Ребенка обижают в старших классах: что делать и к кому обращаться. Последствия школьной травли. Как понять, что ребенка травит учитель
Содержание статьи:
Буллинг в школе - это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
Методы прекращения буллинга в школе
Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Как бороться с ним эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.
Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее - пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.
Правильные методы включают:
- Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
- Привлечение авторитетного союзника . Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
- Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
- Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
- Введение новых правил поведения и ответственность . Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
- Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе
При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.
В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:
- Внешние проявления . Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
- Изменения характера . Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
- Одиночество . Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.
- Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
- Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
- Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя - найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, ГОРОНО - такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.
Оставшись сам на сам в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.
Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.
Главная профилактическая мера буллинга в школе - это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.
Наиболее удачное время для профилактики насилия - младшая школа. Задача - научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.
Как бороться с буллингом в школе - смотрите на видео:
Самая большая ошибка - замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.
К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.
Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с на уровне закона значительно труднее.
Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.
Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.
Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.
Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.
То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.
К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.
Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.
Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».
Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).
Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего - постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.
Подводя итог, еще раз поясним, что – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.
10-летняя Катя столкнулась с другим видом травли в школе: девочку игнорируют ее одноклассницы. Не хотят садиться за одну парту, идти вместе из школы до автобусной остановки, на уроках физкультуры она – последняя, кого выбирают к себе в команду для игры в волейбол.
Журнал Psychologies приводит такую статистику: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Почти в каждом классе есть такой ребенок.
В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом – Светлана Кривцова , кандидат психологических наук, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, автор популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).
Что такое травля
Травля (в англоязычной литературе используются синонимы «буллинг» или «моббинг») – деструктивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому, целью которого является причинение вреда жертве.
Отличительными чертами буллинга являются: 1) периодическая повторяемость (единичный эпизод еще не расценивается как травля); 2) неравенство сил у жертвы и агрессора (жертва не может дать полноценный отпор); 3) высокая чувствительность жертвы (тот, кого травят, сильно задет происходящим).
Травля имеет различные формы: это не только физическое насилие или открытая агрессия по отношению к жертве, но и сплетни, высмеивание, изоляция, а также манипулирование и провокации. В последние годы буллинг переместился и в интернет: социальные сети и популярные мессенджеры оказались вполне подходящей средой для этого явления. Существующие в западной науке исследования говорят о том, что наиболее распространенной причиной суицида у подростков является травля со стороны сверстников.
Причины травли
Как правило, зачинщиком всегда выступает кто-то один: обычно это ребенок или подросток с формирующимся нарциссическим расстройством личности. К сожалению, нарциссизм все шире распространяется в современном обществе, чему способствуют культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться, ставшие в последние годы социокультурной нормой. Нарциссичный ребенок отличается стремлением к самоутверждению за счет других, желанием быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников как человек, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» – скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. Для утверждения своего авторитета он прибегает к властным манипуляциям, выражающимся в том числе в травле более слабых детей.
Распространенные мифы
Миф № 1: Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.
Это неправда. Школа всегда имеет дело с незрелыми личностями (однако эта незрелость является естественным этапом развития ребенка, пусть и не самым простым). Именно поэтому в школе всегда были и будут проблемы насилия. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично); они несут ответственность за то, чтобы дети видели, как нужно твердо и с достоинством противостоять насилию.
Миф № 2: Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможен только в классе у слабого учителя.
Логика рассуждений: «Раз у меня в классе это появилось, значит, я – плохой учитель». Именно это заблуждение приводит к тому, что многие учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более мелком, привычном: кажется, что таким образом они «выносят сор из избы» и подводят собственную школу. Такая установка опирается на незнание статистики. Исследования вновь и вновь подтверждают: в любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.
Миф № 3: Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.
По данным доктора Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16 процентов девочек и 17,5 процентов мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли – буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.
Миф № 4: Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
Это не так. Как раз самый высокий процент случаев травли отмечается во 2-4 классах.
Миф № 5: Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия.
Учительский коллектив не имеет возможности заниматься всеми «недоразумениями» (стычками, конфликтами и пр.), которые происходят между учениками, в конце концов, пусть учатся справляться сами. Только в случае серьезного физического насилия нужно вмешиваться взрослым. Такая позиция противоречит мировой статистике: дети гораздо реже переживают себя «затравленными» из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из- за других видов агрессии. В разных странах на первом месте по частоте встречаемости словесная травля: оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д. На втором месте – бойкот, на третьем - физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Основной причиной суицидов является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
Миф № 6: Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Это опасное заблуждение. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
Миф № 7: Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.
Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика. Но риск выше у детей чувствительных, не способных постоять за себя, лишенных настойчивости и не умеющих демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Миф № 8: С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).
Это никогда не работало. Также ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг не связан с неконтролируемым гневом, это не спонтанное поведение. Буллер – это человек (с развивающимися нарциссическими личностными структурами), который устанавливает свою власть над другими и делает это хладнокровно. К нему нужны совсем другие подходы.
Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая краткосрочная мера не поможет справиться с данным явлением. Именно поэтому феномен буллинга является вызовом школе как организации. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры данной школы.
Миф № 9: Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей.
Это ошибка. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо теми одобряемая. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»
Миф № 10: Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.
Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только в том случае, когда учителя объединятся против насилия. Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия, – это нежизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего профессионалы – учителя, должны уметь и быть готовы конфронтировать с властолюбцем. Это сила объединенных взрослых! Однако можно сказать и другое: если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, все может получиться.
Что делать?
Что могут сделать родители, столкнувшись с ситуацией травли своего ребенка?
- Самое главное – выслушать ребенка, сохраняя спокойствие, не поддаваясь естественным реакциям негодования и страха. Дело в том, что для ребенка в сложившейся ситуации жизненно важно ощущение защищенности, опоры. Родители должны приложить усилия, чтобы не передать свое волнение, а, наоборот, дать сигнал ребенку, что он теперь не один на один с этим злом. После того, как вы внимательно выслушали рассказ ребенка, можно сказать: «Хорошо, понятно. Больше не переживай, ложись спокойно спать, я немедленно начну с этим разбираться».
- Позвонить учителю и поговорить на эту тему.
- Необходимо научить ребенка отвечать и защищаться, воспитывать чувство собственного достоинства. Кстати, нет лучшего средства против буллинга, чем хорошее чувство юмора.
И, конечно же, родителям нужно быть внимательными. Большинство детей не говорят или не сразу говорят маме и папе о том, что их обижают. Поэтому с ребенком нужно постоянно общаться, регулярно расспрашивать, как у него дела, как он провел день – не об оценках и уроках, а о том, что он делал на переменках, об одноклассниках. «Что тебя сегодня порадовало в школе? А что огорчило?»
Косвенные признаки, которые должны вас насторожить:
- Ребенок не хочет идти в школу.
- Ребенок жалуется на боли в животе, сдавленность в груди (если нет соот- ветствующих заболеваний, это признак страха).
- У ребенка нарушен сон, ему снятся кошмары.
Что может сделать учитель, столкнувшись с ситуацией травли?
На сегодняшний день к проблемам дисциплины и насилия педагоги подходят по-разному. Существуют целые педагогические коллективы, которые практикуют либо «метод невмешательства», считая, что школьники со временем научатся контролировать себя сами, либо жесткий стиль контроля и подчинения, когда ради поддержания порядка учителя прибегают к угрозам и наказаниям. Однако в ситуации буллинга ни тот, ни другой метод не работают.
Самая эффективная стратегия поведения – это твердая, но не агрессивная конфронтация с буллингом. Педагоги, разделяющие этот подход, считают травлю отвратительным злом, но не прибегают к шантажу и манипуляциям.
Заставить ребенка чего-то не делать можно и без угроз. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора («Если ты поступаешь так, то последствием будет…»). Если выбор оказывается деструктивным, то к ученикам применяются санкции. Так дети учатся пользоваться свободой и брать на себя ответственность. И, безусловно, учитель должен быть бдительным и обязательно реагировать на происходящее вокруг него, не быть равнодушным.
Что могут сделать директор и администрация школы?
Практически все специалисты говорят одно: начинать надо с изменения атмосферы, среды образовательного учреждения, ведь случаи травли чаще бывают там, где отсутствует уважительное отношение к себе и другим, где не признаются и не удовлетворяются потребности детей в признании и понимании, где нет созидательных смыслов.
Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят в школе осмысленное и ценное для себя дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха.
Атмосфера складывается из множества разных вещей. Принципиальное значение имеет, например, стремятся ли в школе заниматься каждым отдельным ребенком, каждого ли видят, думают ли о том, чтобы человеку было интересно, чтобы он мог внести полезный вклад в школьную жизнь. Ощущает ли тут человек свою нужность и ценность?
Необходима выработка системы ценностей школы, иерархии этих ценностей (что для нас является благом? а самым большим злом?) – обязательно с привлечением учеников и учителей. На основе этой системы ценностей разрабатываются правила, по которым живет детско-взрослое сообщество, а также разрабатываются санкции на каждый конкретный случай нарушения. Иначе это будут не правила, а просто просьба, которую выполнять не обязательно. При таком подходе вероятность буллинга в школе становится минимальной.
Одна из самый страшных для родителей ситуация - ребенок становится жертвой школьной травли.
Могут ли родители предотвратить такое положение вещей?
Как помочь ребенку, который стал жертвой школьной травли?
Дети из групы риска
Обычно жертвами булинга (школьной травли) становятся дети, которые не слишком умелы в общении, плохо ладят с детьми.
Часто причиной для насмешек становятся особенности внешности (полнота, близорукость и проч.), особенности поведения (высокая импульсивность, замкнутость, заикание и т.п.). Объектами школьной травли во многих случаях становятся послушные, робкие, пассивные дети, дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость сверстников.
В результате того, что ребенка постоянно обижают в среде сверстников, может формироваться депрессивное состояние и страхи. Снижается самооценка, постепенно закрепляется образ себя как неудачника.
Ребенок может попасть в ситуацию, когда он боится проявлять какую – то активность, боится действовать, зачастую даже боится рассказать взрослым о том, что с ним происходит. У ребенка появляются трудности со средоточением, мысли о том, что с ним что-то не так. Это очень мучительная для ребенка ситуация и крайне важно помочь ему справится с ней, потому, что вероятнее всего его личные ресурсы недостаточны, чтобы преодолеть ее в одиночку.
Как понять, что ваш ребенок стал жертвой травли
Если контакт с ребенком хороший, тогда ситуация проста, ребенок прямо расскажет, что его обижают сверстники. Но, как быть, если ребенок, по каким – то причинам скрывает свои проблемы, но, тем не менее, в помощи взрослых нуждается?
Существуют косвенные признаки, которые должны насторожить родителей и побудить их искать причину, помогать ребенку преодолевать стресс.
Есть основания для опасений, если ваш ребенок:
– хронически находится в подавленном состоянии
– регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья (болит живот, голова и проч.)
– его вещи часто разорваны, потеряны или испачканы
– он не упоминает об одноклассниках
– не знает к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание
Неизвестно куда пропадают карманные деньги или ценные предметы
Все это поводы насторожиться и обратить внимание на его взаимоотношения в школе. Возможно, ваш ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников.
Безусловно, каждый отдельный признак, не может служить индикатором того, что ситуация неблагополучна, но несколько признаков – повод задуматься о состоянии ребенка.
Если у вас возникли подозрения, лучше не спрашивать прямо об отношениях с ребятами, лучше спросить о том, как ваш ребенок проводит время на переменах, кто из ребят ему нравится, а кто нет. В результате таких вопросов можно получить довольно ясную картину того, что происходит в школе.
Важно задавать эти вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Категорически следует избегать давления на ребенка, с целью выяснить правду, это дополнительно травмирует его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Можно поговорить с учителями, они обычно в курсе того, кто в коллективе находится в изоляции, обычно именно такие дети становятся жертвами травли сверстников.
Как помочь ребенку
Одной из причин, по которым дети скрывают от родителей свое плачевное положение в коллективе, являются опасения, что родители своими активными и неуместными действиями еще больше это положение ухудшат. Например, родителям может казаться, что самый лучший способ – это сделать выговор детям, которые ведут себя жестоко или поговорить с их родителями. Однако, именно этого может опасаться ребенок, его положение в коллективе в результате может стать еще более мучительным.
Во – первых , он становится теперь еще и доносчиком, маменькиным сынком, что явно его статус в группе не улучшает.
Во-вторых , издевательства в таком случае могут стать более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление, дети могут угрожать расправой за жалобы.
Ребенок все это интуитивно чувствует и предпочитает молчать.
Задача взрослых дать понять ребенку, что искать помощи хорошо и правильно и что эта самая помощь будет оказана ему не в виде «медвежьей услуги», а в соответствии с его представлениями о ситуации, с его видением путей решения. Конечно, у взрослого больше опыта, он больше понимает, но не стоит действовать, не посоветовавшись с ребенком, в конце концов, ребенок лучше всех понимает все нюансы ситуации, он в ней живет, хотя и не всегда может хорошо обо всем рассказать.
Если ситуация еще не слишком тяжелая, можно попытаться справится просто поддерживая ребенка разными средствами, о которых речь пойдет ниже. Однако, в ситуации, когда ребенок длительно подвергается серьезному физическому и эмоциональному насилию, первое, что нужно сделать – это удалить его из травмирующей обстановки.
Это может быть перевод в другую школу или, если это невозможно, временный перевод ребенка на домашнее обучение. Смена коллектива и школы нужна для того, чтобы была возможность строить новые отношения с детьми без клейма «изгоя», образа, который очень трудно разрушить. Кроме того, обстановка, в которой происходила травмирующая история, уже сама по себе является причиной для страданий ребенка, запускает у него все те же реакции, заставляет действовать стереотипно, мешает видеть новые пути выхода из конфликтов, приводит к бесконечному воспроизведению неудачных моделей поведения.
Однако, нужно учесть, что и в новом месте ребенка могут ожидать похожие трудности.
С одной стороны, адаптация в новом коллективе связана со стрессом, особенно если учесть психологическое состояние ребенка, подвергавшегося давлению сверстников. В то же самое время, велика вероятность, что в новом коллективе сложится похожая ситуация из-за тех стереотипов общения, которые свойственны ребенку и которые мешают устанавливать хорошие отношения со сверстниками. Эти стереотипы могут создать вокруг ребенка ту же атмосферу отчуждения, в которой он был в предыдущем коллективе.
Поэтому, при переводе в другую школу, важно оказывать ребенку поддержку в анализе его способов общения и выработке подходящих стратегий для установления связей в коллективе, стратегий решения конфликта. За помощью в решении этой задачи можно обратиться к психологу , помощь психолога, кроме прочего, поможет ребенку преодолеть последствия психологической травмы. Если же родители решают, что будут справляться с проблемой самостоятельно, то имеет смысл обратиться к специальной литературе по этой тематике или периодически консультироваться со специалистом в области детской психологии.
Если ребенок все же остается в коллективе, где его обижают сверстники, вы можете сделать следующее:
1. Выяснять отношения с обидчиками и их родителями, нужно только заручившись согласием на это самого ребенка.
При таком подходе самое главное то, что вы своими действиями не навредите ребенку. Понятно желание родителей встать на защиту своего ребенка и немедленно разобраться с обидчиками. Однако, если много делать за ребенка, вместо него, без учета его желаний, это будет способствовать росту чувства беспомощности, пассивности и низкой самооценке ребенка. Нетрудно догадаться, что такие качества в свою очередь делают ребенка непопулярной фигурой в коллективе, а это именно то, чего хотелось бы избежать.
Своей готовностью учесть мнение ребенка и своим уважительным отношением вы дадите ему ощущение собственной значимости и силы, а это само по себе может способствовать улучшению ситуации.
2. Не провоцируйте насмешки сверстников своими действиями.
Родители могут одевать ребенка, не учитывая то, как принято одеваться в детском или подростковом коллективе, без достаточного внимания к полу и возрасту ребенка. В других случаях, родители могут настаивать на таком поведении, которое провоцирует насмешки сверстников, или осознанно вкладывать в голову ребенка идею, что он «особенный», «не похожий на других».
В некоторых случаях родители порождают конфронтацию со сверстниками, взращивая у ребенка убеждение, что он «лучший», «самый умный», а остальные ниже его и поэтому недостойны того, чтобы на них обращали внимание. Подробнее о том, как это может происходить вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!", который находится . Такая система воспитания создает почву для проблем в коллективе и роль родителей при этом очень сильна. Родителям имеет смысл задать себе вопрос – не делаю ли я чего – то такого, что отделяет моего ребенка от ровесников, делает его изгоем?
3. Не стоит критиковать ребенка за его внешний вид, способности, характер, и, особенно за то, что он не умеет постоять за себя в коллективе.
Такое отношение лишь утвердит его в мысли, что с ним что-то не так, и он заслуживает к себе унижающего отношения. Напротив, любыми способами давайте ему понять, что он ценный, значимый и важный. Это повышает самооценку и делает ребенка более устойчивым к давлению сверстников. Ребенок, к которому родители относятся уважительно, знает, что он уважения достоин и сможет постоять за себя в нужный момент.
4. Многие родители учат «дать сдачи» обидчикам, ответить ударом на удар и таким способом постоять за себя.
Безусловно, способность в нужный момент «дать сдачи» – не лишний навык в детском коллективе. Но, нужно понимать, что у такого метода есть ряд ограничений:
Во-первых , трудно точно дать понять ребенку, какая реакция является адекватной, а какая уже неуместна. Известны случаи, когда дети, регулярно подвергавшиеся насмешкам сверстников, в результате давали столь сильный ответ, что наносили своим обидчикам серьезные травмы. В результате у такого ребенка возникают серьезные неприятности, но уже другого рода.
Во-вторых , травля редко похожа на честный поединок двух противников, обычно группа детей нападает или дразнит кого – то одного. В такой ситуации дать сдачи трудно физически, кроме того, группа всегда обладает подавляющим воздействием и психологически трудно выбраться из этого воздействия, чтобы дать отпор.
Нужно также учесть и то, что обидчики часто физически гораздо более развиты, чем жертвы.
5. Наверное, самое важный навык, который ребенку нужно наращивать – это способность выстраивать такие отношения в коллективе, при которых образуется достаточное количество дружеских связей, окружающих ребенка как кольцо и создающих таким образом безопасность.
Типичной характеристикой непопулярных в коллективах детей можно считать слабость социальных навыков. Такие дети плохо сходятся с людьми, негибки, плохо понимают настроения окружающих, имеют ограниченный набор реакций в конфликтных ситуациях. Чем более компетентным в общении будет ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы школьной травли. Даже в ситуации агрессии такой ребенок сможет создать коалицию, противостоящую обидчикам.
6. Познакомьте ребенка с основными стратегиями успеха в коллективе.
Далеко не все дети способны конкурировать со своими сверстниками в физической силе, однако есть другие области, в которых можно преуспеть. Один из способов – компетентность в тех областях, которые ценятся в коллективе. Например, ребенок может разбираться в музыке, технике или моде лучше других и это поднимет его статус в коллективе приемлемым, бесконфликтным путем.
Обычно родители склонны обвинять обидчиков в сложившейся ситуации, и это вполне понятно: мало, что ранит так сильно, как жестокость, направленная на вашего ребенка. Однако, потенциальный выход из ситуации состоит в том, чтобы увидеть свою роль в том, что обстоятельства сложились именно так. Такой подход делает изменения ситуации возможными с помощью собственных усилий, в противовес ожиданиям, что изменится весь мир. Такую же установку полезно транслировать и ребенку: веру в собственную силу и способность изменить ситуацию и сделать ее более приемлемой и комфортной для себя.
© Елизавета Филоненко
Когда ребенок входит в новый коллектив, то он попадает под пристальное внимание своих сверстников. Поддразнивания и насмешки вполне обычное явление в детской культуре.
Так дети проверяют новичков на прочность, тренируют остроумие, и нарабатывают собственный авторитет на чужой счет.
У жертвы, которую безнаказанно травят и дразнят в детстве, во взрослом будущем закладывается образ неудачника. Если ребенок не научится справляться с дразнилками, они станут преследовать его на протяжении жизни.
Разрешить эту ситуацию ребенок должен самостоятельно. В ваших силах только помочь ему полезным советом, так как ваше прямое вмешательство или вмешательство учителя может лишь ухудшить ситуацию. Это никак не подействует на обидчиков, а лишь понизит статус ребенка в школе.
Самые распространение советы, которые дают родители – это дать сдачи или не обращать внимания, – таят в себе опасность. Опасность эта состоит в том, что у ребенка изначально закладываются примитивные реакции, и ему будет весьма сложно адаптироваться на вербальные атаки в будущем.
Чтобы научить ребенка выживать в агрессивном социуме, вы должны с самого начала прививать ему навыки эффективного общения.
В детских и подростковых спорах вырабатываются столь необходимые для успеха в жизни качества: изворотливость; логичность аргументации; находчивость; быстрая реакция; настойчивость в доказательствах; виртуозное владение словом; устойчивость к эмоциональному напряжению разговора. При этом важно понимать, что уметь спорить – это не значит только владеть логикой рассуждения. Надо еще и уметь «бодаться» с помощью слов.
Сейчас я научу вас одной методике из курса «Психоподавление. Искусство победы в жестких переговорах» , которая позволит вашему ребенку очень эффективно противостоять насмешкам и поддразниваниям.
Методика: Атака замещающим мыслеобразом
Мыслеобраз – это образные фразы, слова и выражения, создающие яркие ассоциации в голове слушателей. Применяются они для блокировки, перехвата инициативы, нападения, в оборонительных целях, для создания комического эффекта, для ухода от ответа, а также просто для запутывания собеседника ради забавы.
Суть методики в следующем: кто задает направление разговора, тот и выигрывает. Кто отвечает – тот проигрывает .
Если вы акцентируете внимание на зацепке и образе, который она несет, отвечая на эту зацепку – вы проиграете. Для победы в словесной перепалке нужно игнорировать мыслеобраз собеседника и задавать новый мыслеобраз.
Примеры:
1. – Ты чего там еле бубнишь?
– Остальные меня нормально слышат. Может, у тебя со слухом проблемы?
2. – Чего ты замолчал?
– Говорят, психов лучше не злить…
3. – Что, напугался?
– Клоуны меня не пугают…
4. – Дурак ты.
– Где ты дурака-то увидел? В зеркале что ли? Так ты поменьше в него смотрись…
Наибольший эффект использование замещающего мыслеобраза дает, когда вокруг много свидетелей. Если оппонент не сможет быстро найти достойный ответ, то покажет всем свои проблемы с чувством юмора. Если же он являлся неформальным лидером группы, то может лишиться своего статуса, да и авторитета в придачу. Ведь сообразительность, ум и чувство юмора – это важные для лидера качества.
Поэтому, если вашему ребенку делают такие зацепки, нужно быстро уметь выкручиваться! Если на зацепку он морозится или начинает грубить – это значит, что его задели, а показывать этого ни в коем случае нельзя.
Отвечая на зацепку зацепкой такого же плана, не добавляя мыслеобразов, вы проигрываете.
Примеры:
1. – Ты где на клоуна учился?
– А ты что, в клоунах разбираешься?
– Здесь и разбираться не надо – стоит только на тебя посмотреть…
2. Человек что-то говорит.
– Что?
– Ты уши мыл?
– А ты глаза мыла? (парень проигрывает)
Правильно ответить так:
– Что?
– Ты уши мыл?
– Ты что, логопед? (новый мыслеобраз) .
Для того чтобы перевернуть зацепку, необходимо и достаточно расширить образ, который создает своей фразой оппонент, или заменить его на новый образ.
Если человек не понимает, что над ним глумятся, и отвечает на зацепку серьезно, то он показывает окружающим, что вы умнее его.
К примеру, парень подкалывает свою одноклассницу:
– Ты опять не ночевала дома?
– С чего ты взял?
– На тебе одежда та же, что вчера!
Что произошло? Парень задал мыслеобраз – «ее не было дома». Она восприняла это не как зацепку, а как вопрос, и не перевернула ее, а ответила.
В ответ он над ней подшутил.
Как ей нужно было выкрутиться? Следовало расширить мыслеобраз!
Что-то добавить или перевернуть.
Например:
– Ты опять не ночевала дома?
– Ах, так это ты вчера всю ночь будил моих соседей под окном!
К мыслеобразу «ее не было дома» мы добавили «он как лох ждал ее всю ночь».
Развитие у ребенка навыков эффективного общения
Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».
Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:
– Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?
– Над тобой постоянно смеется и дразнит один парень в нашем дворе, называет тебя лопоухим. Что ты сделаешь, когда в следующий раз услышишь это?
– Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?
Когда вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неверно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.
Потренироваться дома в словесных баталиях тоже не мешает: «если он тебе скажет..., то ты ему...».
Чем больше обнаружится вариантов, тем больше шансов, что один из них ребенок использует для разрешения назревающего конфликта.
База атакующих мыслеобразов
Вы можете научить ребенка нижеперечисленным фразам, чтобы он мог достойно контратаковать своих обидчиков в словесных перепалках.
Вот эти фразы:
– А ты сам-то в это веришь?
– Включил ноги, отскочил быстро!
– Вколи себе Ред Булл, шустрее станешь
– Давно этот вопрос тебя мучает?
– Даже не подходи ко мне, я занят!
– Если мне понадобится твое мнение, я обязательно тебя спрошу
– Если человека кусает вампир, он становится вампиром! Такое ощущение, что тебя искусал баран
– Еще слово и ты деснами улыбаться будешь!
– За нами следят. Поговорим завтра
– За тобой последнее слово. Только прошу – четко и без глупостей
– Забыл правильный ответ? Ну ничего, скоро вспомнишь
– Закрой рот – кишки простудишь!
– И как только тебе такие мысли тебе в голову приходят?
– И как ты живешь с этим
– И это все, что ты можешь сказать? Ты можешь лучше. Попробуй еще раз
– Как тебя зовут, кошмарное создание?
– Кивни если понял. Все, до новых встреч
– Кто заставляет тебя говорить эти слова?
– На кого ты работаешь?
– Наблюдай за своим ртом. Через него входят болезни
– Не волнуйся, я тоже забыл как тебя зовут
– Не нервируй меня, мне негде прятать трупы
– Не пей так много, ты плохо выглядишь
– Не пузырись
– Не смейся – рот порвешь
– Не трогай мои достоинства своими недостатками
– Не хочешь страшных ответов, не задавай мне странные вопросы
– Не шути с моим временем
– Неплохой вопрос, но почему ты его задаешь?
– Нет, но твои глаза говорят да, в особенности левый
– О чем еще ты побоялся меня спросить?
– Остро! Я даже порезался!
– Ответ вундеркинда
– Откуда эта глупая уверенность?
– Помолчи, жертва пьяной акушерки!
– Поправь грыжу, а то сильно вываливается
– Потеряйся в ужасе!
– Рот будешь открывать у стоматолога!
– Свали в туман и прикройся тучкой
– Сделай что-нибудь, чтобы я тебя зауважал
– Скажи себе «стоп», добром прошу!
– Тебя в детстве не роняли, а кидали
– Теперь тебе будут сниться кошмары
– Ты - это загадка, которую невозможно дослушать до конца
– Ты в курсе, что тебе срочно нужен доктор?
– Ты пока думаешь, я тебе веселую историю расскажу
– Ты ранил меня в сердце, как Снежная Королева
– Ты список потерял кого боятся?
– У тебя голова варит как самогонный аппарат
– Удачи тебе в твоих гнусных планах
– Уходишь? Почему так медленно?!
– Хамить мне - плохая примета!
– Хватит на меня пакетиком шуршать
– Хоть раз притворись человеком
– Что сидишь, мышей не ловишь?!
– Что стоишь глазами хлопаешь?
– Я бы хотел такого сына, как ты
– Я в жизни так удивлялся только один раз, когда родился
– Я не последняя сволочь, за мной еще двое занимали
– Я учту твои пожелания. Не кашляй.
Чем больше у вашего ребенка будет в запасе подобных перлов, тем меньше у окружающих детей будет желание пытаться поддразнить его.
Ведь образы прилипчивы, и, если ваш ребенок найдет удачный ответ на выпад в свой адрес, то оппонент вполне может получить кличку на годы вперед.