Зачем нужна география. Наша планета-Земля презентация к уроку по географии (5 класс) на тему
Тема урока: Как возникла Земля?
Цель урока:
Изучить основные гипотезы возникновения Земли
Как возникла Земля?
Вопрос о том, как возникла Земля, занимает умы людей уже не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей
Вспомним! Представления каких народов о строении Вселенной изображены
Рисунок 1 Рисунок 2
Гипотеза
Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений;
вообще - предположение, требующее подтверждения.
- В XVI веке появилось учение Н. Коперника.
- В настоящее время есть несколько гипотез становления Вселенной и положение Земли в Солнечной системе.
Ученый
Суть гипотезы
стр.89-91. используя материал учебника изложить краткую сущность каждой гипотезы.
Гипотеза Ж.Бюффона
- Гигантская комета столкнулась с Солнцем и вырвала из него вещество, из которого образовалась Земля.
Жорж Луи Леклерк Бюффон.
(1707 – 1788гг).
Гипотеза Канта
Иммануил Кант
Гипотеза Лапласа
Пьер-Симо́н Лапла́с
Гипотеза Джеймса Джинса
Джеймс Джинс (1877-1946)
Гипотеза О.Ю.Шмидта
Шмидт Отто Юльевич
Гипотезы о возникновении Земли
Ученый
Суть гипотезы
Жорж Луи Леклерк Бюффон.
Планеты образовались из «брызг», возникших в результате удара кометы о Солнце.
Иммануил Кант.
Солнце и вся Солнечная система образовались из холодного сжимающегося пылевого облака.
Пьер-Симо́н Лапла́с
Солнечная система образовались из раскаленного вращающегося газового облака.
Джеймс Джинс
Звезда прошла близко от Солнца, вещество вырвалось из приливной волны и образовало длинные хвосты.
Отто Юльевич Шмидт.
Солнце встретилось с газово-пылевым облаком и захватило его.
В результате соударений частиц образовались планеты.
- На сегодняшний день остается много неясного и спорного в этом вопросе. Ученые до сих пор считают его открытым…
- П. 19 читать.
- Знать содержание таблицы.
- Подготовить сообщения о других ученых, выдвинувших гипотезы возникновения Земли.
Слайд 2
География – это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.В. Кротов.
Ещё Фонвизин говорил словами госпожи Простаковой: «География наука не дворянская – извозчик довезёт!».
Слайд 3
Значение географии.
В современном мире географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.
Слайд 4
Цели урока:
1. Показать место географии в системе наук.
2. Разобраться с предметом, методами и объектом изучения географии.
3. Сформировать у учащихся познавательные мотивы при изучении географии.
4. Развивать навыки аналитического мышления.
Слайд 5
Исследование
- Мировое хозяйство.
- Общество и его составляющие.
- Территориальные социальные структуры.
- Хозяйство отдельных стран.
- Международное разделение Труда.
- Глобальные проблемы человечества
- Объект исследования
Закономерности развития и размещения населения, а также хозяйства в мире в целом
и в отдельных регионах и странах.
Предмет исследования
Слайд 6
География
Вклад географии в развитии личности уникален!
География – это способ рассмотрения мира, понимание каждым своего места в мире как части окружающей среды, ответственность за её сохранение.
Слайд 7
География одна из древнейших наук на Земле!
Физическая география – это естественная наука, комплексно изучающая природную составляющую географической оболочки в целом и природу её компонентов.
Как наука сложилась в 20 веке.
География
Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.
Слайд 8
Экономическая география
Экономическая география – изучает размещение производства, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных и экономических систем. Она устанавливает и исследует закономерности размещения производительных сил, определяет принципы размещения производства, выделяет факторы, влияющие на размещение различных отраслей хозяйственного комплекса.
Слайд 9
Что изучает экономическая и социальная география?
- экономику
- демографию
- политику
- рекреацию
- социологию
Слайд 10
Структура современной экономической географии
Естественно- научный блок:
- Природно- общественный блок
- Социально- экономический блок
- Общая физическая география
- Ландшафтоведение
- Климатология и др.
- Геоэкология География природных ресурсов Историческая география Рекреационная география и др.
- Общая социально-экономическая география
- География промышленности География сельского хозяйства
- География транспорта
- География населения Страноведение Политическая география и др.
Слайд 11
Социология* - наука об обществе, о поведении людей.
Экономическое и социальное неразрывно связано между собой, так как нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производительной силы, без человеческого фактора.
Слайд 12
География
- Что изучает география? Можно ли её назвать самостоятельной наукой?
- Какие законы, отличные от других наук, есть в географии?
- Какие методы исследований, отличные от других наук, есть в географии?
Слайд 13
Географические науки исследуют:
- Законы природы
- Размещение хозяйства
- Размещение общества
- Объединяют изучение размещения
Н.Н.Баранский – классик отечественной географии!
Слайд 14
Учёные:
Эратосфен Киренский (275-195 до н.э.) – древнегреческий учёный, впервые ввёл в употребление термин «география», впервые определил размер Земли.
Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт (1769-1859) – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный –энциклопедист.
Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1755) - русский учёный энциклопедист.
Ввёл в науку термин «экономическая география».
Николай Николаевич Баранский(1881-1963) – классик отечественной географии.
Основатель школы экономической географии.
Слайд 15
Развитие географии:
- путешествие
- описание
- До 19 века – география была наукой обо всём!
- Как устроена Земля?
- Исследования!
- География – землеописание!
- Эратосфен (2 тыс. лет, в Древней Греции).
Слайд 16
Законы географии (вспомним и перечислим).
- Широтной зональности.
- Высотной поясности.
- Смена дня и ночи
- Закон снижения интенсивности хозяйственной деятельности по мере удаления от центра к периферии.
«Реки России» - Река Волга. Люди. Границы и охрана рек. Большие реки России. Река Лена. Река Камчатка. Река Обь. Реки России и их охрана. Река Амур. Река Кама. Река Енисей. Река Днепр. Малые Реки.
«Лекарственные растения» - Лопух. Календула. Чистотел. Пётр I. Душица. Египет. Сколько человек пользуются лекарственными растениями. Загадки о лекарственных растениях. Недостаток влаги. Цикорий. Ромашка аптечная. Спроси телёнка и барашка. Семена мои целебны. Как часто пользуются лекарственными растениями. Подорожник. Правила сбора лекарственных растений. Здоровье. Индустриальный век. Стихи о лекарственных растениях. Бессмертник.
«Змеи» - Водяные питоны. Кольчатый питон. Подотряд пресмыкающихся. Мифология. Змеи. Анаконда. Классификация. Надсемейства и семейства. Особенности строения. Королевская кобра. Среда обитания и образ жизни.
«Растительная клетка» - В хлоропластах находится хлорофилл – зелёный пигмент. Растения-автотрофы. Молекулы-инструменты. Фотосинтез. Вакуоль. Клеточная оболочка. Делаем вывод по проблеме урока. Что отличает растительную клетку. Определяем проблему. Применение нового знания. Вспомни то, что знаешь.
«Вода» - Чем же представлена вода на Земле? Вода образует водную оболочку нашей планеты – ГИДРОСФЕРУ. Рассмотреть как представлена вода на Зеле. Ледники 2%. Подземные воды 2%. Метров. Распределение воды на Земле. В настоящее время вода занимает 71% поверхности Земли. 1. Гидросфера включает три главные составные части. Мировой океан. Голубой краской изображена на глобусе вода. Реки, озера, болота 0,02%. Проанализировать полученную информацию, сформировать краткую аналитическую справку.
«География карты» - По атласу сделайте выборку карт с разным охватом территории. По картам атласа подберите примере карт, различных по содержанию. Карты материков и океанов. Карта – второй язык географии. Карта. 1. Название карты 2. Охват территории 3. Масштаб 4. Содержание 5. Назначение. По охвату территории. План характеристики карты.
«Задания по географии» - Зеленый платок уронили в желтое море. Назовите самые высокии горы в дании. Очки италия 1280. Лебеди ным. Палешане. Механические часы китай 725 г. Поселок палех в ивановской области. Париж. Мокрым. Что есть в реке, пруде, озере, в море. Куряне. Пищаль русь 15 век. Николай 11 Александрович Романов. Турция.
«География и практика» - Проводят полевые наблюдения, знакомятся c полевыми явлениями в естественных условиях. Учебная практика 1 050609 География. Прогнозирование эволюции экосистем. Экономико-географическая практика 050116 География. Изучение почвообразующих факторов, почвенных горизонтов распространенных типов почв. Физико-географическая практика 1,2,3 050116 География.
«Знатоки географии» - 2. «Почта». Турция. 11 класс. 1. Определите по контуру какое государство изображено. Китай. Япония. Австралия. Украина. Белоруссия. Казахстан. Великобритания.
«Игры по географии» - Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся. Цель проекта: Задачи проекта: Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке. Чаю сладкого стакан. Игры развивающего обучения: Метод изучения действий «соперника». Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
«Проекты по географии» - Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские. Записать ответы). Научные экспедиции XVIII-XX вв. Как изменялись представления человека о Земле. Краеведческий проект «Мой город».