Военный центр карельского перешейка. Военный музей карельского перешейка в выборге

Мы отправились гулять по Выборгу. У нас не было какой-то определенной цели, мы просто шли куда глаза глядят. С Рыночной площади мы повернули на Прогонную улицу и стали разглядывать дом, который был построен в конце XIV века. А рядом с этим домом мы увидели военный музей Карельского перешейка. Конечно, мы решили туда зайти.

Экспозиция музея посвящена не вообще всем 124 войнам, которые были на перешейке, а только двум последним. В музее всё можно фотографировать, брать экспонаты в руки, чтобы рассмотреть со всех сторон.

Слева на фотографии пулемёты Дегтярёва. Нам сказали, что тот пулемет, который в центре, бойцы называли «дятел»:

Сотрудник музея провел для нас небольшую экскурсию, рассказал про линию Маннергейма. Показал, как стреляли из пулемета Дегтярёва:

Масса пулемета 13 кг, ещё к нему был контейнер для трех сменных дисков:

Помню, когда я была ещё маленькая, у нас в Орехово находили много касок, щитков. На соседнем участке нашли каску и штык. Мальчишки потом ещё долго с ними играли в войну:

Большевики, конечно, захватили власть незаконно, тут я согласна. Но ведь это именно они и дали независимость Финляндии. Видимо из этого следует, что независимость этой страны тоже незаконна. Разве нет?

Финские листовки 1941-1944 годов:

«Харьков, один из главных жизненных центров русского народа, 24 октября окончательно взят германскими войсками!
….
Стотысячная Национальная армия, вместе с германскими войсками, ведет борьбу против большевизма!»

«За этот период времени Красная армия не только что не заняла ни одного дюйма земли, но наоборот потеряла»:

Вот рукописная листовка, написанная на украинском (?) языке, в которой финны обращаются к «братьям украинцам и белорусам»:

«Хлеба и ветчины достаточно в Финляндии!»:

Когда морозы были сильнее -30*С наших пленных не водили на лесоповал. Тогда они делали такие шкатулки, за которые можно было получить немного еды. Известно, что в финских лагерях военнопленных содержали гораздо хуже чем в немецких, смертность от голода была чрезвычайно высока. Эти две шкатулки сохранились в финских семьях. Я подержала эти шкатулки в руках:

Слева на фотографии форма «Лотты Свярд», справа альбом блокадных открыток:

В финской историографии существует официальный взгляд на освещение блокады Ленинграда. Любая точка зрения не соответствующая официальной, встречается с сильным раздражением, потому что, как пишет Петти Нисканен, «в Финляндии пугаются всего нового в исследовании истории военного времени и боятся, что это может внести боль в душу финнов». Официальная финляндская точка зрения такова:
-Блокады Ленинграда не было бы, если бы не было «зимней войны».
-Финляндия не вела наступления на Ленинград, а ее участие в войне было обособленным от Германии и имело оборонительный характер.
-Маннергейм стал «спасителем Ленинграда», когда финская армия перешла к позиционной войне.
-Финское руководство занимало безучастную позицию по отношению к поставленной Гитлером задаче уничтожить Ленинград.
-В ходе блокады Ленинграда с финской стороны не проявлялось стремления ужесточить осаду города, и не было попыток со стороны бомбардировочной авиации проникнуть в его воздушное пространство.

Здесь можно опровергнуть каждое слово, но не буду вносить боль в нежные финские души. Не готовы и не хотят они слушать, склонив головы, Гранина. Так спокойнее жить.

Про бывший военный городок в центре Выборга (а ныне Военный музей Карельского перешейка) я уже рассказал пару недель назад, а теперь - про единственную в России диораму советско-финской войны 1940 года, а также немного про экспозицию самого музея.

"На той войне незнаменитой" (1940)


2. Сперва на входе директор музея Баир Иринчеев рассказывает о том, как диорама создавалась и чего это стоило (в скобках замечу, что стоило это сугуб по финансам 4,7 млн.руб. из средств президентского гранта в 5 млн., неосвоенный остаток был возвращен в федеральное казначейство). Но не всё так просто: большинство подлинных предметов было найдено и сохранено энтузиастами, в течение пары десятилетий. То есть, была накоплена база артефактов для такого произведения военно-исторического искусства.

3. А теперь заходим, в помещение бывшей курсантской столовой. Её-то и заняли под диораму.

4. Название ей было дано от известных строк стихотворения Твардовского "...На той войне незнаменитой".

[...]
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

1943

5. Теперь об устройстве и принципе обозрения такой диорамы. На самом деле это не диорама в её классическом смысле, а трехмерное пространство, где можно ходить как по краям, так и сквозь неё - по середине пространства, и всё время менять угол обзора на представленные реалии войны. Как это правильно назвать, даже не знаю. Сделана она со смыслом: один край - финские позиции, другой край - советские. Советские - присыпаны снегом, а финские - снег, смешанный с землей (от массированного артобстрела крупнокалиберной артиллерией, что подтверждали очевидцы в зоне наиболее интенсивных боёв). Вот здесь как раз видна граница этого перехода. Поэтому можно смотреть на всё и с "финской" стороны, и с "советской".

6. На входе мы попадаем на финский передний край, и автоматчика-финна. Кстати, я только здесь узнал, что Красная Армия (а затем и Советская) заимствовала легендарный символ СССР - "шапку-ушанку" - именно от финнов после войны 1940 года. До этого основным зимним головным убором солдат была будённовка, которая себя не оправдала. И именно при наркоме Тимошенко происходила массовая замена зимнего обмундирования, в том числе и на шапки-ушанки. А всего лишь полтора года спустя, в Московской битве декабря 1941 года, шапка-ушанка стала массовым и привычным предметом полевой формы. Вот тут у финна под каской как раз ушанка, та самая.

7. Если же пройти через диораму в "советскую" половину, то мы видим бойца за пулеметом "Максим". А надо сказать и ещё об одном интересном свойстве диорамы: почти все советские бойцы на диораме имеют прототипов на поле боя.
Здесь это - Герой Советского Союза Владимир Дамура. Это был связист, он тянул кабель на переднем крае и увидел, что на бруствере остался пулемет, но его расчёт был убит. Так вот, он сам занял эту позицию и целую ночь с 13 на 14 февраля отбивал контратаки финской пехоты. Утром попал под артобстрел и был убит.

8. Он же, с другого ракурса. Трехмерное же пространство обзора. Здесь мы также видим форму конца войны - ватники и валенки. Потом эта форма отлично "работала" в Московской и Сталинградской битве, в тот момент, когда немцам пришлось жестоко страдать от морозов. А советские войска уже прошли эту школу в 1939/40-м.

9. Ещё одна особенность этой экспозиции - здесь очень много именно подлинных предметов, найденных на полях бывших сражений и вписанных на диораме в контекст того места, где они применялись. Вот, например, лыжный бронещиток на полозьях (справа). Предполагалось, что боец будет тащить его за собой, а при обстреле выставлять как оборону и отстреливаться. Особо полезным в итоге он себя не показал, но в первый период войны применялся. Солдаты его звали "Танечка", или ЛТБ (личный танк бойца)

10. Форма советских бойцов тоже воссоздана строго такая, какой она была на момент войны, с тщательным подходом даже к мелким деталям. Как видите, тут - обмундирование раннего периода войны, с будённовками. Рядом - танк, построенный из фанеры, но с силуэтом и пропорциями, максимально приближенным к реальному танку ОТ-130 (о нем ниже).

11. Внутри советской землянки (блиндажа), много предметов внутри - тоже подлинные. Можно зайти, посмотреть. Печка тоже реальная, военная - и когда на неё смотришь, сразу почему-то вспоминается более поздняя песня "...бьётся в тесной печурке огонь".

12. А вот ещё один реальный персонаж, имеющий прототипа - артиллерист Иван Егоров, получивший в боях 1940 года звезду Героя Советского Союза. Пушка - ранней модификации, с деревянными колёсами.

13. И.Егоров в феврале 1940 г. со своим расчётом подтащил 45-мм пушку на прямую наводку и вблизи расстрелял амбразуру финского ДОТа на высоте 65,5 (за это, собственно, и получил Героя). Погиб уже на Великой Отечественной под Харьковом, в 1943-м.

14. Преодоление инженерных заграждений. Обратите внимание, это уже "финская" половина диорамы - присыпанная землей от артогня.

15. Третий реальный прототип - Герой Советского Союза танкист Фёдор Павлов, воевавший на огнемётном танке ОТ-130. Здесь воссоздан бой 17.12.1939 с его прорывом через финские позиции.

16. Очень красочно показан огнеметный выстрел легкого танка ОТ-130. Но вообще эта машина была опасна и для самого экипажа, если она подставляла врагу правый борт (там находились баки с огнесмесью). Бронирование здесь было только противопулевое, снаряды его пробивали.

17. Советский боец в застёгнутой буденновке на полевой позиции.

18. Убитый красноармеец, присыпанный снегом. На месте, если честно, смотрится до жути реалистично. Немного даже не по себе, когда рядом идёшь.

19. На более нижнем ярусе выставлено огромное количество реальных предметов с поля боя - можно рассмотреть и даже кое-что пощупать руками. Бутылки, осколки, гильзы, котелки-кружки-ложки, детали печей и т.п.

В общем, очень реалистично смотрится. Особенно принцип трехмерного отображения - как я уже сказал выше, это совсем не "изогнутая" диорама, где ты как бы вдалеке. Тут можно смотреть ракурсы как был прямо из гущи боя. Работа, надо сказать, проделана колоссальная, но ребята будут "допиливать" пространство дальше.

20. Плакат 1940 года.

21. Ещё можно посмотреть основной музей Карельского Перешейка. На крыльцо слева, там вход.

22. Здесь - другая уникальная фишка, можно самому подержать в руках всё выставленное оружие, ощутить его лично (как они на это получили разрешение, не знаю - но факт!). Или, например, самому развернуть на месте пулемет "Максим".

23. Вообще офигеть, конечно. Всё можно взять и примериться, как оно лежит, в руках. Советское, финское, английское, немецкое оружие. Мальчики просто охреневают от такой уникальной возможности.


фото flackelf

24. Тот самый знаменитый МР-40, который так любили показывать в фильмах про фошшыстов.


фото flackelf

25. Можно переодеться и в форму какую-нибудь! Разных армий.


фото flackelf

26. В общем, я там наглухо завис на личном осмотре оружия и даже забыл, что надо вообще-то поснимать для поста. Поэтому пришлось фото 23-25 взять у flackelf .

27. Есть альбомы (подлинные), которые можно аккуратно полистать. Историю в бумаге...

28. А в дальних залах музея есть как бы под-музей - "Женщины на войне". Тут своя тематическая экспозиция и экскурсии раз в час.

29. Вот милая барышня-волонтёрша ведёт экскурсию.

30. Тоже много подлинных предметов собрано.

31. Да, и на десерт: только тут я понял, почему фронтовой "треугольник" был именно треугольником и как он складывался. Спасибо за возможность самому лично завернуть реальное фронтовое письмо.

32. Если мы начнём его разворачивать, то видно, почему: одна сторона - адрес, куда и откуда. Вторая - расписка в получении.

33. Переворачиваем... Внутри разворота - штамп военной цензуры. Обязательная процедура. Т.е. сперва боец пишет письмо, на другой стороне - адрес. Не заворачивает. Затем его просматривает цензор, и после простановки печати можно сворачивать в треугольник. А конверт тут не нужен, при такой технологии. Такая вот хитрая механика.

Спасибо за внимание!
И приезжайте в музей Карельского перешейка в Выборг. Тут реально круто, честно.

Продолжим рассказ про Выборг, перейдя к самому для меня интересному. Музею Карельского Перешейка.

Это небольшой частный музей, созданный настоящими энтузиастами военной истории. В первую очередь конечно его директором, Баиром Иринчеевым (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%91%D0%B0%D0%B8%D1%80_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87). Человек действительно любит это дело и довольно немало делает для заполнения белых страниц конфликта СССР и Финляндии. При этом зная язык и регулярно бывая в Финляндии, даже одно время проживая, имеет там соответственно тоже хорошие связи и потому историю изучает с обеих сторон конфликта, что как понимаете тоже довольно важно.

Сам я почитывал его книжки и статьи и смотрел ролики с его участием и раньше, но лично познакомиться удалось только весной этого года, когда он организовал интереснейшую поездку через Беларусь и Польшу в Берлин на празднование 9-го мая. По дороге в городе Коштрине-на-Одере посетили местный музей, где меня поразила возможность брать в руки некоторую часть экспонатов. В том числе оружие. Как-то мы привыкли, что в музеях всё под витринами, всё под надзором суровых тётене, попробуй только дунуть на экспонат, мигом выведут в музейный двор и там расстреляют. :-) Ну и Баир тогда сказал, что в общем ничего уникального, у него в музее тоже это можно делать, а коллекция там будет ещё побогаче. Тогда собственно мы с супругой и решили, что музей надо посетить хоть раз в жизни и раз оказались в Питере, то не смогли не выделить отдельный день для поездки в Выборг.

Самого Баира в Выборге не было и кроме того оказалось, что летом музей работал только по выходным, однако проблемы это не составило. На дверях даже специальная табличка висит. Если уж люди приехали издалека, то можно позвонить кому-то из его соратников по музейно-исторической работе, кто проживает постоянно в Выборге и договориться что бы с ключами подъехал.

Забавное расположение рядом с домом секты иеговистов. :-)

Вот это двухэтажное здание и есть музей. Когда он открыт на нём вывешена копия Знамени Победы.

По соседству тоже симпатичный старый дом.

Дверь в музей сразу настраивает на нужный лад.

Не меньшим образом настраивает даже пепельница у входа, сделанная из снаряда. :-)

Внутри помещение не слишком большое, всё-таки аренда в центре города удовольствие не из дешёвых, но экспонатами заставлено довольно богато.

Главная фишка, как я выше и говорил, экспонаты можно трогать руками, брать в руки, при желании фотографироваться с ними.




Манекены с формой.

Вот здесь уже начинается обещанная мной в прошлой части тема пропагандистских листовок и плакатов.
Особенно с этим богато на втором этаже музея.

Вещи и награды финских бойцов.




А вот эта табличка с историей. Она была установлена на братском кладбище, но в 2005 году исчезла.
Для возвращения был поднят клич в интернете, собраны подписи и деньги.
Не последнюю роль тут сыграли как раз владелец и работники данного музея.
http://www.msk.kp.ru/daily/26062/2970844/

Книги памяти погибших. Финская и российская.

Возвращаемся к теме плакатов и листовок, созданных пропагандой во время войны.














Некоторые пытаются говорить, что те же антисемитские мотивы дескать выдавали в пропаганде только немцы, а финны чуть ли не белые и пушистые во всём. Это не совсем так, как видим.








А это уже пример советское пропаганды на финском. С намёком, что пока финны воюют на стороне Гитлера в СССР, там германские нацисты в тылу потешаются с финскими женщинами.




Манекен, демонстрирующий переноску раненых и два пулемёта.

Западная газета со статьёй и о начале финской войны.

Как я выше говорил, некоторые экспонаты можно брать в руки и с ними фотографироваться.
Это серьёзно отличает музей от обычных, государственных.

Абсолютно заслуженные музеем дипломы.

Ну что по итогам? Если окажетесь в Выборге очень рекомендую заскочить в этот музей. Он конечно небольшой, сами понимаете, аренда помещения стоит денег, а покупка новых экспонатов тем более, музей сделан не с коммерческой целью, а энтузиастами истории с просветительской. Однако интересных там экспонатов море, возможность некоторые брать в руки позволяет особенно близко знакомиться с историей, а подборка экспонатов замечательная. Тем более там есть те страницы истории, которые обычно не очень подробно в музеях и учебника рассматриваются. Даже в советское время по теме финской войны как-то пробегали мельком. А это тоже надо помнить и знать. Особенно рекомендую детей привести, вот так в живую потрогать оружие и узнать когда оно использовалось и почему, это не то же самое, что изучать историю по школьным учебникам.

А ещё там даже пива при желании попить можно. :-) Не детям, конечно. :-)

Музеем я не разочарован.
Идём гулять по Выборгу дальше, осматривая его узкие мощёные улочки центра. Выглядит конечно абсолютно по европейски. Центр достаточно небольшой, так что обойти его не сложно.

К сожалению так печально выглядит то, что осталось от старинного кафедрального собора.

Вчерашняя экскурсия в Выборг была бесплатная, организована она была для блогеров и представителей турфирм.
Показывали первую диораму в нашей истории, посвященную войне с Финляндией в 39-40 годах, которую открыли в этом году. А также военный музей, который организовывают в самом центре города, на довольно большой территории бывшей воинской части. Но о диораме и самой воинской части подробно расскажу в следующем посту, а пока представлю вторую часть этого нового и очень интересного музея.
Музей этот был создан группой энтузиастов во главе с известным историком Баиром Иринчеевым.

Вчера впервые подержал в руках немецкий единый пулемет MG-34 (Maschinengewehr 34), времен Второй мировой. Разработан компанией Rheinmetall-Borsig AG
Это оружие было одним из самых страшных средств убийства людей в той войне. В первую очередь из-за его бешеной скорострельности, что по тем временам казалось невероятным.
Предполагаю, что из него во время войны было убито несколько миллионов людей и прежде всего наших бойцов, а также гражданских лиц.
Его можно постоянно встречать в военной кинохронике.
В первый период войны Вермахт имел такой пулемет в каждом пехотном отделении, это придавало немецким пехотным частям огромную и превосходящую огневую мощь, над всеми армиями мира на тот момент.
Обслуживался двумя солдатами, имел сменные стволы.
Использовался в разных вариантах, в том числе как зенитный и станковый. Вес без штатива - 12 кг., что сравнительно немного.
Было возможно использование как с ручной подачей ленты, так и при помощи магазина.
В данном случае был представлен зенитный вариант, на штативе.
Вслед за ним появился еще более совершенный MG-42, который попадается в некоторых армия мира до сих пор.
1.

5. Вторая часть музя расположилась в бывшей солдатской бане. А сама эта территория являлась в прошлом центральными городскими казармами Выборга.

6. Вот эти инсталляции понравились. Причем наши и финские фотографии чередуются. Их там много на старых окнах.

12. Оружие второй мировой воны, которое можно брать в руки - вот главная изюминка. Такого обычно в наших государственных музеях нет.

13. Автоматы Второй мировой. Есть даже британский STEN, из которого в Праге в 1942 году неудачно пытались убить Гейдриха.
Выпущено 4 миллиона штук!

14. Еще одна экспозиция, которая разместилась в бывшей бане.

16. Вот тут из известных видов пулеметов представлен наш "Дегтярев"

17. Винтовки и карабины. Все можно брать, передергивать затворами.
Легендарных трехлинеек несколько штук сразу. Мощная винтовка, но и отдача думаю была хорошая.

18. Общая карта боевых действий зимой 1939-40 годов.
Приозерский район, район Сортавалы, как и в 1944 году, избежали тогда ужасов войны и перешли под контроль СССР по условиям перемирия.
Несколько удивила конфигурация советско-финской границы в 1939 году. Я то думал, что она была прямой линией. Получается, что во время блокады Ленинграда, финны несколько вышли за линию старой границы.

28. Ну вот и знаменитый МР-40 удалось подержать в руках.
Скорострельность невысокая, патронов мало, дальность стрельбы небольшая. Разве что вес меньше, чем у нашего ППШ.
Не знаю, почему именно это оружие в советском кино и массовом сознании, стало символом фашизма и германской армии.

29. Ну это штуковину одному поднять сложно.

30. Уникальные экспонаты. Найденные части фаустпатронов.
Надо сказать, что сам Баир и его помошники, буквально прочесывают места боев прошлой войны. И вот было найдено громадное количество различных предметов, напоминающих нам о тех событиях.

31. Часть "женской" экспозиции. В этом музее главный принцип - все должно быть масксимально аутентичным, до самых небольших мелочей.