Викинги. История завоевателей. Викинги - рожденные морем

Они принадлежали разным народам, но прекрасно понимали друг друга. Их объединяло многое: и то, что родиной их был северный предел земли, и то, что молились одним богам, и то, что говорили на одном языке. Однако прочнее всего сплачивала этих непокорных и отчаянных людей жажда лучшей доли. И была она так сильна, что без малого три столетия - с VIII по XI век - вошли в историю Старого Света как эпоха викингов. То, как они жили и чем занимались, тоже называлось викинг.

Слово "викинг" происходит от древненорвежского "викингр", что буквально переводится как "человек из фьорда". Именно в фьордах и бухтах появились их первые поселения. Эти воинственные и жестокие люди были очень религиозны и поклонялись своим божествам, совершая культовые обряды и принося им жертвы. Главным богом был Один - Отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями. Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Наиболее почетной считалась гибель в бою. Тогда, согласно древним легендам, их души попадали в чудесную страну Валхаллу. И иной судьбы как для себя, так и для своих сыновей викинги не желали.

Перенаселение приморских районов Скандинавии, нехватка плодородных земель, стремление к обогащению - все это неумолимо гнало викингов с родных мест. А под силу это было лишь сильным, легко переносящим лишения и неудобства воинам. Из подготовленных к сражениям викингов формировались отряды, каждый из которых состоял из нескольких сот воинов, беспрекословно повинующихся вождю клана и конунгу-князю. На протяжении всей эпохи викингов эти отряды были исключительно добровольными.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный - считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Если же конунг все-таки погибал, они сражались до последней капли крови рядом с его телом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов - могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом "словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам", наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково - их десант застигал города и селения врасплох.

Так было в 793 году на "святом" острове Линдисфарн у восточного побережья Шотландии, где викинги разграбили и разорили монастырь, считавшийся одним из крупнейших центров веры и местом паломничества. Такая же участь постигла вскоре еще несколько знаменитых монастырей. Нагрузив свои корабли церковным добром, пираты уходили в открытое море, где им была не страшна никакая погоня. Так же, как и проклятья всего христианского мира.

Спустя четверть века викинги собрали большие силы для нападения на Европу. Ни разрозненные островные королевства, ни ослабевшая к тому времени франкская империя Карла Великого не могли оказать им серьезного сопротивления. В 836 году они впервые разорили Лондон. Затем шесть сотен боевых кораблей обложили Гамбург, пострадавший так сильно, что епископату пришлось перебраться в Бремен. Кентербери, вторично Лондон, Кельн, Бонн - все эти европейские города были вынуждены делиться своими богатствами с викингами.

Осенью 866 года суда с двадцатью тысячами воинов пристали к берегам Британии. На землях Шотландии викинги-датчане основали свое государство Денло (в переводе - Полоса датского права). И лишь через 12 лет англосаксы вернули себе свободу.

В 885-м под натиском норманнов пал Руан, затем викинги вновь осадили Париж (до этого он уже трижды подвергался разграблению). На сей раз у его стен с 700 судов высадилось около 40 000 воинов. Получив отступные, викинги отошли в северо-западную часть страны, где многие из них обосновались навсегда.

По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили пиратам около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота.

Тем временем викинги продвигались все дальше к югу. Их набегам подверглись Испания и Португалия. Чуть позже были разграблены несколько городов на северном побережье Африки и Балеарские острова. Язычники также высадились на западе Италии и захватили Пизу, Фьезоле и Луну.

На рубеже IX - X веков христиане нащупали-таки слабые места в боевой тактике викингов. Оказалось, что те были неспособны к длительным осадам. По приказу короля франков Карла Лысого реки стали перегораживать цепями, а в их устьях наводить укрепленные мосты, на подступах к городам копали глубокие рвы и возводили частоколы из толстенных бревен. В Англии примерно тогда же стали строить специальные крепости - бурги.

В результате набеги пиратов все чаще заканчивались для них плачевно. Развеять миф об их непобедимости удалось среди прочих и британскому королю Альфреду, выставившему против "морских драконов" более высокие суда, которые викинги не могли брать на абордаж с привычной легкостью. Тогда у южного побережья Англии было уничтожено сразу два десятка боевых норманнских кораблей. Удар, нанесенный викингам в их родной стихии, оказался настолько отрезвляющим, что после него разбой заметно пошел на убыль. Все большее их количество оставляло викинг как занятие. Они оседали на захваченной земле, строили дома, выдавали дочерей за христиан и возвращались к крестьянскому труду. В 911 году франкский король Карл III Простоватый пожаловал Руан с прилегающими землями одному из вождей северян - Роллону, удостоив его герцогского титула. Эта область Франции и теперь называется Нормандией, или Страной норманнов.

Но важнейшим поворотным моментом эпохи викингов стало принятие королем Норвегии Харальдом Синезубым христианства в 966 году. Следом за ним под нарастающим влиянием миссионеров-католиков крестились многие воины. В числе последних страниц военной летописи викингов - захват ими в 1066 году королевской власти в Англии и возведение на престол Сицилийского королевства в 1130 году норманна Рожера II. Потомок Роллона герцог Вильгельм Завоеватель переправил с континента в Альбион на 3 000 судах 30 000 воинов и 2 000 лошадей. Битва при Гастингсе закончилась его полной победой над англосаксонским монархом Гарольдом II. А новоиспеченный рыцарь христианской веры Рожер, отличившийся в крестовых походах и схватках с сарацинами, с благословения Папы Римского объединил владения викингов на Сицилии и в Южной Италии.

От набегов малочисленных пиратских отрядов до завоевания монаршей власти - в такие рамки вписывается путь воинственных северян из первобытной дикости к феодализму.

Корабли викингов

Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их "морских драконов" были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку - стационарное рулевое весло; раскрашенные в красную или синюю полоску или клетку паруса из грубого холста на мачте, устанавливались в центре просторной палубы. Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане на юге Норвегии археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов - а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию... через пять с лишним столетий.

Оружие викингов

Боевой топор. Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки - 1 метр. Причем рукоятка была окована железом, что делало удары, наносимые по противнику, максимально сокрушительными. Именно с этого оружия начиналось обучение будущих воинов, поэтому владели им, причем отменно, все без исключения.

Копья викингов были двух типов: метательные и для рукопашного боя. У метательных копий длина древка была небольшая. Часто на нем закреплялось металлическое кольцо, обозначавшее центр тяжести и помогающее воину придать броску правильное направление. Копья, предназначенные для сухопутного боя, были массивными с длиной древка 3 метра. Для строевого боя использовались четырех - пятиметровые копья, а чтобы они были подъемными, диаметр древка не превышал 2,5 см. Изготавливали древки в основном из ясеня и украшали аппликациями из бронзы, серебра или золота.

Щиты обычно не превышали 90 см в диаметре. Поле щита делалось из одного слоя досок толщиной 6 - 10 мм, скрепленных между собой, а сверху покрывали кожей. Прочность этой конструкции придавали умбон, рукоять и обод щита. Умбон - полусферическая или коническая железная бляха, защищающая руку воина, - обычно прибивался к щиту железными гвоздями, которые с обратной стороны заклепывались. Рукоять для удерживания щита делалась из дерева по принципу коромысла, то есть, пересекая внутреннюю сторону щита - в центре была массивной, а ближе к краям становилась тоньше. На нее накладывалась железная планка, часто инкрустированная серебром или бронзой. Для усиления щита по краю проходила металлическая полоса, прибитая железными гвоздями или скобами и сверху прикрытая кожей. Кожаный покров иногда раскрашивали цветными узорами.

Бирмы - защитные кольчужные рубахи, состоящие из тысяч переплетенных колец, представляли для викингов большую ценность и зачастую передавались по наследству. Правда, иметь их могли позволить себе только богатые викинги. Основная же масса воинов в целях защиты носила кожаные куртки.

Шлемы викингов - металлические и кожаные - имели или закругленную верхушку с щитками для защиты носа и глаз, или заостренную - с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

Стрелы VII - IX вв. имели широкие и тяжелые металлические наконечники. В X веке наконечники стали тонкими и длинными и с серебряной инкрустацией.

Лук делался из одного куска дерева, обычно тиса, ясеня или вяза, тетивой служили сплетенные волосы.

Мечи могли иметь только зажиточные викинги, обладающие к тому же недюжинной силой. Это оружие очень берегли, храня его в деревянных или кожаных ножнах. Мечам даже специально присваивались имена, такие как Рвущий кольчуги или Добытчик.

Длина их в среднем составляла 90 см, они имели характерное сужение к острию и глубокий желоб вдоль клинка. Лезвия изготавливались из нескольких железных прутьев, переплетенных между собой, которые во время ковки сплющивались воедино.

Такая техника делала меч гибким и очень прочным. Мечи имели гарды и навершия - части эфеса, предохраняющие кисть руки. Последние были снабжены крюками, которыми можно было атаковать, отведя в сторону основной клинок противника. И гарды, и навершия, как правило, имели правильные геометрические формы, делались из железа и украшались накладками из меди или серебра. Украшения клинков, выдавливаемые в процессе ковки, были незатейливы и представляли собой либо простые орнаменты, либо имя хозяина. Мечи викингов были очень тяжелыми, поэтому иногда во время длительного боя его приходилось держать обеими руками, в таких ситуациях ответные удары противника отражали щитоносцы. Один из распространенных приемов ведения боя целиком зависел от их сноровки: они располагали щит таким образом, что меч викинга не втыкался в его поверхность, а скользил вдоль и отрубал противнику ногу.

Великие битвы

В просторы южных степей на протяжении многих столетий почти непрерывным потоком вторгались кочевники. Пришлые скотоводческие племена зимой останавливались в устьях рек, близ морских побережий, а в летний период передвигались в ковыльные степи, ближе к лесной полосе. Они постоянно совершали грабительские набеги на русские поселения.

Начиная с IX и до XIII века Киевская Русь вела упорную борьбу с этими племенами. Уже в X веке это было большое государство, занимавшее огромную территорию от (Карпат до Кавказа и от Балтийского моря до Черного, а по своему культурному развитию и военной мощи оно не уступало Византии. Об этом свидетельствуют летописи и археологические материалы, найденные в курганах и городищах. Центром экономической и культурной жизни Руси являлся город Киев. В кем скрещивались торговые пути «из варяг в греки» и из Европы на восток, в Аравию. Великий князь киевский объединил почти все племена восточных славян. В вассальной зависимости от него находились другие князья и бояре.

Дружинники Киевской Руси не раз совершали походы на Царьград (Константинополь). Так, в результате похода Олега в 911 году был заключен выгодный для Руси договор с греками. Но особенно широкий размах приобрели походы киевского князя Святослава, сына Игоря. Грозную силу его дружины испытали на себе многие враждебные племена. Святослав нанес сокрушительный удар по Хозарскому царству и обложил данью ясов и касогов. Он вел постоянную борьбу с печенегами, которые не знали земледелия и занимались преимущественно грабежами. Печенежские орды, вооруженные копьями и луками, молниеносно нападали на неприятеля и так же быстро скрывались от него. Набеги печенегов приносили большой вред Киевской Руси. В 968 году они напали на Киев. В это время Святослав с основными войсками находился в походе, поэтому защищал Киев маленький отряд во главе с воеводой Претичем. Трудно пришлось бы бороться этому отряду с неравными силами врага, но печенеги неожиданно обратились в бегство, узнав, что Святослав с дружиной возвращается из похода.

Еще более опасными врагами русских княжеств оказались новые кочевники - половцы, появившиеся в донских степях в середине XI века. Они вытеснили отсюда торков и печенегов, заняв северные берега Азовского и Черного морей до Днепра. После трех ожесточенных битв с русскими князьями (1061, 1068, 1093 годы) половцы овладели территорией Дона и прикубанскими степями. Приазовская Русь и Таманское княжество с городом Тмутараканью были отрезаны от Киевской Руси.

Только в 1095 году русские войска во главе с великим князем Владимиром Мономахом впервые одержали победу над половцами на их же земле, а в 1101 году им на Дону был нанесен новый тяжелый удар объединенными силами русских князей. В ожесточенной битве на реке Сутень (Молочная ) было убито 20 половецких князей. В их числе и князь Азуп, именем которого в древние времена назывался нынешний город Азов.

В последующие годы русские дружины не раз громили половцев. Так, в 1111 году большое войско во главе с Владимиром Мономахом снова двинулось на Дон. Кочевники в битве с русскими потеряли около 10 тысяч человек. Спустя 5 лет поход в окрестности Дона совершили русские войска под предводительством Ярополка. Было взято три половецких города: Балин, Чевшлюев и Сугров, а также захвачено в плен много ясов - союзников половцев.

О славных ратных делах русских воинов, об их храбрых предводителях повествуют страницы древних летописей. Так, из Волынской летописи мы знаем, как войска Владимира Мономаха принудили уйти на Кавказ половецкого хана Отрока, которого впоследствии приглашал вернуться на родину, в донские степи, его брат Сырчан. Этот исторический случай ярко передан в стихотворении «Емшан» поэтом XIX века Майковым. Отрок, став царем одной из народностей Кавказа, сначала наотрез отказался от приглашения своего брата. Но когда певец, прибывший гонцом от Сырчана, показал пучок емшана, привезенный из донских степей, Отрок был глубоко тронут и согласился возвратиться.

Отрок угрюмый принял вид И, на певца не глядя, знаком, Чтоб увели его, велит Своим послушливым кунакам. И взял пучок травы степной Тогда певец и подал хану; И смотрит хан - и сам не свой, Как бы почуя в сердце рану, За грудь схватился... Все глядит: Он - грозный хан, что ж это значит? Он, пред которым все дрожит, Пучок травы целуя, плачет! И вдруг, взамахнувши кулаком, «Не царь я больше вам отныне! - Воскликнул. - Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро Отрок снарядил караваны и отправился с дружиной в донскую степь.

Об этом рассказывается и в других русских летописях. Например, в «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) сообщается о поражении Шарукана и Боняка, нанесенном в 1106 году войсками Владимира Мономаха, и о том, что спустя пять лет был разбит и загнан на Кавказ, за железные ворота (в Абхазию) и половецкий хан Отрок Шаруканович.

В конце XII века положение Киевской Руси резко ухудшилось. То и дело возникали феодальные распри между князь­ями, что приводило к ослаблению русских земель. Корыстолюбивые феодалы заботились больше о своих интересах, а не о судьбе русского народа и независимости своей Родины.

Этим не замедлили воспользоваться половцы. Они усилили набеги на Киевскую Русь, подвергая ее грабежам и опустошению. Особенно сильно страдали земли окраинных княжеств.

Обособленные выступления русских князей, не желавших терпеть притеснения, обычно не имели успеха и лишь усугубляли бедственное положение русского народа.

Один из таких неудачных походов был предпринят в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославичем. Собрав небольшую дружину и не посоветовавшись с другими князьями, не предупредив о столь ответственном шаге великого киевского князя Святослава, Игорь отправился в половецкие степи, где в столкновении с многочисленными отрядами половцев потерпел поражение.

Знаменательно, что это событие, нашедшее яркое отражение в памятниках древнерусской письменности, и, прежде всего в «Слове о полку Игореве», происходило на Диком поле, в бескрайних просторах южных русских степей. И в древних летописях, и в «Слове о полку Игореве» не раз упоминаются, слова «Дон», «Донец», рисуются картины донской природы, описывается величавый степной пейзаж.

Согласно летописным сведениям, князь Игорь выступил в поход 23 апреля 1185 года. Неделю спустя, 1 мая, он достиг Донца и, несмотря на плохое предзнаменование (солнечное затмение, считавшееся на Руси провозвестником несчастья), приказал своему войску переправиться на другой берег. У Оскола он сделал двухдневную остановку, поджидая своего брата Всеволода с дружиной, который шел другим путем из Курска, а затем направился в половецкие степи - к «синему Дону».

Игорь рассчитывал, что ему удастся застигнуть половцев врасплох. Однако высланные вперед дозорные вскоре сообщили, что половцы знают о приближении русских и готовы вступить в бой. Игорю советовали вернуться назад («яко не наше есть время», т. е. неблагоприятное для нас время), но он был храбрым и честолюбивым князем и отверг этот совет. Если не пойти на врага, то «позор будет пуще смерти».

На следующий день русские встретились с половецкими полками и обратили половцев в бегство, захватили их вежи (Кочевые жилища на телеге ) и большой полон (пленных).

Однако на следующее утро неприятель, собрав «всю половецкую землю», «ак борове» (подобно лесу), стал наступать на Игорево войско. Было очевидно, что ему в этой неравной битве не устоять.

Но не пали духом отважные русские ратники, мужество не покинуло их храбрые сердца. Началось жестокое побоище, которое длилось три дня и три ночи.

Упорно и самоотверженно сражались полки Игоря, много побили они поганых половцев. В схватке был ранен князь. Игорь, но и раненый он продолжал борьбу. До последних сил, пока оставалось в руках оружие, бился его брат Всеволод.

Только на третий день половцам, предводительствуемым ханом Кончаком, удалось сломить русских. Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод, а также оставшиеся в живых дружинники попали в плен.

Есть косвенное указание на то, что князь Игорь в период своего пребывания в плену находился на Дону, возможно, в Кобяковом городище (западная часть нынешнего города Аксая), которое длительное время служило ставкой половецких ханов. Интересные сведения об этом имеются в «Слове, о полку Игореве». Рассказывая о подготовке побега Игоря из плена, автор «Слова» говорит:

Игорь спит, Игорь бдит. Игорь мыслию поле мерит От великого Дона до малого Донца

Автор «Слова о полку Игореве» сумел хорошо разобраться в противоречиях общественно-политической жизни Киевской Руси. Главным злом в Русском государстве он считал раздоры между князьями. Обобщив и сопоставив исторические факты, автор «Слова» пришел к травильному выводу: к призыву князей и всего русского народа к единению, в котором он видел единственный выход для спасения культуры и независимости Киевской Руси от грабительских нашествий кочевников.

Русь долгое время была препятствием на пути кочевников в Западную Европу. В феодальной Европе в это время возникали города, росло городское население. Свободные крестьяне превращались в крепостных, зависимых от сеньоров. Обострялась борьба крестьян с феодалами, вспыхивали восстания. Между феодалами и горожанами росла борьба. Процветали разбой и грабежи: феодалы нападали на проезжающих с караванами купцов, грабили, взымали с них высокие пошлины, делая невозможным нормальное развитие торговли.

Еще за столетие до появления «Слова о полку Игореве» начался политический распад феодальных государств на множество владений. Между государствами шли непрерывные войны. Духовенство проповедовало отречение от земных благ, внушало забитому народу, что скоро наступит конец мира. На площадях больших и малых городов Европы пылали костры. На них духовенство сжигало «еретиков». Папы римские призывали королей и рыцарей к крестовым походам на Иерусалим, против мусульман, во имя спасения гроба господня. Султаны и шахи призывали мусульман во имя аллаха уничтожать христиан. Лилась кровь христианская и мусульманская...

А из древней Руси в те времена разносился тревожный голос русского гениального поэта:

По русской земле Редко пахари покрикивают, Но часто ворони грают, Трупы меж собой деля...

Обращаясь к галицкому князю Ярославу Осмомыслу, автор «Слова» призывает:

Стреляй господине Кончака поганого кощея За землю Русскую, За раны Игоря, Храброго Святославича!..

Русский народ-богатырь принял на свои плечи удары бесчисленных орд кочевников. Что было бы с Европой, если бы Русь не задержала продвижение кочевников на Запад? Вероятно, развитие европейской культуры было бы приостановлено на определенный период. Западная культура не подвергалась уничтожению. На Руси же погибло множество культурных ценностей и памятников письменности.

В середине XIII века в ставку Батыя французским Людовиком Святым был послан голландский монах Рубруквис с целью склонить татар к принятию христианской веры. Рубруквис, проезжая через донские степи, в своих записях отметил, что на Дону от смешения алан-ясов с русскими образовался особый народ: закаленные в боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое для себя добывающие войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогие постройки и иметь многолюдные города. Для защиты от холода и непогоды они строили землянки и кухни из плетней и камыша. Зато они не отказывали своим женам и дочерям в богатых по-царски нарядах. Жены их украшали головы подобно француженкам и опушивали низ своего платья белками, выдрами, горностаями. Мужчины одевались проще: летом и зимой они носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны. Этот особый народ известен по летописям, как бродники (Название произошло от слова «бродить», которое означало «быть свободным, независимым» ).

Другой посол, Иоанн Плано Карпини, был послан папой Иннокентием IV к Батыю в 1246 году. Побывав в Золотой орде, он рассказывал в своих записках о многочисленных народах, обитавших на Дону, о многолюдном городе Орнасе, население которого состояло из алан-христиан, хозар, русов и сарацин-мусульман, имевших в этом городе магазины, склады товаров. В Орнасе имелась хорошая гавань для стоянки кораблей. Татары решили взять Орнас приступом. Но эта попытка оказалась безуспешной: город был обнесен крепкими стенами, а жители оказывали отчаянное сопротивление. Тогда татары с помощью итальянских инженеров запрудили реку, которая протекала через город, и потопили всех жителей Орнаса.

Где же находился этот город? По всей вероятности, древний Орнас находился на месте города Черкасска, ныне станицы Старочеркасской, через который в то время протекал приток реки Дона - Протока. Спустя несколько столетий в XVI веке по берегам Дона возникли вольные общины донских казаков, продолжавшие традиции бродников.

Донским просторам суждено было стать ареной и другой великой битвы, сыгравшей исключительно важную роль в истории нашей Родины. Весной 1236 года татаро-монгольские орды под предводительством Батыя - внука Чингис-хана - вторглись в пределы русской земли. На своем пути захватчики грабили, жгли города и села, уводили в неволю множество пленных.

В суровую зиму 1237 года после пятидневной обороны под ударами татарских полчищ пала Рязань. Татары жестоко расправились с ее мужественными защитниками. Они сожгли город, а всех жителей истребили. Только дым, земля и пепел, как повествует летопись, остались на месте древней Рязани. Вслед за ней были разгромлены одно за другим почти все русские княжества, которые из-за разрозненности не смогли противостоять несметным ордам врага. На Руси установилось татаро-монгольское иго. Бесчисленные поборы, подати и повинности, издевательства и притеснения стали обычным, повседневным явлением в период господства татар на Руси.

Но свободолюбивый русский народ не мог смириться с положением бесправного раба. Русские люди не раз восставали против ненавистных татарских правителей. Однако первые попытки сбросить татарское иго не имели успеха. Еще очень сильна была Золотая орда - татарское государство, занимавшее земли, завоеванные Батыем, - и слишком слабы разрозненные, неорганизованные выступления русских. Прошло немало десятилетий прежде чем Русь, постепенно объединяя раздробленные земли, смогла накопить силы для борьбы с татарами.

Только когда во главе Московского княжества стал князь Дмитрий Иванович (1359 год), этих сил было уже достаточно, чтобы нанести решительный удар татаро-монгольскому игу.

В борьбе за освобождение (русского народа из-под гнета татарских поработителей Дмитрий Иванович сыграл выдающуюся роль. Этот смелый, свободолюбивый, глубоко преданный интересам своей Родины политический деятель хорошо понимал, что свергнуть вековое господство татар можно лишь совместными действиями всех русских княжеств. Поэтому он обратился ко всем князьям, ко всем русским людям с призывом собирать войско и ополчения и идти всем вместе на врага.

На этот клич горячо отозвался русский народ. Под знамена московского князя со всех концов русской земли шли княжеские отряды и народные ополчения («полки») - муромское, владимирское, костромское, ростовское, ярославское и другие, которые составили главную массу русского войска.

Собрав стотысячную рать, Дмитрий Иванович двинулся в поход против золотоордынского хана Мамая. 27 августа он перешел через Оку и направился по Рязанской земле к Дону. 5 сентября 1380 года передовые отряды конницы русского войска подошли к устью реки Непрядвы, впадающей в Дон. В этот день Дмитрий Иванович получил сообщение от своих дозорных, что Мамай стоит уже на Дону.

Несметные полчища татар, словно туча, готовы были обрушиться на русские отряды. Жестокая предстояла битва с врагом. Но не дрогнул Дмитрий Иванович перед лицом смертельной опасности. Не колеблясь, решил он вступить в битву с татарами, хотя и нашлись в его стане трусы и маловеры, советовавшие князю не переходить Дон и не начинать сражения.

Обращаясь к русскому войску, Дмитрий Иванович сказал:

«Друзья и братья! Ведайте, что привел я вас не затем, чтобы реку Дон стеречь. Привел я рать, чтобы землю Русскую от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить. Смерть честная лучше, чем худая жизнь. Краше бы­ло б не идти против поганых, чем прийти и стоять, ожидая, когда враг сам нападет на нас. Не буду ждать врага, пойду навстречу ему. Ныне же - за Дон! Либо там победим и все от гибели сохраним, либо сложим головы свои. Один у нас путь остался! Вперед, за Дон!»

К вечеру 7 сентября русские полки перешли Дон и расположились на небольшом холмистом поле, сплошь изрезанном оврагами и речками с крутыми обрывистыми берегами. Посредине его тянулось болото, в котором обитало множество куликов. Это и было знаменитое Куликово поле, на котором Дмитрий Иванович решил дать бой Мамаю.

Выбор был не случайным. Обладая недюжинными способностями военачальника, Дмитрий Иванович правильно рассчитал, что татары не смогут применить свою обычную тактику обхода с флангов, так как этому мешали реки и овраги. В подобной обстановке они могли вести наступление против русских войск только с фронта, «в лоб», а это давало последним большое преимущество в предстоящей битве.

День сражения - 8 сентября - выдался необычным. С раннего утра Куликово поле окутал густой, непроглядный туман. Все скрылось в нем: холмы, речки, овраги, леса.

Впереди был поставлен «передовой полк», который почти весь состоял из пехоты. За ним расположился «большой полк» под командой самого Дмитрия Ивановича. На его флангах заняли позиции «полк левой руки» и «полк правой руки». В тылу, в лесных зарослях, укрылся «западной (засадный) полк» под командованием опытного воеводы боярина Боброка-Волынца и князя Серпуховского.

Как только брызнули первые лучи запоздалого осеннего солнца, многотысячная Мамаева орда, словно саранча, дви­нулась навстречу русским. Впереди в несколько рядов шла пехота в темных одеждах, в шлемах и панцирях, с копьями разной длины, по бокам двигались бесчисленные отряды конницы, вооруженные кривыми саблями, луками и стрелами. Гулом дрожала земля под ногами несметной татарской рати. Тучи пыли, поднятые конницей, сплошной завесой заволокли горизонт.

Наконец, войска сошлись. Перед началом битвы, рассказывается в старинном предании, состоялся поединок двух богатырей - татарского Тимур-Мурзы (Телебея) и русского Пересвета. Это была короткая и жестокая схватка, в которой погибли оба противника. Их столкновение послужило сигналом к началу сражения. Грянула знаменитая Куликовская битва. «То не ястребы и соколы, и не кречеты белые, перелетев быстро за Дон, ударили на многие стада гусиные и на лебединые, - повествует о начале битвы памятник древнерусской литературы «Задонщина». - То наехали князья русские и богатыри на великие силы татарские и ударили копьями харалужными о доспехи татарские. Загремели мечи булатные о шеломы ханские на поле Куликове, на речке Непрядве» (). Лавиной обрушились татары на «передовой полк». Мужественно сражались русские воины, но слишком велика была вражья сила. «Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала лучи солнца, молниями сверкали мечи, а люди падали, как трава перед косой. Кровь лилась, как вода, и текла ручьями» («Воинские повести древней Руси». М.-Л., 1949 ), - говорит летопись. Вскоре почти весь полк был изрублен татарами. Опьяненные первым успехом, они усилили натиск и врезались в середину большого полка. Началась страшная сеча. Лязг оружия смешался с воплями и стонами раненых, ржанием лошадей и криками сражающихся. На поле брани была такая теснота, что воины бились грудь с грудью. Многие из них погибали под копытами лошадей или задыхались.

Этот драматический момент ярко запечатлел известный поэт-декабрист Рылеев в своей думе «Дмитрий Донской». Сражение представляло собой поистине потрясающее зрелище:

Кровь хлынула - и тучи пыли, Поднявшись вихрем к небесам, Светило дня от глаз сокрыли, И мрак простерся по полям, Повсюду хлещет кровь ручьями. Зеленый побагровел дол. Там русский поражен врагами, Здесь пал растоптанный монгол, Тут слышен копий треск и звуки, Там сокрушился меч о меч, Летят отсеченные руки, И головы катятся с плеч.

Много русских пало смертью храбрых, их ряды сильно поредели, но не дрогнули, не отступили воины. Тогда Мамай бросил свежие силы конницы, которая устремилась слева в обход на русские войска.

С новой силой «звенят доспехи злаченные, стучат щиты червленные, гремят мечи булатные, блистают сабли острые около голов молодецких. Льется кровь богатырская по седлам кованным и катятся шлемы позлащенные коням под ноги» («Воинские повести древней Руси» ).

Наконец, татарам удалось разбить «полк левой руки» и оттеснить его к Непрядве казалось, победа была обеспечена. Но неожиданно из засады вылетел «западной полк» Боброка-Волынца. Его воины жаждали мщения за погибших братьев и с неудержимой силой устремились на растерявшихся татар.

Внезапное появление русских конников воодушевило остальных воинов, и они перешли в наступление. Не выдержав этого удара, татары в замешательстве начали отступать. Вскоре их отступление превратилось в беспорядочное бегство. Русские погнали врага далеко за пределы Куликова поля. Сам Мамай панически бежал из своей палатки на Красном холме, с которого он наблюдал за ходом сражения.

Куликовская битва окончилась полным разгромом Мамая. Она принесла славу русскому оружию и явилась примером непоколебимого мужества, стойкости и отваги русского воина. За победу, одержанную на поле Куликовом, на славном тихом Дону, великий князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. И хотя только спустя столетие Русь освободилась от татарского господства, Куликовская битва подорвала татарскую мощь. Русский народ гордится своими доблестными предками. Героические подвиги русских храбрецов дошли до нашего времени в былинах, преданиях, исторических песнях и сказках, в которых созданы яркие образы защитников русской земли.

Викинги - кто это такие? Образ жизни викингов. Их история и религия. Военное искусство викингов. Викинги - это раннесредневековые скандинавские мореходы, совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и Северной Африки.

Кто такие викинги?

Английский термин «викинг» произошел от древнескандинавского слова víkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vík - залив, или бухта. Следовательно, слово víkingr переводится как «человек из фьорда (залива)». Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины «викинг» и «скандинав» нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Куда бы ни отправлялись викинги - на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, - они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию , поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики - Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских островах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии.

Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.

Образ жизни викингов

У себя на родине викинги добывали пищу традиционными методами: возделывали землю, занимались охотой и рыболовством, разводили скот. А за рубежом их чаще всего знали как завоевателей и грабителей, хотя и цивилизованная торговля им была не чужда.

Крестьяне-викинги были независимы, в отличие от крепостных крестьян в российской истории. Они работали сами или вместе с семьей, и вне зависимости от площади возделываемой земли, сохраняли свою свободу и были основой скандинавского общества. Родственные связи были очень важны для их общества, и при принятии серьезных решений совет родни имел решающее значение. Кланы охраняли свое доброе имя, а преступления против чести и достоинства приводили к жестоким разборкам, доходивших до кровавых междоусобиц между целыми кланами.

Семья и дом

Женщины в семье викингов играли серьезную роль. В отличие от многих других стран, они уже тогда могли обладать собственностью и самостоятельно принимать решения о замужестве и разводе. За пределами семьи их права были меньше, чем у мужчин, поэтому участие их в общественной жизни было незначительным. незначительным.

Пища. Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зерен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества - импортное вино.

Одежда. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Жилище. Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетеной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня.
В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и темной, посреди нее располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

Литература и искусство

Литература и искусство. Викинги ценили мастерство в бою, но не менее почитали литературу, историю и искусство.Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время по окончании эпохи викингов появились первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Зато в Исландии сохранился богатый фольклор. Он был записан по окончании эпохи викингов с применением латинского алфавита переписчиками, которые хотели увековечить подвиги своих предков.

Среди сокровищ исландской литературы выделяются длинные прозаические повествования, известные как саги. Они подразделяются на три основных типа. В наиболее важных, т.н. семейных сагах описываются реальные персонажи эпохи викингов. Сохранилось несколько десятков семейных саг, пять из них по объему сопоставимы с большими романами. Два других типа - исторические саги, рассказывающие о норвежских королях и заселении Исландии, и беллетристические саги конца эпохи викингов о приключениях, отражающие влияние Византийской империи и Индии. Еще одно крупное прозаическое произведение, появившееся в Исландии, - Младшая Эдда - собрание мифов, записанное Снорри Стурлусоном, исландским историком и политическим деятелем 13 в.

В большом почете у викингов была поэзия. Исландский герой и искатель приключений Эгиль Скаллагримссон гордился званием поэта не меньше, чем достижениями в бою. Поэты-импровизаторы (скальды) воспевали достоинства ярлов (предводителей) и принцев в сложных поэтических стансах. Гораздо проще поэзии скальдов были песни о богах и героях прошлого, сохранившиеся в сборнике, известном под названием Старшая Эдда.


В течение нескольких столетий, до и после 1000 года, Западная Европа постоянно подвергалась нападениям «викингов» - воинов, приплывавших на кораблях из Скандинавии. Поэтому период примерно с 800 по 1100 гг. н.э. в истории Северной Европы носит название «эпохи викингов». Те, на кого нападали викинги, воспринимали их походы как чисто грабительские, но они преследовали и другие цели.

Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества - короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Победы в чужеземных странах приносили им славу и положение. Уже на ранних этапах вожди начали также преследовать политические цели и брать под свое управление территории в завоеванных странах. В хрониках мало говорится о том, что в течение эпохи викингов значительно выросла торговля, но об этом свидетельствуют археологические находки. В Западной Европе происходил расцвет городов, первые городские образования появились и в Скандинавии. Первым городом в Швеции была Бирка, расположенная на острове на озере Меларен, примерно в 30 километрах к западу от Стокгольма. Этот город существовал с конца VIII до конца X века; его преемником в районе Меларена стал город Сигтуна, который в наши дни представляет собой идиллический маленький городок примерно в 40 километрах к северо-западу от Стокгольма.


Для эпохи викингов также является характерным то обстоятельство, что многие жители Скандинавии навсегда оставляли свои родные места и оседали в чужих странах, в основном как земледельцы. Многие скандинавы, прежде всего выходцы из Дании, поселились в восточной части Англии, несомненно, при поддержке правивших там скандинавских королей и хёвдингов. На шотландских островах происходила широкомасштабная норвежская колонизация; норвежцы также плавали по Атлантическому океану в ранее неизвестные, незаселенные места: Фарерские острова, Исландию и Гренландию (ред- принимались даже попытки поселения в Северной Америке). В течение XII – XIII веков в Исландии были записаны яркие рассказы об эпохе викингов, не вполне достоверные, но все же незаменимые как исторические источники, дающие представление о языческой вере и образе мыслей людей того времени.


Контакты, осуществлявшиеся в эпоху викингов с окружающим миром, в корне изменили скандинавское общество. Миссионеры из Западной Европы прибыли в Скандинавию уже в первое столетие эпохи викингов. Наиболее известным среди них является Ансгарий, «скандинавский апостол», который был послан франкским королем Людовиком Благочестивым в Бирку около 830 г. и вернулся туда еще раз около 850 г. В поздний период эпохи викингов начался интенсивный процесс христианизации. Датские, норвежские и шведские короли осознали, какую мощь может придать их государствам христианская цивилизация и организация, и осуществили смену религий. Трудней всего проходил процесс христианизации в Швеции, где еще в конце XI века шла ожесточенная борьба между христианами и язычниками.


Эпоха викингов на Востоке.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.


Художник В. Васнецов "Призвание варягов". 862 г. - приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все - из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства - не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

Рос - Рус - Руотси (Rhos - Rus - Ruotsi).

В 839 году к франкскому королю Людовику Благочестивому, находившемуся в тот момент в Ингельхейме на Рейне, прибыл посол от императора Феофила из Константинополя (современный Стамбул). С послом прибыли также несколько человек из народа «рос», которые добирались в Константинополь столь опасными путями, что теперь хотели возвратиться домой через королевство Людовика. Когда король подробнее расспросил об этих людях, выяснилось, что они свеи. Людовик хорошо знал свеев-язычников, поскольку он сам ранее направил Ансгария миссионером в их торговый город Бирку. Король стал подозревать, что люди, называвшие себя «рос», на самом деле шпионы, и решил задержать их до тех пор, пока не выяснит их намерений. Такой рассказ содержится в одной франкской хронике. К сожалению неизвестно, что потом случилось с этими людьми.


Этот рассказ важен для изучения эпохи викингов в Скандинавии. Он и некоторые другие рукописи из Византии и Халифата более или менее очевидно показывают, что на востоке в VIII–IX веках скандинавов называли «рос»/«рус» (rhos/rus). Одновременно данное название использовалось для обозначения Древнерусского государства, или, как его еще часто называют, Киевской Руси (см. карту). Государство выросло в течение этих столетий, и от него ведут свое происхождение современные Россия, Беларусь и Украина.


О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.


Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков - Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу - однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик - это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег - Хельге, Игорь - Ингвар, Ольга (жена Игоря) - Хельга.


Чтобы более определенно высказываться о роли скандинавов в ранней истории Восточной Европы, недостаточно лишь изучить немногочисленные письменные источники, нужно также принимать во внимание археологические находки. Они демонстрируют значительное количество предметов скандинавского происхождения, датируемых IX–X вв., в древней части Новгорода (Рюриково городище за пределами современного Новгорода), в Киеве и во многих других местах. Речь идет об , оружии, конской сбруе, а также о предметах быта, и магических и религиозных амулетах, например, о молоточках Тора, найденных на местах поселений, в погребениях и кладах.


Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством - ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре - в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость - детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.


Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.

Халифат - Серкланд.

Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат - исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер - например, детали одежды или пиршественные предметы.

Когда исламские письменные источники упоминают «рус» - под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди - не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической - христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.

Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.


Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое - что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.

Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):

«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».


Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» - поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.

Хазары и волжские булгары.

В эпоху викингов в Восточной Европе существовали два важных государства, в которых доминировали тюркские народы: государство хазар в степях к северу от Каспийского и Черного морей, и государство волжских булгар на Средней Волге. Хазарский каганат прекратил свое существование уже в конце Х века, но потомки волжских булгар живут сегодня в Татарстане - республике в составе Российской Федерации. Оба эти государства играли важную роль в передаче восточных влияний в Древнерусское государство и страны Балтийского региона. Подробный анализ исламских монет показал, что приблизительно 1/10 их часть является имитацией и отчеканена у хазар или, еще чаще, у волжских булгар.

Хазарский каганат рано принял иудаизм в качестве государственной религии, а государство волжских булгар официально приняло ислам в 922 году. В связи с этим страну посетил Ибн Фадлан, написавший рассказ о своем посещении и о встрече с купцами из Руси. Наиболее известно его описание погребения хёвдинга русов в корабле - погребального обычая, характерного для Скандинавии и встречавшегося также в Древнерусском государстве. В погребальную церемонию входило жертвоприношение рабыни, которую насиловали воины из отряда, прежде чем убить ее и сжечь вместе со своим хёвдингом. Это рассказ, полный жестоких подробностей, о которых едва ли можно догадаться по археологическим раскопкам погребений эпохи викингов.


Варяги у греков в Миклагарде.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: "Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)".

Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.


Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.

Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд - варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.

Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом - варангос (varangos), в арабском - варанк (warank).

Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.

На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:

«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»

Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.


Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов.

В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.


Связи между правителями Скандинавии и Древнерусского государства в течение XI-XII веков были весьма оживленными. Двое из великих князей Киевских взяли себе жен в Швеции: Ярослав Мудрый (1019-1054, ранее княжил в Новгороде с 1010 по 1019 г.) женился на Ингегерд, дочери Олава Шётконунга, а Мстислав (1125-1132, ранее княжил в Новгороде с 1095 по 1125 г.) - на Кристине, дочери короля Инге Старого.


Новгород - Хольмгард и торговля с саамами и готландцами.

Восточное, русское влияние достигло в XI-XII веках также саамов в северной Скандинавии. Во многих местах в шведской Лапландии и Норрботтене имеются места жертвоприношений на берегах озер и рек и у скал, имеющих причудливую форму; там сложены оленьи рога, кости животных, наконечники стрел, а также и олова. Многие из этих металлических предметов происходят из Древнерусского государства, скорее всего, из Новгорода - например, и оковка русских поясов того же рода, что были найдены в южной части Швеции.


Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.

Конец эпохи викингов.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.


Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.

В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?

В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.


Перевод: Анна Фоменкова.

Знаете ли вы что...

Скандинавы, служившие в варяжской гвардии, были, вероятно, христианами — или же принимали христианство во время пребывания в Константинополе. Некоторые из них совершали паломничество в Святую землю и Иерусалим, называвшийся на языке скандинавов Йорсалир. Рунический камень из Брубю в Тэбю в Уппланде поставлен в память об Эйстейне, который отправился в Иерусалим и скончался в Греции.

Другая руническая надпись из Уппланда, из Стэкета в Кунгсэнгене, рассказывает о решительной и бесстрашной женщине: Ингерун, дочь Хорда, велела высечь руны в память о самой себе. Она отправляется на восток и в Иерусалим.

На Готланде был в 1999 году найден самый крупный клад серебряных предметов, относящийся к эпохе викингов. Его общий вес - около 65 килограммов, из которых 17 килограммов составляют исламские серебряные монеты (приблизительно 14 300).

В материале использованы рисунки из статьи .
игры для девочек

Кельты и Викинги

Во Франции их называли норманнами, на Руси - варягами. Викинги - так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры. Войны и пиры - вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии - и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов - асам были угодны воины, погибшие в бою. Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке - «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд - «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией. А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках - саги и исландский парламент альтинг - первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных "северных людях" и их драконоголовых кораблях. В 794 они "посетили" близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии) Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватилиГамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери. В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия. В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов. В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией ("Зеленая страна"), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид. В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им "Винланд"("Виноградная страна"). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона. После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину. Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю. В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

История Викингов

ВИКИНГИ - (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе - Нового Света. Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” - фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны - букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами. Куда бы ни отправлялись викинги - на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, - они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики - Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами. Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси. Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk - залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”. Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения из энциклопедий

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы — участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8—середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе — норманнами (сканд. Northman — "северный человек"). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. — Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки. Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

Мультимедиа энциклопедия "История мира