Христианские обычаи после смерти. Похороны: православные традиции, обычаи
Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.
Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» - человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.
Православные традиции и обычаи при похоронах
Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.
Правила православных похорон
Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.
- омовение
- облачение
- уложение в гроб
- крест, саван, икона
- заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
- заупокойная лития
- отпевание
- погребение
- поминовение (поминки)
Этапы православного погребального обряда
Омовение
Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.
Облачение
Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.
Положение во гроб
Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.
Похоронное бдение
До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.
Отпевание в храме
Отпевание оканчивается заупокойной литией.
Погребение
При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.
После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.
Надмогильный крест
Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.
Срок погребения
3-й день после смерти.
Поминки
Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).
Поминки в день погребения
Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.
На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.
Меню поминального стола
Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.
Девятины
Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.
Сороковины
Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.
Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.
После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.
Отношение православной церкви к кремации
Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания - заочное отпевание.
Православные традиции проводов в последний путь значительно отличаются от иудейских, буддистских и мусульманских обрядов. Печальный этикет предусматривает особые действия для расставания с покойным друзей и родных. Как бы ни был горестен этот обычай, встретиться со смертью придется каждому из нас.
Православные традиции похорон
Русские народные обычаи, связанные с обрядом похорон, до сих пор применяются у православных христиан. В них еще много языческого, против которого выступает церковь. Однако таковы традиции, веками укоренявшиеся в сознании русичей. Сегодня многие обычаи претерпели значительные изменения, современники часто даже не подозревают о корнях того или иного действия, строго соблюдая обряд похорон.
Подготовительный этап
Подготовка тела умершего к похоронам предусматривает омовение, одевание его в специальные одежды, ночное бдение у гроба родственников и близких усопшего.
Омовение и одевание умершего имеет свой сакральный смысл - проводы в дальний путь, подведение итогов, окончание Жизни, встреча со Смертью. Омовение - не просто гигиеническая процедура, но и очищение перед встречей с Господом Богом. Православная церковь учит, что каждый должен придти «к Господу с чистой душой и чистым телом». На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди - омывальщики. Обычно это были старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола.
Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим. По традиции собирать человека в дальний путь могли только те, кто не оплакивает его, не «жжет слезой», помогая завершить земную жизнь. Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой», её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали покойника, их выносили на середину дорог или в овраг, разбивали или оставляли. Смысл этого ритуала состоял в том, чтобы мертвец не мог вернуться, чтобы он не мучил живых.
Сегодня омовение чаще всего совершают в морге, но в деревнях России до сих пор есть старушки - обмывалки. Никто давно не помнит о свойствах мертвой воды и магических свойствах предметов омовения.
На Руси покойника одевали только в белые одежды, сейчас для мужчин обычно выбирают строгий темный костюм, для женщин - светлое платье. На голову женщине надевают платок, мужчине - церковный венок с молитвой. Испокон веков замужняя женщина на Руси не могла показаться на людях простоволосой, сразу же после замужества всегда ходила в головном уборе. И сегодня в православной церкви женщина не может войти в храм без платка.
При положении во гроб тоже придерживались старинных обычаев: труп брали только в рукавицах, избу постоянно окуривали ладаном, во время нахождения гроба в доме сор не выносили. Нахождение возле гроба родных и близких покойного в течение ночи носило ритуальный характер - живые собирали усопшего в дальний путь, прощались с ним, вспоминали его мирскую жизнь.
При прощании перед выносом тела из дома священник или верующие миряне читают молитву «на исход души». Один из ритуалов печального этикета состоит в том, что у изголовья умершего ставят зажженную свечу и стакан с водой, накрытый хлебом, при проведении поминок на середине стола располагают стопку водки, так же с куском хлеба. Это своеобразная пищевая жертва, присущая всем верованиям. Такое действие помогает облегчить душу родным, слегка снять стресс от понесенной утраты.
Захоронение тела
В погребальном обряде существует этап выноса тела из дома, отпевание в церкви, проводы до кладбища и прощание у могилы, само захоронение гроба с телом покойного. При выносе тела из дома в народе было принято громко рыдать, причитать. Если родные проявляли сдержанность, окружающие начинали сомневаться в искренности их печали. Сегодня такую традицию соблюдают не все и не всегда, а осуждение со стороны остается на совести самих наблюдателей. Православная церковь накладывает запрет на громкие народные вопли, предупреждая, что нельзя «плакать по умершим». Смерть - естественное завершение Жизни, переход в другое состояние.
Траурная процессия до кладбища предусматривала ритуал «первой встречи»: тот человек, который первым встречался на пути, получал каравай хлеба, завернутый в чистое полотенце. Это означало, что этот человек должен помолиться за усопшего, а умерший первым встретит его в свое время в другой жизни.
Похоронная процессия могла остановиться только у церкви и возле кладбища. По дороге разбрасывали зерно для птиц. Сегодня за гробом идут родственники, друзья, соседи, несут прижизненные награды усопшего, его портрет и бросают цветы, выстилая последний путь.
Гражданская панихида на кладбище перед опусканием гроба в могилу включает в себя недлинную речь, некролог об усопшем. Затем каждый участник процессии кидает ком земли в могилу, на заколоченный гроб и её закапывают. Весь ритуал прощания с усопшим и захоронение сопровождается молчанием и соболезнованиями. Громкая речь и смех в православном обряде похорон считается оскорбительными.
Траур и поминки
После похорон происходят поминки, которые повторяются в третий, девятый, сороковой дни, полгода и в годовщину смерти. В эти дни родственники заказывают поминальные требы в церкви, организовывают поминальные обеды дома и ежедневно молятся о душе усопшего.
Это может быть как поминальный обед, так и раздача продуктов всем знакомым и чужим людям с одной целью - помин души усопшего.
Согласно печальному этикету траур по умершему соблюдается в течение года. В это время близкие родственники носят темные одежды, не посещают развлекательных мероприятий, заказывают молебны в церкви, сами посещают кладбище и церковь. До сорока дней вдовы носят черные траурные платки в знак печали и памяти по усопшему. Более короткий срок траура распространяется на дальних родственников - до шести недель.
Православный траурный ритуал претерпел множество изменений, не потеряв самого главного - достойные проводы в последний путь.
Жанна Пятирикова
Публикации раздела Традиции
Похоронные обряды на Руси
П роводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет. Мы расскажем вам о самых необычных, интересных, порой удивительных похоронных обрядах, о которых ученые узнали из экспедиций. Некоторые из этих ритуалов соблюдаются и по сей день.
Марганцовка, яйца и «магическое» мыло
Леонид Соломаткин. После похорон. 1869
В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.
Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец, около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.
Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает лечебно-магические свойства: его хранили и использовали в дальнейшем при лечении болезней у людей и животных. При заболевании рук - мыли руки с мылом, приговаривая: «Цёловек-от ушёу, дак у ёво нецёвó не болит и у меня нецёвó не заболит» .
Ночевка над покойником, «откупливание» нового места жительства
Василий Перов. Проводы покойника. 1865
В деревне Черёмуха Брянской области было принято ночью сидеть/ночевать над покойником - ходить на хавтуры. В сидениях обычно участвовали пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. Сюда приходили без приглашения.
В шесть утра усопшему открывали лицо и умывали святой водой, женщины в ожидании родственников выходили на улицу и голосили: «Открывают, умывают, выходят на улицу, голóсят, кричать, где там приезжают, гукáют» .
На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки - «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце (постельку) и скатерть. А затем постельку и скатерть уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь.
«Плохая» вода, крапива и металлические предметы
Марк Шагал. Покойник. 1908
В села Новосолдатка Воронежской области обмывали и обряжали покойника по истечении двух часов после смерти. Мыть умершего могли как родственники, так и чужие люди, существовал запрет только на обмывание детьми своей матери. Считалось, что эта вода приобретала особые свойства, прикосновение к ней могло негативно сказаться на человеке, поэтому ее выливали в такие места, где люди не могли бы на нее наступить, например под забор.
Умершему человеку, лежавшему на лавке, связывали руки и ноги, а развязывали их только на кладбище, перед тем как опускать гроб в могилу. Над покойником совершали магические действия, чтобы дольше сохранить тело. Например, под лавку, на которой лежал покойник, обязательно клали какой-нибудь металлический предмет (чаще всего - топор или замок), обкладывали умершего крапивой.
Ночью, пока покойник находился в доме, не разрешалось спать. В полночь устраивали поминальную трапезу, по окончании которой лицо покойника закрывали. По традиционным представлениям это связано с тем, «что если его не накрыть, то он не будет спать, а будет беспокоить живых».
Длина ног, сожженная солома и причитания
Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е
В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога - следующей в деревне умрет женщина, а если правая - мужчина.
Под голову умершему клали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если у поля, то, говорят, что всё потянет за собой, у доме будет плохо, пустота».
После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать - голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».
«Приказывания» и белые платки
Алексей Корзухин. Поминки на кладбище. 1865
Одна из локальных этнографических групп русского населения, привлекавшая внимание исследователей еще в ХIХ веке, - горюны, проживающие в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.
К наиболее специфическим особенностям погребальной традиции горюнов относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах места проживания.
Кроме того, в оплакивании покойника участвуют всех женщины села.
В теплое время года жительницы приходили на похороны в белых платках. Это старый обычай, запечатленный еще на фотографиях 1920-х и 1970-х годов. Именно громкое звучание похоронных причитаний оповещает всех жителей о смерти односельчанина. Обмытого и одетого покойника кладут на лавку головой в кутный угол, при этом мужчин - к передней стене дома, а женщин - к правой боковой, выходящей на двор. Причитать - или, как здесь говорят, приказывать - начинают с порога, когда приходят в дом, чтобы попрощаться с покойником.
«Чтеи» и духовные стихи
Карл Фридман. Похороны. 1966
Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали» ), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.
Хранители духовных стихов - женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутца духовныя, они не обсуждают, што там в мире творицца, а всё про Бога поют» , а сами стихи - «божественными песнями», иногда - «стишками», или говорят о них: «божественное» («весь пост поют «божественное», а песни и скоромнае - эт’ нельзя» ).
Похороны. Обряды погребения.
Потеря близкого человека всегда очень тяжелое бремя для родных и близких. И в не зависимости от того болел человек или нет, подготовится к этому практически невозможно. Но если это произошло, родственники и близкие должны позаботиться о погребении по всем православным традициям.
Если в семье случалось такое горе, сразу что необходимо, это уладить все бумажные дела. Первым делом стоит вызвать скорую помощь и милицию, которая засвидетельствует смерть, подпишет и выдаст соответствующие документы. Потому как все дальнейшие действия без свидетельства о смерти невозможны.
После того как человек отошел в мир иной следует в церкви заказать Сорокоуст. Зеркала и телевизор завесить тканью, шторы закрыть, чтобы душа покойного могла найти выход.
Верить или не верить во все приметы, обряды и обычаи решает каждый для себя сам. Очень важно в этом вопросе провести в последний путь родного и близкого согласно его вероисповеданию, при этом, не причинив себе вреда. Ведь похороны издревле притягивали к себе людей желающих навредить другим. Для этого мы приведем примеры, как правильно попрощаться с человеком и провести траурную церемонию.
Подготовка в последний путь
Несомненно, любые обычаи на похоронах начинаются с подготовки к погребению тела усопшего. Омовение здесь не просто процедура гигиены. Это обряд который подразумевает очищение усопшего перед встречей со Всевышним. Как учит церковь - к Богу с чистым телом и душой. Омывать тело необходимо пока оно еще не остыло. Процессом омовения стоит заниматься людям, которые не состоят в родственных связях с умершим. Во время омовения читают «Господи помилуй». Вода после этой процедуры становиться «мертвой» поэтому от нее сразу стоит избавиться, вылив в самое дальнее место, где никто не ходит. От мыла тоже следует избавиться. Так же следует поступить и с водой, которой мыли посуду после поминок.
Сейчас этой процедурой в основном занимаются в моргах, поэтому стоит заранее позаботиться об одеждах, в которые будет облачен покойник. Мужчинам предпочтительнее заготовить строгий костюм, а для женщин приготовить платье. Голову женщине стоит покрыть платком. После чего усопшего покрывают белым покрывалом. На лоб кладут венец, где написаны слова Трисвятой песни. На тело усопшего обязательно надевают нательный крестик.
Перед тем как положить умершего в гроб, тело окропляется свяченой водой. Уста должны обязательно быть сомкнуты, веки опущены, в руки, скрещенные на груди необходимо вложить распятие. Под голову стоит положить подушку из опилок или сухой травы.
Гроб обычно ставят в центре комнаты, рядом размещают иконы и зажигают свечи. Перед иконой ставят стакан с водой, сверху кладут кусочек хлеба.
Прощание с усопшим
Обычно прощание с покойником начинается с момента выноса гроба из дома. Это обычно делают за час до отъезда на кладбище. Тело выносят ногами вперед. Гроб ставят перед подъездом или посреди двора, чтобы все желающие могли проститься с усопшим. Над телом священник читает « Последование по исходе души», проводит отпевание. Близкие зажигают свечи, оплакивая потерю.
Далее вся похоронная процессия отправляется на кладбище для захоронения. Впереди несут портрет покойного. Гроб, крышку гроба и венки несут люди, с повязанными на руку платками.
По приезду на кладбище дают возможность последний раз попрощаться с усопшим. Священник читает молитву, после чего заколачивают гроб. После опускания гроба в могилу все бросают горсть земли в могилу (как знак придания тела земле). На могиле устанавливается надгробный крест, кладутся венки.
После предания тела земле устраивают поминки.
Что взять на похороны
Обязательно нужно подготовиться ко всей процессии, поэтому, отправляясь на кладбище, следует продумать, что взять с собой, чтобы не пришлось возвращаться.
Стоит ли говорить, что о месте на кладбище, следует побеспокоится заранее и купить место.
Транспорт: катафалк и автобус следует тоже продумать сразу. Также следует приготовить полотенца, с помощью которых будет опускаться гроб. Головы на кладбище должны быть покрыты. Заготовьте свечи, венки и цветы. Медикаменты и воду тоже стоит приготовить заранее. А вот еду брать не стоит.
Плохие приметы на похоронах
Многие задаются вопросом, почему беременным нельзя на похороны. И на это есть несколько причин. Некоторые утверждают, что будущим мамам не стоит смотреть на покойника, надо избегать контакта живых и мертвых, чтобы с будущим ребенком все было в порядке. Другие объясняют это эмоциональным стрессом, который может привести к выкидышу или преждевременным родам. Третьи аргументируют это большим скопление людей, откуда можно подхватить инфекцию. Церковь по этому поводу запретов не видит. Поэтому если будущая мама эмоционально устойчивый человек, и это единственная возможность проститься с близким, она может и должна там находиться.
Считается плохой приметой, если у покойника приоткроются глаза. Кто в глаза мертвому посмотрит, тот отправится вслед. Поэтому часто можно наблюдать как усопшему на веки кладут монеты.
Некоторые строго соблюдают правило вещей, контактируемых с покойником. Мерки для гроба, веревки, расческу которой расчесывали, простынь для обтирания, стоит положить усопшему в гроб, чтобы никто не забрал эти вещи, используя потом их в черной магии.
Нельзя оставлять веник, которым подметали дом после покойника. Его следует сжечь.
Верить или не верить в плохие приметы, каждый решает сам, но ко всему что связанно с погребением усопшего следует относиться с уважением.
Чего нельзя делать после похорон
Не в коем случае ничего нельзя забирать или приносить что-либо с кладбища. Все должно остаться там.
На поминальном обеде нельзя злоупотреблять спиртным.
Многие считают, что вернувшись домой нужно сразу избавиться от всех вещей усопшего. Но это не так. До сорока дней этого делать не стоит. Потом вещи можно раздать или сжечь.
Некоторое время близким родственникам покойника, необходимо воздержаться от веселья и празднования.
Не нужно сразу по возращению домой открывать зеркала. Это делают не раньше, чем после поминок на девять дней.
Организовать похороны самостоятельно – достаточно хлопотная процедура. Необходимо посетить множество различных государственных и коммерческих учреждений, собрать все справки, договориться о времени проведения церемонии. Ко всему прочему добавьте психологическое напряжение от срочности данного мероприятия и дискомфорт из-за потери близкого человека.
Привлекать к столь щепетильному вопросу посторонних лиц не всегда позволяют финансовые возможности или моральные устои. Однако даже среди лиц старшего возраста не все знают, как правильно организовать похороны. Ниже будет рассказано, что для этого необходимо и последовательность шагов.
С чего начать организацию похорон
Первое, что следует сделать, столкнувшись со смертью родного человека, это – успокоиться и справиться с эмоциональным шоком. Мобилизуйте все свои силы на ближайшие три дня, пообещав себе предаться горю сполна уже после проведения захоронения. Запаситесь валерьянкой в каплях и нашатырным спиртом на случай обморока. Попросите кого-то из близких сопровождать вас в длительных поездках по различным организациям. Во-первых, сейчас вам необходима моральная поддержка со стороны, а во-вторых, безосновательно выпрашивать деньги на различные бесплатные услуги в присутствии третьего лица работники моргов и кладбищ обычно не решаются.
Как организовать похороны самостоятельно: пошаговая инструкция
Провести организация похорон самостоятельно не так сложно, как кажется поначалу. В силу жизненных факторов не каждому человеку под силу устроить элитное захоронение в тисовом гробу на одном из центральных кладбищ г. Москвы своему безвременно ушедшему родственнику. Потому чаще всего проводится скромная церемония с использованием бюджетных ритуальных принадлежностей. Тем не менее, даже при стеснённых финансовых обстоятельствах достойно проводить покойного в мир иной вполне возможно.
Инструкция организации и проведения похорон самостоятельно:
Смерть родного человека может произойти дома или в больнице. В первом случае вам следует вызвать скорую помощь и полицию. Заранее предупредите о случившемся, поскольку для транспортировки в морг необходим специальный транспорт. Если вы сомневаетесь в наступившем летальном исходе, лучше говорить, что человек находится в глубоком обмороке. Перевозка умершего в Москве бесплатна.
Умершего в больнице пациента, как правило, везут на вскрытие. Это необходимо для исключения вероятности смерти по неосторожности или из-за халатности врачей. В некоторых случаях, когда есть подозрения на насильственную смерть, данную процедуру применяют и к телам, привезённым медицинскими бригадами.
Следующий ваш шаг – определить, в каком танатологическом отделении (морге) размещено тело вашего близкого человека. Далеко не каждое медицинское учреждение имеет подразделение подобного типа. Как правило, одно ПАО или СМЭ прикреплено к нескольким госпиталям или больницам.
Оповестите родственников и знакомых безвременно ушедшего о его скоропостижной кончине как можно раньше. Дату захоронения лучше назначить традиционную – на 3-й день после смерти. В том случае, если дата приходится на один из Великих церковных праздников (Рождество, Пасха и т.п.) или выходной, стоит перенести её на следующий день. Дело в том, что священник может отказаться отпевать умершего, а работники морга не выдадут вам тело в праздник. Не переживайте о сроках: в танатологическом отделении первые 7 дней хранения бесплатны.
Возьмите врачебное свидетельство о смерти . Его можно получить в поликлинике, где состоял на учёте умерший, или морге, где размещено тело. Если вы собираетесь отпевать тело по христианскому обряду, не забудьте взять ещё одну справку для представителей церкви. Таким образом удостоверяется, что покойный не наложил на себя руки. Для получения обоих документов необходимо с собой иметь оба паспорта (усопшего и свой), а также медицинский полис и больничную карту безвременно ушедшего.
Уточните адрес и часы работы ЗАГСа, к которому приписан покойный. Сюда вам следует зайти за получением гербового свидетельства о смерти. Данный документ нельзя ламинировать или сгибать. На всякий случай, сделайте к нему несколько копий.
Чтобы оформить государственное пособие на погребение (для льготных категорий москвичей – от 16 701 рублей; (2018 г.) для остальных категорий – 5 701 р.) с документами обратитесь в соответствующие учреждения:
- для работавших – по месту работы;
- для пенсионеров – в Пенсионный Фонд (не забудьте взять с собой пенсионное удостоверение покойного!);
- для зарегистрированных безработных – в Собес;
- для военных, ветеранов – в военкомат.
Денежную сумму в наличной форме вас могут отправить получать в пенсионном фонде или, спустя пару часов, оформят распоряжение на оплату по безналичному расчёту.
Вы можете отказаться от пособия и выбрать социальные похороны по гарантированному перечню услуг и товаров на погребение (безвозмездные похороны). Вам предоставят:
- деревянный гроб, обитый тканью;
- покрывало;
- белые тапочки;
- копку могилы;
- транспортирование ритуальных принадлежностей к указанному вами моргу;
- катафальный транспорт в один конец до кладбища;
- услугу захоронения или кремации.
Все остальные похоронные атрибуты и услуги – одежду, подушку, грузчиков, место в колумбарии, поминки, отпевание и пр. – придётся оплачивать дополнительно.
Теперь, когда у вас есть гарантия, что государство хоть частично, но компенсирует ваши затраты, следует ехать на кладбище. В том случае, когда покойный заранее побеспокоился о праве на участок или имеется родственная могила, в которую осуществлялось погребение свыше 15-ти лет назад, следует выехать на указанный в документах погост. Если место не определено, то выделить его на безвозмездной основе могут только на открытых кладбищах. Для г. Москва это:
- Алабушевское (для жителей г. Зеленоград);
- Перепечинское.
Остальные закрыты для общих захоронений. Прибыть на погост следует в рабочие часы. Для столичных учреждений это с 9-00 до 17-00, для подмосковных – с 14-00 до 16-00. Лучше приехать заранее и там обсудить услуги по копке могилы, грузчиков, катафального транспорта.
После определения с местом погребения зайдите в магазин ритуальных товаров , например, от сайт и закажите:
- гроб (в длину он должен быть на 20-30 см больше роста усопшего);
- подушку;
- покрывало;
- прочие атрибуты (венки, памятные ленты, крест, табличку и т.п.).
Также у нас вы можете купить одеяние для умершего и белые тапочки.
Согласуйте проведение религиозного обряда. Для бюджетных похорон обычно заказывается отпевание на кладбище с последующим присутствием служителя церкви на поминках.
Не позднее чем за 24 часа до церемонии в морг следует принести вещи и средства гигиены для безвременно ушедшего.
Туалетные принадлежности:
- мыло;
- полотенце;
- туалетную воду или одеколон;
- расчёску.
Для женщин:
- исподнее бельё;
- чулки или колготки;
- платье с длинным рукавом или строгий костюм;
- косынку для волос;
- тапочки.
Для мужчин:
- исподнее бельё;
- носки;
- костюм с галстуком;
- тапочки.
Сотрудники морга предоставляют услуги по обмыванию, одеванию и выносу тела в зал для прощания на бесплатной основе. В случае необходимости бальзамирования или устранения косметических дефектов обязательно попросите прайс. Как правило, цены в нём будут в 2-3 раза ниже озвученных.
В день похорон главное придерживаться времени и лучше приехать к моргу несколько раньше. Не затягивайте процедуру прощания в церемониальном зале танатологического отделения. У вас ещё будет время проститься с покойным перед его опусканием в могилу. Из катафального транспорта до места погребения гроб принято нести на руках. Процессия формируется в следующей последовательности:
- Первыми следуют люди, несущие фото покойного, крест и мемориальную табличку;
- Затем венки с траурными надписями;
- На отдельной подушечке демонстрируются медали, ордена и прочие регалии умершего (при наличии);
- Крышка гроба;
- Гроб с телом безвременно ушедшего;
- Родные, близкие и прочие сопровождающие, согласно степени родства и знакомства.
Возле могилы происходит отпевание и последнее прощание с покойным. Крышка забивается, а сам гроб опускается в землю. Затем каждый из участвующих в церемонии кидает традиционную жменю земли и желает усопшему покоиться с миром. Далее копатели зарывают могилу и водружают на неё крест или временный памятник с табличкой.
Завершает церемонию поминальная трапеза. Поминальную трапезу лучше провести в кафе. Родственники и близкие обычно настолько переживают постигшее горе, что могут не справиться с подобными обязанностями. На неё собираются только самые близкие и родные для покойного люди. Во время поминок принято вспоминать умершего человека.