Это интересно: "Игра «В попа»". В попа-гонялу - правила игры От чего может чесаться жопа
« ПОПА – ГОНЯЛА » №5Раньше наш городок был селом – село Юдино, станция Петухово, Челябинской области. Это на стыке: с севера, рядом граница Тюменской обл., а с юго-востока - степи Северного Казахстана. Ближайший крупный город – Петропавловск Казахстанский, всего 90 км. По моему, с юга условная граница Казахстана начиналась ближе 25 км. Население смешанное, наши родственники проживали в разных сёлах этих областей.
Как-то гостили у нас дядька Лука Сечин с женой, тетей Синой (Аксиньей)- это сестра моей матери, и своими детьми. Они переселились из глухого села Шашмурино Тюменьской обл. в не менее глухое село переселенцев –Кзыл - Аскерский овцесовхоз.
Сами казахи, большинство из них, ютились в юртах, сказывался ещё кочевой образ жизни.
Так вот, они и приехали из этого Красноармейского совхоза
(так это на русском). Конечно было застолье, и мой старший брат «пригубил» за столом. Мать же поручила ему смотреть за нами, чтоб не дай бог, не пошли на котлован (глубокий водоём для охлаждения воды местного механического завода).
Там уже было несколько утопленников. Михаил построил нас: Ивана, Шурика и меня (Толика), присоединил детей, двоюродных родственничков, велел взяться за руки и ходить с ним гуськом целый день.
Наконец, нам это надоело, и мы стали канючить, чтоб отпустил нас играть. Но он строго исполнял роль ребячьего пастуха, порученную матерью. Почувствовав, что от него попахивает, мы стали дразнить его. По - детски жестоко, громко и, повторяя бесконечное число раз: « пьяница, пьяница - за рюмкой тянется!! Пьяница, пьяница - за рюмкой тянется!!». Так оказались мы снова у нашего дома, у экспедиции.
А там более взрослые дети и взрослые дядьки начали уличную игру в «Попа - гоняла». Что это такое? Это игра в городки, с битами-шаровками, но только с одной городошной чуркой. Выбивали её с кона, ведущий ставил её снова на дорогу, из того места, где она оказалась. Её снова выбивали, и так по очереди, последовательно, гнали- гоняли чурку вдоль улицы
.
Включались в игру всё новые игроки соседи (и не только). Бывало, что в праздники, вовлекалось почти всё село, с шутками- прибаутками, с шутливо-ироничной оценкой оплошностей, промахов и т.д.
Первый тур игры считался оконченным, когда все промазали, и все, подхватив с тех мест, где оказались, шаровки, а ведущий своего «Попа», бежали к исходной черте начала игры.
Тот, кто прибегал последним, получал принудительно-обидную обязанность переставлять «Попа» в следующей игре.
И вот мы, малышня, стали вертеться под ногами у игроков. Внезапно я почувствовал сильный удар в лицо и упал, обливаясь кровью. Это мой двоюродный братик (по возрасту, как Михаил) влепил мне, стоящему сзади, затрещину шаровкой на размахе для броска. Мать схватила меня на руки и бросилась бежать куда-то к врачу или в аптеку. Кровь остановили, как-то успокоили, но случай этот навсегда остался в памяти
.
А брат Володя, теперь уже старик, живет в Крыму, недалеко от Феодосии (дай бог, чтоб ещё был жив). А у меня с тех давних пор нос стал широким, но функции свои выполнял почти исправно….
(ГОНЯТЬ ПОПА)
На площадке чертят круг диаметром 0,5 м. В его центр вертикально ставится городок. В 6 м от круга проводят линию, за которой каждый из играющих выкапывает для себя небольшую ямку. Все игроки с палками-битами длиной около 1 м находятся за этой линией. Водящий, тоже с палкой, стоит в нескольких метрах от круга.
Первый игрок бросает от черты свою палку в городок, стараясь отбить его подальше. Отбитый городок устанавливается вертикально на том месте, куда он отлетел. Затем в городок бросают палки остальные игроки. После каждого попадания водящий ставит городок на новом месте. Когда палку бросит последний, все выбегают из-за черты, подбирают свои палки, возвращаются бегом обратно и опускают концы палок в свои ямки. Одновременно со всеми водящий должен схватить городок, принести и поставить его в круг и успеть занять одну из свободных ямок.
Водящим становится тот, кто остался без ямки. Палку, которая не долетела до городка, водящий бросает подальше от линии, чтобы ему было легче занять свободную ямку.
Вариант игры
После того как все сделали по одному броску, игроки, чьи палки оказались между линией и городком, продолжают метать их в городок с тех мест, куда упали палки, начиная с дальней от городка, и стараются загнать городок как можно дальше от линии. Когда окажется, что метать в городок больше нечем, все подбирают свои палки, а водящий - городок, и бегут занимать ямки.
Во время повторных метаний все игроки следуют за городком, останавливаясь у дальней от него палки.
По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)
Была у нас на территории еще и городошная площадка. Тут была такая тонкость, что городошники приходили со своими битами и потом их уносили. Городки, правда, были общие. Мы обзавелись собственными палками, и когда площадка была свободна, пытались играть там в нечто, похожее на городки.
Остальные же наши игры с играми спортивными ничего общего не имели. Играли, конечно, и в прятки, и в салочки - в которые, я думаю, играют и сейчас. Но были и игры, которые, может быть, сегодня уже забыты. Например, в чижика. Чижиком назывался короткий отрезок круглой палки, заостренный с обоих концов. Он клался на землю в начерченном квадрате, который назывался кон. По заострённому концу чижика били палкой, он подлетал над коном и этой же палкой нужно было забить на лету чижик как можно дальше. А водящий должен был либо поймать чижик, либо с того места, где тот упал, забросить его в кон.
Играли и в «двенадцать палочек». Которые были те же «прятки», но только водящий не считал «считалку», давая остальным время спрятаться, а вместо этого происходило следующее. На кону, поперёк какой-нибудь палки, клалась дощечка. На нижнем конце этой дощечки аккуратно укладывались 12 палочек, после чего по верхнему концу дощечки резко били ногой. И пока водящий собирал разлетевшиеся палочки и укладывал их обратно, все разбегались и прятались. Когда водящий обнаруживал кого-либо из спрятавшихся, то они оба - водящий и обнаруженный - бежали к кону. И тот, кто подбегал первым, бил по доске. Палочки разлетались и всё начиналось поновой.
Была игра, которая называлась «поп-гоняла». Один-единственный городок, поставленный на попа, надо было ударами бит гнать как можно дальше. Иногда игра смещалась за километр от первоначальной точки.
Были игры с маленьким мячом: «штандер», «вышибалы». И везде надо было кидать, ловить, уклоняться, убегать.
Любили мы играть в парке в следопытов. Игра заключалась в том, что небольшая группа - три-четыре человека - уходила вперёд далеко-далеко в парк, в самое неожиданное место, самым неожиданным маршрутом. Оставляя при этом на земле или на деревьях стрелки, указывающие маршрут. Время от времени пряталось письмо, в котором указывалось, что другое письмо, содержащее ценную информацию, спрятано там-то и т.д. Спустя условленное время, вторая группа шла по этим знакам и должна была найти либо спрятанный предмет, либо прятавшихся членов первой группы.
Играли в парке также и в пограничников. Устанавливалась граница, которую нарушителям надо было перейти, а пограничники должны были их поймать. Эти игры требовали уже большого числа участников.
Любили мы и просто гонять по парку на велосипедах. Но тут было существенное ограничение, потому что велосипеды были далеко-далеко не у всех. У меня, в частности, велосипеда не было. Тем не менее, я научился кататься на чужих велосипедах. Останавливается около тебя владелец велосипеда и ты его просишь: «Дай прокатиться, Вася». А Вася говорит: «Нет, я еще сам не накатался. Вот, покатаюсь ещё - тогда, может, дам». Или Вася говорит: «Ну, ладно. Один круг вокруг спортплощадки, но не больше». И на том спасибо. Однажды летом мамина приятельница, аспирантка Эсфирь Карловна Крымская, по национальности караимка, на все лето уезжала в экспедицию и предложила маме: «Давайте, я оставлю Валерию свой велосипед». И вот я сам стал распорядителем велосипеда. Я мог кататься, когда хочу и мог давать или не давать прокатиться остальным. Это было уже совершенно другое качество.
Эта игра требует простора: она может начаться на одном конце улицы, а закончиться на другом. Разумеется, родилась она в старой деревне, когда на улицах, особенно по вечерам, не было автомобильного транспорта. В наше время удобнее проводить ее на стадионе, на какой-то спортивной площадке, во дворах, подальше от машин.
Начало игры напоминает игру в чижика или пыжа. Вычерчивается в виде квадрата или круга город. В центре устанавливается деревянный обрубок, достаточно толстый, чтобы его можно было ставить на попа. Поэтому, наверное этот обрубок дети называют попом.
С одной стороны города проводится две-три черты — это позиции, с которых игроки будут производить удары по попу: сначала — с самой дальней черты, потом — со следующей и т. д. Переход с одной позиции на другую определяется ходом игры .
Перед началом игры ее участники при помощи любой считалки определяют голящего. В его обязанность входит установка попа на каждом новом месте, куда он будет выбит из города и после того. Все бьющие игроки выстраиваются на дальней черте и по очереди бросают свои палки, стремясь попасть в попа и выбить его из города. Если при этом палка улетает дальше попа, ее владелец лишается права нового удара и ждет, когда кто-нибудь из товарищей метким ударом пошлет попа дальше его биты (палки). Тогда этот игрок, стоивший на черте удара, должен, не мешкая, бежать за своей битой и взять ее раньше, чем голящий подберет иона и поставит его в вертикальное положение на том месте, до которого он докатился после удара. Если успеет, то получает право нового удара, если нет, то фактически выбывает из игры и возвращается на исходную позицию, в ожидании, когда игра начнется как бы снова. А бывает это вот в каком случае.
Более удачливые игроки гонят попа все дальше и дальше от города. Одни из них бьют так, что их биты всегда ложатся ближе, чем поп, поэтому им не надо бежать: они могут спокойно подойти и ждать, когда голящий установит попа на новой позиции. Другие игроки , у которых бита после броска улетела дальше попа, ждут «освобождения», как об этом было сказано выше. Но рано или поздно наступает такой момент, когда либо все игроки промахнутся, либо все биты улетят дальше попа и игроков выручать, следовательно, некому. Тогда обрадованный голящий, которому надоедает быть «слугой», должен побыстрее схватить попа и бежать к городу: его задача — опередить всех игроков, и тем самым освободиться от роли голящего. Другие игроки от места своего броска должны добежать до своей биты, схватить ее и припустить к городу. Прибежавший первым переходит на следующую черту удара (ему легче будет попасть в попа); последний становится голящим. Естественно, если прежний голящий отстанет от всех, он остается в своей роли «слуги». Но так бывает очень редко: ведь у него по сравнению с другими игроками имеется солидная фора (он стоит на уровне попа и ему не надо бежать за битой).
Игра в попа-гонялу увлекательная, весьма подвижная, требующая от игроков много полезных качеств: ловкости, меткости, силы, быстроты, внимательности, расчетливости. К сожалению, она ушла из современного детского быта: в городах России она в последний раз была зафиксирована в 30-е годы XX века, в деревнях — в послевоенное время. И только в спортивных и пионерских лагерях некоторые творческие преподаватели физкультуры обучают этой игре своих воспитанников.
Комментарии:
Блин пацаны а может сыграем в попа?не за попа не за солянку ни на всякую фуцню на все коны. Спасибо. Мы играли в Мурманске правила схожи очень но помню мы ещё солили когда не добрасывал игрок поп солил бросал через себя палку и должен был сбить банкк
Я из Калуги. У нас это называлось банки палки. Начинал солдатом заканчивал генералисумусом. Играли весной на асфальте как только сойдет снег. Когда подсыхала земля переходили на ножички. Когда появлялась трава переходили на футбол. В жару жопки или купаться на карьер.
Под Питером в конце 80-х и начале 90-х в попа играли схоже. Были свои особенности. Только вот в качестве попа в центре ставилась пластиковая банка (идеальной была от Пемолюкса), за сбитие которой давали звание. Кон проходил так. После того, как все откидали по банке, "попующий"(который должен все время находиться недалеко от попа) должен был коснуться любого другого игрока своей палкой ("запятнать"), после чего сбить попа и сбежать за "дальняк" ("близняка" и "середняка" не было). Остальные в этот момент должны были подобрать свои палки и убежать за линию "дальняка". Новоявленный попующий если успевал подобрать свою палку и попа поставить на место, мог крикнуть "вызываю!", и те, кто не успел убежать, возвращались обратно, чтобы сбить банку уже врукопашную с попующим. "Вызовов" только 2 за кон. Сбивать попа надо было далеко-чтобы попующий не успел вызвать. Задача всех после откидывания в начале (не важно-попал по попу или нет), подобрать свои палки, сбить попа и убежать за "дальняк" до "вызова". После того, как все кроме попа убегали за "дальняк" с палками, начинался новый кон. Перестать быть попом можно было и еще одним способом. Он назывался"кресты". Стоя за попом во время фазы метания, попующий мог упертой в асфальт своей палкой остановливать палки других(но только за попом!!!). Если одна упавшая палка ложилась на другую, попующий должен был сбросить её ("разбить кресты"), крикнуть "кресты!!!" и, сбив попа, бежать за "дальняк" вместе со всеми, кто подобрал палки. Новым попующим становился тот, у кого палка лежала сверху. Соответственно кидать палки было выгодно первым- меньше шансов попасть на "кресты". Поэтому первым кидал тот, у кого выше звание. А звания были следующие: Солдат-1, Солдат-2, Солдат-3, Офицер-1, Офицер-2, Офицер-3, Майор-1, Майор-2, Майор-3, Полковник-1 и т.д. У них были свои привилегии. Солдат-никаких привилегий. Офицера нельзя пятнать без палки; во время отступления за "дальняк" он имеет право кинуть за дальняк свою палку, отступив таким образом. Майора нельзя пятнать уже с палкой (т.е. майор, если успел подобрать палку до пятнания, может просто подойти и сбить попа не обращая внимания на попующего). И т.д. Играли обычно максимум до "генералов", крайне оедко доходили до "солнца".
У нас в детстве были немного другие правиа. как кто то описывал выш - от шестерки до туза. Так же был бог или покер. Поделюсь нашими правилами на мо взгляд они были ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМИ, итак Выбирается поп (кидают все палки с конца ступни кто слабее швырнут тот и "водит". Длаее по очереди откидывали палки. Разверну правила. Поп должен передать водящего, коснувшись кого нибудь палкой и сбить бутылку, тогда ход переходил. Поп не мог трогать тех кто не взял свою палку в руки или не коснулся ее. НАчало: ПОсле того как все палки были кинуты - все выходили должны были взять свою и сбить бутылку. пока бутылка лежит свою палку нужно было швырнуть ЗА линию старта. Поп должен был ее поставить (тогда раунд продолжался) Один в поле не воин! 1) Каждое звание (от 6 до ТУЗ) кидает палки по своему. Обьясняю: чем круче звание тем проще кидать, всех не вспомню но допустим валет кидал как копье, король брал рукой за конец палки и швырял и так далее (ОЧЕНЬ ИНЕТЕРСНО БЫЛО) 2) Каждое звание имело свои привелегии (от вальта) Дама допустим могла в процессе игры просто выкинуть палку на землю и поп не мог ее трогать. у КАЖДОГО была СВОЯ фишка, просто уже не помню) Покер (Бог) мог творить что хочет..пинать бутылку, швырять ее, брать палки других игроков, вообщем вс что захочет)
Играл в детстве, похожи правила на Мурманский вариант Александра. Вместо пешек были "Салага 1" и "Салага 2". Не помню чтобы у нас Короли помогали "попу". Что-то кому-то могли приказывать, пока не помню кому и что. Был "Туз" после "Королей". Он говорил "попу" куда, на каком расстоянии ставить банку для каждого игрока. Перед игрой вносились настройки в правила. С крестами или без. Баночку гоним или не гоним. Если гоним, то в конце игры каждый в зависимости от звания бьет определенное количество ударов по банке, "гонит" баночку. Перед началом игры определяли "попа" киданием палок, упиралась палка в носок ноги, а потом подбрасывалась вверх-вперед. У кого последняя - тот и становиться "попом" на первый кон. Обычно игра заканчивалась, когда становилось слишком много главных, больших званий, становилось не так интересно, бывало играли долго, и гнали баночку. Игра если подумать достаточно опасна, и рекомендовать ее в общем затруднительно, но у нас во дворе я не помню чтобы кто-то получил травму или что-то подобное. От игры остались замечательные воспоминания, она получалась очень живая и динамичная.
Мы тоже играли в моём детстве, года 2000-ые, Торжок, Тверская, обл., Россия. Чины от Шестёрки (по картам как бы) до туза, после шли полубог, боженька и бог.
Встретился с этой игрой переехав в детстве в г. Липецк (Россия). Игра называлась КЛЁК. Есть нюансы, которые её отличали в липецком варианте. Например, у места где стоял клёк(поп в терминологии автора этой статьи) были так называемые "усы" (слева и справа рисовались от квадрата установки клёка), при попадании в эти усы палка участника имела некоторые привилегии... Количество степеней приближения-отдаления от клёка, равно как и их названия - варьировались даже в зависимости от двора в самом же Липецке. От РАБА до КОРОЛЯ, насколько помню или от СОЛДАТА до КОРОЛЯ, а кое где от ГОВНА и до КОРОЛЯ или ещё до какого-то там "титула" :-) В моём дворе фекальной темы не было:-)
Играл и я в эту игру до середины 70-х, когда жили на хуторе Жуковском Александровского района Ставропольского края называли её - "клок" или "клёк". Помню, что кон граничил с чертой. В остальном те же правила, что и в описании автора статьи, только за "красного коня" не помню, но то что отказывающийся дальше "маяться" заслуживал порицания это было, вплоть до исключения из компании на время. Что интересно позже, когда переехали в Районный центр в каких нибудь 50 км, никто из местных сверстников ничего об этой игре не знал и мои попытки заинтересовывать их успеха не имели.
У нас в Мурманске в конце 80-х играли чуть по другому. Были пешки, Валет, Валет один, Валет, Дама1,2, Король1,2,3, после короля кто был не помню, потом шли, Черт, Водяной, Бес и по моему- в конце Поп. Все со своими возможностями. Чтобы поменять статус нужно попасть в попа-банку палкой. Чтобы поп сменил свое место ему нужно было определенным образом своей палкой задеть одного из других игроков и сбить попа со своего места, когда другие игроки пытаются забрать палки. Линия была одна и не менялась! Пешку нужно было просто задеть, валета задеть с палкой, даму без палки, Королей поп не мог вообще никак задеть, но их функция заключалась в помощи попам. Поп стоял у банки, а короли гоняли дам, валетов, чертей, бесов. Черта можно было пятнать без банки, водяного - не помню, а Беса с банкой - попом в руках! Когда бес или черт хватал бванку и бегал с ней - было весьма забавно - короли пытались догнать, вырвать банку из рук. Было бы интересным если бы пояснили возможные функции Водяного
Мы играли в попа в Питере в 80-х г.г. Правил не помню, но помню, что попующему изменить свой статус в течение игры было очень трудно, практически невозможно...
Игра- соревнование. Длится бесконечно, т.е. игроки берутся на "изнурение".Выйти из игры без наказания никто не может. Сильный наказывает слабого. Наказание не просто унизительно, оно жестоко. До сих пор в "исламских войнах" пленных наказывают отрезанием гениталий. "Красный конь" в некоторых источниках - "судьба России". В иконах " конь карающий" Георгия Победоносца. На иконах Михаил Архангел на "красном коне".
Вы правы, эта игра похожа на игру "городки". В игре "городки" городок, рюха,столбик, поп, простофиля, дурак (цилиндрическая чурка). Ставить "на попа" - ставить вертикально. Похожая на "городки" , русская народная игра, в которой из города битой выбивается столбик(рюха). Попасть в рюху - оказаться в сложной ситуации, потерпеть неудачу. Поп в русских народных сказках - хитрый и жадный. "Поповщина" - пренебрежительно Духовенство.
Эта игра известна во многих вариантах, "пекарь", "поп", "клёк" (можно почитать в википедии). Могло быть больше количество рубежей от кона, соответственно им вводились звания аналогично воинским или выдуманные, от каждого рубежа могли кидать разным заранее обусловленным способом (из за головы, плашмя, с колен и т.п.). Сам кон мог иметь разные конфигурации, круглый, квадратный, с чертой города, с двойной чертой города и за городом. Вместо чурки-попа могла быть банка, две или три банки, которые нужно собрать и поставить друг на друга, банка или бутылка с песком (для устойчивости и утяжеления). Но суть была одна, сбить цель, после этого успеть забрать палку и вернуться назад, пока водящий водружает цель на место, и так продвигаться всем по рубежам до самого верха.