Что такое односоставные и двусоставные неполные предложения. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных

I вариант)

А1. Укажите неверное утверждение.

2) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными

3) главный признак безличных предложений – невозможность восстановления в них подлежащего

4) назывные предложения имеют один главный член пред­ложения – подлежащее

А2. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

1) им. сущ. в Им. пад.

4) глаг. в неопред. ф.

принесут:

1) в неопределённо-личном

2) в безличном

3) в определённо-личном

4) в назывном

А4. Укажите глагол, который не может

4) светало

стоит подумать является:

1) определённо-личным

2) безличным

3) неопределённо-личным

4) назывным

А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Нечего из мухи делать слона.

1) двусоставное

3) односоставное, безличное

Наш поезд задержали.

1) неопределённо-личное

2) безличное

3) определённо-личное

4) назывное

Преодолели еще один горный перевал.

1) простое

2) нераспространенное

3) односоставное

4) неопределённо-личное

Под ногами у меня поскрипывало.

1) безличным глаголом

3) кратким прилагательным

2) В воздухе запахло зеленью.

3) Вечерело.

4) Здесь не проехать.

1) Дочь просит отца взять с собой.

2) Если отряд доверил тебе трудное дело, то ты должен выполнить его любой ценой.

4) Лейтенант ходит выяснить, есть ли связь.

[определённо-личное], и [двусоставное].

1) Идёшь вдоль опушки, и любимые образы приходят на память.

2) Ветер разогнал облака, и к утру лужи за­тянуло тонким ледком.

3) Время плеч не сгибай, и покою меня не учи.

4) Дорога была в снегу, и нам посоветовала переночевать в деревне.

[двусоставное], и [безличное].

2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.

4) Спокойно и тихо на глухой вырубке, пах­нет багульником и спелой земляникой.

1) В пять лет мальчик уже читает.

2) Мне нездоровится.

3) Ты принёс мне книгу?

4) В хате кипит самовар.

1) Отпусти меня в степи приволжские.

2) Бульвар длинный и седой.

3) К ночи подмораживало.

4) Сквозь листья пробивалось солнце.

1) В это время кузнецу принесли башмаки.

2) Гляжу в озера синие.

3) Угар и плесень позади.

4) Я пристально посмотрел в глаза Евсеичу.

1) Вечер прохладен и светел.

2) Берегите наш язык!..

3) Пахло милым тлением осени.

4) Там под горой пасут овец.

1) Здравствуй, Родина моя!

2) Готовьтесь к вступлению в но­вую жизнь.

3) Верь в свой народ.

4) В дверь несмело постучали.

А19. Укажите назывное предложение:

1) Дальний лай собак.

2) Время от времени слышен крик.

3) Чувствуется неповторимый запах полыни.

4) Микрофонов тогда не было.

А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить в четверостишии:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы, во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

1) Ещё земли печален вид, а воздух уж вес­ною дышит.

2) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками – кучер Игнат.

3) Он оказался опять в том же сквере, но те­перь было совсем холодно.

4) Ещё одна минута объяснения, и давниш­няя вражда готова была погаснуть.

1) Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать.

2) И в ту же минуту по улицам курьеры, ку­рьеры, курьеры.

3) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

4) Они смотрели друг на друга: Райский с любопытством, она с дерзким торжест­вом.

1) нет подлежащего

2) сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа

3) глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие

В2. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов. Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.

(1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.

В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нём сказуемое.

(1) Но вот наступила осень. (2) Захолодало. (3) Пожелтели деревья. (4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. (5) Потом листья опускались на землю.

В5. Среди предложений 1 – 8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…

В6. Среди предложений 1 – 4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Слышится блеянье ягнёнка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНИЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (II вариант)

А1. Укажите неверное утверждение.

1) односоставное предложение может быть распростра­ненным

2) определенно-личные предложения имеют один главный член пред­ложения – сказуемое

3) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее

4) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом

А2. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

1) им. сущ. в Им. пад.

2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.

3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр

4) глаг. в неопред. ф.

А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол пеку:

1) в неопределённо-личном

2) в безличном

3) в определённо-личном

4) в назывном

А4. Укажите глагол, который не может быть сказуе­мым в безличном предложении:

2) нездоровится

3) надо вставать

4) рассвело

А5. Односоставное предложение со сказуемым нет является:

1) назывным

2) определённо-личным

3) неопределённо-личным

4) безличным

А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Не гляди же с тоской на дорогу.

1) двусоставное

2) односоставное, определённо-личное

3) односоставное, безличное

4) односоставное, неопределённо-личное

А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Река, блестящая на солнце.

1) неопределённо-личное

2) безличное

3) определённо-личное

4) назывное

А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Дела словом не заменишь.

1) простое

2) распространенное

3) односоставное

4) неопределённо-личное

А9. Чем выражено сказуемое в безличном предло­жении: Мне нестерпимо захотелось домой.

1) безличным глаголом

2) безличной формой личного глагола

4) неопределенной формой глагола

А10. В каком предложении сказуемое выражено без­личной формой личного глагола:

1) Темнеет уж в долине.

2) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

3) Исхода нет.

4) Мне нездоровится.

А11. Найдите грамотно построенное предложение:

1) Этот роман изучают в школе, имеется в каждой библиотеке.

2) Пройду осторожно, не трону ветвей и пти­чьего сна не встревожу.

3) Характерной чертой романа динамичность его образов.

4) В своем дореволюционном творчестве великого поэта звучит боль за свою ро­дину.

А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное].

1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.

2) Уже смеркалось, и нужно было торо­питься.

3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.

4) Луна зашла, и огня не стало видно.

А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].

1) Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями.

2) Солнце садилось всё ниже, и длиннее ста­ли тени жёстких кустов.

3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

4) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

А14. Найдите односоставное предложение:

1) Свет мой, зеркальце, скажи.

2) О чём вы думаете?

3) Хозяйка хлопочет у печки.

4) Работа – великая сила.

А15. Найдите безличное предложение:

2) Пахло землёй и морозцем.

3) Помню деревенское ясное утро.

4) Солнце косыми лучами ложится на рожь.

А16. Найдите определённо-личное предложение:

1) Уж сильно завечерело.

2) Яков, подними-ка, братец, занавес!

3) Конец улицы на краю города.

4) Выберите себе книгу.

А17. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) Мечту пронесите через года!

2) Прекрасно было узкое озеро.

3) По улицам слона водили.

4) Чудесно пахло рыбой и смолой.

А18. Укажите безличное предложение:

1) Минуя мокрый снег, легко шагаешь к дому.

2) Савельича со мною не было.

3) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

4) Стой за правду горой.

А19. Отметьте назывное предложение:

1) Синие тени от деревьев.

2) Вечереет.

3) Вокруг ни души.

4) Домой идти не хочется.

А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить из четверостишия:

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

А21. Найдите неполное предложение в составе слож­ного:

1) Ты всегда был строг ко мне, и ты был спра­ведлив.

2) Он замечал её издали, и сразу холодело в груди.

3) Половину дома занимала аптека, полови­ну – станция.

4) Он не верил, что так быстро попра­вится.

А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:

1) Там на неведомых дорожках следы неви­данных зверей…

2) В углу старый кожаный диван.

3) Они говорили долго: бабушка тихо и жа­лобно, дед крикливо и сердито.

4) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

1) нет подлежащего.

2) сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица

3) глагол выражает действие, которое совершается определенным лицом

В2. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов . Рыбе дождь не страшен.

В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.

(1) Дохнул холодом на лес январь. (2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. (3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. (4) Не страшен им мороз. (5) А вот большим деревьям от него плохо. (6) Трещат они, стонут на весь лес.

В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

(1) Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Принёс тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.

В5. Среди предложений 1-6 найдите неопределённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. (3) В южных городах зодчие оставляли их в красновато-розовой кирпичной окраске. (4) Купола церквей делали медными и золотистыми. (5) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.

В6. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.

Простые односоставные и неполные предложения

1 вариант

2 вариант

односоставное, НЛ

двусоставное

2, б/л глагол

5, б/л глагол

Цели:

    повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

    наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

    закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

    совершенствование навыков анализа текста.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

(Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока.

Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

1. Единая концовка строк, строф . 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

(Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

4. Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

На какие группы они делятся?

Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

Слайды № 7 - 8.

В чём особенность обобщённо-личных предложений?

Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

односоставных предложений?

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

Слайд № 9

В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

    Здесь рыбу не ловят.______________________

    Спешу к вам на помощь.___________________

    Подмораживает.__________________________

    На этой реке нет мостов.___________________

    Пора спать._______________________________

    На улице ветрено и сыро.__________________

    Составьте график дежурства.______________

Слайд № 10

(Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

    На улице было холодно.

    Ломаные линии, острые углы.

    Много песен сложено о любви.

    Про него давно говорят много хорошего.

    Скоро увидимся.

    В воздухе пахнет грозой.

    Не бывать этому!

    Кругом всё было тихо и спокойно.

    За опоздание будете наказаны.

    Друг далёкий, вспомни обо мне.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    У многих ещё нет компьютеров.

1-е задание:

Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

2-е задание:

Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

Чтение предложений и определение их видов.

7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

(Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт.

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок.

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.

(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова.

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

8. Игра "Аукцион поэтических строк".

Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

9. Повторение о неполных предложениях.

Слайд № 13.

Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

а) в диалогах,

б) во второй части сложного предложения ).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

( Понятие об эллиптических предложениях ).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

Слайд № 14.

Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

- Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

- Сообщили. (Неполн., односост.)

- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

- Скоро. (Неплн., односост.)

11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

(Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

Ответы:

Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5 (2-я ч); 7(2-я ч.).

Эллиптические: 8.)

12. Работа с текстом.

Слайд № 15.

Прочитайте текст:

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

И. Бунин.

Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

- Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Каков стиль речи? Докажите.

14. Вывод.

Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции). приложение 3 .

Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

    В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему. Такое значение в русском языке имеют только глаголы 1 или 2 лица: Хож у на охоту. Дай , Джим, на счастье лапу мне .

    В неопределенно-личных предложениях главный член имеет значение неопределенного лица: Некрашеные полы здесь моют с дресвой. Значение неопределенного лица позволяет соотнести действие и с одним единственным лицом, и с большой по численности группой лиц. Значение глагольной формы как бы вообще отвлечено от конкретизации носителя действия. Такое значение в русском языке способны получать глаголы в форме 3 лица множественного числа, глаголы в форме множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения.

    Обобщенно-личные предложения имеют главный член, значение которого представляет действие как относящееся ко всем лицам без исключения. Такие значения широко представлены в предложениях-пословицах, предложениях-афоризмах: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда . Обобщенно-личное значение выражается в русском языке глаголами 2 лица единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, а также глаголами 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: В чужой монастырь со своим уставом не ходят .
    Выражение этого типа значения с помощью глагольной формы 2 лица приводит к тому, что говорящий среди всех лиц, к которым он относит действие, невольно выделяет себя и своего собеседника. Поэтому условно значение обобщенно-личного типа можно представить как "я + ты + все другие".
    Не случайно предложения такого типа не употребляются в научном и официально-деловом стиле.

    Безличное предложение имеет главный член, который выражает действие или состояние безотносительно к лицу:На улицах чисто; Автобус подкидывало все чаще; Уже смеркается.
    Безличное значение в русском языке может выражаться безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении, наречиями. Некоторые из этих наречий могут употребляться только в качестве главного члена безличного предложения: можно, нужно, жаль, пора и др.

    Назывные предложения говорят о существовании, бытии какого-либо предмета.
    Главный член назывных предложений выражен существительным в именительном падеже:

    Ночь . улица , фонарь , аптека , бессмысленный и тусклый свет .

    Номинативные предложения могут включать в свой состав указательные частицы:

    Вот дом Петровых.

    Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях наиболее часто можно встретить согласованные и несогласованные определения

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.