Зосима (Еремеев), архиепископ Донской и Кавказский. Владыка Зосима: «Я поразился: три пирога, чаша… Можно сказать, литургия

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

— Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

— Воссоздание Аланской епархии — событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет — мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

— Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

— Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

— Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

— Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

— Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря…

— Это не ново — воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся — это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран — разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите — это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

— Что вы подразумеваете под переделом?

— То, что произошло, — попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

— Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

— Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел — ни в Москве, ни в Ставрополе…

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан — не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился — эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

— Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность…

— Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию… Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, — к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

— Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия — христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

— В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм — государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России — прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам — очень многие приходят и оттуда к нам.

— Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

— Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

— Собор Александра Невского все еще не заложен.

— Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких — на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

— Финансирует строительство УГМК?

— Да, в основном.

— Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

— Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи — это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность — может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

То есть конфликта с монастырем у вас нет?

— У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

— Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

— Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева — прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев — прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

— А что с сектантами на севере Осетии?

— За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов — всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще — то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, — это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

— А как обстоят дела с колыбелью аланского православия — Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

— Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

— Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности — истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

— Ужасным…

— Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

— Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь — это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит — живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе…

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

— Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

— Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

— Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

— В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, — все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

— То есть раскола нет?

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва . Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу (Витушкину) и Собору », «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии ».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии . В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит (Гусев) в сослужении с епископом (Килиным) и епископом (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим » (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы », постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9-11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви ». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой », «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости ».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа .

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

Архиепископ Владикавказский Зосима:
«Опомнитесь! И остановите тех прямых врагов Церкви,
которые сейчас радостно потирают руки»

Правящий архиерей Владикавказской епархии призвал власти не вмешиваться в церковные дела

5 ноября в храме Рождества Пресвятой Богородицы Владикавказа состоялось третье заседание Епархиального совета под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, сообщает официальный сайт епархии. Члены совета обсудили необходимость создания нового благочиния на территории Дагестана и пришли к выводу, что новое благочиние церквей Тарумовского округа должно включать православные общины Тарумовского, Ногайского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов. Тарумовским благочинным правящим архиереем определено быть настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Таловка архимандриту Антонию (Данилову).

Своё решение назначить в Дагестан опытного священника-монаха архиепископ Зосима объяснил, в том числе, и особым вниманием Святейшего Патриарха Кирилла к положению Православия в Дагестане. «Архимандрит Антоний известен своим молитвенным трудом на территории Северной Осетии, он имеет огромный опыт созидания духовной жизни. Именно такие люди необходимы в таком сложном районе епархии, как Республика Дагестан», – подчеркнул владыка Зосима. Архипастырь добавил, что в ближайшее время архимандрит Антоний (Данилов) будет рекомендован к избранию во епископа. Исполняющим обязанности наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря вместо отца Антония был назначен иеромонах Стефан (Дзугкоев).

Однако, такое решение вызвало бурное негодование некоторых духовных чад архимандрита Антония, которые отказались повиноваться своему правящему архиерею и потребовали от владыки оставить их духовного отца в Северной Осетии. Во вторник 1,5 тысячи православных осетин провели митинг, протестуя против такого решения. «Пусть оставят нам нашего батюшку, и пусть те, кто его переводит, заслужат такую же любовь паствы, как Антоний», – заявила РИА Новости прихожанка монастырского храма Алла Калоева, а её товарка – Марина Баева сказала представителям СМИ, что «возможно, по мнению Зосимы, целесообразно направить Антония в Дагестан, но мы взываем к его милости, и просим принять решение в пользу того, чтобы Антоний остался в республике».

Взбунтовавшиеся верующие обратились к местным властям с довольно странной просьбой – они просили главу Северной Осетии мусульманина Таймураза Мамсурова, помочь им «…донести до Святейшего нашу тревогу и беспокойство по поводу ситуации, которая сложилась в православной Осетии», как говорится в тексте обращения на официальном сайте главы республики. Мамсуров с пониманием отнёсся к обращению к нему православных, заявив что ни он, ни Церковь не могут «не учитывать общественное мнение»: «У нас в стране, действительно, Церковь отделена от государства. Но Церковь, как и все мы, не отделена от общества. Под обращением за два часа подписалось около тысячи человек. Значит, людей искренне беспокоит то, что происходит. Не учитывать общественное мнение, настроение людей, не пытаться услышать их позицию – большая ошибка, по моему мнению».

В свою очередь, помощница главы Северной Осетии Ксения Гокоева сообщила, что руководство республики может прекратить общение с руководством православной епархии в случае, если не будет принято во внимание желание православных республики оставить в Северной Осетии наместника мужского монастыря отца Антония. «Если мнение православных Северной Осетии – а это большая часть жителей республики – не будет услышано, не исключено, что между властями республики и епархией будет прервано общение», – сказала она, ссылаясь на своего начальника. Она отметила, что учитывая светскость государства, где власть отделена от Церкви, республика не может вмешиваться во внутрицерковные дела, но «связи с епархией будут прекращены» – зловеще предупредила заслуженного православного архиерея госпожа Гокоева.

Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, со своей стороны, призвал руководство Северной Осетии не вмешиваться во внутрицерковные дела. Во вторник архиепископ встретился со спикером парламента Северной Осетии Ларисой Хабицовой, которая от имени жителей республики просила оставить в республике наместника Антония. Выйдя после встречи с высокой начальницей, архиепископ Зосима призвал верующих прекратить волнения и ещё раз подчеркнул, что не изменил своего решения направить архимандрита Антония на служение в Дагестан.

В тот же день владыка выступил со специальным обращением. «С великой скорбью взираю я на нестроения, внезапно начавшиеся после сугубо внутрицерковного решения Епархиального совета о новом и весьма ответственном назначении архимандрита Антония (Данилова), – пишет архипастырь. – Понимаю печаль его многочисленных духовных чад и вместе с тем напоминаю, что каждый монах даёт при постриге обет послушания и должен следовать ему всю жизнь. Так и мне совсем недавно Священноначалие благословило оставить привычное место служения – ставшую мне родной Калмыкию, где я провел 27 лет, и направиться на вновь созданную Владикавказскую кафедру. И как подобает монаху я исполнил благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Верю, что и архимандрит Антоний, опытный пастырь, имеющий многолетний опыт монашеского делания, исполнит данное ему благословение и достойно потрудится на новом месте служения».

«Но что же двигает теми разнузданными молодчиками, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию, позоря не только имя этого пастыря, но и саму Церковь Христову? Если те, кто сейчас пытается спровоцировать эскалацию насилия, считают себя христианами, то пусть вспомнят грозные слова апостола Павла: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Опомнитесь! И остановите тех прямых врагов Церкви, которые сейчас радостно потирают руки, ожидая едва ли не кровопролития», – призывает владыка.

«Мое слово и к власть предержащим. Многое сейчас зависит и от вашей мудрости и выдержки. Церковь отделена от государства, и никто не вправе диктовать правящему архиерею его решения. Но если кто-то пытается использовать – повторяю – сугубо внутрицерковное дело как повод для гражданских нестроений, то именно власть должна остановить тех, кто прямо угрожает взорвать хрупкий гражданский мир», – говорится в обращении архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы.

Столь грубое вмешательство северо-осетинскими должностными лицами во внутренние дела Владикавказской епархии, является прецедентом в церковно-государственных отношениях России в последние 20 лет. После падения коммунистической власти и освобождения Церкви от «опеки» спецслужб, руководители Российской Федерации неоднократно заявляли, что Церковь отделена от государства и поэтому внутрицерковные дела чиновников не касаются. Но вот, оказалось, касаются и даже очень: правящий архиерей по мысли осетинского руководства теперь должен согласовывать свои решения с Таймуразом Мамсуровым. Одёрнут ли из Кремля излишне заботливых осетинских товарищей или сами включатся в столь увлекательное занятие – порулить Церковью, покажет время…

Около двух месяцев назад, в Осетии разразился церковно-общественный скандал, связанный с переводом в Дагестан наместника Аланского Свято-Успенского Мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова). Священнослужителя, который заслужил репутацию основателя и строителя монастырей и, пользуясь, действительно, всенародным уважением и любовью, стал наставником и духовным лидером для монашествующих и мирян двух Осетий – Северной и Южной, просто «выкинули» из республики.

«Внезапным» распоряжением епископа Зосимы, прибывшего в Осетию незадолго до указанных событий, архимандрит Антоний не только лишался должности наместника отстроенного им Аланского Свято-Успенского мужского монастыря, но и должен был покинуть Осетию в течение 24 часов.
Встав на защиту своего духовного отца, верующие начали со смиренных просьб, опустившись толпой на колени перед епископом. Натолкнувшись на непонимание и даже агрессию, решились на беспрецедентный шаг – акцию протеста. Тогда, за считанные часы, под письмом в защиту архимандрита были собраны сотни подписей, за первые сутки – несколько тысяч. Несколько недель событие было главной темой электронных и печатных СМИ.

Сегодня, потеряв актуальность для новостной журналистики, церковный раздор, однако, не потерял своей актуальности в целом. Притом, что конфликт при непосредственном участии Московской Патриархии, светских властей, огромного количества верующих, казалось бы, удалось разрешить, на самом деле он просто перешел в латентную форму, а если быть более точным, был в эту форму переведен. На пике событий, верующих, стоящих перед Собором Георгия Победоносца упрекали в неподчинении и даже недостойном поведении. Доходило до оскорблений – реальных - так архиепископ Зосима (Остапенко) позволил себе эмоциональную реплику в адрес стоящих на коленях людей – назвав их «охлосом» (с др.греческого - «чернь») и «бандитами», и виртуальных, - в интернете поток грязи из уст близких к владыке священников в адрес их единоверцев, заставлял недоумевать и злорадствовать представителей иных конфессий. Стоит ли говорить о том, как это навредило репутации Православной Церкви и подорвало ее авторитет? По сути же, общество, которое в последнее время все чаще уличают в разобщенности, безынициативности и пассивности показало себя на удивление консолидированным, активным и сознательным, имеющим четкую, простую и логичную позицию и адекватное понимание того к каким необратимым последствия могут привести недальновидные церковно-политические решения.

Вместе с тем у сторонних наблюдателей, далеких от сути происходящих событий, до сих пор осталось легкое недоумение и вопросы. До сих пор многим не понятно, что именно могло подвигнуть православных, живущих по канонам Православной Церкви и чтущим Заповеди, нарушить, в казалось бы штатной ситуации, закон беспрекословного подчинения иерарху, оставить «смирение и послушание», и выйти к своему архиерею с жесткими, ультимативными требованиями. Что же стало причиной такого поведения? Многие высказывают догадку, что, скорее всего, «нечто, из ряда вон выходящее». И они не далеки от истины.

Дело в том, что внезапный и не обоснованный перевод архимандрита Антония (Данилова), и его несправедливая отставка с должности наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря стала последней каплей в череде абсурдных, непопулярных, а иногда и противозаконных, действий Епископа Зосимы и его ближайшего окружения. Истинная причина всенародного возмущения – вопиющая бездуховность, провинциальное невежество, карикатурная маргинальность, а также открытое пренебрежение народом, его интересами, традициями и убеждениями – которые открыто и систематически позволяет себе окружение Владыки. Ниже мы рассмотрим поступки совершенные этой группой священнослужителей за недолгое время существования новой Епархии. Тот стремительный темп, в котором они совершаются «сегодня», уже «завтра» может привести Осетию – единственную Православную республику на Северном Кавказе - к общественному и церковному расколу, а как следствие, к нестабильности региона.

1. Недоступность архиерея. С момента своего назначения на новую должность архиепископ стал абсолютно недоступен. Ни священники, ни монашествующие, ни простые прихожане, ни высокопоставленные чиновники не могли никаким чудом попасть на аудиенцию к архиерею. Его первые приёмные дни начались только через шесть месяцев после вступления в должность. И тогда сразу стало ясно, что надежда на то, что мнение клира и мира по наиболее острым и болезненным вопросам будет приниматься хотя бы во внимание, осталась тщетной. Кого казнить, а кого миловать архиепископ келейно уже решил сам. Хотя при первой встрече с паствой Владыка заявлял, что все вопросы будут решаться открыто и сообща. Однако, плотный кордон из трех секретарей, а также «своего круга» не лучший способ достичь даже видимости единства и соборности в принятии решений.

2. Пренебрежение к народу. Не добавили популярности епископу и заявления откровенно шовинистического толка. Это у апостолов во Христе не было ни скифов, ни эллинов, ни иудеев. У Владыки не все так однозначно. Так при встрече с паломниками из Грозного он, сообщил, что «приехал на Кавказ защищать интересы русских». А после богослужения в осетинском селении Бирагъзанг, обращаясь к прихожанам – местным жителям, пастырь заметил «вы для меня как русские», чем вызвал справедливое недоумение собравшихся. Впервые переступив порог православной гимназии во Владикавказе, епископ Зосима поспешил выяснить: «Сколько здесь учится русских детей?» История вокруг гимназии вообще лежит за рамками разумного понимания. Здесь, Епископ, не только с самого начала занял позицию, идущую вразрез с духовно-просветительскими задачами, возложенными на него церковью, но и позволил себе практически неадекватное поведение и риторику.

3. Православная Гимназия была построена на целевые пожертвования бизнесменов Осетии, предпринимателей, а так же на средства, выделенные Владикавказской мэрией специально под это учебное заведение. Новые епархиальные власти, неожиданно, приняли решение о передаче здания под епархиальное управление, не учли при этом ни мнения сотрудников гимназии, ни родителей, ни ктиторов. В защиту учебного заведения, ставшего символом возрождения духовного образования в республике, начались митинги, но, к сожалению, они не были подробно освящены в СМИ и не получили должной поддержки. Происходящее казалось ошибкой, недоразумением… Ведь ситуация по меньшей мере абсурдна - православный архиерей выгоняет детей из здания построенного специально под православную гимназию. Изумленные, разгневанные родители требовали встречи с Владыкой. Встреча состоялась, по словам ее участников, епископ пребывал в гневном настроении и заметил, что «треснувший колокол не звонит», пообещал что «простит, но запомнит» и так далее… В итоге «курятник», как назвал епископ школу, отстояли, однако священноначалие перекрыло финансирование. Так один из настоятелей городского храма вначале прислал деньги директору, а на второй день потребовал обратно, по-видимому, получив чёткие указания Гимназию более не поддерживать. Финансовая блокада продолжается и по сей день. Школа существует вопреки обстоятельствам. К примеру, члены епархиального управления, получив грант для гимназии, заставили директора – Марину Баллаеву, подписаться в получении гранта, а деньги забрали на нужды епархии. Официальная версия, распространяемая епархиальными чиновниками в СМИ относительно того, что гимназию сохраняют, является ложью. Гимназию уже лишили двух из четырёх этажей, а ближайшее окружение епископа открыто говорит о том, что на следующий год гимназии не будет.

4. Конфликт с властью. В результате вышеперечисленных действий и непопулярных мер, поведение епископа вызвало недоумение и у светских властей республики. Что не удивительно, т.к. пренебрежительное отношение к народу Осетии сквозило во всех его словах, поступках и решениях. При этом Главе республики поступило письмо из секретариата Владыки с требованием предоставления ему полицейского сопровождения с «мигалкой». В укор же властям Осетии ставилось то обстоятельство, что в Ингушетии Владыке строят резиденцию, в то время, как власти Северной Осетии не желают заняться строительством епархиального управления. Естественно, противопоставление руководителей республик, находящихся в состоянии хрупкого мира после тяжелейшего межнационального конфликта, стало свидетельством отсутствия у церковного деятеля элементарных представлений о непростой политической и межнациональной ситуации в регионе, а также отсутствия столь необходимых в его деятельности дипломатических качеств и элементарного такта. Отдельную роль здесь сыграло окружение епископа Зосимы, которое, используя вновь прибывшего владыку в личных интересах, а в определенных ситуациях и как орудие мести, убедило его в том, что единственный политик, заслуживающий внимания епископа - Глава республики, все остальные - не его уровень. Сделано это было с одной единственной целью – вновь прибывшего архиерея оградили от возможных контактов с определенными влиятельными чиновниками, дабы сохранить «их для себя». Т.е. окружение архиерея решало за его спиной свои собственные проблемы, используя связи с истеблишментом, и намеренно лишая епископа информационной и моральной поддержки элиты. В результате, лишенный контактов с властью, которая могла бы на соответствующем уровне, объяснить владыке специфику общества и региона, в котором ему предстояло работать, епископ оказался в информационном вакууме. Роковая роль окружения епископа на этом не закончилась, действия этой группы людей достойны особого внимания и мы к ним вернемся.

5. Конфликт со старейшинами в Куртатинском ущелье. Не иначе как громким провалом пасторской и миссионерской деятельности епископа Зосимы в Осетии стал недопустимый конфликт с представителями Куртатинского ущелья в селении Дзивгис. Запланированное богослужение в древнем храме Святого Георгия «Дзивгъисы Уастырджи» не было согласовано с представителями местного сообщества, которые традиционно ухаживают за этим высокогорным памятником истории и архитектуры не одно столетие, из поколения, в поколение, передавая право беречь эту национальную святыню. Да, безусловно, это православный Храм десятого века, но, увы, не церковная заслуга в том, что он сохранён и отреставрирован. Так почему не проявить дипломатию и свойственную служителям церкви гибкость, мягкость, и не спросить согласия на совершение Богослужения в этом древнейшем Храме? В ответ же на откровенно агрессивные риторику (так, по словам свидетелей, благочинный Василий Шауэрман заявлял, что «они в любом случае туда войдут, даже если придётся привлечь полицию»), и действия священников, люди объявили о своём твёрдом намерении не пустить верующих во главе с Архиереем Зосимой в Храм. Хотя его предшественника, Архиепископа Феофана знали, уважали и с удовольствием открывали перед ним двери «Дзивгисы Уастырджи». В результате, богослужение отменили, традиционное общество настроили против себя, а из лояльной части народа сделали непримиримых врагов.

6. Духовное училище , созданное при Владыке Феофане, сегодня преподносится как миссионерское достижение Архиепископа Зосимы. Училище создавалось специально для подготовки национальных кадров. Однако, неожиданно, среди дисциплин, которые проходят студенты, не нашлось места осетинскому языку. Когда студенты поинтересовались, чем это объясняется, им ответили, что в расписании, для осетинского языка нет места в сетке часов. Изучение последней наводит на мысль, что новообученным священникам надо будет проповедовать на немецком, английском или итальянском (!!!) языках. На последнем епархиальном собрании проректор духовного училища заявил о том, что благодаря поддержке католических благотворителей деятельность училища налаживается. Такая близость и преданность архиерея идеям католицизма не просто настораживает, а вызывает вполне определенные подозрения. После визита нашего Владыки Зосимы к Папе Римскому, многим пастырям в прямом смысле пришлось не один день объяснять прихожанам, что их архипастырь не экуминист, поскольку визит был подробно освящён в газете «Православная Осетия», где на первой странице была большая фотография кланяющегося Папе архиепископа Зосимы. Чуть ранее, в той же газете епископ Зосима был представлен с католическим епископом на встрече во Владикавказе! Вполне закономерно звучали вопросы верующих адресованных своим духовникам в те дни: «Кому служит архиепископ Зосима, продвигая интересы католиков и уничтожая крепости православных?».

7 . При новом епископе произошла ликвидация группы по переводам богослужебных текстов на осетинский язык . Комиссия по переводам церковных текстов на осетинский язык во главе с иереем Романом Плиевым, состояла из числа лучших в республике знатоков языка: редактора журнала «Мах дуг» Ахсара Кодзати, переводчика Библии, поэтессы и филолога Елизаветы Кочиевой, историка и культуролога Кромвеля Биазарти. Комиссия, в уже традиционной для епископа форме была расформирована в одночасье, без видимых причин и каких либо объяснений со стороны епархии. Новую комиссию возглавил некто диакон Димитрий Асратян, не владеющий осетинским языком и проживающий в Москве. Кто кроме него входит в состав группы, неизвестно. Так же остается неясным, чем эта группа занимается – за весь год группа Асратяна не сделала ни одного мало-мальски стоящего перевода какого-нибудь богослужебного текста.

8. Кадровая политика. Здесь стоит подробно рассмотреть окружение епископа Зосимы, которое играет непосредственную роль, практически во всех непопулярных, антинародных и, по сути, антицерковных решениях владыки. Так в республику был возвращен, награжден наперсным крестом и назначен на должность благочинного Ардонского и Алагирского районов Иеромонах Гай (Битиев), удаленный в 2002 году из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря за аморальное и непристойное поведение решением епархиального совета. Был венчан и восстановлен в сане иерея иеромонах - расстрига Иоанн (Дзускаев), покинувший в том же 2002году аланский монастырь, не справившись с тяготами монашеского подвига. Был рукоположен в диаконы, а затем и иереи ресторанный певец Соссий Кисиев, дважды исключенный из духовной семинарии. Место рукоположения последнего в храме Фиагдонского монастыря было, по всей видимости, выбрано намерено, с надеждой спровоцировать братию, которая десять лет назад с позором выгнала Соссия из монастыря, за недостойное, недопустимое для насельника поведение. За последнее время, рукоположено немалое число людей, неизвестных и весьма сомнительных. Создается впечатление, что архиерей рукополагает не по духовным критериям, а с целью набрать себе «команду», благодарных ему, одаренных его архиерейской милостью. Так на должность настоятеля главного кафедрального Собора республики назначен юный отец Иоанн, привезённый Зосимой из Калмыкии и по совместительству являющийся мужем ближайшей родственницы архиепископа. С первых дней архиерей окружил себя советниками, которые принимают важнейшие для православия Осетии решения не имея ни малейшего представления ни об истории этого края, ни о его народе. Это – отец Василий Шауэрман благочинный владикавказского округа, уничтожитель мощей Святого Георгия, о чём речь пойдёт отдельно, и которого Владыка Феофан хотел уволить, и только перевод не позволил ему это осуществить. Петр Павлов, бывший член молодёжного парламента, уволенный по требованию Владыки Феофана из благочиния за то, что использует Церковь для своей политической карьеры. Несостоявшийся общественный деятель Михаил Мамиев, решающий за спиной епископа проблемы связанные исключительно с удовлетворением личных амбиций. Однокурсник и друг Михаила Мамиева, изгнанный из Аланского монастыря десять лет назад за интриги и клевету и возвращённый усилиями его почитателя отца Василия Шауэрмана – иеромонах Гай (Битиев), одержимый идеей мести в отношении архимандрита Антония (Данилова) и всей братии Аланского Свято-Успренского мужского монастыря в целом. Мечтой которого, как известно большинству православных в Осетии, было и остается должность настоятеля этого монастыря. На должности в епархиальное управление принимаются невоцерковлённые люди, или же те, кем движут исключительно меркантильные, корыстные, зачастую откровенно антидуховные цели. Допущенные к административному ресурсу эти люди действуют не только вопреки совести и морали, но и в нарушение церковных постулатов – уничтожая своими действиями авторитет и репутацию Православной Церкви.

9. Обложение налогами приходов и монастырей и цены на требы . Как правило, строящиеся храмы освобождаются от налогов. В Осетии же, сразу после образования новой Епархии, все, без исключения церкви и монастыри были обложены 30% налогом на прибыль, и 20% налогом на купленный товар. Владикавказская епархия новая и проблем у неё много. Совершенно справедливо, что все должны по мере своих сил и возможностей участвовать в её становлении. И всё же как правило, строящиеся храмы освобождаются от налогов, а несущие груз социальной деятельности налог имеют дифференцированный. В нашем же случае никак не была учтена не специфика, ни труднодоступность, удалённость приходов, не их образовательная, благотворительная деятельность. Невозможно и неоправданно высокие цены установлены на требы в миссионерской епархии, где по определению такие таинства как крещение и отпевание должны совершаться на пожертвования. Есть основания опасаться, что с нового года они станут ещё выше, ведь нужно содержать весь неоправданно раздутый штат епархиального управления и архиерейской свиты, которая передвигается по стране исключительно бизнесклассом. Для примера, стоимость перелёта в один конец из Владикавказа до Москвы для архиерея и, как правило, четверых его сопровождающих лиц, обходится епархиальной казне не менее чем в семьдесят тысяч рублей. А летают они часто. Остаётся только догадываться, сколько стоила поездка архиепископа Зосимы с окружением в Ватикан для православных Осетии.

10. Отдельная, вопиющая тема – судьба мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца , которые были переданы в дар Осетии Святейшим Патриархом Александрийским Феодором II для поддержки нашего народа на пути возрождения Православия, в знак уважения к народу, пронесшему сквозь века почитание мучений Святого Георгия Победоносца. Где сейчас находятся мощи? Кто и зачем тайно от всех вскрыл раку? По чей прихоти «раздербаненная» святыня оседает в руках случайных людей? И какова цена мощей на «черном рынке»? Это вопросы – на которые в ближайшее время предстоит ответить лично епископу и его ближайшему окружению. В частности, по словам прихожан Кафедрального собора в честь Георгия Победоносца во Владикавказе, речь идет о благочинном - отце Василии Шауэрмане, который, якобы, по личной инициативе вскрыл серебряную раку и разделил святыню.

Мы ставили себе задачу, рассмотреть ситуацию с неповиновением верующих, не в свете единственного, получившего резонанс события – а в целом, в ее развитии, с момента создания Владикавказско-Махачкалинской епархии, и до сегодняшнего дня.

Совершенно очевидно, что группа лиц, захватившая церковную власть в Осетии, сегодня пытается с одной стороны, решить при помощи церковного института личные проблемы: совершить месть, обогатиться, удовлетворить собственные амбиции, сделать карьеру и т.п., с другой речь идет о реализации программы дискредитации православной церкви на Северном Кавказе. Не случайно местом «главного действия» участники «программы по дехристианизации» выбрали именно Осетию – южный форпост Православия в России. В данном случае понятие «случайности» происходящего, вообще должно быть исключено. Планомерно, поступательно ведется работа по разрушению духовности, уничтожению центров этой духовности – монастырей. Параллельно, в высказываниях и действиях отдельных священников, сквозит прямое пренебрежение, граничащее с шовинизмом - к осетинскому национальному компоненту – языку, менталитету и духовным интересам верующих и всех жителей республики.

Очевидно, что беспрецедентная дестабилизация религиозной ситуации в Северной Осетии повлечет за собой серьезные последствия. С одной стороны, скомпрометировавшая себя неблагонадежными, непопулярными в народе священнослужителями, церковь может потерять значительное число паствы. С другой, разочаровавшиеся верующие, вполне могут заговорить о расколе. Благо другая крайность – тема воссоздания Аланской митрополии Константинипольского Патриархата, существовавшей как минимум до 15 века, весьма популярна в осетинских радикальных националистических кругах, уже посматривающих в сторону Запада. Предотвратить подобное развитие ситуации, может лишь вдумчивая кадровая политика РПЦ на Северном Кавказе, и в Осетии в частности. Политика, где «попов» оскорбляющих чувства народа путем высмеивания национального героического эпоса наказывают «запретом», где епископов, «воюющих с детьми» лишают епархии, где расхитителей Святых Мощей ждёт церковный суд, а клеветников и интриганов лишают сана за порочащее церковь поведение. Политика, при которой простые верующие это горячо любимая паства, дети Божьи, цель, ради которой и была создана сама Церковь, а не досадный, мешающий иерархам в их «высоком духовном деланье» охлос.

Владимир Соловьев

Спикер Северной Осетии Лариса Хабицова вслед за главой республики Таймуразом Мамсуровым в весьма жесткой форме высказала свое отношение по поводу религиозного скандала, разгоревшегося в связи с переводом архимандрита Антония на служение в Дагестан. Председатель парламента в своем комментарии отметила, что это первый случай за тысячелетнюю историю существования христианства в Осетии, когда действия архиерея вызывают недовольство паствы.

Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима перешагнул через людей, вставших перед ним на колени.

Перемещение отца Антония в Дагестан и отлучение его от тысяч людей, для которых он является духовным отцом, вызвало удивление у спикера.

Я не вправе судить о решении архиерея и его кадровых решениях. Но когда уже создалась эта ситуация, и народ вышел на улицу, пришел к его резиденции и попросил объяснить и изменить это решение, а владыка не нашел нужным даже выйти к своей пастве, - это меня просто удивило. Когда людям плохо, они идут к священнику, ищут успокоения, а наш архиепископ даже не стал с ними разговаривать, - недоумевает госпожа Хабицова.

Она рассказала о своей вчерашней встрече с владыкой Засимой, пояснив, что приехала к нему с надеждой просто поговорить и подумать, можно ли найти какой-то выход.

Я увидела священника, который вообще не хочет слышать людей и называет тех, кто собрался у храма, охлосом, бандитами. А ведь это были наши сограждане, узнаваемые люди, истинно верующие люди, которые пришли просить о том, чтобы их не разлучали со своим духовным отцом, - отметила председатель парламента.

Лариса Хабицова рассказала, что попыталась убедить владыку вместе выйти к людям и поговорить с ними. Но архиепископ отказался.

Знаменитые военачальники и то меняли свои решения, если они были ошибочными. Однако владыка Зосима сказал, что не будет отменять свой приказ. Я обратила его внимание на то, что это решение вызывает волнения и провоцирует ситуацию, - отмечает Хабицова.
По ее словам, глава республики вынужден был вмешаться в ситуацию и сейчас этот вопрос решается на уровне Патриархии.

Лариса Хабицова высказала свое отношение и по поводу вчерашнего официального заявления владыки к республиканским властям и подвергла сомнению перспективы его дальнейшего служения в епархии.

Удивляет и обращение владыки, как он выразился, к власть предержащим. По его мнению, власть должна была остановить людей. Это странно! Светская власть, наверное, может обратиться за поддержкой к церкви, просить ее повлиять на настроения, на позицию своих прихожан. Но чтобы церковь в подобной ситуации обращалась к «власть предержащим»… Такого я еще не слышала. Как Владыка сможет нести свою службу дальше, это уже вопрос не к нам. Кажется, ему трудно будет восстановить уважение людей к себе как к пастырю. Я не знаю, какой выход здесь может быть. Патриарх может поменять Владыку, а народ мы поменять не можем. Ответы на эти вопросы Владыке надо искать в себе, - резюмировала спикер Хабицова.

ВЛАДИКАВКАЗ---Во Владикавказе второй день более сотни верующих пикетируют храм Рождества Пресвятой Богородицы с требованием вернуть в Северную Осетию бывшего настоятеля Аланского мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова). Накануне на заседании Епархиального совета под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы было принято решение о переводе Антония в качестве Благочинного церквей Тарумовского района Дагестана. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поддержал верующих, протестующих против решения Епархиального совета.

Решение о переводе архимандрита Антония из Северной Осетии в Дагестан архиепископ Зосима объяснил необходимостью укрепить позиции православной церкви в республике, большинство населения которой относит себя к исламу. Такую задачу, по словам архиепископа, поставил Святейший Патриарх Кирилл. Отца Антония называют в епархии деятельным и мудрым священнослужителем. Верующие с такой характеристикой архимандрита согласны, поскольку помнят, в каких условиях отцу Антонию пришлось создавать в Куртатинском ущелье Аланский мужской монастырь. В этом деле ему помогали многие жители республики. Священнослужитель своим трудолюбием и внимание к людям, как рассказывают сегодня верующие, завоевал большую популярность в Северной Осетии. В Аланский мужской монастырь приезжали люди и из-за пределов республики. Обо всем этом сегодня говорили участники митинга у храма Святого Георгия Победоносца во Владикавказе.

На акции собралось около трехсот человек. Они требовали отменить решение о переводе отца Антония. К тому же многие выступавшие выражали недовольство в адрес архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, который, по их мнению, не учитывает мнения прихожан, принимая кадровые решения. Из числа участников митинга была создана организационная группа в составе 12 человек. Она намерена вести переговоры с архиепископом. Члены группы уже собирают подписи под обращением православных Северной Осетии к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять их для обсуждения двух вопросов – возвращения архимандрита Антония в республику в качестве настоятеля Аланского мужского монастыря и отставки архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. В обращении говорится, что архиепископ «рушит православный мир Осетии – Алании».

Сегодня утром архиепископ Зосима обратился к главе республике Таймуразу Мамсурову с просьбой обсудить создавшуюся ситуацию. Глава Северной Осетии ответил отказом, заявив: «Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить?»
http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24393215.html

15 ноября, в храме Рождества Пресвятой Богородицы Владикавказа состоялось третье заседание Епархиального совета под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, сообщает епархиальный сайт. Главными темами обсуждения стало создание нового благочиния в Республике Дагестан и подготовка к Свято-Георгиевским епархиальным чтениям.

Первым вопросом повестки дня стала необходимость создания благочиния церквей Тарумовского округа Республики Дагестан, с включением Тарумовского, Ногайского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов. Все участники заседания единогласно проголосовали по этому вопросу. Однако неожиданным для всех присутствующих стало назначение в качестве благочинного церквей Тарумовского округа и настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Таловка архимандрита Антония (Данилова). Такое решение архиепископ Зосима объяснил тем, что Святейший Патриарх Кирилл уделяет Дагестану особое внимание. Поставлена задача укрепить позиции Православия в республике, в том числе путем направления в Дагестан наиболее опытных священнослужителей. «Архимандрит Антоний известен своим молитвенным трудом на территории Северной Осетии, он имеет огромный опыт созидания духовной жизни. Именно такие люди необходимы в таком сложном районе епархии, как Республика Дагестан», - подчеркнул владыка Зосима. Архипастырь добавил, что в ближайшее время архимандрит Антоний (Данилов) будет рекомендован к избранию во епископа.

Исполняющим обязанности наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря назначен иеромонах Стефан (Дзугкоев). Ранее эту должность занимал архимандрит Антоний (Данилов).

Решение Епархиального совета Владикавказской епархии о назначении архимандрита Антония (Данилова) благочинным церквей Тарумовского округа и настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Таловка и снятии его с поста наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря вызвало многотысячные волнения среди церковного народа епархии. Во вторник 1,5 тысячи православных Северной Осетии провели митинг, протестуя против такого решения. Верующие напоминают, что архимандрит Антоний стоял у истоков создания мужского монастыря Северной Осетии. Монастырь пользуется большой популярностью среди православного населения республики, которое составляет основную часть жителей Северной Осетии, сообщает РИА Новости.

Православные жители Северной Осетии обратились к главе республики Таймуразу Мамсурову с просьбой организовать встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщает официальный сайт главы республики. «Уважаемый Таймураз Дзамбекович, - говорится в обращении, - мы знаем, что в Российской Федерации по закону церковь отделена от государства, и светская власть не может вмешиваться в дела епархии, Мы хотим донести до Святейшего нашу тревогу и беспокойство по поводу ситуации, которая сложилась в православной Осетии».

«У нас в стране, действительно, церковь отделена от государства, - отреагировал на поступившее обращение Таймураз Мамсуров. - Но церковь, как и все мы, не отделена от общества. Под обращением за два часа подписалось около тысячи человек. Значит, людей искренне беспокоит то, что происходит. Не учитывать общественное мнение, настроение людей, не пытаться услышать их позицию - большая ошибка, по моему мнению». «Нельзя исключить и такого развития событий: если мнение православных верующих не будет услышано, то общение между властями республики и епархиальным руководством может быть прервано», - сообщается на сайте.

Кроме того, стало известно о том, что глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров отказал в приеме архиепископу Владикавказскому и Махачкалинскому Зосиме. «Жесткая реакция главы республики объясняется тем, что накануне без каких-либо предварительных консультаций, без учета мнения православных жителей республики и позиции руководства Северной Осетии епископом было принято единоличное кадровое решение, вызвавшее негативный общественный резонанс», - говорится на официальном сайте. «Я, как и все жители республики, которые ко мне обращаются за помощью и защитой в эти дни, считаю это оскорблением. Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить?» - вопрошает Таймураз Мамсуров. Глава Северной Осетии убежден, что расшатывать общественно-политическую ситуацию в республике непозволительно никому, тем более представителям духовенства, призванного нести людям свет добра и веры. В настоящее время Таймуразом Мамсуровым предпринимаются определенные шаги, чтобы мнение православной общественности республики было доведено до сведения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Со своей стороны архиепископ Зосима встретился со спикером парламента Северной Осетии Ларисой Хабицовой, которая от имени жителей республики просила оставить в республике архимандрита Антония (Данилова), сообщает РИА Новости. Однако владыка, выйдя после встречи к людям, которые, увидев его, встали на колени, сказал, что он действует в соответствии с законами Русской Православной Церкви и отправляет архимандрита Антония на епископское служение в Дагестан.

В тот же день владыка Зосима разместил на сайте епархии специальное обращение. «С великой скорбью взираю я на нестроения, внезапно начавшиеся после сугубо внутрицерковного решения Епархиального совета о новом и весьма ответственном назначении архимандрита Антония (Данилова), - пишет владыка. - Понимаю печаль его многочисленных духовных чад и вместе с тем напоминаю, что каждый монах дает при постриге обет послушания и должен следовать ему всю жизнь. Так и мне совсем недавно Священноначалие благословило оставить привычное место служения - ставшую мне родной Калмыкию, где я провел 27 лет, и направиться на вновь созданную Владикавказскую кафедру. И как подобает монаху я исполнил благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Верю, что и архимандрит Антоний, опытный пастырь, имеющий многолетний опыт монашеского делания, исполнит данное ему благословение и достойно потрудится на новом месте служения».

«Но что же двигает теми разнузданными молодчиками, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию, позоря не только имя этого пастыря, но и саму Церковь Христову? Если те, кто сейчас пытается спровоцировать эскалацию насилия, считают себя христианами, то пусть вспомнят грозные слова апостола Павла: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Опомнитесь! И остановите тех прямых врагов Церкви, которые сейчас радостно потирают руки, ожидая едва ли не кровопролития», - призывает архиерей.

«Мое слово и к власть предержащим. Многое сейчас зависит и от вашей мудрости и выдержки. Церковь отделена от государства, и никто не вправе диктовать правящему архиерею его решения. Но если кто-то пытается использовать - повторяю - сугубо внутрицерковное дело как повод для гражданских нестроений, то именно власть должна остановить тех, кто прямо угрожает взорвать хрупкий гражданский мир. Наконец, до меня доходят сообщения североосетинских СМИ о якобы готовящемся решении о переводе из республики игумении Нонны (Багаевой). Как правящий архиерей заявляю: это ложь, намеренно распускаемая провокаторами! С самого начала моего архипастырского служения на Кавказе я стремился быть открытым народу и не творить чего-либо втайне - так будет и впредь. Призываю всех сохранить дух мирен, без которого никому невозможно спастись», - говорится в обращении архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы.

Согласно последним данным, архимандрита Антония (Данилова) прихожане монастырского храма не выпускают из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря, сообщает Северо-Осетинский информационный портал «15-й регион». Ночью в храме прошла служба, которую отслужил архимандрит Антоний, после чего православные разделились на группы по сто человек, которые будут дежурить у стен монастыря круглосуточно. Сам отец Антоний просил не устраивать никаких протестов и сказал, что он выполнит решение архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. Тем не менее, православные, возмущенные решением архиепископа Зосимы, решили добиваться своего. «Мы не быдло, как вчера нас назвали представители Епархии, у нас есть свое мнение, оно консолидировано и Владыка должен его учитывать, - сказала Лора Цкаева, член оргкомитета по сопротивлению. - Владыка говорит, что это его Епархия, но Епархия это мы, люди, которые молятся и строят храмы». Она выразила мнение всех прихожан монастырского храма словами: «Отец Антоний нужен Осетии». Цкаева отметила, что несмотря на многочисленные пикеты у стен монастыря, большая часть прихожан не согласны с решением епископа, собираются сегодня у собора святого Георгия, чтобы вновь просить владыку отменить решение о переводе архимандрита Антония (Данилова) в Дагестан.

Как сообщает портал «Православие и мир», руководитель пресс-службы главы Северной Осетии К.Гокоева передала собравшимся слова президента Республики Северная Осетия - Алания Таймураза Мамсурова о том, что в случае, если голос верующих не будет услышан, «может прекратиться всякое сотрудничество с епархией». Письмо с этим заявлением было также направлено на имя Патриарха Московского и вся Руси Кирилла. Она также сообщила, что вопрос будет решаться на уровне Патриарха Кирилла, но если отцу Антонию все же придется уехать, то говорить с владыкой Зосимой будем на другом языке». Для координации действий верующих создана инициативная группа, которая решит, как реагировать на действия руководства епархии. В частности, уже ставится вопрос о замещении должности настоятеля собора Георгия Победоносца отца Тимофея Остаева, а архимандрита Антония потребовали назначить архиепископом Владикавказским и Махачкалинским.

Скандал, разгоревшийся в Северной Осетии, постепенно принимает международный характер. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты поднимет в Москве вопрос об отмене перевода архимандрита Антония из Северной Осетии в Дагестан, сообщает Северо-Осетинский информационный портал «15-й регион». Как сообщил один из протестующих у храма Георгия Победоносца Ян Дзгоев, Кокойты вчера прибыл в Северную Осетию для того, чтобы поддержать сторонников отмены решения владыки Зосимы о переводе отца Антония в Дагестан. «Сегодня Кокойты поехал в Москву и будет поднимать этот вопрос на самых высоких уровнях», - сказал Дзгоев. Между тем, на входе в храм уже собралось около 500 человек, мобилизовано 150 сотрудников органов внутренних дел. Верующие требуют отставки владыки Зосимы.

ВЛАДИКАВКАЗ, 18 ноября. Архимандрит Антоний останется служить в Свято-Успенском Аланском мужском монастыре.