Шесть секретов подготовки домашнего задания, которое будут делать ученики

Увлекшись воспитанием своих детей и рекомендациями по воспитанию чужих, новостями из мира образования и рекомендациями передовых детских психологов, мы, внезапно осознали ужасную реальность: похоже, что очень многие родители, обзаведясь ребенком, бросают все свои силы и сосредотачивают все свои помыслы единственно на том, как его «развить», как его «улучшить» и «оптимизировать». Чтобы 12 по всем предметам, чтобы прыжки в длину на 10 метров, чтобы танцы, лепка и хоккей, чтобы домашнее задание тихо, аккуратно, с толком, чувством, расстановкой, чтобы стихи ямбами и хореями, в голосах и лицах, отскакивали от зубов. Чтобы минимум проблем и максимум профита. Купите себе ферму курей или огород гороха и добивайтесь от них повышения надоев и покосов. А дети - они не для того, чтобы нам, они для того, чтобы им.

В рамках восстановления справедливости и напоминания нам, родителям, о том, что они, дети, просто так, по любви, а не ради чего-то, мы обращаемся к самому популярному сейчас вопросу: «как делать »?

Итак, от лирики к практике:

Для того чтобы выполнить домашнее задание вам понадобится:

  • Отдохнувший после уроков в школе ребенок, побегавший на свежем воздухе не менее часа

Всеми психологами мира категорически запрещено НЕ делать перерывов между уроками (или другими занятиями) и выполнением домашнего задания.

  • Организованное, грамотно с точки зрения логики и удобно с точки зрения ребенка, его

Не секрет, что в приятной обстановке и гвозди штамповать приятнее, а домашнее задание - всегда процесс творческий, требующий вдохновения. Да и дополнительная мотивация лишней не будет.

  • Спокойная, тихая и дружелюбная атмосфера дома

Не требуйте от ребенка сосредотачиваться на уравнениях или чтении под крики телевизора, но и не пытайтесь обеспечить лабораторные условия.

  • Максимум 2 часа времени для учеников 1-4 класса с учетом выполнения творческих занятий

Дольше - просто нельзя. Это не только психологи, это и педиатры говорят. Если не укладываетесь - ищите системную ошибку, изобретайте другие подходы к учебе, откорректируйте режим дня.

Выбираем того, кто выполняет домашнее задание:

  • Ребенок? Конечно же.

Дело в том, что домашнее задание задается ребенку. Он как раз и в школе был, и тетради на его имя. Однако, самостоятельно, без помощи родителя и без контроля родителя за результатами, никак не обойтись. В этом случае руководствуемся старым добрым принципом: помогаем тогда, когда ребенок просит о помощи. Если ребенок рад, что вы не сидите над душою, о помощи не просит и рад стараться понаписать всякого бреда в тетрадь - приучите его делать задания прежде в черновике. Выполнение домашнего задания производится ребенком максимально самостоятельно на всех этапах: от записывания его в дневник, до складывания рюкзака после выполнения всех домашних заданий по списку уроков на завтра.

  • Родитель? Ни в коем случае.

У вас уже должен быть свой аттестат о законченном среднем образовании. Как минимум. Будьте помощником и советчиком, а не надзирателем. Поскольку основные причины проблем при выполнении домашнего задания следующие:

Рассеянность ребенка в связи с усталостью,

Незнание ребенком методов и принципов самого процесса выполнения домашнего задания,

то, если с первым пунктом проблем нет, родители должны научить ребенка учится, учится самостоятельно, а не писать под диктовку. Также ребенок должен понимать, что его внимание на уроке, когда учитель объясняет материал, а дома его нужно только закрепить - в его же интересах. Потому что мама, папа или бабушка - вне программы, даже если они физики-ядерщики, и их знания, далекие от школьных требований, не всегда помогут, а чаще навредят.

Как именно происходить процесс выполнения домашнего задания:

  • Этап первый - «Прием, как слышно?»

В начале любого учебного года, первый он, или уже четвертый, первые 2-3 недели «повесите» у ребенка над головой. Если это касается - процесс может растянуться на неопределенный срок в зависимости от особенностей ребенка. Для начала убедитесь в том, что он умеет:

Заполнять дневник, записывать домашнее задание и расшифровывать его дома

Заполнять тетрадь (дата, задание)

Пользоваться учебниками (где обозначена страница и параграф, как выглядит типовое задание, как выглядит типовой пример, какие есть условные обозначения в книге)

Пользоваться черновиком (зачем и в каких случаях это необходимо)

Пользоваться справочными материалами (словарями, интернетом)

Проверять выполнены ли все пункты задания, проверять ответы (если есть)

Помогать себе, пользуясь очевидными подсказками из самого задания

  • Этап второй - «Сама-сама, не маленькая»

Ребенок вполне способен выполнить домашнее задание самостоятельно, если он понял материал в школе. Если ребенок понял основные принципы выполнения домашнего задания, то на этом этапе мамы жарят блинчики, папы смотрят футбол, а бабушки вяжут носки. Ребенок учится, не мешайте. Он обращается за помощью - бросьте все и вникните в суть проблемы, не решая саму задачу за ребенка. Дойдите до понимания ребенком данного примера, если есть сомнения - сделайте вместе пару похожих заданий в черновике. Далее дайте возможность решить задачу .

  • Этап третий - «Контрольный выстрел»

Обязательно, пока вы не поймете, что в этом нет вообще никакой необходимости, проверяйте, как именно выполнены ребенком задания. Корректируйте и подсказывайте, как можно облегчить или ускорить решение того или иного предмета. Если ребенок делает много ошибок, проверяйте прежде черновик, потом - чистовик. И, конечно, будьте терпеливы и сдержаны (см. самый первый абзац).

Важно: Позитивный цинизм родителей при выполнении домашнего задания

Здоровый цинизм родителям крайне необходим. Потому что никто не идеален: ни мы, ни наши дети, ни наши школы. Приучая ребенка к ответственности и самостоятельности, не лишайте его свободы и самовыражения. Ведь учеба - это творчество, а творчество иногда, а точнее - очень часто, не терпит строгого режима. Не страшно иногда отдохнуть, «забить», выучить потом или сказать учителю, что забыл тетрадь. Это - так называемая «социальная ловкость», а совсем не вранье. Особенно это необходимо, если ребенок устал, заболел, перевозбудился (семейные праздники и т.п.). также это важно, если вы по объективным или субъективным причинам выпадаете из режима «отдых- работа», то есть если домашнее задание делается после 8-9 вечера. Ничего от него не отвалится, как и от школы, впрочем. Домашнее задание - всего лишь домашнее задание, а не все огромное и прекрасное Детство, которое так быстро проходит и никогда-никогда не возвращается.

*Из личного опыта сумасшедшей матери

Письмо в редакцию

Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.

Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.

4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».

В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.

5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».

Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.


Источник фото: istockphoto.com

6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?

Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.

Домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1) завышать объем предлагаемой домашней работы;


    перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом
    развития их самостоятельности);


    предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,
    который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль-
    ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
    домашнюю работу);


    задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
    сущности предлагаемых упражнений;


    предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
    еще ни разу не выполнялись на уроке;


    давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;


7) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива-
ют время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докла-
дов, домашние сочинения и т. д.);

8) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;


    не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
    работоспособности;


    отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-
    зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.


Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устране-нию перегрузки учащихся во время домашней работы.

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объ-ема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необ-ходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны за-трачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX - XI - до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:


    объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);


    ее содержание;


    сложность предлагаемой работы;


    степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;


    методика задавания;


    подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

^ Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев - как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ;ученик, ник, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

^ Содержание домашних заданий.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие

мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников - все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эф-

фективности, каждого из них в данном конкретном случае.

^ Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

^ Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков и умений самостоя-

тельной работы. Учитель, апеллирующий только к памяти учащихся: «прочтите», «повторите», «запомните»,- недостаточно заботится о развитии мышления учеников, об активизации их умственной деятельности на уроке. Упор на запоминание, однообразие заданий притупляют внимание учеников, мешают развитию их познавательной активности, и в результате увеличивается загруженность учащихся во время приготовления домашних заданий.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен конкретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, дополнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных параграфов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, содержащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

^ Методика задавания домашних заданий.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки предыдущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-

двух учащихся повторить его. Этот момент урока правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению задания в отведенное для этого время.

Хорошо, если учитель умеет учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник - период включения; вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада.

^ Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недостаточном руководстве домашней работой со стороны учителя, которое не должно ограничиваться требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Организация выполнения детьми домашнего задания - одна из повседневных работ учителя. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы.

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух - трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логическая переработка изученного материала) или синтетические (построение связного высказывания). На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть

предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении такого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, формирует привычку выполнять работу в отведенный для этого срок. Научить детей работать и дома сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь дольше положенного, - это очень важно для повышения успеваемости учащихся.

Задания типа сочинения требуют предварительной подготовки к ним (составление плана, чтение художественных текстов на определенную тему, показ примеров составления подобных сочинений и т. п.).

Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свидетельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника и т. п.

Полезно также предусмотреть время для этого, чтобы учащиеся на уроке повторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы требуют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения, в которых нужно не только выполнить работу по образцу, но и уяснить суть модели, упражнения творческого характера и др., в то время как задания к упражнениям на списывание текста со вставкой орфограмм или знаков препинания в таких подробных комментариях не нуждаются.

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая методическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффективность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.

Выводы по проблеме домашней работы школьников основаны на анализе наблюдений, данных анкетирования учащихся, результатах, отраженных в методических исследованиях, в материалах публикаций в журналах «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии», «Семья и школа».

Часть 1

Создайте подходящую обстановку

    Найдите спокойное рабочее место. Вам будет непросто сосредоточиться в общей комнате, если рядом ваш брат шумно играет в видеоигры. Постарайтесь найти тихое место, где ничто не будет отвлекать вас и вы сможете сосредоточиться на своей работе. Если необходимо, сделайте перестановку в комнате.

    • Часто лучше всего заниматься в своей комнате, хотя подойдут и другие места. Попробуйте выделить отдельное место, где вы сможете выполнять домашнее задание каждый вечер (например, стол на кухне или в гостиной).
    • Если вы не можете найти подходящее спокойное место в доме или у вас нет отдельной комнаты, попробуйте задерживаться после уроков в школе и выполнять домашнее задание там. Можно также посещать с этой целью библиотеку.
  1. Приготовьте все, что вам понадобится. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания, соберите все необходимые принадлежности и аккуратно разложите их на столе. После этого вы сможете сконцентрироваться на работе, а не искать транспортир или вспоминать, где находится ваш конспект. Будьте аккуратны и позаботьтесь перед учебой , чтобы на столе был порядок.

    • Захватите стакан воды или полезный легкий перекус, чтобы вам не пришлось отвлекаться, если вы слегка проголодаетесь. Не вставайте из-за стола.
  2. Устраните все отвлекающие факторы. Выключите компьютер, выйдите из Фейсбука, Твиттера и других социальных сетей. Чтобы сосредоточиться, избавьтесь от всего, что может отвлечь ваше внимание, и сконцентрируйтесь на домашнем задании. Если для работы вам необходим компьютер, используйте его лишь для поиска нужной вам информации.

    Составьте список того, что следует сделать. Прежде чем приступить к домашнему заданию, составьте подробный список того, что необходимо выполнить. Даже если вы пользуетесь школьным дневником или чем-то подобным, лучше иметь подобный список перед глазами, чтобы сверяться с ним.

    • Запишите название предмета и кратко опишите то, что вам нужно сделать. Укажите текущую дату и оцените, как много времени вам потребуется на выполнение каждого задания. Занесите в список все задания.
    • Составьте список так, чтобы сначала шли самые трудные, а затем более легкие задания. Можно также упорядочить задания по примерному времени их выполнения (от продолжительных к более коротким), чтобы сначала заняться самыми трудоемкими вопросами. Эффективны оба метода.
  3. Составьте график. Подходящий план упрощает систематические занятия. Попробуйте отвести каждой задаче определенное время. Например, с 16:00 по 17:00 можно заниматься естественными науками, а следующий час посвятить изучению математики. Это дисциплинирует вас и не даст отвлекаться от работы. Фиксированное время поможет заниматься с большей эффективностью и не оставлять работу на последний момент.

    • Важно помнить о сроках сдачи той или иной работы, чтобы правильно распределить время. Не оставляйте все на последний момент: сложно выполнить за один вечер 4 различных домашних задания, которые необходимо сдать на следующий день.
    • Содержите в порядке свое рабочее место. Вам будет сложнее сосредоточиться, если конспект по математике затеряется среди материалов по русскому языку.

    Часть 2

    Выполните домашнее задание
    1. Настройтесь на выполнение домашнего задания. Бывает сложно сразу переключиться с повседневных дел на учебу. Дайте своему мозгу немного времени, чтобы он смог настроиться на работу. Например, перед выполнением домашнего задания можно немного полистать учебник.

      • Очень эффективно также быстро восстановить в памяти свои записи. К примеру, в понедельник можно просмотреть записи, которые вы делали на занятиях в пятницу. Таким образом вы повторите пройденный материал и настроитесь на выполнение домашнего задания.
    2. В первую очередь выполняйте самые сложные задания. Большинство людей считают, что эффективнее сделать сначала более тяжелые задания, а затем перейти к чему-то полегче. Если вам плохо дается математика, но нравится русский язык, выполните сначала задание по математике и оставьте язык напоследок. Под конец вы устанете, и вам легче будет выполнять более простые задания.

      • Можно также выполнять сначала более трудоемкие задания. Они могут как совпадать с более сложными заданиями, так и отличаться от них.
    3. Попробуйте говорить вслух в процессе выполнения домашнего задания. Если вам сложно сосредоточиться при решении математической задачи, попробуйте прочитать вслух ее условие, чтобы лучше понять его. Это поможет вам сфокусировать внимание на работе.

    4. Завершите одно задание, прежде чем переходить к следующему. Не перескакивайте с одного задания на другое. Вместо этого полностью закончите выполнять одну задачу, прежде чем приступать к следующей. Согласно недавним исследованиям, выполнение нескольких задач приводит к временному снижению коэффициента интеллекта (IQ) и когнитивных способностей, что еще более усложняет работу.

      • Проверяйте выполненные задания. Рядом с выполненным заданием проведите его проверку - можно даже разбить ее на несколько этапов в соответствии с различными частями задания. Отметьте выполненное задание галочкой и поздравьте самого себя с завершением очередной части домашней работы.
      • Если вы никак не можете решить какую-либо задачу, на время отложите ее в сторону. Безрезультатные попытки найти решение лишь расстроят вас и приведут к потере времени. Перейдите к следующему, более легкому заданию - возможно, когда вы вернетесь чуть позже к нерешенной задаче, то сможете взглянуть на нее под новым углом.
    5. Знайте, когда следует остановиться. Вам приходится иногда допоздна засиживаться за домашним заданием? Старайтесь не ложиться спать позднее, чем на один (максимум два) часа привычного времени. Выполните сколько успеете, и если что-то останется, доделайте утром. Если вы не успели выполнить домашнее задание, в следующий раз лучше планируйте время.

      • Если вы устанете, ваша работоспособность снизится, и вам будет сложнее сосредоточиться и на следующий день. Не засиживайтесь допоздна и вовремя ложитесь спать, иначе вам сложнее будет планировать учебу, правильно распределять время и оценивать объем работы.

    Часть 3

    Мотивируйте себя
    1. Время от времени делайте небольшие перерывы. Вместо одного длительного перерыва сделайте несколько коротких перерывов между различными заданиями. Например, после 30–60 минут работы можно 5 минут отдохнуть и слегка перекусить.

      • Выполняйте в течение 5 минут растягивающие упражнения, встаньте и пройдитесь или займитесь еще чем-нибудь подвижным, а не просто сидите и просматривайте ленту во ВКонтакте. Не сидите за столом в течение нескольких часов подряд.
      • Если не делать перерывов, работа может показаться бесконечной. При этом падает продуктивность и снижается концентрация внимания, и человек зря тратит время на социальные сети, рисование каракулей или ошибочную работу.
    2. Будьте осторожны с кофеином. Кофеин придает некоторым учащимся заряд бодрости и помогает сконцентрироваться. Однако других он заставляет действовать импульсивно и необдуманно, подобно бегающей в колесе белке. Не пейте больше обычной для себя дозы кофе или другого кофеинового напитка, так как это может помешать вам сконцентрироваться.

      • Вместо кофеина лучше просто поддерживайте водный баланс организма. Пейте воду или сок - это поможет нормальной и уравновешенной работе мозга.
    3. Попробуйте выполнять домашнее задание вместе с другими людьми. Бывает сложно сосредоточиться, когда вы находитесь в небольшой комнатке наедине со своими книгами и тетрадями. Иногда лучше заниматься совместно с другими людьми или даже большой группой. В этом случае можно контролировать друг друга. Если вы заявите, что работаете над эссе, а окружающие заметят, что на самом деле вы общаетесь в социальных сетях, они смогут напомнить вам о работе.

      • Совместное выполнение домашнего задания является вполне честным методом, если только вы не списываете друг у друга. Таким образом вы эффективно используете время и развиваете навыки учебы.
    4. Побалуйте себя, когда выполните все задания. После выполнения нелегкой работы следует поощрить себя. Займитесь любимым делом, съешьте что-нибудь вкусненькое или немного отдохните - это мотивирует вас не отвлекаться и быстро выполнять домашнее задание в следующий раз.

      • Попробуйте поступить следующим образом: порежьте цветную бумагу на полоски или прямоугольники и запишите все домашние задания на текущий день. Сложите все полоски в одну кучу. Сделайте вторую такую же кучу со списком поощрений: укажите на одной полоске проверку сообщений в мобильном телефоне или Фейсбуке, на второй - 10 минут видеоигры, на третьей - просмотр очередного эпизода сериала и так далее, чем вы хотели бы заняться в свободное время.
      • Когда вы завершите первое задание, достаньте полоску из кучи вознаграждений. Это прекрасный способ поощрить себя за выполнение домашнего задания. Однако не слишком увлекайтесь вознаграждениями: лишь один эпизод телесериала, а не весь сезон!
    • Как ни странно, у вас окажется больше свободного времени, если вы выполните работу сразу, а не будете откладывать ее на потом.
    • Чем бы вы ни занимались, не откладывайте работу на потом, так как это лишь понизит вашу мотивацию.
    • Если вам не хочется выполнять домашнее задание, подумайте о том, чем вы сможете заняться после того, как сделаете его.
    • Не садитесь рядом с надоедливым братом или сестрой.
    • Сосредоточьтесь на работе, а не на своих друзьях. Если вам позвонят, скажите, что вы перезвоните позже.
    • Выполняйте домашнее задание в чистой комнате, чтобы вместо учебы не заниматься уборкой.
    • Не выполняйте домашнее задание там, где есть телевизор, готовят пищу или неприятно пахнет.
    • Прежде чем приняться за домашнее задание, попробуйте слегка размяться, например побегать или попрыгать. Разминайтесь в течение нескольких минут, чтобы улучшить кровообращение.
    • В некоторых исследованиях было показано, что виды природы повышают продуктивность и способность к концентрации внимания. Попробуйте выполнять домашнее задание у окна, из которого открывается вид на задний двор, однако при этом проследите, чтобы ничто не отвлекало вас. Могут помочь также несколько пейзажей на стене или цветы в вазе.
    • Переоденьтесь в удобную одежду, чтобы ничто не отвлекало вас во время работы.
    • Не тратьте время на обдумывание того, как еще больше сосредоточиться, - просто делайте свою работу.
    • Заранее приготовьте все необходимые принадлежности.
    • Составьте график выполнения домашних заданий. Например, после математики и естественных предметов можно 15 минут посмотреть телевизор.
    • Поощряйте себя за выполненную работу.
    • Некоторые считают, что музыка помогает быстрее работать, в то время как других она отвлекает. Это зависит в основном от стиля учебы.
    • Не затягивайте работу и не занимайтесь тем, что никак не поможет вам. Возьмитесь за дело и как можно быстрее завершите его!
    • Отключите на телефоне звуковые сигналы и сообщения. В этом случае у вас не будет соблазна постоянно заглядывать в телефон. Можно полностью выключить его.
    • Прежде чем вы приступите к выполнению домашнего задания, избавьтесь от всех отвлекающих факторов (телефона, компьютера и тому подобного), чтобы они не мешали вам сосредоточиться.
    • Прикройте дверь, чтобы вам не мешали посторонние звуки.
    • Если вам необходим перерыв, сделайте его. Не давайте шуму или другим факторам отвлечь вас. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и отбросьте все посторонние мысли до тех пор, пока не выполните домашнее задание.
    • Послушайте инструментальную музыку - это помогает сосредоточиться.
    • Постарайтесь как можно быстрее выполнить домашнее задание. Это позволит вам сберечь время.

    Предупреждения

    • Не откладывайте работу на последний момент - это вызовет стресс, и выполнять домашнее задание захочется еще меньше! Последствия будут печальны: вы расстроитесь, что не выполнили задание, хотя у вас было для этого время. Кроме того, у вас накопится работа, ведь вам придется выполнять не только текущее, но и просроченное домашнее задание.
    • Заставляйте себя сосредотачиваться и фокусировать внимание. Если вы не будете как следует концентрироваться на домашнем задании, то можете получить плохую оценку по данной теме!

Памятка для родителей

    Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

    Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

    Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

    Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям

    Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

    Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

    Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

    Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

    Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

    Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

    Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

    Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями»

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могу участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории всегда пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в этом случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут спокойно отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут «повесить шляпу на гвоздь»? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможности выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашних заданий и предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы или папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом, будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.

Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.

Во-первых, они это воспринимают как свой провал.

Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе- Прим. переводчика) Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.

Памятка для учащегося

Как готовить домашние задания

    Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

    Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

    Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

    Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

    Научись находить интересующую нужную информацию с помощью ком­пьютера.

    Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

    Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

    Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

    Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

    Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

    На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

    В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

    Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

    Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

    Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

    Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

    Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

    Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

    Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

    Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

– просмотри текст (бегло);

– придумай к нему вопросы;

– пометь карандашом самые важные места;

– перескажи текст (используя ключевые слова);

– просмотри текст повторно.