Тбилисские старцы из Глинской пустыни. Митрополит Зиновий (Мажуга). Митрополит саранский и мордовский зиновий отметил день рождения

Мит-ро-по-лит Зи-но-вий, иерарх Гру-зин-ской Церк-ви (в ми-ру За-ха-рий Иоаки-мо-вич Ма-жу-га), на-чи-нал свою ду-хов-ную жизнь в Глин-ской пу-сты-ни. Ро-дил-ся он неда-ле-ко от оби-те-ли, в г. Глу-хо-ве 14 сен-тяб-ря 1898 г. На-зва-ли маль-чи-ка За-ха-ри-ей. Он ра-но ли-шил-ся ро-ди-те-лей. Отец умер, ко-гда ему бы-ло 3 го-да, а мать ко-гда ис-пол-ни-лось 11 лет. При-шлось жить у род-ствен-ни-ков. Жи-ли бед-но, но ос-но-вы бла-го-че-стия - ве-ру и лю-бовь к Бо-гу, за-ло-жен-ные по-кой-ной ма-те-рью, маль-чик бе-рег все-гда. Сест-ра его, уже имея свою се-мью, и при-няв-шая млад-ше-го бра-та, вско-ре устро-и-ла его в по-ши-воч-ную ма-стер-скую при Глин-ской пу-стыне. Это бы-ло для него ве-ли-кой ра-до-стью: он бе-гал в оби-тель и рань-ше, знал неко-то-рых на-сель-ни-ков, жалев-ших оси-ро-те-ло-го маль-чи-ка, с теп-лом и уча-сти-ем от-но-сив-ших-ся к нему. Ко-гда ему ис-пол-ни-лось 16 лет, его за-чис-ли-ли в Глин-скую пу-стынь по-слуш-ни-ком. Обыч-но вновь по-сту-пив-ших опре-де-ля-ли сра-зу же в го-сти-ни-цу, чтобы на-учить слу-жить лю-дям - на пол-го-да, по-том - в пра-чеч-ную, чтобы не бо-ял-ся в бу-ду-щем ни-ка-ких тру-дов - на год или два. По-сле это-го, смот-ря по усер-дию и склон-но-сти к опре-де-лен-ным тру-дам, по-сы-ла-ли на кух-ню, в пе-кар-ню, в пе-ре-плет-ную или швей-ную и дру-гие ма-стер-ские, ес-ли яв-но бы-ла склон-ность к ино-че-ской жиз-ни. Ес-ли ее не за-ме-ча-ли в юно-ше, то со-ве-то-ва-ли вер-нуть-ся до-мой.

У За-ха-рии бы-ло все хо-ро-шо с пер-вы-ми по-слу-ша-ни-я-ми, а на спе-ци-аль-ных - не ла-ди-лось. Стар-шие без кон-ца жа-ло-ва-лись на него на-сто-я-те-лю, его пе-ре-во-ди-ли с ме-ста на ме-сто… Он очень пе-ре-жи-вал, мо-лил-ся изо всех сил, бо-ясь, что его от-пра-вят до-мой. Жа-лел его и ста-рал-ся под-дер-жи-вать лишь один стро-гий схи-мо-нах Ге-ра-сим, ко-то-ро-му его по-ру-чи-ли. Ста-рец ре-шил ис-пы-тать мо-ло-до-го по-слуш-ни-ка, стал гроз-но вы-го-нять и да-же обе-щал по-бить, но огор-чен-ный юно-ша ре-ши-тель-но за-явил, что он ни-ку-да не уй-дет, как бы ста-рец к нему не от-но-сил-ся. С тех пор За-ха-рия стал ду-хов-ным сы-ном стро-го-го мо-на-ха, ко-то-рый при-учал его к про-дол-жи-тель-ным мо-лит-вам, стро-го-му огра-ни-че-нию в пи-ще, воз-дер-жа-нию в сло-вах. По-сте-пен-но на-ла-ди-лось де-ло и с по-слу-ша-ни-я-ми. По-сла-ли его при-смат-ри-вать за ло-шадь-ми. Их он бо-ял-ся, бо-ял-ся и то-го, что, не спра-вив-шись с этим по-слу-ша-ни-ем то-же, его вы-го-нят. Од-на-ко, ско-ро при-вык и по-лю-бил их. Де-ло пошло на лад.

В 1914 г. на-ча-лась 1-ая ми-ро-вая вой-на, а в 1916 г. За-ха-рию вме-сте с дру-ги-ми мо-ло-ды-ми по-слуш-ни-ка-ми взя-ли на во-ен-ную служ-бу. Про-во-дил его ста-рец Ге-ра-сим, пред-ска-зав воз-вра-ще-ние в оби-тель и то, что боль-ше они не уви-дят-ся. За-ве-щал ста-рец при по-след-нем сви-да-нии усерд-но мо-лить-ся и во всем по-ла-гать-ся на во-лю Бо-жию. Бу-ду-щий мо-нах мо-лил Бо-га о том, чтобы его на-зна-чи-ли на та-кое ме-сто, где он мог бы ни-ко-го не уби-вать, и Бог дал ему: его за-чис-ли-ли в ро-ту кон-во-и-ров и в во-ен-ных дей-стви-ях он не участ-во-вал. Удер-жи-вать по-зи-ции, тес-ни-мые нем-ца-ми, рус-ским вой-скам (где был За-ха-рия) при-шлось в Пин-ских бо-ло-тах в Бе-ло-рус-сии. По-сто-ян-ная сы-рость этих мест при-ве-ла к за-боле-ва-ни-ям, ко-то-рые му-чи-ли его в те-че-нии всей жиз-ни - эк-зе-ме и тром-бо-фле-би-ту.

Ко-гда За-ха-рию де-мо-би-ли-зо-ва-ли, он вер-нул-ся в Глин-скую пу-стынь, где в 1917 г. Был по-стри-жен в день Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы с име-нем Зи-но-вий в честь свя-щен-но-му-че-ни-ка Зи-но-вия, епи-ско-па Эгей-ско-го. Ста-рец Ге-ра-сим, как и пред-ска-зы-вал, к это-му вре-ме-ни умер. Но-во-по-стри-жен-но-го мо-на-ха вру-чи-ли стар-цу иерос-хи-мо-на-ху Ни-ко-лаю. На-сто-я-тель оби-те-ли ар-хи-манд-рит Нек-та-рий бла-го-сло-вил мо-на-ху Зи-но-вию ез-дить на мо-на-стыр-скую мель-ни-цу в г. Пу-тивль (это в 40 км от мо-на-сты-ря на ре-ке Сейм), от-во-зить ту-да зер-но, а в мо-на-стырь при-во-зить му-ку. Ес-ли учи-ты-вать, что это вре-мя - го-ды граж-дан-ской вой-ны - осо-бен-но от-ли-ча-лось на-си-ли-ем, гра-бе-жа-ми, убий-ства-ми, то мож-но пред-ста-вить, с ка-ким риском бы-ло со-пря-же-но та-кое по-слу-ша-ние. По ми-ло-сти Бо-жи-ей, обо-зы при-хо-ди-ли це-лы-ми. Мо-нах Зи-но-вий знал, что на-сто-я-тель, бла-го-слов-ляя на та-кое по-слу-ша-ние, мо-лил-ся за него, но и сам про-сил Бо-га, чтобы бла-го-по-луч-но вы-пол-нять по-ру-чен-ное.

Учась на де-ле от-се-че-нию сво-ей во-ли и сми-ре-нию, мо-на-ху Зи-но-вию при-шлось ис-пы-тать нема-ло тре-вож-ных ми-нут. Од-на-жды его по-зва-ли к на-сто-я-те-лю, ве-ле-ли сесть на стул, и ке-лей-ник, не го-во-ря ни сло-ва, остриг во-ло-сы, при этом ни-че-го не объ-яс-няя. Он то-же ни о чем не спра-ши-вал, но в мыс-лях недо-уме-вая, по-че-му так и к че-му это… По-сле че-го ему ве-ле-ли ид-ти в ке-лью и ждать. Че-го? Опять все мол-чат. По-зва-ли ве-че-ром, сня-ли мо-на-ше-скую одеж-ду, да-ли по-ме-рить ко-стюм. Все это мол-ча, ни-че-го ему не го-во-ря. По-сле это-го, по-ло-жив-шись на во-лю Бо-жию, он по-шел за-пря-гать ло-ша-дей, как бы-ло ве-ле-но. По-до-гнал по-воз-ку к на-сто-я-тель-ско-му кор-пу-су, во-шел к на-сто-я-те-лю. Тот мо-лил-ся, по-том, по-вер-нув-шись, ска-зал, что он в нем не ошиб-ся и по-ру-ча-ет ему труд-ное де-ло: тай-но от-вез-ти од-но-го че-ло-ве-ка, не при-вле-кая к се-бе вни-ма-ния (для то-го и нуж-но бы-ло из-ме-нить внеш-ний об-лик). На до-ро-гах за-ни-ма-лись гра-бе-жа-ми все-воз-мож-ные бан-ды, и спа-стись от них бы-ло не так-то про-сто. Ока-за-лось, мо-нах Зи-но-вий вез ар-хи-ерея. Про-ща-ясь, тот ска-зал: «Ты спас ар-хи-ерея, сле-до-ва-тель-но, быть те-бе ар-хи-ере-ем». Это ис-пол-ни-лось через 35 лет.

В 1922 г. Глин-скую пу-стынь за-кры-ли и вско-ро-сти ра-зо-ри-ли. Мо-нах Зи-но-вий взял с со-бой один из ан-ти-мин-сов, на ко-то-ром впо-след-ствии со-вер-ша-ли бо-го-слу-же-ния под от-кры-тым небом. На-пра-вил-ся он в Гру-зию, где то-гда бы-ло спо-кой-нее. В Дран-дов-ском Успен-ском мо-на-сты-ре его ру-ко-по-ло-жи-ли во иеро-ди-а-ко-на, а в 1925 г. епи-скоп Су-хум-ский Ни-кон ру-ко-по-ло-жил во иеро-мо-на-ха. Недол-го жи-ли мо-на-хи и там. В 1927 г. мо-на-стырь за-кры-ли. Отец Зи-но-вий стал на-сто-я-те-лем церк-ви ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия, по-том слу-жил в Ни-коль-ском хра-ме г. Су-ху-ми. Вско-ре и это ста-ло невоз-мож-но. Ре-шил под-нять-ся в го-ры, устро-ив неболь-шой скит. И там не да-ли спо-кой-но по-жить. При-шлось о. Зи-но-вию жить в гре-че-ских по-се-ле-ни-ях, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто. Бла-го-да-ря при-об-ре-тен-но-му в Глин-ской пу-стыне ре-ме-с-лу он бес-плат-но шил мест-ным жи-те-лям все, что про-си-ли, за это они его кор-ми-ли и устра-и-ва-ли на ноч-лег. Об-ща-ясь с гре-ка-ми, о. Зи-но-вий вы-учил гре-че-ский язык и мог сво-бод-но го-во-рить на нем. Поз-же он рас-ска-зал об од-ном уди-ви-тель-ном слу-чае тех лет. Но-чуя в од-ном се-ле-нии, он узнал от хо-зя-и-на, что на-ме-ча-ет-ся про-вер-ка. Он, ко-неч-но, там не про-пи-сан. На-до ухо-дить, чтобы ни-ко-го не под-ве-сти и се-бе не при-чи-нить непри-ят-но-сти. Ушел в лес, на-шел под-хо-дя-щее ме-стеч-ко, буд-то кто-то устро-ил се-бе жи-ли-ще, раз-вел ко-стер, стал мо-лить-ся свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю, ведь эта ночь как раз под празд-ник «веш-не-го Ни-ко-лы» 22 мая. Вско-ре он услы-шал тя-же-лые ша-ги, хруст ве-ток. Кто-то ло-мил-ся через ку-сты пря-мо к нему. Отец Зи-но-вий под-бро-сил хво-ро-сту в ко-стер, стал сту-чать… Ша-ги стих-ли, но раз-дал-ся рев. Мед-ведь! Еще ог-ня при-ба-вил, еще усерд-нее стал мо-лить-ся… Неза-мет-но за-снул. Проснул-ся от то-го, что его раз-бу-дил маль-чик, сы-ниш-ка хо-зя-и-на, ко-то-рый при-шел его по-звать до-мой, при-не-ся с со-бой мо-ло-ко для под-креп-ле-ния сил. Отец Зи-но-вий встал, обо-шел свое убе-жи-ще - ку-сты по-мя-ты, вид-но, что по кру-гу, об-хо-дя свою бер-ло-гу, хо-дил мед-ведь. У хо-зя-и-на до-ма за зав-тра-ком о. Зи-но-вий рас-ска-зал о ноч-ном по-се-ти-те-ле, но тот не по-ве-рил, ре-шив, что это со стра-ху при-сни-лось от-шель-ни-ку. Хо-зя-ин был охот-ни-ком, знал по-вад-ки зве-рей, знал, что в их кра-ях во-дят-ся ги-ма-лай-ские мед-ве-ди, ко-то-рые ни-ко-гда не усту-пят сво-ей бер-ло-ги. Ре-ши-ли схо-дить на это ме-сто, чтобы убе-дить-ся, уви-деть все днем. Уви-де-ли по-ло-ман-ные ку-сты, сле-ды мед-ве-жьих лап, по-мет. Охот-ник ска-зал: «Да, о. Зи-но-вий, те-бя спас свя-ти-тель Ни-ко-лай». Это очень ред-кий слу-чай, ко-гда мед-ведь ушел, не на-ка-зав обид-чи-ка.

Не на-хо-дя воз-мож-но-сти для слу-же-ния о. Зи-но-вий уехал в г.Ро-стов-на-До-ну, где стал слу-жить в Со-фи-ев-ском хра-ме.В 1936 г. его аре-сто-ва-ли. В след-ствен-ном изо-ля-то-ре он за-ра-зил-ся ма-ля-ри-ей, что бы-ло для него ми-ло-стью Бо-жи-ей, так как один мо-ло-дой врач, стал до-ка-зы-вать сво-им кол-ле-гам, что та-ко-го боль-но-го нель-зя от-прав-лять в Сред-нюю Азию, ку-да со-би-ра-лись пе-ре-во-дить пар-тию за-клю-чен-ных, из-за это-го его от-пра-ви-ли на Урал, а че-тыр-на-дцать свя-щен-но-слу-жи-те-лей - в Таш-кент. Отец Зи-но-вий пе-ре-жи-вал, что его ис-клю-чи-ли, хо-тел ехать со все-ми вме-сте. Поз-же, уже на стро-и-тель-стве Бе-ло-мор-ка-на-ла, он узнал, что все, от-прав-лен-ные в Таш-кент умер-ли. Уте-ше-ни-ем ему бы-ла крат-кая встре-ча в Ро-стов-ском рас-пре-де-ли-те-ле с бу-ду-щи-ми Глин-ски-ми стар-ца-ми - о. Се-ра-фи-мом (Ро-ман-цо-вым) и о. Ан-д-ро-ни-ком (Лу-ка-шом).

По при-бы-тию на ме-сто за-клю-че-ния о. Зи-но-вий раз-дал все, что имел. Так по-сту-пил и один из его по-пут-чи-ков. Дру-гой сме-ял-ся над ни-ми: «Зав-тра-то, что есть бу-де-те?». Ко-гда же ве-че-ром все вер-ну-лись в ба-рак, то уви-де-ли, что на кро-ва-ти о. Зи-но-вия и его спут-ни-ка, по-сле-до-вав-ше-го его при-ме-ру, ле-жа-ли их ве-щи, а у на-смеш-ни-ка укра-ли все, да-же мат-рас. Обыч-но свя-щен-ни-ков по-ме-ща-ли вме-сте с уго-лов-ни-ка-ми. Так бы-ло и здесь. Од-на-жды но-чью в ка-ме-ру при-ве-ли мо-ло-до-го пар-ня. Мест сво-бод-ных не бы-ло. Он со-би-рал-ся уже по-сте-лить га-зе-ту и лечь на бе-тон-ный пол. Отец Зи-но-вий и его спут-ник раз-ре-за-ли свои оде-я-ла и да-ли вновь по-сту-пив-ше-му. Утром он ска-зал о. Зи-но-вию: «Отец, по-ка я здесь, вас ни-кто не тронет». Он ока-зал-ся од-ним из ав-то-ри-те-тов в уго-лов-ном ми-ре и их, дей-стви-тель-но, за-щи-щал от мно-гих непри-ят-но-стей, неиз-беж-ных при об-ще-нии с пред-ста-ви-те-ля-ми пре-ступ-но-го ми-ра. В тюрь-ме о. Зи-но-вий, пом-нив-ший на-изусть ча-сто упо-треб-ля-е-мые служ-бы, ис-по-ве-до-вал всех, кто про-сил, мо-лил-ся с же-ла-ю-щи-ми, но боль-ше лю-бил и мо-лить-ся один, ко-гда поз-во-ля-ли усло-вия. Как-то, на Ура-ле, ко-гда за-клю-чен-ные стро-ем воз-вра-ща-лись в ба-рак по-сле ра-бо-ты, о. Зи-но-вий, как са-мый ма-лень-кий по ро-сту, идя в кон-це ко-ло-ны, за-ме-тил в сне-гу, в 50 гра-дус-ный мо-роз све-же-со-рван-ную гроздь ви-но-гра-да. Он по-до-брал ее, при-нес в ба-рак и раз-дал каж-до-му зэку по ви-но-гра-дин-ке, как яв-ное Бо-жье чу-до и уте-ше-ние. Ра-бо-тать ему при-хо-ди-лось на-равне со все-ми. Ни-кто не счи-тал-ся с тем, что он был физи-че-ски сла-бее мно-гих, к то-му же еще со вре-мен 1-ой ми-ро-вой вой-ны он стра-дал за-боле-ва-ни-ем ног. Ко-гда его по-сла-ли гру-зить меш-ки, он на-до-рвал-ся. Врач хо-да-тай-ство-вал о пе-ре-во-де его на бо-лее лег-кую ра-бо-ту. Хо-тя это бы-ло ред-ким яв-ле-ни-ем, но, его все-та-ки, пе-ре-ве-ли в порт-няж-ную ма-стер-скую. А там ма-стер ста-рал-ся ему до-са-дить, так как на-ме-ре-вал-ся взять на это ме-сто сво-е-го че-ло-ве-ка. Неожи-дан-но ма-сте-ра сме-ни-ли, а но-вый ма-стер про-ве-рил оформ-ле-ния на-ря-дов (где бы-ли на-ме-рен-ные ис-ка-же-ния), и вос-ста-но-вил все, как на-до бы-ло в со-от-вет-ствии с ре-аль-ным вы-пол-не-ни-ем нор-мы. Бла-го-да-ря это-му о. Зи-но-вий ока-зал-ся в чис-ле пе-ре-до-ви-ков и за-слу-жил до-сроч-ное осво-бож-де-ние, про-быв 4 го-да и 8 мес. вме-сто 5-ти лет по при-го-во-ру.

Мно-го при-шлось вы-тер-петь за эти го-ды, но и не раз убе-дить-ся, что Гос-подь не остав-ля-ет без Сво-ей по-мо-щи упо-ва-ю-щих на Него. Осво-бо-ди-ли о. Зи-но-вия на празд-ник Успе-ния Ма-те-ри Бо-жи-ей, ре-а-би-ли-ти-ро-ва-ли. По-ехал он в Су-ху-ми, но там не ста-ли его про-пи-сы-вать. Ре-шил по-ехать под-ле-чить-ся в Тби-ли-си, но там у него укра-ли день-ги и до-ку-мен-ты. Как бес-пас-порт-но-го при-ве-ли в ми-ли-цию. Обыс-кав, на-шли чет-ки. На-чаль-ник ми-ли-ции ска-зал сво-им со-труд-ни-кам: «Пре-ступ-ни-ков на-до ло-вить, а это мо-нах. Ко-го вы при-ве-ли?». От-ца Зи-но-вия от-пу-сти-ли, но при-шлось ждать, по-ка вос-ста-но-вят до-ку-мен-ты. Ожи-дая свои до-ку-мен-ты, о. Зи-но-вий стал хо-дить в Си-он-ский со-бор, где его уви-дел пат-ри-арх Кал-ли-страт, ко-то-рый пред-ло-жил ему быть вне-штат-ным свя-щен-ни-ком со-бо-ра. Пат-ри-арх очень ува-жал о. Зи-но-вия и по-это-му про-сил, на-хо-дясь на смерт-ном од-ре, сво-е-го при-ем-ни-ка, чтобы он до-бил-ся епи-скоп-ской хи-ро-то-нии для о. Зи-но-вия. Это бы-ло очень непро-сто, так как гру-зи-ны не хо-те-ли ви-деть сре-ди сво-е-го епи-ско-па-та рус-ско-го че-ло-ве-ка.

В го-ды Оте-че-ствен-ной вой-ны - с 1942 по 1945 го-ды - о. Зи-но-вий слу-жил в Си-он-ском со-бо-ре и был ду-хов-ни-ком Оль-гин-ско-го мо-на-сты-ря в Мц-хе-те. В 1945 г. его пе-ре-ве-ли в с. Ки-ро-во Сте-па-нов-ско-го рай-о-на Ар-ме-нии. С 1947 и по 1950 го-ды на-сто-я-тель Свя-то-Ду-хов-ской церк-ви г. Ба-ту-ми. При-хо-ды где он слу-жил, ожи-ва-ли, ре-ста-ври-ро-ва-лись хра-мы, лю-ди на-чи-на-ли тя-нуть-ся к Бо-гу.

В по-сле-во-ен-ные го-ды от-но-ше-ния меж-ду дву-мя брат-ски-ми Церк-ва-ми усер-ди-ем пат-ри-ар-ха Кал-ли-стра-та, смяг-чи-лись, вос-ста-но-ви-лось мо-лит-вен-ное об-ще-ние. Пат-ри-арх Кал-ли-страт по-ста-вил о. Зи-но-вия бла-го-чин-ным рус-ских при-хо-дов Гру-зии и Ар-ме-нии, ко-то-рые вхо-ди-ли преж-де в юрис-дик-цию пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го. На-зна-че-ние о. Зи-но-вия спо-соб-ство-ва-ло дру-же-ствен-но-му при-ми-ре-нию, зна-ком ко-то-ро-го бы-ла пе-ре-да-ча этих при-хо-дов в юрис-дик-цию Гру-зин-ско-го Пат-ри-ар-ха-та. Отец Зи-но-вий мно-гое сде-лал для то-го, чтобы не воз-ни-ка-ли кон-флик-ты меж-ду рус-ски-ми и гру-зи-на-ми. Он лю-бил Гру-зию, знал ее ис-то-рию, чтил свя-тых Гру-зин-ской Церк-ви, не де-лал раз-ли-чия меж-ду людь-ми раз-ных на-цио-наль-но-стей, ува-жая в каж-дом об-ра-щав-шем-ся к нему об-раз Бо-жий.

Ста-рец Зи-но-вий, то-гда ар-хи-манд-рит, как член Си-но-да Гру-зин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви в 1950-е го-ды од-на-жды был участ-ни-ком встре-чи пред-сто-я-те-ля Алек-сан-дрий-ской Церк-ви, при-е-хав-ше-го с ви-зи-том в Гру-зию. Вы-со-кую де-ле-га-цию со-про-вож-дал епи-скоп Пи-мен (Из-ве-ков; впо-след-ствии Пат-ри-арх Мос-ков-ский и всея Ру-си). По-сле ли-тур-гии в од-ном из тби-лис-ских хра-мов де-ле-га-ции вы-стро-и-лись для вза-им-ных при-вет-ствий. Вне-зап-но ста-рец Зи-но-вий по-до-шел к пред-сто-я-те-лю Алек-сан-дрий-ской Церк-ви и по-про-сил его усту-пить ему ме-сто, при-чем очень на-стой-чи-во. (Позд-нее вла-ды-ка вспо-ми-нал, что дей-ство-вал в этот мо-мент не по сво-ей во-ле и вполне по-ни-мал ка-жу-щу-ю-ся неумест-ность сво-е-го по-ве-де-ния.) Это чрез-вы-чай-но всех уди-ви-ло, но, учи-ты-вая об-ста-нов-ку, не ста-ли вы-яс-нять при-чи-ны, а под-чи-ни-лись его тре-бо-ва-нию. Про-шло ка-кое-то вре-мя, вдруг из од-но-го из верх-них ря-дов ико-но-ста-са вы-па-ла ико-на и упа-ла точ-но на го-ло-ву от-ца Зи-но-вия. Удар был очень силь-ным, и кло-бук на по-стра-дав-шем был весь разо-рван. Сам ста-рец Зи-но-вий от-де-лал-ся лег-ким об-мо-ро-ком без ка-ких-ли-бо ослож-не-ний. Оче-вид-ца-ми это-го со-бы-тия бы-ли все при-сут-ство-вав-шие в хра-ме. Воз-му-ще-ние и недо-воль-ство го-стей ар-хи-манд-ри-том сме-ни-лось ис-крен-ним ува-же-ни-ем и при-зна-тель-но-стью: все по-ни-ма-ли, что бла-го-да-ря от-цу Зи-но-вию уда-лось из-бе-жать боль-ших непри-ят-но-стей. Ни-кто из при-сут-ство-вав-ших не со-мне-вал-ся в чу-дес-но-сти про-ис-шед-ше-го. Сам вла-ды-ка Зи-но-вий го-во-рил по-сле, что Про-мысл Бо-жий и ан-гел-хра-ни-тель через него обез-опа-си-ли жизнь гла-вы Алек-сан-дрий-ской Церк-ви.

В 1956 г. со-сто-я-лась хи-ро-то-ния ар-хи-манд-ри-та Зи-но-вия во епи-ско-па через год он был на-зна-чен ви-ка-ри-ем пат-ри-ар-ха Мел-хи-се-де-ка III с ти-ту-лом «епи-скоп Сте-па-нов-ский». При пат-ри-ар-хе Еф-ре-ме вла-ды-ка Зи-но-вий в 1960 г. стал епи-скоп Тет-риц-ка-рой-ским. В 1972 г. его воз-ве-ли в сан мит-ро-по-ли-та. В этом же го-ду он тя-же-ло за-бо-лел. Кон-си-ли-ум вра-чей опре-де-лил: он бо-лее 2-х дней не про-жи-вет. Вла-ды-ка Зи-но-вий ле-жал и мо-лил-ся Гос-по-ду и Ма-те-ри Бо-жи-ей пе-ред Ее ико-ной «Це-ли-тель-ни-ца». Поз-же близ-ким ска-зал, что Ма-терь Бо-жия по-се-ти-ла его и бла-го-сло-ви-ла, по-сле че-го, во-пре-ки всем про-гно-зам, стал по-прав-лять-ся и пе-ре-жил всех вра-чей, пред-рек-ших ему близ-кую кон-чи-ну.

Знав-шие близ-ко Вла-ды-ку от-зы-ва-лись о нем с удив-ле-ни-ем и ува-же-ни-ем, так как в его ли-це со-че-та-лось ве-ли-чие иерар-ха со сми-ре-ни-ем мо-на-ха. Пе-ре-жив мно-го труд-но-стей, ли-ше-ний, мно-го бо-лея (прак-ти-че-ски всю жизнь), он был сер-деч-ным, ра-душ-ным, го-сте-при-им-ным. Всех ему хо-те-лось уте-шить, ду-хов-но укре-пить, во-оду-ше-вить. Го-во-рил он обыч-но ма-ло, ста-рал-ся преж-де вы-слу-шать, по-том от-ве-тить, ес-ли на-до. Не все-гда сра-зу же опре-де-лен-но от-ве-чал, ино-гда в об-щем раз-го-во-ре вы-ска-зы-вал свое мне-ние, и тот, ко-го оно ка-са-лось, де-лал для се-бя вы-во-ды. Мно-гие, встре-чая вни-ма-ние, доб-ро-же-ла-тель-ность, счи-та-ли, что Гос-подь на-де-лил об-ла-да-те-ля та-ких ка-честв да-ром про-зор-ли-во-сти. Го-во-рить об этом труд-но, по-то-му что име-ю-щие та-кие да-ро-ва-ния тща-тель-но скры-ва-ли их от окру-жа-ю-щих, а о том, что встре-ча с че-ло-ве-ком Бо-жи-им мо-жет из-ме-нить жизнь го-во-рить вполне воз-мож-но. Так не раз бы-ва-ло с те-ми, кто об-щал-ся с вла-ды-кой Зи-но-ви-ем. На-при-мер, хи-рург Г.А.Гзи-ри-шви-ли вспо-ми-нал: «Пред-ки мои бы-ли пра-во-слав-ны-ми, но я, к со-жа-ле-нию, был некре-ще-ным. Зна-ком-ство с Вла-ды-кой про-бу-ди-ло во мне огром-ное же-ла-ние быть кре-ще-ным, тем бо-лее, что Вла-ды-ка сам пред-ло-жил быть мо-им крест-ным от-цом. Так и со-вер-ши-лось мое вто-рое рож-де-ние, т.е. кре-ще-ние, в де-каб-ре 1957 г. Мне бы-ло то-гда 30 лет. Он стал мо-им крест-ным от-цом и са-мым близ-ким че-ло-ве-ком. По-сле кре-ще-ния моя лич-ная жизнь из-ме-ни-лась, я стал со-всем дру-гим че-ло-ве-ком. Ина-че стал смот-реть на жизнь, на бо-гат-ство, на лю-дей и да-же на боль-ных. Са-мые слож-ные хи-рур-ги-че-ские опе-ра-ции уда-ва-лось де-лать весь-ма успеш-но, с хо-ро-шим ре-зуль-та-том. Пом-ню боль-ную в тя-же-лом со-сто-я-нии, ко-то-рая бы-ла про-опе-ри-ро-ва-на мною по по-во-ду ра-ка поч-ки и вы-здо-ро-ве-ла. Она и вся ее се-мья не зна-ли, как бла-го-да-рить ме-ня. Они бы-ли рус-ские, и я их на-пра-вил в цер-ковь к Вла-ды-ке со сло-ва-ми: «Мои успе-хи за-ви-сят от Бо-га и от мо-ей ве-ры». Вла-ды-ке Зи-но-вию я обя-зан по-ни-ма-ни-ем че-ло-ве-че-ской ду-ши, стра-да-ний, пе-ре-жи-ва-ний боль-но-го че-ло-ве-ка, и ес-ли я стал хо-ро-шим вра-чом, то в этом боль-шая за-слу-га Вла-ды-ки…».

А вот что пи-шет в сво-ей кни-ге Ва-ле-рий Ля-лин:

«В Тби-ли-си я сел на ав-то-бус и по-ехал в Ка-хе-тию по-кло-нить-ся мо-щам свя-той рав-ноап-о-столь-ной Ни-ны и на-ве-стить сво-е-го ду-хов-но-го от-ца - пу-стын-ни-ка Ха-ра-лам-пия. Про-быв там день, я к ве-че-ру вер-нул-ся в Тби-ли-си. Бы-ло уже до-воль-но позд-но, и мне при-шлось за-но-че-вать у зна-ко-мых осе-тин. Утром на трам-вае быст-ро до-брал-ся до со-бо-ра. Здесь все бы-ло как в Рос-сии. Во-круг со-бо-ра хо-ди-ли, си-де-ли в ожи-да-нии на-ча-ла служ-бы ис-тин-но рус-ские лю-ди. Я и рань-ше об-ра-щал вни-ма-ние, что чем даль-ше от ком-му-ни-сти-че-ских цен-тров, тем яс-нее, спо-кой-нее и при-ят-нее ли-ца, тем про-ще и есте-ствен-нее лю-ди оде-ты, тем спо-кой-нее их раз-го-во-ры, и нет в них хму-рой на-пря-жен-но-сти. А со-бор-то ка-кой бла-го-дат-ный, пря-мо как буд-то его пе-ре-нес-ли из Шуи или Му-ро-ма. Эх, ду-маю, вот она, Русь-ма-туш-ка!

На-до бы по-спра-ши-вать на-род: где бы по-ви-дать вла-ды-ку Зи-но-вия?

Ви-жу, у цер-ков-ной огра-ды сто-ит ста-рый мо-на-шек, сто-ит и раз-го-ва-ри-ва-ет со ста-руш-ка-ми в бе-лых пла-точ-ках. Пой-ду - рас-спро-шу. Под-хо-жу бли-же: мо-на-шек су-хой, ста-рень-кий. Одет неваж-но: на го-ло-ве по-но-шен-ная ску-фья, ря-са се-рень-кая, по-тер-тая, на но-гах лап-ти. Сто-ит, опи-ра-ет-ся обе-и-ми ру-ка-ми на по-сох.

Эх, ду-маю, ка-кой-то пу-стын-ник с гор из бед-но-го ски-та. Слу-шаю, пе-ре-би-вать неудоб-но. Раз-го-вор шел за жизнь. Ста-руш-ка жа-ло-ва-лась, что зять пьет горь-кую и ее оби-жа-ет. Ста-ри-чок-мо-нах на-став-лял ее, как при-нять-ся за де-ло, чтобы от-ва-дить зя-тя от при-стра-стия к хмель-но-му. Я до-ждал-ся окон-ча-ния раз-го-во-ра и об-ра-тил-ся к мо-наш-ку:

Про-сти-те, Хри-ста ра-ди, где мне най-ти мит-ро-по-ли-та Зи-но-вия?

Ста-ри-чок по-смот-рел на ме-ня лас-ко-во сво-и-ми яс-ны-ми доб-ры-ми гла-за-ми и ти-хо ска-зал:

Мит-ро-по-лит Зи-но-вий - это я.

Ну, я так чуть не по-ва-лил-ся от удив-ле-ния!

Вла-ды-ка, это Вы?

Я ви-дел на-ших сто-лич-ных мит-ро-по-ли-тов в чер-ных шел-ко-вых ря-сах, в бе-лых кло-бу-ках, с ал-маз-ны-ми кре-ста-ми, с дра-го-цен-ны-ми по-со-ха-ми в ру-ках, как их с по-чте-ни-ем при-ни-ма-ли из чер-ной ла-ки-ро-ван-ной ма-ши-ны, ве-ли под ру-ки в храм со сла-вой ко-ло-коль-но-го зво-на, через строй по-до-бо-страст-но скло-нив-ших-ся свя-щен-ни-ков, а они ми-ло-сти-во, обе-и-ми ру-ка-ми, раз-да-ва-ли на-ро-ду бла-го-сло-ве-ние. А тут бед-ный, ста-рень-кий мо-на-шек с по-со-хом и в лап-тях. Это был ста-рец-свя-ти-тель Зи-но-вий-мит-ро-по-лит. Это про него ска-зал Пат-ри-арх Гру-зии Илия II: «Вла-ды-ка Зи-но-вий яв-ля-ет-ся ве-ли-ким свя-ти-те-лем Пра-во-сла-вия, но-си-те-лем Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, и ис-то-ча-ю-ще-е-ся от-сю-да не зем-ное, а небес-ное теп-ло, со-би-ра-ет во-круг него столь-ко ду-хо-вен-ства, столь-ко ве-ру-ю-щих…»

Вла-ды-ка Зи-но-вий все де-лал ос-но-ва-тель-но, не спе-ша. Не раз он по-се-щал и Моск-ву, и Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру, бы-вал в Пюх-тиц-ком жен-ском мо-на-сты-ре и мно-гих дру-гих ме-стах. Так в се-ре-дине 60-х го-дов вме-сте с епи-ско-пом Чер-ни-гов-ским Вла-ди-ми-ром (Са-бо-да-ном)(ныне Бла-жен-ней-ший мит-ро-по-лит Ки-ев-ский и всея Укра-и-ны, свя-щен-но-ар-хи-манд-рит Глин-ской пу-сты-ни) по-се-тил свою род-ную ра-зо-рен-ную «кра-са-ви-цу Глин-скую». По-се-ща-ли и его мно-гие ар-хи-ереи с офи-ци-аль-ны-ми ви-зи-та-ми, и то-гда, ко-гда ну-жен был со-вет, или про-си-ли его мо-литв.

Все 35 лет сво-е-го слу-же-ния в Алек-сан-дро-Нев-ском хра-ме в Тби-ли-си вла-ды-ка Зи-но-вий про-жил в скром-ном до-ми-ке око-ло хра-ма. Все его «по-кои» со-став-ля-ла од-на ком-на-та-ке-лья, где по-ме-стил-ся лишь стол, кро-вать и два шка-фа книг. Пат-ри-арх Да-вид V пред-ло-жил ему по-стро-ить ре-зи-ден-цию, ко-то-рая да-ва-ла бы воз-мож-ность по-се-щать храм все-гда, ко-гда он мо-жет и хо-чет. Вла-ды-ка Зи-но-вий от-ка-зал-ся. Ему при-выч-нее и про-ще бы-ло в его ке-лье. Каж-дый день утром и ве-че-ром вла-ды-ка Зи-но-вий ста-рал-ся при-хо-дить на бо-го-слу-же-ние. В празд-нич-ные дни слу-жил или вы-хо-дил на мо-ле-бен. Ес-ли же его не бы-ло в хра-ме, зна-чит, он был бо-лен. В хра-ме все де-ла-лось по бла-го-сло-ве-нию Вла-ды-ки. Он поль-зо-вал-ся ду-хов-ным ав-то-ри-те-том у иерар-хов, свя-щен-но-слу-жи-те-лей, мо-на-ше-ству-ю-щих, у ми-рян и у всех, кто бы к нему ни об-ра-щал-ся. Бо-лее все-го он ста-рал-ся, чтобы все жи-ли в ми-ре, мо-лил-ся обо всех, при-учал все-гда пом-нить о Гос-по-де и, глав-ное, ни-ко-гда не счи-тать се-бя чем-то зна-чи-тель-ным, спо-соб-ным на тру-до-вые и мо-лит-вен-ные по-дви-ги. Все мо-жет че-ло-век, ес-ли Бог даст ему со-вер-шить что-то, во-оду-ше-вив и укре-пив Сво-ей бла-го-да-тью. «Без Бо-га, - как го-во-рит рус-ская по-сло-ви-ца, - ни до по-ро-га». По-ка че-ло-век это-го не по-ни-ма-ет, все его успе-хи мо-гут быть не толь-ко бес-по-лез-ны для ду-ши, но да-же очень вред-ны, так как умно-жа-ют са-мо-мне-ние. Вла-ды-ка учил это-му и сло-вом, и лич-ным при-ме-ром. Он по-сто-ян-но чи-тал, чтобы быть в кур-се со-бы-тий, так как при-хо-ди-ли лю-ди раз-ных воз-рас-тов, про-фес-сий, взгля-дов, об-ра-зо-ва-ния, на-цио-наль-но-стей. Для всех, по сло-ву Апо-сто-ла, на-до быть всем, чтобы спа-сти хо-тя бы неко-то-рых. И глав-ное, при-во-дить не к се-бе, а к Бо-гу. Ес-ли неко-то-рые нера-зум-но при-вя-зы-ва-лись, на-де-ясь най-ти в нем опо-ру и по-сто-ян-ную по-мощь, от-ка-зы-ва-лись от лич-ных уси-лий, то Вла-ды-ка об-ли-чал та-ких, на-по-ми-ная: «не на-дей-ся на кня-зи, ни на сы-ны че-ло-ве-че-ские, в них же несть спа-се-ния». Ко-гда про-си-ли бла-го-сло-ве-ния и мо-литв, и Гос-подь по-мо-гал яв-но, то вла-ды-ка Зи-но-вий объ-яс-нял это с ве-рой про-сив-ших: «По ве-ре ва-шей -бу-дет вам». Вме-сте с тем Вла-ды-ка вну-шал се-рьез-но от-но-сить-ся к бла-го-сло-ве-нию: «Ес-ли спра-ши-вать ме-ня, так и слу-шать, а ес-ли не слу-шать, так неза-чем при-хо-дить ко мне за бла-го-сло-ве-ни-ем». Ко-гда на-до бы-ло, ко-гда яв-но име-лась в ви-ду поль-за ду-шев-ная, Вла-ды-ка мог быть и стро-гим. Од-на-ко стро-гость не бы-ла вы-ра-же-ни-ем раз-дра-жи-тель-но-сти или гне-ва. Бо-лее все-го учил Вла-ды-ка усерд-ной мо-лит-ве, ду-хов-но-му рас-суж-де-нию и дол-го-тер-пе-нию. Со-ве-ты свои он да-вал, имея ос-но-ва-ни-ем не соб-ствен-ное мне-ние, а уче-ние свя-тых от-цов. Сам он учил-ся это-му при-ме-ра-ми стар-цев Глин-ской пу-сты-ни, ко-то-рую все-гда пом-нил и лю-бил.

Ко-гда в 1958 г. умер о. Се-ра-фим (Аме-лин), на-сто-я-тель Глин-ской пу-сты-ни, вла-ды-ка Зи-но-вий при-ез-жал на по-хо-ро-ны. По-сле вто-рич-но-го за-кры-тия Вла-ды-ка опе-кал мо-на-хов оби-те-ли, ко-то-рые тя-ну-лись к нему, зная, что он яв-ля-ет-ся но-си-те-лем тех ду-хов-ных тра-ди-ций, ко-то-рые бы-ли за-ло-же-ны еще в до-ре-во-лю-ци-он-ной пу-сты-ни, бла-го-да-ря ко-то-рым дер-жа-лись стар-цы в го-ды вос-со-зда-ния мо-на-сты-ря из ру-ин в се-ре-дине ми-нув-ше-го ве-ка. Жи-вой свя-зью с Глин-ской пу-сты-нью, вновь ра-зо-рен-ной в 1961 г. бы-ло об-ще-ние с о. Ан-д-ро-ни-ком, к ко-то-ро-му еха-ли ото-всю-ду и те, кто бы-вал в Глин-ской пу-сты-ни, и те, кто толь-ко слы-шал о ней.

Вла-ды-ка Зи-но-вий, все-гда окру-жен-ный людь-ми, ко-то-рых стре-мил-ся уте-шить, вра-зу-мить, на-ста-вить, вы-нуж-ден был мно-гих вы-слу-ши-вать и ве-сти с ни-ми мно-го-ча-со-вые бе-се-ды. Это его очень утом-ля-ло, но ни-ко-гда не раз-дра-жа-ло, не ли-ша-ло внут-рен-не-го ми-ра и со-бран-но-сти. По-треб-ность в мо-лит-ве он мог осу-ще-ствить толь-ко в ноч-ные ча-сы. Се-бе не де-лал по-слаб-ле-ния, но дру-гим, вклю-чая и ке-лей-ни-ков, он не да-вал стро-гих пра-вил. Вста-вал на мо-лит-ву в час или два но-чи и про-сил толь-ко, чтобы ему не ме-ша-ли, ес-ли кто-ли-бо, жа-лея его, уго-ва-ри-ва-ли лечь спать. Счи-тая мо-лит-ву ба-ро-мет-ром ду-хов-ной жиз-ни, Вла-ды-ка Зи-но-вий стре-мил-ся и при-хо-дя-щих к нему на-стро-ить на се-рьез-ное и вни-ма-тель-ное от-но-ше-ние к мо-лит-ве цер-ков-ной и до-маш-ней.

От при-хо-дя-щих к нему за ду-хов-ным со-ве-том, о. Зи-но-вий тре-бо-вал по-слу-ша-ния: «Ес-ли спра-ши-ва-ешь, то-гда слу-шай-ся, - го-во-рил он. - А ес-ли не ис-пол-нишь, то-гда за-чем идешь за бла-го-сло-ве-ни-ем».

Од-на-жды он не раз-ре-шил при-ча-щать-ся м. Ан-ге-лине, игу-ме-нье Оль-гин-ско-го мо-на-сты-ря за то, что она осуж-да-ла свя-щен-ни-ков.

Об этом из-вра-щен-но до-ло-жи-ли рус-ско-му пат-ри-ар-ху Алек-сею I, как буд-то о. Зи-но-вий хо-тел за-крыть этот рус-ский мо-на-стырь. По-лу-чил-ся кон-фликт. Впо-след-ствии пат-ри-арх Алек-сей I, со-жа-лея о воз-ник-шем непо-ни-ма-нии, по-жерт-во-вал церк-ви св. Алек-сандра Нев-ско-го ико-ну в се-реб-ря-ном окла-де.

О. Зи-но-вий очень лю-бил пат-ри-ар-ха Илью II. Пе-ред смер-тью он ска-зал о. Ви-та-лию (Си-до-рен-ко) и м. Се-ра-фи-ме: «Ваш ду-хов-ник - пат-ри-арх Илья. Он мой ду-хов-ный сын и хо-ро-ший че-ло-век. Будь-те с ним ря-дом».

Неза-дол-го до пе-ре-хо-да в веч-ность, вла-ды-ка Зи-но-вий со-вер-шил мо-на-ше-ский по-стриг Ми-ха-и-ла По-та-по-ва, бу-ду-ще-го ста-ро-чер-кас-ско-го ар-хи-манд-ри-та Мо-де-ста, и при этом про-из-нес та-кие сло-ва: «На Мо-де-сте все мое за-кон-чи-лось».

Неумо-ли-мые го-ды при-бли-жа-ли вре-мя кон-чи-ны. Вла-ды-ка ре-же вы-хо-дил в храм, но ни-че-го не ме-нял в сво-ей жиз-ни до кон-ца. Ка-за-лось, его не бу-дет - это-го неиз-беж-но-го кон-ца жиз-ни. Го-то-вясь к нему, Вла-ды-ка при-нял схи-му с име-нем Се-ра-фим в честь пре-по-доб-но-го Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го. По-след-нюю ли-тур-гию Вла-ды-ка от-слу-жил в день пре-по-доб-но-го Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го 1-ого ав-гу-ста 1984 г. и по-чув-ство-вал, что но-ги от-ка-зы-ва-ют. А 19 де-каб-ря, в день па-мя-ти свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, Вла-ды-ка по-след-ний раз вы-шел в храм, был на мо-лебне. По-сле это-го он уже не мог хо-дить, мо-лил-ся в ке-лье днем и но-чью. В по-след-нюю ночь пе-ред кон-чи-ной он ска-зал ке-лей-ни-ку: «я от вас ухо-жу». В это же вре-мя по-про-сил остать-ся игу-ме-нов Фила-ре-та и Ве-ни-а-ми-на. Его со-бо-ро-ва-ли, при-ча-сти-ли и во вре-мя чте-ния ка-но-на на ис-ход ду-ши он ти-хо скон-чал-ся на 87 го-ду жиз-ни 8 мар-та 1985 г. От-пе-ва-ли его мо-на-ше-ским чи-ном. Воз-гла-вил со-бор иерар-хов и свя-щен-но-слу-жи-те-лей, со-брав-ших-ся на от-пе-ва-ние пат-ри-арх Илия II. Пе-ли два хо-ра - рус-ский и гру-зин-ский. Мно-же-ство на-ро-да со-бра-лось про-во-дить Вла-ды-ку. Пат-ри-арх Илия II ска-зал про-чув-ство-ван-ное сло-во, вы-ра-зив в нем свою ве-ру в то, что «он не оста-вит всех нас в сво-их мо-лит-вах». Мно-гие по ве-ре сво-ей по-лу-ча-ли по-мощь в сво-их труд-ных об-сто-я-тель-ствах, при-хо-дя к над-гро-бию Вла-ды-ки и про-ся его мо-литв. Он и сам пе-ред кон-чи-ной, успо-ка-и-вая ке-лей-ни-ка, го-во-рил: «Я ухо-жу, но там (ука-зы-вая на небо) бу-ду за вас мо-лить-ся».

25 мар-та 2009 го-да Свя-щен-ный Си-нод Укра-ин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви при-чис-лил к ли-ку мест-но-чти-мых свя-тых схи-мит-ро-по-ли-та Се-ра-фи-ма (Ма-жу-га).

30 но-яб-ря 2017 го-да Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви при-нял ре-ше-ние об об-ще-цер-ков-ном про-слав-ле-нии пре-по-доб-но-го Зи-но-вия (Ма-жу-ги) с уста-нов-ле-ни-ем да-ты па-мя-ти 22 сен-тяб-ря - в Со-бо-ре Глин-ских свя-тых.

22 сентября (н.ст.) - день празднования Собора преподобных отцов Глинских, 14/27 сентября 1896 года родился Захария Мажуга, будущий святой.

Предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, лауреата Всероссийской православной литературной премии им. св. Александра Невского, автора книг о Глинских старцах «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима» (2015), «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)» (2014), «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни» (2013).

У Глинской пустыни середины XX столетия, огороженной плетнем и ютящейся вокруг единственного больничного храма, не было прежней славы. Но со всех концов страны шли и ехали нескончаемым потоком в это святое место паломники и, побывав здесь однажды, стремились еще и еще.

К чему стремились они? К чуду - увидеть «огарочки», зажженные Святой Русью и сохранившие живое тепло нездешнего мира. Этим чудом были преподобные Глинские старцы: наместник схиархимандрит Серафим (Амелин), духовник схиархимандрит Серафим (Романцов) и благочинный схиархимандрит Андроник (Лукаш).


По Промыслу Божию в конце XX столетия Глинская пустынь была вновь открыта, а ее преподобные старцы, а также митрополит Зиновий (Мажуга) , в схиме Серафим, который начинал свой иноческий путь в этой обители, были причислены к лику святых и теперь 22 сентября мы совершаем память Собора Преподобных отцов Глинских. Мой отец протоиерей Александр Чесноков с юных лет знал преподобного Зиновия и на протяжении тринадцати лет находился рядом со старцем практически каждый день. Отец Александр так любил преподобного, что даже назвал своего сына (автора данной статьи) именем Зиновий.

«Митрополичьи покои»

Владыка Зиновий был человеком, сочетавшим благодать старческого и архиерейского служения. Не каждый митрополит может быть старцем и не каждый старец может стать митрополитом. Многие удивлялись тому, что такой смиренный и простой человек смог стать архиереем. Все 35 лет своего служения в Тбилиси владыка Зиновий прожил в небольшом домике рядом с Алескандро- Невским храмом. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух крошечных комнат. Вот как описывает свое первое посещение владыки Г. А. Гзиришвили: «Пожилая благообразная монахиня встретила меня у порога и ввела в маленькую комнатку, в которой стояла железная кровать, маленький стол и два стула... Стены этой комнаты до потолка были обвешаны иконами и портретами священнослужителей». Владыка был верен монашескому обету до кон ца своих дней. Все побывавшие здесь удивлялись тому, что у митрополита было такое скромное жилище.

Среди множества икон была и дорогая его сердцу икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской», точная копия чудотворной иконы.

Однажды патриарх Мелхиседек вызвал владыку к себе - он хотел отдать ему свою машину и предложил помощь в покупке хорошего дома. Но владыка Зиновий отказался, сославшись на то, что он должен ежедневно утром и вечером быть в храме. Позднее у владыки появился домик, но старец предоставил его схиархимандриту Андронику, а сам остался жить в двух своих маленьких комнатках около храма.

Аскетический образ жизни старца чувствовался во всем. Даже в алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия. Когда приезжал патриарх, стасидию переносили с правой стороны алтаря на левую, для владыки, а специально для патриарха ставили кресло.

«Одна комната-келия, в которой помещались только письменный стол, кресло, кровать и два маленьких шкафчика для книг, служила ему и кабинетом и спальней. Когда Патриарх Давид V предложил устроить новую резиденцию, более соответствующую рангу и титулу, пообещав при этом, что его будут всегда возить в храм и куда угодно на машине, владыка, помолчав, отказался». В своей убогой келье он принимал всех, кто нуждался в духовном совете. Приходивших к нему в келию поражала простота и скромность «митрополичьих покоев».

У владыки в келии было маленькое окошко. На нем была решетка. А в решетке специально была сделана дырочка. И когда кто-то проходил мимо келии, владыка через эту дырочку просовывал денежку. Преподобный Зиновий очень любил детей. Если они проходили мимо его келии, он обязательно протягивал им по металлическому рублю на конфеты.

Духовные чада

Люди любили владыку прежде всего за его безукоризненную монашескую жизнь. Старец-митрополит был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и они видели, как какой-то внутренний свет озарял его лицо.

К владыке приезжали за тем, чтобы получить духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния, поведать о своих скорбях и просто за советом. Ехали не только миряне и монахи, но и опытные священники и духовники. Они приезжали для того, чтобы увидеться со старцем- митрополитом. Всех надо было встретить, накормить, утешить, отправить домой, и непременно с подарками - от владыки Зиновия никто не уезжал с пустыми руками.

У него было множество духовных чад. Духовными чадами старца Зиновия являлись не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Духовным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее патриаршее служение в Грузии. В числе духовных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидренко), и протоиерей Александр Чесноков, протоиерей Георгий Пильгуев, архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и многие другие служители Церкви Христовой.

Пастырское служение старца Зиновия бы- ло многогранным. Основными принципами его духовного окормления были усердная молитва, духовное рассуждение и долготерпение. Будучи мудрым от Бога, он вникал во все тайники человеческого сердца и умел вовремя и правильно дать тому или иному человеку совет, относящийся к его спасению.

Не стоит забывать и о том, что долгие годы митрополит Зиновий был живой связью между Русской и Грузинской Церковью, служил в Грузии при пяти Патриархах и у всех пользовался любовью и уважением. С большим уважением относились к нему и Патриархи Русской Церкви Алексий I и Пимен.

В истории Грузинской Церкви это был единственный случай в XX-XXI веках, когда архиереем, и даже митрополитом, стал не грузин по национальности.

Мы часто устремляем свой взор в прошлое, для того чтобы найти там, даже в глубокой христианской древности, светоч, который служил бы нам примером истинно христианской жизни. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь Христова - это Сам Христос и люди, которые взяли на рамена свои тяжелый крест Христов. Они пронесли его непорочно до конца своей жизни, исполнив слова Евангелия, согласно которым горящая свеча поставляется на подсвечнике (Мк. 4, 21), чтобы свет учения Господа нашего Иисуса Христа освещал нам путь ко спасению. Об этом говорит Христос Спаситель сразу после Своей Нагорной проповеди. Старец-митрополит Зиновий подвизался в Глинской обители, в горах Кавказа и, будучи испытан Господом подобно тому, как золото испытывается в горниле, получил духовную закал- ку. Господь захотел прославить Своего верного служителя. На нем исполнились слова Господни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Схимитрополита Серафима можно поистине отнести к числу тех духовных людей, которые и сами спасаются, и спасают многих. Даже просто находясь рядом с этим духоносным старцем, человек получал Божественную благодать через таинственное и невидимое общение душ чело-веческих. Он жил и учил словом и делом, всей своей жизнью являя пример для подражания в вере, смирении и послушании.

Основные события жизни преподобного Зиновия

Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; 1896-1985) начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни. Поступил в обитель в 1914 г. Проходил послушания при кучерской, затем при портняжной. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Зиновий.

После закрытия Глинской пустыни поступил в Драндский монастырь. Там в г. епископом Сухумским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в г. - во иеромонаха.

С 1925 по 1930 гг. отец Зиновий служил в Сухуми.

В 1930 году в Ростове-на-Дону был арестован. Находился в ссылке с 1930 по 1934 гг. на Урале в Березниках и на Беломоро-Балтийском канале.

По освобождении служил в Софийской Церкви г. Ростова-на-Дону.

С 1936 по 1942 гг. подвизался в горах Кавказа.

С 1942 по 1945 гг. отец Зиновий служил в Тбилиси, в Сионском Успенском соборе, был духовником скита святой Ольги во Мцхета. В 1945 г. был возведен в сан игумена.

С 1945 по 1947 гг. служил в с. Кирово, в Армении, затем, по 1950 г., в Батуми. В 1950 г. он был назначен настоятелем тбилисского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и возведен в сан архимандрита. А в 1952 г. был назначен членом Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь отец Зиновий был столь уважаем грузинскими иерархами, что в 1956 г. он, русский, был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Церкви.

Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских», и сам просил их молитв».

Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.

Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет.

25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации преподобного схимитрополита Серафима. Прославление состоялось 21 августа 2010 года в Глинской Рождества-Богородицкой пустыни.

Память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских - 9 сентября (22 сентября по н. ст.).


Список литературы

1. Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима. М.: Новоспасский монастырь, 2014.

2. Чесноков Александр, протоиерей; Чесноков Зиновий. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век. Москва: Сретенский монастырь, 2013.

3. Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

4. Чесноков Зиновий. Святые старцы Глинской пустыни. Журнал Московской Патриархии. Издание Московской Патриархии, 2014. N 4 (Апрель).

5. Chesnokov Zinoviy. Elder Zenobius. A Life in Spiritual Continuity with Pre-revolutionary Russia. New York: Holy Trinity Publications, 2013.

6. Chesnokov Zinoviy, Chesnokov Alexandr. Der Kampf um ein heiliges Leben: Leben und Wirken der Starzen in der Sowjetzeit. Volkach, 2015.

21 апреля 2008 г. на 78-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни, скончался один из старейших клириков Московской епархии митрофорный протоиерей Зиновий Анисимов, бывший настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Ивантеевке. С глубокой сердечной скорбью верующие и духовные чада отца Зиновия восприняли это трагическое известие о кончине своего духовного пастыря и молитвенника.

Протоиерей Зиновий родился 16 августа 1930 г. в деревне Малые Токташи Аликовского района Чувашской АССР в крестьянской, глубоко верующей православной семье. После окончания сельской школы в тяжелом военном 1944 г. отец Зиновий трудился в колхозе. За свой самоотверженный, усердный труд будущий пастырь в 1947 г. был удостоен своей первой заслуженной награды — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С пятнадцатилетнего возраста отец Зиновий начинает регулярно посещать свой приходской храм, поет и читает на клиросе. В 1948 г., по благословению приходского священника, он поступает в Саратовскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжает свое обучение в Московской Духовной академии. В июне 1955 года, по представлению академического начальства, Святейший Патриарх Алексий I рукоположил молодого студента во дьякона, а 7 декабря того же года архиепископ Можайский Макарий (Даев) — во иерея. 23 декабря 1955 г. по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) отец Зиновий был назначен третьим штатным священником в Ильинскую церковь Сергиева Посада. В 1956 году батюшка закончил МДА с успешной защитой работы и получил звание кандидата богословия.

Свыше шести лет, с 1972 по 1978 гг., отец Зиновий служил настоятелем Вознесенского храма в селе Рахманово Пушкинского района, а затем по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 17 ноября 1978 г. вновь возвращается в Сергиев Посад и возглавляет приход Ильинской церкви. В 1987 г. митрополит Ювеналий назначил отца Зиновия благочинным церквей Загорского округа.

В ноябре 1994 г. батюшка Зиновий по причине постигшей его болезни был переведен за штат. Но уже в 1995 г., после благодатной паломнической поездки на Святую Землю, указом митрополита Ювеналия от 5 июня 1995 г. он был назначен штатным священником Георгиевского храма города Ивантеевки, а 25 июля 1997 г. становится его настоятелем.

В 2005 г. вновь постигший батюшку тяжелый недуг вынуждает его проситься за штат, и 7 декабря 2006 г. митрополит Ювеналий удовлетворяет его прошение. Будучи за штатом отец Зиновий по возможности продолжал посещать Георгиевский храм и окормлял вверенную ему от Бога паству.

За годы своего более чем пятидесятилетнего пастырского служения батюшка снискал к себе благодарную любовь и уважение своих многочисленных духовных чад, прихожан и духовенства. Его одухотворенные проповеди, живой пример любви к Богу, евангельское сострадание к людям и боль за них, мудрое и чуткое пастырское руководство, привели не одну заблудшую душу ко Господу.

Многолетние труды и служение отца Зиновия были неоднократно отмечены наградами, в том числе и патриаршими, последней из которых было служение с открытыми Царскими вратами до «Отче наш».

В среду 23 апреля, при стечении множества верующих, Божественную литургию и чин отпевания досточтимого пастыря в Георгиевском храме возглавил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек. Он зачитал телеграмму митрополита Ювеналия: «Выражаю глубокое соболезнование прихожанам, родным и близким в связи с кончиной протоиерея Зиновия Анисимова. Господь да упокоит Своего верного служителя в селениях праведных».

Много теплых слов было сказано священниками Пушкинского благочиния, приехавшими проститься и проводить в последний путь почившего отца Зиновия, для которых он был примером истинного служения Господу, добрым наставником и усердным молитвенником.

Погребен дорогой батюшка Зиновий за алтарем Георгиевского храма города Ивантеевки, в котором служил последние годы.

Да упокоит Господь душу Своего верного раба и служителя в селениях праведных. Вечная ему память!