Tag Archives: Древние Стоянки. Известные стоянки первобытного человека в крыму

Описание презентации Первобытные стоянки на территории Росcии. Стоянки палеолита: по слайдам

Сунгирь - палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.

Погребения. Сунгирь прославилась своими погребениями: 40 -50 -летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12 -14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9 -10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2, 4 м. Погребения были присыпаны охрой.

Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, д олотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы» , оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

СТОЯНКА КОСТЁНКИ Здесь в 19 в в с. Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв. км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными. Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за 20 000 лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения «в возрасте» от 35 000 до 40 000 лет, предметы культуры

Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки. Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны

Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно-климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото — реконструкция аборигенов

Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода - валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото — развалины жилища из костей мамонтов.

Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др. В пещере жили люди 13 -14 тыс. лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4 -3 тыс. до н. э. в р-не с. Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос-ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги. . . Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв. м, а в Ивановской обл. — жилище объемом в 200 кв. м. Льяловская культура входит в культурно-историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остродонных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов. .

Трипольская энеолитическая культура Трипольская культура - археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища - сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки» . Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).

Реконструкция одежды трипольцев по керамике Ритуальная одежда жриц Великой богини Матери. Женские изображения одежды на керамике и их реконструкция

Деревня Фатьяново Фатьяновская культура- археологическая культура бронзового века (2 -е тыс. до н. э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2 -е тысячелетие до н. э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н. э. в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения — были людьми «средиземноморского» типа - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.

На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мегакультурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры - скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй - патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности - так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита

ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА археологическая культура раннего железного века в междуречье Волги и Оки. . . Названа по городищу у села Дьякова под Москвой. На дьяковских городищах, которые были родовыми поселениями скотоводов, находят железные ножи, шилья, топоры, серпы, глиняную посуду с отпечатками грубой ткани, изделия из кости. Это Культура железного века Iпол. I тыс. до н. э. – I пол. I тыс. н. э. Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. - VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).

1 — шейная гривна; 2 — пряжка с выемчатой эмалью; 3 — наконечник стрелы; 4 — медная привеска; 5 — медный бубенчик; 6 — глиняный грузик; 7 — статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры - оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н. э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Палеолитические охотники предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому позднепалеолитических поселения следует искать неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Со времен позднего палеолита рельеф местности почти не изменился. Иначе обстояло дело в раннем и среднем палеолите. Большинство памятников этого периода было обнаружено на речных террасах и в пещерах. Находки на открытом пространстве гораздо более редки, хотя мы и знаем заведомо, что уже в то время человек предпочитал селиться в жилищах открытого типа, уходя в пещеры только в периоды резкого похолодания. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища палеолитического человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежища от тропических ливней, "вселяя скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами.

На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т. е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю. Разница методу полуземлянкой и землянкой заключается в степени углубления в материк. В теплое время года, особенно в европейской периглациальной области, наиболее частым жилищем был шалаш. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников. Таким образом, жилища палеолитических охотников, а возможно охотничьих культур вообще, можно подразделить на три основных типа: простейшие убежища разных видов, шалашеобразные конструкции и жилища долговременного характера с жестким остовом. Простейшие убежища служили кратковременным жильем в тех местах, где климат не требовал более солидной защиты от холода. Использование легких юрт летом и постоянных жилищ зимой известно из недавнего прошлого некоторых сибирских народов или эскимосов. Тип жилища и его конструкция в значительной степени зависели от доступного материала. В Европе у края ледника, где дерево было редкостью остов жилища складывался из бивней мамонта оленьих рогов и длинных костей животных Аналогии в историческое время известны и Восточной Сибири, где для каркаса использовались челюсти и ребра китов. Еще в прошлом век встречались землянки, у которых вся конструкция над котлованом попросту засыпалась землей хорошо защищавшей от холода. Жители степных районов еще и сегодня часто перекрывают простейший остов дерном. Возможно, так же выглядели и жилища первобытного человека. Легкие убежища и шалашеобразные конструкции палеолитический человек строил также в пещерах Люди обычно не пользовались всей пещерой, но с помощью перегородок создавали себе личные жилища - что-то вроде „отдельных квартир." Находки палеолитических жилищ редки, но еще реже находки целых поселений, позволяющие изучить их планировку. Небольшое поселение граветтийского (павловского) времени открыто близ с. Долни Вестонице в Моравии (его возраст по радиокарбоновому методу около 25 тыс. лет). Другие такие скопления жилищ встречаются на Украине в стоянках Костенки, Авдееве и Добраничевка. Первое палеолитическое селище было открыто С. Н. Замятниным в 1927 1. на территории с. Гагарина на Украине. Изучение планов и остатков палеолитических жилых объектов затрудняют два обстоятельства: во-первых, характер отложений, в которых залегают находки, а во-вторых, старая техника раскопок, принятая в прошлом. Дело в том, что ранее производились отдельные разведочные раскопы большей или меньшей площади, не позволявшие выявлять взаимосвязи между отдельными находками. Несовершенной была и документация старых исследований, в ней отсутствовали подробные зарисовки (чертежи) открытых площадей, которые часто заменялись лишь куцым словесным описанием. Только по еле того, как археологи стали закладывать рас копы большой площади, стало возможным лучше распознать и классифицировать находки по их взаимосвязям и аналогиям. Успех исследований всегда во многом зависел от стратиграфических условий, от характера отложений. Гораздо легче открыть стоянку в лессе, где каждая деталь. хорошо различима, чем вести раскопки в каменистой осыпи, поэтому большинство находок палеолитических стоянок происходит с лессовых территорий Центральной Европы, Украины и Сибири.

Самая древняя находка, которую можно рассматривать как остатки жилища, была сделана в Восточной Африке. Это расположенное кругом нагромождение камней, открытое Л. С. Б. Лики в Олдувайском ущелье в слое, отнесенном к началу плейстоцена. Находке, следовательно, около 2 млн. лет, и если это действительно искусственное сооружение, то его создателем мог быть только предшественник человека Ното Наbilis, остатки которого найдены в том же слое. Вполне возможно, что это действительно строительный материал, который в качестве грузила прижимал к земле нижние концы ветвей и шкур, образующих кровлю, а не просто случайное скопление камней - игрушка природы. В центральных районах Эфиопии, примерно в 50 км к югу от столицы страны Аддис-Абебы, французские археологи открыли на берегу реки Аваш несколько богатых стоянок. Самая важная из них - Гарба. В этой стоянке с Олдованской культурой было открыто свободное утрамбованное пространство, наводящее на мысль о глинобитном поле простейшего жилища. По периметру этого пространства залегали кучки камней, посредством которых могли быть заклинены в ямках столбы или другие элементы несложной конструкции. В отличие от окружающего пространства утрамбованный „пяточок" был совершенно пустым: здесь не было обнаружено ни орудий, ни костей или камней; скорее всего это было место ночлега.

НАХОДКИ ЖИЛИЩ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Самые древние в Европе остатки жилища открыл де Люмлей на французской Ривьере близ Ниццы. Стоянка называется Терра Амата и принадлежит к ашельской культуре. Неда леко отсюда, в пещере Грот дю Лазарет был обнаружен другой тип ашельского жилья. В 1957 г. в слое.№ 5 здесь были открыты остатки хижины размерами 11х3,5 м. Хижина стояла внутри пещеры, недалеко от входа, прислоненная к стене, и была распознана по нагромождению каменных орудий и костей, которые находились исключительно в пределах жилого объекта. Вне хижины находок было крайне мало. По периметру хижину обрамляли камни, несомненно принесенные сюда человеком с целью укрепления ее стен. Именно наличие стен ограничивало разброс находок вне пределов жилища. Остов хижины, видимо, опирался о боковую стенку пещеры, но не прилегал к ней. Вдоль стены пещеры протянулась узкая полоса земли. не содержащей почти никаких предметов, а это свидетельствует о том, что каменная стена не образовывала одновременно внутренней стенки жилища, но была отделена от нее узким проходом, что предохраняло хижину от просачивающейся воды. Ни ямок для столбов, ни других следов конструкции не было обнаружено, за исключением семи кучек камней, расположенных с интервалами 80-120 см, причем в центре кучек всегда оставалось свободное место. Это дает нам основание предположить, что камни служили для закрепления деревянных колов или столбов. Но если бы столбы из этих точек просто упирались в боковую стену пещеры, внутреннее помещение было бы слишком низким. Кроме того, если бы опорные столбы располагались под углом к полу, иначе выглядели бы и кучки камней. Судя по ориентации их "кратеров", столбы закреплялись в них вертикально, и на них горизонтально были положены потолочные балки, противоположные концы которых покоились на узком выступе каменной стены пещеры. Это обеспечивало стабильность всей конструкции. Вполне возможно, что опорные столбы остова имели на верхнем конце вилкообразное разветвление, в которое входили балки потолочного перекрытия.

В одном месте интервал между кучками камней был больше обычного: по-видимому, здесь находился вход. О том же говорит и разброс находок каменных орудий и костей, которые только в этом направлении выходили за пределы жилища. Вход был ориентирован внутрь пещеры, таким образом к выходу из пещеры была обращена задняя стенка хижины. Вход был неширокий, до 80 см. Восточней от этого места имеется еще один разрыв в цепочке камней; возможно, здесь находился запасный выход или лаз. У задней стенки хижины, направленной в сторону выхода из пещеры, были сосредоточены самые крупные валуны: надо полагать, здесь была заградительная стенка, предохранявшая от ветра и непогоды.

Кровля жилища была, по-видимому, сработана из шкур животных, которыми был обтянут остов. Это был практичный материал, хорошо Удерживающий тепло и предохраняющий людей от ветра и воды, капающей с потолка пещеры. Концы шкур прижимались к земле все теми же камнями. По расположению найденных предметов, золы и костей видно, что внутреннее помещение было разделено (возможно, перегородкой из подвешенных шкур) на две части. Сразу за входом находились сени или тамбур, где не было очага и где находки предметов довольно редки. Вторая, большая по площади часть была собственно жилым помещением для людей того времени. Попасть в эту „комнату" можно было только через сени. Внутри имелись два очага, но небольших и, если судить по тонкому слою обожженной глины, не имевших особого хозяйственного значения. Главный очаг располагался скорее всего у входа в пещеру В предпоследнее оледенение (Рисе) склоны холма вокруг пещеры были на 80 % покрыты сосной, но доля сосны в древесном угле из кострищ не превышает 40 %. Таким образом, жители пещеры сознательно отбирали дерево на дрова, будучи знакомыми с различиями разных пород дерева.

В районе вокруг двух внутренних очагов залегало наибольшее число находок. Напротив, в заполнении проходного помещения хижины, т. е. сеней, находок было меньше. В культурном слое были открыты мелкие раковины морских моллюсков, которые вряд ли шли в пищу, ибо для этого они были слишком малы. Но естественным путем морские ракушки не могли попасть в пещеру. Остается единственное объяснение: они были случайно принесены сюда вместе с пучками крупных морских водорослей. А поскольку ракушки были найдены в основном в местах, где других находок было мало (на пространстве между очагами и направо от главного входа в хижину, за ветровым заслоном), представляется наиболее вероятным, что именно здесь находились „спальные места", ложа, выстланные высушенными у огня морскими водорослями. Возможно, на водоросли были брошены шкуры животных - за это говорят многочисленные находки костей пясти и пальцев, которые обычно остаются на шкуре, снятой со зверя. Более крупных костей здесь не было. Гораздо больше предметов было найдено вокруг этих лежанок.

Недостаток света и сравнительно небольшое количество находок заставляют думать, что хижина использовалась главным образом как мести отдыха и ночлега; видимо, основная жизнь, когда позволяла погода, проходила на площадке у входа в пещеру. Там расчленялись туши убитых животных и выделялись нужные орудия. Хижина давала охотникам крышу над головой и иллюзию уюта в длинные зимние вечера. Здесь они могли заниматься изготовлением инструментов, о чем свидетельствует большое количество мелких осколков. По найденным остаткам животных можно определить и время года, в которое первобытный охотник особенно интенсивно пользовался жилищем. Кости горных козлов (пойманных и съеденных в возрасте примерно 5 месяцев, козлята рождаются в середине июня), указывают на первые зимние месяцы, а остатки сурков указывают на начало весны; совершенно ясно, что жилье было „зимней квартирой" охотников. Жители покидали пещеру, когда устанавливалась теплая погода. За последние десятилетия изучение французских стоянок дало множество новых интересных данных. Большую работу в этом направлении проделал проф. ф. Борд, однако до настоящего времени он опубликовал лишь предварительные сообщения о своих находках. Другой жилой объект был открыт в пещере Дьявола (Фурио дю Дьябль) во Франции. Он имеет форму неправильного четырехугольника с размерами главных сторон 12х7 м. Северную сторону образует выступ-ступень сотой в 1 м, обложенный большими валунами, выстроившимися в сплошной ряд. Подобный ряд из камней протянулся и с восточной стороны, а с юга возвышалась заградительная стенка, сложенная из камней. Западную стенку образует скальный навес. В юго-восточном углу жилища находился вход; ширина проема составляет примерно 4,20 м. Все жилище помещалось под наклонной скальной стеной; достаточно было упереть стволы деревьев в скалу и обтянуть их шкурами, и жилье было готово. Культурный слой, лежащий прямо на скальной породе, был ограничен контурами жилища и низким земляным валом перед входом в него; вне этих пределов находок не было. В 1945 г. в Борнеке (западная Германия) была обнаружена стоянка гамбургской культуры. Немецкий ученый Руст нашел здесь в культурном слое двойное жилище шалашеобразного типа. Камни, прижимающие к земле остов жилища, были расположены двумя концентрическими кругами, причем внешний круг имел подковообразную форму и располагался с наветренной стороны. Видимо, внешний шатер имел заградительное назначение. Вокруг него были разбросаны отдельные валуны, которые, по мению Руста служили для укрепления ремней, натягивавших кровлю шатра. На пространстве перед жилищем встречено около 2000 мелких отщепов - типичный комплекс „мастерской". Размеры внутреннего шатра 350 х 250 см, внешний шатер-ширма имел в основании около 5 м. Возраст находки - примерно 15 тыс. лет до н. э. В Борнеке были обнаружены следы трех других жилищ аренсбургской культуры. К сожалению, два из них почти не сохранились. Третье, диаметром всего лишь в 2 м, было ограничено кругом некрупных камней с разрывом в месте входа. В заполнении первобытного очага было обнаружено несколько сот мелких каменных отщепов. Руст оценивает древность находки в 8500 лет до н.э. и считает ее летним шалашом. На стоянке Пеггенвиш на севере западной Германии был открыт контур (диаметром в 5 м) подковообразного в плане жилища времени гамбургской культуры. Перед входом сохранились следы очага и производственной мастерской. По сторонам залегали валуны, прижимавшие ремни. Вал по краям жилого пространства был насыпан из песка.

Другое жилище, открытое на той же стоянке, отличается большими размерами и сложной конструкцией и принадлежит мадленской культуре. Большая, грушевидная в плане часть имела размеры 7х4м; это было, судя по всему, главное жилое помещение. Вход в него проходил через сени или тамбур, обложенный камнями. Диаметр этого подсобного помещения 120 см. Пол этого тамбура был в два слоя вымощен камнями весом до 60 кг, надо полагать, для защиты от сырости. Большие каменные глыбы по краям жилого пространства подпирали круговой песчаный вал. Частично вымощенный соединительный коридор вел к другому круглому в плане жилищу диаметром в 4 м, пол которого не был выложен камнем. Найденный инвентарь датируется мадленом. Руст полагает, что здесь мы имеем дело с зимним жилищем. В главном помещении, более просторном и снабженном очагом, найдено около тысячи отщепов. На другой стоянке в западной Германии, близ Пиннеберга, в ходе раскопок в период 1937-1938 гг. Руст открыл контуры шести хижин раннего и среднего мезолита. Пять из них сохранились сравнительно хорошо. Контуры прослеживались благодаря более темному цвету грунта, содержащего много древесной золы. Поперечный разрез показал. что по краям жилого участка хижин был вырыт ров глубиной 25-40 см, в заполнении которого сохранились пустоты от глубоко вбитых конструктивных столбов толщиной примерно 10 см. В общей сложности было найдено шесть ямок от столбов. Столбы, образующие каркас жилища, вероятно, были переплетены ветками и покрыты дерном. Внутренние размеры хижин поразительно малы: 250х150 см. Выход ориентирован на юг. Поскольку ямки от столбов имеют вертикальное направление, можно предположить, что и стены были вертикальными, по крайней мере, в своей нижней части. Вряд ли связанные вверху ветки образовывали сферический свод, скорее на вертикальных опорных столбах покоилась горизонтальная конструкция кровли. Расстояние между отдельными столбами составляло приблизительно 50 см. Выход проходил через короткий и узкий тамбур или корридор. Ни внутри, ни снаружи хижины не было обнаружено остатков очага. Хижина 1 на основании многочисленных каменных орудий датируется вторым дриасовым периодом. Плотность находок повышается к юго-востоку от жилища - видимо, здесь его жители проводили основную часть своего времени. Вторая постройка, несколько более позднего происхождения, имеет подобную конструкцию. По внешнему краю кругового рва выявлены четыре ямки от опорных столбов, удаленных друг от друга на 30 см. Пятая ямка открыта у низкого входа. Толщина столбов, судя по ямкам, колебалась в пределах 5-8 см, столб У входа был несколько толще остальных. Постройка грушевидна в плане, ее размеры всего лишь 150х200 см. От самого широкого места сооружения отходит дугообразная траншея длиной 150 см, которая затем теряется в песке. Ямок

от столбов на ней не найдено. Возможно, это фундамент заградительной стены, защищавшей хижину и площадку перед входом от порывов ветра. Этому однако противоречит тот факт, что ни в первой, ни во второй хижине не было обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о частом пребывании здесь людей. Очага также не было ни внутри, ни снаружи хижины II. Несколько в стороне стояла хижина III размерами 150х250 см. Она имеет ту же грушевидную планировку, что и хижина II; по ее внешнему краю также дугой расположились ямки от столбов. Боковой вход открывается на юго-восток.
Пятая и шестая хижина частично находят друг на друга. Эти два жилых объекта моложе и просторней хижин 1, II и III; их размеры 240х300 см. Следов конструктивных устоев здесь не сохранилось, но по форме они аналогичны вышеописанным сооружениям. Траншея по периметру жилищ не так глубока, как у хижин 1, II и III, и в равных местах имеет различную глубину. В целом можно сказать, что ранне- и среднемезолитические жилища из Пиннеберга были малых размеров, без очагов, в плане неправильной овально-грушевидной формы. В 1921-1922 гг. в окрестностях Майнца в лессе на глубине 270 см были обнаружены кучи камней, сгруппированные вокруг одного-двух очагов. Расстояние между кучами колебалось от 50 до 100 см. Один очаг помещался в чашевидном углублении шириной 20-30 см, заполненном известняками величиной с кулак, обожженными обломками костей и золой. Другой очаг 70 см в диаметре также выполнен по кругу камнями, но не имеет углубления. Э. Ниб (1924) обнаружил здесь также площадку с плотно утрамбованным грунтом, размером примерно 180х60 см. По краям эту площадку обрамляла земляная насыпь высотой приблизительно 5 см. Следов от столбов или других конструктивных элементов не обнаружено. Вокруг кучек камней найдено много расколотых костей и каменных орудий. Ниб отнес эту стоянку к позднему ориньяку. Сегодня уже очевидно, что он открыл жилой объект, который, к сожалению, с помощью тогдашних методов не мог быть распознан и зафиксирован так, как он этого заслуживал. В 1964 г. началось изучение недавно открытой стоянки мадленских охотников в Пенсеване близ Монтро, на берегу реки Сены, во Франции. Леруа-Гуран в сотрудничестве с Брезилоном открыл здесь остатки жилого объекта. Анализ костных остатков животных, проведенный с привлечением самых последних достижений науки, показал, что жилище использовалось людьми летом и осенью. Жилище построено без котлована, но его контуры хорошо фиксируются различной плотностью находок. Четко прослеживалось разделение всей площадки на три участка, каждый из которых имел очаг, пустую полосу без находок или с минимумом их, дугообразную полосу находок (костяных и каменных орудий и обломков), рабочее место и, наконец, вход. Перед двумя из трех очагов были большие каменные глыбы, надо полагать, для сидения. Строгий учет и описание всех находок и изучение взаимосвязей между ними позволили с определенностью сказать, что налицо три расположенных цепочкой шалашеобразных жилища, соединенных переходами и покрытых корой или, что более вероятно, звериными шкурами. Судя по площади лежанок, здесь жило от 10 до 15 человек. Остов жилища, очевидно, был составлен из жердей, сходящихся на конус. Находка в Пенсеване позволила нам получить представление о том, как выглядели шалаши кратковременного характера, которые в мадлене сооружали охотники на оленей в Западной Европе. Этот жилой комплекс значительно старше находок позднепалеолитических жилищ на территории бывших Чехословакии и СССР.

Олдувайское ущелье

Ученые десятки лет спорят, где на Земле появился первый человек. Сторонники монополярной теории называли родиной человека умелого, который впоследствии стал человеком разумным, то Африку, то южную Азию.

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке археологами был найден скелет самого древнего человека на Земле. Ему 1,5 миллиона лет. Именно благодаря этой находке появилась теория, что первый человек появился в Африке, а затем расселился по всей земле. Однако, в 1980-е годы ученые сделали в Сибири сенсационное открытие, которое перевернуло представление о развитии человечества.

Первый человек мог появиться не в Африке, как принято было считать раньше, а в Сибири. Эта сенсационная версия появилась в 1982 году. Советские геологи вели раскопки у берегов реки Лены в Якутии. Местность называется Диринг-Юрях, в переводе с якутского - Глубокая речка. Совершенно случайно геологи обнаружили погребение позднего неолита – 2-го тысячелетия до нашей эры. А затем, копнув еще глубже, наткнулись на слои возрастом более 2,5 миллионов лет и нашли там останки орудий труда древнейшего человека.

Диринг-Юрях

Это обтесанные булыжники с заостренным концом – они называются "чопперы". Кроме таких древних топоров были обнаружены и наковальни, и отбойники. Это привело исследователей к мысли, что, на самом деле, первый человек появился в Сибири. Ведь возраст здешних находок более 2,5 миллиона лет. А значит, они древнее африканских.

Топоры древних, "чопперы"

"Существовал целый архипелаг, там, где сейчас льды сплошные, Северный Ледовитый океан. И в силу каких-то катастроф эта цивилизация была уничтожена, и остатки этого народа вынуждены были переселяться уже на материк, осваивать земли, которые сейчас относятся к Архангельской области, Мурманской, Полярному Уралу, ну и дальше – в Сибирь. Есть и такое предположение", - говорит историк, этнограф Вадим Бурлак.

Погребение в Диринг-Юряхе

Совсем недавно выяснилось, что на территории России есть следы не только первобытных людей, то есть существ, только внешне напоминавших человека, но не обладающих развитым интеллектом, но и человек разумный, то есть похожий на нас с вами.

Оружие древних, найденное в Диринг-Юряхе

Долгое время считалось, что первые люди, которые от нас современных уже ничем не отличались - впервые появились в Европе 39 тысяч лет назад. Однако в 2007 году выяснилось - самая ранняя стоянка древнего человека находится на территории современной России. Таким образом, получается, что первый Homo sapiens родился на свет на двадцать тысяч лет раньше, и не где-нибудь в окрестностях Парижа, а в Воронежской области, там, где сейчас расположена простая деревенька под названием Костенки. Такое мнение высказал известный американский ученый Джон Хоффекер.

"В 2007 году замечательный исследователь из Соединенных Штатов Америки Джон Хоффекер опубликовал в журнале Science статью, которая звучала так: "Первый европеец родом из Костенок". Она, эта статья, базировалась на его пятилетней работе здесь, у нас в Костенках, и на датировках, которые он и Венс Холидэй, его товарищ и его коллега, произвели по результатам исследований, и эти результаты оказались ошеломляющие. То есть возраст существования человека разумного здесь, на территории Костенок, очень резко удревняется", - объясняет Ирина Котлярова, главный научный сотрудник музея-заповедника "Костенки".

Останки, найденные в Костенках, которым около 60 тысяч лет

Американец Хоффекер выяснил: первые европейцы заселили эту местность 50-60 тысяч лет назад. И самое поразительное, это действительно были разумные племена. Конечно, от настолько древних стоянок практически ничего не осталось. Лишь углубления, каменные орудия и ямы, заполненные золой из сожженных костей. А более новые стоянки, те, в которых наши предки жили около 20 тысяч лет назад, в Костенках сохранились хорошо.

Стена, сложенная из костей мамонта

Сохранились даже дома, стены которых выложены из костей мамонта. Исследователи установили, что обитатели этих домов умели производить орудия труда, охотились, занимались собирательством, строили жилища, имели вполне налаженный быт и жили сообществом. Основным источником жизни людей были мамонты. В этой местности их жило огромное количество. Люди охотились на них. Из шкур шили одежду, питались добытым мясом. В ход шли и кости этих животных.

Ирина Котлярова в одном из домов костенковской культуры

Костенковская археологическая культура потрясает масштабом. Здесь было найдено около шести десятков больших стоянок людей. По оценкам одних экспертов здесь проживало не меньше тысячи человек. Другие оценивают население древней Воронежской области скромнее – порядка 600 человек. В любом случае это количество представляется очень внушительным. Ведь даже население средневековых европейских городов редко превышало несколько сотен человек. Конечно, древнейшие стоянки в Костенках городом назвать нельзя. Но для столь давнего времени здесь проживала просто огромная популяция.

План расположения стоянок древних людей в Костенках

Подлинное изумление археологов вызвала коллекция миниатюр. Это вырезанные из плотной горной породы - мергеля - фигурки мамонтят. Вероятнее всего, уже 22 тысячи лет назад обитатели Костенок умели вести счет. Это кажется большинству антропологов совершенно невероятным.

Наконечники копий, найденные при раскопках в Костенках

Из этого вывода следует, что воронежская цивилизация на двадцать тысяч лет старше и Шумерского царства, с их глиняными табличками, и древних египтян. Ученые утверждают, что задолго до шумерских анунаков в Костенках уже умели считать мамонтов и записывать, не надеясь на память. Так что мамонты с улицы Лизюкова – начертанные рукой доисторического Пикассо - вполне научный аргумент в пользу того, что Воронеж и есть колыбель человеческой цивилизации.

Принято считать, что русские - нация довольно молодая. В самом деле, четыре тысячи лет назад уже были построены египетские пирамиды. К рождеству Христову древние римляне уже успели опуститься на дно роскоши и даже разврата, а у наших предков толком еще ничего и не начиналось - ни государства, ни культуры, ни письменности.

Историки решили проверить так ли это на самом деле? И выяснилось, что еще 6 тысячелетий назад, когда шумерская цивилизация, как принято считать первая на Земле только зарождалась – в нашей стране, на территории современного Урала наши предки были настолько развиты, что знали даже металлургию.

"Речь идет о очень большой развитой цивилизации на очень большой территории, которая оказала сильнейшее влияние на весь евразийский регион – это уже однозначно и не подлежит сомнению. Поэтому здесь, я думаю, что будущее за наукой", - говорит Алексей Палкин, научный сотрудник лаборатории природного и историко-культурного наследия УрО РАН

Это остров Веры. Он расположен в Челябинской области на озере Тугояк. В 80-е годы прошлого века археологи обнаружили здесь находку, которая стала настоящей сенсацией: удивительные древние сооружения, которые оказались намного старше, чем знаменитый английский Стоунхендж. Именно эта находка и заставила ученых всерьез заговорить о том, что первое цивилизованное общество в истории не только России, но и всей Европы, а может - и всего мира, зародилось именно здесь - в Челябинской области, рядом с Уральским хребтом.

понимаю, что это может вызвать шок, то что я сейчас скажу, но я говорю это совершенно ответственно, вот эти мегалиты на острове Веры, они гораздо более яркие и интересные, чем Стоунхендж. Почему? Потому что Стоунхендж, это штука здоровая, но она там одна. Вот. Вот в этом конкретном месте, а здесь на участке 6 гектаров находятся несколько объектов разного типа", -


Мегалит № 1

Древнее сооружение, обнаруженное на острове Веры, называется "Мегалит №1". Так его назвали археологи. Когда-то это древнее здание было высотой в 3,5 метра и выполняло функцию обсерватории. Окошко древние строители специально расположили так, чтобы в дни летнего и зимнего солнцестояния солнечный луч проникал, попадая точно на жертвенник.


Окошко мегалита


Главная загадка древней обсерватории даже не в том, как люди на том этапе своего развития додумались следить за движением небесных светил, а в том, что здание сложено из огромных каменных глыб. Каждая – по несколько десятков тонн. Получается, древние обитатели этих территорий вблизи современного Челябинска, были в состоянии не только переместить тяжелые глыбы, но могли все это правильно сложить. Настолько надежно, что и спустя тысячи лет, мегалит не разрушился.

Центральный зал

Здесь есть центральный зал, который соединен с боковыми камерами коридорами. Зал сложен из ряда мегалитов, которые располагаются по бокам и в перекрытии. Всего их около двадцати пяти-тридцати штук. Самый крупный из них весит 17 тонн. Размер мегалитов - от полутора до двух с половиной метров в длину и полуметра в ширину. Постройка датируется IV - III тысячелетием до нашей эры.

Огромные плиты сделала сама природа - это останец горы. Но для того, чтобы блоки лежали ровно, прародителям приходилось их обрабатывать.

Неподалеку археологи обнаружили настоящую плавильную печь. Ее конструкция говорит о том, что технологии плавки металла в далекие времена практически ничем не отличались от тех, которые были изобретены всего пару столетий назад. Получается, что жившие на этом острове полудикие племена занимались цветной металлургией.

"Именно здесь располагалась древнейшая печь по выплавке меди. Учеными был обнаружен дымоход, который очень четко выделяется на общем фоне. Следы задымленностей, которые были отражены на камнях, четко остались и просматриваются на камнях", - говорит Алексей Палкин, научный сотрудник лаборатории природного и историко-культурного наследия УрО РАН.

Зюраткульский геоглиф

О том, что на территории Челябинской области еще тысячи лет назад жило невероятно развитое население, говорит и еще одна удивительная находка - Зюраткульский геоглиф. Он был обнаружен случайно. В 2011 году один из сотрудников Зюраткульского национального парка обратил внимание, что трава у подножия хребта растет неравномерно. Это притом, что никакого механического воздействия на нее явно не оказывали. Ученый решил выяснить причины такого странного явления. Ему удалось установить, что трава местами не растет потому что ей мешают каменные глыбы, выложенные тропой, напоминающей рисунок или даже схему. Чтобы увидеть ее целиком, сотрудники национального парка поднялись на вертолете и обнаружили выложенный на земле гигантский рисунок. Больше всего он напоминает изображение лося.

Размеры этого лося впечатляют: длина рисунка 275 метров. Возраст геоглифа – 5-6 тысячелетий. Каким образом его создатели контролировали точность укладки, как им удалось соблюдать направление и правильность линий, если весь рисунок виден лишь с большой высоты – непонятно. Но самое главное - зачем им понадобилось это изображение лося?

Геоглиф напоминает изображение лося

неолите у нас на Урале было в основном хозяйство – охотники, рыболовы и так далее. То есть население, которое здесь вот это построило, оно должно было эксплуатировать значительную территорию. То есть речь идет о каких-то связях между этими группами, о каких-то немножко иных социальных структурах, чем мы представляет это себе сегодня. Это не просто группа, отдельная группа охотников-рыболовов, это более сложная социальная организация", - считает Станислав Григорьев, археолог, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

Если археологи не ошиблись в определении возраста этого чуда, то получается - наши представления о способностях и возможностях древнейшего населения России, не соответствуют реальной действительности, а значит, официальная наука ошибалась, много лет утверждая, что разумная жизнь в эти края пришла только незадолго до крещения Руси.

Ученые к этой гипотезе относятся с большой осторожностью. Однако, новые археологические находки ставят все больше вопросов, ответа на которые пока нет.

Еще одно доказательство того, что древние люди на территории современной России были очень развиты находится в Игнатьевской пещере. Она находится на южной оконечности Уральских гор в Челябинской области. В 1980 году спелеологи нечаянно обнаружили на ее сводах рисунок, который произвел настоящий переворот в археологии. Исследования показали: рисунки сделаны на стенах более 14 тысяч лет назад. Ни в одном месте планеты никогда не удавалось найти рисунок такой древности, который содержал бы четкий сюжет. В этой пещере изображен сам процесс творения жизни. Именно так как видели его наши древние предки.

Но почему весь мир знает о древнейших наскальных рисунках в Австралии, а во всех учебниках по археологии в качестве первых рисунков приведены люди и бычки из Алжира? Ведь они появились на стенах пещер в 11 веке до нашей эры. То есть позднее уральских на 13 тысяч лет. Почему об открытии уральских археологов молчат научные журналы?

Многие эксперты уверены, дело в том, что такие данные заставят пересматривать не только научные теории, но и переписывать школьные учебники.

Стоянка Сунгирь - древнейшее поселение людей во Владимирской области. Это не только памятник, охраняемый ЮНЕСКО, но и уникальный археологический объект, привлекающий внимание исследователей со всего мира.

Общие данные
Сунгирь - это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.

Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.


За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.

Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как Костенки.

Археологические находки

Предметы

Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:


  • инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы);

  • орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);

  • оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);

  • изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных).

Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» - миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, который древние люди носили в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения.

Фигурка лошади украшена точками, число которых с обеих сторон кратно 5, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с 5-ричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.

Предметы, найденные на территории стоянки Сунгирь, экспонируются во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Ученые продолжают заниматься их исследованием, тем более что многие из найденных артефактов являлись средством невербального языка.

Погребения

Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.

Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, которые украшали одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей.

Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни людей верхнего палеолита колебалась в районе 30 лет. Под этим погребением было найдено 2 детских костяка. Дети были уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми головами друг к другу.

Что ученые смогли узнать о сунгирских людях?

Скелеты сунгирских людей исследуются уже не одним поколением антропологов. К настоящему моменту установлено, что их можно отнести к людям современного физического типа. Некоторые датировки свидетельствуют о том, что найденные погребения моложе поселения на несколько тысяч лег.

Верования

На основе анализа погребений ученые пришли к выводу, что сунгирцы имели развитые религиозные верования. Скорее всего, они верили в существование загробной жизни, совершали магические ритуалы, обожествляли природу, почитали предков, поклонялись солнцу, луне и животным.

Среди инвентаря детского погребения обнаружена человеческая кость, наполненная охрой. Палеогенетические исследования показали, что она принадлежала прапрадедушке подростков, найденных рядом. По мнению ученых, кость играла не последнюю роль в сложном погребальном ритуале. Кроме того, существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно.

Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян. К примеру, 4-секторный диск символизировал славянского бога Хорса.

Быт

Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Объектами охоты являлись: мамонты, львы, бизоны, северные олени, дикие лошади, волки, бурые медведи, зайцы, птицы и прочая живность. Женщины собирали дикие плоды, коренья, моллюски и насекомых. Анализ скелета одно ребенка показал, что голода он практически не испытывал, хотя питался в основном беспозвоночными (гусеницами, жуками).

Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом.

Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку. Многие из обнаруженных украшений были созданы специально для погребения, другие носились постоянно. Люди поселения Сунгирь носили шапки, полушубки, штаны и высокие сапоги, напоминающие унты. Ученые пришли к выводу, что перечисленные предметы одежды изготовлялись из шерсти и были расшиты костяными бусами. Они немного напоминают костюмы чукчей и эскимосов.

Заблуждение, опровергнутое спустя 40 лет

Почти полвека ученые были уверенны, что парное захоронение детей в Сунгире включает останки подростков обоих полов. И вот недавно благодаря генетике удалось выяснить, что девочка из Сунгиря на самом деле - мальчик. Помимо российских палеонтологов в недавних исследованиях участвовали ученые из Копенгагенского университета и Кембриджа.

Палеогенетические исследования показали, что подростки приходились друг другу двоюродными братьями, соответственно имели схожие гаплотипы. У обоих определена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2. В настоящее время гаплогруппа C достигает высокой концентрации у бурятов, монголов и калмыков.

Один из мальчиков погиб в результате удара в живот острым предметом. Причина смерти другого ребенка неизвестна, в то время как мужчина, найденный рядом, был убит выстрелом из лука. Причем, как отмечают криминалисты, это был снайперский выстрел.

Палеогенетические исследования также доказали, что среди сунгирцев были исключены близкородственные браки. По мнению антропологов, именно этот фактор определил доминирование кроманьонцев.

Сунгирь продолжает вызывать интерес у палеонтологов из самых разных стран мира. А недавние открытия показывают, что разгаданы ещё далеко не все тайны, связанные с этой древней стоянкой первобытного человека.