Иерусалимская икона божией матери где находится. Икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская

Одной из самых известных и наиболее почитаемых икон является Иерусалимская икона Божией Матери. На образе запечатлен прижизненный Лик Богородицы, и в точности воплощены черты Ее лица. Матушка помогает верующему люду абсолютно во всем: будь то любовные или семейные отношения, тяжкие недуги, катастрофы.

Изначально этот образ был призван оберегать Иерусалимскую общину. Он считается чудотворным, чему есть множество подтверждений в церковных архивных книгах. Празднование образа совершается ежегодно 25 октября.

История священного образа

Икона была создана по прошествии 15 лет по Вознесению Христа на Небо . К тому времени христианская община в Иерусалиме была полностью сформирована, поэтому Иерусалимский Лик предназначался именно для нее.

О Святой Земле:

По своей типологии он имеет сильное сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы. А согласно Преданию, Мария Египетская , находившаяся в мольбе у этой иконы, неожиданно услышала величественный глас, повелевающий ей оставить греховную, неправедную жизнь и оставшиеся годы земного жития посвятить служению Богу.

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

Ранее неподалеку от Золотых Константинопольских врат существовала раскидистая роща. Она считалась священной и носила имя Богородицы. Посреди рощи бил святой источник. Но со временем роща разрослась и загустела, а родник затерялся среди зеленых и густых зарослей и почти иссяк.

Но в это время Лев I, будучи простым солдатом царской армии, прогуливался по роще и неожиданно повстречал путника. Тот был стар, обессилен и совсем слеп. В душе воина горело желание помочь человеку, но он не знал, как это сделать. Тут он услышал ласковый женский голос, который подсказал ему местонахождение источника и объяснил, что нужно предпринять.

Вскоре Лев I исполнил свое обещание: очистил родник, построил храм Пигии и перевез в его стены иконы Иерусалимской Богородицы.

Историческое путешествие иконы

Во времена правления императора Ираклина скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Вокруг чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери собрались в пламенной молитве практически все горожане.

Царица Небесная услышала клич верных и умолила Сына Своего избавить город от нападения. После этого события икона была перевезена во Влахернскую церковь. Здесь она почивала три года.

В 988 году Лев Мудрый, император, перевез ее в Корсунь, который позже был завоеван князем Владимиром . Ему была подарена Иерусалимская икона, он же ее перевез в град Киев, где она пробыла совсем недолго. Князь Владимир передал ее в собор святой Софии в Новгороде , где она покоилась целых 4 столетия.

Позже, в 1571 году, Иоанн Грозный пожелал перевезти образ в московский Успенский собор . Но военные события 1812 года негативно сказались на столице: город был разрушен и разграблен, множество реликвий было вывезено за границу. В их числе оказалась Иерусалимская икона Божией Матери.

С тех пор и по сей день она находится во Франции.

Иерусалимская Богоматерь

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская , Казанская , Споручница грешных . Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека.

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы . Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда - вечность со Христом.

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Помощь с Небес

Молитва перед Иерусалимской иконой Богоматери поможет:

  • получить выздоровление от недугов, даже самых тяжелых;
  • защитит от неприятностей в дороге, в путешествии;
  • предотвратит стихийные бедствия;
  • оградит дом от посягательства воров;
  • утешит в скорби и унынии;
  • поможет отчаявшимся женщинам обрести радость материнства;
  • воссоединит семью, находящуюся на грани развода.

О чем еще молятся Богородице:

  • потребности должны быть земными: дарование любви, надежды, смирения, веры, духовной мудрости;
  • негоже просить о богатстве, славе и возмездии;
  • молиться можно не только за себя, но и за родных, близких людей, важно в молитве упомянуть их имена.
  • В церкви можно заказать водосвятный молебен с акафистом пред иконой Божией Матери Иерусалимская. По окончании молебна прихожанам раздается освященная вода . Принимать ее нужно по утрам натощак с молитвой.

    Совет! Для того чтобы чудо, испрашиваемое в молитвах, свершилось, необходима твердая вера во Христа, непреложное следование Его заповедям, житие по церковным канонам, частая исповедь, причастие. И тогда Матерь Божия обязательно услышит мольбы и непременно поможет.

    Посмотрите видео об Иерусалимской иконе Божией матери

    Вообще, у иконы Иерусалимской Божьей Матери очень интересная история. Началась она в Гефсимании, в лето пятнадцатого года после вознесения Господа. Евангелист Лука написал образ Богородицы. Это случилось ещё при земной жизни Девы Марии. Икону поместили в храм Воскресенья Христова. Существует предание, что голос, исходящий от этой иконы, повелел Марии Египетской изменить свою жизнь, посвятить себя служению Богу, что она впоследствии и сделала.

    В 463 году царь Лев Великий перенёс икону в Константинополь в храм Богородицы Пигии. С этим событием связана одна история. В Константинополе, вблизи Золотых ворот, была священная роща, носившая имя Богородицы. В роще находился источник, славившийся тем, что вода его обладает чудодейственными свойствами. Со временем роща разрослась, источник потерялся в густых зарослях и практически высох.

    Однажды Лев (в ту пору ещё бывший простым военным) прогуливался в этой роще и повстречал заблудившегося слепого путника. Бедняга так жалко выглядел, что Лев решил помочь ему. Он усадил слепого путника в тени деревьев, а сам пошёл искать воду, чтобы напоить и умыть бедолагу. Блуждая в зарослях, он услышал голос, направивший его к источнику. Лев очень удивился, но повиновался этому голосу. Когда он нашёл в зарослях источник и склонился над ним, чтобы набрать воды, этот же голос указал ему взять тину из источника и наложить слепому на глаза. У источника Лев получил ещё одно откровение, предрекающее ему стать царём. Когда это случится, он должен будет очистить источник от тины и возвести близ него храм.

    Когда Лев вернулся с водой к путнику и помазал его веки тиной, свершилось чудо — путник прозрел. Окрылённой такой радостью, он пошёл в Константинополь, прославляя Божью Матерь. Прошло время, Лев стал царём. Когда это произошло, он сдержал слово, устроил колодец для вод источника и вблизи его построил храм, куда со временем и перевезли образ Богородицы «Иерусалимской», названной так по месту происхождения иконы.

    Другое предание рассказывает о том, как скифы напали на Константинополь во времена правления императора Ираклия. Люди массово обратили свои мольбы к Божьей Матери «Иерусалимской», и город был спасен. В честь этого чудесного события икону перенесли в один из самых значительных византийских храмов — Влахернскую константинопольскую церковь.

    При правлении Льва VI в 988 году икона Иерусалимской Божьей Матери была перенесена в Корсунь (Херсонес). В этом же году князь Владимир взял Корсунь. После принятия им христианской веры, по преданию, икону Божьей Матери принесли в дар князю. Так чудотворный образ попал на землю русскую в один из Киевских соборов.

    Начался длительный и тяжёлый период крещения Руси. В честь принятия новгородцами христианства князь Владимир дарит им икону Иерусалимской Богородицы.

    В 1571 году царь Иван Грозный перенёс икону в Москву, в Успенский собор. Несколько столетий москвичи обращались со своими молитвами к великой святыне, пока в 1812 году наполеоновские войска не разграбили и сожгли столицу. По некоторым свидетельствам, икона была вывезена во Францию и сейчас находится в Соборе Парижской Богоматери. По другим, её там нет. Местонахождение иконы Божьей Матери «Иерусалимской», написанной рукой св. Луки, по сей день остаётся неизвестным.

    В Москве сохранились два точных списка с иконы. В Успенский собор, взамен утраченной реликвии, перенесли святой образ Богородицы из церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Отличительная особенность этого списка в том, что на его полях иконописец изобразил святых апостолов Павла, Петра, Луку, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фому и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

    Второй список с иконы хранился в Покровском соборе царской усадьбы на Сергиево-Виноградском острове. В 1932 году из разорённого храма список перенесли в храм Рождества Христова в Измайлово. Интересен тот факт, что икона пострадала при разрушении собора и почернела от пожара, но затем чудесным образом сама просветлела. Сейчас Покровский собор восстановлен, а икона возвращена на прежнее место. Однако в дни празднования (12/25 октября) иконы Иерусалимской Божьей Матери в храме Рождества Христова ежегодно читается акафист.

    Прихожане с особым почитанием относились к образу Божьей Матери «Иерусалимской» за его чудотворную силу. Ещё один удивительный случай произошел в 1866 году. Жителей нескольких сёл вблизи Москвы охватила эпидемия холеры. Сёла обнесли крестным ходом с иконой Иерусалимской Богородицы и молебном. После этого холера отступила.

    Кроме этих двух досточтимых списков иконы Иерусалимской Божьей Матери, есть и другие, находящиеся как на территории России, так и по всему миру. Иконе Иерусалимской Божьей Матери принято молиться для избавления от слепоты, паралича, при пожарах, эпидемиях, в сложной жизненной ситуации, просить защиты от врага, от падежа скота, находясь в печали и унынии.

    В моей жизни были случаи, когда я с молитвой обращалась к иконе Божьей Матери «Иерусалимской» и помощь мне приходила. Пусть и Ваша молитва, дорогой читатель, идущая от сердца, будет услышана!

    Молитва перед иконой Иерусалимской Божьей Матери

    Пресвятая Госпоже, Владычице Богороди­це, упование всех уповающих на Тя, За­ступнице печальных, прибежище отчаян­ных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас правед­ный гнев Свой, да простит грехи и беззако­ния наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

    Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, - народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери.

    Свидетельство очевидца

    По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

    При византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575-641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

    В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

    Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

    Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская - эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

    В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

    На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

    Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

    Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

    Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

    Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

    В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

    Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

    Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

    Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа - день перенесения образа из Бронниц и 12 октября - главный праздник чудотворной Иерусалимской.

    В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе - Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

    Тропарь, глас 4

    Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

    Тропарь, глас 3

    Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

    Молитва

    Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



    24 / 10 / 2005

    По преданию, первый список Иерусалимской иконы Божьей Матери принадлежал кисти евангелиста Луки, одного из самых образованных людей эпохи первых христиан. Помимо знания многих языков, он также был врачом, его же считают и самым первым иконописцем в истории христианства. Образ был написан в пятнадцатый год по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо в Гефсимании, вблизи того места, где происходило библейское событие, которое мы сегодня знаем как моление о Чаше (Мф. 26; 36–46, Мк. 14; 32–42, Лк. 22; 39–46). К тому времени в Иерусалиме сформировалась христианская община, и этот образ, восходящий по типологии к образу Одигитрии-Путеводительницы предназначался для нее. Он был помещен в храм Воскресения Христова, и, также по преданию, именно от этого образа святая Мария Египетская услышала голос, который призвал ее прекратить неправедную жизнь и целиком предаться служению Богу.

    В 463 году царь Лев I Великий Макелла перенес икону в Константинополь, в храм Богородицы Пигии 1 , но название Иерусалимская, по месту написания образа и его первоначального нахождения, закрепилось за ним навсегда.

    Название же Пигия было дано в связи с преданием об обретении Львом чудотворной иконы. В древние времена близ Золотых ворот Константинополя была священная роща, носившая имя Богородицы, там бил источник, воды которого почитались как чудодейственные. Со временем роща разрослась, а источник затерялся в густых зарослях и почти высох. Лев, который тогда был еще простым воином, прогуливаясь в роще, увидел изнемогшего от жажды и усталости слепого путника, потерявшего дорогу. Лев усадил его в тени и пошел поискать место, где можно было набрать воды, чтобы напоить слепца и дать ему умыться. В поисках он услышал голос, который и направил его к источнику. Молодой воин удивился, но повиновался. Когда он нашел источник, скрытый в глухом кустарнике, и наклонился за водой, то снова услышал голос, повелевший водой напоить путника, а на глаза его положить тину из источника. При этом ему также было предречено, что он станет императором, а когда это случится, он должен очистить источник от тины и прочей грязи и возвести над ним храм в честь Богоматери, которой и была посвящена роща.

    Лев вернулся с водой и сделал все, как было велено. Когда он помазал тиной глаза путника, тот в мгновение ока прозрел и, счастливый, двинулся далее в Константинополь, прославляя вслух имя Божьей Матери. Когда воин стал императором, он выполнил данное Богоматери слово – устроил для вод источника каменный колодец, а над ним возвел храм Пигий, куда и была принесена им Иерусалимская икона Божьей Матери.

    Через столетие с лишним, когда при императоре Ираклии скифские кочевники предприняли попытку завоевания Константинополя, после всеобщей молитвы горожан перед Иерусалимской иконой Божьей Матери город избавился от нападения врага. В честь этого чудесного избавления образ был перенесен во Влахернскую константинопольскую церковь – один из самых значительных византийских храмов. Здесь образ пребывал три века, вплоть до периода царствования императора Льва VI Философа, иначе Мудрого.

    В период его пребывания на троне в 988 году Иерусалимская икона Божьей Матери была перенесена в Корсунь (Херсон или Херсонес) – один из важнейших греческих форпостов греков в Крыму. После взятия Корсуни в том же году великим князем Владимиром Святославичем и его крещения, в котором он получил святое имя Василий в честь великого архиепископа Кесарии Василия Каппадокийского, Иерусалимский образ был отдан ему в дар. Святой Владимир, князь Киевский год спустя крестил Русь, открыв тем самым длительный период укрепления на Руси православия.

    В Киеве образ оставался также недолго: далее святой князь Владимир передал его в Великий Новгород в честь крещения новгородцев. Здесь в соборе Святой Софии чудесная икона пребывала около 400 лет, пока в 1571 году царь Иоанн Грозный не перенес ее в Москву, в Успенский собор Кремля, где уже находилось множество уникальных святынь. Почти два с половиной века перед Иерусалимским образом Богородицы молились многие поколения и москвичей, и притекавших к московским святыням приезжих. Однако во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские войска, хотя и потерпели поражение, но изрядно разграбили столицу, в том числе и сокровища Кремля. Так была вывезена из России и Иерусалимская икона Божьей Матери.

    В столице остались два точных списка с иконы, из которых один был перенесен в Кремль взамен утраченного из церкви Рождества Богородицы на Сенях, находившейся в жилых палатах московских государей, и расположен в Успенском соборе за патриаршим местом. Этот список отличался тем, что на его полях иконописец изобразил святых апостолов Павла, Петра, Луку, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фому и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

    Второй список был перенесен в 1932 году из разоренного Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове в храм Рождества Христова в Измайлове. Этот храм является одним из немногочисленных в России, которые за весь период своего существования не закрывался никогда ни при каких исторических обстоятельствах.

    Иерусалимский образ Богоматери из измайловского храма был любим и почитаем москвичами за его чудотворную силу. В 1866 году жителей сел Нагатино, Новинки, Сабурово и Дьяково, других, что были близ Коломенского, которое теперь стало частью Москвы, охватила эпидемия холеры. Села обнесли крестным ходом с измайловским образом, и после крестного хода и молебна холера тут же отступила. Ранее эту икону носили крестным ходом вокруг Москвы от Пасхи до дня празднования иконы – 12/25 октября.

    Покровский собор ныне восстановлен, а Иерусалимская икона Божьей Матери из Измайлова возвращена на прежнее место. Удивительно, что почерневшая от пожара, произошедшего при разорении собора, икона чудесным образом поновилась сама собой. А в измайловском храме Рождества Христова в день празднования иконы ежегодно читается акафист Иерусалимской иконе Божьей Матери.

    Известные списки Иерусалимской иконы Божьей Матери
    Местночтимых списков Иерусалимской иконы Божьей Матери было достаточно, но далеко не все они сохранились. Так, утрачены: список, находившийся в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, чудотворный список Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни работы инока Корнилия, до пострижения – царского иконописца Кирилла Уланова, сделавшего список в 1709 году. Обители более не существует – ее поглотили воды Горьковского водохранилища.

    Еще известные чудотворные списки – Иерусалимский образ над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря «Русике» на Святой горе Афон, который является точным списком с Кривоозерской Иерусалимской иконы. Ее автор – Никон, иеромонах Нило-Сорской пустыни, икона написана в 1825 году.

    Удивительна история чудотворной Иерусалимской иконы Богоматери в селе Онышковцы, что под городом Дубно на Волыни. По преданию, она была обретена после пожара, учиненного турками и татарами в разграбленном ими храме. В 1670 году в Онышковцах был возведен новый храм, куда вернулась и обретенная под пеплом прежнего храма икона.

    Среди прочих – Иерусалимская икона московского Старо-Иерусалимского подворья, в церкви Воскресения Словущего, Иерусалимская икона на Вишняках, в церкви Святой Троицы в Москве, Иерусалимская икона в Лукинской женской обители Московской епархии, Иерусалимская икона в селении Новоспасском и в Гамалеевском Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка Черниговской епархии.

    И, наконец, ныне в Иерусалиме, в храме, где находится гробница Пресвятой Девы, хранится почитаемая Иерусалимская икона Божьей Матери, написанная лет сто, может, немногим более, назад русской монахиней-иконописицей из одного из иерусалимских монастырей. Есть сведения, что Богоматерь явилась монахине в видении и повелела иконописице изобразить Ее такой, какой Она привиделась.

    В подмосковных Бронницах недалеко от собора Архангела Михаила, пять голубовато-серебристых куполов которого видны издалека, если ехать со стороны Москвы, находится храм Иерусалимской иконы Божьей Матери, время постройки которого 1840–1846 годы. Здесь хранится точный список с московского образа. Специалисты считают, что список был сделан в XVI веке, до 1771 года хранился в кладбищенской часовне, но в том году икона явила свои чудотворные свойства при исцелении больных моровой язвой и была перенесена в храм. В 1840 году была заложена и выстроена в ее честь церковь. От этой иконы, по молитвам перед ней, были остановлены эпидемии холеры, которые свирепствовали в 1848 и 1864 годах.

    В 1866 году эпидемия охватила Москву и не обошла Подольск. Подольчане пришли к митрополиту Московскому Филарету с просьбой дать им для крестного хода знаменитую чудотворную Иверскую икону Божьей Матери. Но в то время перед Иверским образом непрерывно происходило служение молебнов об укрощении холерной эпидемии в столице, иконой постоянно обносили столицу. Митрополит Филарет благословил тогда просителей, чтобы спасти Подольск от напасти, взять Бронницкую Иерусалимскую икону, уже славную подобными исцелениями в прошлые холерные годы.

    Двенадцатого августа 1866 года огромная, в тяжелом вызолоченном окладе из серебра Иерусалимская икона Богоматери была доставлена в Подольск. Ее встречали едва ли не все жители. И желанное чудо свершилось: в тот день не было ни умерших, ни новых заболевших, а затем эпидемия очень быстро пошла на убыль. В память об этом событии каждый год 12 августа жители Подольска стали приносить из Бронниц чудесный образ. Позже с чудотворной иконы был сделан список и помещен в Троицкий собор Подольска.

    Известен прославленный список Иерусалимской иконы Божьей Матери, который был передан в 1855 году митрополитом Московским Филаретом в дар Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии через посредство Христа ради юродивого Ивана Степановича, в 1873 году в обители был освящен храм в честь Иерусалимского образа. Еще один образ – точная копия бронницкого чудотворного Иерусалимского образа Божьей Матери – был подарен в 1892 году жителями Бронниц строящемуся в монастыре Воскресенскому собору. Этот день – 8/21 августа, как и октябрьское празднование, отмечался как монастырский праздник. После революции 1917 года монастырь, который к тому времени стал духовно-образовательным и благотворительным центром, куда стекались многие жители Подмосковья и куда приезжали из других российских пределов, закрыли отчасти потому, что недалеко от него располагалось имение «Горки», где провел свои последние годы Ленин. В 1990-х годах Крестовоздвиженская обитель вновь была открыта – одной из первых.

    Краткая иконография
    По иконографическому типу Иерусалимская икона Божьей Матери восходит к Одигитрии, но у нее есть ряд отличий. Во-первых, зеркальность изображения: на большинстве Одигитрий Богородица держит Младенца Христа левой рукой и указывает на него правой, а на Иерусалимской – наоборот, Младенец восседает на правой Ее руке, а левой Пречистая указывает на Сына.

    Во-вторых, на большинстве Одигитрий взгляды Богоматери и Господа обращены на нас, а на этом образе Они глядят друг на друга, что делает этот образ мягче, чем Одигитрия, к примеру, Казанская.

    И, в-третьих, на старинных списках мафорий, или омофор, покрывающий голову Богородицы, на Иерусалимской Ее иконе имеет ярко выраженный красный цвет. Есть ещё одно важное отличие – по эмоциональному наполнению этот образ несколько отличается от традиционной Одигитрии.

    Какое чудо произошло
    Трудно отделить жизнь чудотворной иконы и чудеса, творимые Богородицей по нашей молитве перед Её образами. Иерусалимская икона Божьей Матери – не исключение. Поэтому мы не станем повторяться, перечисляя множество чудес и исцелений, начиная с прозрения слепца при чудесном открытии этой иконы через Ею освященный источник во времена Льва I Великого, а попросим читателя обратиться к разделу События из истории Иерусалимской иконы Божьей Матери. Здесь Вы увидите, что вся история Иерусалимского образа сплошь состоит из чудесных событий, связанных с его многочисленными списками, хранящимися, прославленными и почитаемыми в разных местах России…

    Значение иконы
    Иерусалимская икона Божьей Матери – одна из главных прославленных икон, которые сопровождали историю христианства еще с апостольских времен. Она воплощает одно из прижизненных изображений Богоматери, содержит драгоценные черты Ее лика. Многократные чудеса исцеления, прекращения страшных эпидемий – подтверждение тому, что Пречистая никогда не отпускает из внимания нашу Родину, русский народ и Ее московский удел.

    Вот уже два тысячелетия прошло с того дня, как апостол Лука провел по иконной доске последний штрих, завершая Ее светлый образ, полный нежности и любви, когда Сын Ее уже вознесся. А образ этот всегда с нами, за что великая наша благодарность Господу и Матери Божьей. То, что среди прочих богородичных святынь есть и эта – еще одно свидетельство Ее заботы, заступничества и любви к человечеству.

    __________________________________
    1 Пигия (греч.) – источник.

    История Иерусалимской Божьей Матери очень древняя, и этот образ является одним из наиболее важных для верующих. На нем представлен прижизненный лик Богородицы, а она, как известно, является главной помощницей всех людей на земле. Икона была написана святым Евангелистом Лукой на 15 год после Вознесения Господнего. В христианской вере именно этот образ является первым из остальных 70 изображений Богородицы. Изначально основное предназначение святыни заключалось в защите иерусалимской общины. Верующие и священнослужители считают Иерусалимскую чудотворной, поскольку она помогла уже многим людям.

    Значение и молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери

    Есть день, когда принято отмечать день памяти этого образа Богородицы – 25 октября. На Иерусалимской иконе представлено поясничное изображение Божьей Матери с Младенцем на правой руке. Богородица смотрим на Иисуса, а с ее головы спадает мафοрий. Есть несколько разных видов написания этого образа, но наибольшей популярностью пользуются два варианта. На первом на полях образа представлены апостолы и мученики, а на втором Божья Матерь изображена с предстоящими родителями: святыми Иοакимом и Анной. Кстати, если зеркальное отображение Иерусалимской иконы – Грузинская.

    Иерусалимская икона Божьей Матери побывала в разных странах, совершая многочисленные чудеса. В 1812 год святыня исчезла и до сих пор не известно, где находится оригинал. Согласно некоторым источникам она была захвачена французами.

    В чем помогает Иерусалимская икона Божией Матери?

    1. Читают молитвы перед этим образом в моменты, когда человек теряет веру, переживает за что-то или скорбит.
    2. Образ считается целительным, так в истории известно много случаев, когда искренние и продолжительные молитвы помогли справиться с разными заболеваниями. Лучше всего помогает он при болезнях глаз.
    3. Большое значение Иерусалимская икона Божьей Матери имеет в качестве защитного оберега, помогая спастись от стихийных бедствий и, особенно от пожаров и воров. Читать молитвы перед образом необходимо, чтобы защитить свой дом и семью от нападений.
    4. Молиться перед иконой стоит перед тем, как отправиться в длительное путешествие или командировку, чтобы оградиться от проблем в пути.
    5. Обращаться к Богородице можно, чтобы справиться с семейными проблемами и наладить . Женщины молятся перед иконой о помощи в зачатии ребенка.

    Молитва Иерусалимской иконе Божьей Матери

    «О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь».