Епископ егорьевский тихон шевкунов биография. Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния

Наместник Сретенского монастыря, духовник семьи Путиных.


Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре после окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а затем принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью «Церковь и государство», в которой открыто высказал своё отношение к демократии. «Демократическое государство, - цитирует отца Тихона «Frее Lапсе Виrеаu», - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй». Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре после своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал скандал вокруг пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за границей. (Кстати, сейчас «зарубежники», несмотря на давний скандал, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не прочь занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, впоследствии эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря - близкий друг отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала «Русский дом», который печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале «Московия», а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов - журнала и телепередачи. Среди частых гостей «Русского дома» - представители «Русского национального единства» (РНЕ) и «Чёрной сотни».

Известен отец Тихон и более глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил «крестовый поход» против гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что «магические трюки этого вульгарного американского Воланда» ставят зрителей «в зависимость от самых тёмных и разрушительных сил». А самый известный его проект - борьба с «сатанинскими» штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано «число зверя» - 666. К тому же всеобщая система учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья «Шенгенская зона», посвящённая этой «глобальной проблеме», была опубликована в печатном органе РНЕ «Русский порядок». Несмотря на то что отец Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения очень и очень близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. «Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё - и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом «дура», её не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру». Последняя фраза Тихона, однако, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с «воцарением» и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая «эру ельцинизма».

Историю своего знакомства с Путиным отец Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, будто Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух этот не подтверждает, но и не опровергает - кокетничает: «Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь сделать?» Тем не менее журналисты московских изданий уверенно писали со слов Тихона, что «Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни».

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, теперь его побаивается даже сам Патриарх.

Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.

Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.

Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.

В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.

В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.

Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.

Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.

Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.

В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».

В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.

Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.

Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.

Станислав Волков

Епископ Тихон (Шевкунов), (род. 1958) – известный русский церковный и общественный деятель, режиссер, издатель. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, наместник Сретенского ставропигиального монастыря в Москве, ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Академик РАЕН. Постоянный член Изборского клуба.

– Вы крестились в 1980-х годах прошлого века. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы?

О Зое Александровне Крахмальниковой я услышал от священника Владимира Шибаева. К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. Как-то на проповеди отец Владимир рассказал, что арестована Зоя Крахмальникова, та самая, которая нелегально издавала христианские альманахи «Надежда». В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. (Зоя Крахмальникова была арестована 3 августа 1982 года . З . С .)

Но такой сборник христианского чтения был единственный в своем роде.

– Он был рассчитан как раз на таких неофитов, как мы. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения – оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то , излет советской власти.

– 1982 год – это совсем не излет советской власти. Еще продолжали людей сажать и за веру, и за хранение «антисоветской» литературы. Хотела вас спросить немного о другом: В 1989 году моя мама Зоя Крахмальникова опубликовала в газете «Русская мысль» статью «Горькие плоды сладкого плена», которая имела большой резонанс. Эта статья о так называемом сергианстве (политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского. – З.С.). А сегодня Церковь больна сергианством?

– Давайте сначала определим, что такое сергианство. Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, – это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране.

Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, – было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место.

Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Были случаи, когда митрополит Сергий брал на себя тягчайший грех неправды, когда, к примеру, в своем печально известном интервью от 16 февраля 1930 года, опубликованном в газетах «Правда» и «Известия», утверждал, что гонений на веру в Советской России нет. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте.

Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, – приняться судить конкретных людей той и другой стороны. Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион (Троицкий) – один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно – смерть. Митрополит Константин (Дьяков), митрополит Евгений (Зернов) – перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия.

Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшинцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и «сергианский» епископ Евгений (Кобранов).

Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь.

Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи ещё мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: «Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь». Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого.

– Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства.

– Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

– Но вы же понимаете, о чем я.

– Речь не о благотворительности. В чем упрекали митрополита Сергия? Он в своей знаменитой Декларации от 1927 года говорил: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников.

– Я уже сказал о тяжелейших компромиссах, о грехе лжи, который брал на себя митрополит Сергий. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, – не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В её центре только Бог, Христос. Это «альфа» и «омега» православия. Что касается «ваши радости – наши радости», то в Декларации митрополита Сергия говорилось о «радостях и успехах» родины, пусть советской – для церковного сознания больной, трагически искаженной, но все же остающейся родиной.

– Я спрашиваю вас о сегодняшнем дне.

– Думаю, что радости и неудачи сегодняшней России воспринимаются как свои личные большей частью многомиллионной Русской православной церкви. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?

– Я не сравниваю позиции. Я сравниваю дух.

– Что вы имеете в виду?

– В чем интеллигенция сегодня упрекает Церковь? В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина.

– Не было такого. Уставом Русской православной церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии.

– Вот цитата: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что вы трудитесь как раб на галерах – с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача» (выступление 8 февраля 2012 года, встреча председателя правительства с лидерами религиозных общин). Патриарх говорит о Путине как о кандидате, «который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность». Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы.

– Слушайте, это дело патриарха. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России. Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата. Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал?

– Церковь практически никогда не критикует власть. Никогда не заступается за политических заключенных. Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения. Церковь всегда придерживается «линии партии».

– Давайте по порядку. «Церковь не критикует власть». Безусловно, для церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим. Именно от Церкви, от патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах. Сбор подписей, выступления патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов.

Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции. Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви – несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8литра (а реально было около 18 литров) а в 2015 году –10,5литра. Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением.

Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику – это вопрос действительно исключительно личный. Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года. И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации.

По Крыму. Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было.

– Назовите этих священников.

– Ну, я сейчас не вспомню. Знаю, несколько человек об этом высказывались. Протодьякон Андрей Кураев, клирик моего викариатства в Москве, и писал, и говорил, что это было ошибкой.

– Но это не называется – выступили публично, и никаких репрессий им за это не было. Мы говорим с вами о выступлениях представителей Церкви или иерархов, а не о блоге отца Андрея Кураева.

– Отец Андрей у нас, конечно, не иерарх, но и совсем не простой церковный блогер. Он неоднократно и именно публично выступал со своим мнением по Крыму и никаким репрессиям за это не подвергался. Что касается иерархов, то почему вы думаете, что они должны иметь такое же мнение в этом вопросе, как ваше, а не быть солидарными с 95% крымчан, проголосовавших за присоединение к России?

– Вот тот же дьякон Андрей Кураев дал интервью телеканалу «Дождь» под названием «Это грех патриарха Кирилла». Вы видели?

– Нет. Какой грех?

– По мнению Кураева, «ни патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион, ни Легойда, никто иной из этой обоймы, они не дали нравственной оценки, церковно-нравственной, богословской оценки погромным настроениям и деяниям».

– Судя по всему, это снова про «Матильду». Официальный представитель РПЦ Владимир Романович Легойда несколько раз делал заявления, что Церковь категорически осуждает любые экстремистские выходки относительно фильма «Матильда». О том же говорил митрополит Иларион. Не заметить этих выступлений в прессе можно было, только употребив какие-то совершенно особые усилия.

– Я так понимаю, что Кураев, говоря о «грехе патриарха», имеет в виду, что патриарх вовремя не остановил этих людей, которые называли себя православными христианами, а по сути были погромщиками.

– Эта организация «Христианское государство»? Которая состоит из двух человек и оба, кажется, уже под следствием? Повторю, по благословению патриарха его официальные пресс-секретарь и руководитель отдела связи со СМИ публично осудили любые проявления экстремизма. Все архиереи во множестве епархий РПЦ в местных газетах, на епархиальных сайтах и СМИ предупредили паству о недопустимости протестов вне правового поля, хотя уверен, на экстремистские действие могли пойти только заведомые провокаторы, к Церкви отношение не имеющие. А что касается законных гражданских протестов, вы полагаете, патриарх их должен был запретить? Вы предлагаете начать по отношению к ним церковные репрессии?

– А царебожники? Как вы к ним относитесь?

– Вы сами видели хоть одного царебожника? Имя хоть одно можете назвать? Я видел лишь одну такую даму. Одну. Все. Знаю, что есть несколько крохотных группок, которые объявили царя – искупителем. Их и правда, несколько больше, чем те двое из «Христианского государства». Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют?

– Они тоже очень агрессивны.

– У нас в стране полно агрессивных активистов самых разных мастей. Но мы же не требуем запрета всей неадекватной «демшизы» только потому, что они нам не нравятся. Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон.

– А запрет спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре?

– Опять странный пример. Новосибирский митрополит – гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.

– Когда новосибирский митрополит подавал иск в суд, он ни с кем не советовался из иерархов?

– Каждый епископ абсолютно свободен в принятии решений. Более осторожные советуются. Но их право – делать это или не делать.

– Вы довольно резко критиковали фильм «Левиафан». Вот цитата: «Этот фильм такое же «искусство», как «искусство» – то, что сделали «пусси» в храме Христа Спасителя».

– Это не точная цитата. Мною было сказано дословно: «Те, кто аплодировал «пусси», – те аплодируют и «Левиафану». Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты – это абсолютно тупиковый и неверный путь. Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной.

Вот недавно мне сообщили, что пущен слух, будто бы я или с моим участием снят с премьеры спектакль Кирилла Серебренникова «Нуреев». Авторство слуха – Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.

– Но как-то непонятно вы ответили.

– Я сказал, что он врет. Это как-то непонятно, неопределенно?

– Венедиктов написал в телеграм-канале, что на спектакле были представители РПЦ в штатском. Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому.

– Вранье. Больные фантазии.

– А почему слух по Москве идет, что вам не понравился фильм Серебренникова «Ученик»?

– Вот уж не могу сказать. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни – это их вдохновение и упоение.

– Объясните.

– Любят они слухи. Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Он говорил: «Россию погубили слухи и сплетни», имея в виду Февраль 1917 года. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты. Был слух, что из-за того, что несколько дней в Петроград не поступала ржаная мука, со дня на день начнется голод, хотя Петроград был самой сытой из всех воюющих в Первую мировую войну столиц. Так, кстати, Февральскую революцию и называют некоторые историки – «революция сытых». Сейчас мы знаем, что хлеба накануне февральского переворота было полно. 197 миллионов пудов оставалось до следующего урожая, этого хватило бы и на страну, и на фронт, и на поставки союзникам. Были временные перебои из-за снежных заносов и саботажа высокопоставленных железнодорожных революционеров-заговорщиков. А привело все это в конце концов к управляемым беспорядкам, революции и всему последующему. Сплетни, сплетни. Не подумайте, не намекаю на то, что деятельность нынешних креативных и рукопожатных клеветников и сплетников приведет к революции. Ерунда, слишком они мелки и примитивны по сравнению с Гучковыми, Милюковыми и Родзянками. Но оставим это. Я не смотрел фильм Кирилла Серебренникова, о котором вы говорите, и не смотрел ничего, что он снимал и ставил.

– Ну вы знаете, что такой режиссер есть?

– Конечно, знаю.

– Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели?

– Вас это удивляет? Раскрученная фигура. Новости читаю.

– «Ученик» – очень жесткий антиклерикальный фильм.

– Это я знаю, сюжет мне известен. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности – фарисейство.

– Но вы его никогда не видели? И Путину не показывали?

– Вы изволите шутить?

– Я вам рассказываю, что говорят.

– Мало ли что говорят.

– Тогда объясните почему?

– Потому что, повторюсь, на свете немало лгунов и сплетников.

– Чтобы вам навредить?

– Думаю, по большей части, чтобы создать видимость своей информированности, значимости.

– Кто для вас Серебренников? Враг или оппонент?

– Человек, убеждения которого очень далеки от моих. Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить.

– Когда я просила вас об интервью, вы написали мне в СМС, что интервью не дадите, потому что против вас готовятся заказные статьи. Знаю, что телеканал «Дождь» снимает о вас фильм. Но уверяю вас, он не заказной.

– То есть он сам собой снимается?

– Почему у вас такой стереотип, что статьи обязательно кто-то заказывает? Кто заказывает: патриарх Кирилл?

– А кто еще? Просто некому заказывать.

– Был такой человек, которого не упрекнешь в неосведомленности, президент США Рузвельт. Так вот он сказал: «Если в политике что-то происходит, то даже не сомневайтесь, именно так было и задумано». Телеканал «Дождь» – это политика, и политика в первую очередь.

– Насколько я понимаю, телеканал «Дождь» снимает этот фильм, потому что вы играете большую роль в политике.

– Это ирония?

– Да, везде же пишут, что вы духовник президента. А вы же никогда это не отрицаете.

– Телеканалом «Дождь» заказан фильм. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую православную церковь. Знаем об этом, в курсе. Нормально, спокойно к этому относимся.

– Зачем этот «заказ»?

– Церковь – это особая структура в современном российском обществе и в русской истории. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние.

– Влияние на власть?

– На народ в первую очередь.

– У нас в России всем управляет власть.

– Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог.

– Люди во власти у нас же сейчас все верующие.

– Все? Нет, конечно.

– У «Дождя» всего 70 тысяч подписчиков. Так что влияние не очень большое.

– Газета «Искра» в свое время издавалась ещё меньшим числом экземпляров. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Так что у ребят из «Дождя» ещё ничего не потеряно.

– Вы в плену «теории заговора». Интерес к вам – чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос. Вы в молодости, когда учились во ВГИКе, читали «Архипелаг Гулаг», самиздат. Почему вы так доверяете КГБ, ФСБ?

– В чем это выражается, по-вашему? Особенно про КГБ поподробней.

– Для меня это одно и то же. Ведь вы же не опровергаете, что вы – духовник Путина?

– Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей – от Святейшего патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое – просто смешно. Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное – для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять.

– Но вы знаете президента?

– Ну кто ж у нас его не знает? Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним.

– Ну, тут вы лукавите.

– С какой стати? Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень.

– Кто первый написал, что вы духовник президента? Не вы сами?

– Нет, конечно. Я знаю этого журналиста. Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован.

– Вам помогает то, что вас в СМИ называют духовником президента?

– Я на это не обращаю внимания.

– Вот, вы приезжаете, например, в Екатеринбург, и все высокопоставленные чиновники сразу к вам бегут.

– Зачем же вы преувеличиваете? Таким вот образом и рождаются слухи. Я приехал в Екатеринбург как руководитель проекта «Россия – моя история» на открытие нашей экспозиции в городе. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор. Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя.

– Вас не смущает, что в России власть преследуют инакомыслящих?

– В этом вопросе есть принципиальная разница между советским и нашим временем. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников (известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. – З.С. ) , а в церкви молились за Виктора Бурдюга (в 1982 осужден на четыре года лагерей за хранение и распространение антисоветской литературы. – З.С. ), Николая Блохина (в 1982 году осужден на 3 года лагерей за хранение антисоветской литературы. – З.С ). Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения.

– У вас, наверное, нет возможности следить за этим, но подобные дела сплошь и рядом фальсифицируются, и у нас такие же политзаключенные, как тогда. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.

– Вы все же хотите, чтобы мы возглавили диссидентское движение?

– Это было бы уж слишком. Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма.

– А война на Донбассе?

– Это ужасно.

– Вы слышали об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове, которого осудили на 20 лет за то, что он якобы хотел взорвать памятник Ленину в Симферополе? За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше.

– Слышал в новостях.

– Другой вопрос: кто вам ближе, митрополит Филипп Колычев или митрополит Сергий (Страгородский)?

– Митрополит Филипп был великий святой и удивительного мужества человек. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но православие и церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант – сохранить православную церковь в легальном пространстве советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками ещё и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами. Подобные случаи в истории вселенской церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты.

Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, – отказаться от легального существования церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства – обновленчества в различных его видах. При этом поместная православная Русская церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории.

«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы церкви была польза» – эти слова сказаны святым патриархом Тихоном. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий. Сам он говорил: «Самое легкое для меня сейчас быть расстрелянным». Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях. Они были ответственны за Церковь перед Богом, и они будут отвечать за свои решения и поступки на Страшном суде. Повторюсь: не нам их судить!

Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре вслед за тем окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а следом принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому вспять Шевкунов впервой выступил в печати как единственный из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью Церковь и государство, в которой открыто выложил своё касательство к демократии. Демократическое страна, цитирует отца Тихона Frее Lапсе Виrеаu, неизбежно будет силиться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действо старый принцип разделяй и властвуй. Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре следом своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал дебош около пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал нетрезвый монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в злонамеренном поджоге агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за рубежом. (Кстати, в текущий момент зарубежники, несмотря на давнишний дебош, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не вон занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, потом эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря близкий приятель отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала Русский дом, тот, что печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале Московия, а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов журнала и телепередачи. Среди частых гостей Русского дома представители Русского национального единства (РНЕ) и Чёрной сотни.

Известен папа Тихон и больше глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил крестовый поход супротив гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что магические трюки этого вульгарного американского Воланда ставят зрителей в подневольность от самых тёмных и разрушительных сил. А что ни на есть популярный его план баталия с сатанинскими штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано цифра зверя 666. К тому же всеобщая организация учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья Шенгенская зона, посвящённая этой глобальной проблеме, была опубликована в печатном органе РНЕ Русский порядок. Несмотря на то что папа Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения весьма и крайне близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. Цензура это типичный инструмент в нормальном обществе, тот, что должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то до срока или поздненько к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и по иному, как со словом дура, её не рифмовал. А в дальнейшем ратовал за цензуру. Последняя мысль Тихона, и все-таки, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с воцарением и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая эру ельцинизма.

Историю своего знакомства с Путиным папа Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, подобно тому как Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух тот самый не подтверждает, но и не опровергает кокетничает: Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь изготовить? Тем не менее журналисты московских изданий твердо писали со слов Тихона, что Владимир Путин всю дорогу исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни.

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, ныне его побаивается более того сам Патриарх.

Так же читайте биографии известных людей:
Тихон Жучков Tihon Juchkov

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.


Митрополиту Тихону (Шевкунову) - 60 лет. НЕЗЫГАРЬ рассказывает как все начиналось.

Из биографии:

"Митрополит Тихон (в миру- Георгий Александрович Шевкунов). Родился в Москве 2 июля 1958 года. Из неполной семьи. В 1975 году окончил школу в Москве. В 1982 окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности «литературная работа» на курсе драматурга Евгения Григорьева.

Со ВГИКа дружит с Михалковым,Чавчавадзе, многими другими деятелями интеллигенции. На последних курсах ВГИКа увлекся русским православием. По совету лаврского духовника Онуфрия (сейчас- постоянный член Синода и глава УПЦ) отправился в 1982 году послушником в Псково-печерский монастырь, где периодически жил и трудился до 1986 года".

Здесь прозвучат мнения людей, знающих отца Тихона, либо соприкасавшихся с ним.

Раннюю часть биографии отца Тихона можно назвать этапом поиска. В отличие от многих клириков РПЦ, его семья не была воцерковленной. Воспитывала Гошу Шевкунову мама, по специальности ученый-микробиолог.

Приход в православие, как говорят знающие Шевкунова люди, был внутренним бунтом, попыткой найти новый мир- наделенный смыслами и мистикой; мир, который для художника Шевкунова должен был стать антитезой серого и пресного советского мира.

"Гоша Шевкунов- прошел многое в жизни. Наверное, можно сказать, что он увлекающийся. Он искал себя. И если говорить сейчас с позиции Церкви - то он испытал много грехов, которые засели в нем. Но он всегда боролся с этим, ломал себя, и он очень сильный человек".

"Он любил и он сам убил в себе любовь. В какой то момент он испугался самого себя и решил задавить свое личное я. Православие стало идеальной основой".

"Не знаю -было ли это осознание собственной инаковости или страх, что в реальной жизни, он, простой паренек, не сможет составить конкуренцию золотой молодежи. Конечно, многиесоурсники и знакомые восприняли это как капитуляцию, как слабость. Но оказалось, что Гоша Шевкунов оказался умнее, он ушел из мира и встал над ним".

Отец Тихон, и это надо помнить, выходец из " диаспоры московской интеллигенции". Наверное покажется удивительным, но митрополит Псковский Тихон вообще не имеет никакого духовного образования - он не заканчивал ни духовного училища, ни духовной академии.

"Вся духовная основа отца Тихона -это громада интеллигентских мифов о православии и православной России".

Столичный мальчик Гриша изначально не понимал и не знал большой России. Впрочем, он совсем и не знал что такое Церковь.

" Для него это было сначало какой то сказкой- а потом увлекло. Православие- фактически запрещаемое для молодежи было для Гоши (Шевкунова) вызовом, было фрондой, было бунтом. На фоне убогих советских вождей молодой парень узнал совершенно невероятных людей- послушников, с трагическими историями, и с очень сильным моральным стержнем. Правда для них была только правдой".

Отцу Тихону повезло в том плане, что его учителем стал отец Иоанн (Крестьянкин), вложивший в него какие-то смыслы и значения. Но в целом, шевкуновское православие совершенно доморощенное, придуманное, поверхносное и киношное.

"Обратите внимание, Шевкунов не прибивается к Загорской лавре, он не идет учиться в духовную академию.Нет, он не конфликтует в открытую с системой. Он уезжает в монастырь в Псков, чтобы понять себя, но при этом оставляя пути отступления. Поймите- он всегда оставляет себе пути к отступлению".

Говорят, что отец Тихон похож на своего оппонента патриарха Кирилла. И тот, и другой ставят внешний эффект, актерский как как форму общения с миром. Всегда важно следовать повестке, подстраиваться под атмосферу, актерски манипулировать слушателями и собеседниками.

Для Володи Гундяева путь в Церковь был предопределен. Его отец был настоятелем, старший брат считался одним из лучших учеников Ленинградской академии и любимцем митрополита Никодима.

Не случайно подмечено, что и отец Тихон, и патриарх Кирилл очень плохо знают православные догматы, не разбираюся в творчестве святых отцов: мало читают духовную литературу - на все это им просто не хватает времени.

Но для них это все не важно. Православие для них носит сугубо прикладной характер

Из биографии отца Тихона:

" В 1986 году митрополит Питирим забирает его в Москву в Издательский отдел.Георгий Шевкунов в команде Питирима занимается подготовкой юбилейных торжеств, связанных с 1000 летием крещения Руси. Он пишет сценарии, готовит кинофильмы, прежде всего для зарубежной аудитории. В Москве становится насельником Донского монастыря. По словам Шевкунова, в этот период возникают его контакты с сотрудниками КГБ. В 1988 году ему предложили стать сексотом, он отказался. В 1990 году патриархом был избран митрополит Алексий (Редигер). В новую патриаршую команду вошли многие знакомые Шевкунова В 1991 году в Донском монастыре его постригают в иеромонаха. В 1993 - назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря".

В 1992 году иеромонах Тихон в ходе строительных работ "обнаружит" мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. С этого момента он становится узнаваемой персоной. Благодаря Крестьянкину он входит в круг общения патриарха, становится его фактически помощником Знакомится и заводит дружбу с референтом патриарха Андреем Кураевым и владельцем Межпромбанка Пугачевым.

С Пугачевым Тихона познакомит патриарх Алексий Второй.

"Пугачев всегда рассматривался как своеобразный дублер и возможная альтернатива Абрамовичу в Администрации, он был вхож к патриарху и решал многие его дела".

"Большая ошибка считать, что якобы с 90х годов Тихон становится неким лидером консервативных и правых сил. Отец Тихон был крайне лояльным к патриарху Алексию, тот был для него абсолютный авторитет, как и Крестьянкин. В те годы Церковь проходила очень серьезную ломку, реакционная часть Церкви объединялась вокруг питерского митрополита Иоанна. Патриарх Алексий искал этому альтернативу. Молодой, умный и хваткий отец Тихон был отличным вариантом умеренного консерватора в Москве".

"Патриарх Алексий Второй любил отца Тихона, за его энергию, увлеченность и подкупающую искренность".

"После того, как отец Тихон фактически "изгнал" обновленческую общину Кочеткова из Владимирского собора - а патриарх недолюбливал Кочеткова, ревновал его за любовь интеллигенции, Алексий Второй существенно укрепил положение отца Тихона. Тот получает благословление создать Сретенский монастырь и патриаршее назначение игуменом"

"Все происходило само собой- молодой Тихон в Москве буквально перехватывал повестку старых клириков. Не успевал престарелый митрополит Иоанн в Питере выступить с какой-нибудь речью, а отец Тихон уже фонтанировал: он был и за восстановление монархии, и против ИНН, и за русскую идею, и за русский мир. Тихон в речах был глобален, но вся эта глобальность была довольно мягкой и сходила фактически на нет".

"Известно, что патриарх не долюбливал сотрудников КГБ и не хотел иметь с ними дел. Для этого у него был отец Тихон - такой офицер связи с Лубянкой.Шевкунов тогда задружился со многими офицерами, причем большинство из них были из Службы внешней разведки, как например генерал Леонов".

Отец Тихон старался на максимум использовать любые медийные ресурсы. "Конечно, он был профессионал. Режиссер в душе не умер. Он понимал что такое телевидение и как надо работать с камерой и зрителем. Он близко сошелся с бывшей звездой советского телевидения Александром Крутовым и создал на деньги Пугачева издательский дом Русский мир, создавали с Желонкиным и Толстым телеканал Московия".

Где-то в 1997 или в 1998 году отец Тихон знакомится с Владимиром Путиным. Существует несколько версий как это произошло. По одной - Тихона с будущим президентом познакомил генерал Леонов; по другой - знакомство состоялось благодаря банкиру Пугачеву.

В августе 1999 в Петербурге умирает отец Путина. Владимир Спиридонович болел раком, умирал тяжело. "На похороны отца приехали Пугачев и отец Тихон. Путин был очень тронут этим".

Именно с этого момента журналисты начинают называть Тихона "духовником Путина".


"На самом деле, Тихон никогда духовником Президента не был. Тот исповедуется либо монахам Валаамского монастыря, либо по случаю во время посещения церквей. Никто не владеет информацией о грехах Президента, кроме Бога". Чаще всего исповедует Президента наместник Валаамского монастыря Панкратий, ярый реакционер и мистик. "У отца Панкратия очень сложные отношения как с Тихоном,так и с патриархом Кириллом".

После того, как Путин станет Президентом у отца Тихона возникнет глобальный проект объединения РПЦ и РПЦЗ. "Этим планом в 2000 году Тихон увлек всех - и молодого Президента, и старого Патриарха, и патриотов, и либералов. Мало кто верил, что у Шевкунова что-то получится. Но у него получилось и Тихон вошел в ближайшее окружение Президента".

Объединение РПЦ и РПЦЗ - было сильнейшим репутационным проектом. Московская патриархия мечтала об этом,но как подступиться к решению вопроса не знала.

Идея была давняя, ей занимались и патриарх Алексий первый и Пимен. Но очень были сильны конфликты.

РПЦЗ, по сути, была намного консервативнее РПЦ и по воззрениям, и по интерпретации православных догматов.

"Это был сгусток антисоветизма, антикоммунизма, антиэкуминизма, борьбы с масонами и жидами, веры в святого Императора Николая. Они обвиняли официальную патриархию в грехе симфонии с коммунистическим государством, в сотрудничестве со спецслужбами. Строить диалог было очень трудно".

Проектом объединения занимались многие - тут были и структуры РПЦ, и эмигранты, и МИД, и СВР (новый директор Сергей Лебедев- товарищ Президента по германии- до своего назначения 2 года проработал представителем СВР в США и имел представление о проблеме).

Но основным мотором объединения был отец Тихон.

Во-первых, шли неофициальные контакты с русской диаспорой в США и европе. Отцу Тихону серьезно помогла дружба с Зурабом Чавчавадзе- представителем великого князя Владимира Кирилловича в России, родственником патриарха Илии Второго.

Чавчавадзе был также родственником князя Давида Павловича Чавчавадзе, внука Великого Князя Георгия Михайловича, убитого в 1919 году в Петропавловской крепости.

Через него Тихон познакомился с князьями Голицыными, Борисом Йорданом, Сергеем Паленом. Всех их позднее Сергей кургинян назовет потомками офицеров абвера и вермахта. И все они составят основу Фонда Константина Малофеева, который станет зятем Зураба Чавчанадзе.

"Были найдены связи с ветвью Николаевичей (Романовы) и Майклом Кентским".

Все они так или иначе участвовали в процессе объединения.

Но основная придумка отца Тихона была гениальной. Он придумал "перехватить" все узлы управления РПЦЗ.

Речь шла как о финансовых, так и управленческих.

С первыми помогли связи с протоиреем Петром Холодным. С 1993 года он был казначеем Архиерейского Синода РПЦЗ. Занимал эту должность до 2005 года.

"Холодный был интересным инвестором. Он пришел руководить финансами РПЦЗ в самый критический момент. По сути он спас РПЦЗ от банкротства. Он построил интересные связи с Москвой. Известно, что практически весь капитал РПЦЗ Холодный вложил в акции Норильского никеля. Это было где-то 75 млн долларов".

"С 2000 года Петр работал в качестве консультанта "Норникеля" по сбыту, затем, с 2001 - как генеральный директор холдинга "Норимет", эксклюзивного дистрибьютора "Норникеля" на международных рынках".

Петр Холодный -внук протопресвитера Александра Киселева, духовника генерала Власова и РОА.

"Фактически Синод РПЦЗ в какой-то момент оказался поставлен перед фактом- все деньги оказались переведены в Россию".

"Позднее Петр Холодный покинул РПЦЗ, говорят что был какой то конфликт. Он возвращался в Норникель. Работал вместе с Мовчаном в компании "Третий мир".

В июле 2001 года в руководсте РПЦЗ произошел мятеж. Митрополит Виталий, руководивший РПЦЗ с 1986 года был отправлен на покой. Именно он занимал жесткую позицию противодействия объединения с РПЦ МП.

Кроме того, митрополит Виталий обвинял членов Синода - Марка и Алипия в сотрудничестве и сговоре с Москвой.
"Вы должны понимать - кто такой отец Тихон. Он хороший стратег. Он все просчитывает и строит сложные схемы. С митрополитом Климентом ему было бы сложно конфликтовать, а с Кириллом - была целая программа поведения".

"Патриарх Кирилл назначил его руководителем Патриаршего совета по культуре, президент Медведев - членом Президентского совета по культуре. При Медведеве отец Тихон выбил идею реализации проекта "Моя история". Не забудьте, что при Кирилле отец Шевкунов стал епископом".

"Многие в окружении патриарха говорили, что отец Тихон был инициатором конфликта патриарха с Юрием Шевченко (история нанопыли). Вбросы о сожительстве с Лидией Леоновой, история с часами, история Пусси и кампания против голубого лобби в РПЦ- это все якобы работа отца Тихона"

Но не все согласны, что история Пусси связана с отцом Тихоном. "Это не его идея. Но отец Тихон критиковал патриарха и просил смягчить наказания Толоконниковой".

По словам источника, "отец Тихон старался минимизировать контакты с силовиками. В 2009 году его друг Пугачев получает гражданство во Франции и уезжает из России. У Шевкунова возникает два партнера - братья Ротенберги- через массажиста Голощапова и Малофеев".