Значения наречий примеры. II. Разряды наречий по значению. Комплексная цель модуля III
Разряды наречий по значению
Разряд |
Вопросы |
Примеры |
как? каким образом? |
||
меры и степени |
||
где? куда? откуда? |
||
почему? отчего? |
Степени сравнения наречий
Форма Степень сравн. |
Простая (образуется с помощью суффиксов) |
Составная |
Сравнительная |
ЕЕ (ЕЙ), Е, ШЕ |
БОЛЕЕ/МЕНЕЕ + нар. в н. ф. |
Превосходная |
АЙШЕ, ЕЙШЕ (употребляется редко) |
Разряды наречий по значению
Разряд |
Вопросы |
Примеры |
наречия образа и способа действия |
как? каким образом? |
хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно, вплотную, верхом, вереницей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утреннему, по-девичьи, по-русски, весело, безобразно, грустно, красиво, мелодично, медленно, так. |
меры и степени |
в какой мере? в какой степени? насколько? сколько? |
много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть-чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта; очень, слишком, много, гораздо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, вдвое, едва, едва-едва, еле-еле, немного, несколько, капельку (разг.), крошечку (разг.) |
где? куда? откуда? |
где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое- где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда, около, далеко, поблизости, рядом, спереди, дома, лесом, дорогой, вокруг, сверху, издали, тут, всюду, никуда, отсюда |
|
когда? как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала, потом, вчера, днем, ночью, утром, вечером, зимой, весной, давно, скоро, раньше, накануне, вовремя, всегда, иногда, сейчас, сегодня, тотчас, издавна, сперва, уже |
|
зачем? для чего? с какой целью? |
зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ, назло, взаем, взаймы, зазря, в отместку, в насмешку, в шутку |
|
почему? отчего? |
сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста, невзначай, нечаянно, понаслышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча |
обозначает состояние среды/ человека, является сказу. в безлич. предлож.
(тепло, холодно, больно, тихо, весело, рано, смешно, удобно, боязно, совестно, стыдно, можно, надо, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд, не под силу, невмочь).
Степени сравнения наречий
Форма Степень сравн. |
Простая (образуется с помощью суффиксов) |
Составная (образуется с помощью специальных слов) |
Сравнительная |
ЕЕ (ЕЙ), Е, ШЕ сильнее, умней, жарче, дольше, лучше, хуже |
БОЛЕЕ/МЕНЕЕ + нар. в н. ф. более высоко, менее быстро, более неожиданно |
Превосходная |
АЙШЕ, ЕЙШЕ (употребляется редко) покорнейше, глубочайше, нижайше, строжайше |
1)НАИБОЛЕЕ/НАИМЕНЕЕ + нар. в н.ф. 2)нар. в прост. сравнит. + ВСЕГО/ВСЕХ наиболее интересно, наименее весело, красивее всего, тише всех, лучше всех |
Разряды наречий
Наречие представляет собой развивающую часть речи. Лингвисты, изучающие древнерусский язык, утверждают, что еще в древнерусских писаниях присутствовали наречия. Уже тогда намечались первые их группы и подгруппы по способам образования и морфологическим значениям.
Наречия в предложениях чаще выполняют синтаксическую роль обстоятельств. По лексическому значению выделяют две группы: обстоятельственные и определительные разряды наречий.
Определительные наречия
Эти наречия обозначают количественные и качественные признаки действия, состояния и других признаков. Разряды наречий делятся на три подгруппы:
- Количественные наречия. Обозначают степень качества и меру действия, отвечают на вопросы: в какой степени? сколько? (примеры – мало, вдвойне, чуть-чуть, досыта, дотемна, много, почти).
- Качественные наречия. Образуются от качественных прилагательных, определяют качество признака или предмета, отвечают на вопрос как? (примеры – слабо, скромно, быстро, темно, медленно)
- Образа и степени действия. Наречие характеризует то, как совершаются действия, отвечает на вопросы: каким образом? как? (примеры – вдребезги, вслепую, исподтишка, на ощупь)
Обстоятельственные наречия
Обстоятельственные разряды наречий описывают целевые, временные, причинные и пространственные отношения. Разделены на 4 группы:
- Наречия места. Указывают на место действия, отвечают на вопросы: где? откуда? куда? (примеры – вправо, влево, сверху, здесь, везде, там, туда).
- Наречия времени. Указывают на время совершения действий, отвечают на вопросы: с каких пор? до каких пор? когда? (примеры – сегодня, вчера, постоянно, иногда, ежедневно, летом, весной, до сих пор).
- Наречия цели. Обозначают цель действия, то есть зачем это действие производится, отвечают на вопрос: с какой целью? зачем? (примеры – напоказ, назло, случайно, невзначай, умышленно, намеренно).
- Наречия причины. Указывается причина, из-за которой происходят действия, отвечают на вопрос: почему? (примеры – потому, сгоряча, со зла, по глупости, даром, сослепу).
Наречия соотносятся и с другими самостоятельными частями речи – прилагательными, существительными, глаголами, местоимениями, числительными и деепричастиями.
Образование наречий происходит несколькими способами:
- Слияние предлогов с самостоятельной частью речи с одновременным переосмыслением падежной формы и превращении ее в несколько отдельных слов.
- Повторение слов с прибавлением предлогов-приставок (например, на-) к форме наречия (пример – сухо-насухо). Повторение одного и того же слова в разных падежных формах (примеры – белым-бело, черным-черно). Также используют повторение слов с синонимичным значением (примеры – крепко-накрепко, подобру-поздорову).
- Переход из одной в другую часть речи. Так, широко распространенно переосмысление деепричастия путем потери видовых и временных значений (примеры – лежа, стоя, нехотя, немедля).
- Образование наречий путем прибавления суффиксов к основе прилагательного и причастия настоящего времени (примеры – певуче, широко, угрожающе, дружески). Также такой способ применяется и к количественным числительным (единожды, дважды).
- Суффиксально-префиксальный способ. Наречия образуются от местоимений и прилагательных с помощью двух суффиксов -ему- и -ому-. Также прибавляется приставка по- (примеры – по-старому, по-весеннему, по-новому, по-хорошему, по-английски).
- Также наречия могут образовываться от устойчивых выражений, которые употребляются в виде обстоятельств (примеры – рукой подать, спустя рукава, вверх ногами, ни свет ни заря, чем свет, на скорую руку).
Это – главные способы образования наречий.
Правописание наречий
Одним из самых сложных разделов являются правила правописания, которым подчиняются различные разряды наречий. Однако написание большинства из них нужно просто запомнить.
Наречия выполняют одну из важных функций речи: они дополняют грамматическую основу и уточняют сказанные или написанные фразы.
К морфологическим особенностям этой части речи лингвисты относят неизменяемость наречий, т. е. отсутствие нескольких форм изменений по числам и падежам и наличие некоторых словообразовательных суффиксов.
Наречие.
Упражнение 1 . Найдите наречие. Определите, какими частями речи являются остальные выделенные слова.
1. 1. « Добро пожаловать, мой сын! - сказал с улыбкой он Руслану.-Уж двадцать лет я здecьодин во мраке старой жизни вяну; но наконец дождался дня,давно предвиденного мною». 2.Вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли; уже скрываютсявдали ; уж всадников невидно боле. 3. Уж былопоздно итемно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (Из произв. А.Пушкина.) ,
II. 1. Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; былотихо , не жарко искучно , как бывает в серые пасмурные дни, когда над полемдавно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его всенет . (А. Чехов.) 2. Нетглубже , нетслаще покоя, какой посылает нам лес, недвижно,бестрепетно стоя под холодом зимних небес.(Н. Некрасов.) 3. Вкомнатах былодушно , а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы.Весь день хотелось пить, и Гуровчасто заходил в павильон.(А. Чехов.) 4. Уж мне за пятьдесятдавно перевалило, и голосом сильней и всемпонятней я...(С. Михалков.) 5. Если ж сбез работы загрустится,сам себяуверенно и быстро назначает - то военным, то юстиции, токаким-нибудь еще министром.(В. Маяковский.)
Упражнение 2. Найдите слово, от которого зависит выделенное наречие, и укажите значение наречия (1. Обозначает признак действия; 2. Признак предмета; 3. Обозначает признак признака, названного прилагательным или причастием; lV. Признак признака, названного наречием или деепричастием)
1. 1. И старый Бульба мало-помалу горячился. 2. Все три всадника ехалимолчаливо . 3. Одна бедная мать не спала.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавшихря дом . 4. Она расчесывала гребнем их молодые,небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами... 5. И слезы остановились в морщинах, изменивших еекогда-то прекрасное лицо. 6. Остап считалсявсегда одним из лучших товарищей. 7. Притом в чертах его ничего не было страшного: он былочень хорош собой. 8. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которыхпочти всегда плачет казак. 9. Один раз... сидевший на козлах возница с престранными усами хлыстнул его довольноисправно бичом. 10.Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. 11. Все подымалось и разбегалось в сей нестройный,изумительно беспечный век. (Из произв. Н.Гоголя.)
II. 1. Две старые березы около дома Александра Федоровича, черемуха возле Николай-Петровых, ветлы перед каждым домом, дремучие липы, кольцом растущие вокруг церкви,- да разве можно представить, что когда-нибудь былоno-другому, что село выглядело иначе, а ведь было, а ведь выглядело.(В. Солоухин.) 2. Можно, конечно,заново окунуться в сказочное и певучее море родного языка...(И. Стаднюк.) 3. Приезддомой на каникулы превратился в праздник.(А. Коптяева. ) 4. Отец любил картофельпо-крестьянскu . (А. Первенцев.)
Упражнение 3. Раскройте скобки, выбрав правильное написание; определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы: 1) к наречию; 2) к имени существительному. Укажите синкретичные явления.
1. Поздней осенью бывает иногда совсем как раннейвесной : там белый снег, там белая земля. Тольковесной из проталин пахнет землей, аoceнью - снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегузимой , и весной нам пахнет земля, алетом принюхаемся к земле, и позднейосенью пахнет нам снегом (Пришв.). 2. За ужином он [ПетрСергеич] много ел, говорил глупости и уверял, что когдазимою ешь свежие огурцы, то во рту пахнетвесной (Ч.). 3. [Пришвин] очень сердился на меня за то, что я написал книгу "Мещерская сторона" и тем самым привлек к Мещерским лесам пристальное и губительное (к сожалению) внимание людей с его неизбежными тяжкими последствиями - толпами туристов, истоптавшимив (конец) эти свежие некогда места. (Пауст.). 4.В (тайне) женщины завидовали Насте - и ее косам, тяжелым, русым, с модным отливом, и большим глазам, и особенно длинным черным ресницам (Пауст.). 5. Устройство прибора Гарри держалв (тайне) (А.Н.Т.). 6. С тех пор ощущение жизни все же притупилось, и многое из того, что когда-то манило и окрыляло, устрашало и мучило, волновало и радовало, теперь казалось малозначительным и неинтересным, апорой и вовсе ничтожным и жалким (К.В.). 7. Однажды, темноюпорою , по камням, берегом крутым Наш витязь ехал над рекою (П.). 8.(С) начала юности искал я деятельности, жизни полной; шум житейский манил меня (Герц.). 9.(С) начала в Москве ее [Мавру Ильиничну] носили на руках, считали за особенную рекомендацию на светское значение ездить к графине; но мало-помалу желчный язык ее и нестерпимая надменность отучили от ее дома почти всех (Герц.).
Упражнение 4. Определите, какой частью речи являются выделенные словоформы: 1) наречием; 2) кратким прилагательным.
1. Тот только солнце любит смело , в ком чувство жизнивечно , кто речихитро не двоит, чья мысль ясна, чьепрямо слово, чей дух свободен и открыт (Акс.). 2. Писарев имел раздражительный, но сосредоточенный характер, внешнее выражение у него былотихо, спокойно ихолодно даже и тогда, когда он задыхался от внутреннего волнения (Акс.). 3. Левинсон вздрогнул и выпрямился, и что-тобольно исладко зазвенело в нем (А.Ф.). 4. Грянул гром и, заглушая людской шум,торжественно ,царственно прокатился в воздухе (Гонч.). 5. Больше всего я боялся заразиться спертым и беспомощным языком. Онбезжалостно ибыстро распространялся в те годы. То обстоятельство, что я почтибессознательно отталкивал от себя и забывал уродства языка, очевидно, и помогло мне в дальнейшем стать писателем (Пауст.). 6. Не знаю, было ли ее [Тани] влияние на меняхорошо во всех смыслах. При многих истинных и прекрасных достоинствах меленковская кузина не была освобождена от натянутой "сантиментальности"... (Герц.). 7. Глинскийблагодарственно кивнул головой и молча зашагал к противоположной колоннаде (Ив. С.). 8. Он же, Владимир Святославович Глинский, юрист по образованию, не толькохорошо знает законы, но и умеет искусно изобретать их такими, каким они ему нужны (Ив. С.). 9. Вечер пожинает плоды утренних глупостей. Именно об этом уже не впервые размышлял,горько досадуя на себя, майор Рукатов (Ив. С.).
Упражнение 5 Укажите, к какой части речи примыкает наречие
1. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно.(А. Пушкин.) 2. Князь встал, поспешно снял с себя плащ и остался в довольно приличном иловко сшитом, хотя и поношенном костюме.(Ф. Достоевский.) 3.Издавна умысел ужасный взлелеялтайно злой старик в душе своей.(А. Пушкин.) 4. Эти господа всезнайки встречаются иногда, дажедовольно часто, в известном общественном слое.(Ф. Достоевский.) 5. После прогулкиверхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными.(А. Чехов.) 6. Ужасныхдум безмолвно полон, он скитался.(А. Пушкин.) 7. У сильноговсегда бессильный виноват.(И. Крылов.) 8. Труд этот, Ваня, былстрашно громаден – не по плечу одному.(Н. Некрасов.) 9. А ларчикпросто открывался.(И. Крылов.) 10. Но вот однажды на свет прилетел какой-то жук. Он подлетелслишком близко к огню и, разумеется, обжег себе крылышки.(Ф. Кривин.) 11. Ездашагом наскучила ей.(М. Горький.) 12. Лермонтов стоит на месте боком к Мартынову, прикрыв этот бок рукою с поднятым, но направленнымвверх пистолетом.(С. Сергеев-Ценский.) 13. Воттеперь-то , когда опасность для оперируемого миновала,по-настоящему задрожали руки.(В. Полевой.) 14.Никогда я еще не видел печника, который работал бы такмедленно и вдумчuво . (В. Солоухин.)
Упражнение 6 . Определите синтаксическую функцию выделенных слов (1. Обстоятельство; 2. Определение; 3. Часть сказуемого; 4. Подлежащее).
1. Богатый откупщик в хоромах пышных жил, ел сладко, вкусно пил.(И. Крылов.) 2. С Кочубеем бесстрашный Искразаодно . (А. Пушкин.) 3. И буриему нипочем . (М. Лермонтов.) 4. Здесь будет город заложенназло надменному соседу.(А. Пушкин.) 5. Проснись: громи порокисмело . (Н. Некрасов.) 6. В стальных, немногонавыкате глазах его играло веселье и хитрое безумие.(К. Федин.) 7. Хороший кумвсегда столкуется с кумой.(Д. Бедный.) 8. Род уходит, род приходит, а земля пребываетвовеки , и вовеки пребывают на ней следы человечества.(Г. Николаева.) 9. Нас не может ничто никогда разлучить, навсегда разобщить, к жизниврозь приучить.(Н. Браун.) 10. Строитьзаново, по-своему, по-мужицки , как еще не строил никто, богатую, сытую державу,- было заманчиво.(Е. Пермuтин.) 11. Вот оно, одно из тех еще, из которых выросло наше сегодняшнееУже . (А. Левина.) 12. Но пусто было на исковерканном пароходе, только орудия все ленивее щелкали по бортам, иоткуда-то снизу тянуло гарью.(Г. Николаева.) 13. Пароход медленно тонул, трюмыуже были залиты водой.(Г. Николаева.) 14. Расступайся, вал бутырский! Погляди, как он идет: шаг у парня богатырский, брови гордыевразлет . (В. Лившиц.) 15. А смех, он людямвпрок . (А. Твардовский.)
Уnражнение 7 . Определите разряд выделенныx наречий по значению (1. Качественные (образа и способа действия); 2. Количественные (меры и степени); 3. Сравнительно-уподобительные (образ или способ действия характеризуют путем сравнения или уподобления)).
1. 1. Месяц стоял высоко иясно озарял окрестность.(Н. Тургенев.) 2.Пестрей платка узорного цвела в полях заря.(В. Харитонов.) 3. Меня природа слухом не обидела, могупо-соловьиному свистать.(В. Боков.) 4. Ипо-ребячьи Моргунок вдруг протянул ладонь.(А. Твардовский.) 5. Там королевичмимоходом пленяет грозного царя.(А. Пушкин.) 6. Учительница Элькина раскрывает азбуку. Повторяетмедленно, повторяетласково . (Е. Евтушенко.) 7. Аглаяслегка пожала руку князю и вышла…(Ф. Достоевский.) 8. Короткая шея Долгова была втянута в плечи, рукиnо-боксерски чуть согнуты в локтях.(Н. Горбачев.) 9. Агроном совхоза сначала отнесся к намничуть не сердечнее бухгалтера: нет, и все.(В. Солоухин.) 10. Лейтенантвозбужденно ибыстро говорил что-то, онэнергично жестикулировал.(Г. Николаева.) 11. Не может сын глядетьспокойно на горе матери родной.(Н. Некрасов.) 12. Таким и останусь - влюбленным в слово,на слух ина ощупь его берущим.(Н. Браун.).
П. 1. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово - партия.(В. Маяковский.) 2. Мы с именем партии горы сдвигаем, в ней черпая силу свою, аколь приходилось встречаться с врагами, мынасмерть стояли в бою.(М. Исаковский. ) 3. Счастье в рабочие рукисмело бери, человек.(В. Харитонов.) 4. А мне наказ: и здесьnо-нашенски, по-коммунистически служить.(Н. Горбаче8.) 5. Петроград жил в эти январские днинаnряженно, взволнованно, злобно, бешено . (А. Толстой.)
6. По-ракетному попал, в точку.(Н. Горбачев)
Уnражнение 8 . Найдите в предложениях наречия, распределите их по семантическим разрядам: 1. Определительные: 1) качественные; 2) количественные; 3) образа и способа действия; 4) сравнительно-уподобительные; 5) наречия совместности; П. Обстоятельственные: 1) места; 2) времени, 3) причины; 4) цели.
1. Белые, почти прозрачные лепестки подснежника, измятые после зимнего сна, распрямились на солнце и вздрагивали (Пауст.). 2. На ветках лозы тесно сидели, как крошечные воробьи с желтыми грудками, пушистые почки - "барашки" (Пауст.). 3. Мое увлечение географией России шло наплывом: то я читал запоем все, что мог достать о Белоруссии, потом - о Закаспийских степях, а одно время увлекся Севером, зачитывался строгой и неторопливой книгой Максимова "Год на Севере" и описаниями северных монастырей (Пауст.). 4. Волна то поднимала его [Левина] вверх, то швыряла вниз с такой быстротой и силой, что дух захватывало, но теперь он не испытывал страха, потому что, во-первых, был занят своим спасательным костюмом, во-вторых, совершенно доверился команде на шлюпке, которая все время была с ним, над ним, настолько близко от него, чтобы он не беспокоился, и настолько далеко, чтобы не зашибить его ни бортом, ни веслом (Ю.Г.). 5. Первый день войны застал Синцовых врасплох, как и миллионы других семей (Сим.). 6. Шалентьев, ослепленный метелью, выбрал удобное положение, поднял воротник и, нахлобучив поглубже шапку, стал ощупью спускаться по заваленным снегом ступенькам; скоро ему удалось слегка отдалиться от дома... (Пр.). 7. На другой день Шалентьев опять попытался уговорить тестя на поездку в Москву, и тот, начиная сердиться всерьез, теперь уже наотрез отказался (Пр.). 8. Лесник опять пригласил гостя в дом, но тому совсем по-стариковски захотелось посидеть на лавочке... под старым, царственным дубом (Пр.). 9. Вокруг простиралось ровное, слегка повышающееся в сторону близкого моря небольшое плоскогорье, сплошь усеянное причудливо выветрившимися скалами, наполовину разрушившимися (Пр.). 10. Вдали, в конце аллеи, пронизывая парк, горели, как струи розового сиропа, первые солнечные полосы (Дуд.). 11. Наверху сошла с кустов роса и внизу под кустами блестит только в пазухе такого листка, где никогда и не просыхает (Пришв.). 12. Я точно знал, где гнездо, и очень удивлялся, как близко подпускают меня птицы (Пришв.). 13. Играют Грига за стеной, И от душевного участья, Что знаю так тебя давно, Я повторяюсь очень часто (Черн.). 14. Я от яркого смерча ладонью закрывал поминутно глаза, Но меня обдавало водою и наотмашь хлестала гроза (Черн.). 15. Грудь мою пробьет навылет пуля. Упаду, раскинув руки врозь, На горячий, пахнущий июлем И травою пряною покос (Черн.). 16. Промозглый дождь принес издалека Холодные сырые облака, И третий день стоит туман в окне... (Черн.). 17. Мне хочется невеждам не во гнев весьма старинное напомнить мненье, что если голова пуста, то голове ума не придадут места (Кр.). 18. Бобров бесцельно бродил между опустевших заводских зданий и, как это случается иногда при особенно сильных душевных потрясениях, говорил сам с собою вслух (Купр.). 19. Шофер грузовика по-братски поделился с Синцовым сухарями и вытащил из-под сиденья бутылку теплого сладкого ситро (Сим.). 20. Масленников кивнул двум ожидавшим его бойцам, они втроем вышли из-за укрытия (Сим.). 21. Враг был, наверное, вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов, едва различимых в бинокль (А.Н.Т.). 22. Солдаты перескакивали через палисад и, сгоряча, не боясь стрельбы со стен, похватали немало нарвских жителей (А.Н.Т.). 23. Хлынул ливень, застиг старуху по дороге домой, сослепу она упала в лужу (М.Г). 24. По улицам слона водили. Как видно, напоказ (Кр.). 25. Налево две настежь открытые двери. В одну из них видны телеграфный станок и лампа с зеленым колпаком, в другую - небольшая комнатка, наполовину занятая темным шкафом (Ч.). 26. Задавая свои быстрые вопросы, он [Шмаков] забавно, по-птичьи, клал свою белую голову на левое плечо и через очки с внимательным доброжелательством поглядывал на Синцова (Сим.). 27. На мгновение в груди Рябовича вспыхнула радость, но он тотчас же потушил ее, лег в постель и назло своей судьбе, точно желая досадить ей, не пошел к генералу (Ч.). 28. Анна сбросила с себя платье и скользнула в зеленую воду, забила ногами, плывя по-собачьи (О.К.). 29. У продуктового магазина с одной треснувшей пополам и с другой напрочь выбитой витриной дежурили милиционер и двое подпоясанных ремнями штатских с винтовками (Сим.). 30. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее (Даст.). 31. Дик проводил [Аленку] за ворота, внимательно и долго смотрел вслед, затем вернулся к себе под навес (Пр.). 32. Миша продолжил на мотоцикле путь, уже точно ориентируясь при помощи топографической карты на местности (Ив. С.). 33. Мише показалось, что жизнь вокруг внезапно оборвалась, погрузив его в мерзкую тишину (Ив. С.).
Упражнение 9 . Разграничьте качественные и количественные наречия. Определите, какие из них могут иметь форму сравнительной степени.
1. У Инсарова... выражение лица осталось то же, но черты его жестоко изменились (Т.). 2. Теперь ему вдруг стало очевидно, что он поступилжестоко , что Аночка непременно будет укорять его в бесчувственности (Фед.). 3. Небо былосовершенно ясное, ниоткуда не плыли облака, небольшой ветерок нисколько не мешал нам (Арс.). 4. Он по-французскисовершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно (П.). 5. Нехлюдов, с страстностью своей натуры, весь отдался этой новой, одобряющейся всеми его окружающими жизни исовершенно заглушил в себе тот голос, который требовал чего-то другого (Л.Т.). 6. Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходитужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и залился озорно и тоненько (А.Ф.). 7. - Ведь он, кажется, богатый человек?.. - Да, богатый, хотя одеваетсяужасно и ездит на беговых дрожках, как приказчик (Т.). 8.Нестерпимо хочется обратить мечту в действие, сон в явь (Купр.). 9. Не могу никак удержаться, чтобы не сказать несколько слов и об этом чудаке; меня ужасно занимают биографии всех встречающихся мне лиц (Герц.). 10. В воздухе парило, и день обещал бытьнестерпимо жарким (Купр.). 11. Он былзамечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, тонок и строен (Дост.). 12. Создатели парка, подбирая ключи к здешней природе, нашли все местные родники изамечательно их использовали (В.Ч.). 13. Луна взошласильно багровая и хмурая, звезды также хмурились (Ч.). 14. Рассказ молодого чиновникасильно меня тронул (П.). 15. Степные места, как следует по-настоящему называть их, бываютчудно хороши весной своею роскошною, свежею растительностью (Акс.). 16. В огородах перед домиками белели ичудно пахли цветы (А.Н.Т.). 17. Женевец был человекотлично образованный, славно знал по-латыни, был хороший ботаник. (Герц.). 18. "Современнику" дали цензора Крылова – человекастрашно трусливого, который просто былмучеником, когда Некрасов упрашивал его пропустить зачеркнутые им места в статье, вследствие чего выходила бессмыслица (Пан.).
Упражнение 10. Установите группу выделенных обстоятельственных наречий (1. Места; 2. Времени; 3. Причины; 4. Цели).
1. 1. Mocквa напрасно к себе гостей ждала всечасно ... 2. Души глубокая печаль стремиться дерзновенновдаль вождю Украйны не мешает. 3.Тогда-то свыше вдохновенный раздался звучный глас Петра... 4.к ой-где гарцуют казаки. 5. И где ж Мазепа? Где злодей?Куда бежал Иуда в страхе? 6.Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? 7.Оттого-то в час веселый чаща царская полна и Нева пальбой тяжелой далеко потрясена. 8. Атам уж и люди гнездятся в горах. 9.Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? 10.Затем , что ветру и орлу и сердцу девы нет закона. 11.Зачем , как тульский заседатель, я не лежу в параличе? 12.Зачем не чувствую в плечехоть ревматизма? 13. Вот из моря вылез старый бес:« Зачем ты, Балда, к нам залез?» 14. Лоб у негозаране трещит. (Из произв.А. Пушкина. )
2. 1. И добрая работница, и петь-плясать охотница я смолоду была.(Н. Некрасов.) 2.Кругом роса медвяная сползает в серебре...(С. Есенин.) 3. Ведь каждый спотыкалсясгоряча, шагая к свету, через буреломы.(А. Петровичев.) 4. Нас от родной земли вдаливсегда тоска берет.(В. Харитонов.) 5.Одно знакомое ему прежде ощущение тяжести.(Г. Николаева.) 6. Почему-то эти яблоки вкуснее всего было естьвприкуску с черным хлебом.(В. Солоухин.) 7. Рассудка у тебя, пожалуй, не хватит понять - да и дурак поймет! - что всех дороже тот, кто всехдороже платит.(Д. Бедный.) 8. Ценители пришли. Картину слон открыл. Кто дальше встал, кто подошелпоближе .(С. Михалков.) 9. Друзья, робеть не надо! Прославим наше стадо игромче девяти сестер подымем музыку и свой составим хор!(Н. Крылов.)
Упражнение 11 . Установите, от какой части речи образованы выделенные наречия (1. От имени существительного; 2. от имени прилагательного; 3. от местоимения; 4. от глагольных форм; 5. от наречия; 6. от имени числительного) .
1. 1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз. 2. Домой-то без матушки горько вернуться: дорогой ребятушкиревмя ревели. 3. В нашем болотистом, низменном краевпятеро больше бы дичи велось, кабы сетями ее не ловили, кабы силками ее не давили. 4.Вдевятером копали мы, до полдня проработали, позавтракать хотим. (Из произв..Н. Некрасова.)
2. 1. Вчера и позавчера еще показывалось солнце.(В. Овечкин.) 2. Маша должна быланавсегда оставить родительский дом.(А. Пушкин.) 3. У Старцева пересталобеспокойно биться сердце.(А. Чехов.) 4. Идетнаправо - песнь заводит,налево - сказку говорит.(А. Пушкин.) 5. Бабушка, совсем уж старая,по-прежнему полная и некрасивая, охватила Надю руками и долго плакала, прижавшись лицом к ее плечу, и не могла оторваться.(А. Чехов.) 6. Степанмолча взглянул на жену.(М. Горький.) 7. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что сверлятвдаль и в глубину до дна, их замена словесами измене может быть равна.(А. Твардовский.) 8.Когда в руках работа трудная,тогда и дышится легко.(В. Харитонов.) 9.Сюда течет фабричное множество, здесь закаляется в ленинской кузнице.(В. Маяковский.) 10. Которыетут временные? Слазь! Кончилось ваше время.(В. Маяковский.)
Уnражнение 12 . Выделите ряд, в котором все наречия образованы от имен существительных. Определите способы образования наречий в других рядах.
1. Снаружи, исстари, сначала, впустую, издалека, без умолку, уверенно, горячо, совсем, по-пастушьи.
2. Наизусть, весной, летом, властно, по-братски, однажды, вновь, вперемешку, воочию, начеку, вразвалку, уверенно.
3. Встарь, кверху, вприпрыжку, зимой, дотла, вовремя, украдкой, бегом, спозаранку, без удержу, поневоле, впопыхах.
4. Вдогонку, впотьмах, наперекор, наискось, исподтишка, вброд, сбоку, вскачь, втайне, целиком, набок, уверенно, в открытую, где-то.
Упражнение 13 . Выделите ряд, в котором все наречия образованы только от имен прилагательных. Определите способы образования наречий в других рядах.
1. Понемногу, попусту, вкратце, некоторые, неспроста, слегка, сослепу, размеренно, вчетвером, куда-то, впереди.
2. Издавна, немного, немало, не раз, ни разу, вверх, вдалеке, сегодня, сгоряча, по-маяковски, заживо.
3. Смолоду, допьяна, затемно, навечно, по-нашему, по-дружески, по-волчьи, вскоре, здесь, там, тут.
4. Внезапно, мастерски, помесячно, сослепу, по-прежнему, по-доброму, навечно, вхолостую, наудалую, свысока, порывисто.
Упражнение 14. Определите, в каком ряду слов все наречия образованы от глаголов или глагольных форм.
1. Загодя, нехотя, лежа, кишмя, впоследствии, теперь, заодно.
2. Походя, играючи, крадучись, намеренно, угнетающе, надменно.
3. Почти, чуть, бодряще, ошеломляюще, не зря, жалеючи.
4. Подкупающе, поражающе, настороженно, уверенно, ветрено, пугано, умеючи, ревмя.
Упражнение 15. Выясните, в каком ряду слов все наречия образованы от числительных. Укажите, от каких частей речи образованы наречия в других рядах.
1. Вдвойне, вполцены, вчетверо, вполне, сперва, пятью, в-третьих.
2. Однажды, впервые, вдвоем, наедине, восемью, во-вторых.
3. Дважды, впятеро, по двое, втроем, сразу, во-первых, единственно.
4. Трижды, вдвое, по четверо, надвое, втройне, .второстепенно, понемногу, втридорога.
Упражнение 16. Определите, в каком ряду все наречия образованы от наречий. Укажите, от каких частей речи образованы наречия в других рядах.
1. Поэтому, так себе, наяву, вброд, нимало.
2. Поэтому, немало, когда-нибудь, где-то, досыта, оземь.
3. Навсегда, послезавтра, доныне, позавчера, как-нибудь.
4. Еле-еле, по-своему, раз от разу, отроду, немало.
Упражнение 17. Определите пути образования выделенных наречий. (1. Отрыв одной из форм от слов-имен и ее переход в наречия; 2. Отрыв и переосмысление отдельных глагольных форм; 3. Слияние знаменательных слов; 4. Слияние предлогов со знаменательными словами; 5. Образование с помощью аффиксов). Произведите полный морфологический разбор каждого наречия.
I. 1. Я к делу приступлю не походя . Я рассчитаю каждый нерв.(М. Борисова.) 2. Дело для нас найдется - стоит вглядетьсявдаль . (В. Харитонов.) 3. Руслан томилсямолчаливо , и смысл и память потеряв.(А. Пушкин.) 4. Жил Бучинский на приискахприпеваюч u, ел по четыре раза в день, а в хорошую погоду любил бродить по прииску.(Д. Мамин-Сибиряк.) 5. Иднем, иночью кот ученый все ходит по цепи кругом.(А. Пушкин.)
2. 1. В конце января наш полк впервые ступил на землю врага.(Р. Аронова.) 2. Есть немощное, жалкое терпенье. В нем полная забитость естества, в нем рабская покорность, отупенье России сутьсовсем не такова.(В. Ввтушенко.) 3. Сегодня, говорит, подыматься рано. Апослезавтра - поздно!(В. Маяковский.) 4. Лучше властьдобром оставь...(В. Маяковский.) 5. И, как вместе упали, так ивместе лежат беспартийные парни с комиссарами в ряд.(В. Евтушенко.) 6. И, урке упрямые поводья всех стихий держа в своей руке, Ленин видит годы плодородья, наши годы видитвдалеке . (Н. Браун.) 7. Сделай все, чтобы людипо-настоящему почувствовали заботу о себе. (В.Ажаев.) 8.Сегодня мы не на параде, мы к коммунизму на пути.(В. Харитонов.) 9. Нам планету Мечты покорять,наяву видеть все то, что снится.(В. Харитонов.)
Упражнение 18. Найдите формы степеней сравнения наречий, охарактеризуйте их.
1. Я только посмотрел на яйца, и птицы, боясь человеческого глаза, поспешили их спрятать подальше (Пришв.). 2. Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих (Пришв.). 3. Самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрее всех других раздавал себя людям (Леон.). 4. В часы затянувшегося вечернего застолья... Сергуновы подробнейше обговорили свои обязанности (Ю.Н.). 5. Солнцем, терном, орехами, медом Пахнет каждого дерева тень. Торжествует, сияет природа - Дольше века блаженствует день (Черн.). 6. Ревность - это страсть, которая специально, жадно ищет то, что задевает всего больнее (Дуд.). 7. Тропинка узорчато обвивает деревья и то припадает левее к оврагу, а то поднимается выше, правей, к вершине пологого склона, поросшего березняком и осинником (О.к.). 8. Всех быков в вагоне восемь, одни из них, обернувшись, глядят на людей и помахивают хвостами, другие стараются лечь или сесть поудобнее(Ч.). 9. В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже... (Ч.). 10. Мороз еще сердитее застучал в окно, и ветер запел о чем-то в каминной трубе (Ч.). 11. Ему [Синцову] казалось, что если он не принял этого решения раньше и не сказал о нем Серпилину, то сейчас бы струсил и уехал (Сим.). 12. Из-за недостатка артиллерии и снарядов танков сожгли меньше, чем в прошлые дни, но все-таки девять штук их сгорело в разных местах (Сим.). 13. С нетерпением ожидая начала, Синцов стоял неподалеку от знамени и разговаривал с человеком, которого он меньше всего ждал встретить здесь (Сим.). 14. Обычно из всех зазубрин в характере у Автономова всего труднее Грекову было мириться с его беспощадными приговорами людям (Кал.). 15. Граф любил меня и искреннейше навязывался ко мне в друзья, я же не питал к нему ничего похожего на дружбу и даже не любил его; честнее было бы поэтому прямо, раз навсегда отказаться от его дружбы, чем ехать к нему и лицемерить (Ч.). 16.[Сергей Васильевич] рассказывал очень смешные истории из народной жизни, сам смеялся громче всех, плетеная дачная мебель под ним ходила и казалась соломенной (В.Ч.).
Упражнение 19. Разграничьте формы сравнительной степени имени прилагательного и наречия.
1. Я наслушался писательских разговоров (в общем справедливых) о том, что чем труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (Пауст.). 2. После Мещеры я начал писать по-другому – проще, сдержаннее, стал избегать броских вещей и понял силу и поэзию caмых непритязательных душ и самых как будто невзрачных вещей, - к примеру, ветерка, несущего над выгоном запах дыма и качающего рыжие султаны сухого конского щавеля (Пауст.). 3. Поля пустеют, и по мере этого короче дни и раньше спать ложатся в деревне, зато ярче звезды на небе (Пришв.). 4. И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит, И об Онегине далеком Ей сердце громче говорит (П.). 5. Грубость и оскорбления всегда ранят нас глубже, чем хотелось бы (К.В.). 6. Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем белом свете нет ближе, дороже и важнее человека (Ч.). 7. Надежда, не раздеваясь, присела на стул, откинула голову. Ее лицо было немного бледным, и поэтому еще темнее казались гладко зачесанные волосы (Б.Щ.). 8. Заря ширилась, охватывая небо над лесом, теперь по-другому, размашистее и щедрее, золотя поверху нечастые острова дубов и кленов (Пр.). 9. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека... (Пауст.). 10. Ничего не говоря, Петя всякий раз глядел в небо, на вершины выступающих из темноты гор, с каждой новой минутой резче и ближе врезавшихся в светлевшее небо и неудержимо притягивающих к себе... (Пр.). 11. Но, как вино, печаль минувших дней В моей душе, чем старе, Тем сильней (П.). 12. Думаю, что все случилось оттого, что мы еще не довольно друг друга узнали и на многое очень важное взглянули легко, по крайней мере, гораздо легче, чем следовало (Г.). 13. Писателю бывает необходимо временное отдаление от предмета, который он видел вблизи, затем, чтобы лучше обнять его (Г.). 14. Лицо Зиночки казалось строже, холоднее, как будто мраморнее, а глаза глядели странно, прямо мне в лицо, и я даю вам честное слово, что даже у гончих, когда они выгоняют волка, Я никогда не видел таких поражающих, уничтожающих глаз (Ч.). 15. Но бог помог – стал ропот ниже, И скоро силою вещей Мы очутилися в Париже, а русский царь главой царей (П.).
Упражнение 20. Определите, в функции каких наречий (или местоимений-наречий) выступают выделенные фразеологические обороты.
1. Синцов, по поручению Серпилина, как раз сегодня спрашивал Хорышева о Баранове, и Хорышев недовольно ответил ему, что Баранов воюет ни шатко ни валко (Сим.). 2..Баюков стал выворачиватьодин за другим карманы и по крошке сыпать в ладонь застрявшую в швах махорку (Сим.). З. Писал по диктовку Синцов, а Караулов, стоя за спиной, как запорожец,время от времени ввертывал разные выражения по адресу немцев (Сим.). 4. Курсанта медицинского училища в одном из городов Средней Азии Михайловапервое время , так же как и всех, одолевали воспоминания (Пауст.). 5. "Глупо, что пароход опоздал и пришел ночью, - подумал Кузьмин. - Почему Башилов, его сосед по палате, когда узнал, что Кузьмин будет проезжать мимо Наволок, попросил передать письмо жене непременноиз рук в руки ?" (Пауст.). 6. Положив свой чемоданчик и шинель рядом с водителем и расположившись на заднем сиденье,... Звягинцевто и дело поворачивал голову, стараясь разглядеть улицы, по которым они проезжали (Чак.). 7. Валицкий не знал, что его письма... вообще не были переданы маршалу,денно и нощно занятому неотложными делами (Чак.). -8.Время от времени из подъездов домов выбегали укрывшиеся на время патрульные с намерением преградить путь несущейся по центру мостовой "эмке" (Чак.). 9. Сам с собой Сыромуков поладил на том, чторано или поздно , но дождь все равно пройдет и тут (КВ.). 10. Ломинадзе чувствует себякак рыба в воде на литейном дворе домны, на трибуне, за столом президиума, за шахматной доской в клубе ИТР (Авд.). 11. Здесь, на черных гyстых потемкахтам и сям обозначились резкими пятнами проблески лунного света (Ч.). 12. Набросав план местности и расспросив взятых с нами кучеров о положении, в котором была найдена Ольга, мы поехали обратно, чувствуя себяне солоно хлебавши (Ч.). 13. Рыбная ловля тем и хороша, что она оставляет насс глазу на глаз с природой, в любое время суток, в любое время года и в любую погоду (Пауст.). 14. Мальцев не сразу привык к фронтовой обстановке, смерть его не пугала, но он боялся, что не сможеткак следует воевать, не найдет слов, способных приподнять бойцов: был он человеком книжным и малообщительным (И.Э.). 15. Брачная жизнь Алексея Абрамовича потеклакак по маслу , на всех каретных гyляньях являлась его четверня и блестящий экипаж и пышущая счастьем чета в этом экипаже (Герц.). 16. Любонька в эти пять лет стала чувствовать и понимать такие вещи, о которых добрые люди часто не догадываютсядо гробовой доски ... (Герц.). 17. Бросить бы все это, взять ее (Аленку) и уехатькуда глаза глядят , на берег какой-нибудь светлой тихой речки... (Пр.). 18. Сокольцев видел, что Пекарев измотандо последнего , но в то же время по неопределенным приметам он ощущал, что Пекарев каменно спокоен, это до какой-то степени успокаивало Сокольцева (Пр.).
Упражнение 21. Проанализируйте факты субстантивного употребления наречий. Каково лексическое значение этих словоформ, синтаксическая функция?
1. ... Ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть; потому что Вы, в этом прекрасном далеке, живете совершенно чуждым ему, в самом себе, внутри себя, или в однообразии кружка, одинаково с вами настроенного и бессильного противиться Вашему на него влиянию (ВГ. Белинский Н.В. Гоголю). 2. Быть может, и коварна жизни суть, Но не тобой замкнется вечный путь, - Пусть завтра будет хуже, чем вчера, Не надо громкой и ненужной речи, смешить лишь будет глупая игра, Твой путь задолго до тебя намечен (Пр.). 3. - Вот, Евстигнеев, закончили погрузку архива. А ты говорил, до завтра не кончим! - весело крикнул [Елкин], пробегая мимо милиционера и не обращая внимания на Синцова (Сим.). 4. А то вдруг из смутного далека объявится в груди нечто вроде болевой точки, которая саднит и нудит, пока что-нибудь, сегодняшнее незаметно не залечит ее (В.Ч.).
Какие бывают разряды у наречий?
Анна яяяяяя
1)образа и способа действий
2)меры степени
3)места
4)времени
5)причины
6)цели
вот! мы енто в школе в справочник писали! могу еще примеры написать, нужны? если будут вопросы по русскому--пиши!!
Astar_ta
а еще очень полная инфо по этой теме - http://www.durov.com/study/1117363463-134.html
Анна гришко
По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.
Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.
Группы определительных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака. Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.
2. Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака. Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.
3. Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия. Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.
Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени, 3) наречия причины, 4) наречия цели.
Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Наречия места обозначают место совершения действия. Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.
2. Наречия времени обозначают время совершения действия. Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.
3. Наречия причины обозначают причину совершения действия. Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.
4. Наречия цели обозначают цель совершения действия. Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.
В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.
Антонина маханькова
По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.
Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.
Группы определительных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака. Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.
2. Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака. Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.
3. Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия. Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.
Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени, 3) наречия причины, 4) наречия цели.
Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения Примеры
1. Наречия места обозначают место совершения действия. Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.
2. Наречия времени обозначают время совершения действия. Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.
3. Наречия причины обозначают причину совершения действия. Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.
4. Наречия цели обозначают цель совершения действия. Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.
В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.
По значению и функции в предложении наречия делятся на два больших разряда: определительные и обстоятельственные.
- Определительные :
а) качественные наречия (как?) Чаще всего образуются от качественных прилагательных
ПР: смотрел внимательно, кричал громко, шёл медленно
В.В.Виноградов писал: «Широкое развитие качественных наречий на –о, -е свидетельствует о растущей потребности качественной дифференциации оттенков действия. Качественные наречия чаще всего определяют действие… В разряд качественных наречий на –о из системы имён прилагательных переносится целый арсенал форм, через которые проходит и которыми характеризуется наречие со значением чисто качественного определения. Это прежде всего формы степеней сравнения, формы субъективной оценки…».
б) количественные наречия: 1) неопределённые наречия (сколько?). Обозначают неопределённое количество действий, свойств.
ПР: немного, немало, много, мало, почти, примерно, приблизительно .
2) наречия меры (сколько? во сколько раз?). Обозначают определённое количество:
ПР: трижды, вдвое, всемеро, втройне, надвое;
3) наречия степени (в какой степени?). Обозначают степень проявления действия или признака:
ПР: очень, крайне, весьма, совершенно, чрезмерно, вдоволь, дотла, досыта, до отвала, чуть-чуть, чрезвычайно, абсолютно.
В.В.Виноградов отмечал: «С качественными (определительными) наречиями “сближаются”, с одной стороны, эмоциональные определения степени, вроде чрезвычайно, замечательно, а с другой стороны, наречия количественные: очень, весьма, чуть-чуть, совсем, вполне… » Далее, по мнению В.В.Виноградова: «… В системе наречий значение степени и количества (как определений качества и действия) становится, по-видимому, средством качественной характеристики. В этом отношении очень показательно наличие форм субъективной оценки (т.е. образований с уменьшительно-ласкательными суффиксами) у количественных наречий, например: немного- немножко- немножечко; понемногу – понемножечку… ».
в) наречия образа и способа действия (как? Каким образом? Каким способом?). Обозначают способ совершения действия, манеру:
ПР: вкруговую, навзничь, наотмашь, плашмя, врассыпную, шепотом, втихомолку.
г) сравнительно-уподобительные (как? Каким образом?) Очень разнообразны по своей семантике, могут обозначать подобие, сравнение, сопоставление на основании разных признаков:
ПР: по-весеннему, по-утреннему; по-твоему, по-вашему; по-волчьи, по-человечьи, по-кошачьи; по-детски, по-братски, по-товарищески, по-джентельменски; по-пражски, по-немецки, по-польски, по-английски; вихрем, пулей, стрелой, колесом.
д) наречия совместности (как? Каким образом?). Обозначают признак действия по совместности или совокупности субъектов или объектов, участвующих в этом действии.
ПР: вдвоем, втроем, табунами, парами, поротно, повзводно, рядами, по двое, по пятеро.
Однако следует учитывать, что две последние группы (наречия сравнительно-уподобительные и наречия совместности) могут рассматриваться в составе наречий образа и способа действия (см. учебник П.А.Леканта).
- Обстоятельственные:
а) наречия места (где? Куда? Откуда?). Обозначают признак действия по месту:
ПР: здесь, там, куда, сюда, где, везде, внизу, сбоку, рядом, кругом, лесом, домой, оттуда, изнутри, издалека.
б) наречия времени (когда?). Обозначают признак действия по времени:
ПР: когда, теперь, вчера, завтра, днем, ночью, скоро, раньше, всегда, прежде, ежечасно.
в) наречия причины (почему?). Указывают причину совершения действия:
ПР: почему, потому, сдуру, спьяну, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла.
г) наречия цели (зачем?). Указывают на цель совершения действия:
ПР: зачем, затем, назло, нарочно, на смех, напоказ, умышленно, специально.
Наречия времени обозначают время совершения действия. Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака. По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными. Определительные наречиямогут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.
Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния.
Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело; Ночью светло).
1) Качественные наречия на -о (-е) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных. 2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное – он более спокойный, чем я; он спокоен) – Говори спокойнее (наречие – говори более спокойно; говори спокойно). Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
В отличие от знаменательных наречий они не называют различных обстоятельств, а только указывают на них, в предложении служат для обобщения, а также для выражения вопроса. Частица в русском языке - У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия. Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений.
Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. В отличие от обстоятельственных наречий, наречия определительные постоянно пополняются. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения.
В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?
В предложении наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств разных типов и именной части составного сказуемого. Обстоятельственные наречиячаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия.
Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно. Морфологический разбор наречия включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и наличие форм степеней сравнения). Непостоянных признаков наречие не имеет, так как является неизменяемым словом.
141. Спишите фразеологизмы, подбирая к ним наречие-синоним. 142. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите словосочетания с наречиями. Да и для себя дважды, а то и трижды в день ставили самовар. Выпишите наречия. 145. Прочитайте текст. Назовите местоименные наречия и их группы.
146. Прочитайте песенку Винни — Пуха. В чём особенность выделенных наречий? Ответьте на каждый из вопросов, используя как можно больше наречий. А тут поют! 2. Подчеркните наречия как члены предложения. 3. Найдите местоименные наречия. Домашнее задание.Чем местоименные наречия отличаются от других наречий? Найдите наречия, которые используются в роли сказуемого (или его части). 1. В Гостиной было шумно и беспорядочно (Купр.).
9. Трофимов шагнул вперед и снова застыл навытяжку (Кетл.). Упражнение 377. Прочтите внимательно предложения и объясните, в чем выражается их особенность. Упражнение 379. Перепишите предложения, подчеркнув наречия.
Упражнение 389. Прочтите внимательно и сравните следующие предложения. 4. Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.
Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?
Местоименные наречия одни из самых древних. Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна.
Смотреть что такое «разряды наречий» в других словарях:
Штат нашей компании насчитывает 30 постоянных переводчиков и более 1000 узкоспециализированных специалистов. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу.
Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени – для качественных наречий). Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна. Части речи - Части речи классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и семантических (см. Семантика) свойств.
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Наречия причины обозначают причину совершения действия. В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия. Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.
Разряды наречий по значению – это группы слов, которые отвечают на определенные вопросы и связаны общим лексическим значением. Выделяют определительные и обстоятельственные разряды наречий.
- Определительные наречия – указывают на качество и способ совершения действия, могут относиться к глаголам, существительным, другим наречиям, прилагательным и словам категории состояния.
- Обстоятельственные наречия – называют обстоятельства, в которых осуществляется действие, чаще всего употребляются с глаголами.
Основные виды наречий в русском языке приведены в таблице с примерами и вопросами.
Разряд по значению | Вид | Вопросы | Примеры |
Определительные | Качественные (выражают оценку или характеристику) | Как? | Писать грамотно, говорить громко, посмотреть сердито |
Образа и способа действия (выражают способ совершения действия) | Как? Каким образом? | Читать по-немецки, шагнуть беззвучно, сдавать устно | |
Меры и степени (количественные) | Сколько? На сколько? Во сколько? В какой мере? В какой степени? В каком количестве? | Увеличить вшестеро, много гулять, съесть чуть-чуть | |
Обстоятельственные | Места (указывают на место действия) | Где? Куда? Откуда? | Вид сверху, поворот слева, возле подъезда |
Времени (указывают на время действия) | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Поздно вернуться, тотчас закончить, пообещать сегодня, | |
Причины (указывают на причину действия) | Почему? Отчего? По какой причине? | Наказать сгоряча, согласиться поневоле, закричать сдуру | |
Цели (указывают на цель действия) | Зачем? Для чего? С какой целью? | Запастись впрок, отдать намеренно, сделать напоказ |
В школе качественные наречия не выделяют в отдельную группу и относят к наречиям образа действия.
Как определить разряд наречия по значению?
Чтобы определить, к какому разряду относится наречие в словосочетании или предложении, надо поставить к нему вопрос от слова, к которому оно примыкает (от глагола, существительного, прилагательного, наречия, категории состояния).
Примеры: приехать (когда?) вечером – наречие времени; спрятать (с какой целью?) в шутку – наречие цели; втрое (насколько?) больше – наречие меры и степени.
По своему значению наречия бывают определительны ми и обстоятельственными.
Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.
Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени , 3) наречия причины , 4) наречия цели .
В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия . Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.
Синтаксические функции
Морфологические признаки
I. Общая характеристика наречия
Наречие как часть речи
Тема 1
МОДУЛЬ III. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Комплексная цель модуля III:
· подчеркнуть особую специфику двух частей речи – наречия и слов категории состояния, - которая состоит в абсолютной неизменяемости и является их общим признаком;
· дать подробную характеристику морфологических свойств наречия и слов категории состояния, их значений, а также синтаксических функций;
· отметить наиболее характерные теоретические разногласия среди ученых, которые традиционно связаны с изучением этих частей речи;
· отработать навыки правописания наречий, что всегда представляет для студентов большие трудности.
I. Общая характеристика наречия
2. Морфологические признаки
3. Синтаксические функции
II. Разряды наречий по значению
III. Степени сравнения наречий
IV. Степени качества наречий
V. Образование наречий
VI. Переход наречия в другие части речи
VI. Схема разбора наречий
VII. Правописание наречии (самостоятельно)
Наречие - часть речи, включающая несклоняемые и неспрягаемые слова, которые обозначают признак действия (хорошо петь), признак признака (ослепительно белый, очень быстро) и признак предмета (совсем дитя).
· Отсутствие склонения и спряжения.
· Специфические суффиксы -о, -е, -и, -ому,-ему, -ски, -цки (бежать красиво , поступать по-своему , разговор наедине , говорить по-немецки и др).
· Соотносительность с различными частями речи: существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, деепричастиями (с налета, по-дружески, по-моему, втроем, нехотя, глядючи и др.).
В предложении наречие чаще всего бывает:
· Обстоятельством: Девушка говорила быстро.
· несогласованным определением: Подбежал человек с глазами навыкате.
· Сказуемым: Она была замужем.
· подлежащим в случае субстантивации: Наше «завтра» будет счастливым.
· дополнением: Мы говорили о нашем «вчера».
По своему общему значению наречия делятся на две группы:
· обстоятельственные
· определительные.
Обстоятельственные наречия обозначают различные условия (обстоятельства) протекания действия. Обычно они относятся к глаголу.Выделяются следующие разряды обстоятельственных наречий:
· времени (ввек, вечером, вмиг, вначале, давно, днем, долго, завтра, когда, спозаранку, теперь, тогда).
· места (вверху, ввысь, вглубь, вдали, везде, вширь, набок, назад, отовсюду, оттуда, сзади, слева, справа, там, тут).
· причины (оттого, поневоле, потому, почему, сгоряча, сдуру, со зла, сослепу, спроста).
· цели (в насмешку, в шутку, нарочно, насмех, невзначай, умышленно).
Нередко одни и те же наречия используются в разных обстоятельственных значениях (Ср.: Сейчас же иди домой (наречие времени). А тут, сейчас же за поворотом, идет широкая проезжая дорога (наречие места).).
Определительные наречия уточняют качество и количество действия или признака, способ совершения действия.
Выделяются следующие разряды определительных наречий:
· качественные наречия выражают оценку действия или признака (быстро, весело, горько, громко, смело, хорошо, ярко и др.);
· количественные наречия указывают на меру (количество) действия или признака. Оттенок усиления имеют наречия (весьма, гораздо, дьявольски, исключительно, крайне, много, особенно, очень, слишком, чересчур, чертовски). С оттенком ослабления признака или действия употребляются наречия (едва, мало, немного, почти, слегка, чуть, чуть-чуть и др.);
· наречияспособа и образа действия обозначают, каким способом или образом протекает действие: (басом, бегом, вброд, верхом, вплавь, вприпрыжку, врукопашную, вручную, пешком, плашмя и др.);
· к наречиям способа и образа действия примыкают наречия сравнения и уподобления (по-весеннему, по-детски, по-дружески, по-лисьи, по-своему) , а также наречиясовокупности : (вереницей, вшестером, гурьбой, массой, поодиночке, толпой и др.).
Некоторыеученыевыделяютместоименные наречия, которыеделятсянаследующиегруппы:
· личные (по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему);
· возвратное (по-своему);
· указательные (там, тут);
· определительные (по-иному);
· вопросительные (где, когда);
· неопределенные (где-то, кое-где);
· отрицательные (нигде, никуда).