Открытое письмо собора православной интеллигенции. Журнал «родная ладога» принял участие в юбилейной конференции собора православной интеллигенции
17 февраля в актовом зале Санкт-Петербургских духовныхакадемии и семинарии состоялось учредительное заседаниеновой общественной организации Собор православной интеллигенции.На форум собрались представители духовенства Санкт-Петербургской митро- полии, православные ученые, медики, педагоги и журналисты северной столицы, а также студенты высших учебных заведений.
17 февраля в актовом зале Санкт-Петербургских духовныхакадемии и семинарии состоялось учредительное заседаниеновой общественной организации Собор православной интеллигенции.На форум собрались представители духовенства Санкт-Петербургской митрополии, православные ученые, медики, педагоги и журналисты северной столицы, а также студенты высших учебных заведений.
В приветственном слове, обращенном к участникам Собора, ректор СПбДАиС,профессор, епископ Тихвинский Константин отметил, что "необходимость консолидации сил православной интеллигенциивозникла давно", так как именно она, являясь "совестью русскогонарода", констатировала "тяжелое состояние русского народа, его духовного упадка и демографического кризиса".Ректор СПбДАиС подробно рассказал о демографических проблемах,ведущих, по его мнению, "к деформации общества и снижению творческогопотенциала народа". Причины этому епископ Константин видит в войнах,революциях, голоде, массовых репрессиях и общественном кризисе концаХХ столетия. "Мы взываем к помощи православных ученых, - сказалВладыка Константин. - Мы призваны следить за принятием решений наполитическом уровне, могущих усугубить тяжесть ситуации". В частности,ректор Санкт-Петербургских духовных школ выразил "серьезное опасение" всвязи с экологическим и другими современными кризисами, "ставящими подсомнение весь цивилизованный путь", и призвал собравшихся объединитьусилия по отстаиванию "церковных взглядов" по проблемам биоэтики.
От имени Законодательного собрания Санкт-Петербурга участниковСобора приветствовал координатор собрания по вопросам религии депутат Игорь Риммер. "Возрождение страны начнется свозрождения русского национального духа, русского православия: этозадача интеллигенции, - сказал он. - Во время такназываемой "перестройки" в нашу страну было нанесено столько "мусора",что мы сейчас должны его вычищать. Это мы должны делать ради нашихдетей, ради защиты нашего дома".
"Знаковым событием" назвал учредительное заседание Собора директорМежвузовского центра по вопросам науки и религии Алексей Швечиков, таккак, по словам выступавшего, "православная интеллигенция в Санкт-Петербургене организована". Целью Собора православной интеллигенции АлексейШвечиков считает "возрождение православия как основного религиозногоисповедания России". Докладчик отметил, что на этом пути одним из самыхсложных вопросов является проблема взаимоотношения с властью,которая, по заявлению Алексея Швечикова, "в большинстве своем остаетсябезрелигиозной или религиозно безразличной". Свой довод директорМежвузовского центра по вопросам науки и религии подкрепил сведениямио том, что рост численности в Санкт-Петербурге последователейорганизации "Свидетели Иеговы" связан с покровительством иеговистамотдельных чиновников, имён которых он не называл. Алексей Швечиковпредложил опираться на тех предствителей государственной власти,которые "заинтересованы" в возрождении православия.
По итогам открытого голосования почетным председателем Собораправославной интеллигенции был избран ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин, сопредседателем - Алексей Швечиков. В ближайшее время, по заверению Алексея Швечикова, Собор будет зарегистрирован в Минюсте России как общественная организация.
В Петербурге возникла новая общественная организация под? скромным? названием - ?Собор православной интеллигенции?. Учредительное собрание - соответственно названию - состоялось в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии. Цель, определенная уставом, - ?восстановление исторической роли Православия в формировании духовно-нравственных основ жизни российского общества?, ?объединение интеллигенции на основе православных ценностей жизни и культуры и утверждение этих ценностей в реальных общественных отношениях?.
Интересно, что все-таки имеется в виду - одним махом сделать всю интеллигенцию православной? Или для начала отделить овец от козлищ, коих придется то ли отлучить, то ли перевоспитать? За разъяснениями обратилась к директору Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований профессору Валентину Евгеньевичу Семенову, стоящему у истоков? Собора?.
- Кроме меня, - сказал Валентин Евгеньевич, - у истоков находятся кандидат философских наук, директор межвузовского центра? Наука и религия? Алексей Николаевич Швечиков, академик Российской академии образования Александр Аркадьевич Корольков, философ Александр Леонидович Казин и художник Тимур Новиков. Мы вовсе не клерикалы, но состояние духа в нашей стране нас всех сильно не устраивает.
Западное общество, по Максу Веберу, это общество протестантской морали, а мы, - считает профессор, - ногою твердой станем на православную платформу.
- Но не будет ли обидно, - спросила я, - некоторым, как бы это поаккуратнее выразиться, не вполне православным интеллигентам, которых не примут в? Собор?
Мне сразу же было разъяснено, что русских у нас в стране 82 процента, а есть еще украинцы и белорусы, что православная конфессия является самой массовой, а потому для удержания человека? от аномии? (а - отрицание, номос - закон, то есть отрицание законов и норм) никаких других механизмов, кроме православия, не существует.
Есть у профессора Семенова и своя теория об особенностях? российской полиментальности?, согласно которой в России существует не один, а целых пять менталитетов. Первый и главный, конечно, православно-российский - это? ценности Бога, Духа (именно так, отдельно, что, по-моему, явно попахивает ересью. - Т.В.), заповедей Христовых, святости, совести, соборности?. Второй - коллективно-социалистический, имеющий корни в крестьянской общине и сформировавшийся за последние 70 лет. Третий - индивидуально-капиталистический, чьи корни таятся в западной культуре, а ценности суть? индивидуализм, рационализм, личный успех, прагматизм, деньги как абсолютная универсалия?. Четвертый менталитет - криминально-мафиозный, пятый - мозаично-эклектичный, который есть, по выражению Валентина Евгеньевича, полная энтропия. Существуют еще всякие исламские, иудейские и прочие вкрапления, но на них, как я поняла, останавливаться не стоит, раз православных все равно большинство.
Зато трудно не остановиться на том, как профессор социологии (и глава одного из подразделений Петербургского университета) объясняет имеющиеся менталитеты. Капиталистический менталитет, сетует профессор, ?широко пропагандируется по телевидению и радио, в книгах и журналах, в кинорепертуаре, в концертной и выставочной деятельности. Даже в Русском музее выставки западных живописцев и скульпторов уже конкурируют с выставками отечественных художников?. От исконно? наших? профессор отделяет не вполне? наших?: ?Среди самобытных русскоязычных представителей данной ментальности можно назвать Набокова, Бродского, Неизвестного, Шемякина, Барышникова?.
В этом ряду, помимо мастеров пластики Неизвестного и Шемякина, особо замечателен Барышников: оказывается, и танец может быть русскоязычным.
Логика, избранная профессором, позволяет и статистикой оперировать с ловкостью необыкновенной. Спрашивают, например, у людей, какой они хотят видеть Россию, - на трех первых местах оказывается соответственно Россия демократическая, духовная и православная. Комментарий объясняет, что эта триада напоминает уваровскую формулу? Православие, самодержавие, народность?, вот только самодержавие заменено духовностью, а демократия - и есть власть народа, то есть народность.
Почетным председателем? Собора православной интеллигенции? единогласно избран ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Тихвинский Константин, успевший в прошлом году прославиться скандальными гонениями на студентов, не пожелавших примириться с рукоположением человека, известного им как безбожник, циник и шантажист. Епископ и будущий пастырь всей православной интеллигенции в речи, посвященной рождению? Собора?, в частности говорил, что с точки зрения Церкви недопустимо у солдат, идущих на Чеченскую войну, брать семя на анализ ДНК - для последующего опознания трупов. Пастыря несказанно возмутило не то, что людей убивают, а именно этот? деликатный? момент.
На осень? Собор? намечает собрать конференцию? Духовные и социальные проблемы России?. Которые, осмелюсь предположить, легко решатся путем внедрения лозунга? Православные всея Руси, объединяйтесь!?. Ну, а кто не пожелает быть православным, надо полагать, автоматически станет русскоязычным. А там уж, как известно, - ?кто не спрятался - я не виноват?. Мир, показавшийся было некоторым недальновидным личностям единым, снова разделится на внутренний рай, на сей раз исключительно православный, и тьму внешнюю, западную, где, как известно, только и есть что плач и скрежет зубовный.
Юлия Соколовская
22.02.11. Идет Человек: куда, с кем, во Имя или против? Почему путник так упорно сопутешествователем выбирает не того? Понятно, общение с «грешным богом» (Казин А.Л.) не просит «Истины-Правды» (Семенов В.Е.), но неужели путник-плутающий так и не подумает о Свете? Верим, подумает: есть люди, шагающие дорогами справедливости, которые выведут его. Именно во Славу Света Божьего уже десятилетие Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга направляет нас к истинным ценностям.
На базе Александровского лицея города 11-12 февраля 2011 года прошла научно-практическая конференция «Православная церковь и русская культура», в подготовке и проведении которой принимал участие журнал “Родная Ладога”. В состав редакционного Совета журнала с первых номеров входят многие члены Совета Собора. Члены редакции этого известного санкт-петербургского издания, главный редактор которого Андрей Ребров также является членом Совета Собора, принимали участие во всех предыдущих конференциях. Нынешняя конференция явилась особо значимой для “Родной Ладоги” не только потому, что была юбилейной, но по заявленной теме, касающейся вопросов православной культуры. Во многом эти вопросы в связи с другими направлениями рассматриваются на страницах журнала. В ходе двухдневных заседаний было зачитано значительное количество докладов и сообщений, посвященных самым разным аспектам постижения духовной составляющей русской культурной традиции.
Пленарное заседание было открыто воодушевляющими словами Алексея Николаевича Швечикова: «Видна консолидация правых сил города, и на это мы оказали влияние, но путь далеко не краток к восстановлению исторической роли Православия в жизни русского общества».
Фото 1: , доктор философских наук, профессор, директор Межвузовского центра религиоведения, сопредседатель Совета Собора православной интеллигенции «О десятилетней деятельности организации».
Доклад «Собор православной интеллигенции как выражение российско-православной ментальности и потребности в Истине-Правде» Семенова Валентина Евгеньевича убедил аудиторию, что «русский человек не только стремится к Истине-Правде (а где Правда, там и Справедливость)», но и самоотверженно пытается ее удержать в нашем обществе: акции против уродования человеческих душ через рекламу, против уродования Петербурга, против попыток замахнуться на веру Православную. «Аморализация общества по возрастающей имеется, но хорошо, что к богоугодным деяниям привлечена молодежь, хорошо, что она заявляет о себе».
В.Е. Семенов , доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, зам.председателя Совета Собора православной интеллигенции.
А.Л. Казин , доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой искусствознания СПбГУКиТ, член Союза писателей и Союза кинематографистов России,член Совета Собора православной интеллигенции.
Тема доклада Александра Леонидовича Казина «Россия и прогресс» - наиважнейшая, ведь Россия, как всегда, «задает загадку», т.е. «Россия в каком-то смысле не хочет участвовать в этом. Проблема связана с источником прогресса. Нам трудно. С одной стороны мы должны участвовать, и вместе с тем нам что-то мешает. Ответ, думается, в варианте секуляризации. Идея прогресса - это модернистское, переход запада от классицизма». Болезнь со стороны запада одолевала наше отечество не раз. Из настоящего состояния духовности общества видно, что путь к сознательному неразличению основных ценностей не может не завести в глухой кут. Для России спасение только в Православии, «не должно быть ни антихристианства, ни нехристианства. Модернизация без вестернизации, модернизация с сохранением непродажного типа человека».
Фото 2: доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой философии Высшей школы народных искусств, член Совета Собора православной интеллигенции «Самодержавие, Православие, Народность - задача России XXI века».
«Государствообразующий народ, государствообразующая церковь, независимая национальная власть = здоровое государство»
Зачем происходит замена народа, почему вопрос укоренения гастарбайтеров в России больше заботит власть, чем сохранение родного фонда?
«Есть русскоязычное население, но не народа!» «Должно быть воссоединение Великой России, включая Малую и Белую». Редакция «Родной Ладоги» задалась вопросом: «Ведь западная часть Украины не расположена быть «залэжною вид москалив», русификация для них мучительна». Сергей Викторович: «Совершенно верно, и неорусификация не может их привести в восторг…» Но неужели единение с Великим государством не может быть полезным в духовном, культурном и бытийном понимании?
Фото 3: секретарь союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член Совета Всемирного Русского Народного Собора, член Совета Собора православной интеллигенции «Преодоление национальной глухоты. Проблемы восприятия Н.С.Лескова и соединения его с национально-православной идеологией. К 180-летию со дня рождения писателя».
«Удар по национальному русскому сознанию при Петре I привел к тому, что быть русским - некультурно. Только крестьяне не стали национально глухи», стойко хранили веру, традиции.
Во второй части хроники «Захудалый род» Н.С.Лескова утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, что вызвало недовольство редактора "Русского вестника" Каткова: «Он совсем не наш». Почему-то национальная глухота бывает удобна?
Дверницкий Борис Георгиевич о взаимодействии в истории христианства и гуманизма - как духовной и душевной составляющих бытия человека, которые особым образом воплощаются в русском типе цивилизации. «Без Отечества, без церкви нет полноценного человека».
Б.Г. Дверницкий , кандидат геолого-минералогических наук, главный редактор журнала «Русское самосознание», член Совета Собора православной интеллигенции.
Прозвучали и тревожные ноты в представленных на конференции докладах. В частности, говорилось об опасности массовой культуры, которая подменила культуру народную, вытеснила просвещение из СМИ и тотально заполонила концертные подмостки и экраны телевидения, формируя новые «образцы» для подражания, основанные на культе «золотого тельца», идолопоклонстве и пошлости.
Фото 4: сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. «Православие и массовая культура».
«Не верьте, когда говорят, что ученые неверующие!»
Георгий Николаевич Фурсей, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, вице-президент РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, член Совета Собора православной интеллигенции. «Роль и место науки и образования в русской православной культуре».
«Увлечение языковыми болячками может разрушить русский язык. Нам важно соборно и с молитвой отстаивать его!»
Б.Б. Сергуненков , член Правления Александро-Невского Братства, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Совета Собора православной интеллигенции. «Русский язык в современном мире».
«Прославление Бога в языке - пример для всего человечества».
В.В. Семенцов , кандидат педагогических наук, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, член Совета Собора православной интеллигенции. «Миссия русского языка в современном обществе».
«СМИ перестали отражать русскую жизнь, интересы, стиль, т.е. может быть информационная война против русской государственности».
Фото 5:, диакон, кандидат философских наук, доцент исторического факультета СПбГУ. «Аспекты безопасности современного русского языка».
«Слово - степень общения с Богом: благодатность или неблагодатность. Слова, чуждые Богу, разрушают человека».
Священник Алексий Мороз , Гранд доктор психологии, кандидат педагогических наук, профессор, писатель, член Совета Собора православной интеллигенции, руководитель Международного духовно-образовательного центра «Возрождение», руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение». «Слово и его воздействие на человека».
Г.Д. Колдасов , доктор философских наук, профессор, Богословское отделение ПАНИ. «Творчество и русский язык».
«Надо двигаться к духовному уровню, не надо останавливаться только на эмоционально- чувственном уровне».
В.Е. Семенов . «Русский язык в современной России (по материалам социологических исследований)». «Как молодежь оценивает недостатки современной русской речи? Получается такая ситуация: можно, но нельзя, нельзя, но можно».
А.Л. Казин. «Достоевский - наш современник». «Романы Достоевского - оправдание существования России». «У Федора Михайловича истина без отречения живого человека во всех его ипостасях».
В.Е. Семенов . «Достоевский и русская ментальность». «Братья Карамазовы» - модель русской души». «80% опрошенных современников считают, что счастье - любовь, и любовь дарить другим людям обязательно!»
Фото 6: , доктор культурологии, профессор СПбГУКИ. «Достоевский и византийско-аскетический идеал русской духовности». «Есть свет, по которому русские чуют друг друга». «Сами византийцы понимали, что Руси принадлежит духовная эстафета». «У Достоевского красота - горняя».
Участники конференции констатируют, что православные ценности являются неотъемлемой духовной основой русской цивилизации и русской культуры; что русский народ в современных условиях глобализации и «всеобщего усреднения» может и должен опереться на свои многовековые духовные традиции, без которых невозможно сохранение народа как политической силы и страны как суверенного участника мировых процессов; что русский язык - как одна из основ бытования нации в истории и как культурная скрепа в многонациональном государстве - нуждается в законодательной защите и всеобщем внимании; что русская православная цивилизация может предложить миру свой проект модернизации и развития, который основан не на культе денег и ростовщическом капитале, а на идее солидарности в обществе, стремлении к познанию Божьего мира и роли человека в его устроении, к духовному совершенствованию на благо ныне живущих и будущих поколений.
Постановление: ходатайствовать перед Комитетом по образованию СПб об организации апробации модели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на основе православной традиции в тех школах, где уже имеются к этому необходимые условия (педагогические кадры, родительский запрос).
Журнал “Родная Ладога” предоставил свои страницы для публикации в текущих номерах лучших докладов, сделанных на этой важнейшей конференции, резолюционные документы которой должны быть озвучены широкой публике, интересующейся будущим России и не теряющей надежды лично повлиять на это будущее.
Собор православной интеллигенции требует отставки директора Эрмитажа …
«Наступление массовой культуры, западного либерализма, а если подытожить, пропаганды масонской идеологии для "гойев" в России стремительно продолжается. Очередной заряд пошлости и сатанинской ненависти ко Христу был представлен в Эрмитаже выставкой братьев Чепменов "Конец веселья". Безудержная пропаганда насилия, агрессии, уродства, извращенного секса, издевательство над христианскими символами и, особенно над крестом - вот суть и направленность данного действа. Задача его смешать и исказить в сознании людей понятий и категорий добра и зла. Объявить порочность и нечистоту достижением искусства, а значит, и поставить эту мерзость в ранг поощряемых обществом явлений. Подобное вызывает подобное и зло, сосредоточенное в экспонатах данной выставки, будет будить в неустоявшихся в вере людях агрессию, злобу ненависть, грязный разврат… Тем более, теперь они уже могут реализовываться под благовидным предлогом: "Это искусство, это предлагают нам в главном музее страны - Эрмитаже"», - говорится в заявлении Собора православной интеллигенции, текст которого поступил в редакцию РНЛ .
Как отмечается в документе, «ненавистники Христа пытаются узаконить свои действа по издевательству над христианскими святынями». «"Подумаешь, - буквально кричит на своих пресс конференциях директор Эрмитажа Пиотровский, - вместо Христа, клоуна на кресте распяли, вам то какое дело… Это творческая находка". Да, но этой "творческой находке" уже почти две тысячи лет… Противники Иисуса Христа, руководимые диаволом, все время пытаются унизить, подвиг Спасителя, оскорбить Животворящий Крест, Которым дарована победа над сатаной. Не случайно отплясывали одержимые девицы в храме Христа Спасителя, не случайно пресловутый Гельман таскает по всей стране оскорбляющие чувства русского человека экспонаты. Теперь его эстафету перехватил М.Пиотровский. Фигура "интересная" и непотопляемая, загадочная личность с символическим шарфиком на шее. Уже сколько лет он возглавляет государственный Эрмитаж, и столько же лет идет его непримиримая борьба с христианством. Уже более 20 лет дирекция не разрешает богослужения в соборе Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце, не отвечает на письма иерархов РПЦ, зато выставки исламского искусства, постмодернистские творения Д.Пригова и богохульные инсталляции "братьев Чепманов" принимаются с распростертыми объятиями. В 2010 году директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский выступил против передачи музейного имущества Церкви и выразил озабоченность в связи с перспективой принятия закона, облегчающего процедуру передачи музейных экспонатов РПЦ», - пишут авторы документа.
Они напоминают, что Пиотровский тогда фактически обвинил Церковь в продаже «экспонатов», то есть, святых для нас вещей. «Директор Эрмитажа открыто заявил в прессе, что в музеях экспонаты находятся в целости и сохранности, в то время как многие частные коллекции нередко "происходят" из церквей. Но как выявила Счетная палата, проверявшая Эрмитаж, в музее постоянно разворовывались музейные ценности и денежные средства. Из 50 выбранных наугад единиц хранения отсутствовали 47, от выставочной деятельности Эрмитажа государство недополучило сотни миллионов рублей, порядка двухсот тысяч экспонатов оказались не закреплены за материально ответственными лицами, сотни были переданы в другие учреждения и не вернулись обратно». По уже приводившимся на РЛ данным ревизоры недосчитались в запасниках нескольких десятков икон в позолоченных и серебряных окладах, лампад, чаш и другой церковной утвари; кубков, ковшей, рюмок, солонок, вилок - все из серебра и по большей части с эмалью; часов, портсигаров, брошей, рамочек для фотографий? - всего 221 предмет. Директор Эрмитажа тогда отделался выговорами от министра культуры Швыдкого за кражи из музея экспонатов на сумму около 3-х миллиардов рублей», - сказано в заявлении.
Также в документе обращается внимание на то, что «крайне возмутила Пиотровского нежелание "гойев" принимать "высокую культуру" выставки "Конец веселья" английских постмодернистов». Он не сдержался и высказал все, что действительно думает о русском православном народе. Далее в заявлении приводятся характерные высказывания директора Эрмитажа:
- «Городские сумасшедшие возомнили, что они вправе считать, что есть кощунство».
- «Мы твердо считали и считаем, - что вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром».
- «...отбор работ - священное право музея, и только он может определять, что является искусством, а что нет».
- «...нельзя диктовать свое мнение Эрмитажу уличными способами».
«Своими высказываниями г. Пиотровский оскорбил весь русский народ. По сути дела, он назвал нас быдлом, не имеющими права рассуждать, принимать или отвергать что-то. Только некая "элита" во главе с г. Пиотровским имеет право на это. Вам это ничего не напоминает….? Маски сброшены. После таких высказываний, на наш взгляд, не имеет права оставаться М.Пиотровский директором главного музея страны - Эрмитажа. Места, где находилась главная резиденция русских царей, Зимний дворец, сердце Санкт Петербурга. Мы требуем снять его вместе с заместителями (Г.Вилинбахов и В.Матвеев, полностью разделяющих политику М.Пиотровского) с занимаемых должностей и отправить на давно заслуженный отдых. Русская культура должна служить на благо русскому народу», - подчеркивается в заявлении, текст которого подписан председателем Собора православной интеллигенции, членом правления Союза Писателей России, к.п.н., священником Алексием Морозом.