Ограниченный натурализм в искусстве бидермейера. Основные черты стиля бидермайер в интерьере

В 30-40 годах 19 века законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Именно из Германии и был заимствован стиль бидермейер в одежде. Он обеспечил, в первую очередь, то, чего так не хватало модницам того времени. Речь идет о комфорте, безопасности, простоте и функциональности в одежде одновременно.

Бидермейер в одежде

Стиль бидермейер в одежде в большей степени коснулся женского платья. Во времена особенно популярным было платье без талии. Конечно, такая модель была практичной и удобной, но при всех этих достоинствах она не подчеркивала женскую фигуру. Именно поэтому примерно в 1820 году платье подверглось кардинальным изменениям. Лиф стал приталенным, юбка несколько укорочена, ну а талия спущена чуть ниже, что и придавало фигуре большую женственность. И снова модницы стали прибегать к помощи корсетов.

С течением времени талия на таких платьях опускалась все ниже и ниже. Для того чтобы визуально сделать ее еще уже, в моду вошли широкие рукава с говорящим названием «бараний окорок» или «ветчинообразные». Рукава были настолько широкие, что для поддержания их формы использовался китовый ус.

Стоит отметить, что стили бидермейер и романтизм тесно перекликаются между собой. Чтобы образ приобрел особую романтичность, девушки были вынуждены сильно белить свои лица. Именно это считалось аристократической красотой.

Мода на бидермейер исключала женские пальто. Альтернативой им стали теплые шерстяные платья, только напоминающие пальто. Снова актуальными стали украшения из жемчуга, броши, длинные серьги, диадемы, декоративные иголки и гребни.

Внедрение стиля бидермейер позволило многим дамам вести активную жизнь. Некоторые из них вышли за пределы своих будуаров и начали появляться на биржах, другие увлеклись спортом.

Редко, кто слышал о стиле бидермейер в интерьере с немецкими корнями. Стал популярным в Европе в начале XIX века, сначала в двух странах: Германии и Австрии.

Новое направление моды в домах сохранялось до 1848 г., времени революций демократии.

Стиль бидермейер соответствовал взглядам общества, где среднее сословие стремилось к спокойной мирной жизни после войн с Наполеоном.

Немного истории

В переводе с немецкого языка «bieder» — дословно «обывательский» или «простодушный», чаще использовали с подтекстом сатиры.

Такой псевдоним взял себе поэт «Готлиб Бидермейер». Считаясь «мещанским вкусом», впервые появился, как название стиля только в 1894 г.


Точное название подчеркивает суть этого стиля, так как главным критерием являются комфорт и максимальное удобство для хозяев.

Берет свое начало бидермейер из оформлений замков и дворцов аристократии (ампир, а также классицизм). Взяв за основу те же формы, они стали мягче, максимально приблизив их к домашнему уюту.

Дизайнеры порой называют бидермейер романтическим ампиром. Смесь двух стилей быстро распространялся, даже во дворцах стали им оформлять интерьеры, что придало мягкость и нежность дизайну.

Как создать обстановку в стиле бидермейер?

С этим стилем прочно входит в дом удобная простота и практичный комфорт. Он стал первым стилем в Европе, где стали ценить не показную пышность и помпезность, а целесообразность и функциональность вещей. Стали ценится семейный домашний уют и простота.

Дизайн в стиле бидермейер всегда выделяет общая пропорциональность, законченный образ. Такой интерьер покоряет умиротворенным спокойствием, удобством и уютом, отсутствием вычурности в оформлении. Здесь обязательными условиями становятся: строгая геометрия всех форм и палитра светлых красок.

На стенах часто можем видеть цветочные мотивы или светлые полоски, а также сводчатые потолки. Глубокие проемы больших окон украшали воздушными гардинами из красивого муслина.

В углу зала, где собиралась вся семья, и принимали гостей, в нише округлых форм была элегантная белая печь. Стены украшали светлыми миниатюрными картинами.

Именно с этим стилем пришло понятие «чистой комнаты», где отражено подражание аристократическим салонам, где принимали знатных гостей. Общий зал (гостиная) оформлялся с большой любовью и старанием, он был визитной карточкой вкуса и достатка владельцев дома.

Меблировка бидермейера

По традиции необходим небольшой сервант, где под стеклом выставляли дорогостоящий фарфор и безделушки, модные в то время. Обязательно присутствие сувениров, рукоделие, большие часы на полу или стене с музыкой. Для живописных картин выбирали сценки на бытовые темы со множеством деталей.

Вся мебель в стиле бидермейер сразу выделяется своей практичностью, а только потом красотой форм. Использовалась техника фанерования в изготовлении мебели. Применяли лишь светлую древесину фруктовых деревьев для меблировки: клен, а также ясень и береза, нежный цвет груши и вишни, сосна.

В XIX в. мастерство краснодеревщиков достигает небывалых высот, ни умело подчеркивают природную красоту любого дерева, почти без декора. В это время была принята свобода от форм в меблировке, что применяют до сих пор.

Признаки мебели бидермейер:

  • Красиво выгнутые спинки диванов (кресел), подлокотников, выточенные изогнутые ножки мебели.
  • На спинках, ножках и подлокотниках часто был необычный декор в форме лебедей, мистических грифонов, а также растительные мотивы.
  • Репсом в полоску или ситца обтягивали диваны в стиле бидермейер и кресла. Фиксация обивки была цветными гвоздиками со шляпками из фарфора.

Кровати были более простыми по форме с гладкими ножками без украшений. Обязательный атрибут – эффектные балдахины со временем почти исчезли из интерьера спален.

Также стилю характерны круглые изящные столы с изогнутыми ножками. В интерьере было изобилие шкафчиков, ажурных этажерок, где хранили книги, трюмо, миниатюрные клавесины для музицирования.

На подставках или этажерках располагали декоративные растения, вазы с цветами (свежими или высушенными), которыми украшали зал.

Декором служили пестрые покрывала, столовые скатерти. Завершали общий образ бидермейер в интерьере шторы с драпировками, накидки с красивыми вышивками.

Зная интересные нюансы бидермейера, можно создать нежный образ гостиной, такой удобный и комфортный для счастливой и спокойной жизни.

Фото стиля бидермейера в интерьере


Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»

Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.

Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.


Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…

Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.

В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести - к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».


Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.


Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)

Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.


Карл Шпицвег
«Пикник»

Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.

Платья в стиле бидермейер


Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.


Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет

У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.

Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.


Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)

Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание - белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.


Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)

Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.


Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» - дочь торговца мясом (1829)

У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.


Й. К. Штилер
«Лола Монтес» - танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)

Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.

О рукавах


Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.


Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)

Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.

Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.


Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)

Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».

У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер


Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.


Карл Шпицвег
«Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.


Карл Шпицвег
«Запах роз»

С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.


Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)

Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.


Карл Шпицвег
«Вдовец»

Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.

Бидермейерский период длился с поражения Наполеона в 1815 до революции 1848 года. Во время Бидермейера европейский континент был озарен пробуждением желания добавить в дизайн интерьера новую элегантную простоту.

Стиль бидермейер в интерьере – уютная провинциальность

Основная идея стиля бидермейер заключается в том, что каждый элемент пространства помещения должен иметь утонченную элегантность, с акцентом на конструкцию и функциональность. Сочетание различных объектов невероятной красоты было важным принципом создания нового интерьера. В каждой комнате располагалось несколько различных видов стульев. Считалось, что в хорошем интерьере должна быть интеллектуальная и творческая атмосфера, которая бы позволила обсуждать искусство, музыку, поэзию.


В этой дизайнерской среде выросли такие музыкальные гении, как Бетховен и Шуберт. Трудно переоценить культурные достижения этой чудесной эпохи. Бидермейер считается переходным периодом между классической (1770-1815) и романтической (1840-1870) эпохами. В различных странах это время имело разные названия. Впрочем, в каждой отдельной области были свои особенности.


на фото кабинет в стиле бидермейер

Чистые, простые линии и незамысловатая, функциональная форма характеризуют мебель этого художественного стиля. Наброски рисовались в небольших масштабах с изящными и элегантными формами. Лишенный ненужный прикрас Бидермейер обращает внимание человека на красивую шпонированную древесину, которая составляет площадь поверхностей. Раньше столы изготавливались из темно-красного дерева с тенденцией к имперскому стилю. В последующие годы бидермейерская мебель начала производиться из более светлых пород – березы, ясеня, груши, вишни. Мастера создавали причудливые стили.

на фото спальня с мебелью бидермейер

Кстати, термин «Бидермейер» был создан благодаря псевдониму поэта, который саркастически описывал интересы и вкусы немецкого обывателя. Имя «бидер» обозначает «простенький», а слово «мейер» произошло от популярной немецкой фамилии.

Сегодня стиль Бидермейер снова становится невероятно популярным. Всемирно известные архитекторы Роберт Вентури, Чарльз Дженкс, Майкл Грейвс и Мило Боман вновь позволили нам насладиться его красотой. Эти творцы с успехом используют элементы стиля в качестве вдохновения для разработки собственных линий мебели.

Кроме того, стоит отметить, что мебель, созданная в Бидермейерском дизайне, является чрезвычайно ценной для современных коллекционеров. Ее можно легко использовать для безукоризненного оформления современных домов. Антиквариат с миниатюрными пропорциями отлично смотрится в маленьких квартирах и частных жилищах. Это роскошное сочетание красоты, стиля и функциональности. Что нам еще нужно?

Попробуйте обустроить собственный дом в этом дизайне, и вы непременно останетесь довольны полученным результатом.

Несколько современных интерьеров в стиле бидермейер



на фото интерьер столовой комнаты в стиле бидермейер



на фото современная спальня в стиле бидермейер

Стиль бидермейер имеет немецкое происхождение. Распространяться он стал по Европе (особенно по Германии и Австрии) в начале XIX в. В интерьере немецких и австрийских домов новый стиль прочные позиции занимал вплоть до демократических революций, произошедших в 1848 г.

Бидермейер можно оценить как стиль, практически полностью соответствующий мировоззрению буржуазии. В этом стиле отражалось стремление представителей среднего класса, уставших от войн Наполеона, к спокойной и размеренной жизни.

Происхождение стиля

Немецкое слово «bieder» обозначает обывательский или простодушный. «Бидермайер» раньше переводили с сатирическим подтекстом в двух вариациях – «бравый солдат Майер» или «простодушный господин Майер». Такое ироничное название стиль получил от псевдонима известного немецкого поэта Людвига Айхрода, подписывался он как «Готлиб Бидермейер».

Айхрод писал пародии на стихи школьного учителя Заутера. Последний был поклонником и носителем мещанских вкусов, писал стихи, прославляющие радости проживания на земле, и был вполне счастлив, хотя и жил в стесненных условиях. Относительно к стилю в искусстве и интерьере термин «бидермейер» был впервые применен лишь в 1894 г.


Название стиля с наибольшей достоверностью выражает его суть. Стиль бидермейер отличается одной главной особенностью – в интерьере обязательно должно соблюдаться удобство и домашний уют.

Бидермейер вышел из образцов известных дворцовых стилей, таких как ампир и классицизм. Сохраняя те же мотивы и формы, бидермейер сделал их более мягкими, сглаженными, то есть больше приблизил обстановку к домашней и комфортной для домочадцев.

Бидермейер в интерьере иногда дизайнеры называют смесью романтизма и ампира. Несмотря на то, что изначально новый стиль полюбился только мещанским обществом, со временем он смог и проникнуть в дворцовые интерьеры, делая их более теплыми и мягкими.


Дом в стиле бидермейер

Бидермейер как стиль оценен с положительной стороны и последующими поколениями. Именно с приходом этого направления в жилом интерьере на первое место вышли удобство, простота и комфорт. Можно сказать, что это первый европейский стиль, главным для которого считалась не театральность роскоши, а соответствие обычной жизни.

Главные критерии выбора какой-либо вещи для стиля бидермейер – доброкачественность, практичность и целесообразность в интерьере. Бидермейер прославляет семейные ценности, простой домашний уют без показного богатства.


Стиль бидермейер отличается особой выдержанностью всех пропорций, всегда производит впечатление целостности. В оформленном в соответствии с этим направлением жилище всегда спокойно, уютно и нет вычурности. Комнаты обязательно должны быть светлыми, обычных геометрических форм.

Стены оклеивают цветочными или полосатыми обоями светлых оттенков, допускается их разделение архитектурными элементами. Потолки обычно сводчатые, проемы окон достаточно глубокие и украшены парящими занавесками из муслина. В одном из углов общей комнаты обязательно монтируется в круглой стенной нише белая печь с изящными формами. На стенах развешивают различные гравюры, неяркие акварели и миниатюры.


Стиль бидермейер принес в буржуазную среду такое понятие, как «чистая комната», то есть помещение для приема любых гостей, что позволяет подражать богатым салонам аристократов. Эту комнату рекомендовалось обставлять с особой заботой, так как именно по ее обстановке гости могли судить о благосостоянии хозяев.

Традиционным атрибутом в «чистой комнате» считались стеклянные серванты небольших размеров. На их полках расставляли коллекции дорогого фарфора и разнообразные модные безделушки. В интерьере обязательно должны присутствовать сентиментальные украшения и сувениры, вышивки и музыкальные настенные или напольные часы. В выбранной живописи соблюдаются бытовые сценки с тонко и четко прорисованными деталями.


Мебель, подобранная для стиля бидермейер, прежде всего, должна выполнять практичные цели и только после этого служить в качестве украшения комнаты. Широко применялась в мебели техника фанерования. Бидермейер часто именовали эпохой светлых пород дерева – для столов, стульев, диванов выбирали ясень березу, сосну, вишню, клен и грушу.

Мастера-краснодеревщики в XIX в. умели тонко подчеркнуть естественную красоту используемого дерева и декоративные элементы практически не применяли. Этому времени больше свойственна популярность свободной от определенных архитектурных форм мебели, что широко используется и в наши дни.


Мебель эпохи бидермейера легко можно отличить по нескольким признакам. Плавно выгнутые спинки и подлокотники диванов и кресел, точеные и гнутые ножки. Подлокотники, спинки и ножки часто оформляли в виде фигур грифонов, лебедей, широко использовались растительные орнаменты./

Обивку предпочитали изготавливать из цветного ситца или полосатого репса. Облицовочные ткани на креслах, диванах часто фиксировались при помощи гвоздиков с разноцветными фарфоровыми шляпками.


Кровати предпочитали выбирать простыми по конструкции, ножные и головные щиты должны были быть одинаковыми по высоте. Приветствовались гладкость дерева и отсутствие украшений. Балдахины, широко популярные до этого стиля, постепенно практически исчезли из оформления спален.

Стиль бидермейер предусматривает наличие в доме больших, круглых столов с разнообразными по форме опорными ножками. Интерьер стиля обязательно должны дополнять угловые шкафчики, витрины, трюмо, этажерки под книги и цветы, компактные клавесины. Желательно присутствие комнатных растений в цветочных вазах и горшках, их устанавливают на подставках и этажерках.

Декоративное оформление стиля бидермейер обязательно завершают яркие цветастые покрывала и скатерти на столах, драпированные шторы, различные накидки с вышивкой.