Тест по русскому языку определение частей речи. Тест по русскому языку "Части речи " тест по русскому языку (2 класс) на тему. Подчеркни в словосочетаниях имена прилагательные
Контрольно-измерительные
материалы по русскому языку
для 4
класса
2012-2013 учебный год
Входной диктант
Полярная сова
Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. А чем питаются эти птицы? Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега.
Грамматические задания
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Выписать два слова с безударной гласной в корне. Подобрать проверочные слова.
Проверочный диктант
Первая встреча
Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке появились два крупных крылышка. Мелькнула тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста. Малыш очень удивился.
Грамматические задания
Запишите два слова с разделительным твёрдым и два слова с разделительным мягким знаком.
Разберите слова по составу.
Полетели, крепких, головка
Запишите группы слов. Подчеркните «лишнее» слово в каждой группе:
Нос, носище, носатый, носильщик;
Час, частичка, часок, часовщик.
Второе предложение разберите по членам предложения и частям речи.
Тест по теме «Части речи»
Дополни определение словами.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.
б) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.
в) Глагол – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.
В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится прилагательное пышный .
а) Люблю я пышное природы увяданье.
б) Люблю я пышной природы увяданье.
Впиши в скобках название части речи выделенного слова.
а) Ведро дало течь . (_____________________________)
б) Вода стала течь . (______________________________)
Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.
Хорошо, что есть на свете
Камень глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи гвозди молоток!
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
а) Брат сварил кофе.
б) Кофе выпил брат.
Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
а) лёд, колоть б) копать, земля в) падать, листья
Покажи крестиком главное слово в словосочетании.
а) съедобный гриб в) вкусный помидор
б) съёжился от холода г) быстро бегает
Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.
а) свет б) снег
Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.
Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на
Запиши имена существительные в три столбика – по родам.
Радость, молоко, лагерь, тетрадь, повидло, багаж, морковь, мяч, молодёжь, пальто, ключ, олово
Ключ к оцениванию:
Верный ответ |
Количество баллов |
|
а) предмет, |
||
б) признак предмета какой? какая? какое? какие? |
||
в) действие предмета что делать? что сделать? |
||
пышное увяданье |
||
пышной природы |
||
Имя существительное |
||
Хорошо, что есть на свете Камень, глина и песок! Хорошо, что есть на свете Клещи, гвозди, молоток! |
||
Брат сварил кофе. |
||
Кофе выпил брат |
||
землекоп |
||
листопад |
||
съедобный гриб |
||
съёжился от холода |
||
вкусный помидор |
||
быстро бегает |
||
Свет – светлый - светлеть |
||
Снег – снежный - наснежил |
||
Змея, чайка, суббота, Оля |
||
Ж.р м.р ср.р Радость лагерь молоко Тетрадь ключ олово Морковь мяч повидло Молодёжь багаж пальто |
||
Максимальное количество баллов |
Оценивание : за выполнение каждого задания присуждается определённое количество баллов. Максимальная сумма количества баллов за тест – 28.
При оценивании теста применяются следующие критерии :
«5» - от 25 до 28 баллов
«4» - от 20 до 24 баллов
«3» - от14 до 19 баллов
«2» - менее 14 баллов
Контрольный диктант за I четверть
В лесу
Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоёй. (65 слов)
Слова для справок: разместилась, красавица
Грамматические задания
Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.
Цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы.
Разобрать слова по составу
Вариант 1 - (над) опушкой, берёзка, пролетела
Вариант 2 - (под) ногами, прошли, снежная
Проверочная работа
Какие существительные относятся к 1-, 2-, 3-му склонению. Заполните таблицу. Приведите примеры.
окончание |
||||
окончание |
||||
окончание |
Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?
Какие окончания имеют имена существительные во множественном числе?
Объедините имена существительные в две группы в зависимости от их числа, сгруппированные слова напишите: колос, пенёк, поля, ранение, дожди, письмо, следы, молва, грибы, пчела, плоды, бедняки, гора .
Выпишите существительные, которые не употребляются в единственном числе: ворота, листья, сливки, стволы, подруги, джунгли, дожди, каникулы, птицы, шахматы.
Просклоняйте существительные во множественном числе: рассказы, моря.
Как отличить Им. П. имён существительных множественного числа от В.п. множественного числа?
Укажите падеж существительных во множественном числе.
Лодочник взялся за вёсла. Вёсла опускались и поднимались без плеска.
Облака закрыли солнце. Солнце зашло за облака. Из колосьев падают спелые зёрна. Птицы собирают зёрна.
Определите падеж существительных во множественном числе.
Птичьи базары
Стремительно возносятся в небо береговые склоны с уступами, нишами, карнизами. С наступлением тёплых дней скалы оживают. Несметные полчища морских птиц поселяются здесь. Одни птицы занимают вершины, другие - уступы, третьи – ниши. У птиц много забот. Нужно воспитывать птенцов, защищать потомство от хищников. Птицы шумят, кричат, толкутся.
Проверочный диктант
На даче
В апреле наша семья переехала на дачу в деревню. Подальше от железной дороги. Наша уютная чистая дача состояла из трёх комнат. При даче был небольшой садик. Туда выходили окна из нашей комнаты и кухни. В садике были высокие качели, беседка и несколько цветочных клумб. Красивые окрестности, прогулки в лес, на озеро, в поле я вспоминаю часто. Подружке Нине я часто рассказываю о жизни летом на даче.
Грамматические задания
Выпишите из текста диктанта три существительных 1-го склонения и три существительных 2-го склонения.
Составьте и запишите словосочетания из данных существительных в винительном падеже с глаголами.
Вариант 1: семья, дача
Вариант 2: дорога, комната
Морфологический разбор одного существительного (по выбору учащихся)
Контрольное
списывание по теме
«Падежное окончание
имён прилагательных в единственном
числе»
Цель: Проверить умения писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.
Берёза у дороги
За крайн…избой дальн… деревушки виднелось жёлт… поле придорожн… канава заросла травой на простор… равнине у дороги стояла бел… берёза осень убрала деревья в жёлт… убор берёза стояла счастлив… .
Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.
Но вот от весен… дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк… солнце потекли заговорили ручьи зазеленела берёза.
Пришло лето в шёлков… листве берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до перв… зелён… травы.
Грамматическое задание
Определите падеж имён прилагательных в первом абзаце.
Разберите слова по составу: придорожная, зимние, просторной
Контрольное изложение
Цель: проверить умение выделять существенное в тексте, правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена существительные и прилагательные.
С. 35-36, упражнение 345.
Тест
по теме «Местоимение»
(перед
контрольным диктантом)
Тесты по русскому языку по теме «Части речи» 3 класс
1. Укажи имя существительное:
А) дым Б) дымный В) дымит Г) дымно
2.Укажи, в каких существительных на конце пишется (ь)?
А) плащ… Б) мощ… В) овощ… Г) грач…
3.Существительные первого склонения:
А) багаж Б) мечеть В) солнце Г) дядя
4. Какой падеж употребляется без предлогов?
А) именительный В) дательный
Б) винительный Г) предложный
5. К какому из падежей не подходят вопросы?
А) И.п –кто? что? В) Т.п. – о ком? о чем?
Б) – Р.п. – кого? чего? Г) Д.п. – кому? чему?
6.Что такое имя прилагательное?
А) Слово Б) Часть речи В) Часть предложения
7. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А) с именем существительным Б) с глаголом В) с местоимением
8. В каком падеже у имен прилагательных окончания –ого (его)?
А) в родительном В) в творительном
Б) в дательном Г) в предложном
9.Укажи правильное окончание:
А) интересн… экскурсия 1.- ое
В) прелестн… дитя 3.- ый
10. Род, число, падеж имени прилагательного зависит от:
А) существительного, к которому оно относится
Б) глагола, к которому относится имя прилагательное
В) местоимения, к которому относится имя прилагательное
11. Выбери верное суждение. Местоимение – это часть речи, которая…
А) означает признак предмета
Б) обозначает действие предмета
В) указывает на предметы, но не называет их
Г) обозначает предмет
12. Найди лишнее слово:
А) иллюзия Б) звездный В) профессор Г) праздник
13. Определи местоимение 3 лица:
А) он, ты В) он, она, оно, они
Б) мы, вы Г) я, мы
14. Роль прилагательного в предложении:
А) подлежащее В) дополнение
Б) обстоятельство Г) определение
15. Имя прилагательное в винительном падеже:
А) красивую девочку В) о чистом небе
Б) доброй мамы Г) замечательной песней
16.Выбери словосочетание имени прилагательного с именем существительным в Д.п.
А) синие цветы В) о синих цветах
Б) к синим цветам Г) из синих цветов
17. К какому из падежей не подходят вопросы?
А) И.п. – какие? В) Т.п. – о каких?
Б) Р.п.- каких? Г) Д.п - каким?
1.Укажи правильное окончание:
А) интересн… экскурсия 1.- ое
Б) интересн… путешествие 2.- ая
В) прелестн… дитя 3.- ый
Класс «____»
Вопрос № 1
Определи группу слов, которые обозначают действие предмета.
1. цветной, малиновый, известный
2. праздник, жаворонок, урожай
3. предлагает, заливает, кормит
Вопрос № 2
Выбери название части речи.
Точка глагол корень
Вопрос № 3
Выбери имя прилагательное.
Страшный объявить работа
Вопрос № 4
Выбери глагол.
Интересный варенье подъехал
Вопрос № 5
Части речи - это:
1. существительное, прилагательное, глагол
2. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
3. слово, предложение, словосочетание
Вопрос № 6
Выбери название части речи.
Глагол приставка подлежащее
Вопрос № 7
Выбери предлог.
Мы под кто
Вопрос № 8
Выбери имя существительное.
Вкусный яблоко читаем
Вопрос № 9
Слова, которые называют признак предмета, называются:
Существительными глаголами прилагательными
Вопрос № 10
Выбери правильный ответ: "Имя существительное – это…"
1. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Вопрос № 11
Выбери только местоимения:
Я он но мы мышь она на
Вопрос № 12
Что обозначают имена прилагательные?
Предмет признак предмета действие предмета
Вопрос № 13
В каком ряду слова отвечают на вопрос что делал?
1. петь, танцевать, играть
2. пел, танцевал, играл
3. поёт, танцует, играет
Вопрос № 14
Какими частями речи являются данные слова?. Заполни таблицу.
Карандаш, простой, мы, рисует, вам, небо, сложный, грибы, синее, с, я, думаю, низкий, читать,от.
существительное | прилагательное | глагол | местоимение | предлог |
Вопрос № 15
Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи.
На уроках мы …………..….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………..…. разные герои.
……………………….старуха, …………….... старик, ………… рыбка. …………… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.
Слова для справок : читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.
Вопрос № 16
Сколько местоимений в тексте:
Я взглянул в окно и увидел кошку. Она притаилась за деревом. Вдруг кошка прыгнули и поймала птичку. Мы выбежали на улицу и отняли у нее птичку. Принес я бедняжку домой. Вскоре она очнулась и улетела.
1. Все слова являются существительными в строке
А исполнение, исполнитель, выполнив
Б книжный магазин, книжник, библиотека
В соловей, соловенятко, соловьиный
Г заведующий, заведующая, заведовать
Д зеленовато, зеленка, зелень
2. Мужской род имеют все существительные варианта
А мрак, какаду, маэстро, ООН
Б Баку, продажа, столяр, денди
В Борнео, собака, атташе Сибирь
Г судья, переводчик, путь, гимн
Д мальчишки, казак, институт, иней
3. Мужской род имеют все существительные варианта
А степень, балет, атташе ось
Б запись, отрасль, насморк, гипс
В сбор, торнадо, шинель, степь
Г рычаг, грань, дробь, идальго
Д ячмень, тюль, колибри, сыпь
4. Мужской род имеют все существительные варианта
А плач, кафель, накипь, перекись
Б корягу, эмаль, аэрозоль, толь
В клавиш, шагрень, портье, зал
Г рояль, россыпь, продажа, путь
Д корь, пропись, прогресс, смесь
5. Женский род имеют все существительные варианта
А диагональ, север, авеню, плов
Б живопись, мадам, желчь, челядь
В кефаль, гуашь, роль, Нехворощ
Г тоннель, скрижаль, бязь, ваниль
Д папоротник, манжет, мигрень, тушь
6. Женский род имеют все существительные варианта
А бандероль, бутыль, цеце, УПА
Б ГЭС, коала, фланель, нитки
В НЛО, наводнение, лазурь, боржоми
Г спираль, латынь, СБУ, кольраби
Д весны, ЭВМ, деталь, плащ
7. Женский род имеют все существительные варианта
А педаль, статья, лебедь, путешествие
Б ЧАЭС, мадам, роскошь, желчь
В продажу, поэзия, жирафа, моль
Г купель, ООН, дрель, радость
Д мышь, жеребенок, ртуть, Припять
8. Средний род имеют все существительные варианта
А кашне, метро, колибри, манго
Б любовь, листья, шоссе, Черкассы
В ЕС, задача, зерна, пенсне
Г кафе, шимпанзе, каноэ, видео
Д Тбилиси, барокко, купе, такси
9. Средний род имеют все существительные варианта
А турне, ягненок, свадьбы, Днепр
Б девчонка, зерна, барокко, меню
В младенец, племя, пашня, филе
Г теленок, шар, мартини, авокадо
Д пальто, канапе, вече, салями
10. Общий род имеют все существительные варианта
А бездельник, забияка, юрист, бедняга
Б увалень, судья, тренер, сирота
В лентяй, левша, рев, почтальон
Г староста, профессор, зануда, болтун
Д ябеда, грязнуля, вельможа, простофиля
11. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А Дели, Черновцы, Мехико
Б Стамбул, Сочи, Чикаго
В Сена, Днестр, Миссури
Г Никарагуа, Китай, Чили
Д Токио, Сухуми, Онтарио
12. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А Хоккайдо, Париж, Калахари
Б Припять, Умань, Ай-Петри
В Керчь, Сибирь, Килиманджаро
Г Сурами, Бали, Севастополь
Д Вашингтон, Огайо, Кутаиси
13. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А рычаг, синтез, Прут, Алжир
Б канитель, созвездия, пол, сумрак
В насекомые, щенок, харчо, рагу
Г левша, простофиля, забывчивым, трио
Д кораллы, цунами, грабли, деньги
14. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А смешное кенгуру, картофельное пюре, красивое панно
Б длинный туннель, тяжелая путь, перспективный инженер
В многолюдный Сочи, малый соня, старинный пианино
Г непоседливый мальчик, молодая леди, лечебное алоэ
Д убогая сирота, полноводное Конго, цветное драже
15. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А старинный Осло, ароматное какао, яркое кимоно
Б львовская госпожа, надоедливая цеце, вкусное кольраби
В приветственный туш, розовый фламинго, малый ничтожество
Г яркая гуашь, интересное интервью, прозрачная шампунь
Д украшенная Умань, ученая степень, второй степень
16. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А солнечный Баку, красивый какаду, сильный насморк
Б вкусное иваси, быстрое такси, гостеприимная Перу
В оригинальное меню, белая тюль, маленький шимпанзе
Г интересное турне, просторное авеню, справедливое жюри
Д далека Сибирь, свежая салями, талантливый маэстро
17. Грамматическая ошибка есть в строке
А постоянная головная боль
Б безопасное средство от насморка
В сделать прививку от кори
Г полоскания морской солью
Д воспользоваться мазью от мозолей
18. Лишь в числе принимаются все существительные строки
А вазон, огорчение, зелень
Б Крым, молоко, железо
В Днестр, казачество, имя
Г человечество, сумм, мальва
Д радость, золото, ветер