Министр Васильева не поверила нехватке учителей в школах. А она катастрофическая. Дефицит учителей в школах россии

Новый учебный год в Германии начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40 тыс. "Эта худшая ситуация за последние 30 лет", - сказал президент Ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти

В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации Международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 г. в Германии ожидается на один миллион школьников больше. "Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников", - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 г. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 г. будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом соответственно и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 г. должны увеличиться на 4,7 млрд евро . Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 г.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105 тыс. учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70 тыс. молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35 тыс. учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ничуть не лучше. К 2025 г. в стране будет не хватать более 300 тыс. воспитателей.

Новый эксперимент

Обучение преподавателя – это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество "учителей-непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например в Берлине в 2017 г. оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование, очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям "новых" педагогов. Они чувствуют себя людьми "второго класса" и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине: учителя требовали одинаковую оплату труда за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы

В то время как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5 тыс. преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 млн евро в год. В результате учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 г.). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит – дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии: там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если вначале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации

Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования - Рихард Давид Прехт - считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. "На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще", - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. То же самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования – это скорее организатор учебного процесса, его задача не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Наталья Маурер

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов-Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа

Острый дефицит учителей и воспитателей – это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов – все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно "потерянное поколение", неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей.

В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...

10:07 — REGNUM Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева утверждает, что школы города укомплектованы учителями на 100%. Тем не менее она отметила ряд проблем, которые ещё предстоит решить. Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на слова чиновницы, передаёт корреспондент .

По словам Екатерины Сибирцевой, несмотря на укомплектованность, вакансии учителей в школах есть, так как ряд преподавателей работает с перегрузками. При этом наибольшая нехватка ощущается среди учителей начальных классов.

«Нам колоссально не хватает учителей начальной школы, сегодня акцент смещён на начальную школу, большое количество первоклассников. Учитель начальной школы — сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, но мы это достаточно легко закроем. А начальная школа — это самое сложное», — цитирует издание « » заявление главы департамента.

«По всей стране эта беда. И не только началка. Учителя бегут», — сообщил один из участников интернет-форума.

С ним согласны и другие пользователи. Они предлагают муниципальным чиновникам из отделов образования идти в учителя, так как все они, как правило, имеют педагогическое образование.

«У дочки в 1-м классе учительница — бабушка 80-летняя. А все потому, что работать некому…», — констатирует другая участница форума.

Также ряд комментаторов согласились с тем, что учителя действительно сильно загружены.

«В прошлом году у нас классный руководитель на два класса пахала (2-й и 4-й класс), вот это треш, как выжила-то с нашими «обормотами» в две смены», — написал о проблемах в школе пользователь.

Другие участники форума предположили, что проблема может быть связана с небольшими зарплатами педагогов.

«Наша учитель тоже в две смены работает — 3-й и 4-й класс ведет. Новых учителей в младшем блоке давно не видела. Не выживают, видимо, на зарплату такую», — написала она.

Её поддержал другой комментатор, напомнив про высказывание главы правительства Дмитрия Медведева о зарплатах преподавателей и что им делать, если она их не устраивает.

«Учителя, видимо, выполняют заветы Медведева — массово пошли в коммерцию. Шутки шутками, а сейчас человек может выбирать где работать, пока не пересмотрят ситуацию с з/п, так и будет», — отметил он.

С ними согласилась педагог из Екатеринбурга.

«Работаю в школе 20 лет. Зарплата 19 000. Стимулирующую часть не выплачивают три года. Молодые практически не приходят. Студенты педагогических вузов уже на практике говорят о нежелании идти в школу. Кто ещё пойдёт за такую зарплату работать? Дошло до смешного: стыдно говорить, что работаешь в школе», — сообщила учитель.

Напомним, что в 2017 году 1 сентября в Екатеринбурге начали работу 163 школы, а за парты сядут 149 тысяч учащихся. Согласно данным государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Свердловской области за январь — июнь 2017 года составила 40 940 рублей.

С традиционной сменой календарного года у населения всегда связаны некоторые ожидания перемен. С 1 января меняются тарифы, проценты по налоговым ставкам, убираются и добавляются штрафы, но самое главное - меняется размер выплат.

Учителя - категория сотрудников бюджетных организаций, которая тревожится за размеры своих доходов постоянно. Это обусловлено не корыстными побуждениями, а реальной ситуацией в экономике страны. Постоянный рост инфляции ежегодно съедает преподавательские доходы, несмотря на то, что на бумаге они растут.

Но повысят ли зарплату в 2017 году педагогам? Каждый год вопрос об уровне зарплаты в следующем году становится для учителя не просто актуальным, а жизненно важным. По состоянию на конец 2016- начало 2017 годов уровень дохода этой категории работников колеблется в границах 18-30 тысяч рублей.

Однако, сотрудники росстата, публикующие такую статистику, в основном берут в расчет данные по городским жителям, где зарплата выше, чем в сельских учреждениях и много частных школ.

Далеко за городом, в деревнях, доход педагога едва ли превысит уровень в 15 тысяч.

Для городских жителей зарплата учителя в 2016 -2017 году 18-30 тысяч - отчасти приемлемая сумма с учетом возможности преподавателей работать на 1,5 ставки, но не более, так как переработки, превышающие 20 часов, сейчас запрещены.

Но, даже за короткий годовой промежуток часть этих денег успевает обесцениться под влиянием негативных экономических процессов. Неудовлетворительный уровень оплаты труда работников сферы образования провоцирует нехватку кадровых ресурсов, значительное снижение интереса к профессии и ее престижа.

Будет ли повышение зарплаты в 2017 году

Следующий год работники образования вправе встречать с оптимизмом. По зарплате учителей в 2017 году последние новости выглядят так: правительство активно занимается вопросом и уже поступило предложение об увеличении годового фонда на 30 процентов. Официально решение еще не принято, но само желание государства найти средства и запустить повсеместное увеличение зарплаты 2017 году - знак позитивный. Кроме того, уже подписан указ Президента, по которому состоится повышение зарплаты учителям в 2017, добившимся заметных успехов. Ведущие работники отрасли могут рассчитывать на премию размером до половины от собственного оклада.

Однако, это решение правительства нашло одобрительный отклик далеко не у всех педагогов. Повышение фонда заработной платы на треть не означает автоматический рост доходов работников образования. Новые деньги в бюджете могут быть освоены по-разному - решение принимают региональные власти. По закону Российской Федерации, именно чиновники на местах должны распределять эти средства.

Помимо желания повысить фонд зарплат, по слухам, чиновники планируют переформатировать требования к педагогам и пересмотреть сами механизмы оплаты труда. Так, возможно министерство образования введет новые профессиональные стандарты, по которым работать со средним профессиональным образованием будет запрещено, а количество допустимых часов, превышающих основную рабочую ставку - сокращено.

Изменения в зарплате в 2017

Говорить о том, что зарплата учителям в 2017 в России изменится, можно с уверенностью. В первую очередь, состоится регулярная плановая прибавка, которая привязана к базовому инфляционному уровню. Ожидать значительного роста по регионам, тем не менее, не стоит - бюджет сферы образования ежегодно сокращается на несколько процентов.

Но, если с прогнозами на повышение доходов для бюджетников ситуация понятна, то о противоположном сценарии развития событий публичных высказываний не так много. Между тем, тяжелое экономическое положение государства очевидно и в ряде регионов работники образования заинтересованы больше не в дальних перспективах повышения доходов, а в сохранении того положения, которое есть сейчас.

Такое желание не случайно, ведь в 2016 году изменились правила расчета средней зарплаты по регионам. Он проходит по новому показателю статистики - среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ. Показатель заменил прежний параметр - средние зарплаты учителей в 2017 году в России по региону.

Предыдущие показатели учитывали только сотрудников организаций, а новые - всех людей работающих по найму. За счет этого, несмотря на плановое увеличение ассигнований на оплату труда, реальный доход конкретного бюджетника снизился. Безусловно, новшество коснулось и учителей.

Официальные лица государства - премьер-министр правительства и руководитель министерства труда неоднократно высказывались по этому поводу. Уровень зарплат работникам бюджетных организаций, учителям, в том числе, не будет снижен в ближайшие годы. Первые лица государства заверили: любые реформы и незначительные изменения не должны ухудшать экономическое положение и зарплаты педагогов в 2017 году, исходить нужно, прежде всего, из этого.

Индексация зарплат 2017

Новый метод расчета заработной платы, принятый в 2015 году (О совершенствовании статистического учета), понизил этот показатель более чем на 12 процентов. Исходя из этого, правительство не планирует проводить индексацию выплат бюджетникам и зарплата с 1 января 2017 года не повысится. Таким образом, учительские зарплаты вступают в зависимость от среднего показателя по региону. Перед каждым регионом поставлена задача на повышение зарплаты учителям в 2017 году, но она будет решаться разными способами. Судя по имеющимся на эту минуту новостям, официально индексация для бюджетников будет проведена с 1 апреля 2017 года.

Актуально сегодня:

Возможно Вас заинтересуют.

Есть ли в российских школах, особенно на селе, дефицит педагогов? Данные поступают самые противоречивые. Недавнее исследование Общероссийского народного фронта показало, что в половине российских школ есть нехватка учителей. Министерство просвещения приводит другие цифры: дефицит педагогов не превышает одного процента вакансий. Почему такая разноголосица?

Дело в том, что официальная статистика не учитывает глубокую дифференциацию между школами в крупных городах и селах, разницу между регионами. Если в Москве и Санкт-Петербурге на место учителя может быть серьезный конкурс, то, например, в Амурской, Псковской, Тверской областях ситуация совершенно другая. Особенно актуальна эта проблема там, где высока доля сельского населения, - поясняет ситуацию директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Кроме того, официальная статистика не учитывает нагрузку педагогов. Многие работают 22-24 часа в неделю, а норма - 18 часов. То есть формально вакансия занята, но учителя работают больше чем на одну ставку.

Яркий пример - Покровская школа в Долинском районе Сахалинской области. Школа небольшая: чуть более ста учеников и 20 учителей. Примерно у трети преподавателей количество часов превышает норму. "У меня сейчас нет географа, - говорит директор школы Людмила Панкратова, - и вряд ли кто ко мне пойдет на 10 часов. Выход один - внутреннее совмещение. Та же история с математикой, физикой, у этих предметников нагрузка 25 часов, то есть на треть выше нормы".

А в Пензенской области серьезная проблема с "иностранцами". Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка. "Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные - более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть. Главная проблема - нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей - приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены".

Тот факт, что должность сельского учителя иностранного языка - одна из самых доступных в российских школах, отмечают и в министерстве просвещения. В Дагестане, например, сейчас 219 таких вакансий. Почему? Ежегодный прирост населения в регионе - около 30 тысяч человек, это рекордный показатель. В Дагестане, в республиках Бурятия и Чечня до сих пор около 10 тысяч ребят учатся в третью смену. Она должна быть ликвидирована к 2024 году: будут строиться новые школы, реконструироваться старые. А значит, и учителей понадобится больше. Откуда их взять?

Для сельских, для малокомплектных школ нужно готовить учителей-универсалов, которые могут вести сразу несколько предметов естественно-научного (например, одновременно физику и химию) или гуманитарного цикла. Такая практика в мире есть. В Германии, например, учитель может вести одновременно и немецкий язык, и физкультуру. Но для таких изменений понадобится серьезно модернизировать систему педагогического образования, - считает Ирина Абанкина. - Кроме того, нужно развивать сетевое взаимодействие школ за счет "десантных" технологий. Закупать новые школьные автобусы.

В Удмуртии педагоги организовали такой образовательный "десант" своими силами. "В прошлом году у нас не было историка - пришел на подмогу учитель из соседнего населенного пункта. Ездил к нам преподавать на своей машине, а это 40 километров в пути туда-обратно. Учитель физики и математики к нам вообще ездит из другого района на автобусе. Я сама как педагог-психолог кроме своей школы закреплена еще за двумя соседними. Кроме меня в другие учебные заведения у нас ездят географ, химик, биолог", - рассказала "РГ" педагог Сосновской средней школы Шарканского района Удмуртии Надежда Аверкиева. А вот в Пермском крае региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Кроме того, большие надежды эксперты возлагают на федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который курирует минпросвещения. К 2024 году в сельских школах должен появиться высокоскоростной интернет, будет запущена Российская электронная школа с огромной базой онлайн-курсов, с виртуальными лабораториями, практикумами... Все это станет большим подспорьем для педагогов.

Сегодня практически в каждом регионе есть свои программы сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета. А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

"В нашей школе средняя зарплата примерно 28 тысяч рублей, для села это хорошо. Преподаватели со стажем получают и больше - до 35 тысяч. Молодежь зарабатывает в среднем по 18 тысяч. Нагрузка у всех разная, некоторые берут 1,6 ставки. Но так как у нас полноценная двухсменная школа, то отработать эти часы несложно. Допустим, 3 часа в первую смену и еще два во вторую. Это вполне посильная работа", - говорит директор школы в селе Кулешовка Азовского района Ростовской области Игорь Малиночка.

Как еще можно помочь учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах. Одну из таких школ на 28 учеников в отдаленном хакасском селе на прошлой неделе посетила министр просвещения Ольга Васильева. Школа открылась в июне: все педагоги в ней - молодые ребята, которые после окончания абаканского педвуза вернулись на малую родину.

Как можно помочь сельским учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах

Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик, - рассказала Ольга Васильева.

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал министру:

Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет. Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то... А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так, - рассказала Ольга Васильева. - Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/ Ксения Колесникова