"12 колен Израилевых" (символика и геральдика)
Колена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.
Колена Израилевы (שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל , шивтей Исраэль ) - названные в Библии родственные племена потомков Яакова , образовавшие, согласно традиции, израильский народ.
Родоначальники колен
При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Яакова (Берешит 49:28), хотя он уже усыновил, согласно последовательности библейского повествования (но, видимо, не исторической хронологии), Эфраима и Менаше и возвел их в родоначальники двух колен вместо их отца Йосефа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличивало число племен до 13.
Большинство списков Израилевых колен в Библии, как правило, приводит названия всех 13 колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено Леви как посвященное служению культу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (там же, 2:33); оно не получает удела в Земле обетованной и в Заиорданье (там же, 26:57, 62 и др.).
Лишенное земельного надела колено Леви фактически как бы не идёт в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешенных функций восстанавливает первоначальное число 12 Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх. 28:9–12, 21).
Позиция исследователей Библии 19 - начала 20 века
Научная школа библейской критики, стремившаяся примирить необходимость изучения Библии с господствовавшим в научной среде атеистическим мировоззрением, в отсутствии археологического материала и методов корректного научного исследования (появившихся на протяжении 20 века), пошла по пути выдвижения гипотез разной степени спекулятивности.
В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью.
Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю , но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время.
По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце эпохи Судей - начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан.
Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте , считается в этой школе исторически необоснованной. Например, немецкий учёный Мартин Нот, автор книги "Схема 12 колен Израиля" (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) считал, что союз еврейских племён возник только после завоевания Ханаана, и постулировал недостоверность повествования в Торе .
Число 12, принятое в Библии для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Библии и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16).
Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой. Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени.
Использование аналогичного способа заметно и в Библии. Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Йосефа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Йосефа рассматриваются как два отдельных коленА (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено Шимона числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом Йеhуды (ИбН. 19:1), в то время как колено Менаше продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.
При текстологическом анализе частей Пятикнижия , относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Яакова и их служанки:
- с одной стороны, Реувен , Шимон , Леви и Йеhуда (старшие сыновья Леи), а также Йосеф и Биньямин (сыновья Рахели),
- с другой - Иссахар и Звулун (младшие сыновья Леи), Дан и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахели), Гад и Ашер (сыновья Зилпы, служанки Леи).
Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Яакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан , а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества.
Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь Дворы (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя Хацора , возглавленной Дворой, принимали участие только шесть с половиной колен.
Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад - божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер - мужская форма от Ашеры; Дан - от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.
Статус колен
Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот), делившихся на семьи (батей ав). Во главе колена стоял князь (наси, рош мате), во главе рода - старейшина (закен, алуф).
Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Есть ссылки на заседаниях племенных вождей и старейшин в периоды завоевания страны и судей. "Князья собрания, главы тысяч Израилевых", наряду со священником Пинхасом , вели переговоры с трансиорданскими племенами от имени всего народа. Йеhошуа бен Нун призвал "старейшин, глав, судей, начальников Израиля" заключить завет в Шхеме . Старейшины Израиля, обратились от имени всей страны с просьбой к Шмуэлю назначить царя.
Из повествований Библии о помазании на царство Давида (после смерти Саула его сын был признан новым царём всеми племенами, кроме Йеhуды и Шимона, предпочитавших Давида) и об отказе северных племен признать правление Рехавама (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей.
После завоевания Земли Израиля каждому племени была выделена своя территория для расселения. В течение периода расселения и последующей эпохи Судей не было определённой структуры руководства союзом племен, хотя различные кризисы заставляли племена совместно действовать против врагов. Шило служил сакральным центром для всех племен, там находился Ковчег Завета . Имеется скудная информация о наличии рядом с ним каких-то административных учреждений, общих для всех племён.
Наряду с этим, существовали региональные святилища: в Беэр-Шеве и Хевроне для южных племён, в Шхеме и Гильгаль-Йерихо (кроме Шило) - для центральных и в Дане - для северных. Это усугублялось тем, что группы ханаанских поселений разделяли центральные племена и отделяли их от южной и северной групп.
Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9). Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны.
В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие Моше (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана , а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Но в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6).
Война Саула против Нахаша, царя Амона , в которой все племена действовали "как один человек, от Дана до Беер-Шевы, с землёй Галаадской", доказывает, что племена должны были прийти на помощь любому члену союза, оказавшемуся в трудном положении. Из-за святости союза войны племен считались «войнами Господа". Тем не менее, рассказы в книге Судей о войнах, которые Израиль вёл против своих врагов становится ясно, что союз был довольно слабым в те дни. Песня Дворы дает четкое представление об отсутствии солидарности среди племен. Невозможно было организовать даже совместную войну против общего врага.
Существует точка зрения, что судьи Израиля были отдельными у племён или их групп, а не общими для всего народа. Лишь к концу эпохи Судей , когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян , а на востоке - со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных , они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).
На протяжении истории менялась роль и место племён в народе. До завоевания Страны Израиля колено Реувена было лидером народа. А уже в эпоху Судей это племя было неактивно, и Двора позорила его в своей победной песне за неучастие в войне с ханаанеями . Оно оказалось на границе Израиля и само его существование как племени было в опасности. Его место в союзе племён занял дом Йосефа , главным образом, колено Эфраима , из которого происходили Йеhошуа бен Нун , Двора и Шмуэль . Колено Эфраима возглавляло войну остальных колен против Биньямина в конце эпохи Судей, когда это племя было почти полностью уничтожено.
Колено Шимона растворилось в колене Йеhуды . Колено Леви распределилось равномерно среди всего народа. В начале периода царств лидерство перешло к колену Йеhуды. Этот переход главенства отражён в I Хроники 5:1-2.
Ликвидация племенного уклада
Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид , по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Йеhуды вызвало ряд бунтов в стране. Соломон поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен.
С уводом десяти колен в Ассирию деление народа на коленА утратило реальное значение, хотя из текста II Хр. 30:10–12 можно заключить, что некоторая часть населения осталась на своих местах. Жители Иудеи , продолжавшие жить на родине до вавилонского пленения , долгое время сохраняли доказательства своего происхождения и даже во времена Эзры и Нехемии искали (особенно духовенство) в реестрах знатных фамилий своих родоначальников среди глав кланов, упоминаемых в Библии (Эз. 2; Нех. 7:5). В эсхатологическом видении Иехезкеля возрожденный Израиль представлен как народ, состоящий из 12 колен (47:13; 48:1–7, 23–29), в число которых, следуя традиции, пророк не включает
Вот уже около двух тысячелетий прошло с тех пор, как евреи не без стараний (в том числе и героических) своих предков – потомков 12 родственных групп (Израилевых колен), остались без своего государства, без своей земли, без храма
Божьего.
Окончательно утратив единство, народ еврейский предстал пред миром мононациональной, но разобщенной группой людей, которая расселилась по разным его уголкам, образовав свои устойчивые общины, зачастую даже не ведавшие друг о друге.
Это не мешало евреям сохранять свой еврейский характер, свою еврейскую логику, еврейское понимание жизни и еврейское отношение к ней. А главное – свою высочайшую пассионарность. Благодаря своим врожденным качествам, они были столь же полезны миру, сколько и ненавистны ему. Эти две составляющие и стали основой сюжета настоящей книги.
«Тринадцатое колено» – такое название автор дал сообществу людей, потомкам 12 Израилевых колен, добровольно или принудительно оказавшимся за пределами Эрец Исраэль. На протяжении многих столетий новой эры все они находились в неопределенном положении, с общегрупповым сознанием народа, изгнанного и рассеянного. Главной идеей этого сознания, его доминантой, было чувство национальной ущемленности и комплекс народа-жертвы. Это было настолько заметным, что являлось психологическим обоснованием для ненавистного отношения к ним и преследований со стороны гоев (не евреев).
Смысловая нагрузка термина «Тринадцатое колено» заменяет такие пессимистичные названия, как «изгнанные (галутные) евреи» или «евреи рассеяния». И не только в сравнении с ними, а вообще, это словосочетание звучит гордо, потому как Тринадцатое колено – это евреи мира. Возможно, такой и была Божественная задумка.
Тринадцать – столько было Израилевых колен изначально. Но одному из них – колену Леви – повезло особо. В связи с «производственной» необходимостью вместо земельного надела Бог наделил его особым статусом – служения Ему. Леви стал проводником Божественной идеологии, а его потомство (левиты) – священнослужителями. Поскольку их род занятий был иным, чем у других 12-и колен (земледелие, скотоводство, ремесла), левиты были исключены
из общего числа колен. И в «штатном расписании» у избранного народа появилась вакансия под номером 13. Длительное время она оставалась не занятой.
Но вот, наступила пора, когда за пределами Эрец Исраэля стало происходить смешение потомков древнего «Двенадцатиколенного Израильского царства». Не стало 1-го колена, как такового, 5-го, 10-го и т.д. Вместо них образовалась мировая общины евреев новой эры. Именно ей, этой общине, автор книги и дал название «Тринадцатое колено», тем самым заполнив вакансию в «штатном расписании». Кроме нее, нет, и уже не может быть другой еврейской кандидатуры, которая отвечала бы стандартам всех времен.
А теперь внимание цифре «13» и исключительному праву евреев монополизировать ее.
В отличие от большинства других цивилизованных народов мира, у евреев отсутствует трискаидекафобия (страх перед числом 13). Сочетание цифр, образующих число «13», как и само число «13», является не просто знаковым, но и главным в еврейской истории и культуре. А потому без всяких оговорок «13» – это еврейское число.
Через 13 лет после рождения Измаила – сына Аврама от рабыни Агарь, Бог принял решение о создании еврейского народа. Для чего заключил союз с Аврамом.
В 1313 г. от сотворения мира евреи вышли из Египта и направились к Земле обетованной.
Шестьсот и еще тринадцать букв (всего 613) содержат десять заповедей, провозглашенных Богом.
Шестьсот и еще тринадцать заповедей (всего 613) содержит Тора.
«Тринадцать принципов (основных постулатов) иудаизма» составляют основу еврейского мировоззрения.
«Тринадцать божественных атрибутов милосердия» (качеств милосердия Бога) содержатся в тексте коллективной молитвы «Таханун» («Мольба»).
Тринадцать правил герменевтики (методика истолкования текстов) Торы, составленные в I–II вв. одним из ведущих законоучителей – Рабби Ишмаэлем, делают ее доступной для правильного понимания.
Тринадцать месяцев имеет еврейский високосный год (12 постоянных и 1 «вставной»).
Тринадцать раз Тора упоминает слово брит (союз) в рассказе о том, как Всевышний повелел Авраму совершить обрезание себе и всем мужчинам своего дома.
В тринадцать лет еврейский мальчик достигает возраста зрелости, совершеннолетия и становится бар-мицва (человек, способный нести ответственность за свои поступки).
Согласно гематрии (числовое значение букв и слов древнееврейского алфавита), 13 – числовое значение еврейского слова «любовь» - аhава. А любовь – это уже счастье.
Вероятно, поэтому евреи всегда утверждали, что «13» – счастливое число.
Возможно, оно действительно счастливое для тех 13 млн евреев, которые жили в мире в начале третьего тысячелетия, и всем известное еврейское счастье потому и называется «еврейским».
Период «зачатия» 13-го колена относится к 770-м гг. до н.э., когда вместе с исчезновением Израильского царства исчезло 10 Израилевых колен. Хотя многие исследователи утверждают, что современные евреи являются потомками только двух колен евреев-иудеев, все же первыми рассеялись по белому свету десять колен евреев-израильтян, и именно в VIII в. до н.э.
Только ведь евреи бесследно не исчезают. В чем легко убедиться, прочитав эту книгу.
Окончательное созревание «плода» закончилось в конце II в. н.э., когда практически все евреи (теперь уже иудеи) оказались в изгнании.
Таким образом, если не считать периода обустройства в новых условиях жизни (в диаспоре), годом рождения 13-го колена можно считать 200 г. н.э., когда евреи, лишенные своего государства, рассеялись по разным странам мира. Именно в этот период времени от смешения разных миграционных потоков образовалась мировая община евреев, потомков Двенадцати Израилевых колен. Потому 13-е колено – это колено диаспоры потомков евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль.
Диаспора – от греческого слова diaspeirein, которое первоначально означало естест-венный процесс – «разбрасывать», «рассеивать». С 250-х гг. до н.э. это слово уже использо-валось для обозначения рассеянного народа. А галут – это (совсем просто) изгнание.
Те десять Израилевых колен, которые как бы потерялись, и те два Израилевых колена,которые рассеялись, выполнили свое предназначение и сегодня интересуют лишь особо любознательных историков.
Их далекие потомки – беспокойное сообщество людей, или 13-е колено, уже многие столетия стараются сделать мир лучше и добрее. Народ этого колена всегда был активным участником тех событий, которые, по его разумению (иногда ошибочному), свершались на благо всего общества, во имя улучшения жизни и развития цивилизации. Только поиск рождает новые повороты качества, способные изменить культурные, финансовые и социальные условия жизни всех и каждого человека в отдельности. А образ жизни еврея – это всегда поиск.
Нередко народ 13-го колена становился активным участником движений за справедливость и гуманизм, если даже его личные интересы отсутствовали. А в борьбе со злом он всегда был на передовых позициях.
На передовых позициях народ этот оказался и в период Второй мировой войны. Одна его часть яростно сражалась на фронтах войны, а в тылу создавала оружие победы над врагом.
Другая часть – безоружные и беззащитные евреи, преданные теми, с кем рядом жили, стали жертвой Холокоста, добычей нацистских палачей.
Свой преступный путь эти палачи, изверги рода человеческого, завершили на виселице. Но прежде, чем оказаться с петлей на шее, каждому из них, осужденному к повешению Международным военным трибуналом, пришлось подняться по 13-ти деревянным ступеням эшафота, сооруженного для их казни. Самый важный параграф устава военного трибунала был под номером 13. Он гласил: «Суд признается полномочным самостоятельно определять ход процесса». И он с этой задачей справился.
Беззащитной оказалась и та часть евреев 13-го колена, которые считались гражданами Советского Союза. Для них всех вскоре, после окончания ВОВ, цифра «13» стала знаковой, а для многих и роковой.
13 человек из 14 арестованных членов ЕАК были расстреляны.
«13» – такой номер был присвоен «антисионистскому» отделу в составе ГРУ, созданному в 1952 г.
На 13 марта 1953 г. было запланировано сообщение о расстреле «врачей-отравителей», который должен был состояться накануне…
Только до такого «бенефиса» кровавого спектакля его режиссер и постановщик не дожил.
Книга «13-е колено» подробно рассказывает о том, как все это было в Российской империи, а затем в СССР. Какое «негодяйство» не только в этой стране, но и во всем мире, творили евреи.
Поверить в это «негодяйство» было проще простого, особенно тем, кому хотелось в него верить. Тем более что другой информации о евреях не было, как не было и истории народа,которому без малого 4 000 лет. Ее в советские годы запрещалось знать даже самим евреям. А тех, кто самостоятельно пытался познакомиться с ней, преследовали и даже сажали за решетку.
Под запретом оказалась и Симфония №13 великого русского композитора Дмитрия Шостаковича (о ней будет рассказано ниже). Она, по сути дела, стала музыкальным памятником евреям – жертвам Холокоста, и опять-таки под номером 13.
И все же о чем эта книга? Если коротко, то это рассказ без утомительных подробностей, охватывающий период жизни человечества от сотворения мира до наших времен. О том, как появились евреи, что евреи сделали для цивилизации и человечества за историю своего существования, и, что это человечество делало с евреями за все хорошее.
То, о чем рассказывает книга, можно было бы назвать «2 000 лет еврейского счастья».
Только счастье это – особенное, а если более конкретно – неоднозначное. Оно единственное, которое имело и имеет два крайних состояния: в кавычках и без кавычек.
«Еврейское счастье» – это ничем не объяснимая крайняя степень невезения, которым «избалованы» только евреи. К нему относятся и неожиданные беды, которые «нормальных людей» обходят стороной, по крайней мере, чаще, чем евреев. Выражение «еврейское счастье» потому и появилось, потому и стало крылатым, что евреи самый многострадальный народ на земле. К несчастью, такое «счастье» было неотделимо от всей еврейской истории, в том числе и древней. А началось оно с их визита в Египет: пришли как гости, а жили как рабы. После чего еле унесли ноги.
Другое еврейское счастье – оно без кавычек и означает, что евреи самый счастливый народ на земле, так как настоящее счастье – это делать добро и приносить пользу людям. И в этом они бесспорные лидеры.
О том, что такое счастье вообще, не расскажешь. О нем можно вести бесконечные споры, и все потому, что его нельзя сфокусировать в чем-то одном. И только «еврейское счастье» воспринимается однозначно. На протяжении двух тысячелетий 13-е колено евреев испытало его сполна. Появился даже некий алгоритм еврейского счастья. Это промежуток времени между двумя еврейскими несчастьями.
А вот как подытожил историю жизни еврейского народа в диаспоре поэт Авраам Файнберг:
В Изгнаньи – два тысячелетья,
Страдания из рода в род.
Казалось, сил нет жить на свете –
Не сдался избранный народ!
13-му колену евреев почти две тысячи лет. Ничего плохого оно человечеству не сделало. Ни-че-го! Это последнее колено евреев в нашем мире. И если придет ему замена, то лишь с приходом Мессии (Машиаха), который неизвестно когда появится. Но до тех пор еще жить, да жить. Лучше в мире и взаимном уважении всех народов и наций.
Плохих народов и наций не бывает. Плохими бывают люди и жизнь.
Часто люди становятся плохими от плохой жизни, а жизнь становится плохой от плохих людей. Вот эту проблему и надо решать всем миром.
Всю свою историю 13-е колено было на передних рубежах борьбы за лучшую жизнь народов мира. Есть основания полагать, что оно сохранит эти позиции и в будущем.
Такой уж у него характер!
Что касается самой цифры 13, то на протяжении 1 800 лет она стала цифрой судьбы еврейского народа, изгнанного из своей страны. В этом не трудно убедиться, читая книгу.
Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.
2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.
3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».
4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.
5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:
«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».
Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».
6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:
«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».
Колена Израиля, или колена израилевы – так принято называть потомков сыновей Иакова, которых у него было двенадцать и которые согласно Священному писанию образовали израильский народ.
В Библии при первом перечислении всех колен израилевых мы можем прочитать 12 имен сыновей Иакова. Чуть позже, в Библии повествуется о том, что колен Израиля было тринадцать. Откуда взялась такая цифра? Иаков вместо Иосифа сделал родоначальниками самостоятельных израильских колен сыновей Иосифа – Ефрема и Меннаше, следовательно, цифра с 12 увеличилась до 13 колен Израиля.
Практически все списки Израилевых колен в Библии перечисляют названия 13 колен, но этот момент всегда оговаривается, так как колено Леви исключается как посвященное Богу и служению ему. Колена Леви не учитывается в число боеспособных мужей, его место не указывается в порядке перечисления колен при переходах в Ханаан, колено Леви не получает места и доли на Земле Обетованной, можно много перечислять событий в Библии, где не говорится ни слова о тринадцатом колене Израиля.
Следовательно, лишенное земельного участка колено Леви, практически не включено в общий счет израилевых колен, а выделение его из всего количества основных колен Израиля, для исполнения тех функций, которые разрешены только ему, воссоздает первоначальное число израильских колен – двенадцать. Предписания, которые касаются количества колен без перечисления их имен, также говорят о числе 12 как о традиционном числе.
Говорит о том, что каждое из двенадцати израилевых колен получило в Земле обетованной свой земельный надел. В 928 году до нашей эры, когда умер мудрейший Соломон, единое государство – Израильское царство разделилось на два: южное стало называться Иудея (территории, принадлежавшие коленам Вениамина и Иуды), а северное – Израиль (земли, на которых проживали остальные 10 колен). Разделенное государство потеряло свою мощь и силу. Ассирийцы захватили Израильское царство, а большую часть его населения увели в плен и расселили маленькими группками в разных частях и регионах огромной державы. С тех пор история и судьба десяти колен Израиля неизвестна. Большая часть оставшихся израильтян, потомков десяти колен израилевых, постепенно ассимилировалась с теми народами, в соседстве с которыми и проживали.
Когда начался период Второго Храма большая часть евреев уже по видимому не могла доказать к какому израилевому колену принадлежала.
По сказаниям Нового Завета, Иоанн Креститель принадлежал к священническому роду, а пророчица Анна, упоминаемая в Новом Завете, принадлежала к колену Ашера, апостол Павел был потомком колена Вениамина.
Надо сказать, что численность апостолов в христианской церкви – двенадцать, также имеет символическое значение, и как говорят знатоки Библии, связано с количеством сыновей у Иакова и соответственно с числом колен Израиля.
Сегодня сознание того, к какому племени причастны, сохранилось только у правнуков колена Леви, того самого – тринадцатого. Потомки колена Леви, коэны, даже сохранили память о том, что произошли они от рода Аарона.
В этнические группы евреев утверждают, что являются прямыми потомками исчезнувших когда-то десяти колен Израиля. Причисляют себя к потомкам израильских колен ашкенази, сефарды, мизрахимских евреыв, крымчаков, евреев йеменских, а также других.
Название субэтнической группы евреев «ашкенази» происходит от средневекового семитского названия Германии эпохи средних веков. Ашкеназ – так называли это государство семиты. Это место воспринималось как место, где поселились потомки одного из колен Израиля – потомки Аскеназа, который приходится внуком Иафету. В современном мире ашкенази – это большинство евреев Америки и Европы, а также половина израильских евреев. Ашкенази противопоставляются всегда субэтниченской группе евреев – сефардам. В современном Израиле ашкенази разговаривают на так называемом ашкеназийском изводе, то есть диалекте. Отличие ашкеназийского извода и современного иврита в произношении некоторых букв, в частности в произношении согласных и гласных. Ашкеназийский диалект используют в устной речи для чтения молитв в синагогах, принадлежащих ашкенази.
Что касается сефардов, еще одной группы, которая считает себя потомками колен Израиля, то их формирование, как отдельной этнической группы произошло на Пиренейском полуострове их тех иудеев, которые потоком мигрировали в Римской империи. Бытовой язык сефардов – это исторически сложившийся язык ладино. Этот язык близок по произношению испанскому.
Кроме того, сегодня, в современном мире претендуют на происхождение от десяти колен Израиля множество небольших племен. Надо сказать, что не все претенденты проходят генетическую экспертизу на гаплогруппу. К таким племенам относится небольшое племя, расположенное на южных широтах Индии а штате Андхра-Прадеш – бней-эфраим. Это племя причисляет себя к древним потомкам колена Ефрема. Оно общается на языке телугу. В той же Индии в штате Манипур и штате Мизорам обитает еще одно небольшое племя, которое причисляет себя к потомкам одного из десяти колен Израиля – Минассии. Небольшая группа евреев, которая проживает в Бомбее и других больших городах Индии и Пакистана, также относит себя к потомкам древних колен Израиля. Одно из племен, проживающих в Африке в Зимбабве, согласно анализу ДНК, проведенному лондонскими учеными, говорит о том, что представители племени Лемба имеют еврейские корни. Именно результаты исследований позволяют ученым утверждать, что представители племени Лемба относятся к древнему колену Коэнов. Потомками Дана считают себя эфиопские евреи, которые называют себя Фалаша. Евреи, проживающие в Бухаре, персидские евреи, причисляют себя к колену Ефрема. Группа евреев, проживающих в Нигерии и, называющие себя Ингбо, причисляют себя к потомкам Ефрема, Манассии, Гада, Левия и Завулона. Немногочисленное племя самаритян, которые проживают на в городах Холон и Шхем причисляют себя к коленам Ефрема и Манассии, к тем коленам, которые не были в изгнание, а существовали в этих местах с библейских времен. Грузинские евреи претендуют на происхождение от колена Иссахара.
Коленами Израилевыми считаются племена потомков 12 сыновей патриарха Иакова, которые образовали израильский народ. Так говорится в Священном писании.
Колено Рувимово
Рувим – первый сын патриарха Иакова и его жены Лии. Первородство определяет его лидирующую позицию в древнейшей конфедерации израильских племён. Рувим отмечается первым в перечне тех сыновей Израилевых, которые вышли из Египта.
Рувиниты проживали на плоскогорьях Гил‘ада и далее на юг до времени завоевания этих земель ассирийской армией в 733−732 гг. до н. э. Как пророчество звучат слова из предсмертной молитвы Моисея о том, Рувим не умрет, даже если останется мало людей его. О дальнейшей судьбе рувинитов ничего не известно. Встречается предположение, что афганские Раббани являются потомками этого колена.
Колено Симеоново
Симеон (Шимон) также приходится сыном Иакова и Лии. По одной из версий его имя походит от слов матери при его рождении, что Господь услышал (шама), что она нелюбима и дал ей сына. Вторая версия гласит, что на иврите в библейские времена слово «шимон» означало название дикого животного, возможно гиены.
У Симеона было 6 сыновей, положивших начало родовым ответвлениям. Шимониты были пастухами без прочной политической организации. Объединившись с многочисленным и влиятельным коленом Иехуды для ускорения завоевания страны, они затем были им поглощены. Отдельные кланы все же самостоятельно существовали, отыскивая удобные пастбища для скота.
Представительница этого племени – Юдифь. Потомками Шимона были и многочисленные переписчики Торы. Согласно преданиям, племя пуштунов Шинмари ведет свое начало от Шимона.
Колено Левия
Левий – третий сын Иакова и Лии. Потомков его именуют левитами. Они разделялись на 2 степени. Первая – священнослужители (коэны), которые считали себя потомками Аарона. Вторая – представители колена Левия, не относящиеся к потомкам Аарона.
Левиты пели псалмы, были музыкантами, охраняли порядок во время богослужения, исцеляли прокаженных, составляли почетную храмовую стражу, руководили при обряде жертвоприношения. Как правило, они обучали народ закону Торы, были летописцами.
Поначалу колено Левия было единственным, не имеющим своего удела, а жившего среди других племен. Однако позже они получили земельные наделы близ городов, которые поддерживали священство пожертвованиями, что после смерти Соломона привело к восстанию 10 северных колен и изгнанию из царства Израиля всех левитов.
Колено Иудино
Четвертый сын Иакова и Лии по имени Иуда считается родоначальником очередного колена. После его женитьбы на дочери ханаанейца (финикийца) Шуи Бат-Шуа его род продолжается тремя сыновьями, что говорит о смешении данных кланов. В дальнейшем произошло разветвление и присоединение к колену Иудину других родов.
Впервые в библейских преданиях данная группа упоминается после исхода израильтян из Египта. Некоторые сказания повествуют о том, что потомки Иуды первыми вступили в Красное море.
Следует отметить, что в иудаизме первенство практически во всем отдается представителям данного колена. Элишеба считается праматерью всех священнослужителей, Бецалель - строителем Скинии, Отниель бен Кназ - первым судьей, Соломон – строителем первого Иерусалимского Храма. Да и все благочестивые цари свое происхождение ведут из колена Иудина. Современные евреи в основном считаются потомками Иуды.
Колено Даново
Дан приходится сыном Иакова и служанки Рахили Валлы, которая стала ему женой. От него произошло колено, насчитывавшее в период исхода евреев из Египта 62700 представителей. После завоевания Ханаана этому племени был дан плодородный небольшой участок в районе Яффы на средиземноморском побережье. Потомком Дана считается Самсон – богатырь, который мужественно сражался с филистимлянами. Во времена Моисея колено Дана было весьма многочисленным.
Данитам рано пришлось искать новую территорию для переселения. Внимание послов, отправившихся искать земли, было остановлено на области поблизости города Лаиша. Есть версия и о том, что древнегреческие данайцы являются выходцами из этого еврейского рода. По мнению христианской мифологии, именно из этого одного из пропавших колен Израиля выйдет Антихрист.
Колено Неффалимово
Неффалим – брат Дана, родившийся также от служанки Рахили Валлы (Билхи). Его колено делилось на 4 клана, которые вели свое начало от сыновей Неффалима.
Территория, где жили нафталиты, считалась важной как с географической, так и с военной точки зрения. Она отличалась удивительным плодородием. Даже в Библии вся Галилея именуется «землёй Нафтали». Из колена Неффалима по линии матери вел свое происхождение художник Хирам-Авий, отец которого был тирийцем, что свидетельствует о смешении племен.
Иисус Христос много времени проводил на землях колен Неффалима и Завулона. Данное колено относится к числу пропавших.
Колено Гадово
Гад – седьмой сын Иакова, матерью которого была служанка Лии Зелфа. Его имя в переводе с иврита означает «удача» либо «войско», а восходит оно к финикийскому божеству Гаду. Гадитяне занимали определенную часть Галаада и практически всю Иорданскую долину.
Это было воинственное и храброе племя. В период скитания по пустыне колено имело значительное количество воинов – больше 40 тысяч. В ранние времена своей истории гадитяне вели постоянные войны. А впоследствии воины колена Гадова приняли активное участие вместе с другими израильскими племенами в завоевании Ханаана. Потомком Гада был израильский судья Ифтах. После пленения ассирийцами судьба представителей данного колена не известна, поэтому оно считается пропавшим.
Колено Асирово
Асир – родной брат Гада, рожденный от Иакова и служанки Лии Зелфы. Возможно, имя Асир (Ашер) происходит от слова «счастливый», напоминая этническое наименование ассирийцев, либо от божества Ашеры. Впоследствии данное колено разделилось на пять ветвей и имело десятки тысяч людей, носивших оружие. На знамени Асира, по цвету напоминающему горящее оливковое масло, изображено оливковое дерево.
Потомки колена Асирова жили на плодородных землях, которые совпадают с территорией современного Ливана. Они вполне мирно сосуществовали с соседями. Города Сидон и Тир, выходцами из которых впоследствии были основаны Карфаген и иные финикийские колонии в Испании и Африке, входили в надел Асира.
Во времена Давида и Езикии представители этого колена пользовались хорошей славой. Из него происходила пророчица Анна, славившая Всевышнего за рождение Иисуса Христа. В армию Давида входило 40000 воинов колена Ашера.
Колено Иссахарово
Иссахар, родившийся в Месопотамии, приходится девятым сыном Иакова и пятым его жены Лии. Его имя трактуется как восходящее к наименованию египетского бога Sokar’а. Четверо сыновей Иссахара впоследствии стали родоначальниками 4 кланов иссахаритов, предпочитавших оседлую, спокойную жизнь. В благословении Моисея оно показано как мирное племя. Однако во времена, когда необходимо было защищать родную землю, иссахариты проявляли мужество и патриотизм.
Представители этого колена объединяли богатство с наукой. Недаром многие из них были учеными, мудрецами. Уделом их было плоскогорье Нижней Галилеи, а также части Изреельской и Иорданской долин вплоть до горы Тавор. Иссиня-черное знамя с изображением Солнца и Луны символизировало интерес потомков Иссахара к астрономии и календарным вычислениям.
Колено Завулоново
Завулон – десятый сын Иакова, матерью которого была Лия. Его колено имело три ветви, которые восходили к трем его наследникам. Это племя часто упоминается вместе с коленами Иссахара и Неффалима. Согласно талмудической легенде они жили дружно, совместно изучая Тору и углубляясь в божественную мудрость.
Завулониты проживали в южной части Нижней Галилеи и северо-западной территории Изреельской долины, которые отличались плодородием и наличием богатых водных ресурсов. Поэтому они выращивали богатые урожаи хлеба, смоквы, винограда, имели тучных волов и овец. Потомки Завулона принимали участие в войнах эпохи Судей Израилевых, отличаясь храбростью и мужеством. Представителем данного колена считается пророк Иона.
Из-за неизвестности судьбы плененных ассирийцами завулонян колено относится к числу пропавших.
Колено Иосифово
Иосиф, именуемый Прекрасным, приходится 11 сыном Иакова и первым Рахили. Двое его сыновей старший Менашше и младший Эфраим стали родоначальниками самостоятельных колен. Поэтому чаще употребляется понятие Род Иосифа (Бейт Йосеф). Земли колена Иосифа примыкали к реке Иордан. На них также находились города Шхем и Силом. Родовыми символами являлись пшеничный сноп, бык, оникс, единорог, виноградная лоза, пальма.
Иосифиты были пленены ассирийцами, поэтому считаются пропавшим коленом. Израилиты Британии полагают, что потомки колена Иосифова живут в США и Великобритании.
Колено Вениаминово
Вениамин (Биньямин) – младший сын Иакова. Его мать – Рахиль. Колено считалось самым младшим, поэтому имело наименьшую территорию: от горной области, где проживали представители колена Эфраима, до горной области, населенной потомками Иехуды. Однако их земли славились плодородием, а природа здоровым климатом.
Колено Вениаминово было довольно воинственным. Вениаминиты были храбрыми воинами и меткими пращниками. В благословении Иакова основатель племени сравнивается с хищным волком. Возможно, поэтому на флаге колена был вышит именно этот зверь.
Испанский религиозный философ Авраам Бибаго полагает, что Аристотель походил из колена Вениаминова. Считается, что потомком Биньямин был и апостол Павел.
В настоящее время осознание племенной причастности сбереглось только у левитов. Часть из них, священнослужители (коэны), хранят память о происхождении из рода Аарона.