Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования. способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями. Стили педагогической деятельности

Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями. Кратко рассмотрим их.

Особенности педагогической деятельности

1. Объект педагогической деятельности - индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив - активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность - это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.

Нюансы педагогического процесса

Поскольку педагогическая деятельность - это деятельность целенаправленная, постольку процесс - преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый. И не приходится удивляться тому, что усилия педагога в воспитательной работе иногда поддерживаются, а иногда разрушаются процессом стихийным. Педагогу приходится учитывать эту ситуацию и условия. А это возможно только при постоянной, скользящей диагностике.
Педагогический процесс - это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие индивида. К тому же индивид, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно.
Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с детьми означает уважительное отношение к детям, способность ценить в ребенке его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства.
Педагогическая деятельность необходимо включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс. Поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. Она способна создать атмосферу доверительности, теплоты, взаимоуважения, благожелательности во взаимоотношениях педагога и воспитанника. Тогда слово педагога оказывается действенным инструментом влияния. Но грубость, жестокость, нетерпимость в тех же взаимоотношениях, бестактность в общении формируют атмосферу недоброжелательную. В такой ситуации слово воспитателя раздражает воспитанника, воспринимается им негативно, угнетает его. Само общение и для педагога, и для воспитанника становится безрадостным, нежелательным, а слово - малодейственным или даже разрушительным фактором.
В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных. При этом исчезает психологический барьер между ними; между старшими и младшими, опытными и неопытными членами группы устанавливается подлинное сотрудничество. Конечно, при этом ответственность старших за младших - моральная, правовая, психологическая - остается, но она смягчается, как бы не замечается, и в то же время как бы одинаково возлагается на всех.
Вопрос о стиле руководства вообще, о стиле взаимоотношений между руководителями и подчиненными- особый и большой. Он более подробно рассматривается в другой теме. Сейчас же скажем лишь о том, что демократический стиль, в отличие от авторитарного и либерального, более предпочтителен. Стиль же управления, который опирается на беспрекословное, не допускающее возражений и обсуждений, исполнение приказа, команды, распоряжения, - формирует личность пассивную, безответственную, безынициативную.

1.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции - это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

У каждой профессии есть особенности, у педагогической - тоже. Рассмотрим их.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни. 2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая:

концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте. 3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) - постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником. 4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу. На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

8. Учитель не имеет права на ошибку - в его руках - судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники - это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело- педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант- это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. 10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии. Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

Введение

1.

2.

.

Заключение

Литература

Введение

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Успешное выполнение педагогической деятельности требует, чтобы каждый учитель, глубоко овладел: 1) своим предметом; 2) теорией познания и педагогическими науками; 3) умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; 4) умением органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов; 5) умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для развития познавательной деятельности школьника, его общественной активности и самостоятельности.

Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предусматривает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин совмещает в себе три основных стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) такой компетентности.

Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тем качественным позитивным изменениям в психическом развитии учеников, воспитанников или студентов, которые состоялись под воздействием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объекта приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности.

В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока:

обученность и обучаемость;

воспитанность и воспитуемость.

Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность.

1.Эффективность педагогической деятельности

Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими пауками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.

Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.

Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.

Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.

Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественнозначимые ценностные ориентации .

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции ненаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации; установления и развития коммуникации, взаимопониманиями взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия .

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи .

педагогическая деятельность конфликт саморегуляция

2.Конфликты и педагогическая деятельность

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие - нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом.

Наиболее широкое определение конфликта - это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностный конфликт - это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т. д.

Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой и т. д.

Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым - специалист.

Итак, для внутриличиостного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее:

Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие.

Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу.

Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие.

Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе.

Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной).

Следует при этом избегать межличностных конфликтов.

Изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека.

Межличностные конфликты - это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями). учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя).

Педагогические конфликты делят на три группы:

Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что и нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

.Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходятученики в процессе обучения в школе.

Й период - 1-й класс, адаптация к школе.

Й период - 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни.

Й период - окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет.

.Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2 - 3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3 - 4 человека конфликтовать с классом и т. д.

Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка.

Во взаимодействиях «учитель - администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта .

Можно выделить такие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

конфликты деятельности, которые возникают из-за невыполнения учеником учебных заданий, успеваемость, внеучебная деятельность;

конфликты поведения, которые возникают через нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

конфликты отношений, которые возникают в сфере эмоционально - личностных отношений учеников и учителей и общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогических конфликтов:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное решение ситуации;

участники конфликтов имеют разный социальный статус, и этим определяется их разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта порождает разную меру ответственности за ошибки при их решении;

через разное понимание участниками событий и их причин учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями;

присутствие других учеников при конфликте делает их не только свидетелями, но и участниками; конфликт приобретает воспитательное содержание;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика;

любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;

конфликт в педагогической деятельности легче предотвратить, чем успешно его разрешить .

На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом.

На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить.

Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов .

3.Саморегуляция педагогической деятельности

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.етод интроспекции - человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке.

Метод эмпатии - вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их.

Метод логического анализа - для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение.

Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них:

если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты;

можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя;

можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения;

можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме;

можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом.

В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, и, которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны .

Для саморегуляции можно использовать следующие методы самовоспитания и психокоррекции:

В случае неадекватной самооценки - метод самокритики, самоочищения, из методов психокоррекции - интроспекция, идентификация, расширение способов самовыражения.

При личной тревожности, сверхконтроле - педагогический анализ деятельности, самоконтроль, социальная рефлексия, эмпатийное слушание, моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственного поведения на разных этапах урока, упражнения на снятие напряженности.

При возникновении проблемы дисбаланса культурного и социального развития хорошо использовать самокритику, самообучение, релаксацию, децентрацию.

При эмоциональной холодности, формализме по отношению к ребенку, недостаточно развитой коммуникативной компетентности учителя, авторитарности целесообразно анализировать педагогические ситуации, проводить упражнения на овладение элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей, овладение техникой интонации, мимики.

В случае недостаточной профессиональной компетентности в отдельных аспектах деятельности, неумения организовывать свое время, плохо развитых отдельных педагогических способностях - соблюдение распорядка дня, планирование, тренировка рефлексивного поведения, развитие педагогической интуиции, навыков импровизации, самодиагностика личностно - профессиональных недостатков, социально - психологический тренинг .

Решение проблемы самосовершенствования учитель должен начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления, своего интеллекта, умения управлять своими эмоциями.

Заключение

Педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Деятельность учителя - это очень сложный и многогранный по психологическому содержанию труд, требующий от личности высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания науки, четко выраженной профессионально-педагогической направленности, любви к детям, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.

В процессе выполнения педагогической деятельности учитель не только проявляет свои физические и духовные силы, но и формирует их, и чем выше сознание общественной и личной значимости избранной учителем специальности, тем шире возможности для всестороннего развития и формирования его личности. Огромное значение для формирования личности учителя имеют складывающиеся в процессе его деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Высокая активность личности учителя, его педагогическое мастерство во многом зависят от его социальной и профессиональной ориентации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени включенности его в творческую деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осознание своей социальной роли, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт личности учителя: целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости и деловитости. Эти качества помогают учителю проявлять волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда на его пути встречаются трудности.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

Кутішенко В. П. Вікова та педагогічна психологія. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 128 с.

Педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

Мы проанализировали первую из них, связанную с психологическими особенностями обучающихся. Вторая цель педагогической психологии связана с психологическими особенностями обучающих.

В последнее время при исследовании проблемы эмоционального выгорания учителя и педагоги часто попадают в группу людей, особо подверженных этому психологическому недугу- Действительно, хорошо известно, что педагоги часто имеют слабую нервную систему, что они бывают эмоционально несдержанны, быстро устают и имеют низкий порог утомляемости. Помимо этого нередки случаи, когда молодые специалисты, предполагающие, что они смогут эффективно обучать и даже в корне изменить существующую систему образования, начинают работать педагогами, однако через короткое время от их надежд и мечтаний не остается и следа. Более того, они нередко оказываются самыми косными, самыми жесткими и неоправданно строгими преподавателями, сетующими на плохих учеников и неудовлетворительные условия профессиональной деятельности. Если к этому добавить, что у значительного числа педагогов проблемы в личной жизни, связанные как с супружескими, так и с детско-родительскими отношениями, то становится очевидным, что проблемы психологических особенностей обучающих требуют своего решения в рамках задач построения эффективного обучения.

Если не углубляться в личностные особенности педагогов, а ограничиться психологическими характеристиками, имеющими непосредственное отношение к профессиональной позиции обучающего, то можно выделить три аспекта.

Более двадцати лет назад в одном из первых исследований, посвященных вопросам профессиональных коллективов, педагогический коллектив был выделен как один из самых деструктивных, который не только не помогает решать профессиональные задачи, но всячески препятствует построению эффективного обучения.

Психологам хорошо известен феномен педагогического коллектива, когда внешне все очень любят и поддерживают друг друга, а по сути даже имеющиеся внутри группировки нестабильны из-за того, что их члены и участники все время меняются. Так, одна команда поддерживает своего директора, но всячески мешает и даже дискредитирует деятельность содержательного лидера. Однако даже при незначительном изменении ситуации некоторые члены этой команды могут примкнуть к содержательному лидеру и стать, соответственно, оппозицией директору и т. д. В ряде случаев педагогический коллектив на некоторое время сплачивается, например, когда появляется общий «враг» в виде какой-то комиссии, нового администратора или родителей, которые начинают противостоять педагогам. Самое интересное, что в это время в таком образовательном учреждении качественно меняется в лучшую сторону и уровень организации и проведения педагогического процесса. Как только ситуация стабилизируется, общий враг исчезает или находит какие-то общие мотивы с кем-либо из коллектива, меняются и взаимоотношения, и качество образования.

Если попытаться проанализировать, что служит причиной затяжных конфликтов в педагогическом коллективе, то выясняется, что они, как правило, связаны не с профессиональными, а с личными интересами и особенностями педагогов. Даже тогда, когда вроде бы неприятие одного учителя другим связано с пропагандируемым одним из них теоретическим направлением, определяющим особенности преподавания, то в реальности оказывается, что «теоретический» аспект лишь положил начало конфликту, а его затяжному характеру способствовала личностная неприязнь.

Можно сделать вывод, что характер взаимоотношений педагогов в значительной степени определяется их личностными характеристиками. Именно поэтому первое требование к психологическим особенностям обучающих и одновременно условие, позволяющее создать команду единомышленников, команду, которая является командой не потому, что ее члены вместе работают, а по совместному решению задач, - способность к содержательному общению.

С одной стороны, содержательное общение предполагает, что субъект не имеет проблем в реализации личностного общения. С другой стороны, для его реализации необходимо, чтобы партнеры воспринимали решаемые в процессе их профессиональной работы проблемы как общие. Тогда их содержание станет содержанием общения. Применительно к обучающим это означает, что несмотря на преподаваемые дисциплины и на то, учит ли тот или иной педагог конкретного ученика, в педагогическом коллективе решаются общие задачи, связанные с обучением и развитием обучающихся. В этом случае содержание профессиональной работы педагогов станет определять их общение и взаимодействие друг с другом.

Следовательно, первая психологическая особенность обучающих связана с их способностью к содержательному общению и взаимодействию друг с другом. Только в этом случае могут возникнуть педагогические команды, организующие развивающую образовательную среду и обеспечивающие разностороннее и непрерывное образование.

Второй психологической особенностью обучающих является их способность управлять и контролировать профессиональную позицию.

Изучение особенностей профессионального самосознания субъекта и его профессиональной позиции показало, что они тесно связаны с его личностной позицией и целостным самосознанием. При этом педагог управляет своим профессиональным самосознанием и возникающей на его основе позицией с помощью личностной позиции. То есть профессиональная позиция меняется и контролируется личностной позицией субъекта. Только в этом случае можно говорить о профессиональном росте и повышении квалификации, только тогда профессиональная позиция не мешает человеку в его личной жизни.

Однако, как показывают результаты исследований, у значительного числа обучающих происходит обратное: их личностная позиция начинает испытывать давление со стороны педагогической. Это приводит к тому, что в обыденной жизни обучающие все равно ведут себя как педагоги. Они постоянно и без повода учат и воспитывают окружающих, реагируют на возникающие ситуации с педагогической точки зрения, в конечном счете начинают воспринимать себя только как учителей. Именно по этой причине они часто бывают несчастливы, имеют конфликты и проблемы со своими супругами и не могут найти общего языка с родными детьми.

Очень похожи на учителей с преобладающей педагогической позицией те обучающие, у которых профессиональная и личностная позиции не различаются. Они так же, как и педагоги, описанные выше, воспринимают себя только в качестве обучающих. Это нередко сказывается на том, что они непроизвольно занимают позицию «сверху» по отношению и к обучающимся, и даже к своим коллегам. Во многих случаях конфликты в педагогических коллективах бывают связаны именно с тем, что на позицию «сверху» начинают претендовать несколько педагогов. В отличие от обучающих, у которых главную роль играет педагогическая позиция, учителя с единой, неразделенной позицией имеют очень большие проблемы в общении в силу особенностей развития эмоциональной сферы. Если первые в принципе могут посочувствовать другому, на некоторое время «забыть» о своей педагогической точке зрения, хотя и с некоторым волевым усилием, то вторым все человеческое просто оказывается чуждо.

Среди педагогов можно встретить и тех, у кого профессиональная и личностная позиции мало соприкасаются. Если вспомнить учительницу из фильма Р. Быкова «Внимание, черепаха», то она по дороге в школу шла легкой походкой молодой девушки и была одета в короткую юбку и щегольской берет. Перед входом в школу, одернув юбку до нужной длины и превратив берег в классический головной убор, она даже меняет походку. Теперь в ней ничего не выдаст молодости, хорошего настроения, радости весне. Она превращается в типичную, по ее мнению, учительницу, которая не имеет возраста, не обращает внимания на погоду, не занимается собственной внешностью. И если в одной ситуации все окрашено личностной позицией, в другой — подчиняется профессиональной позиции.

Такие педагоги, в отличие от обучающих из предшествующих групп, более счастливы и благополучны. В реальной жизни они напрочь забывают (или стараются забыть) то, что являются педагогами. Однако при большей эффективности такого сочетания профессиональной и личностной позиций нельзя не отметить, что педагоги в этом случае часто имеют невысокий уровень квалификации. Кроме того, им очень трудно повысить свой уровень, так как и при реализации профессиональной позиции, и в ситуациях, где они выступают учениками, они ограничиваются лишь особыми организованными занятиями, не включая материал обучения в реальную жизнь.

Третий аспект психологических особенностей педагогов связан с их способностью к обучению и самообучению.

Описание способности к обучению целесообразно начать с факта, который был получен в результате одного психологического исследования, посвященного проблемам личностной готовности детей к школьному обучению.

Детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста, с одной стороны, обучали определенным умениям и навыкам, а с другой стороны, просили научить взрослого складывать из бумаги кораблик, который они хорошо умели делать. Обнаружилось, что хорошо учиться могут лишь тс дети, которые могут научить взрослого освоенным ими навыкам. Если ребенок плохо принимал задачу обучения, не мог найти способ решения задачи и (или) не принимал помощь взрослого для выполнения задания, он, как правило, не мог объяснить «обучающемуся» взрослому, что и как надо делать и для изготовления кораблика, не видел ошибок, намеренно совершаемых его учеником, не контролировал полученный в ходе обучения результат.

Несмотря на конкретные цели исследования, связанные с личностной готовностью к школьному обучению, и возраст испытуемых (6-8 лет), полученные результаты в полной мере можно отнести и к интересующей нас проблеме психологических особенностей педагогов.

По отношению обучающих к собственному обучению их можно условно разделить на четыре категории.

Первые весьма охотно обучаются, стараются использовать все возможности для посещения разного рода курсов, знакомства с новыми технологиями. Однако, несмотря на свою любовь к обучению, они практически не используют новые знания и умения в практике. Это связано с тем, что в некоторых случаях обучение лишь внешне является обучением, по своему психологическому содержанию обучением не являясь. Применительно к данной категории педагогов обучение не ведет к изменениям в их сознании и самосознании. Обучение для них является некоторым развлечением, сравнимым с чтением интересной книжки, содержание которой забывают, как только заканчивают чтение. Даже если содержание и не забыто, оно оказывается никак не связанным с повседневными профессиональными задачами педагога.

Другие обучающие (вторая категория) также весьма охотно учатся и, в отличие от своих коллег, относящихся к первой категории, очень активно используют полученные знания в профессиональной деятельности. Они каждый год внедряют инновации, при этом часто одни оказываются прямо противоположными другим. Обычно это очень увлекающиеся люди, которые под влиянием обучения постоянно меняют свои взгляды на учащихся, предмет обучения, задачи. Им свойственно не просто включать новые методы в процесс обучения, но и в своих манерах объяснения, поведении, даже стиле одежды копировать тех, кто познакомил их с этими методами.

При всей привлекательности данной группы педагогов необходимо отметить, что у них часто бывают серьезные проблемы с педагогической квалификацией, поскольку они не повышают уровень своей педагогической деятельности, а постоянно его меняют. Помимо этого педагоги данной категории плохо чувствуют своих учеников, испытывают трудности в создании совместной с учащимися деятельности.

К третей категории обучающих принадлежат люди, которые не просто не любят учиться, а испытывают муки, если им предстоит хоть на короткое время выступить в роли учеников. Эти педагоги искренне считают, что никакие новые технологии, психология или игровые методы обучения не могут помочь им в профессиональной деятельности. Они любят апеллировать к своему большому опыту или опыту своих близких, рассказывают многочисленные случаи, когда им удалось научить абсолютно необучасмого ученика, хвастаются придуманными ими способами и методами управления и контроля обучающихся. Им свойственно сетовать, что год от года ученики становятся все хуже и хуже, что раньше к обучающим было гораздо лучшее отношение, что только они могут справиться с нелегким и неблагодарным делом обучения.

К последней (четвертой) категории относятся педагоги, количество которых в некоторых образовательных учреждениях весьма невелико. Они стараются найти в обучении ответы на вопросы, возникающие у них в процессе реализации профессиональной деятельности. Кроме того, они стараются обучаться не только в ходе специальных курсов, но и изучая специальную литературу, анализируя случаи и ситуации из фильмов и спектаклей, привлекая к своей работе собственные интересы и увлечения.

Если вернуться к проблеме эмоционального выгорания, которой бывают подвержены многие обучающие, то можно сказать, что те, кто умеют содержательно общаться, управлять и контролировать свою профессиональную позицию и способны к обучению и самообучению, владеют искусством педагогики и не только не утрачивают своей эмоциональной основы, но и имеют необходимые условия для ее развития и совершенствования. Независимо от того, кого учат эти педагоги (ребенка дошкольного возраста или студента), они и в своей профессиональной деятельности, и личной жизни детерминированы будущим, а не жалуются и не горюют о безвозвратно ушедшем идеальном прошлом. Они овладевают новыми для себя видами деятельности с тем, чтобы стать реальными партнерами своим ученикам, чтобы их педагогика стала подлинной педагогикой сотрудничества.

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки. Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту. Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии. И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги. История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных. Позитивная сторона - это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие. Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие "зелёные" мнения, видеть искренние улыбки - дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони. Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности - Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми. Иногда встречаются двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их - это полдела. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил. Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе. Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов. Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия. В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это - еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее. Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.