Тайные общества 1816 1825. Первые декабристы. Причины поражения и значение выступления декабристов
ЛЕКЦИЯ XII
Возникновение тайных обществ после Наполеоновских войн. – «Союз спасения». – Устав его. – Пестель и Мих. Муравьев. – Оппозиция Мих. Муравьева и преобразование «Союза спасения» в «Союз благоденствия». – Его устав, его организация и деятельность его членов по четырем «отраслям». – Политические вопросы среди членов союза. – Взрыв негодования против Александра в 1817 г. – Вопрос о республике в 1820 г. – Влияние «семеновской истории», второго польского сейма и неаполитанской революции на настроение Александра. – Закрытие «Союза благоденствия». – Южное общество. – Деятельность в нем Пестеля и других его членов, – Васильковская управа. – Общество соединенных славян. – Северное общество. – «Конституция» Никиты Муравьева и «Русская правда» Пестеля.
Первые тайные общества декабристов
Стремление к общественной деятельности, которое обнаружилось у многих молодых офицеров по возвращении их в Россию в 1813–1814 гг., не замедлило тотчас же проявиться в разнообразных формах, вроде, например, офицерской «артели», бывшей своеобразным клубом в Семеновском полку, затем в целом ряде масонских лож, которые размножались в России, просветительных и литературных кружков, вроде «Арзамаса», «Зеленой лампы» и т. п., значение которых в истории русской литературы общеизвестно; затем в виде кружков для саморазвития и чтения среди молодых офицеров, в которых иногда принимали участие и посторонние лица. Когда создались эти элементы движения, явились и инициаторы первых политических организаций. В Петербурге возникли одновременно два предприятия такого рода . С одной стороны, молодым 24-летним полковником Александром Николаевичем Муравьевым, человеком весьма склонным к мечтательности и к мистицизму (он был масоном и имел высокую степень в одном французском ордене), было положено основание такому обществу среди главным образом офицеров Семеновского полка; с другой стороны, молодым блестящим генералом, исполнявшим значительные дипломатические поручения в войне 1814 г. Михаилом Федоровичем Орловым, была сделана попытка привлечь к образованию особого политического общества с масонскими формами графа Мамонова, представителя старого екатерининского масонства, которое преследовало при Новикове и Шварце общественные цели, и Николая Тургенева, который взял на себя миссию переговорить об этом с некоторыми лицами, в том числе с гвардейскими генералами Бенкендорфом и Васильчиковым. В провинции в глухих городках среди стоявших там армейских пехотных и артиллерийских частей происходило аналогичное движение. Так, в провинции был образован юнкером Борисовым кружок Общества друзей природы, в который вошли главным образом молодые люди, большей частью юнкера и субалтерн-офицеры. Это была очень скромная организация, но впоследствии из нее развилось Общество соединенных славян, присоединившееся потом к Южному обществу – самой значительной тайной организации 20-х годов.
Союз спасения 1816
Декабрист Павел Пестель
Попытка Орлова не имела успеха и не получила развития. Общество друзей природы не имело вначале большого значения, но предприятию Муравьева пришлось сыграть крупную историческую роль.
Вот его история в самых общих чертах. В 1816 г. поручик И.Д. Якушкин был в гостях у своих товарищей по Семеновскому полку братьев Муравьевых-Апостолов: Сергея и Матвея, детей известного в то время писателя и дипломата Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. Они вели между собой разговор на обычные интересовавшие их темы, и в это время явились туда полковник Александр Николаевич Муравьев и его троюродный брат Никита Михайлович Муравьев (сын Михаила Никитича, бывшего когда-то одним из учителей Александра и умершего в 1807 г., будучи товарищем министра народного просвещения) и предложили присутствующим принять участие в тайном политическом обществе, образованием которого они были заняты. Без долгих рассуждений, без точного определения цели этого предприятия все присутствующие согласились на принятие участия в проектируемой организации. Общество образовалось и стало расти, но, в сущности говоря, определенной политической цели оно не имело; некоторые его члены даже считали, что главная его цель заключается в противодействии наплыву и успеху иностранцев на русской службе, чем многие в то время были недовольны; но, конечно, по идее основателей, цель общества была политическая – улучшение государственного и общественного строя. В таком неопределенном положении это общество существовало некоторое время, пока в него не вошел Павел Иванович Пестель, молодой, умный и энергичный адъютант кн. Витгенштейна, давший этому обществу сразу определенную цель и организацию. Цель получила определенный политический характер и заключалась в достижении конституционной формы правления в России, а организацию общества Пестель заимствовал у тогдашних итальянских тайных обществ, так называемых карбонариев. Собственно, устав этого первого общества, написанный Пестелем, до нас не дошел, так как он был вскоре же заменен другим и затем уничтожен, но формы, заимствованные Пестелем у карбонариев, перенесены были им в возникшее позже Южное общество, о котором, как видно будет дальше, сохранились более подробные сведения. Общество, основанное Муравьевым и организованное Пестелем, в 1817 г. названо было «Союзом спасения или верных и истинных сынов отечества». Вообще тогда было известно в Европе два главных типа тайных обществ: один тип, более мирной культурной организации, вроде немецкого тугендбунда (союз добродетели), который имел целью культурное и политическое возрождение Германии и действовал с одобрения правительства, будучи направлен главным образом против внешнего врага, поработителя Германии – Наполеона. С другой стороны, на юге Европы действовали общества карбонариев, или, как они назывались тогда в Греции, гетерии. Они представляли собой тип прямых заговорщицких организаций. Выбирая из этих двух типов, Пестель остановился на типе карбонариев, который более соответствовал его личному характеру и принципам. Надо сказать, что большая часть основателей «Союза спасения» были либерально настроенные люди, искавшие лучших форм политической и общественной жизни, но отчасти они были мистики и мечтатели – как Александр Муравьев и Сергей Муравьев-Апостол, отчасти – отвлеченные теоретики и доктринеры, как Никита Муравьев, причем многим из них не было еще и полных 20 лет. Пестель, хотя тоже был очень молод (ему было в то время около 24 лет), был, однако же, человек со сложившимися уже взглядами и довольно определенными убеждениями, человек в высшей степени умный, выходящий по уму и силе характера из общего уровня. Его высоко ценили не только товарищи, члены тайного общества и его молодые приятели, но и его начальники и вообще все, кто его знал. Такую именно аттестацию давал ему его главный начальник, главнокомандующий Южной армией кн. Витгенштейн, который прямо говорил, что Пестеля можно было хоть завтра смело сделать и министром, и командующим армией и что он ни на каком посту не уронил бы себя. Точно такого же мнения о Пестеле был умный и талантливый генерал Киселев, в то время начальник штаба Южной армии. Еще с большим, конечно, энтузиазмом отзывались о нем его близкие товарищи: князь Волконский (в своих записках), Якушкин, который с ним во многом не соглашался, но очень его уважал, и другие декабристы, оставившие записки или дававшие о Пестеле показания на следствии.
Одним словом, Пестель, несомненно, был самой замечательной личностью по своему характеру, знаниям и уму среди членов тогдашних тайных обществ. Он обладал не только огромным умом – умом творческим, но и соответственным темпераментом; это был человек железной воли и колоссального честолюбия, которое, по-видимому, в значительной мере являлось в нем движущей пружиной наряду с искренними и сильными стремлениями к общему благу.
Конечно, когда такой человек явился среди членов тайного общества и сделал определенные предложения, которым, в сущности, вначале не было противопоставлено никаких других, то предложения его, хотя, может быть, и поразили его товарищей своею резкостью, были приняты очень скоро, и карбонарский устав был утвержден. Характерной чертой этого устава являлись ужасные клятвы, которые давались при вступлении в это общество, хотя, впрочем, такие клятвы практиковались и во многих масонских ложах, не имевших никаких политических задач. Более важное значение имело распределение членов общества по различным неравноправным разрядам. Во главе общества должны были стоять «бояре» – руководители, которые остальным членам (в принципе) не были даже известны. Самый устав общества мог быть известен только «боярам» и следующему за ними разряду членов, которые назывались «мужами»; членам третьей категории, «братьям», т. е. рядовым членам, не был даже известен устав, они обязаны были лишь слепо повиноваться тайному правительству этого тайного общества. Наконец, был еще четвертый разряд (уже не членов, а лишь сочувствующих) – так называемые «друзья», которые вносились в списки как подходящий материал, из которого могли рекрутироваться действительные члены, но сами могли даже и не знать о своем внесении в эти списки и о своей прикосновенности к тайному обществу. Такого рода организация совершенно соответствовала якобинским взглядам Пестеля, которые он себе выработал в качестве поклонника эпохи Конвента и революционного правительства Франции 1793 г.
Давши обществу этот устав, Пестель, однако, сам должен был уехать из Петербурга к месту своей службы – сперва в Остзейский край, где Витгенштейн командовал корпусом, а в 1818 г., с назначением Витгенштейна главнокомандующим Южной армией, на дальний юг, в пограничное с Молдавией местечко Тульчин, где была главная квартира Южной армии. Среди оставшихся членов общества вскоре началось брожение, особенно после принятия в его состав Михаила Николаевича Муравьева, который, в противоположность другим членам общества, подобно Пестелю, обладал сильной волей, но не разделял его взглядов и в особенности был сознательным противником тех якобинских форм, которые положены были Пестелем в основу организации. Михаил Муравьев хотя и уступал по уму Пестелю, но в его отсутствие явился наиболее сильным и притом с самостоятельно выработанным взглядом. Свое несогласие с Пестелем он выражал прямо и резко. Когда ему при вступлении в общество было предложено принести присягу по всем ритуалам устава, он от нее категорически отказался; прочитав же устав, заявил, что этот устав годен разве для разбойников муромских лесов, но не для культурного общества с политическими целями. Начались брожение и переговоры. Как раз в это время по случаю закладки храма Христа Спасителя в память Отечественной войны значительная часть гвардии была в Москве, и там происходили собрания членов общества с длительными дебатами по поводу разногласий, внесенных Михаилом Муравьевым.
Союз благоденствия 1818
Граф Михаил Николаевич Муравьев (впоследствии Муравьев-Виленский)
Хотя члены общества в большинстве не были во многом согласны с Пестелем, но они не соглашались и с тем, что предлагал Михаил Муравьев, стремившийся устранить из устава общества прямые политические цели. В конце концов Муравьев и его сторонники пригрозили даже выходом из общества. Тогда, не желая терять их, им предоставили составить новый проект устава. Они взяли за образец устав «тугендбунда». Устав этот был напечатан в одной немецкой газете («Freimüthige Blatter»), экземпляр которой был привезен в Россию, и Муравьев с единомышленниками перевели его на русский язык. Приспособленный к русской действительности и соответственно измененный, этот немецкий устав и лег в основание нового устава тайного общества. После больших дебатов он был принят, и общество было переименовано из «Союза спасения» в «Союз благоденствия» (1818).
Первые параграфы нового устава гласили:
1. «Убедясь, что добрая нравственность есть твердый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об оном заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые со своей стороны ему в сих благотворных намерениях содействовать не станут, «Союз благоденствия» в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена».
2. «Имея целью благо отечества, союз не скрывает оной от благомыслящих граждан, но для избежания злобы и зависти действия оного должны производиться втайне».
3. «Союз, стараясь во всех своих действиях соблюдать в полной строгости правила справедливости и добродетели, отнюдь не обнаруживает тех ран, к извлечению коих немедленно приступить не может, ибо не тщеславие или иное какое побуждение, но стремление к общему благоденствию им руководит».
4. «Союз надеется на доброжелательство правительства, основываясь в особенности на следующих изречениях наказа в Бозе почивающей государыни императрицы Екатерины Вторые: «Если ум их (граждан) не довольно приуготовлен к ним (к новым законам), то возьмите за себя труд их приуготовить, и вы тем, уже много сделаете» – и в другом месте: «Весьма дурная политика та, которая исправляет законами то, что должно исправить нравами» .
Из этих параграфов устава видно, что «Союз благоденствия» по идее своей являлся учреждением, даже с точки зрения правительства вполне благонамеренным, и не мудрено, что члены его действовали почти открыто, а правительство, хотя ему, несомненно, было известно о существовании этой организации, никаких репрессивных мер против нее не принимало.
Впрочем, многие думают, что эти цели были выставлены только для вида и что была выработана еще вторая часть устава, уже чисто политическая. Но эта вторая часть устава, выработка которой была поручена Никите Муравьеву, не была закончена; она обсуждалась отдельными вожаками, но не была принята в качестве действующего законодательства союза или хотя бы даже его центрального органа. Так как не предполагалось преследовать никаких заговорщицких целей, то и союз был перестроен по типу культурно-просветительного общества: члены общества группировались в отделы, которые назывались управами; делами «коренной управы», находившейся в Петербурге, заведовал выборный «коренной совет». Устав общества – так называемая Зеленая книга – был известен всем членам общества. Члены союза вели свою пропаганду довольно открыто.
Что касается деятельности «Союза благоденствия», то эта деятельность была сгруппирована в следующие четыре отрасли:
Первая отрасль была филантропическая, т. е. сюда относилось воспособление человечеству в его нуждах. Практически эта деятельность могла выражаться тогда особенно в улучшении положения крепостных крестьян, тем более что значительная часть членов (если не все) были помещики. Впрочем, хотя по уставу «тугендбунда» требовалось, чтобы его члены не имели рабов, устав «Союза благоденствия», составленный Михаилом Муравьевым, трактовал только, о благожелательном отношении к своим крестьянам. В отношении улучшения положения крепостных крестьян главным деятелем союза был Н.И. Тургенев.
Вторая отрасль была просветительная, и в этом отношении многие члены деятельно работали, главным образом в войсках. Главным работником в этом отношении был, несомненно, генерал М.Ф. Орлов, тот самый, который мечтал раньше об учреждении масонского тайного политического общества. Он был начальником дивизии и способствовал широкому распространению ланкастерских школ взаимного обучения и в подчиненных ему полках, и среди населения тех мест, где его дивизия была расположена. Орлов сам жертвовал и собирал на дело просвещения значительные суммы. Так, например, он писал в 1818 г., что ему удалось за год собрать 16 тыс. руб. И.И. Тургенев сообщает, что Орлов все свое жалованье жертвовал на просветительские цели,
Третья отрасль заботилась об улучшении правосудия в России. Несомненно, что в этом отношении деятельность членов общества могла главным образом выражаться в разработке проектов нового суда. Этим занялся опять-таки Тургенев, служивший тогда статс-секретарем Государственного совета. У многих членов общества была, однако, идея, что они должны в целях немедленного воздействия на улучшение правосудия оставлять более блестящую военную службу и идти на службу в низшие судебные места (например, в надворные суды). И некоторые действительно шли. Так, например, близкий друг Пушкина лицеист И. И. Пущин принял должность надворного судьи в Москве. То же самое сделал Рылеев еще до вступления своего в общество.
Наконец, четвертая отрасль заключалась в заботе об улучшении хозяйственного и финансового положения в России и называлась отраслью экономической. Здесь дело состояло главным образом в издании соответственных сочинений. Памятником этого рода деятельности членов общества является замечательное по тому времени сочинение Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», которое было первым самостоятельным исследованием в этой области в России. В том же смысле важна была деятельность тех членов, которые принимали участие в публицистике и журналистике. Тургенев вместе с проф. Куницыным хотел тогда открыть даже новый журнал, но ему этого не дозволили, несмотря на то, что он был статс-секретарем Государственного совета и управлял одним из департаментов Министерства финансов .
Несмотря на то что число членов «Союза благоденствия» увеличивалось (в 1819 г. оно дошло до 200 человек), деятельность общества была довольно вялой и казалась большинству членов слишком пресной, тем более что недовольство правительством все более обострялось и развивалось в связи с ростом правительственного гнета, обскурантизма и ненавистных военных поселений. Чувствовалась потребность в более революционной организации, и при таком настроении естественно, что среди молодых членов общества росли неудовольствие и неудовлетворенность своим кругом деятельности.
Правда, мирный характер этого общества не мешал некоторым членам его обсуждать политические вопросы, но едва ли этим можно характеризовать значение и роль «Союза благоденствия»: обсуждали эти вопросы лишь отдельные члены общества, главным образом члены «коренной управы». Такого рода обсуждения бывали и до основания «Союза благоденствия», когда общество называлось еще «Союзом спасения».
Так, в 1817 г. в Москве было получено письмо кн. С. Н. Трубецкого, в котором он писал о тревожных слухах, довольно нелепых и противоречивых, сводившихся к тому, что Александр обвинялся в желании покинуть Россию, переехать в Варшаву, присоединить к Польше литовские губернии, оттуда управлять Россией и оттуда же дать указ об освобождении крестьян в пику будирующим дворянам. Конечно, не последняя мера, так как большинство членов общества было расположено в пользу освобождения крестьян, но первые слухи до такой степени обострили их настроение, что перед ними встал даже вопрос о цареубийстве, и Якушкин определенно взял на себя убийство Александра, после чего хотел и себя лишить жизни.
Правда, на следующий день участники одумались и решили оставить свой план, но на Якушкина этот эпизод произвел такое острое впечатление, что, подчинившись требованию оставить свои замыслы, он, однако же, в раздражении вышел из общества и только спустя некоторое время вступил вновь в «Союз благоденствия».
Другое интересное собрание – вообще собрания бывали, по-видимому, нередко, но они были обыкновенно довольно бесцветны – было в 1820 г., во время приезда Пестеля в Петербург, и происходило в квартире Ф. Н. Глинки, адъютанта генерал-губернатора Петербурга графа Милорадовича. На этом собрании был поднят вопрос о том, что следует предпочесть: республику или конституционную монархию? Пестель, тогда уже убежденный республиканец, решительно высказывался за республику. И когда он поставил вопрос на обсуждение «коренной управы», – на собрании, впрочем, присутствовали не все члены «коренной управы» и не одни они, – большинство (кроме одного) высказывалось тоже за республику. По-видимому, это постановление носило теоретический характер, и не было решено немедленно направить свою деятельность ко введению в России республики. Но Пестель понимал его именно так и впоследствии старался придать этому решению значение постановления формального.
«Бунт» в Семеновском полку
В том же 1820 г. случилось в Петербурге происшествие, которое, не будучи вызвано деятельностью «Союза благоденствия», отразилось, однако, на судьбе всех тайных обществ (масонских лож в том числе) весьма сильно: этим событием было возмущение нижних чинов в Семеновском полку. Произошло оно без участия офицеров. Причина его была следующая. Семеновский полк раньше был веден чрезвычайно гуманно; большинство офицеров были сами гуманные люди и многие из них члены «Союза благоденствия», полковым командиром был добродушный генерал Потемкин, но когда в 1820 г. полк принял от него полковник Шварц, человек грубый, суровый, деспотический, фронтовик, склонный даже к свирепым и незаконным истязаниям солдат, и когда он, задавшись целью вымуштровать этот полк, велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которые по закону были избавлены от этого наказания, то несколько рот полка возмутились.
Форма возмущения была, впрочем, довольно мирная. Солдаты возмутившихся рот хотели только сделать заявление, что просят Шварца впредь не прибегать к таким мерам. Офицеры – между ними С. И. Муравьев-Апостол – старались их от этого отговорить, понимая, что солдаты этим ничего не достигнут; но убеждения эти не привели в конце концов к цели, и в результате весь полк был посажен в крепость. Это обстоятельство произвело на Александра огромное впечатление. Он был в это время на конгрессе в Лайбахе. Этот бунт совпал с другим очень тяжелым впечатлением – от второго варшавского сейма 1820 г., который отверг все почти законопроекты, внесенные правительством, после ряда весьма резких оппозиционных речей. К этому присоединились вести о революции в Неаполе, которая и была предметом обсуждения Лайбахского конгресса. Все это подготовило такое настроение Александра, при котором бунт Семеновского полка произвел на него чрезвычайно острое впечатление, которое было тем больнее, что Семеновским полком он когда-то сам командовал и полк этот был его любимым полком. Он отказывался верить, что полк сам собой взбунтовался, и видел в этом участие тайных подстрекателей. Полк был раскассирован. Эта история имела два важных последствия. С одной стороны, размещенные по всей империи солдаты и офицеры Семеновского полка образовали отличные кадры пропагандистов революционных идей и недовольства, а с другой стороны, ввиду обострившегося настроения правительства, «Союз благоденствия» признал, что в прежнем виде он дольше существовать не может. Поэтому в январе 1821 г. члены союза, собравшись в Москве, постановили прекратить деятельность этой организации. «Союз благоденствия» был объявлен закрытым, причем председательствовавший в большей части этих московских заседаний Н. И. Тургенев даже циркулярно оповестил об этом всех членов.
Есть мнение, что тайное общество только для вида решило закрыться, чтобы отвести глаза правительству, а затем продолжать свою работу в формах более конспиративных. Едва ли, однако же, это было общей мыслью всего собрания. Как бы там ни было, в Петербурге тайное общество действительно прекратило свое существование.
Александр, вернувшись из-за границы, получил о деятельности этого общества подробный донос через командира гвардейского корпуса Васильчикова. Правда, государь при этом сказал, что не ему, старательно насаждавшему либеральные идеи в начале царствования, принимать теперь строгости против отдельных носителей тех же идей, но он остался очень недоволен направлением умов в гвардии и, отправив ее в поход к западным границам в 1821 г., затем нарочно оставил ее на 1,5 года на стоянке в Литве, думая, очевидно; что на молодых офицеров дурно влияет столичная обстановка. Таким образом в 1821 г. из Петербурга удалены были главные элементы тайного общества.
Северное и южное общества декабристов
Декабрист Сергей Муравьев-Апостол
Но когда южные делегаты с Московского съезда явились в Тульчин и сделали там доклад о закрытии общества, то южные части во главе с Пестелем и Юшневским (генерал-интендантом Южной армии) заявили, что они своей организации не прекратят. Таким образом, южный отдел «Союза благоденствия» сделался самостоятельным тайным обществом. При этом южная организация восстановила прежний, пестелевский, устав «Союза спасения» и цели себе поставила определенно политические и резко революционные. Говорят, что постановка таких опасных целей была даже намеренно муссирована для того, чтобы отпугнуть колеблющихся и составить надежное ядро революционной организации. Целью общества определенно было поставлено учреждение в России республики, причем способы действия были приняты якобинские и меры имелись в виду самые крутые.
Южное общество сорганизовалось в виде трех управ. Одна, «коренная управа», была в Тульчине; руководителями были Пестель и Юшневский, избранные директорами всего общества, причем фактически вся власть принадлежала Пестелю. Затем были два отделения – в с. Каменке, под управлением местного помещика отставного полковника Вас. Давыдова и командира расположенной там пехотной бригады генерала кн. С. Г. Волконского, и в Василькове – под начальством Сергея Муравьева-Апостола, который действовал с некоторой независимостью от Пестеля и сделал своим главным сотрудником молодого офицера (тоже из семеновцев) Михаила Бестужева-Рюмина.
Пестель постоянно ставил своим товарищам на вид необходимость не только цареубийства, но даже истребления всей царствующей фамилии, и этот вопрос постоянно приводил к спорам между ним и Муравьевым-Апостолом.
Съезды вожаков Южного общества происходили раз в год на контрактовой ярмарке в Киеве, и на этих съездах в 1822, 1823, 1824 и 1825 гг. постоянно обсуждался вопрос о способах устранения царствующего дома и всех его членов, причем, однако, окончательное решение вопроса откладывалось всякий раз до следующего раза.
Однако Пестель, ставя такие радикальные цели, считал необходимым действовать очень хладнокровно и осторожно, после всестороннего обсуждения и обстоятельной подготовки. Сергей Муравьев-Апостол был напротив, нетерпелив и склонен к энтузиазму и быстрым решительным мерам, ему претила мысль об истреблении целой семьи, но, с другой стороны, он требовал скорейшего приступа к действиям и постоянно стремился начать восстание. Раз даже, когда один из полковых командиров, входивших в состав общества (Повало-Швыйковский), потерял полк, то Муравьев думал немедленно начать возмущение. Главным помощником Муравьева был, как я сказал, Бестужев-Рюмин, который обладал еще более горячим и пылким темпераментом. Он деятельно пропагандировал свои взгляды, и ему удалось сделать два крупных дела. Он открыл существование независимого Общества соединенных славян, которое ставило себе целью установить федеративную республику среди всех славянских народов. Бестужев, открыв эту организацию, постарался ее привлечь к Южному обществу, и это ему удалось. Он же начал сношения с членами польских революционных организаций, причем вел с ними длинные переговоры по вопросу о том, подчинятся ли польские организации русским революционным планам и согласны ли они арестовать и, если будет потребовано, то и убить Константина Павловича как одного из представителей царствующего дома.
Поляки очень уклончиво отвечали на эти вопросы и вообще, видимо, не особенно доверяли выдержанности и конспиративности русских организаций. Бестужев же, по-видимому, старался пустить им пыль в глаза, явно преувеличивая средства заговора в России. В эти переговоры вмешался и Пестель, причем в его присутствии обсуждался вопрос о том, в каких пределах может быть восстановлена Польша. Поляки высказывались, конечно, за восстановление Польши 1772 г., но Пестель определенно заявил, что он стоит за восстановление этнографической Польши (без включения в ее состав малорусских элементов), и лишь ввиду уступки соглашался присоединить к ней литовские губернии.
В то же время Пестель употреблял чрезвычайно энергичные усилия для возрождения тайного общества в Петербурге. Он постоянно посылает туда своих посланцев (кн. С. Г. Волконского, Матвея Муравьева, Александра Поджио и др.), в 1824 г. едет и сам. По его настояниям общество было наконец организовано; но довольно трудно было ему убедить членов этого Северного общества следовать его планам и подчинить их своей воле: северяне успели к этому времени выработать себе самостоятельные взгляды и сильно разногласили с Пестелем.
Возрождение тайного общества в Петербурге произошло не ранее 1822 г., когда гвардия вернулась в Петербург. Тогда была выбрана новая управа из Никиты Муравьева, кн. С.П. Трубецкого и Николая Тургенева, который, впрочем, отказался и был замещен молодым офицером князем Евг. Петр. Оболенским. Организующим элементом был здесь Никита Муравьев, который прежде всего принялся за разработку проекта конституции. Он решительно расходился во взглядах с Пестелем по многим предметам.
«Русская правда» – проект конституции Пестеля
Конституция Никиты Муравьева, с одной стороны, и выработанная Пестелем конституция под названием «Русская правда» – с другой, выражали как раз два соперничающих течения среди этих революционных кругов. Пестель в своей «Русской правде», или «Государственном завете», проектировал республиканское устройство в России. На его теоретические построения оказал большое влияние французский писатель Детю де Траси, который написал известный комментарий к «Духу законов» Монтескье. Под влиянием Детю де Траси Пестель усвоил себе взгляд, что никакая монархическая конституция непрочна, что монархическое устройство и народная воля несовместимы, что поэтому всякое конституционное монархическое устройство есть nonsens. Понимая, что Россия к республике не подготовлена, Пестель думал, сокрушив при помощи военного переворота существующий строй и уничтожив царствующий дом, образовать военную диктатуру в виде временного правительства, которое путем энергической работы в течение примерно 8–10 лет подготовило бы возможность осуществления республиканского строя в России. Разумеется, это вело бы к военно-деспотическому режиму, так как осуществление этого плана потребовало бы, без сомнения, подавления целого ряда контрреволюционных восстаний.
Впрочем, и сама республика, проектированная Пестелем, была ярко якобинского типа, с чрезвычайно сильной и централизованной административной властью.
Законодательная власть в этой республике по его плану, должна была принадлежать вечу (избранному на основании всеобщей двустепенной подачи голосов), но все управление сосредоточивалось, по образцу французской директории, в руках пяти человек – директоров, которые должны были получить большую власть. При этом Пестель не только не желал допускать какой-нибудь автономии отдельных местностей, но, наоборот, желал совершенно, хотя бы и насильственно, объединить всю Россию в одно и однообразное политическое тело: он даже не признавал самостоятельности Финляндии и соглашался на отделение только Польши – под условием, впрочем, что Польша примет социально-политический строй, одинаковый с Россией; Финляндия же должна была быть совершенно инкорпорирована, причем Пестель не признавал даже местных языков. В вероисповедном вопросе он держался аналогичных взглядов, полагая, что православие в России должно быть господствующей религией. По отношению к магометанам он предполагал резкое вмешательство в их внутренний быт, желая упразднить у них подчиненность женщин. Евреев Пестель считал вредными эксплуататорами крестьянской массы и думал переселить всех евреев в Палестину, причем хотел дать им необходимую для этого военную мощь.
Таким образом, принципы Пестеля не отличались либерализмом, но зато демократическое начало было им проведено в его плане очень глубоко, особенно в экономической области, где он считал необходимым ввести новое, весьма своеобразное аграрное устройство. Все земли он проектировал разделить на две части: одна, общественная, должна находиться в коммунальном общественном управлении, другая, казенные земли (по его терминологии), могла эксплуатироваться казной или раздаваться по усмотрению центральной власти частным лицам. Но во всяком случае Пестель считал, что земля не может быть предметом частной собственности и должна служить прежде всего обеспечению народных масс. В этом отношении план его был столько же оригинален, сколько последователен и демократичен.
Конституция Никиты Муравьева
Декабрист Никита Муравьев
Что касается конституции Северного общества, которая была составлена Никитой Муравьевым, то она была монархическая. Хотя сам Никита и многие другие члены Северного общества соглашались, что, в принципе, республика лучше монархии, но они не надеялись ее осуществить, а если в спорах с Пестелем не особенно сильно отстаивали свои взгляды, то главным образом потому, что не имели возможности его переубедить и переспорить, что знали по опыту.
Но надо сказать, что в основание этой монархической конституции были положены принципы самых радикальных тогдашних конституций. Главным образцом, очевидно, послужила испанская конституция 1812 г. Первый параграф конституции Муравьева вполне определенно устанавливал, что Русская империя не может быть принадлежностью никакой определенной фамилии, и во главу угла сразу ставилась народная воля. Власть императора была чрезвычайно ограничена. Вече у Муравьева пользовалось не только всеми законодательными правами, но даже получало и права, обыкновенно принадлежащие монарху, – право объявлять войну и заключать мир и право амнистии.
Другой отличительной чертой муравьевской конституции был федерализм с широкой автономией провинций: республика Пестеля была централизованной, а монархия Муравьева была разделена на 13 (по второй редакции – 15) автономных провинций, в каждой из которых должен был быть своего рода парламент, своя дума (избранная, впрочем, на основе цензового избирательного права), которая подчинялась, конечно, общему руководству центральной власти, но имела широкую автономию. В социальном отношении Муравьев не шел так далеко, как Пестель. По его предположениям, крестьяне должны были быть освобождены, но получали весьма недостаточные земельные наделы, главная масса земель должна была оставаться в руках помещиков.
Эти два типа политических идеалов и явились представителями двух главных течений, которые в это время существовали в среде тайных обществ в России. Не столько разделял тут вопрос о республике или монархии, сколько о том, каким путем проводить это: путем ли якобинским или путем подчинения народной воле. Когда в Северном обществе в начале 1825 г. получил преобладание К.Ф. Рылеев, то он также высказывался, что можно предпочитать в принципе республику, но что это будет иметь значение, только когда на это согласится народ. Итак, главное, против чего возражали члены Северного общества из планов Пестеля, -– это было намерение его проводить республику во что бы то ни стало, вопреки народной воле. Рылеев и Никита Муравьев были в этом отношении настоящими народовольцами: они во главе угла ставили народную волю. Зато в социальном отношении настоящая демократическая точка зрения была проведена тогда лишь в оригинальном проекте Пестеля, принятом членами одного только Южного общества. Вот те течения, которые развивались в тогдашних революционных кругах, отражаясь, конечно, и во взглядах более широких слоев общества.
Материалом для составления этой лекции, кроме «донесения следственной комиссии» по делу декабристов и мемуаров Якушкина, Волконского, Свистунова, Розена, Фонвизина, Николая Тургенева («La Russie et les Russes») и др., послужили изданные в последнее время книги: В. И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов». СПб., 1909; Я. Н. Павлова-Сильванского «Пестель перед верхов, уголовным судом», СПб., 1906; его же. «Материалисты двадцатых годов» в «Былом» за 1906 г., № 7; П. И. Пестель. «Русская Правда». Изд. Щеголева. СПб., 1906; Довнар-Запольского «Тайное общество декабристов». М., 1906; его же. «Мемуары декабристов». Киев, 1906; его же. «Идеалы декабристов». М., 1907; А. К. Бороздина «Критика современного состояния России и планы будущего устройства. Из писем и показаний декабристов». СПб., 1906; мои работы: «Семейство Бакуниных» в «Русск. мысл.» за 1909 г., кн. V (в отд. издании 1915г. «Молодые годы Михаила Бакунина») и «Н. И. Тургенев и «Союз благоденствия» в «Очерках по ист. общественного движ. и крест. дел в России». СПб., 1905; Я. К. Шильдера «Имп. Александр I», т. IV. СПб., 1904; его же. «Импер. Николай I», т. I. СПб., 1903; Сборник ст. В. И. Семевского, В. Я. Богучарского и П. Е. Щеголева «Обществ, движения в России в первую половину XIX в.» Т. I. СПб., 1904. Из старых книг не утратили своего значения: А. Я. Пыпина «Общ. движение при Александре I»; Кропотова «Жизнь гр. М. Н. Муравьева». СПб., 1874; А. П. Заблоцкого-Десятовского «Гр. Киселев и его время», СПб., 1882; М. И. Богдановича «История царствования имп. Александра I», т. V и VI. СПб., 1871.
Законоположение «Союза благоденствия» напечатано полностью в книге А. Я. Пыпина «Общественное движение при императоре Александре I», стр. 505 (2-е издание).
О Н. И. Тургеневе см. мою работу в книге моей «Очерки по истории общественного движ. и крестьянского дела в России», а также ст. В. И. Семевского в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в книге его «Политические и общественные идеи декабристов».
Отечественная война 1812 года выдвинула Россию в число самых влиятельных держав на европейском континенте: от нее зависели судьбы других европейских стран. Но дальнейшее развитие оказалось чрезвычайно противоречивым. Страна-освободительница европейских народов, Россия встала во главе Священного союза и возглавила реставрацию монархий в государствах Европы.
Столь же противоречивым было внутреннее развитие России. Русские офицеры, вернувшиеся из заграничных походов, увидели громадную разницу между своей страной и Европой. В европейских странах крестьяне были свободны от крепостной зависимости, власть монархов была ограничена законами, конституцией, парламентом и сильным влиянием общественного мнения. Офицеры, полагавшие, что власть в стране не может зависеть от воли одного человека, также захотели подчинить ее твердым законам, установить конституционное или республиканское правление и освободить крестьян от крепостного состояния. В этих целях они решили объединиться.
«Союз Спасения». «Союз Благоденствия» . Первыми организациями дворян-революционеров, которых стали потом называть декабристами, были «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».
«Союз Спасения» образовался в 1816 году, но вскоре прекратил свое существование.
Вслед за ним, в 1818 году, возникло новое общество - «Союз Благоденствия». В него вошли многие крупные деятели эпохи, в том числе поэты Ф. Н. Глинка и П. А. Катенин.
Общественная жизнь России проходит на фоне европейских событий, где нарастают революционные и национально-освободительные движения. Студент Занд (Германия) заколол кинжалом писателя Августа Коцебу, которого считали русским агентом. В 1820 году польские сенаторы отвергли все проекты законов, предложенные Александром I. Русский император получил известие о солдатских волнениях в гвардейском Семеновском полку, который всегда был оплотом самодержавия. Генерал-майор Александр Ипсиланти возглавил греческое восстание против турок. В это же время появились и первые признаки спада революционной волны: подавлена Неаполитанская революция, терпит поражение революция в Греции.
Северное и Южное декабристские общества . Русское общество внимательно следит за историческими событиями, откликаясь на них: оно отозвалось и на смерть Наполеона на острове Св. Елены, и на смерть в Греции английского поэта Дж. Г. Байрона. После роспуска «Союза Спасения» и «Союза Благоденствия» русские вольнодумцы объединились в два тайных общества - Северное (1821) и Южное (1822). В Северном обществе руководящая роль постепенно переходит к К. Ф. Рылееву, а Южным обществом руководит П. И. Пестель. Вначале «северяне» более умеренны: они настаивают на конституционной монархии, тогда как «южане» - на республике. Стремясь распространить свое влияние на широкие слои общества, декабристы собирают объединительный съезд, где Рылеев склоняется на сторону республики как будущей формы правления в России. Декабристы намерены продолжить агитацию, чтобы политические перемены не были неожиданными, но обстоятельства складываются так, что для тщательной подготовки восстания у них не остается времени.
Восстание декабристов . 27 ноября 1825 года в Петербурге получено известие о смерти бездетного Александра I. Брат царя, великий князь Константин Павлович, еще в 1823 году отказался от престола в пользу другого брата, великого князя Николая Павловича, но общество об этом не знает, и потому все приносят присягу Константину Павловичу, который находится в Варшаве. Однако Константин отказывается принять трон и присылает письмо, подтверждающее его прежнее решение.
На 14 декабря назначается присяга Николаю Павловичу. Декабристы сочли, что для восстания наступил наиболее подходящий момент. «Северяне», командовавшие выведенными на Сенатскую площадь войсками, подняли мятеж. Однако Николаю Павловичу удалось силой подавить восстание и привести войска к присяге. Выступление «южан» также не имело успеха. После разгрома восстания наиболее видные декабристы, решительно проявившие себя, были арестованы и затем, после суда и казни пятерых руководителей, заточены в казематы, сосланы в Сибирь или в действовавшую армию на Кавказ. Почти каждая семья потеряла либо родных, либо близких знакомых. Благородство целей, которые ставили перед собой декабристы, в особенности мысль об освобождении крестьян, бескорыстие намерений, так как декабристы-дворяне не требовали для себя никаких материальных благ и привилегий, высоко поднимали в глазах общества и последующих поколений нравственное достоинство восставших. Они остались примером для других русских революционеров, которые, однако, не смогли удержаться на той нравственной высоте, которая была заявлена дворянскими мятежниками. Очень скоро восстание было расценено как романтический протестующий акт, трагическая ошибка, жертвенный подвиг без надежды на успех. Но так как многие думали так же, как декабристы, только не решались выйти на площадь, то чувствовали на себе часть вины за страдание своих близких. Восстание декабристов стало осознаваться не злонамеренным бунтом и потрясением государственных основ, а заблуждением дерзких, горячих и пылких молодых умов.
В обществе укреплялись мысли о прощении декабристам их непродуманного поступка и о том, что наказание превышало вину, или, как сказал по другому поводу Пушкин в поэме «Бахчисарайский фонтан»: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье». Многие умоляли Николая I о проявлении милости к декабристам, о возвращении их семьям и были уверены, что перед коронацией или после вступления на престол царь все-таки простит несчастных страдальцев. Этого не случилось.
Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
Российская действительность с её крепостничеством;
Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;
Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.
Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.
«Орден русских рыцарей» (1814-1817)
В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».
«Союз спасения» (1816-1818)
В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.
Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.
Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.
Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.
«Союз благоденствия» (1818-1821)
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.
Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.
На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).
Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).
Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.
В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.
Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Кафедра Таможенного дела и управления рисками
Доклад
по дисциплине: «Отечественная история»
на тему: «Тайные общества 1816-1825г.»
Выполнил:
студент 1 курса, гр. 1407
Горбачёв Роман Дмитриевич
Преподаватель:
Лушин А.И
г. Санкт-Петербург, 2015г.
В 1816 г. в Петербурге возникло первое декабристское общество, получившее название "Союз спасения". Его учредителями стали Александр Николаевич Муравьев, Сергей Петрович Трубецкой, Никита Михайлович Муравьев, Матвей Иванович и Сергей Иванович Муравьевы-Апостолы, Иван Дмитриевич Якушкин, чуть позже к ним присоединился Павел Иванович Пестель. "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества", насчитывал до 30 членов, среди которых были только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. По "Статуту" (уставу) члены общества делились на "боляр", "мужей" и "братьев" (влияние масонства), дававших при вступлении клятву на кресте и Евангелии.
"Союз спасения" с самого начала определил главные задачи движения - отмена крепостного права и введение конституции, однако долго сомневался в отношении методов достижения этих целей. Сначала декабристы возлагали надежды на либеральную политику Александра I, готовясь стать верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили не присягать новому монарху в момент междуцарствия, пока он не удовлетворит их требований. Однако в 1817 г. до них дошли слухи о том, что Александр I готовится дать независимость Польше, присоединив к ней некоторые территории Украины и Белоруссии. Именно тогда у декабристов впервые возникает мысль о цареубийстве (проекты его осуществления предложили И.Д. Якушкин и М.С. Лунин). Технически убийство монарха не представляло для гвардейских офицеров большой сложности, однако они понимали, что для успеха переворота им необходима широкая общественная поддержка, которой декабристы не располагали. Необходимость действия и ограниченность методов достижения целей заставили дворянских революционеров искать совета у французских просветителей. Одной из основополагающих идей философии Просвещения являлась мысль о том, что миром правит мнение. Иными словами, образ правления и строй жизни в том или ином государстве зависят от общественного мнения, господствующего в нем. Таким образом, задача для декабристов менялась кардинально: вместо подготовки революционного переворота следовало заняться воспитанием соответствующего общественного мнения. Поскольку "Союз спасения" совершенно не отвечал решению этой задачи, в январе 1818 г. в Москве вместо него был создан "Союз благоденствия". Чтобы расширить число членов организации, в ее уставе ("Зеленой книге") были записаны явная и тайная цели нового общества. Явной целью называлось распространение просвещения и занятие гражданских должностей членами "Союза". Тайная же цель оставалась прежней - "введение конституции" и "уничтожение рабства". Со второй частью устава знакомили далеко не всех, вступавших в общество. Декабристы считали, что на формирование цивилизованного общественного мнения потребуется около 20 лет. Для этого они предусматривали создание управ "Союза" в большинстве губернских городов России, а также легальных и полулегальных обществ: просветительских, литературных, благотворительных. В 1818-19 гг. начался массовый выход в отставку офицеров - членов "Союза благоденствия", спешивших занять различные гражданские должности для более широкого охвата общества гуманными идеями. Декабристы создавали ланкастерские школы взаимного обучения, спасали население голодающей Смоленской губернии, выкупали талантливых крепостных, агитировали в салонах против "рабства и деспотизма". Однако за 2 года существования новой организации декабристам удалось открыть лишь 5-6 ее управ. Результаты воспитания гуманного общественного мнения, если и были, то оставались мало заметными. Во внутренней политике России все явственнее звучали реакционные, крепостнические нотки. К тому же в 1820 г. на помощь дворянским революционерам подоспела своевременная подсказка истории в виде военных революций в Испании и Италии, а также возмущение в Семеновском гвардейском полку. Эти события показали им, что при определенной организации дела возможна успешная революция силами только армии (что было им, как офицерам, особенно близко). Другими словами, жизнь вновь потребовала от декабристов организационной перестройки. В январе 1820 г. в Петербурге состоялось собрание Коренной управы - руководящего органа "Союза благоденствия". На нем было принято решение бороться за введение в России республиканского строя. Кроме того, Пестелю и Никите Муравьеву было поручено разработать программные документы тайного общества. Спустя год в Москве состоялся съезд представителей управ (отделений) "Союза", на котором было решено его распустить. Умеренное крыло надеялось тем самым отсечь от движения Пестеля и его радикальных единомышленников. Однако у убежденных революционеров имелись свои взгляды на будущее тайного общества. Весной - летом 1821 г. на Украине и в Петербурге начинается строительство Южного и Северного обществ декабристов - более конспиративных, чем "Союз благоденствия", и разрабатывавших более радикальную тактику действий. Обдумывая планы военной революции, заговорщики надеялись, что она будет бескровной и быстрой. К тому же эта тактика позволяла обойтись без помощи народных масс, которых декабристы считали, с одной стороны, контрреволюционной силой из-за традиционного наивного монархизма крестьян, с другой - силой неуправляемой, способной к бунту, анархии, слепому разрушению, но не к созиданию. Таким образом, известный тезис, что революционеры были "страшно далеки от народа", объясняется как их социальной осторожностью, так и политической неразвитостью российского крестьянства. В 1821-23 гг. происходит окончательное организационное оформление Северного и Южного обществ. Южное общество управлялось Коренной думой (Директорией), в которую, помимо П.И. Пестеля и Андрея Петровича Юшневского, был избран и Н.М. Муравьев. "Южане" понимали, что судьба революции будет решаться в столице, поэтому выбрани в Директорию "северянина" Муравьева. Фактически же в Южном обществе главенствовал Пестель, выступавший за строго дисциплинированную организацию, члены которой безоговорочно подчиняются руководству. Северное общество управлялось Думой, в которую входили Н.М. Муравьев, С. П. Трубецкой и Е.П. Оболенский. Однако у "северян" не было такого ярко выраженного лидера, как Пестель. Выделившаяся же в отдельную организацию Кишиневская управа во главе с М.Ф. Орловым и В.Ф. Раевским в 1823 г. была разгромлена правительством. В Северном и Южном обществах были созданы две программы: "Русская правда" П. Пестеля и "Конституция" Н. Муравьева - вершины политической мысли декабризма. Пестель считал, что для становления новой России необходим 10-летний переходный период, во время которого власть передавалась Верховному революционному правительству. В его состав предполагалось включить А.П. Ермолова, М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова и Г.С. Батенькова - людей, известных в обществе своими либеральными взглядами. Именно они, обладая диктаторскими полномочиями, должны были провести в жизнь положения "Русской правды". В своей программе Пестель предлагал уничтожить крепостное право и установить в России унитарное государство с республиканской формой правления. Высшая законодательная власть в нем принадлежат Народному вечу, а исполнительная - Державной думе, состоявшей из 5 человек. Контрольные функции выполнял Верховный собор, а на местах власть осуществлялась уездными и волостными собраниями и правлениями. Старые сословия в России уничтожались. Граждане нового государства были равны перед законом, с 20 лет могли избирать и быть избранными, наделялись имущественными и политическими правами, за исключением права союзов и собраний с целью подрыва устоев государства. Пестель вводил в стране жесткую цензуру и мощную тайную полицию, поощрял доносительство на политически неблагонадежных граждан. Идея 10-летней диктатуры и непопулярные политические меры, предлагавшиеся им, вызвали недоверие декабристов к Пестелю. Они подозревав, что он хочет стать российским Наполеоном, диктатором от революции. В аграрном вопросе Пестель пытался примирить два взаимоисключающих принципа: общественное достояние земли и право частной собственности на пашню тех, кто обрабатывает и окультуривает землю. Для этого он разделил весь фонд государственных, крестьянских, церковных и большей части помещичьих земель на общественную и частную составляющие. Каждый желающий мог получить участок общественной земли для пропитания семьи, этот участок был неотчуждаем, то есть не мог быть продан, сдан в аренду, заложен или подарен. Тем самым Пестель надеялся спасти крестьян от пролетаризации, а Россию - от ужасов капитализма. Крестьяне, которые могли обрабатывать больше земли, чем им положено из общественного фонда, могли взять участок частной земли, предназначавшейся для "процветания хозяйства", развития частного предпринимательства. С этим участком его владелец мог делать все, что могло принести ему дополнительную прибыль. "Конституция" Муравьева предусматривала превращение России в федеративное государство, состоящее из 14 держав и 2 областей (державы делились на уезды, а уезды - на волости). Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей, избираемых на 6 лет. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие 21 года, имевшие недвижимую или движимую собственность в размере 500 и 1000 руб. соответственно. Для желающих быть избранными имущественный ценз был еще выше. Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который являлся верховным главнокомандующим и мог с согласия Верховной думы назначать министров и судей. Ему выдавалось жалованье до 10 млн руб. в год, чтобы он имел возможность содержать двор. Монарх мог отклонять решения Народного веча, но если вече в третий раз подтверждало свое решение, то оно автоматически становилось законом. Высшим судебным органом должно было стать Верховное судилище, руководившее судами в губерниях и городах. Конституция отменяла крепостное право и прежнее сословное деление общества. Она провозглашала равенство граждан и предоставляла им права и свободы без всяких ограничений. Решая аграрный вопрос, Муравьев наделял бывших крепостных крестьян усадьбой и двумя десятинами пашенной земли, сохраняя при этом помещичье землевладение. Такое решение вопроса заставило бы крестьян идти в наемные рабочие к бывшим хозяевам, так как две десятины земли не могли обеспечить сносное существование крестьянской семье. Главное отличие между "Русской правдой" и "Конституцией" заключалось не в том, что первая делала Россию унитарной республикой, а вторая - федеративной конституционной монархией. Дело было даже не в том, что Пестель предполагал введение 10-летнего переходного периода под диктатом Временного правления, а Муравьев - введение конституционного правления сразу после совершения переворота. Основное отличие двух подходов к будущему России состояло в том, что Пестель и Муравьев рассчитывали на разные движущие силы будущих преобразований, видели сторонников перемен в разных слоях населения страны. Пестель надеялся на поддержку революционеров крестьянством, которое в благодарность за освобождение от крепостного права и наделение его землей поддержит новое правительство. Муравьев же считал, что реальную помощь декабристам может оказать только наиболее образованный, организованный и независимый слой россиян - среднее дворянство. Споры о том, какой из двух вариантов был более реалистичен, продолжаются и в современной историографии. Однако сейчас большинство исследователей сходится на том, что мы имеем дело с двумя утопиями, поскольку ни "Русская правда", ни "Конституция" не учитывали в полной мере социально-политическую ситуацию в империи. Россия первой четверти XIX в. не была готова к столь радикальным переменам, и замыслы декабристов скорее всего были обречены на неудачу. В 1824 г. Северному и Южному обществам удалось договориться о сроках совместного выступления. Летом 1826 г. на базе 2-й армии, расквартированной на Украине, намечалось провести большие маневры с участием императора и его братьев. Восстание планировалось начать одновременно на Украине и в Петербурге. Царская фамилия должна была быть выслана за границу, а сам монарх - арестован до решения вопроса о форме правления. Декабристы постепенно наращивали свои силы: в 1825 г. в состав Южного общества вошло Общество соединенных славян; в Петербурге активно действовала "Рылеевская отрасль" (группа офицеров под руководством К.Ф. Рылеева). Однако жизнь внесла свои коррективы в планы дворянских революционеров - 19 ноября 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался император Александр I.
Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.
Главная причина - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации се экономики, порождал неизбежность социальных потрясений. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.
Не менее важной причиной являлось разочарование, потеря иллюзий относительно либерализма Александра I. В 1815-1825 гг. он проводил реакционный внутри- и внешнеполитический курс и с помощью А. А. Аракчеева создал в России военно-полицейский режим.
Мощным побудительным фактором стали Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.
Основные свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в конце XVIII - начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.
Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П. И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать». «Что ни почта, то революция»,- говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1.825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темпы, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества, они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело объективно буржуазный характер.
Первые политические организации
Им предшествовали тайные общества, которые появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н. Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н. Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М. Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов - «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П. И. Пестель, А. Н. Муравьев. С. П. Трубецкой. К ним присоединились К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. С. И. Муравьев-Апостол и др.
«Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». В нем были заложены дне основные идеи переустройства российского общества - ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие - как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.
В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П, И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа - общий руководящий орган - и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.
Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для, всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении лих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.
Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером - отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.
Члены организации (в основном в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. К 1820 г. стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов - когда и как производить переворот - выявило большие разногласия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испании и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.
В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.
В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П. И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А. П. Юшневский, Н. В. Басаргин, В. П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.
Конституционные проекты
Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» - радикальной.
Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию -политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.
П. И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П. И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П. И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.
Н. М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этою было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.
По мнению П. И. Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для «пропитания», т. е. для обеспечения прожиточного минимума. Так, впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. П. И. Пестель не отрицал идею частной собственности на средства производства, в том числе и на землю. Поэтому половина земельного фонда страны, по его проекту, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечивать рентабельность и товарность хозяйства. В агарном проекте П. И. Пестеля причудливо переплетались элементы социалистического и капиталистического способов производства.
Оба конституционных проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.
Летом 1825 г. южане договорились о совместных деиствиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.
Восстание в Петербурге
После смерти царя Александра I в течение месяца в стране сложилась необычная ситуация - междуцарствие. Не зная об отречении Константина, высшие государственные чиновники и армия присягнули ему. На 14 декабря была назначена переприсяга членами Сената Николаю. Руководители Северного общества решили, что смена императоров и некоторая неопределенность ситуации с престолонаследием создали благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и приурочили его к 14 декабря. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.
В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнею правления, т. е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.
Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга, Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С. П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.
Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла Ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.
Восстание на юге
Несмотря на аресты некоторых руководители Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.
Следствие и суд
К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 545 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.
Причины поражения и значение выступления декабристов
Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания - основные причины поражения декабристов. Несомненно, провал первого революционного выступления был обусловлен недостаточной подготовленностью общества к методам военного переворота и к кардинальным социально-политическим переменам.
Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.