Зайкина избушка - русская народная сказка. Сакральный смысл Русских народных сказок. Заячья избушка
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.
К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.
Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.
Читаем сказку.
Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…
Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.
Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.
Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.
Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).
Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?
Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .
Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).
В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.
Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).
Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).
У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.
А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».
В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.
В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».
Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.
Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия – «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.
Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).
Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
Пусти меня, заюшка, на крылечко.
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
Пусти меня, заюшка, в избушку.
Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
Нет, не выгоните!
Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
О чем, заинька, плачешь?
Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
Нет, выгоню!
Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
осказках.ру - сайт
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
О чем ты, заинька, плачешь?
Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
Одеваюсь...
Петух опять:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки
Жили-были лиса и заяц. И была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
Наступила весна и у лисы избенка-то и растаяла, а у зайца стоит как прежде.
Пришла тогда лиса к зайцу и попросилась у него переночевать, он впустил ее, а она его взяла да и выгнала из своей же избушки. Идет по лесу заяц и горько плачет. Навстречу бегут ему собаки:
Гав, гав, гав! Чего ты, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весною ее избушка растаяла. Пришла лиса ко мне и попросилась переночевать, да сама меня и выгнала.
Не плач, косой! Мы поможем твоему горю. Сейчас вот пойдем и прогоним лису!
Пошли они к заячьей избушке. Собаки как загавкают:
- Гав, гав, гав! Уходи, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи:
Испугались собаки и убежали прочь.
Снова идет по лесу заяц и плачет. Навстречу ему волк:
- Чего, заяц, плачешь?
Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, а сама меня и выгнала.
- Не тужи, я помогу тебе.
- Нет, волк, не поможешь. Собаки гнали - не прогнали, и тебе не прогнать.
- Нет прогоню! Пошли!
Подошли они к избушке. Волк как завоет:
- У-у-у, убирайся, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Волк испугался и убежал назад в лес.
Снова идет заяц и горько плачет. Навстречу ему медведь:
- О чем, заяц, плачешь?
Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала.
- Не плачь, косой, я тебе помогу.
- Не сможешь ты, Михайло Потапыч. Собаки гнали - не выгнали, волк гнал - не прогнал и ты не выгонишь.
- Это мы еще посмотрим! А ну, пошли!
Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисички-на избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зай-киной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух, Я — певун-лопотун, На коротких ногах, На высоких пятах. На плече косу несу, Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна — красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу — собака:
— Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избушке, собака забрехала:
— Тяф – тяф — тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу — Медведь:
— О чём, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь! Я твоему горю помогу!
— Нет, не поможешь! Собака гнала — не выгнала и тебе не выгнать! — Нет, выгоню!- Подошли они к избушке, медведь как закричит:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:
— Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
— Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!
— Нет, бык, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать!
— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, бык как заревел:
— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал.
Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:
— Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
— Пойдём, я твоему горю помогу!
— Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!
— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил.