Что такое бытовые сказки примеры. Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок
Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.
Русские народные сказки делятся на такие группы:
Сказки о животных;
Волшебные сказки;
Бытовые сказки.
Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.
Include("content.html"); ?>
Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.
Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.
Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.
Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.
Русские народные сказки читать
В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.
События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк; поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка; девушка узнает в женихе разбойника и уличает его. Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех.
В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает — и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему. В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой — ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка.
Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.
Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.
Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола "жить", которое исчезло из живого языка, но "окаменело" в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказка не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до конца.
Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает: Прибежала домой телешом (т. е. раздетой).
Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок — 646, новеллистических — 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то "веселое лукавство ума", которое А. С. Пушкин считал "отличительной чертой наших нравов".
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.
Все дети, да и что там скрывать, взрослые, любят сказки. Помните, как мы, затаив дыхание, слушали волшебные истории про любимых героев, которые учили нас добру, храбрости, любви?! Они заставляли нас верить в чудеса. И теперь мы с удовольствием рассказываем сказки, услышанные или прочитанные когда-то, нашим детям. А они будут рассказывать их своим деткам - и никогда эта цепочка не прервется.
Что это за бытовые истории и кто в них является героем?
Сказки бывают разные - волшебные, о животных и бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последних. У читателя может возникнуть вопрос: что это за сказки? Так вот, бытовые - это те, в которых нет чудесных превращений, мифических персонажей. Героями таких историй являются обычные люди: хитрый барин, простой мужик, смекалистый солдат, корыстный дьякон, жадный сосед и другие. В этих сказках описывается повседневная жизнь и быт простых людей. Сюжет в таких историях незатейлив. В них высмеивается жадность и тупость, порицаются равнодушие и жестокость, восхваляются доброта и находчивость. Как правило, в этих историях много юмора, неожиданных поворотов и поучительных моментов. Список бытовых сказок, придуманных народом, очень велик. Но не только богато такими занимательными рассказами. Очень многие русские писатели работали в этом жанре: Салтыков-Щедрин, Белинский, Пушкин и другие.
Бытовые сказки: список самых популярных
- "Дочь-семилетка".
- "Барин-кузнец".
- "Жена-спорщица".
- "Барин и мужик".
- "Горшок".
- "Барин и собака".
- "Заяц".
- "Добрый поп".
- "Каша из топора".
- "Иванушка-дурачок".
- "Не любо - не слушай".
- "Солдатская шинель".
- "Федул и Меланья".
- "Три калача и одна баранка".
- "Наговорная водица".
- "Похороны козла".
- "Чего на свете не бывает".
- "Про нужду".
- "Хорошо да худо".
- "Лутонюшка".
Здесь приведен всего лишь небольшой список бытовых сказок. На самом деле их гораздо больше.
Сюжет сказки "Каша из топора"
В рейтинге "Список бытовых сказок" первое место по праву можно отдать именно этой истории. В ней не только показывается смекалка бравого солдата, но и высмеивается жадность и недалекость скупой бабы. Солдат в всегда занимал почетную роль. Воинов очень любили на Руси, и поэтому в таких историях они всегда выходили победителями благодаря пытливому уму, умелым рукам и доброму сердцу. В этом рассказе читатель потешается над жадностью старухи: у нее полно продуктов, но ей стало жалко куска хлеба, и она притворяется бедной и несчастной. Солдат быстро раскусил обман и решил проучить скупую бабу. Он предложил сварить кашу из топора. Любопытство старухи взяло верх - и она согласилась. Солдат ловко выманил у нее крупу, соль и масло. Глупая старуха так и не поняла, что из топора кашу сварить невозможно.
Не только дети любят бытовые сказки, взрослые тоже с удовольствием их читают, с нетерпением ожидая развязки, как же герой справится с нелегкой задачей. И мы всегда радуемся, узнав, что зло наказано, а справедливость восторжествовала. Составьте список бытовых сказок для вашего малыша, и по мере прочтения каждой обсуждайте с ним сюжет, добрые и злые поступки героев. Разбирая различные ситуации, ребенку проще будет впоследствии различать добро и зло в жизни. Спросите, какие бытовые сказки знает он, и предложите рассказать вам одну из них.
Сказка - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат … Википедия
Один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Волшебная сказка - Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор … Википедия
Золушка (сказка) - Золушка популярная сказка, дошедшая до нас в редакции Шарля Перро, братьев Гримм и в других редакциях. Содержание … Википедия
Царевна-Лягушка - Васнецов «Царевна Лягушка» Царевна Лягушка персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки Царевну Лягушку Иван Царевич находит случайно. Иван Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо … Википедия
Царевна-лягушка - Иван Царевич и Царевна лягушка (иллюстрация И. Я. Билибина) … Википедия
Нымах - (хак. «сказка» или «чазаг нымах» «пешая сказка») один из основных жанров устного народного творчества у хакасов. Представлен преимущественно прозаическими художественными произведениями волшебного, авантюрного или бытового характера с … Википедия
Семёнов, Пётр Михайлович - Пётр Михайлович Семёнов P′otr Sem′onov … Википедия
Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс , Свиридова В.. Произведения, включенные в хрестоматию, тематически и по проблематике продолжают работу, начатую в учебнике В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» для 4 класса, приэтом значительно расширяя… Купить за 392 руб
- Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. ФГОС , Свиридова Виктория Юрьевна. Произведения, включенные в хрестоматию, тематически и по проблематике продолжают работу, начатую в учебнике В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение" для 4 класса, при этом значительно расширяя…
Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя, а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что царь остаётся доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлёт к нему тридцать гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задаёт им те же загадки, что и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей. Царь снова задаёт купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату дарит ещё тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живёт богато и счастливо.
Мудрая дева
Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного - кобыла, а у богатого - мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребёнка, и он подкатывается под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью его телега жеребёнка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает им загадки. Богатый идёт за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю. А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему верные ответы.
Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает, что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец, но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает сетку, в руки берет перепёлку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь встречает ее, а она подаёт ему перепёлку и говорит, что это ее подарочек, но царь не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребёнка бедному мужику, а его дочь-семилетку берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.
Попов работник
Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и даёт ковригу хлеба. При этом он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак работает целый день, а когда от голода становится невтерпёж, придумывает, что ему сделать, чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш, наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живёт у попа припеваючи.
Дочь пастуха
Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от неё, чтобы она ни в чем не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребёнка к своей сестре. Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.
Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасёт скотину, как прежде. Царь вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице, и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо, то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная красавица - ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, - ее сын. После этого царь перестаёт испытывать свою жену и живёт с ней без всякой хитрости.
Оклеветанная купеческая дочь
У купца с купчихой - сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его сестры, влюбляется в неё и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.
Один завистливый генерал едет в город, где живёт сестра полковника, выспрашивает про неё и узнает, что она - девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадёт у неё со столика перчатку и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она ждёт брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор. А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы подарила ему на память.
Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От неё он узнает, что у неё из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается, что все это - козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом, который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянётся, что впервые видит эту девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается, его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему жениться на купеческой дочери.
Солдат и царь в лесу
У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата: он стыдится, что тот - простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет. Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста палок. Солдат убегает из полка и живёт один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.
Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстаёт от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит солдату, что он - царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой живёт старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у неё вдоволь еды и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке, но солдат на всякий случай уговаривается с царём по очереди стоять на часах. Царь два раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет спать, а сам караулит.
В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царём спускаются с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.
Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдаёт приказ по всем заставам: если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала. Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своём недавнем товарище царя. Тот награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы не отказывался от роду и племени.
Морока
Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру, а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит, чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят, что весь город затопило. Мимо плывёт ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий день приплывают в тридесятое царство.
Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи: матрос становится старшим, а генерал - подпаском. Осенью им выплачивают деньги, и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал приходит в себя и видит, что он - в той же комнате, словно и не выходил из неё. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остаётся ни с чем.
Знахарь
Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадёт у бабы холстину, прячет ее, а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст. Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идёт слава о мужике как о великом знахаре.
У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где кольцо, получит награду, если нет - лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остаётся ещё двух ждать! Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро говорит царю, где искать пропажу.
Царь щедро награждает знахаря и идёт гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони, возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь ещё больше награждает знахаря и отпускает его домой.
Слепцы
В Москве на Калужской заставе подаёт мужик слепому нищему с последнего полтинника семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам идёт следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь, а мужик - шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достаёт бочонок с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца, который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего - пятьсот рублей. Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймёт, куда подевался бочонок, отпирает дверь и зовёт
Пантелея, своего соседа, что живёт в соседней избушке. Тот приходит.
Мужик видит, что Пантелей - тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней у Пантелея - около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой и живёт припеваючи.
Вор
У мужика - трое сыновей. Везёт он старшего в лес, парень видит берёзу и говорит, что если бы сжечь ее на уголь, завёл бы он себе кузницу и стал бы деньги зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышлёный. Везёт он в лес среднего сына. Тот видит дуб и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать. Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует, а нет - казнит.
Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредёт с бочонком водки через королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство, не то ему не сдобровать!
Мёртвое тело
У старушки вдовы - два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везёт на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает. Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин пугается и даёт ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому, снимает крышки с кринок с молоком и даёт мёртвой в руки кувшин и ложку. Сам же прячется за кадку.
Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьёт старуху по голове, та падает, а дурак выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, даёт дураку сто рублей и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал. Тем становится завидно, они убивают своих жён и везут на базар продавать, а их хватают и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живёт - не тужит.
Иванушка-дурачок
У старика со старухой - три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать отнести братьям в поле горшок с клёцками. Он видит свою тень и думает, что какой-то человек идёт за ним и хочет клёцки съесть. Дурак бросается в него клёцками, а тот все не отстаёт. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю, собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак, и бьют его пуще прежнего.
Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей, а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.
Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок, но там остался ещё славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идёт домой - пиво пить и братьев поминать.
Лутонюшка
Живёт со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню, и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено, зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело, и уходит со двора - искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.
Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними, но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идёт дальше. На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.
Мена
Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила киселю и налила в блюдо, а он отнесёт его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует! Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот даёт ему золотую тетёрку. Мужик отправляется домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетёрку на коня и идёт дальше. Потом он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.
Иван-дурак
У старика со старухой - два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, - холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что никуда не годно, а дурак садится на худую кобылёнку и уезжает. Он пишет на столбе послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.
Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются к нему. Втроём они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах. Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает захватить трёх богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь посылает за богатырём Добрыней, который живёт в его владениях. Илья Муромец и Федор Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову. Царь пугается и отдаёт за Ивана свою дочь.
Сказка о злой жене
Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идёт муж в лес по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене, чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идёт. Муж приводит ее к кусту смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвёт, лезет в середину куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идёт в лес жену проведать. Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней - чертёнок! Мужик пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от неё житья не стало.
Мужик с чертёнком договариваются, что один будет морить, а другой - лечить, и приходят в Вологду. Чертёнок морит купеческих жён и дочерей, и те болеют, а мужик как придёт в дом, где чертёнок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают за лекаря и много денег дают. Наконец чертёнок говорит ему, что теперь мужик разбогател и они с ним в расчёте. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую дочь, в которую он, нечистый, скоро войдёт. Но боярин, когда его дочь заболевает, уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.
Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что злая жена пришла. Чертёнок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот говорит, что пришёл по дружбе - предупредить чертёнка, что сюда злая жена пришла. Чертёнок пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остаётся. А боярин отдаёт за мужика свою дочь и даёт за ней половину своего имения.
Жена-спорщица
Живёт мужик и мучается, потому что жена - упрямая, сварливая и завзятая спорщица. Когда забредёт на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить, что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости, падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене и взаправду плохо, она стонет да охает, зовёт попа, но не перестаёт спрашивать про гусей. Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь, служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает, что они - барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские! Засыпают могилу землёй. Вот как уходили бабу барские гуси!
Жена-доказчица
Живёт старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время достаётся. Идёт старик в лес за дровами и находит котёл, полный золота Он рад богатству, но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость: зарывает котёл в землю, идёт в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад старухе и идёт с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик снимает ее. Потом он идёт со старухой к реке и при ней достаёт из рыболовной сети зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику, что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.
Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры, хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину, рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упёк старика в Сибирь. Барин сердится, приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянётся ему, что никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги, но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес, по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своём уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живёт себе припеваючи.
Вещий дуб
У доброго старичка - молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает. Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше неё и прячется в дупло. Жена спрашивает у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовёт гостей, идёт у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести ещё вина. Старик видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мёртвые лежат, и впредь зарекается гостей созывать. Идёт мимо дурак, жена даёт ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.
Дорогая кожа
Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дёшевы, по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает корову, мясо приедает, а кожу несёт на рынок. Но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его водкой. Купец даёт ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.
Таврило приходит к купчихе, а у неё сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином, а он все не уходит и просит ещё. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника, а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает и даёт за это сначала сто рублей, потом ещё двести. Купчиха слышит, как они в западне шушукаются, и приносит Гавриле ещё пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме нечистая сила шалит, тот верит ей и продаёт дом за бесценок. А Таврило возвращается домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает, что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги ещё коров, содрал с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.
Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везёт кожи на рынок, но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Данило остаётся в убытке и живёт теперь беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.
Как муж отучил жену от сказок
У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела сова мимо сада, села на колоду, выпила воду... Да только это и твердит. Жене скучно слушать одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо. Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика и не дала сказку дослушать. И так ей от него достаётся, что с тех пор она зарекается сказки слушать.
Скряга
Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подаёт ему копеечку. Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот даёт Марко копеечку и приходит за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.
Обмыв Марко, бедняк кладёт его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь, псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь. Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю: каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется, кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе разбегаются.
Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдаёт копеечку.
* * *
У мужика семья большая, а из добра - один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина - жена, два сына и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достаётся ему. Барину по душе мужицкая смекалка, и он угощает мужика вином и даёт хлеба Узнает про это богатый и завистливый мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил гусей. Тот даёт одного гуся барину с барыней, одного - их сыновьям, одного - их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает деньгами, а богатого мужика выгоняет.
* * *
Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится и говорит, что у неё ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла - каша готова.
Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат отвечает, что топор ещё не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.
* * *
Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети, то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха, наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать. Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха собирается бежать из дому. Она печёт пироги, укладывает их в большой мешок и идёт к соседке прощаться.
Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает в него сам. Старуха берет мешок и идёт. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит, что неплохо бы сейчас сесть на пенёк и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь. Так и не даёт старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе возвращаются домой.
* * *
Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнёт ровно столько, чтобы было, где лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.
В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы, остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина просыпается, трогает рукой голову и никак не поймёт: то ли она - не Арина, то ли голова - не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина. А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на неё, та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает добросовестно.
* * *
Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несёт его царю. Приходит мужик во дворец и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем и даёт мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов плёткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина - тому, кто привёл его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается. А мужику царь дарит три тысячи рублей.