Распад руси на удельные княжества. Распад Древнерусского государства: причины и последствия
Исторический путь от образования до распада Древнерусское государство восточных славян прошло за три века. Объединение разрозненных славянских племен князем Рюриком в 862 году дало мощный толчок для развития страны, которая достигла своего расцвета к середине XI века. Но уже через сто лет вместо могущественного государства образовались десятки самостоятельных, некрупных княжеств. Период XII - XVI веков породил определение «Удельная Русь».
Начало распада единого государства
Расцвет русского государства пришелся на период власти Великого князя Ярослава Мудрого. Он, как и его предшественники рода Рюриковичей, сделал многое для укрепления внешних связей, увеличения границ и государственной мощи.
Киевская Русь активно вела торговые дела, развивала ремесленное и сельскохозяйственное производства. Историк Н. М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, эта дата считается началом распада Древнерусского государства .
Любеческий съезд князей. Попытка остановить распад
С этого момента разгорелись усобицы за власть между наследниками княжеского престола. В спор вступили три его сына, но от них не отставали и младшие Ярославичи, внуки князя. Это происходило в то время, когда на Русь из степей впервые совершили набег половцы. Князья, враждующие друг с другом, стремились добиться власти и богатства любой ценой. Некоторые из них в расчете получить богатые уделы вступали в соглашение с врагами и приводили их орды на Русь.
Гибельность распри для страны видели некоторые князья, одним из которых был внук Ярослава Владимир Мономах. Он в 1097 году убедил князей-родственников встретиться в городе Любече, что на Днепре, и договориться о правлении страной. Им удалось поделить между собой земли. Поцеловав крест в верности соглашению, они постановили: «Да будет земля русская общим отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». Но договора хватило ненадолго: один из братьев ослепил другого, и в семье вспыхнули злоба и недоверие с новой силой. Съезд князей в Любече на самом деле открыл широкую дорогу распаду Древнерусского государства , придав ему законную силу соглашения.
Призванный народом в 1113 году на княжеский престол в городе Киеве, Владимир Мономах остановил разъединение государства, но только на время. Он многое успел сделать для укрепления страны, но княжил он недолго. Его сын Мстислав пытался продолжить дело отца, но после его кончины в 1132 году закончился и временный период единения Руси.Дальнейшее дробление государства
Больше ничто не сдерживало распада Древнерусского государства, на века уходившего в эпоху политической разобщенности. Ученые называют ее периодом удельной, или феодальной, раздробленности.
Дробление, как считают историки, являлось закономерным этапом в развитии российского государства. В Европе этого не смогла избежать в период раннего феодализма ни одна страна. Власть князя в то время была слаба, функции государства незначительны, и желание богатеющих землевладельцев укрепить свою удельную власть, выйти из повиновения централизованному правлению было понятным.
События, сопровождающие распад Древнерусского государства
Русские разрозненные земли, мало связанные между собой, вели натуральное хозяйство, достаточное для собственного потребления, но не способное обеспечить единство государства. По времени совпало и снижение мирового влияния Византийской империи, которая слабела и вскоре перестала быть крупным центром. Таким образом, утратил свое значение и торговый путь «из варяг в греки», который позволял Киеву долгие века осуществлять международные связи.
Киевская Русь объединяла несколько десятков племен со сложными отношениями внутри рода. Кроме этого, набеги кочевников также усложняли их жизнь. Спасаясь, люди уходили из обжитых мест в малонаселенные земли, устраивали там свое жилище. Так заселялась далекая северо-восточная часть Руси, что вело к увеличению территории государства и утрате влияния на них киевского князя.
Принцип наследования власти, принцип майората, существовавший во многих европейских государствах, предусматривал, что все земли отца-феодала наследовал его старший сын. Земельные владения русского князя делились между всеми наследниками, что дробило земли и власть.Появление частного феодального землевладения также способствовало порождению феодальной раздробленности и распаду Древнерусского государства на самостоятельные земли . Дружинники, часто получавшие от князя плату за службу в виде земельных наделов или попросту отбиравшие их у более слабого, начали обживаться на земле. Появляются крупные феодальные вотчины - боярские села, растет могущество и влияние их владельцев. Наличие большого числа таких владений становится несовместимым с государством, имеющим большую территорию и слабый управленческий аппарат.
Причины распада Древнерусского государства кратко
Историки называют дробление Руси на мелкие удельные княжества процессом, естественным в тех условиях.
Они перечисляют множество объективных причин, поспособствовавших ему:Наличие разобщенности между славянскими племенами и превосходство натурального хозяйства, достаточного для проживания общины.
Появление новых, богатых и влиятельных феодалов, увеличение княжеско-боярского землевладения, не желающего делить власть и доходы с Киевом.
Усиливающаяся борьба между многочисленными наследниками за власть и земли.
Миграция племенных общин в новые отдаленные земли из-за грабежей кочевников, удаление от Киева, потеря связи с ним.
Утрата Византией мирового господства, снижение товарооборота торгового пути к ней, ослабление международных связей Киева.
Появление новых городов как центров удельных княжеств, рост их значения на фоне ослабления власти Киева.
Последствия распада Руси
Последствия распада Древнерусского государства носят как положительный, так и отрицательный характер. К позитивным последствиям можно отнести:
появление и расцвет городов в многочисленных княжествах;
поиски торговых путей взамен византийского, потерявшего былое значение;
сохранение единой духовности, вероисповедания, а также культурных традиций русским народом.
Отрицательными последствиями этого события являются:
непрекращающиеся княжеские войны между собой;
деление земель на мелкие наделы в пользу всех наследников;
снижение способности защищаться, отсутствие единства в стране.
Значительные негативные последствия сказались самым серьезным образом на жизни Древнерусского государства периода распада
. Но ученые не считают его отступлением назад в развитии Руси.Некоторые удельные центры
В этот исторический период власть Киева и его значение как первого города государства, постепенно снижаясь, сходит на нет. Теперь он всего лишь один из крупных русских городов. Одновременно вырастает значимость других земель и их центров.
Владимиро-Суздальская земля играла важную роль в политической жизни Руси, князьями здесь были потомки Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский, выбравший для постоянного проживания город Владимир, не оставил его даже для правления Киевом и Новгородом, которые временно подчинил себе в 1169 году. Объявив себя Великим князем всея Руси, он сделал Владимир на некоторое время столицей государства.Новгородская земля первая вышла из-под власти Великого князя. Структура управления уделом, сложившаяся там, называется историками феодальной республикой. Сами местные жители называли свое государство «Господин Великий Новгород». Высшую власть здесь представляло народное собрание - вече, которое смещало неугодных князей, приглашая на правление других.
Монгольское нашествие
Кочевые монгольские племена, объединенные в начале XII века Чингисханом, вторглись на территорию Руси. Распад Древнерусского государства ослабил его, сделав желанной добычей для захватчиков.
Русские бились отчаянно, но каждый из князей считал себя главнокомандующим, действия их были не согласованы, чаще всего они вставали на защиту только своих земель.На многие века на Руси установилось монголо-татарское владычество.
Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г.,
в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды
наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече,
Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира
между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив,
съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между
князьями.
Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное
время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына
Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период политической (феодальной) раздробленности
, который мы также называем
Удельная Русь.
После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за
титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная
борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе
с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз.
Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что
великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь
Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя
киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль.
По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет
своё значение столицы русского государства.
Причины феодальной раздробленности:
экономические:
– натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
– уровень экономического развития позволял местным князьям
содержать аппарат управления и военные формирования (дружины),
достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
– наличие центральной власти означало для местного населения
и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
– рост феодального землевладения;
– укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников
и купечества;
– с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла
актуальность его контроля центральной политической властью.
политические
:
– большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями,
что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
– размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно
реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения
соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных
дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
– нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в.
лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
– необходимость поддержания социального порядка.
Последствия феодальной раздробленности:
Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества,
хотя и нанесла ущерб единой государственности.
Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились три основных центра
, княжества, которые отличались по
типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь.
На юге по-прежнему была
сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из
состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в
1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему
удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных
рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий
(1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского
княжества.
С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь.
В 1136 г. княжеская власть в Новгороде
прекратила своё существование как самостоятельная политическая
сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника
киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти
сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались
на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие
должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
Подобная система организации политической власти существовала
и в Пскове.
Такой тип государственного устройства называют феодальной
(вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими,
аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь.
Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь
политическое управление строилось на взаимодействии городского
веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова,
Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого
Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину.
Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей,
зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах,
близких к понятию подданства.
Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена
основа для формирования неограниченной деспотической власти
(по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.
Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в.
В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин
был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю
Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в
1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился
за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому.
Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не
все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не
было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить
битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав
Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его
дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом
половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой
вернулся лишь каждый десятый.
После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает
своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято
решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил
сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход
на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань.
В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир,
Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не
дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в
южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным
монгольским соединением под командованием темника Бурундая,
закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его
захватить только после семинедельной осады.
В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками
Батыя был взят Киев.
В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (монголо-татарское
, или ордынское
иго
). Русские земли были обложены данью («царёв»
, или «ордынский»
,
выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число»
). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали
постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских
князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для
русских земель
:
– гибель населения;
– угон в Орду ремесленников;
– выплата дани;
– экономический упадок, замедление экономического развития;
– консервация феодальной раздробленности;
– разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
– замедление темпов культурного развития.
Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся
рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за
эту победу прозвище Невский (Невская битва
).
С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили
Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера
суздальско-новгородское войско под командованием Александра
Невского разбило ливонцев (Ледовое побоище
).
Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
С появлением на Руси после принятия христианства славянской
азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных
грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира
Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться
в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце
XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды,
но и переводная литература.
Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были
«Поучения» и «Хождения».
Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла
Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.)
и др.
Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев-
ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются
Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный
дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но
и жилищ горожан и крестьян.
Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный»,
«Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века
«Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами
русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич,
Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Лекция: Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
Причины распада Древнерусского государства
Причинами распада Древнерусского государства являются:
слабая централизация государства,
дробление земель при наследовании,
сложная система наследования,
стремления князей развивать свое княжество, а не общее государство,
господство натурального хозяйства.
Перед своей смертью князь Ярослав Мудрый разделил между своими сыновьями города: Изяслав как старший сын стал править Киевом, Святослав - отправился в Чернигов, Всеволод - стал князем в Переяславле. Он приказал, чтобы после своей смерти каждый сын правил в своем княжестве, но старшего Изяслава уважали как отца.
Ярослав Мудрый умер в 1054 году, и некоторое время сыновья жили в мире и согласии, даже усовершенствовали свод законов Русскую Правду, ввели некоторые новые законы. Новый свод получил название - Правда Ярославичей . Но очередной порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, стал причиной раздоров и усобиц между его сыновьями. Порядок этот заключался в том, что власть переходила от старшего брата к младшему, а после смерти последнего из княжеских братьев к старшему племяннику. А если кто-либо из братьев умирал, не успев стать князем, то его дети становились изгоями и не могли претендовать на престол. Но росла мощность каждого русского княжества, вместе с нею росли и личные амбиции престолонаследников.
Через некоторое время после смерти Ярослава, со стороны Востока вместо печенегов пришло другое кочевое племя - половцы. Половцы разгромили печенегов и начали атаковать южные земли Киевской Руси. Вели они больше разбойническую войну, ограбив деревню, сжигали ее, а людей уводили для продажи на рабовладельческих рынках Востока. Окончательно заняв территории печенегов и значительно расширив их, они обитали по всей территории от Дона до Днепра. И даже дошли до византийских крепостей на реке Дунай. Полоцкое княжество, входившее в состав Киевской Руси, отделилось от Киева ещё в конце X века. Полоцкий князь Всеслав – дальний родственник Ярославичей, стал вести борьбу с Киевом за политическую гегемонию в Северо-Западной Руси. Его неожиданное нападение на Псков в 1065 году было неудачным, но в течение следующих двух лет он совершил опустошительный набег на Новгород. Но на обратном пути в марте 1067 года Всеволод был разбит Изяславом Ярославичем и пленён в Киеве.
Битва на Альте
И вот в 1068 году, окончательно окрепнув на новой земле, они совершили огромное вторжение на Русь. На защиту встали три княжеские дружины Изяслава, Святослава и Всеволода. После кровопролитной битвы на реке Альте, русская армия была полностью разбита. Изяслав с остатками войска вернулся в Киев. Народное вече принялось требовать возвращения армии на поле боя, для того чтобы разгромить и прогнать половцев. Но Изяслав отказался под предлогом, что его дружинникам нужно отдохнуть. Поднялись народные волнения, так как помимо зверств и разрушений, которые делали половцы они еще полностью перекрыли торговый путь в Византию. Русские купцы не могли такое стерпеть. В конечном счете возмущенная толпа разграбила княжеский двор, а князь Изяслав должен был бежать к своему тестю - польскому королю Болеславу. Рассерженные киевляне решили освободить Всеслава из плена и провозгласили его Великим князем. Но заручившись поддержкой польского родича и частью его войска Изяслав быстро вернул Киев под свое управление.
В это время поддержкой народного вече в Киеве и своего брата князя Всеволода Переяславского заручился князь Чернигова - Святослав. Основой его поддержки послужило то, что он смог отразить атаку половцев в своем княжестве. Святослав решил изгнать Изяслава из Киева. Так началась междоусобная вражда между княжескими братьями с привлечением половецких племен в качестве поддержки. В 1073 году великим князем стал Святослав. Он умер в 1076 году и киевский престол уже в третий раз занял Изяслав. В 1078 году на Киев совершил нападение племянник Изяслава Олег Святославич, который был недоволен размерами своего удела и хотел расшириться. Изяслав погиб в этой борьбе. Княжество Киевом по очереди дошло до Всеволода - последнего сына Ярослава, который умер в 1093 году. Хотя еще за несколько лет перед смертью он полностью возложил правление на своего сына Владимира Мономаха, все же после смерти Всеволода на престол по закону взошел старший сын Изяслава - Святополк. И притихшая междоусобица, началась с новой силой. Эти события и стали первопричиной распада Древнерусского государства.
Любечский съезд
Правовым укреплением разделения Киевской Руси стал мирный договор в 1097 году в Любече. Князья договорились изгнать половцев из русской земли, при этом они утвердили, то что каждый теперь правит самостоятельно в своем княжестве. Но усобицы могли легко вспыхнуть вновь. И только внешняя угроза, исходившая от половцев, удерживала Киевскую Русь от раскола на отдельные княжества. В 1111 году Владимир Мономах вместе с другими русскими князьями совершил успешный поход против половцев и разгромил их. Через два года после этого умер Святополк. В Киеве началось восстание против бояр Святополка и ростовщиков (людей, дававших деньги в долг под проценты). Киевская верхушка, обеспокоенная сложившимся положением, вне очереди призвала на престол Владимира Мономаха. Так, с 1113 по 1125 год Великим князем был внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах. Он стал мудрым законодателем и правителем, прилагал все усилия для сохранения единства Руси, жестоко наказывал тех, кто чинил усобицы. Внеся «Устав Владимира Мономаха» в «Русскую правду» Владимир защитил права закупов, которые страдали от беспредела и злоупотреблений ростовщиков. Он составил ценнейший источник русской истории «Поучение». Приход Владимира Мономаха на время объединил Древнерусское государство, 3/4 русской земли было подчинено ему. При нем Русь была сильнейшей державой. Хорошо развивалась торговля, он сохранил "Путь из варяг в греки".
После смерти Мономаха в 1125 году, его сын Мстислав, правивший до 1132 года, смог еще ненадолго сохранить единство Руси. Но после его смерти все вернулось обратно к внутренней войне, наступил "удельный период" - период раздробленности Киевской Руси. И если до этого Киевская Русь была едина, то к XII веку она уже была поделена на 15 княжеств, а еще через 100 лет, представляла собой около 50 различных княжеств, со своими правителями. В течение 1146–1246 гг. власть в Киеве менялась 47 раз, что окончательно уничтожило авторитет столицы.
Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
Хотя княжеств и было почти полсотни, можно выделить три основные, которые оказывали огромное влияние на всю территорию в целом.
Наибольшее влияние среди русских земель периода раздробленности имели:
Владимиро-Суздальская земля,
Новгородская республика,
Галицко-Волынское княжество.
Владимиро-Суздальская земля
Владимиро-Суздальская земля территориально находилась между реками Оки и Волги. Была значительно удалена от границ, а соответственно от набегов и представляла собой плодороднейшую равнину, которая отлично подходила для всех сельскохозяйственных нужд таких как земледелие и скотоводство. Эти факторы и послужили для постоянного притока людей из разных категорий, таких как земледельцы, скотоводы, ремесленники и прочее. Было множество купцов и младших дружинников в основном пограничных земель. Владимиро-Суздальское княжество стало самостоятельным и независящим от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157). Массовый приток населения произошел в XI-XII веках. Пришедших из южных регионов Руси привлекало, что княжество находилось в относительной безопасности от набегов половцев (территория была значительно покрыта густыми лесами), плодородные земли и пастбища, реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород).
Сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский во время своего правления максимально увеличил княжескую власть и сместил правление бояр, которые были часто практически ровней князю. Для того чтобы уменьшить влияние народного вече, он перенес столицу из Суздаля. Из-за того, что во Владимире, вече не было таким властным, он и стал столицей княжества. Также он полностью разогнал всех возможных претендентов на трон. Его правление можно рассматривать как начало рассвета монархии с единоличными деспотическими элементами. Он заменил бояр, на дворян, которые полностью ему подчинялись и назначались им же. Они могли не быть из знати, но должны были полностью ему подчиняться. Он активно занимался внешней политикой, пытался получить влияние среди бояр и знати Киева и Новгорода, организовывал против них походы.
После его смерти на престол взошел Всеволод Большое Гнездо, который вместо попыток подчинить власть в старых городах, активно строил и улучшал новые, получая большую поддержку населения и мелкой знати. Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострома, Тверь - эти города стали оплотом его власти. Проводил масштабное каменное строительство и оказывал поддержку зодчеству. Сын Всеволода Юрий завоевал значительную часть территорий Новгородской республики, а в 1221 г. основал Нижний Новгород - крупнейший город в восточной части княжества.
Новгородская республика
В Новгороде, в отличие от других княжеств, власть была не у князя, а у богатых и знатных семей бояр. Новгородская республика или как ее еще называют Северо-Западная Русь не имела плодородных равнин или других условий для развития сельскохозяйственного труда. Поэтому основной промысел населения составляло ремесленничество, бортничество (сбор меда) и пушные промыслы. Поэтому для успешного существования и получения продуктов питания, было необходимо вести торговые отношения. Этому отлично способствовало нахождение Новгородской республики на торговом пути. Торговлей занимались не только купцы, активное участие принимало и боярство. За счет торговли знать быстро разбогатела и стала играть важную роль в политическом устройстве, не теряя возможности прибрать немного власти во время смены князей.
И так после свержения, ареста, а затем и изгнания князя Всеволода происходит полное формирование Новгородское республики. Основным аппаратом власти становится - вече, именно оно принимало решение по вопросам войны и мира, назначало высшие руководящие должности. Должности, которые назначало вече выглядели следующем образом:
Посадник - являлся главным лицом, правителем.
Воевода - ответственный за правопорядок в городе.
Епископ - глава новгородской церкви.
Также, именно вече решало вопрос о приглашении князя, полномочия которого были сокращены до военного руководителя. При этом все решения принимались под присмотром господ и посадника.
Такое устройство Новгорода, позволило ему стать аристократической республикой, основной на вечевых традициях Древней Руси.
Южная Русь, Галицко-Волынское княжество
Изначально во времена княжения Ярослава Осмомысла в 1160–1180 годы Галицкое княжество достигает нормализации отношений внутри княжества. Между боярами, вече и князем достигнуто соглашение, своеволие боярских общин проходит. Ярослав Осмомысл для обеспечения себе поддержки, женится на дочери Юрия Долгорукого - княгине Ольге. При его правлении Галицкое княжество достигает достаточной мощи.
После его смерти в 1187 году к власти пришел внук Владимира Мономаха - Роман Мстиславич. Сперва он подчиняет Волынь, создает крепкое Галицко-Волынское княжество, а затем захватывает Киев. Объединив все три княжества, он стал правителем огромного государства, равного по площади с Германской империей.
Его сын Даниил Галицкий также был влиятельным политическим деятелем, не допустившим разъединения княжества. Княжество активно участвовало в международной политике, имея множество отношений с Германией, Польшей, Византией и Венгрией. По типу правления, оно ничем не отличалось от раннефеодальной монархии в Европе.
| |
В представлениях древних русских о власти господствовали две ценности - князь и вече. Круг вопросов, подлежавших решению веча, были вопросы о войне и мире, о продолжении или прекращении военных действий. Но главной функцией Веча в XI-XII вв. был выбор князей. Изгнание неугодных князей было обычным делом. В Новгороде с 1095 по 1304 гг. на этом посту побывало 40 человек, и некоторые из них по нескольку раз. Из 50 князей, занимавших киевский престол до нашествия татар, лишь 14 были призваны вечем.
Киевское вече не имело ни постоянного места созыва, ни постоянного состава, ни закрепленного способа подсчета голосов. Однако власть вече оставалась весомой и его состав укреплялся за счет купцов, ремесленников, духовенства. В Новгороде вече - собрание владельцев городских усадеб (максимально - 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами были бояре и купцы. Причем новгородское боярство, в отличие от других земель, являлось кастовым, т. е. боярином здесь можно было только родиться.
Другим полюсом политической жизни была власть князя. Главными функциями древнерусского князя являлись защита Руси от нападений извне, сбор налогов, суд. Определенную роль при князе играла — Боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами - тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с Боярской думой.
Князь и вече олицетворяли две ценности, которые боролись между собой в политической жизни Руси: авторитаризм и соборность, единоличный и коллективный способ решения важнейших вопросов жизни государством. И если княжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалось неспособным к этому.
С конца X - начала XI в. начинает складываться особый порядок княжеского правления. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого - отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников и платили ему дань. По смерти князя-отца вступал родовой принцип наследования - от брата к брату, и после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Такой порядок назывался очередным. Этим самым провозглашалась мысль о сохранении единства родства, соответствовавшая родоплеменным идеалам восточных славян. Она соединялась в сознании князя с мыслью о единстве Киевского государства.
Именно поэтому конфликт между сыновьями князя Владимира - Святополком, с одной стороны, и Борисом и Глебом, с другой, в 1015 г. обрел поистине историческое значение. Святополк вопреки воле отца занял киевский престол, убив братьев. Тем самым он выступил против единства рода, которое было высшей ценностью. Поэтому в истории Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми святыми - заступниками русской земли. Их канонизировшими еще в 1072 г. Народ одобрил свержение Святополка с Киевского престола пришедшим из Новгорода князем Ярославом, видя в этом божью кару за братоубийство. Родовой принцип наследования отличал Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал лишь старший сын. Если же королевство дробилось между братьями, то каждый затем передавал свою часть собственным детям, а никак не брату или детям своих родственников.
Па рубеже XI-XII вв. древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств из-за долгих кровавых столкновений после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) между многочисленными его сыновьями и внуками. Когда в 1057 г. умер четвертый сын Ярослава Вячеслав Смоленский, Смоленск, по решению старших князей, достался не его сыну, а его брату, пятому сыну Ярослава Мудрого Игорю. В 1073 г. князья Святослав и Всеволод, заподозрив киевского князя Изяслава в кознях противных, свергли его с престола и выслали из Киева. На Киевский престол сел Святослав. Чернигов -его бывшее княжение -достался Всеволоду. После смерти Святослава в Киеве стал князем его брат Всеволод, а не сыновья Святослава. При этом Изяслав все еще сохранял, как старший в роде, формальные права на киевский престол. Когда он с войском пришел отвоевывать Киев, Всеволод добровольно уступил его старшему брату, вернувшись в Чернигов.
Теоретически, Ярославичи владели наследием своих отцов нераздельно - поочередно. Но фактически основную роль в распределении княжений играл киевский князь. В XI-XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярослава развернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли. Шла борьба индивидуальных интересов князей, интересов отдельных семей - ветвей рода Ярославичей.
С течением времени родовые ценности должны были отступать под давлением индивидуальных и семейных интересов. Важным этапом в этом процессе был съезд русских князей в г. Любече в 1097 г., на котором семейный принцип наследования был официально признан наравне с родовым. Князья решили, что «каждый да держит отчину свою», т. е. потомки старших сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода должны были владеть лишь теми волостями, где правили их отцы. Владения получали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Неразделимость родового владения разрушалась, а вместе с ней разрушалась и единая Киевская Русь. Родовой идеал нераздельности всей земли постепенно замещался семейным идеалом «отчины», наследования своему отцу.
Этот принцип не сумел стать непреложным законом - усобицы вскоре возобновились. Внуку Ярослава Мудрого, Владимиру Мономаху, и его сыну Мстиславу удалось с 1113 по 1132 гг. возродить единство земли, но после их смерти оно распалось окончательно. Родовой идеал продолжал существовать. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжали бороться за киевский престол вплоть до 70-х годов XIII в., несмотря на то, что киевское княжество перестало быть самым богатым.
Киевское государство начало распадаться в конец XI в. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства бы естественным и не был исключительно русским явлением. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности.
На рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию княжеств и земств. Номинально киевский князь оставался лавой государства. На какой-то период раздробленность ослабила силы государства, делала его уязвимым перед внешней опасностью.
распад древнерусского государства
Новгородская республика (1136-1478)
Владимирское княжество (1157-1389)
Княжество Литовское и Русское (1236-1795)
Московское княжество (1263-1547)
Процесс политического дробления Древнерусского государства (Киевской Руси), которое в середине XII века разделилось на независимые княжества. Формально оно просуществовало вплоть до монголо-татарского нашествия (1237-1240), и Киев продолжал считаться главным городом Руси.
Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или (с подачи советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель и они утратили династическое единство, впервые оказавшись в составе разных государств.
Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.
- 1 Причины распада
- 1.1 Назревание кризиса
- 2 Упадок Киева
- 3 Факторы единства
- 4 Последствия распада
- 5 Тенденции к объединению
- 6 См. также
- 7 Примечания
Причины распада
Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. современной историографии господствует мнение, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования государства.
Назревание кризиса
Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава.
Киевская Русь в XI - нач. XII веках
После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду - Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю - Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093-1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.
Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132-1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава - Всеволода в обход младших Мономашичей - ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».
Киевская Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия
К середине XII века Древнерусское государство фактически разделилось на 13 (по др. оценкам от 15 до 18) княжеств (по летописной терминологии «земель»). Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.
В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха - Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века - XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.
Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева - так называемая «Русская земля» в узком смысле слова - продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181-1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.
Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).
После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.
В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.
Упадок Киева
Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).
В 1169 году в результате похода коалиции 11 князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя, но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.
Летом 1212 года Киев был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий.
Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками, а позже - ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны. 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут - резиденцию митрополита. 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.
Факторы единства
Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:
- Киев и титул киевского князя как старшего . Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части - «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью.. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси» . Что касается титула «великий князь» , то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
- Княжеский род . До завоевания южнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
- Церковь . Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой митрополии (в 1303-1347, с перерывами и др.). 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 - в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
- Единая историческая память . Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
- Осознание этнической общности . Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими (в ед. числе русин), а свой язык русским. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)
Последствия распада
Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. 1237 - 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.
Тенденции к объединению
В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.
Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV - XV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.
См. также
- Объединение Руси
- Феодальная раздробленность
Примечания
- Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ. Т. 16. - С. 248.
- 1 2 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
- Котляр Н. Ф. Мстислав Тмутороканский и Ярослав Мудрый // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.134-142.
- Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели - реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. - М.,2009.
- Повесть временных лет, статья 6605.
- Новгородская первая летопись, статья 6642.
- Кучкин В. А. Формирование и развитие государственно территории восточных славян в IX-XIII веках // Отечественная история. - 2003. - № 3.
- Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. - С.6-7.
- Там же.
- Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в. // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000. - С.169-188.
- Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. - С.13-23.
- Пятнов А. П. Киев и Киевская земля в 1167-1173 гг.
- Назван один раз в статье 6683. Постоянное употребление эпитета «великий» применительно к владимирским князьям начинается с Всеволода Большое гнездо.
- Пятнов А. П. БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ 1210-х ГОДАХ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1(7). С. 83-89.
- 40-х гг. XIII в. в Киеве сидел боярин Ярослава Всеволодовича - Дмитр Ейкович. (Ипатьевская летопись). Последнее упоминание Киева в качестве центра «Русской земли» и символа старшинства в княжеском роде относится к 1249 году, когда после смерти Ярослава стол был передан его сыну - Александру Невскому. Согласно поздней Густынской летописи Киевом владел и преемник Александра Ярослав Ярославич Тверской
- Горский А. А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. - С.29-30.
- Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.
- См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. - С.6.
- Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105-107.
- Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. - С.57.
- Несмотря на смену резиденции, митрополиты продолжали именоваться «киевскими» и посещали все части Руси. То, что они обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православной церковью. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (1416, (окончательно с 1459). Положение ещё более осложнилось после Флорентийской унии (1439), которую в Литве приняли, а в Москве отвергли. С 1448 года московская митрополия стала автокефальной, а киевская продолжала оставаться в ведении Константинополя.
- Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья - раннего нового времени.
Русь | ||
---|---|---|
Хронологическое и политическое деление |
Новгородская Киевская Галицко-Волынская Владимирская Московская Литовская | |
Географическое и этнографическое деление |
Северо-Западная Северо-Восточная (колонизация) Западная Юго-Западная Великая Малая Белая Чёрная Червонная Новая Галицкая Карпатская Пряшевская | |
Этапы развития | крещение Руси политический распад Руси русские княжества объединение Руси | |
Войны с кочевниками | русско-печенежские войны русско-половецкие войны монгольское нашествие на Русь крымско-ногайские набеги на Русь | |
Этимология и лексика | название Руси «всея Руси» Святая Русь Рутения | |
Связанные этнонимы | русы древнерусская народность/русичи русины/руснаки/рутены (этноним прошлого) белорусы малороссы русские карпатские русины паннонские русины | |
Общерусские идентичности | малороссийская идентичность западнорусизм триединый русский народ |
распад древнерусского государства