находятся другие точки, геометрические фигуры, прямые или кривые линии.

Герман Вейль высоко оценил роль симметрии в современной науке:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Рис. 1. Плоская фигура, симметричная относительно прямой АВ; точка М преобразуется в М’ при отражении (зеркальном) относительно АВ.

Рис. 2. Звездчатый правильный многоугольник, обладающий симметрией восьмого порядка относительно своего центра.

Симметрия в удмуртских узорах.

В большинстве удмуртских узорах встречается как центральная, так и осевая симметрия. Рассмотрим на конкретных примерах:

В этих узорах присутствует центр симметрии. Также наблюдается осевая симметрия.

Итак, я привела четыре примера – это те удмуртские узоры, которые чаще всего встречаются у этого народа. Этих примеров достаточно для того, чтобы доказать, что в удмуртских узорах чаще преобладают центральная и осевая симметрия.

Удмуртское ткачество, костюмы.

Костюм:

В украшении предметов быта, орудий труда, жилища, старые традиционные мотивы, темы и приемы сохранялись без изменений вплоть до XIX в., а в украшении народного костюма в XVII в. произошел быстрый процесс замены металлических подвесок, накладок вышивкой. Постепенно явные преимущества вышивки – богатая цветовая гамма, широкие изобразительные возможности, более легких способ отделки костюма без приобретений дорогостоящих металлических украшений сделали ее с конца XVII в. основным средством украшений народного костюма. Русские исследователи XVIII – XIX вв., описывающие быт удмуртов, отмечают широкое использование вышивки в качестве украшения костюма. Современник П. С. Паллас отмечал, что удмурты «рубашки носят вышитые на воротнике и по плечам». Говорят, что наиболее старые вышивки исполнялись золотой и серебряной нитью (их носила зажиточная часть населения). Но кроме костюма, удмуртский орнамент применялся для украшения жилищ, бытовых предметов, орудий труда. Были довольно широко распространены резьба по дереву, орнаментация берестяной и деревянной посуды, художественное изготовление плетеных предметов из лыка, корней, бересты и прутьев.

Ткачество:

Наряду с вышивкой в XIX в. для украшения народного костюма широко используется художественное ткачество (ремизное, закладное, браное и на дощечках), известное удмуртам с давних времен. Наибольшее распространение получает браная техника тканья (слайд). Она позволила расширить усложнить геометрический рисунок, сделать орнамент более разнообразным, более художественным. Нередко тканый узор сочетался с вышивкой. В этом случае вышивка вносила какой-нибудь дополнительный мотив в рисунок орнаменты, обогащая общее композиционное построение. В удмуртском прикладном искусстве видное место занимает ковровое ткачество (слайд). Основа ковра обычно делалась из черных шерстяных нитей, по которой цветной, а часто и белой шерстяной нитью исполнялся геометрический или растительный орнамент. Обычно узор не покрывал всей поверхности основы, а как бы лежал на ней, это создавало объемность рисунка. Делались ковры и со сплошной застилкой основы. Они выглядели более красочными и богатыми по цвету. Такие ковры обшивались кистями. Техника изготовления ковров была аналогично браному ткачеству.

Старинным и более простым способом художественного ткачества у удмуртов было тканье на руках и на дощечках поясов и веревочек для лаптей (слайд).

В комплексе удмуртского народного орнамента особое место занимает бесермянский орнамент (слайд). В вышивке бесермян встречаются такие особенности, которых нет в вышивке ни северных, ни южных удмуртов: тонкое техническое исполнение особое подчеркивание контура орнамента, сочная расцветка.





Геометрия в узорах. Цветовая гамма.

Геометрия:

Техника вышивки этого периода имеет свои характерные особенности, резко отличающие ее от более поздних образцов. Это, прежде всего, относится к подаче орнаментного рисунка.

Рисунок орнамента представляет собой законченный комплекс из симметрично расположенных и повторяющихся геометрических фигур – треугольников, четырехугольников, ромбов, звездочек и др. Чаще всего употребляются приемы вышивки – гладь, косой стежок и стежок вприкреп. Узкие пояски ткались с поперечными и зигзагообразными полосами или с изображениями ромбов, прямоугольников, крестов. Бесермянский орнамент в основном геометрический, состоящий из ломаных линий, треугольников, зубчатых полос, прямоугольников, крестов, но в нем раньше появляются растительные мотивы. Широко пользовались удмурты и ремизным приемом узорного ткачества (слайд). Орнамент, исполненный этим техническим приемом, получается линейный. Из пересекающихся более выпуклых, чем основная поверхность, линии образуются различного размера, прямоугольники, которые своей компоновкой создают рисунок, равномерно повторяющийся и плавно переходящий из одного в другой. Ярким цветным орнаментом удмурты украшали варежки и чулки (женские и детские). На коричневом или белом фоне вязался белый или цветной узор из шести- и восьмиконечных звездочек, розеток, параллельных прямых и зигзагообразных линий.

Цветовая гамма:

Для вышивки XVIII в. характерна определенная цветовая гамма. Основным, доминирующим цветом орнамента был красный, а другие цвета – синий, голубой, черный, светло-зеленый и желтый, употреблявшиеся для создания орнаментного рисунка, лишь подчеркивали красный цвет, придавали свежесть и яркость всему узору.

Заключение.

В костюмах и различных изобретениях южных и северных удмуртов встречаются геометрические фигуры такие, как квадрат, ромб, звезды, пересекающиеся и параллельные прямые. И у тех и у других удмуртов орнаментальных мотив отличается, также отличаются сочетания цветов. Я выяснила, что в удмуртском орнаменте встречается центральная и осевая симметрии.

Современное узорное ткачество и ковроделие удмуртов развиваются в двух формах. С одной стороны, это домашнее традиционное ткачество деревни, связанное с национальным бытом. С другой стороны, это предприятия художественных промыслов, организованные в послевоенный период.

Покрывала фабрики не повторяют старые образцы, но с народными узорными тканями удмуртов их роднит принцип членения декоративной плоскости и радостный, обычно яркий, насыщенный цвет. Он взят в контрастных сочетаниях: черный с оранжевым и желтым, красный с белым и синим. Фактура покрывала очень разнообразна – сочетание гладкой плоскости с рельефной структурой переплетений. Клетки покрывал крупные, более декоративные, большую роль в композиции играет кайма с обильной бахромой. Здесь ярко ощущается связь с народным многоремизным удмуртским ткачеством. Прекрасные традиции, выработанные удмуртскими мастерицами прошлого, не должны быть забыты. Образцы узорного ткачества, отличаясь неповторимым художественным своеобразием, должны служить источником вдохновения для мастеров современного удмуртского декоративного

текстиля.

Список литературы.

1. К. Климов. «Удмуртское народное ткачество». 1979г.

2. Удмуртский республиканский краеведческий музей. «Удмуртский

народный орнамент». 1964г.

3. Князева Т. «Памятники отечества». 1980г.

4. Молчанова Е.Н.«Удмуртский народный костюм», 2001г

5. Мамонтов А.В. «Италмас»

6. «Государственные символы Удмуртской Республики» , 1994г