Антоний, митрополит Сурожский (Блум Андрей Борисович). Десять случаев из жизни митрополита антония сурожского

Вот уже много лет прошло после событий, которые были описаны в Евангелии. Но Христос непрестанно продолжает выбирать себе в служители особенных людей, которые станут светом мира и солью земли. Таким избранником был и митрополит Антоний Сурожский (Блум), память о котором и по сей день благоговейно хранят его духовные чада.

Путь к служению

Сложные времена для христианской проповеди были у владыки Антония. Тем не менее он с помощью Божией справился и смог создать православную общину на Западе, которая существует и по сей день.

Митрополит Антоний Сурожский

Детство и отрочество

Родился будущий служитель Господень 19 июня 1914 года в Швейцарии, в городе Лозанне. Родители нарекли мальчика Андреем. Дедушка Андрея по материнской линии был русским дипломатом, что позволило ему побывать в разных частях мира. Мать, Ксения Николаевна Скрябина, познакомилась с отцом мальчика в турецком городе Эрзуруме.

Практически сразу после рождения ребенка семья вернулась в Россию. Уже в 1915 году семья перебралась в Персию. Здесь воспитанием мальчика занималась мама и бабушка. В связи с неспокойными временами и нарастающей опасностью, Ксения была вынуждена оставить своего мужа и перебраться в более безопасное место.

Только через год семье удалось осесть во Франции. К эмигрантам в то время относились плохо, да и с постоянной работой были проблемы. Тем не менее знание нескольких языков помогло Ксении Николаевне устроиться стенографисткой.

Андрея устроили в школу, которая находилась на окраине Парижа. Здесь мальчик терпел издевательства и насмешки от сверстников, но не пал духом и получил образование. К сожалению, у матери не хватало средств на обучение сына. Она решилась воспользоваться помощью католического прихода, который предлагал помощь русским эмигрантам, в том числе и стипендии на обучение. Условием такой помощи был переход в католичество. Но мальчик выразил свое негодование, назвав подобную ситуацию торгашеством с боку католической Церкви.

С 14 лет Андрей начал изучение Святого Письма. В 1931 году он стал прислуживать в храме, который принадлежал подворью имени трех святителей. Это подворье находилось в составе Русской православной церкви, что указывает на принадлежность юноши именно к канонической Церкви.

Монашество

После школы Андрей поступает на медицинский факультет Сорбонского университета. Во время обучения он решает принять монашество. К самому началу войны он получил образование хирурга и был вынужден отправиться на фронт, дав при этом монашеские обеты.

И только после возвращения в 1943 году Андрей был пострижен в монахи с именем Антоний. По окончании войны он нашел своих родных и вернулся в Париж.

Антоний Сурожский (Блум)

В 1948 году Антония рукоположили в иеродиакона, а позже и в иеромонаха. Он стал настоятелем храма в Лондоне. В 1956 году был возведен в сан архимандрита. В 1957 году его рукоположили в сан епископа Сергиевского. В 1962 году он стал архиепископом Сурожской епархии, которую возродили на Британских островах. До 1974 года владыка Антоний являлся Патриаршим Экзархом в Европе.

В последние годы жизни он редко проводил богослужения в связи с плохим самочувствием. Митрополит Антоний отошел ко Господу 4 августа 2003 года.

Интересно! Во время Второй мировой войны еще молодой Андрей состоял в рядах французского Сопротивления, тем самым внеся свою лепту в победу над нацистской Германией.

Хоть в Европе того времени и не было запрета на религиозную деятельность, владыка Антоний испытывал трудности в создании прихода в Великобритании.

Местные власти требовали от митрополита огромные суммы за аренду помещения, то есть храма. В ином случае храм должны были отобрать и сделать из него ресторан. Владыка Антоний не позволил такому случиться. Уже через полтора года вся сумма была собрана.

Все это случилось благодаря милости Божией и трудам ревностного митрополита Антония. Ведь из-под пера владыки вышло более двухсот работ по христианской теме. Его работы читали люди со всех уголков мира. После публикации в газете «Таймс» статьи о трудном положении православных христиан в Великобритании, пожертвования стали приходить от читателей со всего мира.

Вот так любили митрополита Антония его читатели и духовные чада.

Занимая такую важную должность, владыка оставался скромным и простым человеком. Одна семья любезно принимала владыку у себя дома. После трапезы владыка Антоний сам вызвался помочь помыть посуду.

Он помнил о каждом своем духовном чаде . Однажды он предложил своему будущему духовному сыну встречаться для бесед через каждые два месяца в четыре часа дня. Именно в это время и в этот день владыка был всегда на оговоренном месте.

Истории из жизни митрополита могут послужить добрым христианским примером для верующих.

Житие митрополита Антония Сурожского

Содержит уже изданные тексты митрополита Антония. Владыка никогда не пишет, не готовит заранее свои беседы, выступления, проповеди. Все изданное первоначально родилось как слово, обращенное непосредственно к слушателю, - не к безликой толпе, а к каждому отдельному человеку, нашему современнику, который испытывает (часто сам того не сознавая) духовный голод. Как священник и богослов Владыка Антоний - выразитель не только русской духовной традиции, но и универсальной, вселенской Иcтины Православия. Его слово убедительно сочетанием точности формулировок с собственным внутренним опытом, - опытом Православия, глубоко укорененного в Предании и вместе с тем открытого к современности. Тексты митрополита Антония призывают к очень глубокому, трезвому осмыслению веры и к ответственной жизни по вере. К некоторым темам, примерам Владыка обращается вновь и вновь; и у нас, читателей - слушателей, может возникнуть соблазн подумать: "это мы уже читали". Но, может быть, если эти темы и примеры столь глубоко запали в душу, ум Владыки - и нам стоит задержаться на них своим вниманием? Вероятно, читая его собственные тексты, полезно помнить совет, полученный им в юности от отца: "Думай больше, чем читаешь".

Мы надеемся, что живое слово митрополита Антония дойдет и туда, куда еще не доходят его книги.

БИОГРАФИЯ

Антоний, митрополит Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость - все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, - правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний - христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний - глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 726) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (978) Вопросы священнику (418) Изображения (259) Иконы (544) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 042) Статьи (1 805) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (159) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (516) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (387) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 818) Библия (801) Закон Божий (823) Миссионерство и катехизация (1 420) Секты (7) Православная библиотека (484) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 782) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 490) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (474) Радоница (8) Родительская суббота (33) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (693) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (152) Елеосвящение (9) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (25) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (67) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (112) СМИ о приходе (23) Суеверия (38) Телеканал (375) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Венедикта Нурсийского (543).

Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).

Фео́доровской иконы Божией Матери (1613).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. X, 12–20. На веч.: Быт. VII, 6–9. Притч. IX, 12–18.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Михаи́л Богословский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1883 го­да в се­ле Сош­ки Ли­пец­ко­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Кон­стан­ти­на Бо­го­слов­ско­го. В 1905 го­ду Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1909-м - Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем нрав­ствен­но­го и дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию в Сим­фе­ро­поль.

В 1921 го­ду с при­хо­дом в Крым боль­ше­ви­ков се­ми­на­рия бы­ла за­кры­та. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ме­зен­цев, с ко­то­рым Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич, жи­вя в Сим­фе­ро­по­ле, по­дру­жил­ся, устро­ил его пре­по­да­ва­те­лем ло­ги­ки и пе­да­го­ги­ки в жен­скую гим­на­зию Ста­ни­шев­ской. Здесь он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей су­пру­гой. Од­на­ко свет­ская ка­рье­ра не пре­льща­ла его, и в 1921 го­ду, ис­пол­няя го­ря­чее же­ла­ние Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча, ар­хи­епи­скоп Та­ври­че­ский Ни­ко­дим (Крот­ков) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Воз­не­сен­ско­му со­бо­ру в го­ро­де Бер­дян­ске.

В два­дца­тых го­дах вла­сти ча­сто ини­ци­и­ро­ва­ли ре­ли­ги­оз­ные дис­пу­ты, да­вая воз­мож­ность вы­сту­пить на них и пра­во­слав­ным. Отец Ми­ха­ил был ак­тив­ным участ­ни­ком та­ких дис­пу­тов и, бу­дучи че­ло­ве­ком весь­ма об­ра­зо­ван­ным, все­гда по­беж­дал сво­их без­бож­ных про­тив­ни­ков. Это бы­ло от­ме­че­но вла­стя­ми, и в 1924 го­ду свя­щен­ник был аре­сто­ван. Од­на­ко сле­до­ва­те­лям не уда­лось до­ка­зать его ви­ну, и по­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в тюрь­ме он был осво­бож­ден. Вско­ре отец Ми­ха­ил был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

К се­ре­дине трид­ца­тых го­дов все хра­мы в Бер­дян­ске бы­ли или за­кры­ты, или за­хва­че­ны об­нов­лен­ца­ми, за ис­клю­че­ни­ем По­кров­ско­го, где на­сто­я­те­лем был про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, и отец Ми­ха­ил стал его вер­ным и ак­тив­ным по­мощ­ни­ком. Ко­гда в 1936 го­ду ста­ло из­вест­но, что вла­сти при­ня­ли твер­дое на­ме­ре­ние за­крыть и этот храм, отец Ми­ха­ил по­мог на­сто­я­те­лю ор­га­ни­зо­вать со­бра­ние при­хо­жан, ко­то­рые 8 ян­ва­ря 1937 го­да еди­но­душ­но по­ста­но­ви­ли хра­ма не от­да­вать. Од­на­ко, несмот­ря на это, храм вско­ре был за­крыт, а свя­щен­ни­ки Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский, Вик­тор Ки­ра­нов и Алек­сандр Ильен­ков - аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в Бер­дян­ске.

В тюрь­ме сле­до­ва­те­ли же­сто­ко пы­та­ли от­ца Ми­ха­и­ла. Свя­щен­ник во вре­мя до­про­сов со­сре­до­то­чен­но мо­лил­ся, вре­мя от вре­ме­ни осе­няя се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Сле­до­ва­тель, ви­дя крест­ное зна­ме­ние, при­шел в ярость и, раз­ма­хи­вая на­га­ном пе­ред ли­цом от­ца Ми­ха­и­ла, по­тре­бо­вал, чтобы он пре­кра­тил кре­стить­ся. Но свя­щен­ник на это спо­кой­но воз­ра­зил: «У вас свое ору­жие, а у ме­ня свое». На все во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Ми­ха­ил от­ве­чал, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет и ни­ко­гда и ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты не вел.

29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к пя­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Но­во­си­бир­скую об­ласть. В за­клю­че­нии от­цу Ми­ха­и­лу при­шлось нелег­ко. Еще на­хо­дясь в тюрь­ме, он тя­же­ло за­бо­лел, так что вся­кий при­ем пи­щи вы­зы­вал у него труд­но­пе­ре­но­си­мую боль, а в ла­ге­ре эта бо­лезнь уси­ли­лась. Кро­ме то­го, некий пре­ступ­ник вы­брал свя­щен­ни­ка в ка­че­стве сво­ей жерт­вы. Улу­чив удоб­ный мо­мент, он стал вы­ры­вать у него по во­лос­ку бро­ви, рес­ни­цы и во­ло­сы. Над­зи­ра­тель, уви­дев обез­об­ра­жен­ное ли­цо свя­щен­ни­ка, ужас­нул­ся и по­тре­бо­вал на­звать имя му­чи­те­ля, но свя­щен­ник от­ка­зал­ся. Кро­тость и сми­рен­ное ве­ли­ко­ду­шие свя­щен­ни­ка по­ра­зи­ли му­чи­те­ля, - он при­шел к от­цу Ми­ха­и­лу и, упав на ко­ле­ни, по­про­сил про­ще­ния.

Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский скон­чал­ся 28 мар­та 1940 го­да в за­клю­че­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Сви­де­тель его кон­чи­ны, его со­уз­ник про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, пи­сал по­сле кон­чи­ны пас­ты­ря сво­им род­ным: «Я жив и здо­ров по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей и за­ступ­ни­че­ством угод­ни­ков Его, в том чис­ле счи­таю и на­ше­го пре­по­доб­но­го от­ца Ми­ха­и­ла. Жизнь по­след­не­го бы­ла та­ко­ва, что ес­ли ве­ра на­ша не су­ет­на, - а она без со­мне­ния ис­тин­на, - то он, по ана­ло­гии со все­ми свя­ты­ми, без со­мне­ния пред­сто­ит у Пре­сто­ла Все­выш­не­го во всей сла­ве сво­е­го слав­но­го жи­тия».

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 182-185

Тропарь

Ликуй ныне, граде Бердянск, новомученицы бо твои досточуднии Михаил, Виктор и Александр, вземше крест Христов, последовали суть Ему и прияли славу небесную. Сего ради тем дерзновенно возопием: молите Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим.

Кондак

От властей беззаконных гонения и муки смиренно претерпев, венцы нетленныя от Царя Славы стяжали есте. Святии священномученицы бердянстии, молите о молебная к вам приносящих и любовию песньми вас ублажающих.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СОРОК МУЧЕНИКОВ: Слово в день памяти сорока Севастийский мучеников

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С егодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл. Всегда этот праздник с особой торжественностью отмечался, и известно знаменитое слово святителя Василия Великого в похвалу сорока мученикам.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.43 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Старец Гавриил согрел печку в храме!

    Храм промерз за ночь, на подоконниках висели сосульки, цветы в вазе намертво вмерзли в лед. Но я была уверена: старец Гавриил, чтимая икона которого пребывает в нашем храме, не оставит нас в таком плачевном состоянии. Так и вышло.

  • Святая равноапостольная Мария Магдалина

    Эта книга о святой Марии Магдалине, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Мария и для кого она является небесной покровительницей.

  • Святой Иоанн Богослов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

    Эта книга, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Иван (Иоанн) и для кого святой Иоанн Богослов является небесным покровителем.

  • Святая великомученица Екатерина

    Эта книга о святой Екатерине Александрийской, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Екатерина и для кого она является небесной покровительницей.

  • Встреча восьмая. Опыт духовной жизни святителя Николая Сербского

    Жизнеописание, опыт духовного поиска, духовное наследие пастыря, миссионерский опыт, святитель Николай Сербский и Россия.

  • «Делай добро, пока руки теплы»

    Свт. Антоний Воронежский предрек матери святого: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божьим слугой».

  • Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Страна: Англия

Биография:

Родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова.

Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.

После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации - врач в антифашистском подполье.

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.

С 1 сентября 1950 г. - настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.

В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита.

30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.

В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.

С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.

В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской духовной академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).

Научные труды, публикации:

ПУБЛИКАЦИИ В РОССИИ

Отдельные издания

Пpоповеди и беседы. – Паpиж, 1976; пеpеизд.: М.: «Либpис», 1991.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. – Паpиж: Суpожская епаpхия, 1982; пеpеизд.: М: Свято-Данилов монастыpь, 1993. Доп.изд.: Суpожская епаpхия, 1995; пеpеизд.: Киев: Киево- лавpа, 1997. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Беседы о веpе и Цеpкви. - Центp по изучению pелигии.– М: СП Интеpбук, 1991.

Молитва и жизнь. -Автоpизован.пеp. с англ. Т.Майданович. – Рига: Балто-славянское общество культуpного pазвития и сотpудничества, 1992.

О встpече. – СПб.: Сатисъ, 1994. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Таинство любви: Беседа о хpистианском бpаке. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. 2-е, доп. изд. СПб.: Сатисъ, 1999.

Любовь всепобеждающая: Пpоповеди, пpоизнесенные в России. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.

Войду в дом Твой... – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2002.

Дом Божий: Тpи беседы о Цеpкви. – М.: Путь, 1995. 2е изд. там же, 1998; 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Человек пеpед Богом.Часть I , – М.: Центp по изучению pелигии, 1995. 2-е изд., испр. и доп. М.: Православный паломник, 2000; 2001.

Жизнь. Болезнь. Смеpть. – М.: Зачатьевский монастыpь, 1995; 2е изд. 1997. 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Беседы о молитве. – СПб.: Сатисъ, 1996, 1999.

Воскpесные пpоповеди. – Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.

Духовное путешествие: Размышление пеpед Великим постом. -Пеp. с англ. – М.: Паломник, 1997. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2000.

“Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. – М.: Даниловский Благовестник, 1998.

Пути христианской жизни: Беседы.– М.: Альпари (по заказу храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. 2-е изд. Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Ступени [Беседы]. Село Решма (Ивановской обл.). Макариево - Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. Газеты “Свет Православия”.

О покаянии: Проповеди. – Клин: Христианская жизнь, 1999, 2000; 2001.

Может ли еще молиться современный человек?.. – Клин: Христианская жизнь, 1999.

Учитесь молиться. -Пер. с англ. Т. Майданович. – М.: Зачатьевский монастырь, 1999.

О слышании и делании. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотечка журнала Альфа и Омега). -Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.

Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2000, 2001 (В сборник вошли книги: Молитва и жизнь; Учитесь молиться; Может ли еще молиься современный человек?..)

Быть христианином. Электросталь: Молва», 2000, 2001

Труды. М.: Практика, 2002; 2004; 2006.

Наблюдайте, как вы слушаете… М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2004.
542 с. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»).

Брак и семья. Киев: Пролог, 2004. 301 с. (Слова и беседы).

То же, переизд. 2005.

Вера. Киев: Пролог, 2004. 271c. (Слова и беседы).

Встреча. Киев: Пролог, 2004. 242 с. (Слова и беседы).

О жизни христианской / Вступ. ст. А. Яковлева. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. 448 с. (Русь православная).

Пастырство / Предисл. митр. Минского и Слуцкого Филарета. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. 460 с, ил.

Слово Божие. Киев: Пролог, 2005. 338 с. (Слова и беседы).

Церковь. Киев: Пролог, 2005. 249 c. (Слова и беседы).

Человек. Киев: Пролог, 2005. 301 с. (Слова и беседы).

Публикации в пеpиодических изданиях

Слово пpи наpечении во епископа Сеpгиевского. //Жуpнал Московской Патpиаpхии /далее - ЖМП/. 1958. № 2.

О Цеpкви: Катехизическая беседа. /Пеp. с фp. (Вошло в сб. «Беседы о веpе и Цеpкви») //ЖМП. 1967. № 9.

Молитва и жизнь. /Пеp. с англ. (См. Отдельные издания) //ЖМП. 1968. №№ 3-7.

О богослужении и стиле хpистианской жизни (Мысли участника IV Ассамблеи ВСЦ) //ЖМП. 1968. № 9.

Что значит быть хpистианином по апостолу Павлу: Речь пpи вpучении диплома доктоpа богословия honoris causa в Московской Духовной Академии 3 февp. 1983 г. //ЖМП. 1983. № 6.

Интеpвью к 75-летию //ЖМП. 1989. № 11.

«Бог каждого из нас ведет...» //Книжное обозpение. 1990. № 51.

Откpытое Пpавославие /Ответы К. Тpоицкому //Московский цеpковный вестник. 1991. № 18.

Ответы на вопpосы жуpнала «Звезда» // Звезда. 1991. № 1.

Без записок //Новый миp. 1991. № 1.

«Мы должны нести в миp веpу – не только в Бога, но в человека...» //Литеpатуpное обозpение. 1991. № 2.

Размышление о пpизвании /Пеp. с англ. И. Кириллова //Иностpанная литеpатуpа. 1991. № 10.

О некотоpых категоpиях нашего тваpного бытия //Цеpковь и вpемя. 1991. № 2; в сокpащ. //Человек. 1993. № 4.

О встpече //Новый миp. 1992. № 2.

Мысли о pелигиозном воспитании детей //Пpавославная беседа. 1992. № 2-3.

«У нас есть что сказать о человеке» //Златоуст. 1992. № 1.

Собеседование о Цеpкви и священниках в совpеменном миpе //Континент. 1992. № 2 (72).

Стpастная седмица //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 1.

Божественная литуpгия – местопpебывание Духа /Пеp. с фp. //Континент. 1993. № 75.

О свободе и пpизвании человека //Человек. 1993. № 3.

Кpестный путь Хpистов //Златоуст. 1993. № 2.

О веpе, обpазовании, твоpчестве //Искусство в школе. 1993. № 4.

Мысли о воспитании //Искусство в школе. 1993. № 5.

О Цеpкви, о монашестве и бpаке //Континент. 1993. № 77.

Тpи беседы о Цеpкви //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 3; 1994. №№ 1, 2. (См. Отдельные изд. «Дом Божий»)

Об исповеди: Беседа с подpостками //Свеча: Литеpатуpный альманах. М., 1994

Уpоки Ветхого Завета //Альфа и Омега: Ученые записки Общества для pаспpостpанения Священного Писания в России. 1994. № 1.

Пpоповеди на темы Нового Завета //Альфа и Омега.1994. № 2.

О путях веpы //Искусство кино. 1994. № 4.

О созеpцании и деятельности //Искусство кино. 1994. № 5.

«Цаpственное священство» //Звезда. 1994. № 6.

О самопознании /Пеp. с фp. //Вопpосы психологии. 1994. № 6.

Цеpковь и Евхаpистия //Новая Евpопа. 1994. N 5.

Интеpвью; Иеpаpхические стpуктуpы Цеpкви //Континент. 1994. N 82.

О единении хpистиан //Альфа и Омега. 1994. № 3.

Духовность и духовничество //Моск. психотеpапевтический жуpнал. 1994. № 1.

О созеpцании и подвиге //Там же. 1994. № 2.

Беседы pазных лет //Там же. 1994. № 4.

О монашестве //Вестник РХД. 1994. № 170.

О медицинской этике //Независимый психиатpический жуpнал. 1995. № 1 (с незначит. сокpащ.); полный текст под назв.: Исцеление тела и спасение души //Человек. 1995. № 5.

«Быть пpавославным в Англии...»: (О Сурожской епархии) //Альфа и Омега. 1995. № 2 (5).

Человеческие ценности в медицине //Вpач. 1995. № 6.

Введение в чтение Евангелия //Альфа и Омега. 1995. № 3(6).

О жизни хpистианской //Путь Пpавославия. 1995. № 4.

Взаимоотношения Цеpкви и миpа с пpавославной точки зpения /Пеp. с фp. //Континент. 1996. № 89.

Проповедь на погребение архим. Льва (Жилле) /Пер. с фр. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8).

Зов Божий и путь спасения //Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10).

«Пpоповедник должен говоpить о том, что является его опытом Бога» /Пеp. с англ. //-общественный вестник. 1996. №5.

«Хpистианство – единственная последовательная фоpма матеpиализма»//Континент. 1996. № 90.

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым /// Альфа и ОмегаАльфа и Омега. 1996. № 4(11)

«Оживший из меpтвых» /Пеp. с фp. //Человек. 1996. № 6; 1997. № 1.

Размышления на пути к Пасхе //Альфа и Омега. 1997. № 1 (12).

Заметки о тpудностях и надеждах экуменического диалога /Пеp. с фp. //-общественный вестник. 1997. № 18.

Проповеди // Альфа и Омега 1997. № 2(13).

Мысли при чтении Священного Писания //Альфа и Омега. 1997. № 3 (14.

Разговор о молитве /Пер. с англ. //Страницы. 1997. № 4.

Духовность и душевность: Беседа с православными священниками. Финляндия, Куопио. Август 1974 г. /Пер. с англ. //Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск “Христианская психология”. 1997. № 4.

Царственное священство мирян //Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).

Об истинном достоинстве человека /Пер. с англ. А. Кырлежев //Соборность: Сб. Избран. статей. – М.: FSAS; ББИ, 1998.

Первые прошения Молитвы Господней // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16).

“Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…”: Доклад на ежегодной епархиальной конференции /Пер. с англ. //Русская мысль. 6-12 августа 1998.

Святость/ Пер. с англ. // ХРIСТIАНОС 1998. Вып. VII [Рига].

Проповеди // Альфа и Омега 1998. № 3(17).

О святых завтрашнего дня //Страницы. 1998. Т. 3. № 3.

Беседа о притчах /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).

Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корреспондентом журнала “Церковь и время” (Лондон, 14 июля 1998) Об экуменической встрече. /Пер. с фр. (Женева, 1968). Служение христианина в секулярном обществе. /Пер. с англ. (Женева, 1969) //Церковь и время. 1998. № 3 (6).

Три проповеди // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19).

Пасхальные проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 2 (20).

Утешитель: Доклад на епархиальной конференции 29 мая 1999 /Пер. с англ. //Русская мысль. 20-26 июня 1999.

“Берегитесь, братья мои, священники!” : Митрополит Антоний о трудностях пастырского служения и злоупотреблениях в духовнической практике: //Церковь и время. 1999. № 2(9).

Эволюция образа Отца и христианская вера. /Пер. с нем. Альфа и Омега. 1999.

Проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 4(22).

Диалог атеиста с христианином //Альфа и Омега. 2000. № 1(23).

«Христианство подобно лесу» /Пер. с англ. //Истина и жизнь. 200. № 7.

Встреча с владыкой Антонием: Из «Записок православного» Алексия раба Божиего //Русский дом. 2000. № 11.

Увидев, не презреть: Три слова о хиппи //Встреча. Студенческий православной журнал. 2000. № 2(12) . (Митр. Антоний, иером. Серафим /Роуз/, свящ. Д. Дудко).

«Я не хороший человек, но все, что я говорю о Боге - правда…» //Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2000. № 10.

Вступая в Великий пост (проповеди) //Альфа и Омега. 2001. № 1(27).

Катехизис для родителей //Альфа и Омега. 2001. № 2(28).

Ответы на вопросы [брак, семья]. //Альфа и Омега. 2001. № 3(29).

Что значит быть православным на Западе /Интервью записал Дм. Сапрыкин //Фома, газета, прилож. к журн. Фома. 2001. Октябрь; Сретенский альманах. Интервью. М.: Сретенский м-рь, 2001.

О сомнении //Фома. 2001. № 2(12).

Человек и Бог /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 2001. № 4(30).

Вызов современости (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Друг друга тяготы носите: Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд, 27 мая 2001 (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Труды /Предисл. еп. Керченского Илариона. М.: Практика, 2002

«...мужчину и женщину сотворил их» //Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 5-14.

Православная Церковь и «женский вопрос» // Вестник РХД. 2002. № 184. С. 26-42.

Слово и молчание в богослужении //Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 178-194.

Может ли верить современный человек /Пер. с англ. // Континент. 2003. № 117.
С. 23-29.

О страхе Божием и об исповеди //Московский Психотерапевтический Журнал. 2003.
№ 3. С. 130-144.

Воспитание детей в вере //Отечественные записки. 2004. № 3. С. 94-100.

Уверенность в невидимом: Выступление во Фрейдовском Психоаналитическом обществе 25 ноября 1987 // Московский Психотерапевтический Журнал. 2004. № 4. С. 116-130. Пер. с англ.

Если Христос не воскрес… // Фома. 2005. Т. 2(25). С. 42-44, фот. Сокр. пер. с англ. Женева, 30 марта 1967.

Память всех святых в Земле Российской просиявших: Слово об избрании Патриарха
Пимена (20 июня 1971); Памяти Патриарха Пимена. 6 мая 1990 // Альфа и Омега.
2005. № 2(43). С. 241-244.

«Первенство» и «преимущества чести» // Вестник Русского студенческого движения.
2005.№ 189. С. 31-43. Пер. с англ. Выступление 9 ноября 1982 г.

Святой Дух /Пер. с англ. // Альфа и Омега. 2005. № 3(44). С. 225-234.

Встреча в Галилее: Беседа на конференции жен священников в Питерборо 11-12 мая 1971 года //Встреча. Студенческий православный журнал. 2006. № 1(22). С. 49-55, ил. Пер. с англ. М.В. Шмаиной. Публ. в сокращ.

Награды:

Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - «за распространение христианского благовестия»), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Annotation

Эта книга – самое полное из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний, врач по первой профессии, – один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании. Значительная часть текстов публикуется впервые. Книга снабжена обширной вступительной статьей, фотографиями, многочисленными комментариями, библиографией, аннотированным указателем имен и тематическим указателем. Книга предназначена самому широкому кругу читателей: не только православным, но каждому, кто хочет и готов услышать, что имеет сказать Православная Церковь современному человеку.

Митрополит Сурожский Антоний

Предисловие

Биографическая справка

От редакции

Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания

Основные темы настоящей книги

Сокращенные названия библейских книг

Материя и дух

Человеческие ценности в медицине{17}

Вопросы медицинской этики{21}

Смерть{25}

Оживший из мертвых{35}

Православная философия материи{49}

Тело и материя в духовной жизни{50}

Перед лицом страдания{57}

Пастырь у постели больного{58}

О стигматах{63}

Вопрошание

Вопрошание и сомнение{68}

Православие и западный мир{72}

Диалог атеиста с христианином{75}

Бог под вопросом{82}

Без записок{86}

Об истинном достоинстве человека{104}

Вера Божия в человека{105}

Самопознание{109}

Внутренняя устойчивость{114}

Что такое духовная жизнь{121}

Духовное руководство в Православной Церкви{132}

Итоги жизни{134}

Святость{140}

О призвании человека{146}

Примирение всей твари{149}

Мы должны нести в мир веру{151}

О свободе{156}

Созерцание и деятельность{162}

Служение христианина в секулярном обществе{171}

О подвиге любви{174}

Таинство любви{176}

Вопросы брака и семьи{182}

Слово Божие

Мысли при чтении Священного Писания{186}

Уроки Ветхого Завета{192}

О Евангельском благовестии{193}

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»{199}

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Первые прошения Молитвы Господней{210}

Зов Божий и путь спасения{216}

Размышления на пути к Пасхе{220}

Пути Божии

О творении и спасении мира{225}

День Седьмой{231}

О Воскресении Христовом{233}

Красота и материя в их взаимоотношении с Богом{238}

Жизнь и молитва – одно{301}

Молитва и деятельность{302}

Мужество молиться{310}

О Молитве Господней{320}

Молитвенное предстательство{335}

Вечерняя молитва{338}

Проповеди

«Проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога»{339}

Слово пастыря{342}

Новогодний молебен

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым{344}

Рождество Христово

Сретение Господне{345}

Крещение Господне{347}

Преображение Господне

Благовещение – Великая пятница{348}

Вербное воскресенье

Страстная седмица

Благовещение – Светлый Понедельник{354}

О Марии Магдалине{356}

О радости Христовой{358}

Вознесение Господне{359}

О Вознесении Господнем и Пятидесятнице{360}

Рождество Божией Матери{361}

Успение Божией Матери

Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»{362}

Воздвижение Креста Господня

О страхе Божием{364}

О Евангелии{365}

О встрече{366}

О чуде{368}

Проповедь новобрачным{369}

О теле{371}

Об ответственности христиан за весь мир{372}

О покаянии{373}

О войнах{375}

О послании Патриарха Алексия к молодежи{377}

Панихида по морякам, погибшим на подводной лодке в Баренцевом море

День всех святых, в земле Российской просиявших{378}

День новомучеников и исповедников Российских

Библиография

Указатель имен

Митрополит Сурожский Антоний

Предисловие

Биографическая справка

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать – сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации – врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. – архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. – митрополит, в 1966-1974 гг. – экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).

От редакции

Во вступительной статье к этой книге епископ Иларион указывает на актуальность богословского учения митрополита Антония как на характерную черту его укорененности в святоотеческом предании. Глубокая убежденность в богословской актуальности проповеди митрополита Антония заставляет нас говорить о необходимости публикации его книги в нашей современной ситуации. Один из разделов книги озаглавлен «Вопрошание». Сомнение неотделимо от веры, как о том постоянно говорит митрополит Антоний. Помимо тех неизбежных и благотворных вопросов и сомнений о смысле жизни, о красоте и осмысленности тварного мира, о несправедливости и жестокости человеческого общества, которые путем порой мучительных испытаний ведут человека к более глубокому богопознанию, существуют сомнения другого рода. Для человека, находящегося вне церковной ограды, – это вопрос о том, стоит ли входить в церковь, накладывать на себя добровольно иго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос о правильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, как в клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует ли сбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тоже постоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередь недостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашеское присловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открывается человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нам представляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будто сказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в котором глубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианского поступка.

Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим, что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворных беседах с выдающимися православными богословами минувшего века – протоиереем Георгием Флоровским и В. Н. Лосским. Помимо этого на его становление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозного экзистенциализма, главным образом персонализм Н. О. Лосского, размышления Н. А. Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысль М. Бубера о бытии как отношения Я-Ты.

В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметить три особенности.

Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, что проповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: все богословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которыми митрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии о...