Будьте мудры как змеи. Толкования на Мф

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Сухарев , 32 года, регент:

Используйте свою мудрость, живите просто, не заморачиваясь и не накручивая себя.

Александр Вознесенский , 36 лет, фотограф:

Змий в древности был символом мудрости. Но знания надмевают человека. Люди, считающие себя учеными, часто ставят себя выше простых трудяг, забывая, что Господь, будучи всеведущим, жил на Земле жизнью простого человека, чем и нам указал пример. Мудрость и знания в человеке должны сочетаться с простотой и скромностью - тогда от них действительно будет польза для души.
Если будут знания, но не будет простоты - будет гордыня и тщеславие, а это плохо. Будет простота, но человек будет отворачиваться от познания мира и от познания Бога - это тоже не очень хорошо. И только соединяя одно и другое человек познает Бога (к чему призван каждый христианин), не надмеваясь, но помня, что нет у него ничего такого, чего бы ему не дал Бог.
Таким образом, восходим от мудрости к мудрости и растем духовно.
Стараемся, во всяком случае.

Григорий Сухарев , 26 лет, археолог:

Не показывая свою мудрость, быть простым.

Алла Тихонова , 49 лет, продавец книг:

Будьте мудры, но пусть Ваша мудрость не несет никому беды, а будет на радость и на пользу.

Юлия Пошедина-Сухарева , 28 лет, мама:

Будь требовательным к себе, к другим снисходительным. Больше слушай, меньше говори.

Толкование Церкви

Блаж. Феофилакт Болгарский :
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.

Прп. Максим Исповедник :
Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10:16)

просты - в переводе еп. Кассиана и в Радостной Вести: бесхитростны

Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!
В чем мудрость змеи? В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.
Есть одна древняя еврейская притча: "Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне "чисты, как лебеди", но среди народов мира будьте "проницательны, как змеи"." (Шир а-Ширим Рабба, цитата согл.: Gill"s Exposition of the Entire Bible и Clarke"s Commentary on the Bible)

Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:

"Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит: На злое будьте младенцы337." (Иероним)

"Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы." (Толковая Библия Лопухина)

"Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей. По значению в переносном смысле слово сходно с лат. sincerus, или с греч. «чистый сердцем» (V:8) и простой (aplouV - VI:22). В этом смысле оно, несомненно, употреблено и в посланиях к Рим XVI:19 и Флп II:15." (Там же)

"Равным образом, как змий скидает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и отгоняют их. Итак будь мудр как змия, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь." (Феофилакт Болгарский)

С голубями лично у меня никогда не было проблем при восприятии этой евангельской фразы. А вот со "змиями" несколько сложнее. Даже весьма сложно. Голубка являет как бы воплощение кротости, чистоты, незлобия. В конце концов, Святой Дух явился именно в виде голубки. Но причем тут мудрость змеи? И нет ли тут намека на того самого библейского змея, хитрее всех других созданий?..
Однако, читаю сейчас воспоминания об о. Александре Мене моего нового хорошего друга, поэта и литературоведа Григория Зобина, живущего по соседству со мной в Сокольниках (мы периодически встречаемся вместе и гуляем по парку). Он мне давал уже свои воспоминания об о. Александре, и вот надо же, frengs в связи с этой самой евангельской фразой!
И вот как прот. Александр комментирует этот стих в воспоминаниях Григория Зобина:

Однажды мы решили пригласить батюшку на встречу с нашей группой. Собрались в Семхозе на даче Александра Ивановича. Мама в этот раз тоже поехала с нами. На дворе был июль 1985 года. Надежды в наших разговорах мешались с настороженностью, восторги со скепсисом, радость с горечью. Общим было одно чувство - безвременье кончается, мы входим в историю, для нас наступают новые времена и неизвестные до сей поры испытания. Мы разговаривали, а рядом с нами играли дети...
Батюшка пришел часа в три дня. Помолившись, мы сели за стол. К этому дню нами были заготовлены несколько вопросов. Часть из них касалась Писания и Предания, а часть - наших повседневных дел. Но для отца и то, и другое было одинаково важно. Все вопросы он раскрывал с потрясающей глубиной. Помню, сначала мы его спросили, когда сложился в Церкви статус священства и какова разница между раннехристианским пресвитером и нынешним священником. «О функциях пресвитера катакомбной церкви сегодня известно немногое, - ответил батюшка. - Иногда “пресвитером” могли называть и епископа. А статус священства сложился приблизительно в IV веке. Связано его появление с необходимостью профессионализма. Ведь в работе священника, как и в любом другом деле, нужно, чтобы основное время было отдано ей. Пастырством невозможно заниматься “по совместительству”. Но в средние века возник другой перекос - “патернализм”. Представьте себе моих средневековых коллег. Блестяще образованная латинская элита, но замкнутая в себе. А рядом с ними - множество вилланов и горожан, которые ничего не смыслят в том, что совершается в церкви. Это и стало причиной Реформации. Ведь если бы Лютер увидел Католическую Церковь наших дней, вряд ли бы ему захотелось что-либо в ней менять. Профессионализм священства - лишь половина дела. Он должен дополняться грамотностью и активностью мирян».
Другой вопрос был о том, почему голубь стал символом Святого Духа. «Прежде всего, когда речь идет о словах Христа - “Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби,” - сказал отец Александр, - не нужно понимать их буквально. Как вы знаете, в обыденной жизни голубь - далеко не воплощение кротости и мира. Между собой эти птицы дерутся так, что порой забивают друг друга на смерть. Ну, разве что “голубь мира” Пикассо. Но он какой-то уж такой хилый и жалкий, что ему, кроме мира, и в самом деле, кажется, ничего другого не надо. Лишь бы не обидели... То же самое можно сказать и о “мудрости” змей. Более глупых и ленивых тварей трудно найти. Однажды в зоопарке удава кормили живыми мышами, так для того, чтобы он проглотил мышку, ее нужно было чуть ли не в пасть ему засунуть. А если она была чуть-чуть сбоку, удав уже не догадывался повернуть голову»...
«Неужели настолько глупы?» - спросил кто-то из наших. «Да, змеи одни из самых глупых животных, - ответил батюшка, - на лестнице эволюции по разуму нам ближе всего человекообразные обезьяны, собаки, дельфины... И как ни странно, одно из первых мест тут занимает свинья»...
Почему же тогда «мудры, как змеи, и просты, как голуби?» «Дело в том, что здесь имеется в виду не обычная змея, а змей из вавилонской мифологии - “нахаш”. Змей и голубь в древневосточных мифах были эротическими символами. В Ветхом Завете эти символы подверглись переосмыслению. И изображение Святого Духа в виде голубя связано с голубем Ноя - символом спасения, благой вести».

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16)

Просты - в переводе. бесхитростны

Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!

В чем мудрость змеи?

В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.

Есть одна древняя еврейская притча: "Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне "чисты, как лебеди", но среди народов мира будьте "проницательны, как змеи".

Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:

"Таким образом с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя.

"Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы."

"Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей.

"Равным образом, как змий снимает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но, как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и когда отгоняют их. Ещё глаза у голубя имеют такое строение, что они видят только перед собой, т.е. узко, то есть смотри только на Христа.
Итак, будь мудр, как змея, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь"

Ещё о змее из комментариев:

Змея никогда не станет тратить свой яд попусту - она кусает лишь в крайних случаях, взвешивая свое решение.

В поведении змеи нет поспешности и суетливости. Всё взвешенно и расчётливо, как у мудреца.

Змее не присущи эмоции, она хладнокровное животное, которое не делает лишних движений, всегда поступает обдуманно, никогда не укусит без особой надобности. В нашем обществе ее можно сравнить с человеком, который умеет контролировать свои чувства и поступать по велению разума. Такой человек и считается мудрым, ведь он не делает ошибок под влиянием минутных порывов.

Господь говорит: ПОСЫЛАЮ ВАС, КАК ОВЕЦ СРЕДИ ВОЛКОВ. "Вот, - (толкует святитель Златоуст) - как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь бесчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих".

Мудрость змииная!

Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. "Равным образом, - (объясняет блаженный Феофилакт) - как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби". Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием.

"Мудрость змииная заповедана нам, - (говорит преподобная Синклитикия) - чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших".

Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам.

"Итак, - (говорит святитель Златоуст) - не считай этих повелений неудобо-исполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью, и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? (Деян.5:28), то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: "судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4:19). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян.4:20).

Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе.