Что делать, если ребенка травят в школе. Что же делать? Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Понятие школьной травли

Школьная травля, или буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют различные виды травли:

1) вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

2) социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);

3) физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Как и у любого явления, у школьной травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями одноклассников, поведением взрослых), так и с личностными особенностями самих детей, включенных в ситуацию школьной травли.

Причины школьной травли

Мы не можем обойти стороной биологические факторы , которые оказывают опосредованное влияние на действие человека.

Инстинкты человека, в частности влечение к агрессии, по мнению психоаналитика З.Фрейда и его последователей, во многом определяют поведение человека. По представлениямисследователей врожденного поведения – этологов, первобытная иерархия явно или неявно пронизывает все наше общество. В относительно чистом виде мы можем наблюдать ее во многих детских коллективах, когда еще недостаточно развита сознательная поведенческая саморегуляция. Возвыситься в иерархии проще всего, унизив окружающих. Вызывающее антиобщественное поведение некоторых подростков – проявление их иерархической борьбы. Однако, как бы ни были сильны эти инстинкты, их действие все равно преломляется через усвоенные ребенком нормы и правила общества.

«Я не понимаю, почему со мной в классе никто не хочет дружить? Надо мной постоянно смеются, обзывают».

«В моем классе учится мальчик, который постоянно становится объектом насмешек. Я как классный руководитель пытаюсь противодействовать этому, но ничего не получается».

«Испытываю постоянную тревогу за дочку, когда она идет в школу. Возвращается домой то в слезах, то с изорванными учебниками, то в грязной одежде».

Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной и эндокринной систем могут приводить к высокой степени раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неконтролируемой вспыльчивости.

Однако для педагогов и родителей важнее всего понять психологические причины возникновения школьной травли.

На отношение ребенка к школьной травле, на его самоощущение и поступки влияет значимый взрослый. Под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и учителей у ребенка формируется представление о себе. Родители и дети находятся в достаточно сложных, эмоционально насыщенных отношениях: есть место похвале и порицанию, удовольствию и неудовольствию, гордости и стыду. Очень важно, как сам ребенок начинает интерпретировать события, связанные с эмоциональными переживаниями. На основе этих интерпретаций развиваются основные жизненные позиции, описанные американским психологом и психиатром Э.Берном. В этих позициях отражено отношение ребенка к себе, к другим людям, а следовательно, его поведение.

Первая позиция: ребенок начинает считать себя неудачником (я плохой), а других – знающими, умеющими, лидерами (ты хороший).

Вторая: ребенок может во всех неудачах обвинять других, а себя воспринимать героем, страдальцем (я хороший, ты плохой).

Третья: при наиболее тяжелой семейной ситуации взаимодействия с родителями ребенок может прийти к позиции полного отрицания (я плохой, ты плохой), не доверять ни себе ни другим и никого не жалеть.

От установления этих позиций по отношению к себе и близким взрослым будет зависеть поведение ребенка со сверстниками. Ребенок с позицией «я плохой» все время неосознанно хочет облегчить чувство неблагополучия, а это может привести к неадекватной реакции на других детей: он может обидеть, посмеяться, толкнуть, т.е. играть роль обидчика. Эта же позиция в других ситуациях может привести к роли жертвы, когда ребенок, проявляя свое бессилие и «нехорошесть», провоцирует одноклассников на насмешки.

Четвертая позиция: принятие окружающего мира (я хороший, ты хороший) не развивается спонтанно, она основана на размышлении ребенка над ситуациями общения с другими людьми, на анализе своих поступков. Очень повезло детям, которым взрослые помогли проявить свою «хорошесть», создавая ситуации, где дети позитивно проявляли себя и убеждались в своей значимости, а также в значимости других.

В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.

Приходя в школу со своим восприятием себя и других, ребенок начинает включаться в очень значимые для него отношения – отношения с учителем, которые могут внести существенные изменения в его самовосприятие и взаимодействие со сверстниками. Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»). Такой учитель относится с пониманием к различным особенностям детей, одним своим поведением с учащимися задает в детском коллективе уважительный и миролюбивый стиль общения. В классе у такого учителя если и случаются эпизоды школьной травли, то они остаются только эпизодами.

Однако такие замечательные встречи происходят редко, так как и многие взрослые остаются на позициях «я плохой, ты хороший»; «я хороший, ты плохой»; «я плохой, ты плохой».

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты. Учитель с негативным восприятием других рассматривает учеников исключительно как объекты воздействия и чаще отмечает у них такие качества, как лень, недисциплинированность, неспособность и т.д., чем мечтательность, творческие способности, своеобразие познавательной сферы.

В книге Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» выделены особенности стиля взаимодействия таких учителей с детьми. Эти педагоги будут:

Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.

Использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, так как это не дает расслабляться.

Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.

По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.

Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.

Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.

Стремиться к установлению жесткой дисциплины.

Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине.

Нередко такие учителя ведут себя чрезмерно жестко, авторитарно, пытаясь защититься от учащихся агрессивностью. Подобный стиль поведения как раз и может спровоцировать в детском коллективе такое явление, как школьная травля.

Взрослым важно помнить, что неприятные события в жизни ребенка скорее способствуют развитию враждебности и агрессивности, чем доброты и внимательности. При недостатке любви и заинтересованности к ребенку со стороны взрослых его поведение деформируется.

Следующая психологическая причина школьной травли: индивидуальные особенности самого ребенка , его желание самоутверждаться и невозможность сделать это в социально желательном направлении могут привести к неблагоприятному поведению. В любом человеке находит отражение его двойственная природа: противоборство между добром и злом, низменными и возвышенными чувствами. Для возникновения ситуации травли достаточно, чтобы в классе был хотя бы один человек, склонный самоутверждаться за счет унижения других. А травля – явление заразительное.

Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»).

Цель многих школьных «преследователей» – установление контроля и превосходства над другими. Можно говорить, что их агрессия связана с возможностью получения некоторой выгоды от своего положения, а не вспышкой эмоций. Сам преследователь-обидчик сильных чувств в процессе травли не испытывает, ему часто даже безразлично, кто станет очередной жертвой.

Причины травли могут быть связаны с особенностями межличностных отношений между детьми , и возникает травля как сведение счетов. Ребенок, играющий роль обидчика, испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно, часто находится в состоянии фрустрации. Это состояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие. В детском коллективе это могут быть ситуации, когда один ученик не дает другому списать домашнее задание, не подсказывает на контрольной работе и т.д. В подростковой среде это может быть связано с отказом в дружеских отношениях, с отвержением девочкой знаков внимания со стороны мальчика. В этом случае можно говорить не столько о целенаправленной травле, сколько об эмоциональных отношениях, выливающихся в травлю, так как сам обидчик испытывает сильные негативные чувства к жертве: злость, обиду, зависть и т.д.

Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это прежде всего умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам может быть связано с социальным научением , когда дети и подростки усваивают определенные модели поведения, наблюдая их в своей среде, в телевизионных передачах. Часто агрессивное поведение становится моделью для подражания. Так, американские исследователи обнаружили, что после просмотра чемпионатов по профессиональному боксу (одобряемая обществом агрессия) увеличивается число убийств по сравнению с обычным уровнем.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети и подростки, особенно с эмоциональной неуравновешенностью, часто моделируют насильственное поведение, демонстрирующееся по телевидению в телепередачах и фильмах.

Как отдельную причину можно назвать скуку .Бездеятельность ребенка в школе приводит к поиску острых впечатлений, которые часто связаны с эмоциональными реакциями обижаемых детей.

Важно осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления. Но наибольшее значение для предотвращения и профилактики школьной травли, несомненно, имеют детско-родительские отношения, а также отношения между учителем и учеником .

Психологические особенности
участников школьной травли

Для психологического анализа ситуации школьной травли важно рассмотреть такие психологические роли, как преследователь (или обидчик), жертва, спасатель. Эти роли в свое время были введены психологом Карпманом для прояснения драматических ситуаций в общении между людьми. Вокруг главных участников находятся дети, не ключающиеся в ситуацию, – наблюдатели.

Жертва

Эта роль у ребенка может быть эпизодической, а может быть постоянной на протяжении школьного обучения. Жертвой травли может стать любой ученик. Роль жертвы может иметь определенные аспекты в своем происхождении и поведенческих особенностях: белая ворона, чужак, глупый, маменькин сынок, не такой, как все и т.п. В причинах и особенностях травли маменькиного сынка и белой вороны просматриваются существенные различия.

Отметим особенности детей, которые чаще других становятся жертвами школьной травли.

Во-первых , это школьники с неразвитыми социальными навыками. По сравнению с теми, кто умеет общаться, отстаивать свое мнение, давать отпор обидчику, дети с неразвитыми социальными навыкамилегче принимают роль жертвы (маменькины сынки и дочки). Обычно это ранимые, обидчивые ученики. Если такой ребенок начинает сильно реагировать (кричит, плачет, злится) на «шутки» задир, то, можно сказать, что мишень найдена. Наблюдать за ним обидчику забавно и интересно, другую жертву можно не искать.

Во-вторых , это дети, непохожие на других, с физическими недостатками, с яркими особенностями поведения, со своеобразными манерами и реакциями (не такой, как все).

Мишенью для насмешек и агрессии часто становятся учащиеся с особенностями поведения: замкнутые (интроверты и флегматики) или с импульсивным поведением. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и преследователями, а нередко становятся теми и другими одновременно.

Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, вес тела (полнота или худоба) и т. д.

У ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем они могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.

Однако более важной, чем внешние особенности, является способность ребенка к эффективному взаимодействию в ситуациях травли: спокойная реакция, встречный юмор, умение при необходимости дать отпор.

Третья группа риска по травле – это часто болеющие школьники. Они обычно являются изгоями класса просто потому, что мало бывают вместе с другими, остаются вечными новичками (чужаками).

В-четвертых , это дети и особенно подростки с ярко выраженным собственным мнением, своими взглядами и ценностями, нонконформисты (белые вороны).

Обидчик

Обидчики, зачинщики травли, также имеют отличительные черты.

Во-первых , это дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

Во-вторых , обидчиками становятся ученики, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе.

И, в-третьих , это дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобизма.

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

Примеры

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот.

Матти Юхан Саари, открывший стрельбу в школе финского города Каухайоки и послуживший причиной смерти 10 человек, был жертвой школьных нападок, сообщили его знакомые финской телерадиовещательной корпорации YLE.

По словам одного близкого знакомого Саари, юноша годами мечтал о том, чтобы открыть в школе стрельбу: «Над ним постоянно смеялись и по-всякому обзывали его. Многие считали его неприятным, странным и занудным человеком». Он добавил, что Саари мучили и в армии. У него были два друга, которые хотели сообщить о Саари в полицию, но так и не сделали этого. По их словам, они пытались говорить с Саари о его проблемах, но все было напрасно. По словам знавших его людей, незадолго до происшествия Саари производил особенно тяжелое и удручающее впечатление. Он якобы говорил о том, что собирается покончить с жизнью.

Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя , защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

Классически рассмотрена ситуация школьной травли со сменой ролей ее участников в замечательном фильме Ролана Быкова «Чучело».

Очень важно отметить роль самой ситуации, когда неагрессивные и послушные дети становятся настоящими преследователями, сами не осознавая своей новой роли. Очень показательными в этом плане являются воспоминания Надежды Ульяновой.

«Давай, снега ему за шиворот побольше», – кричала раскрасневшаяся Ирка, мутузя нашего общего одноклассника. Я тоже не отставала, добивая Лешку варежкой. Очень скоро мы всем классом повалили его в снег и «оторвались по полной»: сорвали шапку и закопали в сугроб, вырвали клок волос, отобрали перчатки и, что скрывать, просто побили. Наконец, учительница, наблюдавшая за нами в окно, махнула рукой: «Хватит». Лешка не плакал. Он насупился и зло смотрел на нас. Откопал свою шапку, собрал учебники и пошел домой. Мы с Иркой потопали в другую сторону ужасно гордые и довольные собой. Как же, приструнили одноклассника. У нас с Лешкой с первого класса вражда, он вечно заглядывал в мою тетрадку и списывал. За что и получал по голове учебником.

Но весь класс ополчился на него не за это. Просто Лешка не вписывался в привычные рамки. По мнению нашей учительницы, он слишком много баловался, мешал вести уроки. Меры воздействия нашей классной руководительницы не действовали. Она пришла в нашу школу недавно, еще не успела завоевать авторитет среди учителей. И Лешка в ее глазах стал террористом, всячески этот авторитет подрывающим. И в тот момент мне искренне казалось, что весь наш класс поступает правильно. А теперь я понимаю – это был настоящий буллинг. <…> Через три года мы с Лешкой участвовали в олимпиаде по математике. Я заглядывала в его листок, и он не бил меня учебником. Наоборот, пару задач решили вместе».

Последствия школьной травли

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирование личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Героиня фильма «Чучело» Лена Бессольцева в отчаянии говорила своему дедушке: «Неужели я никогда не буду смеяться? Неужели жизнь прошла и больше ничего не будет? Я больше никого не полюблю!»

Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.

Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.

Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Предотвращение школьной травли

Наверное, невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.

Эта проблема связана с решениями на разных уровнях: на уровне государства – поддержка воспитательно-образовательных программ; на уровне школы – введение правил, уставов; на уровне классов – создание условий для эффективного общения и взаимодействия детей; на уровне индивидуального поведения учителя – внимательность в отношении взаимодействия детей и собственное позитивное отношение с ними.

В Норвегии 20 лет применяется (и с 2001 года имеет статус приоритетной общенациональной программы) разработанная ученым Ольвеусом программа по созданию нормальной школьной среды: уважительной, теплой, с установленными границами поведения, но без карательных последствий нарушения этих границ. Применение программы Ольвеуса на 30–50% сокращает число жертв травли и снижает уровень вандализма, воровства, пьянства и прогулов.

В настоящее время существует множество программ в разных странах мира по предотвращению школьной травли. Во все этих программах есть общие пункты, такие, как:

регулярные анонимные опросы школьников о существовании травли;

обсуждение данной проблемы на классных, школьных и родительских собраниях;

разработка самими учениками кодекса поведения;

усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы;

обучение учителей стратегиям профилактики травли.

Именно учитель должен вовремя заметить травлю, разобраться в ее причинах и прекратить ее. Очень важно обращать внимание на работу как с жертвами, так и с обидчиками. Учителя младших классов могут использовать для профилактической работы пособие Е.И. Лернера «Я не дам себя обижать» по развитию у детей навыков уверенного поведения.

Для профилактики школьной травли, а также для развития у детей сочувствия к другим людям можно использовать средства искусства: чтение литературных произведений, просмотр фильмов с их последующим обсуждением.

Есть разные способы, помогающие учителю нормализовать ситуацию между участниками травли. Поняв причины этого явления, можно включить как жертву, так и обидчика в новые для них социальные роли, которые дадут возможность этим детям проявить себя и удовлетворить свои насущные потребности в общении, признании.

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты.

Например, узнав, что один из зачинщиков постоянных потасовок в седьмом классе является к тому же и негласным лидером, директор школы сказал: «А давайте он будет самым главным дежурным по школе, проверяющим посты». Поведение подростка изменилось, ему было где себя проявить, причем с лучшей стороны.

В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей. Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.

Особенно важно со стороны родителей искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, учителями, более старшими и более младшими детьми. Они не должны отмахиваться, как от незначимого и несерьезного, от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии. В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.

Проблема школьной травли серьезна и значительна, разнообразие причин этого явления велико: от особенностей воспитания и внешней ситуации до индивидуальных особенностей детей и немотивированной агрессии.

Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.

Когда ребенок входит в новый коллектив, то он попадает под пристальное внимание своих сверстников. Поддразнивания и насмешки вполне обычное явление в детской культуре.

Так дети проверяют новичков на прочность, тренируют остроумие, и нарабатывают собственный авторитет на чужой счет.

У жертвы, которую безнаказанно травят и дразнят в детстве, во взрослом будущем закладывается образ неудачника. Если ребенок не научится справляться с дразнилками, они станут преследовать его на протяжении жизни.

Разрешить эту ситуацию ребенок должен самостоятельно. В ваших силах только помочь ему полезным советом, так как ваше прямое вмешательство или вмешательство учителя может лишь ухудшить ситуацию. Это никак не подействует на обидчиков, а лишь понизит статус ребенка в школе.

Самые распространение советы, которые дают родители – это дать сдачи или не обращать внимания, – таят в себе опасность. Опасность эта состоит в том, что у ребенка изначально закладываются примитивные реакции, и ему будет весьма сложно адаптироваться на вербальные атаки в будущем.

Чтобы научить ребенка выживать в агрессивном социуме, вы должны с самого начала прививать ему навыки эффективного общения.

В детских и подростковых спорах вырабатываются столь необходимые для успеха в жизни качества: изворотливость; логичность аргументации; находчивость; быстрая реакция; настойчивость в доказательствах; виртуозное владение словом; устойчивость к эмоциональному напряжению разговора. При этом важно понимать, что уметь спорить – это не значит только владеть логикой рассуждения. Надо еще и уметь «бодаться» с помощью слов.

Сейчас я научу вас одной методике из курса «Психоподавление. Искусство победы в жестких переговорах» , которая позволит вашему ребенку очень эффективно противостоять насмешкам и поддразниваниям.

Методика: Атака замещающим мыслеобразом

Мыслеобраз – это образные фразы, слова и выражения, создающие яркие ассоциации в голове слушателей. Применяются они для блокировки, перехвата инициативы, нападения, в оборонительных целях, для создания комического эффекта, для ухода от ответа, а также просто для запутывания собеседника ради забавы.

Суть методики в следующем: кто задает направление разговора, тот и выигрывает. Кто отвечает – тот проигрывает .

Если вы акцентируете внимание на зацепке и образе, который она несет, отвечая на эту зацепку – вы проиграете. Для победы в словесной перепалке нужно игнорировать мыслеобраз собеседника и задавать новый мыслеобраз.

Примеры:

1. – Ты чего там еле бубнишь?

– Остальные меня нормально слышат. Может, у тебя со слухом проблемы?

2. – Чего ты замолчал?

– Говорят, психов лучше не злить…

3. – Что, напугался?

– Клоуны меня не пугают…

4. – Дурак ты.

– Где ты дурака-то увидел? В зеркале что ли? Так ты поменьше в него смотрись…

Наибольший эффект использование замещающего мыслеобраза дает, когда вокруг много свидетелей. Если оппонент не сможет быстро найти достойный ответ, то покажет всем свои проблемы с чувством юмора. Если же он являлся неформальным лидером группы, то может лишиться своего статуса, да и авторитета в придачу. Ведь сообразительность, ум и чувство юмора – это важные для лидера качества.

Поэтому, если вашему ребенку делают такие зацепки, нужно быстро уметь выкручиваться! Если на зацепку он морозится или начинает грубить – это значит, что его задели, а показывать этого ни в коем случае нельзя.

Отвечая на зацепку зацепкой такого же плана, не добавляя мыслеобразов, вы проигрываете.

Примеры:

1. – Ты где на клоуна учился?

– А ты что, в клоунах разбираешься?

– Здесь и разбираться не надо – стоит только на тебя посмотреть…

2. Человек что-то говорит.

– Что?

– Ты уши мыл?

– А ты глаза мыла? (парень проигрывает)

Правильно ответить так:

– Что?

– Ты уши мыл?

– Ты что, логопед? (новый мыслеобраз) .

Для того чтобы перевернуть зацепку, необходимо и достаточно расширить образ, который создает своей фразой оппонент, или заменить его на новый образ.

Если человек не понимает, что над ним глумятся, и отвечает на зацепку серьезно, то он показывает окружающим, что вы умнее его.

К примеру, парень подкалывает свою одноклассницу:

– Ты опять не ночевала дома?

– С чего ты взял?

– На тебе одежда та же, что вчера!

Что произошло? Парень задал мыслеобраз – «ее не было дома». Она восприняла это не как зацепку, а как вопрос, и не перевернула ее, а ответила.

В ответ он над ней подшутил.

Как ей нужно было выкрутиться? Следовало расширить мыслеобраз!

Что-то добавить или перевернуть.

Например:

– Ты опять не ночевала дома?

– Ах, так это ты вчера всю ночь будил моих соседей под окном!

К мыслеобразу «ее не было дома» мы добавили «он как лох ждал ее всю ночь».

Развитие у ребенка навыков эффективного общения

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

– Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

– Над тобой постоянно смеется и дразнит один парень в нашем дворе, называет тебя лопоухим. Что ты сделаешь, когда в следующий раз услышишь это?

– Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

Когда вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неверно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Потренироваться дома в словесных баталиях тоже не мешает: «если он тебе скажет..., то ты ему...».

Чем больше обнаружится вариантов, тем больше шансов, что один из них ребенок использует для разрешения назревающего конфликта.

База атакующих мыслеобразов

Вы можете научить ребенка нижеперечисленным фразам, чтобы он мог достойно контратаковать своих обидчиков в словесных перепалках.

Вот эти фразы:

– А ты сам-то в это веришь?

– Включил ноги, отскочил быстро!

– Вколи себе Ред Булл, шустрее станешь

– Давно этот вопрос тебя мучает?

– Даже не подходи ко мне, я занят!

– Если мне понадобится твое мнение, я обязательно тебя спрошу

– Если человека кусает вампир, он становится вампиром! Такое ощущение, что тебя искусал баран

– Еще слово и ты деснами улыбаться будешь!

– За нами следят. Поговорим завтра

– За тобой последнее слово. Только прошу – четко и без глупостей

– Забыл правильный ответ? Ну ничего, скоро вспомнишь

– Закрой рот – кишки простудишь!

– И как только тебе такие мысли тебе в голову приходят?

– И как ты живешь с этим

– И это все, что ты можешь сказать? Ты можешь лучше. Попробуй еще раз

– Как тебя зовут, кошмарное создание?

– Кивни если понял. Все, до новых встреч

– Кто заставляет тебя говорить эти слова?

– На кого ты работаешь?

– Наблюдай за своим ртом. Через него входят болезни

– Не волнуйся, я тоже забыл как тебя зовут

– Не нервируй меня, мне негде прятать трупы

– Не пей так много, ты плохо выглядишь

– Не пузырись

– Не смейся – рот порвешь

– Не трогай мои достоинства своими недостатками

– Не хочешь страшных ответов, не задавай мне странные вопросы

– Не шути с моим временем

– Неплохой вопрос, но почему ты его задаешь?

– Нет, но твои глаза говорят да, в особенности левый

– О чем еще ты побоялся меня спросить?

– Остро! Я даже порезался!

– Ответ вундеркинда

– Откуда эта глупая уверенность?

– Помолчи, жертва пьяной акушерки!

– Поправь грыжу, а то сильно вываливается

– Потеряйся в ужасе!

– Рот будешь открывать у стоматолога!

– Свали в туман и прикройся тучкой

– Сделай что-нибудь, чтобы я тебя зауважал

– Скажи себе «стоп», добром прошу!

– Тебя в детстве не роняли, а кидали

– Теперь тебе будут сниться кошмары

– Ты - это загадка, которую невозможно дослушать до конца

– Ты в курсе, что тебе срочно нужен доктор?

– Ты пока думаешь, я тебе веселую историю расскажу

– Ты ранил меня в сердце, как Снежная Королева

– Ты список потерял кого боятся?

– У тебя голова варит как самогонный аппарат

– Удачи тебе в твоих гнусных планах

– Уходишь? Почему так медленно?!

– Хамить мне - плохая примета!

– Хватит на меня пакетиком шуршать

– Хоть раз притворись человеком

– Что сидишь, мышей не ловишь?!

– Что стоишь глазами хлопаешь?

– Я бы хотел такого сына, как ты

– Я в жизни так удивлялся только один раз, когда родился

– Я не последняя сволочь, за мной еще двое занимали

– Я учту твои пожелания. Не кашляй.

Чем больше у вашего ребенка будет в запасе подобных перлов, тем меньше у окружающих детей будет желание пытаться поддразнить его.

Ведь образы прилипчивы, и, если ваш ребенок найдет удачный ответ на выпад в свой адрес, то оппонент вполне может получить кличку на годы вперед.

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет будет проводить большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь ребенка – его характер, развитие его способностей и отношение его к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но бывает так, что этот опыт становится очень и очень неудачным. Травля в школе – это не миф, а суровая реальность, сейчас приобретающая все большее распространение. Как же защитить малыша от психологических, а порой и физических травм в месте, которое должно дарить ему знания и положительные эмоции?

Мифы о травле в школе

Прежде чем вскрывать причины травли в школе и думать над тем, как исправить ситуацию, необходимо вспомнить те мифы о травле ребенка в школе, которые закладывались в нас на протяжении поколений.

Миф 1. Это всего лишь элемент взросления

На самом деле травля, как и любая жестокость, - это совсем не норма. Кстати, согласно исследованиям, именно насилие в школе накладывает на психику детей намного больший отпечаток, чем любое другое насилие. А пассивно полагая, что травля – это такая «неприятная возрастная особенность», мы сами лишаем жертв насилия возможности как-то себе помочь. Ведь «против природы не попрешь»! Но на самом деле, проблема травли в школе требует решения, и как можно более скорого.

Миф 2. Педагоги легко смогут увидеть, кто жертва, а кто – агрессор

Представьте только: у учителя обучается масса детей – и это, как правило, далеко не один класс. Как Вы думаете, учитель может физически уследить за всеми? Конечно нет. Поэтому он может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». И как там разобраться, кто прав, а кто виноват? Конечно, учитель, увидев, что один ребенок колотит другого, накажет того, кто бил. А то, как его довела «жертва» - останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Дети очень изворотливы – и они часто делают все, чтобы наказан был другой человек.

Миф 3. Есть дети - потенциальные жертвы, которых будут обижать в любом коллективе

Это в корне неверная точка зрения, которой взрослые просто прикрывают свою несостоятельность и бездействие. Травля – это результат одиночества ребенка, который не может постоять за себя, оставшись один против массы. Это результат попустительства учителей, которые смотрят на атмосферу в коллективе сквозь пальцы, это результат одновременной жестокости и неуверенности в себе детей, выступающих в роли агрессора против того, кто хоть как-то отличается от них. На самом деле, все зависит от наличия или отсутствия поддержки жертве. Есть случаи, когда дети, бывшие изгоями в детстве, становятся если не душой компании, то вполне нормальными, общительными и адекватными людьми – главное просто помочь им в нужный момент.

Миф 4. Любое объединение людей в социальную группу порождает травлю

Это верно лишь отчасти. Дело в том, что травля – это результат насильного объединения людей в группу по некому малозначимому признаку. Усугубляется положение в тех случаях, если выйти из этой группы нельзя. Когда же люди объединяются по собственной воле или на основе общих интересов – травли быть просто не может. Именно в профильных классах, кружках по интересам или школах с демократической системой самоуправления травли нет.

Миф 5. Причина травли – исключительность ребенка

Если хорошо подумать – любой, абсолютно любой человек чем-то отличается от других. Поэтому логично предположить, что жертвой травли может стать любой ребенок. Достаточно только наличия еще одного человека (или группы людей), желающего самоутвердиться за счет другого. При достаточной активности такого агрессора (или группы агрессоров) и невозможности постоять за себя жертвы травля обеспечена.

Миф 6. Травля предусматривает только 2 роли: обидчика и жертвы

На самом деле есть еще одна немаловажная роль - роль «безмолвного свидетеля». И обычно эту роль играет множество людей: одноклассники, учителя, родители, которые следуют установке «меня это не касается». Конечно же, на детскую психику такая роль накладывает неизгладимый отпечаток. Именно из таких детей могут потом вырасти бездушные взрослые, на глазах которых будут убивать человека, а они пройдут мимо.

Причины травли в школе

Итак, мы развенчали основные мифы о травле в школе. Так каковы же причины этого явления, и кто с большей вероятностью может стать жертвой травли?

Во-первых, конфликт может возникнуть на почве разных способностей и разной подготовки детей. В таком случае уместны такие рассуждения: «Я умею читать, а он нет», «Я умею подтягиваться, а он нет», «Я хорошо рисую, а он нет». Конечно, ребенок, чувствующий свое превосходство, осознанно или неосознанно спровоцирует конфликт, который может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, причиной конфликтов может быть разный возраст и пол одноклассников. Обычно дети рассуждают так: «Я мальчик, я сильнее», «Я старше, я умнее, и меня должны слушаться». Конечно же, такие противоречия, особенно в детском возрасте, полюбовно решить очень маловероятно.

И третья, наверное, наиболее важная, причина, являющаяся актуальной с первого класса и до окончания школы - это различия в материальном достатке родителей детей. Если один ребенок едет на все летние каникулы на Мальдивы и всем хвалится об этом, а другой – в деревню к бабушке – о каком взаимопонимании может идти речь? Конечно, Вы можете сказать, что дети в начальной школе еще не осознают этой разницы. На самом же деле, психологи утверждают, что понимание социального расслоения к детям приходит еще в 5 лет!

Важным элементом, определяющим различие в материальном положении семей - это школьное питание. В начальной школе некоторые дети, привыкшие к ресторанам, демонстративно воротят нос от школьных «деликатесов», а для других школьный обед – единственный шанс нормально поесть. Когда дети становятся старше – важным показателем становится возможность купить себе что-то в буфете, не надеясь на питание в школьной столовой. Поэтому именно денежный вопрос будет волновать детей на протяжении всего обучения в школе…да и не только в школе – и родителям необходимо это учесть.

А как черты характера и атмосфера в семье влияют на травлю ребенка в школе? Это может происходить следующими путями:

1. Небольшой процент детей-жертв агрессивны сами, и они провоцируют своих обидчиков на агрессию, остро реагируя на мало-мальски задевающие их фразы. В большинстве случаев, такое поведение кажется забавным для обидчиков – и они специально буду снова и снова задевать такого ребенка. Такие дети, как правило, растут в карающей обстановке, когда родители деспотичны и суровы.

2. Большинство жертв, как правило, замкнуты, спокойны и даже покорны. Они обычно не могут ответить обидчикам и просто принимают все издевательства над собой как должное. Конечно же, таким образом они вознаграждают агрессивное поведение в их сторону – и являются самыми «лакомыми» жертвами. Если такой жертвой является мальчик – то почти наверняка он растет в семье, где мама сильно, даже чрезмерно его опекает. Если же это девочка – то, согласно мнению психологов, ее мать отличается крутым нравом, неотзывчивая и чрезмерно контролирующая свою дочь.

Но жертвой травли может стать и ребенок из вполне нормальной семьи, который лишь отличается чем-то от других, а тому, кто захотел за его счет самоутвердиться, это очень не понравилось. В эти ряды может попасть ребенок в очках, полный или наоборот слишком худой, рыжий или застенчивый - да, по большому счету, кто угодно.

Как предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему

Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую появлению черт характера, о которых говорилось выше, и которые способствуют его роли «жертвы». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это в корне неправильно – потому что если до этого конфликт у Вашего ребенка был только с одним человеком – то теперь на него, как на «жалобщика», может ополчиться весь класс.

И даже если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш малыш сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию и сократите потребление им чипсов и колы. Если у всех его одноклассников есть мобильный телефон, а у него нет - и это делает его не таким, как все – купите ему уже эту «игрушку»! Есть недорогие модели телефонов, которые не сильно ударят по Вашему бюджету, а ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

Если Ваш малыш очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций – в результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие малыша в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати. И помните – самое важное для Вашего ребенка в школе – хорошее общение со сверстниками. Ведь те, у кого есть друзья и сформировавшийся круг общения, никогда не становятся изгоями!

Одна из самый страшных для родителей ситуация - ребенок становится жертвой школьной травли.

Могут ли родители предотвратить такое положение вещей?

Как помочь ребенку, который стал жертвой школьной травли?

Дети из групы риска

Обычно жертвами булинга (школьной травли) становятся дети, которые не слишком умелы в общении, плохо ладят с детьми.

Часто причиной для насмешек становятся особенности внешности (полнота, близорукость и проч.), особенности поведения (высокая импульсивность, замкнутость, заикание и т.п.). Объектами школьной травли во многих случаях становятся послушные, робкие, пассивные дети, дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость сверстников.

В результате того, что ребенка постоянно обижают в среде сверстников, может формироваться депрессивное состояние и страхи. Снижается самооценка, постепенно закрепляется образ себя как неудачника.

Ребенок может попасть в ситуацию, когда он боится проявлять какую – то активность, боится действовать, зачастую даже боится рассказать взрослым о том, что с ним происходит. У ребенка появляются трудности со средоточением, мысли о том, что с ним что-то не так. Это очень мучительная для ребенка ситуация и крайне важно помочь ему справится с ней, потому, что вероятнее всего его личные ресурсы недостаточны, чтобы преодолеть ее в одиночку.

Как понять, что ваш ребенок стал жертвой травли

Если контакт с ребенком хороший, тогда ситуация проста, ребенок прямо расскажет, что его обижают сверстники. Но, как быть, если ребенок, по каким – то причинам скрывает свои проблемы, но, тем не менее, в помощи взрослых нуждается?

Существуют косвенные признаки, которые должны насторожить родителей и побудить их искать причину, помогать ребенку преодолевать стресс.

Есть основания для опасений, если ваш ребенок:

– хронически находится в подавленном состоянии

– регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья (болит живот, голова и проч.)

– его вещи часто разорваны, потеряны или испачканы

– он не упоминает об одноклассниках

– не знает к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание

Неизвестно куда пропадают карманные деньги или ценные предметы

Все это поводы насторожиться и обратить внимание на его взаимоотношения в школе. Возможно, ваш ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников.

Безусловно, каждый отдельный признак, не может служить индикатором того, что ситуация неблагополучна, но несколько признаков – повод задуматься о состоянии ребенка.

Если у вас возникли подозрения, лучше не спрашивать прямо об отношениях с ребятами, лучше спросить о том, как ваш ребенок проводит время на переменах, кто из ребят ему нравится, а кто нет. В результате таких вопросов можно получить довольно ясную картину того, что происходит в школе.

Важно задавать эти вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Категорически следует избегать давления на ребенка, с целью выяснить правду, это дополнительно травмирует его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Можно поговорить с учителями, они обычно в курсе того, кто в коллективе находится в изоляции, обычно именно такие дети становятся жертвами травли сверстников.

Как помочь ребенку

Одной из причин, по которым дети скрывают от родителей свое плачевное положение в коллективе, являются опасения, что родители своими активными и неуместными действиями еще больше это положение ухудшат. Например, родителям может казаться, что самый лучший способ – это сделать выговор детям, которые ведут себя жестоко или поговорить с их родителями. Однако, именно этого может опасаться ребенок, его положение в коллективе в результате может стать еще более мучительным.

Во – первых , он становится теперь еще и доносчиком, маменькиным сынком, что явно его статус в группе не улучшает.

Во-вторых , издевательства в таком случае могут стать более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление, дети могут угрожать расправой за жалобы.

Ребенок все это интуитивно чувствует и предпочитает молчать.

Задача взрослых дать понять ребенку, что искать помощи хорошо и правильно и что эта самая помощь будет оказана ему не в виде «медвежьей услуги», а в соответствии с его представлениями о ситуации, с его видением путей решения. Конечно, у взрослого больше опыта, он больше понимает, но не стоит действовать, не посоветовавшись с ребенком, в конце концов, ребенок лучше всех понимает все нюансы ситуации, он в ней живет, хотя и не всегда может хорошо обо всем рассказать.

Если ситуация еще не слишком тяжелая, можно попытаться справится просто поддерживая ребенка разными средствами, о которых речь пойдет ниже. Однако, в ситуации, когда ребенок длительно подвергается серьезному физическому и эмоциональному насилию, первое, что нужно сделать – это удалить его из травмирующей обстановки.

Это может быть перевод в другую школу или, если это невозможно, временный перевод ребенка на домашнее обучение. Смена коллектива и школы нужна для того, чтобы была возможность строить новые отношения с детьми без клейма «изгоя», образа, который очень трудно разрушить. Кроме того, обстановка, в которой происходила травмирующая история, уже сама по себе является причиной для страданий ребенка, запускает у него все те же реакции, заставляет действовать стереотипно, мешает видеть новые пути выхода из конфликтов, приводит к бесконечному воспроизведению неудачных моделей поведения.

Однако, нужно учесть, что и в новом месте ребенка могут ожидать похожие трудности.

С одной стороны, адаптация в новом коллективе связана со стрессом, особенно если учесть психологическое состояние ребенка, подвергавшегося давлению сверстников. В то же самое время, велика вероятность, что в новом коллективе сложится похожая ситуация из-за тех стереотипов общения, которые свойственны ребенку и которые мешают устанавливать хорошие отношения со сверстниками. Эти стереотипы могут создать вокруг ребенка ту же атмосферу отчуждения, в которой он был в предыдущем коллективе.

Поэтому, при переводе в другую школу, важно оказывать ребенку поддержку в анализе его способов общения и выработке подходящих стратегий для установления связей в коллективе, стратегий решения конфликта. За помощью в решении этой задачи можно обратиться к психологу , помощь психолога, кроме прочего, поможет ребенку преодолеть последствия психологической травмы. Если же родители решают, что будут справляться с проблемой самостоятельно, то имеет смысл обратиться к специальной литературе по этой тематике или периодически консультироваться со специалистом в области детской психологии.

Если ребенок все же остается в коллективе, где его обижают сверстники, вы можете сделать следующее:

1. Выяснять отношения с обидчиками и их родителями, нужно только заручившись согласием на это самого ребенка.

При таком подходе самое главное то, что вы своими действиями не навредите ребенку. Понятно желание родителей встать на защиту своего ребенка и немедленно разобраться с обидчиками. Однако, если много делать за ребенка, вместо него, без учета его желаний, это будет способствовать росту чувства беспомощности, пассивности и низкой самооценке ребенка. Нетрудно догадаться, что такие качества в свою очередь делают ребенка непопулярной фигурой в коллективе, а это именно то, чего хотелось бы избежать.

Своей готовностью учесть мнение ребенка и своим уважительным отношением вы дадите ему ощущение собственной значимости и силы, а это само по себе может способствовать улучшению ситуации.

2. Не провоцируйте насмешки сверстников своими действиями.

Родители могут одевать ребенка, не учитывая то, как принято одеваться в детском или подростковом коллективе, без достаточного внимания к полу и возрасту ребенка. В других случаях, родители могут настаивать на таком поведении, которое провоцирует насмешки сверстников, или осознанно вкладывать в голову ребенка идею, что он «особенный», «не похожий на других».

В некоторых случаях родители порождают конфронтацию со сверстниками, взращивая у ребенка убеждение, что он «лучший», «самый умный», а остальные ниже его и поэтому недостойны того, чтобы на них обращали внимание. Подробнее о том, как это может происходить вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!", который находится . Такая система воспитания создает почву для проблем в коллективе и роль родителей при этом очень сильна. Родителям имеет смысл задать себе вопрос – не делаю ли я чего – то такого, что отделяет моего ребенка от ровесников, делает его изгоем?

3. Не стоит критиковать ребенка за его внешний вид, способности, характер, и, особенно за то, что он не умеет постоять за себя в коллективе.

Такое отношение лишь утвердит его в мысли, что с ним что-то не так, и он заслуживает к себе унижающего отношения. Напротив, любыми способами давайте ему понять, что он ценный, значимый и важный. Это повышает самооценку и делает ребенка более устойчивым к давлению сверстников. Ребенок, к которому родители относятся уважительно, знает, что он уважения достоин и сможет постоять за себя в нужный момент.

4. Многие родители учат «дать сдачи» обидчикам, ответить ударом на удар и таким способом постоять за себя.

Безусловно, способность в нужный момент «дать сдачи» – не лишний навык в детском коллективе. Но, нужно понимать, что у такого метода есть ряд ограничений:

Во-первых , трудно точно дать понять ребенку, какая реакция является адекватной, а какая уже неуместна. Известны случаи, когда дети, регулярно подвергавшиеся насмешкам сверстников, в результате давали столь сильный ответ, что наносили своим обидчикам серьезные травмы. В результате у такого ребенка возникают серьезные неприятности, но уже другого рода.

Во-вторых , травля редко похожа на честный поединок двух противников, обычно группа детей нападает или дразнит кого – то одного. В такой ситуации дать сдачи трудно физически, кроме того, группа всегда обладает подавляющим воздействием и психологически трудно выбраться из этого воздействия, чтобы дать отпор.

Нужно также учесть и то, что обидчики часто физически гораздо более развиты, чем жертвы.

5. Наверное, самое важный навык, который ребенку нужно наращивать – это способность выстраивать такие отношения в коллективе, при которых образуется достаточное количество дружеских связей, окружающих ребенка как кольцо и создающих таким образом безопасность.

Типичной характеристикой непопулярных в коллективах детей можно считать слабость социальных навыков. Такие дети плохо сходятся с людьми, негибки, плохо понимают настроения окружающих, имеют ограниченный набор реакций в конфликтных ситуациях. Чем более компетентным в общении будет ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы школьной травли. Даже в ситуации агрессии такой ребенок сможет создать коалицию, противостоящую обидчикам.

6. Познакомьте ребенка с основными стратегиями успеха в коллективе.

Далеко не все дети способны конкурировать со своими сверстниками в физической силе, однако есть другие области, в которых можно преуспеть. Один из способов – компетентность в тех областях, которые ценятся в коллективе. Например, ребенок может разбираться в музыке, технике или моде лучше других и это поднимет его статус в коллективе приемлемым, бесконфликтным путем.

Обычно родители склонны обвинять обидчиков в сложившейся ситуации, и это вполне понятно: мало, что ранит так сильно, как жестокость, направленная на вашего ребенка. Однако, потенциальный выход из ситуации состоит в том, чтобы увидеть свою роль в том, что обстоятельства сложились именно так. Такой подход делает изменения ситуации возможными с помощью собственных усилий, в противовес ожиданиям, что изменится весь мир. Такую же установку полезно транслировать и ребенку: веру в собственную силу и способность изменить ситуацию и сделать ее более приемлемой и комфортной для себя.

© Елизавета Филоненко