Екимов Борис. Ночь исцеления. Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Екимов Борис Ночь исцеления Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша. К обеду внук заявился,...

Екимов Борис Ночь исцеления Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша. К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме. Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-

Екимов Борис Ночь исцеления Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша. К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме. Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал. Баба Дуня радовалась. И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. Гриша заявился посветлому. Загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил: – Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром! – Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся. Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.

– Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти. – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре. Гриша рассмеялся: – Я про рыбу. – Про рыбу… У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы… Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана. Он слушал, а потом заключил: – Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жарёху. За окном солнце давно закатилось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала: – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди. Гриша отмахивался: – Я, бабаня, ничегоне слышу. Сплю мертвым сном. – Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу. Заснули быстро, и баба Дуня, и внук. Но среди ночи Гриша проснулся от крика: – Помогите! Помогите, люди добрые! Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его. – Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? – И смолкла. Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос: – Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… – Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату. – Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…

Она проснулась, заворочалась: – Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради. – Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце. – На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня. – Нельзя на сердце. Ты на правый ложись. – Лягу, лягу… Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лег в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец. В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание: – Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик. Гриша вскочил с постели. – Бабаня! Бабаня! – крикнул он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись! Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы. – Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне… – Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все. – Да это сейчас проснулась. А там… – А чего тебеснилось? – Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают. – А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели. – Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша. – Снится,– ответила баба Дуня. – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну, ложись иди ложись…

Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего не слышал. Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших бершей, на уху и жарёху. За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость. – Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы… Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем. Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее. Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти. Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским холмам, тоже заснеженным, тянуло. Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз цепко ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона. Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она неспокойно спала. – Не будила тебя? Ну и слава Богу… Прошел еще день и еще. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила: – Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали. По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь? Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь. – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка. – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите… Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли: – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. – Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите. Баба Дуня смолкла. Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какойто холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя. – Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать. Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь. – Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня. Гриша понял, что надо брать документ. – Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. – Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня. – Все сходится. Проходите. – Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать. – Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите. Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление. 1986

Главная > Урок

«Как важно вовремя успеть»

(урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»)

Эпиграф:

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

С. Селезнев

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная.Целеполагание:

    Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа. Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения. Вызвать эмоциональный отклик на произведение, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в годы Великой Отечественной войны, вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, научить тепло относится к беспомощной старости, разделять чужую боль.
Оборудование: листок из словаря Ожегова; портреты писателя; тексты рассказа; презентация Microsoft PowerPoint. стенд «И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина»

Ход урока

1. Приветствие 2 . Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании, в нашей заботе. О людях, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. Эта тема особенно актуальна в год 65-й годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. Вот об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». 3. Запись в тетрадях даты, темы урока, эпиграфа. Прежде чем проанализировать рассказ, послушаем сообщение о самом писателе Борисе Екимове, нашем современнике.4 . Сообщение подготовленного ученика: Борис Екимов он родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 книг. Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Сейчас живет в Вологде. В заключении сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».5 . Анализ рассказа - О чем рассказ «Ночь исцеления»? Кого вы назвали бы главным героем рассказа? - Из рассказа мы узнаем о старенькой бабе Дуне и ее внуке Грише, о том, как внук нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала. - Главным героем произведения является Гриша, так как именно он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. А бабушка, конечно, важный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.- Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения? - Впервые задумался над тем, что, может быть, моим близким нужна моя помощь. - Мне стало страшно, что война до сих пор мучает людей. - Я почувствовала жалость к одиноким людям, у которых нет близких, и облегчение, когда Гриша смог исцелить свою бабушку.Учитель -Да, Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относится к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.- Как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»?- Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.- Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)- Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы, и в дальнейшем мы с вами познакомимся с рассказами Л. Андреева «Кусака» и Андрея Платонова «Юшка», в которых также поднимается эта тема.Обратимся к тексту.- Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека? - Она испытывает чувство покинутости, порой даже ненужности.- Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука? - «…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша». Даже когда Гриша убегал с ребятами кататься на лыжах, и баба Дуня оставалась одна, «…то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме». - «нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла».- Можно сказать, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратите внимание на слова «одна», «одинокая», «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова? - «Одна» – без других, в отдельности. - «Одинокая» - не имеющая семьи, близких. - «Одиночество» - состояние одинокого человека.И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.- Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них? - «Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!»- Как относились близкие к болезни бабы Дуни? - «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету.- Одного понимания «болезни» оказалось мало, подобное нужно лечить не лекарствами.- А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу. - «Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»; - « вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучится? - Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей.« - Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка! А мамушка ихняя… - Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: - Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно». - Чтобы накормить детей, она идет за Дон за желудями. Набрала два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено. « - Зима находит… Желудков напастись… Ребятишкам, детишкам…- бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик».- Ребята, а что такое карточки и что они означали во время войны? - Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающими право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.- «Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, - это отец».- Надвигалась новая беда – суровая зима, а дети раздеты и разуты:- «чирики бы какие пошить. Мне ничего не надо… Детишки босые…»- Чтобы добраться к мужу в госпиталь, нужен был пропуск, специальный документ. Кругом война, опасность, всюду возникали подозрения.- «Документ есть, есть документ… вот он… - дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать».- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?- « Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок.« - Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце. - На сердце, на сердце… - послушно согласилась баба Дуня . - Нельзя на сердце. Ты на правый ложись. - Лягу, лягу…»- Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне? - Он начинает понимать, что пережила бабушка. Он разговаривает с ней о том, что слышал от нее во сне. И он поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.«- Бабаня… - охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. - Плачу, дура старая. Во сне, во сне…- Но слезы–то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.- Да это сейчас проснулась. А там…- А чего тебе снилось?

Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

А зачем тебе желуди? - Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели. - Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша. - Снится, - ответила баба Дуня. – Снится - и было. Не приведи, Господи. Не приведи…»- Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью. « - Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой – то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого–то еще… Он не спал, но находился в старинном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком”.- «Ночь исцеления» - так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни». Чтобы исцелить бабу Дуню Грише приходится выбрать один из двух способов. Первый предлагает мать. Обратимся к тексту.« он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила: - Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: - Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».- Воспользовался ли мальчик советом матери?« Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что–то теплело и таяло, что–то жгло и жгло»- Нет, мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни. « Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: - Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы оборонили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берегите… Баба Дуня смолкла. Видимо, там во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли: - Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. - Не надо плакать, - громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывая. – И спите спокойно. Спите».- Чем отличается первый способ от второго?- Он более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.- Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью? «Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление » . - Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь? - Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: « И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь стала для него важнее.Всю работу по развернутому анализу текста отражает предлагаемая ниже таблица:

1. Поддерживаю ли они бабу Дуню?

    “свили гнезда в городе”; “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”; “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.
Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.
“... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. “Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.Приезд матери им в тягость. На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. “Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. “...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна. “Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.
В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише.- Остается добавить, что рассказ «Ночь исцеления» напечатан в разделе «Эхо войны». Вернемся к эпиграфу нашего урока:

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

С. Селезнев

Слова поэта как нельзя лучше раскрывают содержание рассказа. Действительно, боль жива. К уроку мы оформили стенд «И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина».Здесь мы видим прекрасные лица ваших близких: бабушек и прабабушек, на долю которых выпало тоже немало жизненных испытаний. Вглядитесь в эти дорогие лица, каждый день и каждую минуту будьте к ним милосердными, сострадательными. Помните: боль не бывает чужой! Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.6 . (Сообщения учащихся о своих близких, о том, что они пережили за свою жизнь.) Кострубова Наташа: Гилёва Нина Матвеевна – это моя прабабушка по материнской линии. Она родилась 22 июня 1922 года в селе Тайна Красного района Алтайского края. Когда началась война, ей было всего 19 лет. Она работала учителем-воспитателем в школе для эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Дети были одиноки и беспомощны. Нина Матвеевна помогала детям оставшимся без родителей в это суровое время. После войны она работала главным бухгалтером на масло-сыр заводе. Этот завод был основан ещё в царские времена и выпускал лучшую в России продукцию. О ней помнят многие. И чужие дети, которым в военное время она заменила и отца и мать, и свои дети, и внуки, и правнуки.Евдокимовна Валерия: Моя бабушка, Евдокимова Евгения Эдмундовна (в девичестве Пиотровская), родилась в 1910 году в городе Уфе. Когда началась война, ей было 30 лет. Она работала механиком на радиоузле. В ее обязанности входило подключение новых радиоточек и обслуживание радиоаппаратуры в Оперном и Драматическом театрах. Работа была очень ответственная, так как в Оперном театре иногда проходили правительственные совещания. А по ночам, когда ожидался налет немецких бомбардировщиков на город Уфу, моя прабабушка со своим сыном (моим дедушкой) дежурила на крыше дома, в котором она жила. Ее задачей было сбросить зажигательную бомбу с крыши в приготовленные для этого бочки с водой. Муж прабабушки умер ещё до войны, и ей одной пришлось воспитывать двоих детей. Много трудностей пришлось ей пережить в годы войны. Правительство наградило мою прабабушку медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Я горжусь, что моя прабабушка честно трудилась во время войны. Гольдштейн Мария: Это моя самая любимая бабушка. Её зовут Бакалдина Галина Сергеевна. У неё была нелегкая жизнь. Самые яркие подростковые годы выпали на Великую Отечественную войну. Тогда ей было 12 лет. Отца она потеряла в 3 года. В самый разгар войны она плела сети для фронта и стирала кровавые шинели раненых солдат. Закончив 7 классов средней школы на отлично, она поступила в техникум пищевой промышленности. Денег и еды совсем не было. Каждый день она пешком преодолевала длинный путь до училища в пиджаке брата, погибшего на войне в 19 лет, и в его кирзовых ботинках. В семье было трое детей. Мать Луша плохо знала грамоту, разделяя в письмах длинные слова и соединяя короткие. Но несмотря на это она дала своим двум дочерям образование. После учебы моя бабушка участвовала в уборке урожая с полей, полола землю, в лаптях ездила на лесозаготовку и работала на чаеразвесочной фабрике. Однажды, будучи в командировке, она познакомилась с офицером, с которым соединила свою судьбу. Годы войны оставили незабываемый и не истлевающий след в своей жизни моей бабушки. Я ее очень люблю и горжусь. Такиуллина Алия: На этой фотографии изображена моя бабушка – Гаскарова Ляля Шакировна. Она родилась 1 октября 1936 года. У неё было трудное детство. Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке было всего 5 лет. В то время ей пришлось пережить голод: есть гнилую картошку, прошлогодние колосья пшеницы, которые были очень вредны для здоровья. Когда её мама уходила на работу, чтобы заработать еду, бабушка оставалась дома и следила за хозяйством. Сейчас Моя бабушка живёт в деревне Янгурча, и на каждых каникулах я стараюсь туда съездить. Мы очень сильно любим нашу бабушку. Губанова Екатерина Моя прабабушка, Черемисова Прасковья Васильевна, родилась в 1907 году в городе Уфе. В годы Великой Отечественной войны она воспитывала восьмерых детей одна, потому что её муж ушёл на фронт. Она работала на заводе, где изготавливали запчасти для самолётов и танков. Это также отразилось на её здоровье. Моей прабабушке было очень трудно воспитывать детей одной, но она старалась. Я очень горжусь своей прабабушкой.Рассамахина Ольга: Мою прабабушку зовут Галина Антоновна. Она родилась на территории Польши в многодетной дворянской семье Островских – Загржевских в 1921 году. В 1941 году у моей прабабушки родился сын Володя. Великую Отечественную войну семья застала в Челябинске. Молодой маме с грудным ребёнком на руках невозможно было бы выжить. Моей бабушке очень повезло, потому что прадедушка работал на важном стратегическом объекте, и ему предоставили «бронь». Прадедушка работал на Челябинском заводе, снабжал фронт. Он редко приходил с завода домой, работал круглосуточно, но он был жив и находился рядом с женой и ребёнком и мог покормить их полученными пайками. Что бы отоварить талоны, нужно было занять очередь посреди ночи, выстоять её, дождаться привоза хлеба и, если повезёт, получить паёк. В годы войны, как и каждая семья в СССР, мы потеряли своих родственников, которые погибли, сражаясь в боях за нашу Родину, за будущее своих детей, внуков и правнуков.Закончить урок хотелось бы отрывком из поэмы Егора Исаева «Суд памяти» и стихотворением А.Д. Дементьева. Отрывок из поэмы Егора Исаева «Суд памяти»:

И ходит по Земле

Босая память – маленькая женщина.

Она идет.

Переступая рвы, -

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

А. Дементьев:

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Что б от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

7. Подведение итогов урока. Оценки.8. Домашнее задание: написать сочинение на материале рассказа «Ночь исцеления» на тему: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…» (Н. Стручкова).Литература:

    Екимов Б. «Солонич», - М.: Детская литература, 1989 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Художественная литература, 1991 Дементьев А.Д. Лирика, - М.: Эксмо, 2003 Уроки литературы, №8 - 2005

Личук Александра, 9 класс

Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведьсчитает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

Волжского района г. Саратова»

Как важно вовремя успеть…

(По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)

Творческая работа

Саратов, 2010

Введение

Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведь «…не бывает совсем не пострадавших от войны», - считает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.). Борис Петрович Екимов в годы войны был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо. В своей работе я попыталась проанализировать не только содержание произведения, но и выяснить:

- какое место занимает данный рассказ в творчестве писателя;

  1. - как автор описывает внутренний мир своих героев, объясняет психологию их поступков;
  2. - в чем актуальность данного произведения для современного читателя.

Глава 1. Художественный мир писателя

Как прозаик дебютировал в 1965 году. Первая книга писателя - «Девушка в красном пальто» - появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», « Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края» . Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд», так объясняет популярность произведений Бориса Петровича: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе…». Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего. Как считает Борис Екимов, самое ценное в человеке – его душа.
В рассказе «Мальчик на велосипеде» один из героев, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую»
. Один из рассказов Б. Екимова так и назван - «Живая душа», и в названии этом прочитывается несколько смыслов. «Живая душа» - любимое присловье бабы Мани, со смертью которой так трудно примириться восьмилетнему мальчику Алеше. Живая душа - это и брошенный на морозе, никому не нужный теленок. Его жизнь должна угаснуть, не начавшись: нет в колхозе условий для выращивания «неплановых» телят, от них всем одна лишь морока. Счастье, что маленький Алеша не успел постичь мудреную логику взрослых, он чувствует своим сердцем только одно: теленок не должен замерзнуть, погибнуть, потому что он уже никогда не оживет. «Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было» . Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Б.П. Екимов – лауреат различных профессиональных наград, в том числе Государственной премии РФ (1998г). В 2008 году Б.П. Екимов стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына. Его назвали «новым деревенщиком» и «нравственником» . Премия Александра Солженицына - одна из самых крупных и престижных наград России. Ее лауреатами были академики Владимир Топоров и Александр Панарин, прозаики Валентин Распутин, Евгений Носов, Константин Воробьев (посмертно), Алексей Варламов, поэтесса Инна Лиснянская, режиссер Владимир Бортко, артист Евгений Миронов и другие деятели искусства.

Сейчас готовится к изданию новая книга Бориса Екимова «Не надо плакать...». Очень характерное название. Не надо плакать, отчаиваться, надо доверять естественным законам жизни и любить свою страну, в каком бы состоянии она ни оказалась. От произведений Бориса Екимова остается чувство, что Россия жива, живет и будет жить вполне счастливо.

Глава 2.

О доброте мы забываем,

Отдавшись власти маеты…

В рассказе Б.П. Акимова «Ночь исцеления» нет описаний сражений, сцен массовых подвигов, которые совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Скорее, это произведение о жестоких послед ствиях войны. Действие происходит в семидесятые-восьмидесятые годы XX века. Столько лет прошло, как отгремели последние военные залпы, мир ликовал: победа. Но тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, главную героиню рассказа «Ночь исцеления», оно крепко засело в ее памяти, в душе. Женщина, будучи матерью нескольких детей, потеряла карточки на хлеб, что означало голодную смерть. И через много лет, после того, как закончилась война, её не оставляют пережитые страдания. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Сон о том, как она потеряла хлебные карточки. «Карточки... Где карточки? В синем платочке... Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шурик! Таечка!» - вот уже много лет кричит она во сне. Сны бабы Дуни возвращают читателя к событиям войны. Голод, болезни, потеря близких долгие годы не оставляют в покое стариков, заставляют не забывать те страшные годы. Эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут явиться причиной психологических страданий человека. В такое время обязательно рядом должен быть человек - опора, поддержка в трудную минуту. Теперь настал черед детей заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Но поражает, что взрослые дети бабы Дуни, которых она спасла от голодной смерти, сейчас отдалились от нее, они «свили гнезда в городе», «наезжали редко - хорошо, коль раз в год», «к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету». «И снова баба Дуня осталась одна». Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно, ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей так не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла в трудные военные и послевоенные годы. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи, оберегая детей. Даже на сборы желудей ходила одна. «Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли». «Все люди прожили горькое и забыли». А баба Дуня не забыла, проживая каждую ночь потерю карточек. Но дети не могут понять её кошмаров, они знают лишь одно средство: прикрикнуть, топнуть ногой. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня - и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Ведь боль женщины не физическая, а душевная. А душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Но дети нашли другой способ излечить мать: окрик «Молчать!», не понимая, что своим криком-приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. Единственный свет в окошке - внук Гриша. Именно он и находит единственный способ исцеления.

Глава 3. Как важно вовремя успеть…

Дети для Екимова – это «живые души» (так говорит Солонич, герой одноименного рассказа), то есть чуткие существа, способные воспринимать жизнь адекватно, во всей полноте ее радостей и горестей, не принимая подчас жестоких по своей сути условностей, порожденных человеческим опытом. Ребенок – «живая душа» – у Екимова способен на настоящий подвиг и почти на чудо. Десятилетний Сережка («Мальчик на велосипеде»), оказавшийся в тяжелой житейской ситуации, выполняет обязанности родителей для своей сестренки и хозяина в большом крестьянском хозяйстве. Герой же рассказа «Ночь исцеления» подросток Гриша излечивает свою бабушку. Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. «…в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал». С приездом внука баба Дуня преображалась: «…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… И живым духом веяло в доме». С Гришиным приездом она про хвори забывала. День летел в суете и заботах: было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. Но тревожные сны не отпускают бабушку. Сначала то, чему Гриша стал свидетелем ночью, не слишком занимают его мысли: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» На предупреждение бабушки отвечает: «Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном». Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: «В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…». Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Как помочь бабушке? «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали», - советует мама Грише. Этот способ быстрый, лёгкий, простой, но жестокий, грубый, эгоистичный. Он подавляет психику бабушки («чувствовала себя виноватой», «горевала за обедом»), не исцеляет её, а помогает другим. Но мальчик не сумел воспользоваться проверенным его родителями средством. Сердце мальчика «облилось жалостью и болью», когда он увидел мучения бабушки, слезы на ее глазах. Она казалась слабой и одинокой, и он неожиданно для себя опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко и ласково: «Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите». Гриша не кричит, а внушает спокойно, ласково. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он искренне любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Путь, который избирает Гриша для исцеления, долгий трудный, но он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. И он будет действовать, избавлять любимого человека от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. После этих ласковых и успокаивающих слов баба Дуня наконец - то спокойно заснула. «Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе... Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление...». Почему он принимает решение не говорить? Возможно, он понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Слезы катились и катились. Они шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Кого-то еще? Возможно, его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Часто повторяющееся слово «сердце» символизирует душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие. В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте. Соучастие в страдании ближнего высвечивает то лучшее в душе Гриши, что ему присуще от природы и что противопоставляет его родителям, утратившим под воздействием суетного бытия остроту ощущения чужого горя. Высокое слово «исцеление» звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом: «И придет исцеление».

Очень важный и поучительный рассказ, в котором автор учит с состраданием относиться к проблемам других людей. В рассказе автор поднимает проблемы, которые война оставила в душах людей.

Главный герой данного произведения мальчик Гриша, у которого бабушка болеет психологическим расстройством. Оно у нее появилось из-за событий, которые она пережила во время войны.

Родственники пытались помочь этой пожилой женщине, но безрезультатно. Родители мальчику посоветовали будить бабушку вовремя ее ночных кошмаров. Вот когда бабушка заснула и во сне стала кричать и плакать. Мальчик решил послушать, из-за чего так ужасно расстроена бабушка.

Оказалось, что она каждую ночь переживает все один и тот же кошмар, в котором она потеряла талоны, по ним можно было получить хлеб. Гриша стал расспрашивать бабушку и сказал ей, что талоны ее у него и отдал ей их. После этого бабушка успокоилась и стала радостно улыбаться и благодарить внука.

Этот рассказ на примере Гриши и его бабушки, учит всех людей стать добрее и с состраданием и жалостью относиться к людям которые в этом нуждаются.

Помогать старикам, сочувствовать их проблемам и страхам, не проходить мимо тех людей, которые нуждаются в помощи. Данное произведение вызывает жалость и сострадание к старенькой бабушке, а после того как она нашла свои талоны и обрадовалась, вызывает чувство радости и справедливости.

Автор всех читателей данного рассказа учит милосердию, состраданию и учит всех людей помогать друг другу. Ведь сочувствуя другому человеку, возникает желание ему помочь. Так автор воспитывает в своих читателях любовь к окружающему миру.

Героиня рассказа бабушка Дуня жила одна, поэтому чувствовала себя одинокой и никому не нужной, но когда приехал ее внук, она тут же оживилась, повеселела и даже забыла про свои болезни.

Стала готовить разные пирожки, варить щи, из подвала достала консервацию. И с радостным взглядом смотрела в окно. Ведь она знала, что скоро придет внук, они поговорят обо всем, во время обеда.

Баба Дуня жила одна в гости в город к детям не ездила или ехала туда и сразу назад без ночевки, потому что боялась своими криками мешать спать детям и внукам. Гриша выслушал все рассказы ночные, которые бабушка во сне рассказывала.

Он очень переживал, и так расстроился от услышанных историй, что решил помочь бабушке. Он уговаривал ее и вернул ей карточки и желуди, которые у нее отобрали. Сказал, что все будет хорошо, получите по талонам хлеб и идите спать.

Гриша очень расстроился и ужаснулся, выслушав все ночные кошмары бабушки, но они оказались историями из ее жизни. Поэтому мальчик вдвойне проникся всем ужасом и горем, которое пережила его бабушка.

И благодаря его состраданию и милосердию, он смог исцелить бабушку сказав ей нужные слова. Он помог бабушке, и эта ночь исцеления принесла его бабуле спокойный сон и успокоение души, которых она не знала много лет.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Кулигина в пьесе Гроза Островского сочинение

    Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной. Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни

  • Сочинение Русский характер в литературе (характер русского человека)

    Русский характер... Сколько же легенд и рассказов ходят о нем. Много ли таких людей, русские они или же нет? Я думаю, что таких людей не очень много и что даже людей других национальностей могут назвать человеком с русским характером

  • Николай и Вера Алмазовы в рассказе Куст сирени Куприна

    Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

    Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма

Рассказ Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Цели урока: Узнать страницу истории России в годы ВОВ. Усовершенствовать навыки сопоставительного анализа. Научиться обобщать, делать выводы. Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Тип урока: урок-размышление.

Оборудование урока:

Таблица “Элементы сюжета”.
Картина “Вид Дона”.
5 портретов матерей военных лет.
Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов. Провести сопоставительный анализ образов героев по 6 вопросам и сделать соответствующие выводы. Выписать в тетради описание внешности главных героев.

Индивидуальное: Ученик готовит сообщение об авторе.

План урока:

I. Слово учителя.
II. Сообщение об авторе.
III. Беседа по выявлению усвоения содержания.
IV. Пересказы основных эпизодов.
V. Описание внешности главных героев.
VI. Сопоставительный анализ.
VII. Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.
VIII.Обобщающая беседа – размышление.
IX. Заключение по уроку.
X. Домашнее задание.

Урок начинается с объявления учителем темы, целей урока. Учитель настраивает учащихся на размышление, анализирование; призывает проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души. Далее замечает, что среди известных писателей есть имена совершенно малоизвестные – таковым и является автор рассказа “Ночь исцеления” Борис Екимов. Учитель просит послушать сообщение ученика об авторе:

“Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда. Является автором 4-х сборников рассказов. Состоял членом Союза писателей Советского Союза. До 1987 года проживал в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. К большому сожалению, о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно”.

После этого учитель проводит краткую беседу, чтобы выяснить, как учащиеся восприняли содержание рассказа. Ученики перечисляют имена героев, обозначают место и время действия. Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Затем вывешивается таблица “Элементы сюжета”, придерживаясь которой учащиеся пересказывают основные эпизоды. Основными этапами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

Вывешиваются портреты старых русских женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”

После мотивированного выбора одного из портретов описывается внешность Гриши:

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

На вопрос: “Сколько лет можно дать Грише?”, ребята отвечают: “Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Учитель: Дома вы должны были вдумчиво, с исследовательским подходом проследить за характерами героев, сравнить их по 6 вопросам. Таким образом, переходим к сопоставительному анализу, попутно делая краткие соответствующие выводы.

1. Поддерживаю ли они бабу Дуню?

  • “свили гнезда в городе”;
  • “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;
  • “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

“... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

“Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

“...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

“Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. И по заданию учителя дети находят эти предложения:

“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу...”

“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно ”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло...”

“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

“Слезы шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...”

Учитель: Как вы понимаете: “... жалея бабу Дуню и кого-то еще...”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Учитель: Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

По завершении проделанной работы проводится обобщающая беседа.

Учитель: Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

Учитель: Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).

Учитель: Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).

Учитель: О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Учитель: Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Учитель: Итак, какой вывод можно сделать в конце нашего анализа? Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

Учитель: Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него. Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни...

Домашнее задание: написать отзыв-рецензию о прочитанном произведении и проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Урок показал, что такое произведение с глубоким содержанием не прошло мимо детских душ, оно действительно оставило след в их сердце. Ученики поняли, что с детством кончаются уличные игры, пустое времяпровождение, что с юностью наступает пора размышлений о будущем, заботы о родных. Поняли, что такое родные просторы, родной человек, безграничная любовь к нему и желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту.