Характеристики интеллектуального поведения. Есть ли интеллект у животных. Характерные особенности и формы мышления у человекообразных обезьян

Слайд 2

Защитная окраска

  • Слайд 3

    Слайд 4

    ​Защитное окраска

    • Часто окраска животных имеет сходство с окраской среды, в которой они живут. Например, пустынные змеи или ящерицы окрашены в серовато-желтый цвет, под стать цвету окружающей почвы и растительности, а животные, обитающие среди снегов, имеют белый мех или оперение.Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной, или защитной. Важным элементом защитной окраски является принцип противотени, при котором освещаемая сторона тела животного окрашена темнее, чем находящаяся в тени. Такая покровительственная окраска встречается у рыб, плавающих в верхних слоях воды.
  • Слайд 5

    • Чаще всего представителями с защитной окраской являются пустынные ящерицы и змеи.
  • Слайд 6

    Сезонная окраска

    • Немало животных, имеющих защитную окраску, меняют ее в зависимости от времени года, когда изменяется окраска окружающей среды. Например, обитатели тундры - песцы или куропатки- летом имеют бурую окраску под цвет тундровой растительности и камней, покрытых лишайниками, а зимой она становится белой и сливается со снеговым покровом.Изменяется в течение года цвет шерсти некоторых лесных зверей. Весной и осенью, когда происходит процесс линьки, животные приобретают пятнистую окраску, которая также хорошо их маскирует на пестром ландшафте. Сезонная окраска наблюдается и среди насекомых.Наиболее известные представители: белые куропатки, горностай, песец, ласка, заяц-беляк.
  • Слайд 7

    Разделительная окраска

    • Окраскамногих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Такая окраска как бы расчленяет тело животного, отсюда ее название.Расчленяющую окраску имеют зебры и жирафы. Их полосатые и пятнистые фигуры почти незаметны на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда выходят на охоту хищники.С помощью расчленяющей окраски достигается большой маскирующий эффект у некоторых амфибий. Роскошной расчленяющей окраской обладают многие змеи и среди них габонская гадюка. Характерен такой вид окраски и для многих обитателей подводного мира, особенно для коралловых рыб. Расчленяющая окраска встречается и у насекомых.
  • Слайд 8

    Отпугивающая окраска

    • Животные с яркой окраской хорошо заметны на окружающем фоне. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся. Им не нужно быть осторожными или торопливыми, поскольку чаще всего они бывают несъедобными или ядовитыми. Их яркая окраска является своеобразным предупреждением для окружающих - не трогай!Отпугивающая, или предупреждающая, окраска представляет собой различные сочетания наиболее контрастных цветов. Она характерна для многих жалящих насекомых, имеющих ядовитые железы, например для ос или шершней, а также для насекомых с пахучими железами, например для жуков-нарывников, божьих коровок, гусениц молочайного бражника или махаона.
  • Слайд 9

    Мимикрия

    • Одним из защитных свойств животных является сходство беззащитного вида с видом, хорошо защищенным. Среди насекомых широко распространено подражание жалоносным перепончатокрылым. Есть, например, бабочки-стеклянницы, похожие на шершней. Есть мухи-сирфиды, которых трудно отличить от ос, пчел или шмелей. Удивительны примеры мимикрии среди рыб. Например, губан-чистильщик.Своеобразная мимикрия (Мартенса) была определена между тремя видами змей, где неопасные королевские змеи и ядовитые коралловые аспиды в равной мере подражают умеренно опасным и многочисленным змеям семейства ужовых - эритролампрусам.
  • Слайд 10

    Слайд 11

    Изменчивая окраска

    • Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.Помимо рыбы камбалы меняет свой цвет под стать окружающей среде рыба талассома. Мгновенно маскируются морские иглы, коньки и морские собачки.Меняют цвет и некоторые ящерицы. Особенно ярко это свойство проявляется у древесной ящерицы хамелеона. Быстрая смена окраски от зеленой к желтой или бурой делает ее почти незаметной на ветках среди листвы. Кроме того, хамелеон может отпугнуть врага быстрой сменой окраски контрастных цветов.Меняет цвет окраски в момент опасности и головоногий моллюск осьминог и каракатицы.Мастерски управляют своей расцветкой некоторые земноводные, ракообразные, насекомые и даже пауки, например паук-бокоходмизумена.
  • Слайд 12

    Переносные укрытия

    • Для своей безопасности некоторые виды животных сооружают или приспосабливают различные переносныe укрытия. Это раки-отшельники, крабы дориппе. Многие насекомые, преимущественно личинки, строят специальные переносные домики-чехлики. Такой чехлик сооружают, например, гусеницы бабочек семейства мешочниц и чехлоносок. В чехлике гусеницы проводят всю жизнь, передвигаясь с помощью грудных ног.Устраивают переносные укрытия и личинки жуков-листоедов и личинки ручейников. Свои домики они строят они из какого-нибудь однородного материала (из песчинок, растительных кусочков, из раковинок). Такие чехлики служат для личинок не только защитным укрытием, но и маскировочным приспособлением.
  • Слайд 13

    КОЛЛЕКТИВНАЯ ЗАЩИТА

    • Нередко ради безопасности и продолжения рода животные объединяются в группы и действуют против врага сообща. Например, овцебыки при нападении на них волков образуют круг, в который прячут телят и самок, а самцы выстраиваются по внешнему кругу.Среди грызунов выработалась иная тактика коллективной обороны. Бобры, например, бьют хвостом по воде, оповещая так остальных членов колонии о приближении врага. У луговых собачек и некоторых видов сурков и сусликов в случае опасности каждый зверек издает пронзительный крик, предупреждающий соседей о том, что надо прятаться.Как способ защиты сложились и рыбьи стаи. При опасности собираются в стаи сельдевые рыбы.Собираются в группы и морские ежи-диадемы. На ровном участке дна они располагаются друг от друга на расстоянии длины иглы. Коллективная защита встречается у птиц. Сообща охраняют свои гнезда грачи, чайки, береговушки.Массовое скопление ради защиты характерно и для некоторых мелких насекомых, например для ярких пилильщиков или клопов-солдатиков.
  • Слайд 14

    ЗВУК

    • Некоторые животные издают различные звуки для обороны. Примером тому может послужить шипение у кошки для отпугивания. Или синица лазоревка, которая жужжит как шершень в таком же случае.
  • Слайд 15

    ЗАЩИТНАЯ ФОРМА

    • Есть немало животных, которые формой тела похожи на какой-либо предмет окружающей среды. Такое сходство нередко спасает животного от врагов, тем более если это животное имеет еще покровительственную окраску. Примером могут служить гусеницы большинства бабочек-пядениц. У этих гусениц три пары грудных и две пары брюшных ножекЕщеболее похожи на сухие ветки насекомые палочники, которые имеют характерную палочкообразную форму тела и конечностей.Сходство с растениями особенно широко распространено среди тропических видов насекомых. Например, богомол дьявольский, цикада аделунгия, насекомые акридоксена и циклоптера.С помощью защитной формы тела маскируются и некоторые рыбы. Внешний облик таких рыб довольно своеобразен. Например морской клоун, конек-тряпичник. Морской клоун совершенно теряется в зарослях благодаря своей окраске. Мало напоминает рыбу и конек-тряпичник.
  • Слайд 16

    ОБОРОНИЕЛЬНАЯ ПОЗА

    • Существует немало животных, которые при опасности «выстреливают» во врага какой-либо жидкостью, обладающей защитными свойствами, которые получаются неожиданными и эффективными.Среди насекомых таким удивительным «оружием» обладают жуки-бомбардиры. При опасности они выделяют жидкость, которая на воздухе моментально испаряется, превращаясь с легким взрывом в облачко. Такая неожиданная «бомбардировка» часто заставляет отступить врага, тем более что летучие испарения ядовиты.Надежное оружие самообороны имеют головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы выпускают навстречу врагу «чернильную бомбу». Некоторые головоногие моллюски и глубоководные креветки спасаются от хищников тем, что выпускают облако слизи, состоящее из светящихся бактерий, и под прикрытием такой световой завесы уходят от врага.Среди пресмыкающихся есть змеи-снайперы: плюющая индийская кобра и африканские черношейная и ошейниковая кобры. Они обороняются молниеносным и точным «выстрелом» яда в глаз противника.
  • Слайд 17

    УСТРАШАЮЩАЯ ПОЗА

    • Многие животные, которые не обладают достаточной силой для отпора врагу, пытаются все же отпугнуть его, принимая различные устрашающие позы. Например, ящерица ушастая круглоголовка, плащеносная ящерица. Принимая устрашающую позу, она внезапно, как зонт, раскрывает кожную перепонку, расположенную вокруг шеи. Среди змей устрашающей позой интересны кобры, ошейниковые змеи и особенно серая древесная змея.Устрашающая поза как способ отпугивания выработалась и у некоторых насекомых. Преображаются в момент опасности богомолы, особенно тропические виды. Бабочка глазчатая зубчатка при возникновении опасности разводит в стороны покровительственные крылья и показывает яркие задние. Пытаются устрашить врагов необыкновенной позой и некоторые гусеницы, например гусеница бабочки большой гарпии.
  • Слайд 18

    ЗАМИРАНИЕ

    • Оборонительной тактикой для некоторых животных является поза полной неподвижности. Так, увидев врага, застывают на месте бегущие заяц или олень. Благодаря этому они могут остаться незамеченными. Инстинкт замирания хорошо развит у птиц. Замирают на день ночные птицы, например выпи или козодои. Опоссум, во время опасности может быть в состоянии оцепенения. Зверек валится на бок и становится неподвижным, имитируя смерть.Состояние рефлекторной неподвижности (каталепсия) встречается и у насекомых. При испуге падают на землю и лежат неподвижно бабочки-пестрянки, «умирают» жуки из семейства карапузиков или притворяшек. Характерна каталепсия и для палочников, которые принимают определенную позу и не меняют ее даже при механическом повреждении. Впечатление смерти создают и некоторые пресмыкающиеся, например свиноносные змеи.
  • Слайд 19

    Побег

    • Иногда животным приходится спасаться бегством. Как например антилопы, зебры, серые крысы.
  • Слайд 20

    АВТОНОМИЯ

    • Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия - способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для многих ящериц. Когда нападающий хватает ящерицу за хвост, она оставляет его врагу, а сама убегает. Подобное явление происходит и у пойманного за ногу паукообразного сенокосца. Автотомируют при опасности и некоторые виды насекомых, например кузнечики, палочники.Рефлекторное самокалечение встречается и среди подводных животных. Схваченные за клешни речные раки или крабы обламывают конечности, причем в строго определенном месте. Осьминоги жертвуют щупальцами. Некоторые виды голотурий при опасности выбрасывают на съедение врагу свои внутренности.Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться. Благодаря этому животному удается спастись.У некоторых животных автотомия связана с регенерацией - восстановлением утраченных органов, например у ящериц, раков, палочников, голотурий, но у сенокосцев и кузнечиков этого не происходит.
  • Слайд 21

    Самые необычные способы защиты у животных

  • Слайд 22

    Опоссум

    • Если его трогать, может больно укусить. Однако в случае, если это не помогает, а ситуация становится все более опасной, этот зверь притворяется мертвым, он падает на землю, пускает слюни, а затем перестает двигаться, оставаясь с открытым ртом.Потто. У потто имеются удлиненные отростки позвонков на шее. У этих отростков острые концы и животные пользуются ими, как оружием, потому что хищники, которые уцепятся за горло этих приматов, могут подавиться.
  • Слайд 23

    Панголин

    • Хотя у них имеются крупные и мощные когти на передних лапах, панголины редко используют их в качестве оружия. Вместо этого в случае опасности животные сворачиваются в клубок, причем так крепко, что развернуть их практически невозможно. Острые края чешуи позволяют им защищаться от большинства хищников. Они также могут ударить своим мощным и тяжелым хвостом, который может сильно поранить острыми чешуйками.Южноамериканский трёхпоясный броненосец – единственный вид этих существ, умеющий сворачиваться в идеальный шарик. Это возможно благодаря особому строению брони, позволяющей животному свободно двигаться, а хвост и голова идеально блокируют "конструкцию".
  • Слайд 24

    Утконос

    • Если утконоса поймает враг или любопытный человек-невежа, он колет своими шипами, впрыскивая яд, которого достаточно, чтобы сбежать. Хотя яд утконоса может умертвить животных величиной с собаку, для человека он не смертелен. Однако ощущения от этого не из приятных. Ужаленные утверждали, что это была настолько сильная боль, что они ничего подобного не испытывали, а действие яда может длиться несколько дней. Тонкий лори. На локтях у тонких лори имеются ядовитые железы, что делает его ядовитым приматом. Более того, зверек слизывает яд, который вырабатывают эти железы и разносит его по всей своей шерсти. Самки тонких лори наносят свой яд на тело своих детенышей перед тем, как отправляются на охоту и оставляют их в одиночестве. Так как животные слизывают яд, их укус также становится ядовитым. Но для человека он не смертелен.
  • Введение

    I. Интеллектуальное поведение животных

    1.1 Общая характеристика интеллектуального поведения животных

    1.2 Предпосылки интеллектуального поведения животных

    II. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных

    2.1 Изучение поведения животных зарубежными авторами

    2.2 Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые.


    I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    1.1 Общая характеристика интеллектуального поведения животных

    Существует два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй – типом перцептивной психики или индивидуально – изменчивого поведения.

    Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной психики и инстинктивного поведения – характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения. Эта программа поведения может быть очень сложной и малоподвижной, она приспособлена к мало меняющим условиям. По этому типу построено поведения низших позвоночных и насекомых.

    Второй тип поведения формируется с изменением условий существования и с развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании условно – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании анализа среды, совершаемого животными.

    Высшие представители животного мира (из живущих на суше - человекообразные обезьяны, из морских животных - дельфины) выполняют сложные действия, которые можно назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными.

    Вот примеры некоторых опытов над животными.

    Около клетки с обезьяной лежит банан - ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод.

    К потолку клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось невозможным. Оглядевшись кругом, она увидела ящик, подтащила его и с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и с ящика обезьяна не могла его достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан.

    Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту помещали лакомство, но огонь мешал обезьяне взять любимый плод. Она видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила из бамбуковых палок длинные шесты и перешла на плот, налила воды в кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась водой, которая была рядом? Дело в том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит огонь, обезьяна же видела только, как его гасят водой из бачка.

    Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных.

    В то время как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок.

    1.2 Предпосылки интеллектуального поведения животных

    Предпосылкой для инстинктивного поведения является отражение отдельных свойств внешней среды, которое действует на механизм, пускающий в ход врожденный инстинктивный акт.

    Предпосылкой для сложных форм индивидуально – изменчивого поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды. На основе этого образа отражаемой действительности возникают индивидуально – изменчивые формы поведения.

    Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врождённой основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Интеллектуальное поведение даёт наибольший приспособительный эффект при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.

    1. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, особенно с биологически «нейтральными» предметами. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложных и деструктивных манипуляций, происходит тренировка сенсорных и эффекторных систем, обобщается опыт деятельности животного, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. Этот обобщённый двигательно-сенсорный опыт составляет основу интеллекта высших позвоночных, особенно обезьян.

    Для интеллектуального поведения первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью передних конечностей.

    2. Другим элементом интеллектуального поведения являются сложные многофазные навыки и инструментальные действия. Эти элементы относятся к двигательной сфере. Они позволяют животному решать сложные задачи, требующие определённой последовательности действий. Решение многофазовых инструментальных задач легче всего даётся человекообразным обезьянам, остальные высшие млекопитающие (крысы, еноты, низшие обезьяны и так далее) легче справляются с локомоторными задачами. Это отражает разный характер исследовательской деятельности у животных разного уровня развития психики. У большинства млекопитающих преобладает познавание пространственных отношений среды с помощью локомоторных действий. У обезьян, особенно человекообразных, по мере развития манипулирования, локомоторное познавание пространственных отношений теряет свою доминирующую роль. Однако только человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственных отношений, если этого требует познание временно-причинных связей.

    3. Важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации. Эта способность проявляется у разных животных в разной степени, но наибольшее развитие она получила у высших позвоночных. Например, собака, ранее обученная двум разным навыкам (подтягивать за верёвку кусок мяса и открывать лапой щеколду) в новой ситуации, когда щеколда расположена высоко и открыть её можно только потянув за свисающую верёвку, сразу же решает эту задачу на основании переноса ранее полученного опыта в новые условия. Если видеть сразу результат и не знать о ранее выработанных навыках, то может сложиться впечатление о разумном решении предложенной задачи. Подобные наблюдения могут стать одной из причин антропоморфического объяснения поведения животных, как в естественных условиях обитания, так и в неволе.

    Таким образом, важнейшими элементами и предпосылками интеллекта животных являются способности к разнообразному манипулированию, широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.

    Основу интеллектуального поведения, по-видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое ведет к появлению более интересующих нас форм поведения. Сначала животное отражало отдельные свойства и эти свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.


    ІІ. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

    2.1 Изучение поведения животных зарубежными авторами

    С середины XIX в. начинается систематическое экспериментальное изучение поведения животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали объектом научного исследования впервые.

    Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие об «уме» животных. При этом его особенно интересовали различия между «умом» и инстинктом, а также между умом человека и «умом» животных. Кювье отметил наличие разной степени «ума» у животных разных видов.

    Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина.

    Многочисленные наблюдения за поведением животных, проведенные Дарвином в естественных условиях и в неволе, позволили ему четко выделить три основные категории поведения – инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению». В настоящее время такой классификации поведенческих актов придерживается большинство исследователей.

    Теория эволюции Чарльза Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства.

    В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.

    Ч.Уитмен занимался сравнительным изучением поведения животных. Ему принадлежит описание поведения многих видов птиц и некоторых межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела.

    Один из основоположников современной психофизиологии У. Джеймс дал определение инстинкта как «способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие». Интересно отметить, что Джеймс не соглашался с распространенной в его время точкой зрения, что ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных.

    Огромное значение для развития науки о поведении сыграли работы английского ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

    Важнейший вклад в изучение поведения животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена, Крейга в Америке и Хейнрота в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма.

    2.2 Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых

    Наука о поведении животных весьма плодотворно развивалась и в России.

    В середине XIX в., в противовес распространенным тогда идеалистическим и метафизическим теориям, последовательно отстаивал исторический подход к изучению живой природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского университета Карл Рулье. Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты животных. Первопричиной происхождения психических способностей Рулье считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное.

    Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии «биопсихологических», по его терминологии, исследований внес талантливый русский биолог и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер.

    В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (1902) Вагнер сделал первую сводку своих работ по психологии животных. Он подчеркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире – эволюции, которая ведет в конечном счете к пониманию генезиса нашего собственного «Я».

    Большое внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобретенного поведения, а также его роли в жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени, он называл подобное поведение «разумом», включая в это понятие результаты научения, накопление опыта в форме ассоциаций и подражаний.

    Вагнер отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу между ним и врожденным поведением трудно.

    В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков.

    Работы Вагнера оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов.

    Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих.

    Тщательно проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян. Отмечая многочисленные черты сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка.

    В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.

    Центральное место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов.

    Большой вклад в развитие науки о поведении животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый ряд его учеников.

    И.М. Сеченов занимался изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций.

    В центре научных интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

    Одним из главных основоположников экспериментального изучения поведения животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.

    Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания.

    Существенный вклад в развитие медицины, в физиологию вегетативной нервной системы, эволюционную физиологию и биохимию, а также в формирование современных представлений о закономерностях становления поведения внес Л.А. Орбели. На основе наблюдений и экспериментов им был сделан вывод о существовании процесса созревания врожденных поведенческих реакций, входящих в видоспецифический репертуар, которые, как он специально подчеркивал, не следует смешивать с поведением, приобретенным в результате жизненного опыта.


    Заключение

    Изучение рассудочной деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования. Опираясь в первую очередь на такие биологические дисциплины, как эволюционное учение, нейрофизиология и генетика, можно добиться успеха в объективном познании процесса формирования мышления.

    Рядом с инстинктивными и простыми формами изменчивого поведения у животных существует еще одна форма поведения, которая представляет собой интерес. Животные обнаруживают некоторые формы подлинно разумного интеллектуального поведения.

    Развитие научных взглядов на интеллектуальное поведение животных происходило диалектически и проходило в несколько этапов.

    В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно животным. И в этом огромное качественное различие между животным и человеком.


    Список использованной литературы

    1. Гоноболин Ф. Н. "Психология", - Изд-во "Просвещение", М., 1973, - 277 с.

    2. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект– Пресс», 2001, - 354 с.

    3. Меннинг О. Поведение животных.Вводный курс. М., 1982, - 362 с.

    4. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. М. – 2000, - 278 с.

    1. Наличие очень интенсивного побуждения.

    2. Наличие факта эффективного удовлетворения этого побуждения, сопровождающегося импрессивным переживанием удовольствия.

    Импринтинг необратим, т.е. устранить его из поведения невозможно.

    Физиологически импринтинг связан с тем, что за влечение ответственны ядра серого вещества, вкрапленные в стволовую часть мозга. Некоторые ядра в стволе мозга не нагружены и никакого влечения не вызывают. Гипотеза: эти ядра принимают влечения в течение жизни (алкоголь, наркотики и др.).

    - Навык как форма поведения. Структура навыка.

    Наблюдения за жизнью животных показывают, что они не могут успешно приспособиться к изменившейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения – безусловные рефлексы и инстинкты. Старые, врожденные формы дополняются новыми, приобретенными формами поведения – навыками.

    Навыки в отличие от инстинктов – индивидуально приобретенная форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком (Богословский Владимир Васильевич).

    Навыком называют поведение, складывающееся при жизни и доведенное упражнением до автоматизма.

    Навыки формируются у животных методом проб и ошибок . Многократное повторение какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.

    В эксперименте перед курицей была поставлена П-образная сетка, а за сеткой насыпано зерно. Курица совершила многократные попытки через сетку попасть к зерну. Таких проб было совершено много десятков, пока случайно курица не обогнула сетку и не достигла зерна. В повторных экспериментах количество ошибочных проб постепенно сокращалось, и у данной курицы вырабатывалась новая форма поведения.

    Навык – изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без соответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую – маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этот навык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычным образом.



    Кроме того, изменение навыка проявляется в переносе . У обезьян был выработан навык открывать защелку ящика, где лежал банан, правой передней лапой. Эту лапу прибинтовали к туловищу, обезьяна открыла защелку левой передней лапой. Прибинтовали и ее. Обезьяна стала открывать защелку задней лапой. Когда и это оказалось невозможным – в ход пошли зубы. Перенос навыков в основном характерен для высокоорганизованных животных.

    Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях их жизни, так и путем специального обучения, дрессировки. Опыт показывает, что способность к приобретению навыков наблюдается не только у высших, но и у низших животных. Сравнительно легко вырабатывается навык у таракана; его можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматной доски. Можно так выдрессировать пчелу, что она будет садиться на бумагу определенного цвета и т.д. Однако, чем организованнее и сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков. Вспомним, как приручают и выучивают животных дрессировщики. (Дуров, Куклачев)

    Существует теснейшая связь между навыками и инстинктами, которая выражается в том, что наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам. С другой стороны – навыки влияют на инстинкты, подчас тормозят их проявление. Хорошо дрессированная собака берем пищу только из рук хозяина. Здесь навык подавляет один из сильнейших инстинктов – пищевой.

    В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются и превращаются в наследуемые формы поведения. Именно в этом и проявляется естественный отбор, обеспечивающий приспособление животных к существующим условиям их жизни.

    Наиболее интенсивно психологические исследования навыков проводились американскими бихевиористами. Они считали предметом психологического исследования поведение , а поведение - совокупностью реакций.

    Бихевиористы сформулировали законы формирования навыка :

    1. состояние готовности;

    2. эффект (пробы, приводящие к эффекту, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные - реже);

    3. упражнение (по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется).

    Характерные черты навыка:

    1. Навыки приобретаются при жизни.

    2. Действия выполняются автоматизировано.

    3. Действие выполняется стереотипно.

    Структура навыка:

    1. Побуждение (В законе готовности бихевиористы обнаружили особое состояние, выполняющее функцию побуждения).

    2. Пусковой стимул. (Он отыскивается в процессе упражнения).

    3. Исполнительная программа (складывается в процессе упражнения и представляет собой цепь условных рефлексов).

    В структуру рефлекса входит раздражитель и действие . Но такое состояние характерно лишь для определенного органа.

    Павлов проводил опыты, где создавалось побуждение голода и целая цепь действий. По В.С.Ивашкину - это не рефлекс, а поведение. Рефлекс входит в структуру поведения.

    Действия в инстинктивном поведении, импринтинге и навыке имеют общие инстанции:

    · побуждение,

    · ориентировка,

    · операции, обеспечивающие необходимый эффект.

    - Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

    Интеллектуальное поведение – это высший тип поведения животных. Оно наблюдается у высших обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды. На основе многочисленных опытов И.П. Павлов пришел к выводу, что обезьянам доступно изменение сформировавшихся навыков, объединение их в новые комбинации в соответствие с изменением внешней обстановки. Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также связей между ними, данных непосредственно во внешних признаках. Исследования, проводившиеся И.П.Павловым и его учениками, показывают, что обезьяны способны решать интеллектуальные задачи, которые требуют установления связей и отношений между предметами, комбинированных и целенаправленный действий.

    Установление связей подтверждается многочисленными опытами. Высоко подвешивалась приманка, и обезьяна могла ее достать только палкой, которую нужно было составить из нескольких отрезков. Задача осложнялась тем, что у разных отрезков палки один из концов имел форму квадрата, треугольника или круга, а с другого конца было соответствующей формы углубление. Палку можно было составить лишь правильно подобрав отрезки. После многочисленных проб и ошибок обезьяна справлялась с этой задачей и составленной палкой сбивала приманку.

    В другом эксперименте перед клеткой обезьяны ставилась кружка, в которой находился мандарин. В ручку кружки была продета лента. Концы ленты располагались так, что обезьяна не могла дотянуться до них лапой. Это можно было сделать с помощью палки, которая лежала перед клеткой. Но и до этой палки обезьяна тоже не могла дотянуться лапой. Это можно было сделать, используя короткую палочку, лежащую в клетке. Совершив много безрезультатных попыток непосредственно достать кружку с мандарином, схватить конец ленты, достать большую палку, обезьяна в конце концов совершила всю цепь необходимых действий: маленькой палочкой придвинула большую палку, с помощью этой палки, после очень большого количества проб и ошибок, за оба кона ленты (вначале обезьяна все время брала только один конец ленты, тянула за него, лента свободно выходила из ручки, а кружка оставалась на месте) подтянула к себе кружку и взяла мандарин.

    Первый из этих опытов свидетельствует о том, что для интеллектуальной формы поведения характерно установление связи между различными формами предметов, а второй – о возможности устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации.

    Следует отметить еще одну важную особенность интеллектуального поведения высших животных, способность решать так называемые «двухфазные задачи». Суть этих задач заключается в том, что первая часть действий животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает необходимые условия. Это проиллюстрировано в только что приведенных примерах. Составление палки из отдельных отрезков прямо не направлено на обладание приманкой, а лишь подготавливает условия для этого. Когда во втором эксперименте обезьяна берет короткую палочку, чтобы достать длинную, это тоже лишь подготовка к решению основной задачи. Особенно отчетливо подготовительный этап заметен в следующем опыте. В длинную трубку была помещена конфета, достать которую лапой нельзя. Рядом лежала широкая щепка, довольно быстро обезьяна попробовала использовать ее, но щепка не проходила в трубку. Тогда обезьяна принялась обкусывать, обламывать ее. Только после этого конфету удалось вытолкнуть из трубки. В возможности совершать подготовительные действия зарождается прообраз изготовления орудий труда, что характерно только для человека.

    При решении обезьянами «двухфазных задач» внешне кажется, что они тоже изготавливают орудия труда. Однако у животных не происходит закрепления функций орудия за палками и щепками, которыми они пользовались для решения задач. Одной из причин этого является то, что изготовление орудий труда человекам отделено по времени от использования этих орудий, т.е. первая, подготовительная, фаза становится автономной и независимой от фазы использования. У животных эти фазы следуют одна непосредственно за другой.

    На Западе изучением интеллектуального поведения животных занимались бихевиористы. Келер сделал вывод, что проблемная ситуация есть мощное побуждение, и что решение проблемы осуществляется в психике обезьяны. Но интеллект обезьяны ограничен, она находит решение задачи только тогда, когда оба предмета находятся в ее поле зрения.

    Итак, интеллектуальная форма поведения характеризуется тем, что она обеспечивает достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям; при ней оказывается возможным не только отражение отдельных предметов, но и внешних связей между ними; эта форма поведения может включать в себя подготовительный этап, обеспечивающих успешное решение основной задачи.

    Отсутствие второсигнальных речевых временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьян возможности предварительно обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий появляется только у человека, владеющего речью.

    Особенности интеллектуального поведения

    1. Интеллектуальное поведение, как и навык, приобретается при жизни.

    2. Программа поведения отыскивается в процессе внутренних проб.

    Структура интеллектуального поведения

    1. Побуждение (голод).

    2. Ориентировка (банан)

    3. Исполнительная программа (складывается в процессе внутренней работы).

    Итак, интеллектуальное действие имеет трехкомпонентную структуру .

    Психика также трехкомпонентна . Она включает в себя:

    · мотивацию (побуждение), данную субъекту как переживание;

    · ориентировку, данную в форме знания;

    · исполнение, в форме совокупности операций.

    Личность - тоже единство трех компонентов:

    · что хочет,

    · что знает,

    · что умеет.

    Эта трехкомпонентность психики нашла отражение в педагогике. Любой педагогический акт может быть результативным, если он соответствует этим трем компонентам .

    Таким образом, различают три основные формы поведения животных: инстинкт, навык и интеллектуальную форму поведения. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение - вершина психического развития животных.

    Структура инстинктивного поведения.

    Аппетентное Эвокатор Врождённая Автоматизм

    состояние программа Стереотипность

    (потребности) поведения Целесообразность

    врождённая программа поведения.

    Инстинктивное поведение
    Достоинства Недостатки
    1. Относительная неодинаковость протекания инстинкта обеспечивает выживание вида в случае резкого изменения условий существования. 1. Поведение лишено сознания цели (возникает в ответ на определённый внешний раздражитель или сочетание определённых раздражителей).
    2. Инстинктивные действия теряют свою целесообразность, если изменяются стандартные условия
    3. Врождённая форма поведения. 3. инстинктивные действия строго приурочены к определённым условиям.
    4. Инстинктивные действия не обеспечивают отражения большого числа разнообразных раздражителей.
    5. Ограничивает отражательные возможности животных.

    Законы формирования навыка:

    1) закон готовности – необходимо определённое состояние организма – аппетентное, чтобы выработать определённый навык;

    2) закон упражнения – по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется; лучше всего формируется та форма поведения, которая чаще повторяется;

    3) закон эффекта – пробы, приводящие к успеху, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные – реже, чаще повторяется та форма поведения, которая даёт целесообразный результат.

    Структура навыка.

    Аппетентное Эвокатор Приобретённая Автоматизм

    состояние (изменившиеся программа Стереотипность

    (потребности) условия среды) поведения Целесообразность

    Отличие от других форм поведения:

    приобретённая программа поведения.

    Навык
    Достоинства Недостатки
    1.Обеспечивает адаптацию (неоднократно в течение жизни). 1. Образование требует времени.
    2. Сохраняет организм от перенапряжения.

    Интеллектуальное поведение –

    способ решения, найденный без внешней активности, благодаря внутренним процессам психики.

    Отличительные особенности интеллектуального поведения:

    1) если на более низкой ступени развития операции формируются постепенно, методом проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха – множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение;

    2) если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только один раз, будет воспроизводится относительно легко;

    3) обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые;

    4) способность объединять в одном акте две последовательные самостоятельные операции, из которых первая – подготавливает осуществление второй (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

    Структура интеллектального поведения.

    Аппетентное Эвокатор Способ Целесообразность

    состояние (проблемная (отношение между

    ситуация) предметами

    окр. мира)

    Отличие от других форм поведения:

    способ (отношения между предметами окружающего мира).

    Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

    «Интеллектуальное» поведение животных

    «Интеллектуальное» поведение животных

    Описанные формы возникновения индивидуально изменчивого поведения не являются, однако, высшей границей эволюции поведения в животном мире.

    У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

    Особенность «интеллектуального» поведения животных заключается в том, что процесс ориентировки в условиях задачи не протекает в условиях двигательных проб, а начинает предшествовать им, выделяясь в особую форму предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вырабатываться схема (программа) дальнейшего решения задачи, в то время как движения становятся лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельности. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения, имеющего сложную расчлененную структуру, в которую входят:

    Ориентировочно - исследовательская деятельность, приводящая к формированию схемы решения задачи;

    Формирование пластически изменчивых программ движений, направленных на достижение цели;

    Сличение выполненных действий с исходным намерением.

    Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер:

    Если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается;

    Если оно не приводит к нужному эффекту, в мозг животного поступают сигналы о «рассогласованности» результатов действий с исходным намерением, и попытки решить задачу начинаются снова.

    Такой механизм «акцептора действия» (П. К. Анохин), т. е. динамического контроля действия, является важнейшим составным звеном всякого индивидуально изменчивого поведения животного, но проявляется с отчетливостью в наиболее сложной фазе эволюции поведения - интеллектуальном поведении.

    Два существенных явления, зачатки которых можно видеть уже на наиболее ранних ступенях эволюции позвоночных, предшествуют формированию этой наиболее высокой формы поведения животных. Первым из них является возникновение особой формы ориентировочной деятельности, названной советским исследователем Л. В. Крушинским «экстраполяционным рефлексом»; вторым является факт более усложнявшихся форм развития памяти у животных.

    В наблюдениях, проведенных Л. В. Крушинским, установлено, что некоторые животные проявляют в своем поведении способность подчиняться не непосредственному восприятию предмета, но прослеживать его движения и ориентироваться на ожидаемое перемещение объекта. Известно, что собака, перебегающая улицу, не бежит прямо под движущуюся автомашину, а делает петлю, учитывая движение машины и даже развиваемую ею скорость. Этот рефлекс, «экстраполирующий» наблюдаемое движение и учитывающий перемещение, Л. В. Крушинский проследил в ряде экспериментов.

    В этих экспериментах животное помещалось перед трубой, которая в середине имела разрыв. На глазах у животного к проволоке, проходящей через трубу, прикреплялась приманка, которая двигалась по трубе; она появлялась перед глазами животного в разрыве трубы и двигалась дальше, пока не появлялась в конце трубы. Животное помещалось перед разрывом трубы и наблюдало движение приманки.

    Данные наблюдения показали, что животные, стоящие на более низкой ступени эволюции, и, в частности, животные, которым свойственно лишь собирать готовую пищу (например, курица), непосредственно реагировали на место, где появлялась приманка, и не отходили от него. В противовес этому животные, стоящие на более высокой ступени эволюции, и, в частности, животные, ведущие хищный образ жизни, прослеживающие добычу и преследующие ее (ворон, собака), следили за движением приманки и, «экстраполируя» ее движение (очевидно, направляя свое поведение движением глаз), обегали трубу и ожидали приманку в месте ее появления.

    «Экстраполяционный рефлекс», который имеет особую форму - «предвосхищающего» поведения, является одним из важных источников для формирования наиболее высоких «интеллектуальных» видов индивидуально изменчивого поведения высших позвоночных.

    Выше было отмечено, что вторым фактом, создающим существенные условия для формирования «интеллектуального» поведения высших позвоночных, является возрастающая сложность процесса восприятия и большая прочность памяти на последовательных ступенях эволюции животных.

    Известно, что если низшие позвоночные реагируют лишь на определенные признаки воздействий, идущих, из внешней среды, то высшие позвоночные больше реагируют на целые комплексы знаков или на образы окружающих предметов. Эта реакция животных была детально изучена советским физиологом академиком И. С. Беритовым и составляет важнейшее условие для эволюции сложных форм поведения.

    Одновременно с формированием образного восприятия на высших этапах эволюции позвоночных наблюдается возрастающая прочность образной памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми «отсроченными реакциями» животных.

    Эксперименты с отсроченными реакциями проводились многими американскими исследователями, советским психологом Н. Ю. Войтонисом и польским физиологом Ю. Конорским. Суть эксперимента заключалась в следующем. Животное помещалось перед герметически закрытым ящиком, в который на глазах животного клалась приманка.

    Животное, привязанное к стойке, задерживалось па привязи в течение известного времени, после чего отпускалось. Если в памяти животного сохранялся след приманки, положенной в ящик, оно сразу же бежало к этому ящику, если этот след исчезал, животное к ящику не подбегало.

    В более сложных экспериментах, которые ставили задачей проверить четкость сохранившегося у животного следа, положенная в ящик приманка незаметно подменялась другой. Если след первой приманки у животного сохранялся, то подбегая к ящику и находя другую приманку, - оно ее брало. Это было признаком того, что у животного сохранился избирательный образ той приманки, которую оно видело.

    В других экспериментах животное помещалось между двумя ящиками, в один из которых на глазах у животного помещалась приманка. После истечения некоторого времени животное спускалось с привязи. Если след от приманки, положенный в один из ящиков, сохранялся, то животное бежало к этому ящику, если след не сохранялся, направленного движения у животного не было.

    Эксперименты с отсроченными реакциями показали, что на последовательных ступенях эволюционного развития позвоночных длительность сохранения соответствующих образов возрастает (табл. 1.5).

    Таблица 1.5 - Длительность сохранения следов однократно вызванной образной памяти у различных животных

    Естественно, что длительное сохранение образов памяти увеличивается по мере усложнения мозговых структур и создает второе важное условие для возникновения высших «интеллектуальных» форм поведения животного.

    Систематические исследования «интеллектуального» поведения высших животных (обезьян) были начаты в 20–х гг. прошлого века известным немецким психологом В. Кёлером. Для изучения этой формы поведения В. Кёлер ставил обезьян (шимпанзе) в условия, где непосредственное достижение цели было недоступно, и обезьяна должна была ориентироваться в сложных условиях, в которых дана цель, и либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо обратиться для этой цели к использованию специальных орудий.

    Опишем три типичных ситуации, в которых В. Кёлер проводил свои исследования «интеллектуального» поведения обезьяны.

    Первая ситуация требовала «обходного пути». Обезьяна помещалась в большую клетку, рядом с которой была положена приманка, находившаяся на таком расстоянии, что рука обезьяны не могла ее достать. Для достижения цели обезьяна должна была прекратить попытки непосредственно достигнуть цели и использовать обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

    Вторая ситуация была близка к только что описанной, т. е. обезьяна помещалась в закрытую клетку, которая на этот раз имела двери. Приманка располагалась также в отдалении, и обезьяна не могла достать ее рукой. Однако в отличие от первой ситуации перед клеткой на расстоянии вытянутой руки лежала палка. Обезьяна могла достать приманку, дотянувшись до палки, и при ее помощи достигнуть цели. В усложненных экспериментах приманка была расположена еще дальше, но в поле зрения обезьяны лежали палки: короткая - на расстоянии руки, и длинная - несколько дальше. Решение задачи заключалось в том, что обезьяна должна была осуществить более сложную программу поведения. Сначала дотянуться до ближайшей - короткой палки, затем с ее помощью достать длинную палку, расположенную дальше от нее, и уже с помощью этой палки достать приманку.

    Наконец, в третьем варианте экспериментов приманка подвешивалась так, что обезьяна непосредственно не могла ее достать. Однако на этой же площадке были разбросаны ящики; обезьяна должна была подтащить ящики к приманке, поставить их один на другой и, взобравшись на эти ящики, достать приманку.

    Исследования, проведенные В. Кёлером, позволили ему наблюдать следующую картину.

    Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку, тянулась к ней или прыгала. Эти безуспешные попытки могли продолжаться длительное время, пока обезьяна не истощалась и не бросала их.

    Затем наступал второй период, который заключался в том, что обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию; ориентировка в ситуации переносилась здесь из развернутых двигательных проб в «зрительное поле» восприятия и осуществлялась с помощью соответствующих движений глаз.

    После этого наступал решительный момент, который В. Кёлер описывал как неожиданное появление «переживания». Обезьяна либо сразу же направлялась к дверце, расположенной в задней стенке клетки и «обходным путем» доставала приманку, либо переставала непосредственно тянуться к приманке, подтягивала к себе палку и с ее помощью доставала, либо подтягивала одну палку, доставала ею вторую, более длинную и уже этой палкой доставала приманку; наконец, в последней ситуации обезьяна прекращала всякие попытки непосредственно достать приманку, оглядывалась вокруг, а затем сразу подтаскивала ящики, ставила их один на другой и, взобравшись на них, доставала приманку.

    Характерным для всех этих экспериментов был тот факт, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движения обезьяны становились лишь исполнительным актом для осуществления заранее выработанного «плана решения».

    Именно это и дало основания В. Кёлеру рассматривать поведение обезьяны как пример «интеллектуального» поведения.

    Если описание поведения обезьян в экспериментах В. Кёлера является исчерпывающим, то объяснение тех путей, которыми животное приходит к «интеллектуальному» решению задачи, представляет большие сложности, и этот процесс трактуется разными исследователями неодинаково.

    Известный американский психолог Р. Йеркс, повторивший исследование В. Кёлера, считает возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и антропоморфически рассматривает их как проявления «творческого озарения».

    Австрийский психолог К. Бюлер привлекает для объяснения этого поведения прежний опыт животного и считает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветки).

    Сам В. Кёлер высказывает предположение, что в «интеллектуальном» поведении обезьян анализ ситуации перемещается из сферы движений в план восприятия, и обезьяна, рассматривая ситуацию, «сближает» входящие в нее предметы в «зрительном поле», замыкая их в известные «зрительные структуры». Последующее решение задачи есть, по мнению В. Кёлера, лишь осуществление «зрительных структур в реальных движениях». Подтверждение этой гипотезы В. Кёлер видит в том факте, что в случаях, когда палка и приманка (плод) или две палки, которые обезьяна должна последовательно достать, расположены так, что они не попадают в одно зрительное поле, задача становится неразрешимой для обезьяны.

    Свою гипотезу В. Кёлер пытается подтвердить экспериментами, в которых обезьяна должна раньше приготовить орудие, которое она в дальнейшем использует, чтобы достать приманку, обезьяна должна вставить одну бамбуковую палку в другую, с тем чтобы, удлинив ее, достать плод. Эти действия оказываются для обезьяны гораздо труднее и могут быть выполнены только в случае, если концы обеих палок попадают в наглядное поле; такое совмещение обеих палок в одном зрительном поле, по мнению В. Кёлера, и может привести к нужному решению задачи.

    Вопрос о механизмах, лежащих в основе возникновения «интеллектуального» поведения обезьяны, нельзя считать окончательно решенным, и если одни исследователи противопоставляют его более элементарным формам индивидуально изменчивого поведения животных, то другие (как например, И. П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян) считают возможным не противопоставлять его более простым формам поведения и рассматривают «интеллектуальное» поведение обезьян как своего рода «ручное мышление», выполняемое в процессе проб и ошибок и приобретающее более богатый характер лишь в силу того, что руки обезьян, освободившиеся от функции ходьбы, начинают осуществлять наиболее сложные формы ориентировочной деятельности.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

    6.1. Территориально-агрессивное поведение у животных. Для чего оно им? В жизни большинства животных и людей очень важную роль играет охрана территории от «чужих». У кого ее только нет! И раки отшельники, и некоторые крабы, и сверчки, многие рыбы, рептилии и птицы и, уж

    Из книги Психология труда автора Прусова Н В

    13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.

    Из книги Внушение и его роль в общественной жизни автора Бехтерев Владимир Михайлович

    Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

    Глава 1. Интеллектуальное поведение До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности человека - получении информации, выделении существенных элементов, запечатлении полученной информации в памяти.Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как

    Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

    Тест Три животных Этот короткий и очень милый тест любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки. Он очень простой, но очень действенный, так что проведите его как игру - но он многое скажет о вас. Готовы?1. Назовите своё самое любимое животное. За какие

    Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

    II. Установка у животных

    Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

    39. Интеллектуальное тестирование Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем

    Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

    Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

    Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

    Ум животных Животный мир, как и мир растений и насекомых, выживает за счёт единства с окружающей Природой. Животный ум един с окружающим миром, поэтому всегда принимает вид, который обеспечит ему наилучшие условия для выживания.Например, тигр «решает», что для выживания

    Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

    41 Интеллектуальное развитие должно начинаться с рождения и заканчиваться после смерти Согласно исследованию, проведенному Медицинским центром Горы Синай, стресс приводит к тому, что нейроны, отвечающие за обучение, заболевают и теряют способности к формированию

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

    Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

    Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

    Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

    Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

    Описанные формы возникновения индивидуально изменчивого поведения не являются, однако, высшей границей эволюции поведения в животном мире.

    У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

    Особенность «интеллектуального» поведения животных заключается в том, что процесс ориентировки в условиях задачи не протекает в условиях двигательных проб, а начинает предшествовать им, выделяясь в особую форму предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вырабатываться схема (программа) дальнейшего решения задачи, в то время как движения становят-


    ся лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельности. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения, имеющего сложную расчлененную структуру, в которую входят:

    Ориентировочно-исследовательская деятельность, приводящая к формированию схемы решения задачи;

    Формирование пластически изменчивых программ движений, направленных на достижение цели;

    Сличение выполненных действий с исходным намерением.

    Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер:

    Если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается;

    Если оно не приводит к нужному эффекту, в мозг животного поступают сигналы о «рассогласованности» результатов действий с исходным намерением, и попытки решить задачу начинаются снова.

    Такой механизм «акцептора действия» (77. К. Анохин), т. е. динамического контроля действия, является важнейшим составным звеном всякого индивидуально изменчивого поведения животного, но проявляется с отчетливостью в наиболее сложной фазе эволюции поведения - интеллектуальном поведении.

    Два существенных явления, зачатки которых можно видеть уже на наиболее ранних ступенях эволюции позвоночных, предшествуют формированию этой наиболее высокой формы поведения животных. Первым из них является возникновение особой формы ориентировочной деятельности, названной советским исследователем Л. В. Крушинским «экстраполяционным рефлексом»; вторым является факт более усложнявшихся форм развития памяти у животных.

    В наблюдениях, проведенных Л. В. Крушинским, установлено, что некоторые животные проявляют в своем поведении способность подчиняться не непосредственному восприятию предмета, но прослеживать его движения и ориентироваться на ожидаемое перемещение объекта. Известно, что собака, перебегающая улицу, не бежит прямо под движущуюся автомашину, а делает петлю, учитывая движение машины и даже развиваемую ею скорость. Этот рефлекс, «экстраполирующий» наблюдаемое движение и учитывающий перемещение, Л. В. Крушинский проследил в ряде экспериментов.



    В этих экспериментах животное помещалось перед трубой, которая в середине имела разрыв. На глазах у животного к проволоке, проходящей через трубу, прикреплялась приманка, которая двигалась по трубе; она появлялась перед глазами животного в разрыве трубы и двигалась дальше, пока не появлялась в конце трубы. Животное помещалось перед разрывом трубы и наблюдало движение приманки.

    Данные наблюдения показали, что животные, стоящие на более низкой ступени эволюции, и, в частности, животные, которым свойственно лишь собирать готовую пищу (например, курица), непосредственно реагировали на место, где появлялась приманка, и не отходили от него. В противовес этому животные, стоящие


    на более высокой ступени эволюции, и, в частности, животные, ведущие хищный образ жизни, прослеживающие добычу и преследующие ее (ворон, собака), следили за движением приманки и, «экстраполируя» ее движение (очевидно, направляя свое поведение движением глаз), обегали трубу и ожидали приманку в месте ее появления.

    «Экстраполяционный рефлекс», который имеет особую форму - «предвосхищающего» поведения, является одним из важных источников для формирования наиболее высоких «интеллектуальных» видов индивидуально изменчивого поведения высших позвоночных.

    Выше было отмечено, что вторым фактом, создающим существенные условия для формирования «интеллектуального» поведения высших позвоночных, является возрастающая сложность процесса восприятия и большая прочность памяти на последовательных ступенях эволюции животных.

    Известно, что если низшие позвоночные реагируют лишь на определенные признаки воздействий, идущих, из внешней среды, то высшие позвоночные больше реагируют на целые комплексы знаков или на образы окружающих предметов. Эта реакция животных была детально изучена советским физиологом академиком И. С. Беритовым и составляет важнейшее условие для эволюции сложных форм поведения.

    Одновременно с формированием образного восприятия на высших этапах эволюции позвоночных наблюдается возрастающая прочность образной памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми «отсроченными реакциями» животных.

    Эксперименты с отсроченными реакциями проводились многими американскими исследователями, советским психологом Н. Ю. Войтонисом и польским физиологом. Ю. Конорским. Суть эксперимента заключалась в следующем.

    Животное помещалось перед герметически закрытым ящиком, в который на глазах животного клалась приманка. Животное, привязанное к стойке, задерживалось на привязи в течение известного времени, после чего отпускалось. Если в памяти животного сохранялся след приманки, положенной в ящик, оно сразу же бежало к этому ящику, если этот след исчезал, животное к ящику не подбегало.

    В более сложных экспериментах, которые ставили задачей проверить четкость сохранившегося у животного следа, положенная в ящик приманка незаметно подменялась. другой. Если след первой приманки у животного сохранялся, то подбегая к ящику и находя другую приманку, - оно ее брало. Это было признаком того, что у животного сохранился избирательный образ той приманки, которую оно видело.

    В других экспериментах животное помещалось между двумя ящиками, в один из которых на глазах у животного помещалась приманка. После истечения некоторого времени животное спускалось с привязи. Если след от приманки, положенный в один из ящиков, сохранялся, то животное бежало к этому ящику, если след не сохранялся, направленного движения у животного не было.

    Эксперименты с отсроченными реакциями показали, что на последовательных ступенях эволюционного развития позвоночных длительность сохранения соответствующих образов возрастает (табл. 1.5).


    Таблица 1.5 Длительность сохранения следов однократно вызванной образной памяти у различных животных

    Естественно, что длительное сохранение образов памяти увеличивается по мере усложнения мозговых структур и создает второе важное условие для возникновения высших «интеллектуальных» форм поведения животного.

    Систематические исследования «интеллектуального» поведения высших животных (обезьян) были начаты в 20-х гг. прошлого века известным немецким психологом В. Кёлером. Для изучения этой формы поведения В. Кёлер ставил обезьян (шимпанзе) в условия, где непосредственное достижение цели было недоступно, и обезьяна должна была ориентироваться в сложных условиях, в которых дана цель, и либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо обратиться для этой цели к использованию специальных орудий.

    Опишем три типичных ситуации, в которых В. Кёлер проводил свои

    исследования «интеллектуального» поведения обезьяны.

    Первая ситуация требовала «обходного пути». Обезьяна помещалась в

    большую клетку, рядом с которой была положена приманка, находившаяся на

    таком расстоянии, что рука обезьяны не могла ее достать. Для достижения

    цели обезьяна должна была прекратить попытки непосредственно достигнуть

    цели и использовать обходной путь через дверь, расположенную в задней

    стене клетки.

    Вторая ситуация была близка к только что описанной, т. е. обезьяна

    помещалась в закрытую клетку, которая на этот раз имела двери. Приманка

    располагалась также в отдалении, и обезьяна не могла достать ее рукой.

    Однако в отличие от первой ситуации перед клеткой на расстоянии вытянутой

    руки лежала палка. Обезьяна могла достать приманку, дотянувшись до палки,

    и при ее помощи достигнуть цели. В усложненных экспериментах приманка

    короткая - на расстоянии руки, и длинная - несколько дальше. Решение

    задачи заключалось в том, что обезьяна должна была осуществить более

    сложную программу поведения. Сначала дотянуться до ближайшей -

    короткой палки, затем с ее помощью достать длинную палку, расположенную

    Наконец, в третьем варианте экспериментов приманка подвешивалась так, что

    обезьяна непосредственно не могла ее достать. Однако на этой же площадке

    были разбросаны ящики; обезьяна должна была подтащить ящики к

    приманке, поставить их один на другой и, взобравшись на эти ящики, достать

    приманку.

    Исследования, проведенные В. Кёлером, позволили ему наблюдать

    следующую картину.

    Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку,

    тянулась к ней или прыгала. Эти безуспешные попытки могли продолжаться

    длительное время, пока обезьяна не истощалась и не бросала их.

    Затем наступал второй период, который заключался в том, что обезьяна

    неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию; ориентировка в

    ситуации переносилась


    здесь из развернутых двигательных проб в «зрительное поле» восприятия и осуществлялась с помощью соответствующих движений глаз. После этого наступал решительный момент, который В. Кёлер описывал как неожиданное появление «переживания». Обезьяна либо сразу же направлялась к дверце, расположенной в задней стенке клетки и «обходным путем» доставала приманку, либо переставала непосредственно тянуться к приманке, подтягивала к себе палку и с ее помощью доставала, либо подтягивала одну палку, доставала ею вторую, более длинную и уже этой палкой доставала приманку; наконец, в последней ситуации обезьяна прекращала всякие попытки непосредственно достать приманку, оглядывалась вокруг, а затем сразу подтаскивала ящики, ставила их один на другой и, взобравшись на них, доставала приманку.

    Характерным для всех этих экспериментов был тот факт, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движения обезьяны становились лишь исполнительным актом для осуществления заранее выработанного «плана решения».

    Именно это и дало основания В. Кёлеру рассматривать поведение обезьяны как пример «интеллектуального» поведения.

    Если описание поведения обезьян в экспериментах В. Кёлера является исчерпывающим, то объяснение тех путей, которыми животное приходит к «интеллектуальному» решению задачи, представляет большие сложности, и этот процесс трактуется разными исследователями неодинаково.

    Известный американский психолог Р. Йеркс, повторивший исследование В. Кёлера, считает возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и антропоморфически рассматривает их как проявления «творческого озарения».

    Австрийский психолог К. Бюлер привлекает для объяснения этого поведения прежний опыт животного и считает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветки).

    Сам В. Кёлер высказывает предположение, что в «интеллектуальном» поведении обезьян анализ ситуации перемещается из сферы движений в план восприятия, и обезьяна, рассматривая ситуацию, «сближает» входящие в нее предметы в «зрительном поле», замыкая их в известные «зрительные структуры». Последующее решение задачи есть, по мнению В. Кёлера, лишь осуществление «зрительных структур в реальных движениях». Подтверждение этой гипотезы В. Кёлер видит в том факте, что в случаях, когда палка и приманка (плод) или две палки, которые обезьяна должна последовательно достать, расположены так, что они не попадают в одно зрительное поле, задача становится неразрешимой для обезьяны.

    Свою гипотезу В. Кёлер пытается подтвердить экспериментами, в которых обезьяна должна раньше приготовить орудие, которое она в дальнейшем использует, чтобы достать приманку, обезьяна должна вставить одну бамбуковую палку в другую, с тем чтобы, удлинив ее, достать плод. Эти действия оказываются для обезьяны гораздо труднее и могут быть выполнены только в случае, если концы обеих палок попадают в наглядное поле; такое совмещение обеих палок в одном зрительном поле, по мнению В. Кёлера, и может привести к нужному решению задачи.


    Вопрос о механизмах, лежащих в основе возникновения «интеллектуального» поведения обезьяны, нельзя считать окончательно решенным, и если одни исследователи противопоставляют его более элементарным формам индивидуально изменчивого поведения животных, то другие (как например, И. П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян) считают возможным не противопоставлять его более простым формам поведения и рассматривают «интеллектуальное» поведение обезьян как своего рода «ручное мышление», выполняемое в процессе проб и ошибок и приобретающее более богатый характер лишь в силу того, что руки обезьян, освободившиеся от функции ходьбы, начинают осуществлять наиболее сложные формы ориентировочной деятельности.