Краткая биография ивана федорова - первопечатника, для детей и взрослых написанная. Иван Федоров: биография, годы жизни, фото

Сведения о жизни и деятельности Ивана Федорова достаточно скупы. О его семье, о его детских годах и месте, где он получил первоначальное образование, ничего не известно. В архивной документации Краковского университета есть запись о том, что в 1529 г. в университет поступил «Иван сын Федора из Петковиц». В 1532 г. здесь был удостоен ученой степени бакалавра «Иван сын Федора Москвитин». Упомянутого в этих записях человека некоторые исследователи идентифицируют с Иваном Федоровым.

Следующее упоминание о Иване Федорове встретится нам только в 1564 г. на страницах первой точно датированной московской печатной книги Апостол. 32 года жизни первопечатника скрыты от нас непроницаемой пеленой столетий. Где и как провел он это время, чем занимался? Ответа на этот вопрос нет. Можно лишь с уверенностью сказать, что годы не прошли для него даром. Это были годы учебы, время напряженного труда. В ту пору и освоил он, но где именно - точно сказать нельзя, основы типографского мастерства.

Предполагают, что Иван Федоров работал в московской Анонимной типографии, выпустившей в 1553-1565 гг. по крайней мере 7 книг, на которых не указано, кто, когда и где их печатал. В конце 50-х гг. XVI в. предположительного владельца первой типографии, священника благовещенского собора Сильвестра, постигла опала. Типография перешла к его сыну Анфиму; деятельность печатной мастерской постепенно сошла на нет. Тогда-то царь Иван IV Васильевич Грозный и решил основать большую государственную типографию, руководить которой был поставлен Иван Федоров. Первенцем новой мастерской стала богослужебная книга Апостол. Выходу в свет этой знаменитой книги предшествовала большая текстологическая и редакторская работа, которую предположительно осуществил Иван Федоров. В конце Апостола 1564 г. есть послесловие, в котором рассказывается о решении царя «устроите дом от своея царския казны, иде же печатному делу строитися». Решение было связано, в частности, с необходимостью иметь достаточно большое количество книг для новых церквей, которые сооружались в ту пору «по всем градом царства... паче же в новопросвещенном месте во граде Казани». В послесловии названы имена людей, которым царь поручил работать в первой государственной типографии

Эти мастера 19 (29) апреля 1563 г. начали, а 1 (11) марта 1564 г. завершили изготовление первой московской точно датированной печатной книги. Вторым московским изданием Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца стал Часовник, отпечатанный двумя заводами (изданиями). Над первым из них работали с 7 (17) августа по 29 сентября (9.10) 1565 г., над вторым - с 2 (12) сентября по 29 октября (8.11) 1565 г.

Вскоре после выхода Часовника в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву. Что заставило их сделать это? Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Сам же первопечатник в послесловии к Апостолу, изданному в 1574 г. во Львове, говорил, что в Москве нашлись люди, которые

Обвинение в ереси по тем временам грозило многими бедами. «Зависть и ненависть» недоброжелателей заставили первопечатников покинуть отчизну

О недоброжелателях своих Иван Федоров говорит глухо. Он лишь замечает, что притеснения исходили не от царя

Типографы переселились в Великое княжество Литовское, восточные земли которого населяли украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который они сами называли русским. Великий гетман княжества Г.А. Ходкевич пригласил их в свое имение Заблудов. Здесь в 1568 г. была основана славянская типография кирилловского шрифта, в которой 8(18) июля 1568 г. было начато, а 17 (27) марта 1569 г. завершено печатание Учительного Евангелия. После этого Петр Тимофеев Мстиславец покинул Заблудов и переселился в Вильну. Иван Федоров остался в Заблудове и в период с 26 сентября (6.10) 1569 г. по 23 марта (2.4) 1570 г. напечатал Псалтырь с Часословцем.

Гетман Г.А.Ходкевич был стар, финансовые дела его пришли в упадок, и он решил прекратить издательскую деятельность. Чтобы вознаградить Ивана Федорова, гетман подарил ему деревню Мизяковское (ныне в Калиновском районе Винницкой обл. Украины), предложил заняться земледелием. Но Иван Федоров отказался, сказав гетману следующие слова:


Слова эти, воспроизведенные в послесловии Апостола 1574 г., часто цитируют.

В них видят - и вполне справедлив - свидетельство неукротимой силы духа первопечатника, его гуманизм, стремление отдать жизнь великому делу просвещения народа.

Осенью 1572 г. Иван Федоров перебрался в древний украинский город Львов. Здесь - в доме бондарного мастера Адама Торека на Краковской улице - была основана первая на украинской земле типография. Иван Федоров долго не мог собрать деньги, чтобы открыть ее. Помогли печатнику львовские ремесленники, один из которых - Семен Каленикович - одолжил Ивану Федорову колоссальную по тем временам сумму - 700 золотых.

25 февраля 1573 г. Иван Федоров начал, а 15 февраля 1574 г. закончил печатать Апостол. Книга была повторением московского издания. Но на девяти страницах в конце ее помещено послесловие:

Мастер взволнованно рассказывает о своей первой московской типографии, о причинах прекращения ее деятельности, об уходе в Литву, о заблудовской типографии, о переезде во Львов и тех трудностях, которые поначалу пришлось испытать здесь. Послесловие Апостола 1574 г. - это первый у нас памятник мемуарной литературы, который был напечатан. Это и одна из старейших древнерусских исторических повестей. После Апостола 1574 г., а может быть и одновременно с ним, была напечатана Азбука - первый сохранившийся до наших дней восточнославянский начальный учебник грамоты.

В начале 1575 г. Ивана Федорова пригласил на службу один из богатейших магнатов Польско-Литовского государства князь Константин (Василий) Константинович Острожский (1526-1608). Пока осуществлялось редактирование текстов изданий, которые собирались печатать в новой типографии, Ивам Федоров жил в Дерманском монастыре, управителем которого он был назначен 2 марта 1575 г. Князь Острожский в своей резиденции устроил учебное заведение - Острожскую академию. При ней существовала и начальная школа - «детищное училище». Для него-то Иван Федоров в июне 1578 г. напечатал новую Азбуку. В период с июня 1578 г. по март 1579 г. Иван Федоров совершил поездку в Сербию и Болгарию. Глухие упоминания об этой поездке сохранились в одном из документов львовских архивов.

Новый Завет и Псалтырь. Острог, 1580. Миниатюра. Евангелист Лука.

В 1580 г. Иван Федоров напечатал в Остроге Псалтырь и Новый Завет и указатель к нему - «Книжку собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета». Последнее издание - это первый в истории отечественной библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель, призванный помочь читателю отыскивать в Новом Завете необходимые ему тексты. Используя современную терминологию, мы бы сказали, что для этой цели применены поисковые образы, размещенные в алфавите ключевых слов. «Книжку...» можно считать и первым в истории нашей словесности сборником афоризмов.

Книжка, собрание вещей нужнейших. Острог, 1580. Титульный лист.

Среди изданий острожской типографии были не только книги, но и малообъемные брошюры и листовки. К сожалению, большинство из них не сохранилось. Уцелел единственный экземпляр листовки, напечатанной Иваном Федоровым 3 мая 1581 г. Называется она

Это первый, еще весьма примитивный календарь с перечнем месяцев и указанием их латинских, древнееврейских и белорусско-украинских названий.

Библия. Острог. 1581. Титульный лист.

Основным изданием острожской типографии стала Острожская Библия. Иван Федоров решил иллюстрировать его гравюрами на меди и с этой целью начал переговоры с гравером из Вроцлава Блазиусом Эбишем. Но намерение это осуществить не удалось.

Библия. Острог. 1581. Миниатюры.

Острожская Библия известна с двумя вариантами выходных листов. В одном из них датой выхода в свет издания указано 12 июля 1580 г., в другом - 12 августа 1581 г. Выпуск в свет первой полной восточнославянской Библии - издательский подвиг Ивана Федорова. Книга эта стала важной вехой в борьбе с экспансионизмом католической реакции. Она способствовала росту национального самосознания русских, украинцев и белорусов, укреплению позиций родного языка, развитию естественнонаучных знаний на Руси.

Библия. Острог. 1581. Геральдическая композиция на герб К.К. Острожского..

Князь К.К. Острожский заигрывал с Ватиканом. Есть указания на то, что он предложил Ивану Федорову поехать в Рим, чтобы помочь организовать там славянскую типографию для выпуска изданий, пропагандирующих католицизм. Первопечатник не мог согласиться с этим. Он решил вернуться во Львов и организовать там новую типографию. Для этого нужны были немалые средства. Чтобы заработать их, Иван Федоров обратился к литейному мастерству, которое освоил еще в Москве. В январе 1583 г. первопечатник побывал в Кракове и получил там заказ на отливку малой войсковой пушки. А летом того же года отправился в Вену. Здесь он демонстрировал императору Рудольфу II свое изобретение - многоствольную мортиру со взаимозаменяемыми частями.

Осенью 1583 г. Иван Федоров вернулся во Львов, где поселился в доме портного Антона Абрагамовича, стоявшим «под горой Льва у Высокого замка». Здесь он и умер 5(15) декабря 1583 г. Похоронили первопечатника в Онуфриевском монастыре и на могилу положили надгробную плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем невиданных».

Памятники Ивану Федорову установлены в Москве в 1909 г. и во Львове в 1977 г.

Деятельность великого просветителя, первопечатника Ивана Федорова сыграла колоссальную роль в развитии российской государственности, в становлении и развитии отечественной культуры.

Иван Федоров

Из книги: Е. Немировский, Б. Самородов. Шедевры и мастера

Два важнейших события в истории культурной жизни нашей Родины связаны с именем выдающегося просветителя XVI века Ивана Федорова: становление книгопечатного дела на Руси и на Украине.

Судьба первопечатника удивительна. Книжное дело стало смыслом и содержанием всей его жизни. Ради Книги он не задумываясь пожертвовал многими земными благами. Мужественно и убежденно сформулировал он программу своей деятельности: «... Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должон рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу». Природа щедро одарила этого человека. В своих книгах Иван Федоров называет себя «друкарем», «печатником». Но мы теперь знаем, каким неоднозначным, каким емким в те далекие времена было понятие «книгопечатник», какими разносторонними и глубокими знаниями должен был обладать тот, кто связал свою жизнь с книжным делом. Иван Федоров - писатель, редактор, издатель, типограф (а значит, гравер, словолитчик, художник-оформитель, наборщик, печатник, переплетчик). Иван Федоров еще и изобретатель, инженер, умелец. Ведь прежде чем заняться непосредственно книгопечатанием, ему необходимо было создать достаточно солидную «материально-техническую базу»: сконструировать, изготовить и собрать печатный стан и литероотливную форму, составить сплав со строго определенными технологическими свойствами, приготовить краску, пригодную для печати на бумаге с металлических форм, и т.д. Нужно было, наконец, обладать незаурядными организаторскими способностями, чтобы увлечь людей новым делом, увидеть в них достойных сподвижников, наладить работу типографии.

Типографская марка Ивана Федорова

В Москве начиналась издательская и типографская деятельность Ивана Федорова. На Украине, во Львове провел он свои последние дни. Приблизительно три десятилетия разделяют эти события: годы учения, работа в так называемой «анонимной» типографии, наконец, многолетний самостоятельный труд - организация типографий, подготовка и выпуск двенадцати изданий. В поисках более или менее благоприятных условий для осуществления своего книжного предприятия он много странствовал, ему приходилось совершать долгие путешествия, останавливаться в городах и селах России, Белоруссии, Литвы, Украины. Он жил и работал в Москве, Заблудове, Львове, Дермани, Остроге. Считают, что он посетил по делам Вильну и Краков. Возможно, в его биографии имели место поездки (тоже деловые) в Вену и Дрезден.

В начале 1563 г. в Москве, на Никольском крестце (средняя часть нынешней улицы 25 Октября, приблизительно на том месте, где сейчас находится Государственный историко-архивный институт) было возведено здание первой государственной типографии («дом... идеже печатному делу строитися»), в котором 19 апреля «некии хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец приступили к работе над «Апостолом». Работа эта длилась около года.

«Апостол» - первый труд Федорова и Мстиславца. В художественно- техническом отношении книга выполнена безукоризненно. Бесспорно, что и Федоров и Мстиславец, создавая книгу, были уже опытными мастерами, в совершенстве овладевшими тонкостями типографского искусства в процессе работы над «безвыходными» изданиями в «анонимной» типографии (функционировала в Москве в 1553-1563 гг.).

На первых порах у Федорова и Мстиславца дела шли успешно. После «Апостола» двумя изданиями (в сентябре и октябре 1565 г.) вышел «Часовник». Но в начале следующего года печатники внезапно покинули Москву. И покинули навсегда. Впоследствии, уже работая во Львове, Иван Федоров в послесловии к львовскому «Апостолу» обстоятельно изложил причины, побудившие его и Мстиславца уехать из Москвы. Их типографская деятельность в московской печатне прекратилась из-за «великих преследований... от многих начальников и духовных властей». Иван Федоров в резких выражениях страстно и смело обличает «злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены», в измышлении клеветы, вынудившей печатников оставить отечество и переселиться «в иные, незнаемые страны».

Московские печатники направились в сторону Великого княжества Литовского. Гетман Ходкевич, меценат и просветитель, предложил им основать типографию в своем заблудовском имении (недалеко от Гродно). Около трех лет было затрачено на организацию типографии, на оснащение ее необходимым оборудованием и материалами. Много времени ушло на сооружение печатного стана (часть типографского имущества - литероотливную форму, шрифты, доски с нарезанными украшениями - печатники привезли из Москвы). Лишь летом 1568 г. они приступили к работе над «Евангелием учительным». Это было последнее совместное издание Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Летом 1569 г. Мстиславец оставляет Заблудов. Прерывается многолетнее творческое содружество московских первопечатников. Федоров остается у Ходкевича и продолжает работать в заблудовской типографии (в 1570 г. печатает здесь «Псалтырь» с «Часословцем»),

Заключительные десять лет жизни первопечатника прошли на Украине. Это были годы напряженной и плодотворной работы. Достаточно сказать, что по крайней мере семь из двенадцати известных в настоящее время федоровских изданий увидели свет на Украине. Колыбелью украинского книгопечатания суждено было стать городу Львову. Здесь 25 февраля 1573 г. Иван Федоров приступил в организованной им типографии к печатанию «Апостола» и через год - 15 февраля 1574 г. - завершил свой труд. Эта дата и считается началом книгопечатания на Украине.

Первенец украинского книгопечатания - львовский «Апостол» - является своего рода «вторым изданием» московской книги. И, действительно, при беглом знакомстве с московским и львовским изданиями трудно обнаружить какие-либо существенные различия между ними. Лишь при тщательном изучении книг замечаешь, что львовский «Апостол» - издание более «роскошное», в частности, в нем больше иллюстраций, чем в московской книге. Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки, повторяющей с некоторыми изменениями гравюру в московском издании, во львовском «Апостоле» помещены еще дно иллюстрации: родовой герб гетмана Великого княжества Литовского Г. Ходкевича, покровительствовавшего московским печатникам в Заблудове, и чрезвычайно сложная композиция из замысловато сплетенных ветвей, на фоне которых симметрично расположены герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова. Львовский «Апостол» - первое издание Ивана Федорова, помеченное его типографским знаком. Такой знак, но исполненный более строго и лаконично, встречается во всех последующих его изданиях.

Апостол. Львов. 1574.

Но самое важное отличие львовского «Апостола» от московского издания - это интереснейшее послесловие, составленное первопечатником и озаглавленное им «Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня». В послесловии обстоятельно рассказывается о тех событиях, которыми были наполнены годы, предшествовавшие львовскому периоду его жизни, о причинах, побудивших его прекратить типографскую деятельность в Москве. Страницы послесловия полны драматизма, на фоне которого образ нашего первопечатника, глубоко убежденного в своем высоком призвании, обретает еще большую значительность и силу.

Предполагают, что львовский «Апостол» был отпечатан в количестве 1000-1200 экземпляров - тираж по тем временам немалый. Около ста экземпляров книги сохранилось (точнее - описано в литературе) до наших дней, многие книгохранилища мира обладают этим изданием.

Но если львовский «Апостол» столь популярен, то самой настоящей библиографической редкостью является второе львовское издание Ивана Федорова - «Букварь» (в литературе это издание называют также «Грамматикой», «Азбукой»).

Граф Г. С. Строганов был известен как любитель и собиратель старины. Кроме всех прочих коллекций он обладал еще и богатой библиотекой. Но какие сокровища хранились на ее полках - об этом никто не знал. Вероятно, не знал об этом и сам вельможа. Во всяком случае, книга, о которой идет речь, - львовский «Букварь» - не упомянут ни в одном описании, вышедшем при жизни графа. Граф предпочитал жить за границей, в Италии он и умер в 1910 г. Наследники по-своему распорядились доставшимися им сокровищами, в том числе и книгами. В 1927 г. русский искусствовед С. П. Дягилев приобрел в Риме у букиниста изрядно потрепанную старинную книжку небольшого формата, некогда принадлежавшую Строганову. Это был «Букварь» Ивана Федорова. Первые сведения об уникальном издании появились в печати незадолго перед войной, в 1939 г. - в книге воспоминаний о Дягилеве бегло упоминалось об уникальном издании. Сейчас единственный экземпляр этого федоровского издания хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

В общей сложности Иван Федоров прожил во Львове около четырех лет. В 1575 г. он оставил Львов и поступил на службу к князю Константину Острожскому, у которого продолжал печатать книги. В Остроге выходят в свет «Букварь» (1578), «Псалтырь» и «Новый завет» (1580), «Книжка, собрание вещей нужнейших...» (1580), «Хронология» - листовка, составленная Андреем Рымшей (1581), «Библия» - самая крупная работа Ивана Федорова. Издание известно в нескольких типографских вариантах. Книга - большого формата, объем ее -1256 страниц, тираж - приблизительно 2000 экземпляров. Острожская «Библия», отличающаяся изяществом набора, продуманностью композиции и верстки, строгостью графических украшений, по праву считается шедевром мирового книгопечатного искусства.

Выходом в свет перечисленных книг завершается издательская и типографская деятельность Ивана Федорова.

В последующие годы Иван Федоров несколько раз наведывался во Львов. В январе 1583 г. ездил в Краков «по делу отливки малой войсковой пушки». Весной того же года посетил Вену, где познакомил императорский двор со своим изобретением - разборной многоствольной пушкой.

Во второй половине 1583 г. Иван Федоров возвратился во Львов. Он тяжело болел, и 5 декабря 1583 г. скончался. Похоронили его на кладбище возле Онуфриевского монастыря. На могиле была установлена плита с типографским знаком первопечатника и текстом: «Иоанн Федорович друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декембрия 5... Друкарь книг пред тым невиданных» (плита эта вскоре исчезла и спустя много времени ее удалось реконструировать по сохранившимся зарисовкам).

В декабре 1977 г. в бывшем Онуфриевском монастыре был открыт Музей Ивана Федорова. Во дворе Музея на месте предполагаемого захоронения первопечатника установлена реконструированная плита и сооружена памятная скульптурная композиция.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Первой печатной книгой, как все хорошо знают, был «Апостол», а первым человеком, напечатавшим эту книгу - диакон Иван Федоров. Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга - 14 марта.

— Родился в 1510 году.

В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.

— Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.

Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529 -1532 годах - в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus».

В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.

Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.

— В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.

Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.

— 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»

— шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.

В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми экземплярах.

Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг. Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров. Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются. По всей видимости, всё это и послужило причиной поджога типографии.

В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя. Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,

известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.

В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».

Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.

В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».

Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.

— Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,

где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.

— Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».

Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.

Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу Острожскому,

владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.

— Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.

Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию. Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.

Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».

В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги.

На камне памятника высечено имя — Иван Фёдоров.

Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского

Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.


Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…


Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.


Первая печатная книга «Апостол»

С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.


Первая страница книги «Апостол»

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…

Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.

— Что ж, , честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:

— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.

Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).


Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум. *** Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит и вам согрешений ваших. *** И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. *** Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. *** Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.


Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.

Инозе́мный — то же, что иностранный

В 1803 г., когда исполнилось 250 лет с начала русского книгопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзин говорил: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".

Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка -- мало. Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы.

Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV--XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно -- Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".

Однако до сих пор не установлено точно ни место, ни дата выпуска этих книг, ни имена их печатников. "Апостол" Ивана Федорова, изданный в 1564 г. в Москве, -- первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова. В этом послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.

Первая печатня в Москве была открыта в 1.563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над "Апостолом", набирая его первую страницу. "Начаша печатати... святые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания". Книга вышла почти ровно через год -1 марта 1564 г.

В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову -- опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других. Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и, в конце концов, добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но, создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги. Первопечатный "Апостол" -- наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших "Апостолу", слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга -- "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", -- писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.

Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол";

Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского "Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей -- "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией.

Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой "Острожской библии", как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками -- греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

"Острожская библия", вышедшая в 1580--1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь "Хронологию" Андрея Рымши -- первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни.

В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие -- в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому кур-фюрту Августу: "...Итак, я владею искусством изготовления складных пушек... каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей..." Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.

Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. "впал в болезнь к смерти". Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: "Друкарь книг, пред тым невиданных". В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.