Что такое сознание Кришны? "международное общество сознания кришны" (моск)

«Международное общество сознания Кришны» (англ. аббревиатура - ISKCON - International Society for Krishna Consciousness ), объединившее последователей кришнаизма (вайшнавизма), зарегистрировано в 1966 г. Бхактиведантой Свами (1896-1977). Фактически МОСК стал миссионерским преемником сампрадаи Брахма-Мадхва-Гаудия, одной из четырех сампрадай, т.е. ученических преемственностей, по которым испокон веков передается ведическое знание (существуют еще Шри-сампрадая, Кумара-сампрадая и Рудра-сампрадая). Все эти ветви индуизма называют вайшнавскими, так как в их основе лежит поклонение Высшей божественной личности Вишну (Кришне).

Школу вайшнавизма под названием Гаудия (от древнего названия Бенгалии), к которой принадлежал Шрила Прабхупада, основал в Бенгалии 500 лет назад Шри Чайтанья (1486-1524). Эта преемственность связана со школой Мадхвы (1281-1360), а также с еще более древней школой Шри-вайшнавов Рамануджи (1017-1137).

Начиная с 70-х гг. XX в. благодаря деятельности А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которому фактически впервые в истории удалось принести и широко распространить древнюю науку бхакти-йоги (любви к Богу) в странах Запада, вайшнавизм переживает возрождение как в самой Индии, так и за ее пределами. Ачарью-основателя Общества сознания Кришны Бхактиведанту Свами Прабхупаду почитают в Индии как святого. Его именем названы улицы крупных городов и различных учреждений, а в 2015 году в Калькутте по случаю празднования 50-летия ИСККОН была установлена уникальная скульптурная композиция, состоящая из двух частей и символизирующая отъезд Прабхупады на судне «Джаладута» в Америку в 1965 году. Памятник состоит из двух частей – вторую часть диптиха установят в Бостоне на пирсе Содружества, месте, где Шрила Прабхупада впервые ступил на землю Америки.

ИСККОН в РОССИИ

Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) - самая крупная российская индуистская организация, объединяющая (по данным Минюста на 1 января 2016 г.) 79 зарегистрированных общин и свыше 400 малых духовных групп в более чем 120 городах страны общей численностью не менее 30 тыс. последователей и не менее 150 тыс. интересующихся этой философией и культурой. Количество активных последователей достигает 11 тыс. человек.

Развитие традиции сознания Кришны в России началось в 1971 г. после приезда в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады.

СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ

Суть вероучения вайшнавов в том, что все мы - вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Целью же человеческой жизни является пробуждение в себе любви к Богу и обращение к преданному служению Ему.

ИСККОН В ЦИФРАХ

Современный ИСККОН насчитывает:

602 духовных центра по всему миру

65 сельскозяйтственных ферм и экопоселений

54 образовательных учреждения, включая начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения

110 вегетарианских ресторанов

75 тысяч последователей, имеющих духовное посвящение (принявших обеты)

7 миллионов последователей, посещающих храмы и духовные центры

2 тысяч малых (домашних) групп духовного общения (бхактиврикш), включающих около 30 тысяч последователей

516 миллионов изданных и распространенных духовных книг

3 миллиарда розданных по всему миру порций прасада (освященной вегетарианской еды)

1 миллион 200 тысяч ежедневных порций прасада для детей в рамках программ «Полдник» и «Аннамрита» благотворительного фонда ИСККОН по раздаче бесплатной еды

1 тысяча уличных харинам каждую неделю

6 тысяч вайшнавских фестивалей, таких, как Кришна Джанмаштами, Рамнавами, Ратхаятра и др. в храмах и духовных центрах ИСККОН

210 тысяч километров падаятр (пеших и других передвижных групп санкиртаны (проповеди), побывавших в 52 тысячах городов, поселков и деревень в 110 странах мира.

7 ЦЕЛЕЙ ИСККОН

Регистрируя Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада определил его цели и задачи следующим образом:

1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

3. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне - изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

4. Распространять и поощрять движение санкиртаны - совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

5. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

6. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Сейчас время демократии, свободы веры и свободы информации. Есть возможность развиваться в самых разных направлениях. Люди стремятся к счастью, к самосознанию, и это вполне нормальный и естественный процесс, ведь у нас есть разум, и он требует понимания смысла нашей жизни и ее направленности. К сожалению, существуют люди, создающие так называемые секты, которые используют эту нашу потребность с целью обмана и финансовой наживы.

Как не попасть под влияние обманщиков?

Секта – это объединение людей с одинаковыми убеждениями, которые отличаются от убеждений большинства. Но не каждая секта опасна.

Как же определить деструктивную и опасную секту?

Существует ряд признаков подобных обществ:

— обязательные материальные взносы;
— жесткая дисциплина (регистрация, обязательные посещения собраний, строгое выполнение всех правил, постоянный контроль);
— идеология избранности («только мы правы, а все остальные пойдут в ад»);
— наличие одного лидера, Бога (пророка) на земле, который один знает путь к истине;
— отсутствие религиозных корней.

Сознание Кришны секта или нет?

Относительно вышеупомянутых признаков протестируем сообщество Харе Кришна:

обязательных материальных взносов не установлено, в храмах сознания Кришны собираются не обязательные пожертвования;
прихожане нигде не регистрируются, могут в любой момент как приходить, так и прекратить посещение духовных программ и мероприятий;
учение Вед уважительно относится ко всем философским и религиозным направлениям;
основателем движения сознания Кришны является Шрила Прабхупада, но он никогда не провозглашал себя Богом, а считал себя слугой единого Господа Кришны и своего духовного учителя Шрилы Бхактисиданты Сарасвати, который и благословил его ехать проповедовать науку о Кришне на Запад. У Шрилы Бхактисиданты Сарасвати был свой духовный учитель, и такая цепь учителей уходит далеко в прошлое.
Философия сознания Кришны считается философией гаудия-вайшнавизма, одного из направлений индуизма, которая ставит своей целью восстановление своих вечных взаимоотношений с Господом Кришной, а священные книги Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам являются многовековой классикой ведической литературы.
Если этого недостаточно, и вы все еще думаете, что кришнаиты являются сектой, то углубимся дальше.

Священные писания кришнаитов

Бхагават-гита и Шримад Бхагаватам являют суть индуистской теологии. «Гита» представляет собой разговор Господа Кришны со своим преданным Арждуной, а «Шримад Бхагаватам» описывает разные воплощения Кришны, а также обширные сведения по философии, метафизике и космологии.

Известный русский писатель Лев Толстой использовал выдержки из «Гиты» в своих произведениях и говорил, что твердо верит в описанные Бхагавад-гитой истины, что руководствуется ими во всех жизненных ситуациях и пытается отображать в своих романах. Он был вегетарианцем.

«Бхагавад-гита» - это одна из наиболее читаемых писаний, уступает лишь Библии.К 2000-м годам ее перевели более чем на 90 языков, а количество напечатанных экземпляров превышает сотни миллионов по всему миру.

Махатма Ганди основал свою философию ненасилия под названием сатьяграха именно на «Бхагавад-Гите». Он неоднократно упоминал, что «Гита» является его настольной книгой, в которой он черпает мудрость и вдохновение.

По мнению Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии по литературе, Гита занимает 1 место в перечне обязательных к прочтению произведений.

Похоже, что одни из самых мудрых представителей человечества не считали, что кришнаиты секта.

Духовные учителя

Основоположником движения Сознания Кришны является Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1965 году, в 69 лет, он прибыл в Америку на сухогрузе с парочкой ящиков книг, фактически без средств к существованию. Он приехал в Нью-Йорк с миссией своего духовного учителя Шрилы Бхактисиданты Сарасвати, который попросил его распространять учение о Кришне на Западе. Он зарегистрировал международную организацию Сознание Кришны в 1966 году, которое полностью базируется на гаудия-вайшнавизме. С 1965 по 1977 года он основал 108 храмов Кришна Харе на пяти континентах и 14 раз объехал весь мир.

Бхактисиданта Сарасвати, будучи семилетним ребенком, изучил всю Бхагавад-гиту и мог отлично объяснить смысл любого текста. Его родители были вайшнавами, поэтому с самого детства Бхактисиданта практиковал любовное преданное служение Богу Кришне. В период юности его учителя за глубокие познания в астрологии присвоили ему звание Сиддханта Сарасвати. Когда он заканчивал колледж, то стал победителем в диспуте известного профессора по имени Панчанана Сахитьячарья. Темой дискуссии была астрология. После краткого обсуждения профессор признал свое поражение, и после этого больше никто не пытался спорить с Бхактисидантой Сарасвати из страха опозориться.В 16 лет он открыл для друзей «Августовскую Ассамблею», члены которой обещали соблюдать целибат и собирались обговаривать темы религии. Это должно было создать условия и поддержку молодым монахам для серьезного поклонения Господу Кришне и не привязанности к семейной жизни. Но строгому обету воздержания смог следовать только сам Бхактисиданта. Как видно, в его время кришнаитов сектой не считали. С 1918 года Сиддханта Сарасвати стал придерживаться монашеского отреченного уклада жизни и в дальнейшем основал духовную миссию Гаудия Матх с 64 отделениями по всей Индии, которая стала источником движения сознания Кришны.

Отца Бхактисиданты Сарасвати звали Бхактивинод Тхакур.Он был известным государственным служащим, мировым судьей.Во времена британского правления он был на хорошем счету у англичан благодаря своей необычайной интуиции, принимая верные решения по ста судебным делам в день, а также за свою религиозность и строгое поклонение Господу Кришне. Как видно, кришнаизм в обществе не считался сектой.В молодые годы Бхактивинод проводил исследование и сравнительный анализ западных и индийских религиозных и философских направлений. Когда ему исполнилось 29 лет, выбрал путь гаудия-вайшнавизма (Сознание Кришны) и со временем занял положение очень уважаемого духовного наставника бенгальских кришнаитов. Он строго следовал принципам преданного служения и поклонения Кришне. Бхактивинод Тхакур написал сотни книг по Сознанию Кришны.В 1886 году, в знак признания литературного вклада в гаудия-вайшнавизм, ему был прис\воен титул Бхактивинода (в дословном переводе – «тот, кто черпает удовольствие в любовном служении Кришне»).

Последователи Шрилы Прабхупады

Одним из самых знаменитых кришнаитов,одним из духовных наставников является Бхакти Тиртха Свами (Джон Фэйворс). Он родился в Кливленде в 1950 году в гетто, в очень бедной, но религиозной семье. Условия были тяжелые, но, не взирая на это, благодаря своему упорству он заслужил право учиться в хорошей школе за пределами гетто. Окончив школу, он поступил в Принстон, относящийся к категории лучших университетов Америки. После учебы его пригласили в ООН. Много общаясь с политическими лидерами, он в итоге осознал, что сама по себе политика не решит проблемы мира и окунулся в духовный поиск, пока не познакомился со своим гуру Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой и принял сознание Кришны всем сердцем. Много трудясь на благо людей, в особенности, Африки, и консультируя лидеров относительно философии сознания Кришны, он обрел большое уважение и благодарность миллионов человек. БхактиТиртха Свами за свою жизнь открыл много клиник, пунктов бесплатного питания «Харе Кришна – Пища жизни», сиротских приютов, больниц для наркозависимых людей, открыл сельскохозяйственные общины и храмы Харе Кришна.Стал основателем «Института прикладных духовных технологий» в Вашингтоне. Придерживался строгих принципов преданного служения и поклонения Кришне. Бхакти Тиртха Свами неоднократно общался с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой. Его усердные труды были высоко оценены в 1990-е, когда почти 2 млн. людей короновали его как Царя народа Варри в знак благодарности за заботу о людях, особенно, о жителях Африки.

Нашим современником является Радханатх Свами, открывший большой Храм Радхи-Гопинатхи в Мумбаи и организовавший в Индии много больших благотворительных проектов от «Общества сознания Кришны». В 1998 году он открыл благотворительную Больницу Бхактиведанты, а в 2004 году под его надзором начала свое существование программа «Пища жизни» по бесплатной раздаче вегетарианских обедов детям из бедных семей. В итоге к 2012 году кришнаиты каждый день стали раздавать горячие обеды почти 260 тысячам детей.

Радханатх Свами много странствует с проповедническими программами, рассказывая простым людям о Господе Кришне и духовности. Он является монахом, принявшим обет отречения, и строго следует принципам преданного служения Кришне. Ему не раз приходилось общаться с президентом США Бараком Обамой. А президент Индии Пранабом Мукерджи при встрече с ним одобрительно заявил:»Международное общество сознания Кришны - этохорошая организация, делающая хорошую работу». Также Радханатх Свами встречался с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Он рассказывал о Кришне и законах мироздания в Вестминстерском дворце перед членами британского парламента, в Гарвардском, Колумбийском и Стэнфордском университетах, Массачусетском технологическом институте, в штаб-квартирах Apple, Microsoft, Intel и Oracle. Как видно, одни из самых уважаемых людей планеты приглашали к себе представителя «Общества сознания Кришны». Так, считать ли сознание Кришны сектой?

Пища жизни

Это самая крупная и ощутимая в мире программа по раздаче вегетарианской пищи. Она была организована Международным обществом сознания Кришны в Западной Бенгалии в 1974 году по наставлению Бхактиведанты Свами Прабхупады, который хотел, чтобы на расстоянии 15 км от храмов Харе Кришнане было голодающих. Поначалу программа действовала в основном в Индии и оплачивалась издательством литературы Харе Кришна (из финансов от продажи книг). Сейчас «Пища жизни» обеспечивает нуждающихся почти во всех странах мира, и спонсируют её зачастую местное правительство или благотворительные фонды.

На сегодняшний день сплоченная команда кришнаитов раздает более 1 миллиона бесплатных порций еды каждый день. Харе Кришна предоставляют пищу людям, пострадавшим от природных катастроф, нищим по всему миру, организовывает горячие обеды школьникам в Индии. Покупают продукты питания, как правило, за счет благотворительных взносов, поступающих от физических и юридических лиц, государственных структур. Иногда миссия проводится вместе с представителями Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ.

В России и странах СНГ раздача пищи обществом Сознания Кришны проводится с 1988 года, когда команда волонтеров Харе Кришна из различных мест Советского Союза организовала помощь тем, кто пострадал от землетрясения в Армении. В 90-х годах волонтеры «Пища жизни» раздавали горячие обеды в местах военных действий Абхазии и Чечни, а также потерпевшим от землетрясения в Нефтегорске. В период Первой войны в Чечне был роздан почти миллион бесплатных обедов. Один волонтер Харе Кришна был убит в Грозном, попав под обстрел. Участники Движения сознания Кришны поддерживали не только тело, но и дух солдат и мирного населения, посредством рассказов о вечных истинах Вед и о Господе Кришне. Газета The New York Times положительно оценила деятельность представителей Харе Кришна в Чечне и сравнила с деяниями матери Терезы. И как тут скажешь, что кришнаизм является сектой?

Ведический планетарий

Одним из самых больших проектов общества Харе Кришна является грандиозный Храм ведического планетария, где будет построен большой макет Вселенной, в том виде, в котором он описан в пятой песни “Шримад Бхагаватам”. В Планетарии будут эскалаторы, и шаблон Вселенной можно будет рассматривать с разных ракурсов на открытых балконах. Также посетители смогут узнать о Вселенной из видео презентаций, диорам и схем. В самом центре будет космическая модель, которая захватывающим образом будет демонстрировать различные области мироздания, в частности, там будет гигантское устройство, демонстрирующее движение планетарных систем. Также вниманию посетителей будут предоставлены стенды, описывающие, как всё это сопоставляется с доступными нашему взору движениями во вселенной. Главным спонсором является ученик Шрилы Прабхупады Амбариша Прабху, более известный как Альфред Форд (правнук знаменитого Генри Форда). Он присоединился к движению сознания Кришны в 1975 году и с тех пор принимает активное участие в осуществлении этого проекта. Это сооружение является одним из опровержений того, что сознание Кришны считается сектой. Тоталитарной секте не нужно разворачивать многомиллиардное строительство, зачем тратить такие средства? Финансы в подобных организациях чаще всего оседают на счетах в банке лидеров группы.

Задаваясь вопросом, является ли Сознание Кришны сектой, нужно внимательно изучить деятельность общества и чему учет ее философия. Каждый, кто принимает серьезно учение о Кришне, придерживается 4 регулирующих принципов: вегетарианства; отказа от употребления интоксикаций (никотин, алкоголь, наркотические вещества), отказа от азартных игр и отказа от внебрачных сексуальных связей. Такие принципы обеспечивают одухотворение сознания, здоровый образ жизни, крепкие семейные отношения. Общественная деятельность вайшнавов, в особенности «Пища жизни», принесла благо многим людям, а кого-то спасла от смерти. Также последователи движения Сознания Кришны продолжают строить приюты, школы и храмы.

Существует несколько случаев, где отдельные кришнаиты были замешаны в историях с наркотиками, оружием, детским развратом. Не стоит судить о философии, ссылаясь на нескольких человек, которые называют себя последователями этой философии, на практике не придерживаясь ее принципам. Сознание Кришны отвергает любое насилие, начиная с убийства животных и провозглашая чистый образ жизни и любовь ко всему живому.

Бояться сект нужно! Они могут быть опасны для здоровья и жизни! Но нужно разбираться, есть ли в учении Кришныреальная угроза, или совсем наоборот, оно может принести реальный прогресс современному обществу.

Первоначальная проповедь кришнаизма на Западе была осуществлена Преманандой Бхарати (1857-1914), который в 1902 г. прибыл в Нью-Йорк, где в последующие пять лет выпускал периодический журнал и основал небольшую организацию. В 1904 г. он опубликовал в Нью-Йорке книгу под названием «Sri Krishna: The Lord of Love» («Шри Кришна: Господь любви»), с которой были знакомы Лев Толстой и Махатма Ганди.

Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness, ISKCON, ИСККОН, МОСК) международная неоиндуистская религиозная организация вишнуитского толка, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) в 1966 г. в Нью-Йорке. Проповедь его имеет огромный успех, Прабхупада открывает много храмов и ашрамов – поселений-коммун, где весь образ жизни подчинен новому культу. Учение изложено в книге «Бхагавад-Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам»и ряде других работ.

Вайшнавизм (вишнуизм) - одно из двух главных направлений индуизма наряду с шиваизмом. Хотя обе эти традиции произошли от одного корня, каждая из них имеет собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Главная черта вайшнавизма - это почитание Вишну в качестве верховного личностного Бога. Последователи гаудия-вайшнавизма (Бенгалия), в отличие от других родственных течений, признают верховной ипостасью бога не Вишну, а Кришну, считая Вишну одним из воплощений Кришны. Кришнаиты часто называют Кришну Верховной Личностью Бога, понятием, введённым в употребление Прабхупадой в своих книгах. Кришнаиты почитают Радху как вечную возлюбленную Кришны, как его женскую ипостась, и поклоняются им как божественной чете Радха-Кришне - богу в его мужской и женской ипостасях.

Одним из важных аспектов вайшнавской философии является вера в вечность души и её вечную индивидуальность: душа, после достижения освобождения, не растворяется в безличном Брахмане, как учат монистические школы индуизма, а возвращается в духовный мир в общество Радхи, Кришны и их вечных спутников.

Согласно учению Прабхупады единственным абсолютным богом является Кришна, вечный и несотворимый. Кришна пребывает в запредельном мире на планете Кришналока, но в то же время, благодаря своим энергиям – находится в каждой точке мироздания. Все остальные божества (как ведические, так и других религий) – менее совершенные воплощения Кришны. Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны.

Человек характеризуется дуализмом души и тела. Злоупотребив своей свободой, душа попадает в материальный мир, где оказывается под властью трех состояний – невежества, страсти, благости; забывая о своей божественной сущности, душа попадает во власть кармы – причинно-следственной связи. Освобождение души от материального мира возможно лишь путем развития в себе Сознания Кришны. Чтобы разорвать цепь бесконечных перевоплощений, необходимо избавиться от материального мира и слиться с Кришной.

Материальный мир может стать духовным, сохранив свои материальные характеристики. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, то есть – при передаче большей части своих доходов обществу Сознания Кришны.

Самый совершенный способ почитания Кришны – посвящение ему всего себя, жизнь, сходная с монашеской: долгие ежедневные богослужения, достижение религиозного экстаза с помощью многочасовой медитации и коллективного пения мантр («очищение ума») «Харе Кришна» (1728 раз в день) в сопровождении музыкальных инструментов и ритмических танцевальных движений (согласно кришнаитскому богословию, звуковые вибрации, вызываемые повторением имён бога, постепенно пробуждают в человеке чистое сознание бога, или «сознание Кришны» и помогают человеку достичь высшего совершенства жизни - чистой любви к Кришне); вегетерианство, половое воздержание. Ежедневно изображению Кришны приносятся жертвоприношения: вода, цветы и пища, которую затем едят кришнаиты, очищаясь, таким образом, от грехов и соединяясь с Кришной.

Кришнаиты обычно носят традиционную индийскую одежду, а мужчины бреют голову, оставляя косичку на затылке, за которую Кришна поднимет их на духовное небо.

Кришнаизм не имеет корней в традиционной индийской религии и культуре. Вероучение и культовая практика основаны на произвольном толковании индуизма. Одно из существенных отличий – забота о сборе денег на храмы и ашрамы; цель уличных шествий кришнаитов – сбор денег, чего нет в индуизме.

Асоциальная направленность учения кришнаитов очевидна из ряда высказываний Прабхупады: «Чтобы как следует подготовиться к следующей жизни, необходимо оставить свой так называемый дом» (Шримад Бхагаватам, песнь 2, комм. К т.16, гл.1), «привязанность к семье до самого конца жизни – это самая последняя степень деградации человека (Шримад Бхагаватам), «… побочные продукты тела, а именно дети … Человек, который … считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, … должен считаться подобным ослу» (Бхагавад-Гита как она есть).

После смерти Прабхупады в 1977 г. МОСК пережило кризисный период и оказалось в центре ряда скандалов, получивших широкое освещение в СМИ (в основном в связи с педофилией и сексуальными извращениями). В США и некоторых других западных странах поднялась волна критики со стороны антикультового движения. «Злоупотребления» со стороны некоторых из гуру, пришедших на смену Прабхупаде, привели к кризису власти и к реформированию института гуру; в 1980-е - 1990-е гг. многие кришнаиты покинули ряды МОСК. Большинство из них не оставило веру в Прабхупаду, а нашло новую среду для религиозной практики.

Сильное влияние на изменение религиозной культуры МОСК и его миссии оказало значительное увеличение в рядах организации удельного числа этнических индусов. За последние два десятилетия МОСК испытало наибольший рост и приобрёло наибольшее число последователей в Индии и в странах Восточной Европы. На сегодняшний день МОСК представляет собой «всемирную конфедерацию» из более 400 храмов, 60 сельскохозяйственных общин, 50 школ и 60 вегетарианских ресторанов.

Деятельность МОСК на территории России началась с визита Прабхупады в СССР в 1971 г. по приглашению посольства Индии (что, учитывая тогдашнюю политическую обстановку в стране, представляется более чем старнным). Уже в конце 1970-х гг. деятельность кришнаитов в СССР начала привлекать внимание КГБ. В 1980 г. тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов написал доклад о деятельности Движения сознания Кришны в СССР и представил его ЦК КПСС. В докладе Международное общество сознания Кришны описывалось как «самая радикальная» из всех мистических восточных групп на Западе, с конца 1970-х годов предпринимающая «попытки по распространению своих идей на территории Советского Союза». Андропов, в частности, утверждал: «Международное общество сознания Кришны» стремится путём отрицания коммунистической идеологии и социалистического государства, борьбы с ними увести своих приверженцев от участия в общественно-политической и трудовой деятельности в сторону мистики. В 1981 г. в журнале «Коммунист» появилось высказывание тогдашнего заместителя председателя КГБ Семёна Цвигуна: «существуют три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна».

В 1980-е гг. советские кришнаиты подверглись репрессиям, которые объяснялись политикой государственного преследования религии и верующих в СССР. После полного оправдания всех кришнаитов в судебном порядке, в 1988 г. МОСК было легализовано, став первой новой религиозной организацией в СССР, получившей официальную регистрацию. В 1990-е гг. в российском МОСК наступил «период активной проповеди и массового притока верующих», в основном благодаря активной деятельности кришнаитов по распространению духовной литературы.

Будучи одним из наиболее заметных неоиндуистских факторов в современном западном обществе, МОСК привлекает значительное внимание индологов, историков религии, социологов и психологов, дающих ему как положительную, так и отрицательную оценку. Вместе с тем, МОСК получило похвальные отзывы от лидеров Республики Индия.

Известна кришнаитская миссия «Пища жизни» - помощь голодающим. В России такого рода деятельность кришнаиты осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов СССР обеспечивала питанием пострадавших от землетрясения в Армении. В 1990-е гг. российское отделение миссии «Пища жизни» раздавало вегетарианскую пищу в горячих точках бывшего СССР (Абхазии и Чечне), а также пострадавшим от землятресения в Нефтегорске. Во время Первой чеченской войны кришнаиты раздали в Чечне примерно миллион порций горячих обедов. Один из кришнаитов-добровольцев погиб в Грозном в результате артобстрела. Деятельность добровольцев «Пищи жизни» в Чечне получила положительную оценку газеты «The New York Times», которая писала, что в Грозном «они имеют ту же репутацию, что мать Тереза в Калькутте: нетрудно найти людей, клянущихся, что кришнаиты - святые».

Однако в России миссия «Пища жизни» подвергается критике религиозными деятелями православия, ислама и иудаизма. Высказывается мнение, что раздаваемая кришнаитами «освящённая» вегетарианская пища - «прасада», является идоложертвенной едой, которой кришнаиты угощают людей для того, чтобы обратить их в свою веру.

В определении Архиерейского собора РПЦ (1994) МОСК приводится в качестве примера «псевдорелигии».

Одной из наиболее активных сект, действующих сейчас на территории России, является “Общество сознания Кришны”. Его навязчивые торговцы стали привычным явлением на улицах, его радиопередачи звучат в эфире, его рекламные ролики крутятся по телевидению, его руководители заседают в различных общественных и государственных комитетах, активно лоббируя интересы “Общества”. Одна из структур ОСК - “Пища жизни” даже получала государственные фонды для распространения идоложертвенной пищи.

При этом ОСК совершенно не выносит критики, болезненно реагируя на любое не стопроцентно положительное высказывание в свой адрес. Одним из любимых приемов отечественных кришнаитов является призывание себе на помощь индуизма и всего индийского народа. Стоит газете опубликовать статью, скажем, о сомнительных способах выкачивания денег из населения членами ОСК, как немедленно в редакцию поступает гневная отповедь: все верующие кришнаиты-вайшнавы принадлежат к древней ведической традиции совместно с 500-600-800-(возможны варианты)-миллионной армией индуизма, статьей был оскорблен весь индийский народ и будущее индийско-российских отношений теперь поставлено под угрозу. Затем по тому же адресу направляется второе письмо, приблизительно такого же содержания, но написанное уже каким-нибудь “сво­им” индусом, занимающимся public relations для ОСК, а после этого льется поток возмущений от рядовых кришнаитов.

Методика проверенная; часто сектантам удается запугать редакцию, и та более не помещает критических материалов о них. Таким образом, кришнаитам очень выгодно выставлять себя “для внешних” традиционной индийской религией.

Вот, например, строки из письма, адресованного руководством ОСК Патриарху Алексию II. Обратите внимание на тот недопустимый тон, с которым Вайдьянатх Дас - воспринявший индийское имя и титул молодой москвич, президент центра “Обществ сознания Кришны” в России, обращается к первоиерарху нашей Церкви:

“Есть основания полагать, что значительную - если не ключевую роль в <…> процессах нагнетания напряженности, принявшей масштабы социального бедствия и повлекшей за собой человеческие жертвы среди тех самых россиян, которым Ваше Святейшество желает мира, сыграло «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», данное Архиерейским Собором в 1994 г. «Определе­ние…», по сути, объявило войну перечисленным в ней организациям. К сожалению, в их число по непонятным причинам попало и Общество сознания Кришны (ОСК), представляющее древнюю монотеистическую традицию бхакти - любви к Богу. Текст «Определения…» настолько насыщен отрицательным эмоциональным зарядом, что даже миротворческий призыв, которым оно заканчивается, видимо, не способен оказать ощутимого влияния <…>

Не оспаривая права Православной Церкви давать оценку религиозным явлениям, исходя из собственных канонических установок, мы тем не менее считаем, что приведенные выше оценки выдают предвзятость или поверхностное знакомство, во многих случаях не соответствуют истине, нарушают этические нормы и законы нашей страны, а иногда даже приводят к кровопролитию. Несомненно, это наносит урон репутации и авторитету Церкви, «служащей Истине Божией и стремящейся стать примиряющей и объединяющей силой».

Мы полагаем, что многие изложенные факты не были известны Вашему Святейшеству. Мы допускаем, что Архиерейский Собор не имел возможности достаточно внимательно изучить текст «Опреде­ления…» до его принятия <…>

Таким образом <…> просим Ваше Святейшество пересмотреть существующее ныне отношение Православной Церкви к движению Кришна-бхакти <…> и принять меры, необходимые для устранения недоразумений, порождающих бессмысленное напряжение в данной сфере религиозной жизни России…”.

Итак, общее направление оказываемых ОСК методов давления достаточно четко очерчено в этом письме; правда, в случае с нашей Церковью вся кришнаитская грозная риторика, как и ожидалось, оказалась выстрелом вхолостую.

По совокупности причин ОСК нельзя отнести к классическому традиционному индуизму. Наверное, самый решающий аргумент - слова самого основателя секты Бхактиведанты Свами Прабхупады, сказанные им в момент откровенности:

“Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение <…> Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию <…> Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так <…> Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой <…> Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию” .

Это заявление окончательно расставляет все точки над i. После недвусмысленных слов непогрешимого божественного гуру и основателя любые заявления кришнаитов об их принадлежности к индуизму недействительны.

Но если не индуизм, то что? Движение сознания Кришны часто называют неоиндуизмом; точнее было бы назвать его псевдоиндуистским синкретическим религиозным движением теософского толка, соединяющим элементы различных религий, что типично для неоязыческого движения New Age. Я попытаюсь доказать это утверждение на примере использования идеологами ОСК христианских образов.

Ни один кришнаит не может вести разговора о своей вере без постоянного использования христианских образов и концепций, что неопровержимо доказывает несамостоятельность, вторичность идеологии кришнаизма: аутентичная религиозная система способна говорить о себе в собственных терминах. О кришнаизме этого не скажешь. И это не случайно: для создания идеологии своей секты, рассчитанной на проповедь в христианском мире (индуизм в принципе не принимает прозелитизма) Прабхупада широко использовал образы и концепции христианства. Само собой разумеется, что он их в корне извратил, но это лишь подтверждает вторичность созданной им идеологии.

Для примера рассмотрим вкратце учение Прабхупады об отношениях человека с Богом. Он учит, что человек - это его душа (духовное тело), в то время как физические тела для нашей личности никакого значения не имеют. Такой взгляд типичен для восточной религии. Но Прабхупада идет дальше; согласно его учению, наши духовные тела происходят от Кришны и соотносятся с ним, как дети с отцом. Вот этой идеи в классических восточных религиях уже не найти, это очевидное заимствование из христианства.

Но, сформулировав новую для индуизма и знакомую потенциальному западному адепту идею, Прабхупада заявляет, что наши отношения с Кришной не должны навсегда оставаться отношениями отца с сыном. Ведь сын может только выпрашивать подачки у отца, а это унизительно. Эти изначальные отношения сына и отца нужно изменить на отношения эротические; любить Кришну больше, чем мы любим отца, мать или детей; желать его, как любовница вожделеет близости со своим возлюбленным . Мы должны стремиться забыть обо всем в объятиях Кришны. Только так мы можем обрести спасение и получать вечное наслаждение от ласк Кришны, женой которого можем навечно стать.

Вот так, заимствовав христианскую идею для привлечения адептов, Прабхупада затем от нее отказывается. Точно так же сатанисты берут молитву “Отче наш”, чтобы прочитать ее наоборот, или воруют в храме распятие, чтобы затем повесить его вниз головой.

Эклектичность вероучения и мироощущения ОСК иллюстрируется распространяемой российскими кришнаитами статьей Джайадвайты Даса “Являются ли преданные Харе Кришна идолопоклонниками?” с подзаголовком “Старшие члены Международного общества сознания Кришны пытаются решить этот вопрос, объясняя тождество Господа и Его Божества”, то есть наряженных, омытых, умащенных и накормленных статуй.

Автор статьи определяет идолопоклонничество как “покло-нение придуманной форме Господа”, в то время как “Вер-ховный Господь, как в Библии, так и в других писаниях наставляет нас не запечатлевать плоды нашей фантазии в дереве или камне, выражая таким образом почтение нашим неправильным представлениям”. Например, евреи поклонялись идолу - золотому тельцу - на Синае.

Дальше следует интересный логический поворот. Бог не безличен! - с апломбом восклицают кришнаиты. Но если Он - Личность, то Он имеет “имя, форму и другие свойства, присущие личности”. Отрицать это - “признаки ограниченного и не совсем здравомыслящего ума”.

“Если Бог - это Верховная Личность, Верховный Отец, Он должен обладать всеми качествами, присущими личности. Иначе почему же тогда эти качества проявляются в его сыновьях? <…> Итак, если Бог имеет личную форму, то какова она? <…> Если мы хотим узнать о личных качествах Бога, мы должны обратиться непосредственно к Нему Самому, то есть к явленным писаниям. Также мы можем узнать о Нем от осознавшей себя святой личности или духовного учителя. Главным признаком таких святых учителей, как например Иисус Христос, является то, что они всегда говорят, основываясь на Святых Писаниях и ссылаются на Писания, чтобы подтвердить свои слова. Они никогда не придумывают ничего нового.

Хотя писания Запада всегда указывают на то, что Бог является личностью, они очень кратко описывают Его форму, качества и царство. Если же мы хотим узнать более подробную информацию о Боге, мы должны обратиться к Ведическим Писаниям движения Сознания Кришны (эти писания не имеют никакого отношения к Ведам. - А. Д. ). Такие книги, как «Бхагавад-Гита», «Шримад-Бхагаватам» и другие научные (! - А. Д. ) произведения впервые были составлены и записаны около пяти тысяч лет назад (“Бхагавад-Гита” была написана в во II–III вв. по Р. Х., а “Бхагавата-Пурана”, как правильнее называть книгу “Шримад-Бхагаватам”, - вIV–VI вв. - А. Д. ).

Движение сознания Кришны обращается ко всем людям: если вы действительно хотите понять Бога в Его полной славе, как Верховную Личность Бога, то тогда вы должны обратиться к этим Писаниям, потому как нигде более вы не найдете такого подробного описания Его имени, формы, качеств, деяний и обители <…> Его трансцендентный образ самый привлекательный во всех трех мирах - Его глаза подобны лепесткам лотоса, а тело Его цвета грозовой тучи (вспомним, что надревних иконах бесы изображались иссиня-черными - А. Д. ). Он настолько привлекателен, что красотой Своей превосходит тысячи Купидонов (!- А. Д. ) <…>

Следует заметить, что это произведение не является плодом воображения, подобно творениям поэтов и художников. Во многих Ведических произведениях содержится это всеохватывающее описание Бога. Веды также дают нам имя Господа - Кришна, и описывают во всех подробностях Его качества, игры, окружение и обитель. И, что наиболее важно для решения вопроса, касающегося идолопоклонничества, они рассказывают о Его форме. Божества Кришны, находящиеся <…> в храмах сознания Кришны, не плод воображения. Они были сделаны в строгом соответствии с указаниями Вед. Божества - это не идолы. Когда мы смотрим на Божество Кришны, то, что мы видим, - это действительно облик Господа <…> [Отсюда] выдуманная форма Бога ничто иное как идол, тогда как авторитетная форма Господа это Сам Господь, который, в своей трансцендентной форме Божеств принимает наше служение и все больше открывает Себя нам…”.

Приведенное построение в точности следует действительно древнему логическому закону, называемому порчный круг, когда аргументом при доказательстве служит доказываемое.

Кришнаитская статья, вначале говорившая о “божественном учителе Иисусе Христе”, который даже был “сыном Божиим”, заканчивается суровым предупреждением для всех нас:

“Поэтому для того, кто отвергает заключение Ведических Писаний и рассматривает Божества как деревянный идол, для того Кришна навсегда останется идолом. Писания говорят, что такой человек осквернен демоническим сознанием”.

На этом примере хорошо видна методология использования христианских образов “Обществом сознания Кришны”: начав со ссылки на Библию, кончают тем, что любой христианин, воспринимающий Библию как Слово Божие, “осквернен демоническим сознанием”.

В других утверждениях “Общества сознания Кришны”, связанных с Христом и христианством, показанный выше алгоритм повторяется. Вот диалог Прабхупады с неким “отцом Эммануилом Юнгклауссеном, монахом-бенедиктинцем Найдералихского монастыря”, опубликованный в книге “Наука самосознания” (Бхактиведанда Бук Траст. Б/м, 1991), с. 145–153.

Шрила Прабхупада : Что означает слово «Христос»?

Отец Эммануил : «Христос» происходит от греческого слова «крис­тос», означающего «помазанник».

ШП : «Кристос» - греческий вариант слова «Кришна» <…> Когда Иисус говорил: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое», - под именем Бога он подразумевал «Кришта» или «Кришна» <…> «Христос» - это вариант произношения имени «Кришта», а «Криш­та» - это вариант произношения имени «Кришна», имени Бога <…> Как бы вы ни называли Бога - «Христос», «Кришта», или «Кришна», в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной личности Бога» <…> Фактически нет разницы - Кришна или Христос, имя одно и то же…”.

Эта мысль Прабхупады очень важна: ведь на наше утверждение о том, что аутентичная религиозная традиция определяет себя в собственных категориях, можно было бы возразить, что ранние христиане использовали для проповеди термины и концепции греческой философии. Однако никто из них не мог и помыслить, что Христос и Зевс, или, скажем, Христос и Ваал -одно и то же; такие утверждения исходили только от лже-учителей, создателей гностических сект.

Посмотрим, как Прабхупада развивает свою мысль:

“Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа «индус», «мусульманин», «христианин» и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти ”.

Характерно, что Прабхупада заявляет о необходимости отказа от всех существующих религий и перехода к новой синкретической мировой религии. Таким образом, ОСК становится в один ряд с теософией, рериховской агни-йогой и прочими неоязыческими культами движения New Age, “новой эры”.

Когда католический монах вполне резонно спрашивает, за-чем Прабхупада прибыл со своей проповедью в западные христианские страны, в рассуждениях Прабхупады появляется интересный логический поворот.

ШП : Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?
ОЭ : Да, в значительной мере вы правы.

ШП : В чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви <…> Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей так возродить в себе забытую любовь к Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы и мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки «христианин», «индус», «мусульманин», но не повинуются Богу”.

Далее Прабхупада поясняет, что христиане главным образом виновны в нарушении “первой (!) заповеди Христа” “не убий”, так как они содержат бойни и убивают животных для пищи. Никакие возражения, что эта Моисеева заповедь относилась к людям, а не к животным, на главного идеолога кришнаизма не действуют, и он с завидным упорством повторяет это вновь и вновь. Вот так “Общество сознания Кришны» с его историей разрушенных семей, искалеченных судеб, вымогательства, контрабанды, торговли наркотиками и оружием, насилия, растления детей и убийств, взялось учить мир любви к Богу.

И в заключение диалога Прабхупада требует:

“Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте «Христос», «Кришта», или «Кришна» <…> Мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога”.

Итак, Прабхупада утверждает, что Христос и Кришна - это одно и то же, только кришнаизм лучше (вспомним введенный Честертоном емкий термин хрислам ), так как лучше исполняет заповеди Христовы. Но действительно ли Прабхупада думает, что Христос и Кришна идентичны? Ответ мы найдем в статье “Иисус Христос был гуру”, помещенной сразу же после вышеприведенного диалога (с. 154–155). Прабхупада готов признать Христа “представителем Бога” и “духовным учителем - гуру”, то есть поставить на один уровень с собой. А в диалоге с Джоном Ленноном Прабхупада говорит о том, действительно ли равнозначно повторение имен Иисуса Христа и Кришны:

Джон Леннон : Я хочу спросить, повторение «Господи Иисусе, Господи Иисусе, Господи Иисусе» даст какой-либо результат?

Прабхупада : Господь Иисус говорит, что он - сын Божий. Он не Бог, а Его сын. В этом смысле между сознанием Кришны и христианством нет разницы. Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «Любите Бога», а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Любите Меня». Это одно и то же. Если вы скажете: «Любите меня», - и ваша жена скажет: «Любите моего мужа», - разницы в ваших словах не будет” (Там же, с. 194; выше он говорил о том, что безразлично, чье имя воспевать,Христа или Кришны - А. Д .).

А вот утверждения ученика Прабхупады, укрывшегося за псевдонимом Сатьяраджа Дас, автора брошюры “Так написано в Библии?» (пер. с англ.; русское издание “Йамуна Пресс Компани”. Б/м, 1992). Задача автора, сформулированная им в начале брошюры, идентична той, которую декларировали Блаватская, Рерихи, Алиса Бейли и прочие пророки и апостолы New Age:

“Показать гармонию, существующую между Библией и более древ­ними ведическими текстами Индии (читай - произведениемПрабхупады “Бхагавад-Гита как она есть”. - А. Д. ). Суть послания Библии и Вед одна <…> Это послание было явлено различным людям в соответствии с временем, местом и обстоятельствами; в связи с этим детали могут быть различными. Но суть остается той же - просто передается она в соответствии со способностями аудитории. Например <…> в элементарной математике человека учат, что большие числа нельзя вычитать из меньших <…> Однако в старших классах мы узнаем, что вычитание больших чисел из меньших возможно: результатом будут отрицательные числа (читателю пока не сообщается, является ли Библия “арифме­тикой”. - А. Д. ). Аналогично, пророки и мудрецы открывают религиозные истины избирательно, ради блага и постепенного просвещения своих слушателей. В отдельных небольших деталях один пророк может осуждать какую-либо деятельность, в то время как другой, следующий иной традиции, поощряет ее. Таким образом, люди разных культур могут постепенно прогрессировать в соответствии со своими возможностями. Откровение приходит постепенно. И высшим откровением является понимание того, что религия едина, ибо Бог един” (с. 3).

“Codex Sinaiticus, самый ранний существующий греческий манускрипт Нового Завета, находится сейчас в Британском музее. Интересно, что этот манускрипт был написан в 331 году после Рождества Христова - через шесть лет после Никейского Собора. Манускриптов, написанных до этого собора, не сохранилось. Почему это интересно? Потому, что история показывает: на том соборе все было переделано - так же, как и на всех последующих (? - А. Д. ). Никто не знает, что представляло собой христианство до этого Вселенского Собора (! - А. Д .). И вряд ли кто-то узнает, поскольку христианская традиция не сохранилась, подвергшись изменениям и упадку” (с. 37).

Международное движение сознания Кришны - это вершина всех религий, поскольку самое важное и ценное в жизни, а так же то, что лежит в её основе, - это Любовь, а сознание Кришны - не просто религия любви, это знание о Любви. Всё построено и основано исключительно на основах Любви и Заботы, а из-за их недостатка как раз и возникают все . Детальнее об этом можно прочитать в статье « ».

Участники международного движения Сознания Кришны приглашают всех и каждого возродить культуру Любви и Заботы: Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и возрождайте свои Любовные отношения с Богом - Источником всего сущего. И неважно кто Вы: христианин, буддист, мусульманин, индус или кто-то ещё.

Для того, чтобы возродить свои вечные отношения с Богом, наполненные Любовью и Заботой, абсолютно неважно менять свою религию, работу, образ жизни и привычки. Просто впустите в свою жизнь Бога и начните возрождать некогда забытые взаимоотношения со Всевышним, наполненные нектаром искренней чистой Любови. А дальше Он подскажет, что необходимо изменить в своей жизни, дабы эти отношения только крепли и усиливались.

Как возродить свои отношения с Богом?

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять особенности , течении времени, в материальном мире.

Таким образом, метод возрождения некогда забытых отношений с Богом в современное очень прост. Достаточно воспевать Святое Имя. Да, у Бога их много. И , которые дают самое совершенное знание, советуют следующие Имена Бога в такой последовательности:

Современная человеческая культура такова, что она живёт в полной иллюзии. Современный человек пытается повелевать Природой, совсем не замечая, что на самом деле находится в тисках её строгих законов. Эксплуатируя ресурсы материальной природы, современный человек всё сильнее и сильнее запутывается в хитросплетениях материального мира. Несмотря на колоссальные усилия многих поколений современного человечества, прилагаемые, чтобы покорить природу, оно всё больше попадает во всё большую зависимость от неё.

Эту иллюзорную борьбу с Природой можно раз и навсегда прекратить, возродив своё извечное Божественное сознание, сознания Бога, или сознания Кришны. И воспевание Маха-мантры - это трансцендентный процесс восстановления изначального, чистого сознания.

Воспевая Маха-мантру, мы очищаем свои сердца от ложной концепции: «Я властелин всего, что вижу». Вся деятельность такого человека начинает строиться на божественных принципах, т.е. в гармонии с Природой. Не с желанием её беспощадно использовать, а начать сотрудничать с ней, поскольку она так же частичка Бога! А в этом случае автоматически приходит Благополучие и процветание. (детальнее будет рассматриваться в разделе «Духовная экономика ») направлена на процветание всех, а не незначительного меньшинства, которое эксплуатирует большинство в угоду исключительно своей безграничной жажды наживы.

Сознание Кришны, или сознания Бога, является изначальным, естественным положением живых существ, и поэтому, слушая трансцендентные вибрации имён Кришны, наше изначальное сознание пробуждается, поскольку мы начинаем подключаться в Божественному. А с кем поведёшься от того и наберёшься.

И что интересно, среди всех форм религиозной медитации, воспевание имен Бога является одновременно самым простым и самым эффективным. Даже вначале мы можем испытать трансцендентный экстаз, выходящий за рамки материальной концепции жизни. Более того, чтобы воспевать имена Бога, не нужно менять религию, национальность, социальный статус. Любой может заняться этой практикой, обладая соответствующим энтузиазмом и знаниями, которые с легкостью можно получить через общение с преданными и следуя их наставлениям.

Под правильным руководством каждый сможет построить свою жизнь в соответствии с эффективным принципом счастливой и успешной жизни: «простая жизнь, возвышенное мышление». Это искусство удовлетворять свои материальные потребности, не прибегая к искусственно раздутой неэкологичной промышленности, вдали от сложностей искусственной городской жизни, сохраняя время и энергию для самого важного и ценного в Вашей жизни: своих близких (они не просто так даны Богом в Вашей жизни!) и осознания своих вечных отношений с Богом. И тогда, в момент смерти, такой человек сможет успешно пройти самый сложный жизненный экзамен и вернуться в обитель Бога, Духовный мир.

Пожалуйста, воспевайте эти имена Бога:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе