Барьер для партий в госдуму. Избраны

23 сентября окончательно подведены итоги голосования на выборах 2016 в Госдуму 7-го созыва. Как распределились голоса между партиями , сколько мандатов получили партии для получения "кресел" в Госдуме и как оцениваются результаты выборов 2016 ?

ЦИК РФ подвел итоги избирательной кампании в Госдуму седьмого созыва. Комиссия признала выборы, прошедшие 18 сентября 2016 года , состоявшимися и действительными и утвердила их итоги. Уже в пятницу новым депутатам будут высланы телеграммы-уведомления, подтверждающие их избрание.

Выборы 2016 признаны действительными и легитимными

Заседание ЦИК изначально планировалось на 23:00 мск 22 сентября, однако затем было перенесено на час. Ему предшествовало отдельное заседание, на котором разбирался ряд жалоб, в частности, обращение партии «Яблоко», требовавшей признать выборы недействительными.

Однако эта жалоба не была удовлетворена. «Смею утверждать, что выборы, несмотря на определенные нарушения, которые есть и с которыми мы будем разбираться до последней жалобы, прошли легитимно», - подчеркнула глава ЦИК Элла Памфилова. Она выразила также уверенность, что Центризиркому удалось провести открытые и конкурентные выборы.

Этот лейтмотив поддержали все члены ЦИК, которые единогласно подписали протокол и сводные таблицы результатов выборов, а также утвердили постановление об их общих итогах. «Выборы признаются состоявшимися и действительными», - огласил зампред ЦИК РФ Николай Булаев.

Новая Госдума VII созыва

Выборы 18 сентября впервые после длительного перерыва проводились по смешанной системе: 225 депутатов из 450 избирались по федеральному списку, 225 - по одномандатным округам.

Согласно утвержденным ЦИК итогам, «Единая Россия» получила в Госдуме седьмого созыва 343 мандата - 140 по общефедеральному списку и 203 по одномандатным округам. Это дает ей уверенное конституционное большинство (гарантируется 300 мандатами), позволяющее принимать конституционные законы без кооперации с другими фракциями .

В Госдуме шестого созыва у единороссов было всего 238 мандатов. На втором месте с 42 мандатами расположилась КПРФ, на третьем - ЛДПР с 39 мандатами, затем - «Справедливая Россия» с 23. Все эти партии существенно потеряли по сравнению со своим представительством в действующей Госдуме, где у коммунистов было 92 мандата, у справороссов - 64, а у либерал-демократов - 56. Это значит, что, например, КПРФ теперь не сможет самостоятельно направлять запросы в Конституционный суд, поскольку для этого необходимо собрать не менее 90 депутатских «автографов». Очевидно, партиям придется «потесниться» и в вопросе руководства комитетами нижней палаты парламента, число которых, впрочем, еще не утверждено.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на явные численные потери думской оппозиции, лишь парламентской «четверке» удалось вновь получить представительство в Госдуме. По одномандатным округам туда прошли еще два кандидата от так называемых малых партий - лидер «Родины» Алексей Журавлев (в Госдуме шестого созыва - член фракции «Единой России») и глава федерального политкомитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов, однако спискам этих партий даже близко не удалось подойти к заветному пятипроцентному барьеру, преодоление которого необходимо для прохождения в Госдуму.

Кроме того, по одномандатному округу (Республика Адыгея) избрался в новый думский состав самовыдвиженец Владислав Резник, в уходящем созыве также являвшийся членом фракции единороссов. Он единственный успешно выступивший на выборах самовыдвиженец из почти двух десятков баллотировавшихся в мажоритарных округах.

Инфографика распределения мест среди партий в Госдуме

Инфографика создана после обработки 97% протоколов голосования, однако количество "кресел" по утвержденным результатам не изменились.

Уйти или остаться?

Список избранных депутатов Госдумы прилагается к постановлению об общих итогах голосования, утвержденному ЦИК.
Как сообщила Памфилова, уже в пятницу новым депутатам будут направлены телеграммы-уведомления,
подтверждающие их избрание. Депутатам, избранным по федеральному округу, телеграммы направляет ЦИК РФ, одномандатникам - окружные избиркомы соответствующих округов.

Народные избранники обязаны в течение пяти дней со дня получения извещения представить в комиссию копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Госдумы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

В противном случае ЦИК передаст мандат следующему по очередности кандидату в соответствующей региональной группе партийного списка. Ранее сообщалось, что, например, от мандатов откажутся главы субъектов РФ, возглавлявшие ряд региональных групп федерального списка «Единой России».

В случае отказа от мандата депутата-одномадатника в его округе будут проведены дополнительные выборы.
Уже известно, что один мандат в Госдуме нового созыва останется вакантным примерно на год. Спикер нижней палаты шестого созыва Сергей Нарышкин, победивший в одномандатном округе, возглавит Службу внешней разведки. Как сообщила ранее ТАСС секретарь ЦИК Майя Гришина, повторные выборы в его округе могут пройти в единый день голосования в сентябре 2017 года.

Таблица результатов (итогов) выборов, распределения голосов избирателей

Количество и процент голосовавших на выборах 2016 за 14 заявленных партий в избирательной кампании.
1. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" 792226
1.51%
2. Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ 1192595
2.27%
3. Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" 910848
1.73%
4. Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" 28527828
54.20%
5. Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые" 399429
0.76%
6. Политическая партия "Гражданская Платформа" 115433
0.22%
7. Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России 6917063
13.14%
8. Политическая партия "Партия народной свободы" (ПАРНАС) 384675
0.73%
9. Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА" 679030
1.29%
10. Общественная организация Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила" 73971
0.14%
11. Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" 1051335
1.99%
12. Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 7019752
13.34%
13. Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" 310015
0.59%
14. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 3275053
6.22%

Итоги явки 18 сентября

Итоговая явка избирателей на думские выборы, зафиксированная ЦИК РФ, составила 47,88%. В абсолютных цифрах это означает, что свой гражданский долг выполнили 52 млн 700 тыс. 922 избирателя, пояснил Булаев.
Явка избирателей на выборах в Госдуму в 2011 году составила 60,21%.

Говоря о показателях активности граждан на этих выборах, Памфилова еще 19 сентября оценила их как нормальные. «Явка как явка», - сказала она.

«Явка на прошедших выборах в Госдуму является вполне нормальной. Да, достаточно средней, но не низкой», - считает глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский. По его мнению, «такой уровень явки абсолютно соответствовал характеру кампании с сильным фаворитом, в роли которого выступала правящая партия “Единая Россия”, и отсутствующим мотивом радикальной эмоциональной мобилизации на финише кампании». Другие эксперты также обращают внимание на то, что явка на думских выборах отражает общеевропейские тенденции.

Итоговый протокол по результатам голосования на выборах 18 сентября

Протокол подписан 23 сентября 2016 года, когда итоги утверждены и выборы признаны действительными и легитимными.

Дата и время подписания протокола 23.09.2016 01:24:00

1 Число избирателей, внесенных в список избирателей
на момент окончания голосования
110061200
2
101244492
3 Число избирательных бюллетеней,
выданных избирателям, проголосовавшим досрочно
109868
4 Число избирательных бюллетеней,
выданных в помещении для голосования в день голосования
49174491
5 Число избирательных бюллетеней,
выданных вне помещения для голосования в день голосования
3416633
6 Число погашенных избирательных бюллетеней 48542374
7 Число избирательных бюллетеней,
содержащихся в переносных ящиках для голосования
3524522
8 Число избирательных бюллетеней,
содержащихся в стационарных ящиках для голосования
49107327
9 Число недействительных избирательных бюллетеней 982596
10 Число действительных избирательных бюллетеней 51649253
11
полученных участковой избирательной комиссией
1936683
12 Число открепительных удостоверений,
выданных на избирательном участке до дня голосования
1030295
13 Число избирателей, проголосовавших
по открепительным удостоверениям на избирательном участке
809157
14 Число погашенных неиспользованных
открепительных удостоверений
906385
15 Число открепительных удостоверений,
выданных избирателям территориальной избирательной комиссией
216029
16 Число утраченных открепительных удостоверений 3
17 Число утраченных избирательных бюллетеней 1423
18 Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении 297

«Разбор полетов» будет продолжен

Общаясь с журналистами после ночного заседания, Памфилова подчеркнула, что «зашкаливающего числа злоупотреблений, которые могли бы стать критической массой и перечеркнуть эту кампанию», нет.
Между тем, отвечая на замечания партий, она неоднократно подчеркивала, что все поступившие в комиссию жалобы будут тщательно изучены. «Мы сейчас подведем итоги (выборов), но мы продолжим с каждой жалобой серьезно и предметно разбираться. И будем обращаться в прокуратуру, будем обращаться посредством прокуратуры в суды», - заверила она.
Председатель Центризбиркома также пообещала, что в случае вопиющих нарушений результаты выборов на том или ином участке могут быть отменены. «Больше чем мы, никто не заинтересован собрать все факты, и там, где действительно нарушения в округе или на участке зашкаливали, мы первые ставим на то, чтобы эти выборы отменять», - сказала она.
Вопрос о нарушениях на выборах был отражен и в особом мнении, приложенном к итоговому протоколу. Подготовивший его член ЦИК Евгений Колюшин, представляющий КПРФ, заявил, что, в частности, на телевидении оказывалось предпочтение одной из партий, а правоохранители и избирательные комиссии не принимали мер «по выявлению и наказанию заказчиков, изготовителей весьма дорогих агитационных лжегазет, которые распространялись огромными тиражами».
«Избирательная кампания показала, что общественный потенциал комиссий используется далеко не всегда в интересах свободных выборах», - сказал Колюшин, добавив, что независимость большинства избиркомов не обеспечена, ими зачастую руководят представители правящей партии.
Памфилова согласилась во многом с особым мнением Колюшина.
«Если честно, я практически со всем из того, что вы сказали, согласна. Я полагаю, что надо серьезно прислушаться, это действительно то, с чем мы столкнулись, споткнулись о законодательство. Это может лечь в основу нашей работы над ошибками, в том числе и формирования наших предложений по упрощению и дебюрократизации законодательства, которое бы позволило снять многие препоны на пути к регистрации, проверке подписей и так далее», - подчеркнула Памфилова. Она пообещала встретиться с лидерами всех партий - как принявших участие в выборах, так и не сумевших это сделать, - чтобы обсудить уроки минувшей кампании. «В любом формате готовы к серьезному разговору, чтобы следующие выборы были лучше предыдущих», - пояснила Памфилова.

Глава Центризбиркома также анонсировала «разбор полетов» региональным избиркомам. «Проведем “разбор полетов” с комиссиями. Разбор предстоит очень и очень серьезный», - сказала она.

Со своей стороны Булаев, напомнив, что уже этой осенью будут переформированы 55 региональных избиркомов, выразил уверенность, что в их состав удастся найти людей, «которые готовы разделить с нами (ЦИК) не только ответственность, но и умеют делать это профессионально, без ущемления прав участника процесса». При подведении итогов выборов неизбежно встал вопрос об оценке членами ЦИК собственной работы на них. Накануне выборов Памфилова заявляла о готовности уйти в отставку, если «провалит эти выборы». На сегодняшнем заседании, где разбирались поступившие в комиссию жалобы, она уточнила, что не уйдет из ЦИК, пока не разберет все жалобы.

После подведения итогов выборов глава ЦИК призналась журналистам, что пока не видит оснований для ухода в отставку. «В любом случае, пока наш состав ЦИК не разберется со всеми злоупотреблениями и нарушениями, которые были, чтобы очистить поле для следующей избирательной кампании, повысить уровень доверия, нет такого смысла», - пояснила Памфилова.
Уже в пятницу председателю Центризбиркома предстоит встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. На этот же день запланирована и встреча главы государства с лидерами партий, прошедших по итогам выборов в Госдуму.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать

Изначально мероприятие было назначено на 23.00 по московскому времени в четверг, однако началось уже за полночь. Некоторые члены ЦИК заметно устали и время от времени позволяли себе зевнуть. Зампред ведомства Николай Булаев попытался приободрить коллег, сказав, что иногда нужно поработать в часовом поясе Камчатки и Сахалина. Ему же и предстояло зачитывать итоговый доклад.

Правда, заседание по традиции открыла председатель ведомства Элла Памфилова. Она заявила, что выборы прошли легитимно, несмотря на определенные нарушения. "По крайней мере, все условия для проведения открытых конкурентных выборов мы попытались создать. Прозрачность и открытость обеспечить смогли", - сказала она. Продолжая ее мысль, Николай Булаев выразил уверенность, что подведение итогов выборов было столь же легитимным, прозрачным и объективным. И эта работа закладывает основы и правила корпоративного поведения на будущих выборах.

Согласно итоговым данным Центризбиркома, явка на избирательные участки в прошлое воскресенье составила 47,88%. В списки избирателей были внесены 110.061.200 граждан, в выборах приняли участие 52.700.992 избирателя, или указанные 47,88%. По открепительным же удостоверениям проголосовали 809.157 человек.

Окончательные результаты партий несильно отличались от тех результатов, которые ранее уже обнародовал ЦИК. "Единая Россия" по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ - 42, ЛДПР - 39, справороссы - 23. Таким образом, "Единая Россия" закрепляет за собой конституционное большинство в нижней палате. По списку у партии 140 мест в Госдуме, по одномандатным округам - 203. Кандидаты от КПРФ выиграли в семи одномандатных округах, ЛДПР - в пяти, "справороссы" - в семи.

Кроме того, в Госдуму прошли два представителя непарламентских партий и один самовыдвиженец. Председатель партии "Родина" Алексей Журавлев, руководитель федерального политкомитета "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и самовыдвиженец Владислав Резник, входивший в шестом созыве во фракцию "единороссов", победили на выборах в одномандатных округах.

При этом в ходе федеральной избирательной кампании в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений поступили 5 миллиардов 140 миллионов рублей. "Израсходованы на проведение избирательных кампаний более 4,5 миллиарда рублей, возвращено жертвователям, либо перечислено в федеральный бюджет неправомерных пожертвований на сумму более 170 миллионов рублей", - пояснил Булаев. Кандидаты-одномандатники в свои избирательные фонды получили в общей сложности 3,4 миллиарда рублей, из которых израсходовали 3 миллиарда.

После недолгих прений с представителями политических партий члены Центризбиркома подписали протокол и сводные таблицы, содержавшие результаты голосования. Как сообщила секретарь ведомства Майя Гришина, протокол подписан в 01 час 24 минуты по московскому времени. Таким образом, комиссия постановила считать прошедшие выборы состоявшимися и действительными. Николай Булаев выразил надежду, что новый состав Госдумы "вопреки мнению скептиков продемонстрирует, что главным для него являются Россия и народ".

Между тем Элла Памфилова не исключила, что на отдельных участках или в округах выборы могут быть отменены, хотя, по ее мнению, во время кампании не было зашкаливающего числа нарушений. Она пообещала проверить все жалобы, подключив к этому прокуратуру и суды. При этом возможностей для точечной отмены результатов выборов у ЦИК достаточно и после утверждения итогов. Другое дело: общие результаты подвергаться сомнению уже не будут.

Пока что ведомство не собирается отменять выборы в каких-либо одномандатных округах. Кроме того, следует учитывать, что после подведения итогов выборов окружной избирательной комиссией Центризбирком не имеет правовых оснований требовать проведения пересчета голосов. "Сейчас заявитель может обратиться в судебные инстанции, а мы со своей стороны обязательно проверим работу нижестоящих комиссий и сделаем соответствующие выводы", - пообещал Николай Булаев.

Так или иначе, Центризбирком намерен проверить информацию из каждого обращения о нарушениях на выборах 18 сентября. "Обращения к нам продолжают поступать. Мне кажется, наш святой долг - разобраться с каждым обращением, как бы комично оно иногда ни выглядело", - сказал Булаев. - Думаю, что члены ЦИК, кураторы регионов смогут выехать в субъекты вместе с аппаратом Центризбиркома". По его словам, члены ведомства максимально открыты и хотят честности во всех отношениях. "Не только по отношению к тем, кто нам пишет. Те, кто нам пишет, тоже должны быть честны во взаимоотношениях с ЦИК", - заключил он.

Элла Памфилова в свою очередь не стала скрывать тот факт, что Центризбирком не чужд самокритики. Она признала, что комиссии не удалось за короткое время изменить избирательную инерцию в регионах, и пообещала работать над ошибками. "Мы намерены в ближайшее время встретиться в любом формате с лидерами всех партий. Готовы к серьезному и предметному разговору о том, что нам нужно улучшить, чтобы будущие выборы прошли на качественно ином уровне", - сказала глава комиссии.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ровно через полгода, 18 сентября 2016 году, состоятся выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва. Они пройдут в единый день голосования в соответствии с новыми законодательными нормами. Порядок проведения установлен федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 г., "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 г., а также другими законодательными актами.

Нижняя палата парламента избирается сроком на пять лет в составе 450 депутатов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных правилах избрания депутатов Госдумы РФ и некоторых нововведениях кампании 2016 г.

Перенос даты выборов

В 2016 г. выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября, и будут совмещены с единым днем голосования - 18 сентября.

С инициативой о переносе даты выборов весной 2015 г. выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры трех думских фракций - Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия").

Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 г. Правомерность этих изменений, сокративших срок полномочий Думы шестого созыва, была вынесена на рассмотрения Конституционного суда РФ. 29 июня 2015 г. суд признал их не противоречащими Основному закону.

Возврат к смешанной избирательной системе

Основное нововведение на выборах в Госдуму - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Соответствующие изменения в закон о выборах депутатов были приняты 22 февраля 2014 г. Половина депутатского корпуса - 225 человек - будет избрана по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), образуемым на территории субъектов РФ.

Другая половина - по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Такой принцип формирования законодательной власти уже применялся на выборах в 1993-2003 гг. С 2007 г. граждане голосовали только за партийные списки.

Схема нарезки одномандатных округов

В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 г. главой государства был подписан закон о схеме формирования одномандатных округов. Вся территория России разделена на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов).

При разделе использовалась так называемая "лепестковая" модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по "лепесткам") и объединены с соседними муниципальными образованиями. Такая нарезка будет действовать в течение 10 последующих лет.

По одному округу образованы в 32 субъектах РФ, по два - в 26, по три - в шести субъектах, по четыре - в десяти, по пять - в трех. Еще каждые два субъекта разделены на шесть, семь и восемь округов. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и Москве (15).

Рост числа партий и новые правила регистрации

Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу - в составе списков политических партий. Сохранен запрет на избирательные блоки.

После принятия 3 апреля 2012 г. поправок в закон "О политических партиях", упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с семи в 2011 г. до 77 в настоящее время. Из них 75 могут участвовать в выборах (чьи региональные отделения зарегистрированы не менее чем в половине субъектов РФ).

От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также впервые - те, кто получил на последних думских выборах 3% и более голосов. Таким образом, льготы получат 14 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело", ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", "Гражданская сила" и Российская экологическая партия "Зеленые". Всем остальным необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку (на выборах 2011 г. - не менее 150 тыс.), из них в каждом субъекте РФ - не более 7 тыс.

Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, а также самовыдвиженцы, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа, а если число избирателей там не превышает 100 тыс., - не менее 3 тыс. подписей.

По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен и должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее - до 600). При этом не более половины в нем могут составлять беспартийные. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек (эта часть может отсутствовать) и на региональные группы, минимальное число которых - 35 (ранее - 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.

Понижение проходного барьера

В 2016 г. проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 г. норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.

Новые ограничения для кандидатов

На выборах в Госдуму 2016 г. впервые будет применяться так называемый "криминальный фильтр" для кандидатов в депутаты. Претендент должен будет указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но о всех, имевшихся у него ранее.

Запрещено баллотироваться бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым - в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым - в течение 15 лет.

Кроме того, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах, вкладах и пр. за границей, и в случае регистрации - закрыть их или перевести в банки, расположенные на территории РФ.

Сокращение наблюдателей от партий

По сравнению с кампанией 2011 г. количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 г. поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они наделяются правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалить наблюдателей с участка возможно только по решению суда.

Ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления обладала участковая комиссия. По сведениям ЦИК, за ходом голосования в 2011 г. следили 269 тыс. наблюдателей от российских партий. Из них 93 тыс. - от "Единой России", 70 тыс. - от КПРФ, 50 тыс. - от "Справедливой России", 33,5 тыс. - от ЛДПР, 7 тыс. - от "Яблока", по 6 тыс. - от "Правого дела" и "Патриотов России".

Изменения сроков подачи жалоб

Оспорить итоги голосования в суде можно будет в течение 10 дней после принятия избиркомом решения об итогах, а опротестовать результаты выборов - в срок до трех месяцев. Ранее для подачи таких заявлений в суд отводился год.

При этом граждане могут обжаловать решения избирательной комиссии только на том участке, где голосовали.