Человек 2 сорта в наше время. Когда осознаёшь весь этот грядущий ад, возникает только один вопрос: какого чёрта?! Зачем это нужно мне и почему от меня этого требует окружающий мир

Не в том смысле, что они несвежие, протухли с течением жизни, но рождаются с брачком. Причем, обычно он заметен сразу. На них как будто метка стоит "второй сорт". Они в развитии обычно отстают, говорить начинают поздно, в школе плохо учатся, потом в жизни у них все складывается не очень, в социум не вписываются, в общении с противоположным полом проблемы, не умеют жизнь наладить, сидят на шее у родителей до глубокой зрелости, пока те их сами не сбросят или не умрут.

Пример. У знакомых уже взрослые дети. Трое.

Старшая дочка окончила Оксфорд. Вернулась в Россию. Сейчас работает в международной компании в области ИТ. Денег получает столько, что купила родителям машину.

Младший сын. Композитор. Уже известный. В основном, сочиняет классику. Но заработал денег на рок-опере в Штатах. И пишет музыку для фильмов. Родителям ничего не купил. Но они и не просят. Он живет за границей.

А старший сын? - спрашиваю. Детей-то у них трое. Ну, думаю, наверное, он какой-нибудь политик или бизнесмен. Старший сын у таких родителей...

Ничего подобного. Он живет с ними. Сорок два года. С работы недавно турнули. Высшее образование есть. Но постоянно проблемы с работой. С женой не сложилось лет в двадцать. С тех пор так и не женился.

Он у нас не очень удачный вышел, - говорит женщина и смеется.

Смешного мало, на мой взгляд.

И для меня загадка - как у одних и тех же родителей получаются такие разные дети. С точки зрения науки, так сложились гены, для одних удачно в плане когнитивного развития, для других - не очень. С точки зрения мистики, души раздаются хаотично. И старшему сыну душа досталась так себе...

& ***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ*** &






«Главное не человек, а его карьера», - поётся в одной известной саркастической песне. И действительно, в современном мире для многих работа, а, соответственно, и социальный статус с ней связанный становятся во главу угла. Работать на заводе «не круто и не модно», а вот перебирать бумажки в какой-нибудь конторе – другое дело. Этакая иллюзия успешности. В конечном итоге для последних люди начинаются делиться на первый и второй сорт. И те, кто работает в сфере обслуживания, автоматически становятся «недолюдьми». А, следовательно, и относятся к ним соответствующе. Между тем, работа в этой отрасли -- тяжёлый и неблагодарный труд. «Экстра» пообщалась с кассиром, работающим в одном из супермаркетов нашего города, и узнала об изнанке этой профессии, о которой мало кто задумывается.

План на день

День кассиров начинается намного раньше открытия магазинов, особенно в больших супермаркетах - на месте нужно быть не меньше, чем за сорок минут. И это не беря во внимание то, что рабочая смена составляет 12-13 часов в сутки. До того, как откроется магазин, кассир обязан принять кассы и приготовить их к работе. Во время рабочего дня люди не имеют права куда-либо отлучиться с рабочего места, даже, пардон, в туалет. Все свои дела нужно успеть сделать во время регламентированных перерывов – за 20 минут в обед и за 15 минут во время ужина в 7 часов вечера. Курящим повезло больше - каждые два часа они могут выйти и предаться своей вредной привычке. Естественно по 5 минут и по одному, чтобы не затягивались разговоры «за жизнь». За выполнением этих пунктов неустанно следит начальство. При невыполнении начисляются штрафы от 500 руб. Кстати, зарплата кассира в среднем 20-22 тысячи при условии, что нет недостач в кассе, и человек отработал 248 часов за месяц.

Обычно с утра посетителей в магазине немного, и поэтому работает один сотрудник, в то время как второй раскладывает товар и делает его переоценку. Возникает закономерный вопрос: почему этим занимается кассир, а не администратор или товаровед? Ответ прост – нехватка людей и, как следствие, выполнение чужих обязанностей. Из этого проистекает множество проблем, самая острая из которых – это работа одной кассы.

- Можете поверить на слово, кассиры и сами не в восторге от такого положения дел, но что делать. Работа касс может остановиться и по другим причинам. Самая частая – это отсутствие железной мелочи и разменных купюр. Конечно, кассир обязан дать вам сдачу, но не всё в его власти. Хочу сказать, что покупатели сами в некоторой степени виноваты в том, что приходится ждать размена. Я говорю о тех случаях, когда человек приходит рано утром, покупает бутылочку воды и суёт за неё рыжую купюру. Поясню, с утра для работы за кассой выдаются железная мелочь и купюры разного номинала на общую сумму четыре тысячи, не больше и не меньше. Вполне естественно, что при таких исходных клиента попросят оплатить покупку картой или поискать более мелкие деньги. Некоторые нехотя, но дают столь желанную мелочь, но есть и такие, к большому сожалению, которые с диким криком и руганью обрушиваются на кассира, требуя с него невозможного. На моем опыте было подобное: человек покупал небольшую шоколадку и прекрасно видел, что в кассе не осталось больших купюр и мелочи. На просьбу оплатить картой, он швырнул товар на ленту и демонстративно удалился. Часто бывает и так, что люди буквально обносят кассу без ножа и пистолета, когда при себе имеют только тысячные банкноты , - поделилась с «Экстрой» собеседница издания.

Позовите «Галю»!

Шутка о том, что для того чтобы убрать товар из чека, нужно звать кого-то со стороны, стала уже «интернет-мемом». На самом же деле этой горькой реальности можно только посочувствовать. В принципе понятно, зачем это нужно – таким способом администрация магазина борется с возможным мошенничеством. Работает это примерно так: кассир берёт чек по продаже, где не было отмены, и делает отмену, допустим, якобы возвращает пачку сигарет за сто рублей. Сто рублей из кассы берёт себе в карман, пробивает чек без сигарет на меньшую сумму, потом чек с отменой сдаёт администратору. Таким образом, он заработал сто рублей, в магазине недостача на пачку сигарет, сумма которой делится на всех сотрудников. Поэтому «отменялку» закрепляют либо непосредственно за администратором, либо за охранником, который помимо прочего должен следить ещё и за самими кассирами.

Такое отношение при условии, что ты ничего брать и не собирался, всегда немного неприятно, но ещё более неприятна реакция покупателей, которые в подобные тонкости не посвящены. Понятно, что стоять с тележкой или корзинкой наперевес (да ещё и когда работает только одна-две кассы) дело малоприятное, но срывать свою злость на кассире, который тем более не может вам ответить, тоже не самое верное решение.

- Порой создаётся ощущение, что накричать на обслуживающий персонал – правое дело каждого человека. Ведь продавец, кассир, официант не смогут возразить по долгу работы. Но если вдруг кто-то из них поднимает голову и подает голос о твоей неправоте – так это неслыханная наглость! Оштрафовать немедленно! Лишить премии и зарплаты на месяц вперёд, и неважно, что заставило человека пойти на столь неблагодарную работу. Какая тебе разница, что ему нечем кормить семью, у него нет возможности работать по его специальности, или это вообще студент, пытающийся оплатить недешёвое обучение? Конечно, никакой! Тебя главное, чтобы тебя обслужили с улыбкой на лице и дали возможность выпустить пар. Лично у меня был случай, я тогда только начинала работать, когда клиент довёл меня до слёз. На кассу подходит мужчина, вроде приличного вида, выгружает товар из корзинки. Я пробиваю все его покупки, после чего он просит убрать из покупок пакет молока. Я прошу позвать администратора. Пока она идёт, мужчина начинает выговаривать мне, какой у нас отвратительный магазин, что никто не работает, что жалобу напишет, да и вообще, что чуть ли лучше на помойке копаться, чем тут работать. Я молчу, но обидно, не то слово. Подходит администратор, делает отмену. Он расплачивается, упаковывает покупки. И вместо того, чтобы уйти, говорит, чтобы ему пробили то молоко, от которого он сам отказался. Ну, вот понимаете, прямо видно, что человек назло это сделал. Пробила, куда деваться. Ушёл с видом победителя – на место тут всех поставил. Я потом долго плакала, не хотела на кассу возвращаться, а куда деваться? Нет, конечно, бывают и очень приятные и вежливые покупатели, но, к сожалению, один такой случай перечёркивает в памяти хорошие моменты , - рассказала бывший кассир.

Работа в сфере обслуживания требует железобетонных нервов и выдержки. С тем ежедневным стрессом, с коим приходится сталкиваться людям этих профессий, справиться очень трудно. Конечно, подобный род деятельности учит не заострять свое внимание на мнение людей, не принимать все близко к сердцу, быстро принимать решения в скверных ситуациях и не тратить драгоценное время попусту.

Елизавета МЕДВЕДКИНА

Его зовут и Джузеппе Мартинелли, и Аджан Сингх, и Рамон Гонсалес, и Надир Фейзиоглу, и Георгиос Илиопулос, и Фернандо Лопес, и бог знает как еще. Черты лица, цвет кожи, обычаи, язык — все у него разное. Да и живет он чуть ли не по всему свету: в Соединенных Штатах и Англии, в Швейцарии и Франции, в Австралии и Западной Германии. А судьба его повсюду одинакова. Ведь он эмигрант, человек, которого нужда загнала на чужбину.

В сегодняшнем капиталистическом мире, где господство монополий ведет к воспроизводству социальных антагонизмов в еще больших, чем раньше, масштабах и с еще большей остротой, сотни тысяч бедняков вынуждены покидать родину, близких и уезжать за границу в поисках лучшей доли. В Основном документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве подчеркивается, что даже в наиболее развитых странах капитала миллионы людей испытывают муки безработицы и нужды, неуверенность в завтрашнем дне. Причем сама западная пресса не скрывает, что особенно тяжелым оказывается положение эмигрантов, тщетно надеявшихся найти на чужбине хоть крохи счастья.

Взять хотя бы ту же «добрую, старую Англию», кичащуюся своей «демократичностью». С чем ежедневно сталкиваются 800—900 тысяч выходцев из Индии, Пакистана, Африки, Вест-Индии, проживающие на Британских островах? С самой настоящей дискриминацией — только потому, что они не являются коренными англичанами. Практически им доступна лишь наиболее грязная и низкооплачиваемая работа. В отличие от США в Англии нет официально узаконенных гетто. Но даже специальной комиссии лейбористского правительства, занимавшейся этим вопросом, пришлось констатировать, что свыше двух третей домовладельцев, помещающих в газетах объявления о сдаче комнат и квартир, категорически отвергают эмигрантов из стран Азии и Африки. В Голландии, например, куда ежегодно приезжает около 60 тысяч марокканцев, турок, греков, итальянцев, домовладельцы также отказываются сдавать им комнаты в «приличных кварталах», считая их людьми «второго сорта». Поскольку же на иностранных рабочих не распространяется местное трудовое законодательство, они целиком зависят от произвола предпринимателей. Как правило, за свой труд эмигранты получают гораздо меньше официально установленного минимума, ютятся в не приспособленных для жилья помещениях или переполненных ночлежках, систематически недоедают.

В любой стране капиталистического мира бедняков-эмигрантов окружает стена пренебрежения, окрашенного откровенным расизмом. Он специально насаждается реакционными силами для политической дезориентации масс, которым стараются внушить, что многие их беды вызваны наплывом иностранцев, перебивающих-де у них кусок хлеба. Между тем эмигранты — это парии, вытесненные на задворки капиталистического общества, которое равнодушно перемалывает их своими жерновами. Эта трагическая судьба постигает и героев рассказов «Украденная душа» итальянского фантаста Серджо Туроне и «Я никогда вас не увижу» Рэя Бредбери. Первый — итальянец Винченцо Лагана, мечтающий попасть в Швейцарию. Второй — мексиканец Рамирес, приехавший на заработки в Штаты. Ситуации — разные. Трагедия — общая.

Люди второго сорта

Есть элита, а есть просто народ, то есть, обыкновенные простые люди. Сегодня таковых принято именовать «чернь» и «быдло», а недавно обозреватель Новой газеты поставил вопрос о «качестве народа» - наболело у прогрессивного человека.

Просвещенной части общества оскорбительно наблюдать своих соседей, существ второго сорта.

Чернь не умеет выигрывать залоговые аукционы, быдло не занимает постов, анчоусы не умеют писать протестные частушки. Вообще говоря, эти свершения не требуют больших умственных усилий, но быдло и того не может. И неудивительно, что обозреватели и журналисты ставят вопрос о качестве народа.

Конечно, иной моралист кривится, когда оскорбляют плебеев: мол, негоже так с людьми - надо гуманнее, как Толстой учил. Но, во-первых, возможно Толстой был не прав в своем попустительском отношении к массам, а во-вторых, так уж повелось во все времена: есть передовой отряд общества, а есть обоз. Некогда Шекспир в драме «Кориолан» сравнил общество с человеческим организмом: в теле присутствует голова, руки, живот, задница. И зачем же уравнивать в правах голову, которая принимает решения, и живот, который просто переваривает пищу. Так что, если элита общества называет вещи своими именами - то имеет на это основания. Элита идет размашистым шагом к прогрессу, а чернь копошится в своем темном углу. Голова думает и решает, а задница сидит на горшке.

Во все века существовало деление на рабов и господ, на илотов и спартанцев, на крепостных и дворян. Что же удивительного, что есть демос и демократы - или, пользуясь выражением Орвелла, среди равных имеются те люди, которые равнее прочих - у этих элитных людей привилегий больше.

Любопытно, в чем выражаются конкретно привилегии элиты.

Например, спартанцы не считали илотов за людей и всячески унижали. И у спартанцев были определенные основания считать свободных людей выше рабов. Основания вот какие - спартанцы отдавали жизнь за свое государство, они были «стенами города» по выражению Агесилая. В этом и заключались привилегии спартанцев - по зову трубы встать на защиту Отечества.

Или, скажем, дворяне считали крепостных мужиков существами не равными себе. На это имелось то основание, что дворянское сознание формировалось понятием чести, за каковую честь дворяне умирали и сражались.

Даже ненавидимые сегодня коммунисты, пользовались той привилегией по отношению к бесправному населению, что их первыми расстреливали враги. То есть, они, конечно, были демагоги и палачи - но в атаку подниматься обязаны были первыми.

И если для илота незазорно было спрятаться, для крепостного - соврать, а для мужика не пойти на фронт, то для спартанца, рыцаря, идальго или коммуниста нарушение кодекса невозможно. Собственно говоря, элита - есть та страта общества, которая отвечает за мораль.

Чернь и быдло - это просто обозначение тех, кто не отдает себя и свою жизнь служению отечеству, это наименование тех, кто лишен сознания долга перед отечеством, не отвечает ни за что. Только и всего.

Иными словами, за право назвать народ - «чернью» во все времена с нобилей взимается строгая плата - за эту привилегию платят жизнью и кровью.

Новейшее время предложило иную трактовку элитарного класса: сегодняшняя элита хочет привилегий, а вот рисковать за них здоровьем и благополучием не хочет. Элитарность нынче - это возможность отгородится от тех, кому ты когда-то был должен. Никакого долга сегодняшняя элита не имеет в принципе.

Более того, принцип формирования новой элиты заключается в том, что в первую очередь устраняются понятия «долг» и «честь». Какая может быть честь у банкира или журналиста? А уж что касается понятия «долг», то долг многажды реструктурировали, - особенно пресловутый долг перед Отечеством - и, в конце концов, долг списали. Не должны мы ничего Отечеству, это оно нам должно. Заподозрить элиту в желании пожертвовать собой ради такой невнятицы как благо Родины - невозможно.

Элита сегодня это те, кто никаких долгов перед обществом не имеют.

В этом пункте и заключается противоречие современного организма общества. Да, голова действительно имеет преимущества перед животом - голова расположена выше, и ей оказывают почет, но у головы имеются обязанности и риски. Если голова не будет отвечать за весь организм и станет такой же лентяйкой, как задница, то она утратит право на привилегии.

Вероятно, следует допустить, что существуют элитные сорта задниц - такие задницы, которые можно приравнять в голове по степени важности и влиятельности в организме, но это утверждение все же спорно.

Для тех, кто Антона Павловича Чехова читал невнимательно: выдавливать по капле раба надо из себя, а совсем не из соседа. Еще раз повторю, на всякий случай: каждый день надо раба выдавливать из себя, а не из народа.

Иногда, под влиянием пылких демократических чувств, - прогрессивные деятели принимаются выдавливать раба из других людей, а именно, из тех, кто стоит ниже по социальной лестнице. Как правило, раба не выдавливают из Прохорова и не из Абрамовича, поскольку последствия такого давления легко предсказать. Возможно, некоторое количество «раба» содержится и в них, но решили не давить. А вот из сторожа крольчатника очень удобно выдавливать раба и варвара, сторож крольчатника сопротивляться не будет.

И давят активно. Потому что знают: простые люди и это перетерпят, им не впервой, а когда потребуется, анчоусы защитят новую элиту от любой напасти - если война или еще какая беда. Это ведь такие дикари - им скажут: иди Родину защищать, они и попрутся, твари бессловесные.