Иконография успения богородицы. Икона «Успение Пресвятой Богородицы
28 августа- Успение Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ
Перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы» христианину полезно молиться, если у него присутствует страх перед смертью. Ведь для того, кто истинно верует, смерть на самом деле- это всего лишь этап перехода от нынешней жизни в вечную.
Святая Мария через любой свой образ помогает излечению людей, о том, чтобы не сойти с пути спасения на жизненном пути. Через икону «Успение», Богородицу в молитвах благодарят за Ее высокое покровительство и защиту.
.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Двадцать четыре года, согласно святым книгам, жила на этой земле Святая Дева после того, как был распят на Кресте Ее Сын.
Все это время Богородица была настоящей Матерью для больных, которые получали от Нее помощь и излечивались. Люди приходили к Ней с радостью и своей бедой, и Святая Мария оказывала им помощь. Она помогала во многих делах, все люди находили утешение у Богородицы – бедные, больные, обездоленные, страждущие.
Все время земной жизни Она так же, как и апостолы, была истинным проповедником учения Своего Сына – Иисуса Христа.
И вот как-то раз, в возрасте около семидесяти лет, Она находилась на Елеонской горе и молилась Господу, к Ней явился Архангел Михаил, который сообщил Ей радостное для Нее известие. Ей осталось находиться на этой земле три дня, по истечении которых, Богородица отойдет ко Господу и сможет, наконец встретиться со своим любимым Сыном.
Святая Мария вернулась обратно дом апостола Иоанна, который по наказу Иисуса Христа заботился о Ней, как о родной матери, сообщила ему об этом и позвала всех апостолов, чтобы попрощаться с ними и дать им благословение. Узнав о причине, по которой Богородица попросила их прийти к Ней, апостолы, конечно были очень огорчены, но Она стала утешать их и пообещала, что Она будет молиться Господу, чтобы Он дальше помогал своим ученикам и поддерживал их.
Прошли три дня и вот наступил тот момент, о котором возвестил Архангел.
Богородица лежала на ложе, которое было украшено цветами, а в доме горело большое количество свечей.
Утром, в девять часов, в доме вдруг появился чудный необыкновенный свет. Крыша дома открылась и появился Сам Иисус Христос, который приблизился к Своей Матери. В это мгновение Пресвятая Богородица
«аки сладким сном уснувши, предаде в руци Его пресвятую Свою душу»
Сразу же, после Успения Богородицы, начали происходить необыкновенные случаи – все, кто прикасался к одру Почившей Божией Матери получали исцеления от своих болезней. Те, кто был слеп, начинали видеть, а кто ничего не слышал, избавлялись от глухоты. Потом апостолы подняли тело Божией Матери, вынесли из дома и, исполняя священные песни, отнесли его в погребальную пещеру. Похоронив, Богородицу, вход в пещеру был закрыт огромным камнем.
Прошло еще три дня, когда приехал апостол Фома, который спешил к Успению из далекой Индии. Узнав, что опоздал и уже не сможет попрощаться со Святой Марией, он очень расстроился. Чтобы как-то утешить его, апостолы решили дать возможность Фоме попрощаться и, подойдя к пещере, отвалили валун от входа.
Войдя в усыпальницу, апостолы увидели только плены, в которых было погребено тело Богородицы, а в пещере было дивное благоухание. Тогда все поняли, что Пречистая Матерь воскресла, а Ее тело, после трехдневного сна, нетленным вознеслось в Божественное Царство.
В тот же день Небесная Царица утешила своих любимых апостолов, представ перед ними в окружении Ангелов.
Радуйтесь! Я всегда с вами
— такими были Ее слова, обращенные к ним. И апостолы попросили ее:
Пресвятая Богородице, помогай нам
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В православии не говорят о смерти Божией Матери, Ее кончина считается переселением к Своему Сыну, нашему Господу и в Церкви это именуют «Успение». Святая Мария всего лишь уснула, чтобы через три дня Она проснулась и переселилась в небесное жилище.
После своей тяжелой, полной трудов жизни, Матерь Божия
«преставилась к Животу»
к Источнику всей Жизни. Она молится за нас, живущих на земле, чтобы мы смогли спасти наши души, чтобы Своим Успением вселить в нас уверенность в справедливое и вечное Царствие Небесное, куда должна стремиться душа каждого христианина
УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Успение Богородицы — это не праздник смерти, но радости. И в этот пост мы сами должны отряхнуть с себя все то, что нам мешает жить и ведет нас к духовной смерти, мы должны возвратиться домой, к Богу, для того наши души ожили и почувствовали любовь Господа к нам.
Святой Симеон Солунский пишет, что
«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»
Успенский пост такой же строгий, как и Великий. По понедельникам, средам и пятницам - сухоядение. Во вторник и четверг - можно питаться горячей пищей без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (6 / 19 августа) разрешается рыба.
Успение- это праздничный непостный день, но если этот праздник приходится на среду или пятницу, то разговение следует перенести на следующий день, рыбу в этом случае есть все равно можно.
Образ Богородицы издавна почитается православным людом после икон Господа Иисуса Христа . Деве Марии посвящено более 700 вариаций икон, но, как сказано в предании о Ее житии, образов Богородицы столько, сколько звезд на небе.
Среди знаменитых Ее ликов особое место занимает икона Успения Божией Матери, почитание которой совершается ежегодно 28 августа.
Описание иконы
Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Ее ноги, тоже имеют свое обоснование - такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры.
Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ.
Ложе Богородицы окружают апостолы , среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Ее телом.
Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах.
О других почитаемых в православии иконах:
Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо нее встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела.
Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии.
Рядом с одром стоит Сам Спаситель. Его окружает огромный нимб, благовествующий о Его Божественной Славе. В Его руках возлежит младенец в пеленах. Он есть душа Пречистой Девы, которую Иисус вскоре вознесет в Небесные обители. Окружающие Творца ангелы ликуют, встречая Царицу Небесную.
Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов.
Успение Пресвятой Богородицы
История успения Богородицы
Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса.
Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру.
Важно. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов.
Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны.
Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую.
Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо - тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса.
В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения.
В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы.
О других Богородичных праздниках:
На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений.
В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию.
В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница.
Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию.
Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье.
Великий смысл образа
Важно. Икона Успения Божией Матери знаменует истину, что смерть - это не окончание жизни человека, а переход в мир горний.Кончина Богородицы - это не уход из жизни обычного человека. Душа и тело Пречистой Девы отправились в Небеса к Спасителю, а не в сырую землю.
На нижней части образа человечеству указано, что путь к Спасению лежит через скорби, после чего каждого праведника ждет Вечность, куда первой из людей вознеслась Пресвятая Дева Мария . Поэтому рекомендуется читать икону Успения снизу вверх, чтобы правильно трактовать то, что ждет праведного христианина после смерти телесной.
Святая помощь с Небес
Моление пред образом помогает верующим людям преодолеть страх смерти, ведь на ней описан яркий пример того, что ждет каждого из нас при верном соблюдении правил церковного бытия.
- Богородица молится пред Своим Сыном за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых недугов;
- Она наставляет потерянные души на путь истинный, дабы после кончины каждый человек смог оказаться во Царствие Небесном;
- Мария помогает избавиться от напастей, дарует душевное спокойствие, помогает в делах, защищает в пути.
Помимо моления в церкви, можно заказать молебен пред иконой, предварительно написав записочки с именами тех людей, о которых необходимо помолиться.
Сами записки следует подать в церковную лавку до начала молебна. Имена следует записывать в православном написании и в родительном падеже, они должны отвечать на вопрос «кого?», например: о здравии Марии, Димитрия, Иулии, Сергия.
Важно. Церковь молится только за крещенных в православной вере людей, т.е. за тех, над кем было совершено Таинство Крещения .
Богородица всепрощающая и является Небесной помощницей всем живым!
Моление пред образом Успения должно совершаться с пониманием и искренней верой в исполнение просимого. Просьба должна исходить из самой глубины сердца, подобно тому, как дитя призывает помощь своей матери. В этом случае Матерь Божия не замедлит оказать помощь Своему заплутавшему чаду, попавшему в беду.
Посмотрите видео об Успении Богородицы
> икона Божией Матери УспениеДева Мария прожила долгую жизнь: по свидетельству очевидцев и данным историков, Богородица скончалась, когда ей было немногим больше семидесяти. После Распятия Христова за Пречистой до самого конца присматривал самый юный из апостолов, евангелист Иоанн Богослов. После событий Пятидесятницы, где на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух , оставивший им свои Дары, Иоанн и Богородица покинули Иерусалим, опасаясь преследования христиан, усилилившегося после казни Иисуса. Новым домом для них стал малоазиатский Эфес. В этом городе Богородица прожила больше двадцати лет; здесь её прижизненную Корсунскую икону написал евангелист - иконописец Лука.
За несколько лет перед окончанием земного пути Пречистая вернулась домой, в Иерусалим. Здесь она каждый день ходила молиться к Голгофе, Гробу Господню и Елеонской горе, что близ Гефсиманского сада, месту, откуда вознёсся Спаситель. В один из дней во время молитвы ей явился архангел Гавриил , сообщивший о том, что Богородице через три дня предстоит отправиться в мир иной. Утешая Деву Марию, Гавриил сказал ей: "Сын Твой и Бог Наш со всеми Небесными Силами примет Тебя, Матерь Свою, в царство небесное, чтобы ты жила и правила с Ним бесконечно время!" С этими словами небесный посланник передал Богоматери райскую ветвь, ту самую, с которой он когда-то явился к ней с благой вестью о скором рождении Христа. Через несколько дней эту ветвь во время траурной церемонии апостолы несли перед телом почившей Богородицы.
О своём скором успении Богородица сообщила Иосифу Аримафейскому, богатому и влиятельному члену Синедриона, который втайне веровал в Христа, и в чьей усыпальнице был похоронен Спаситель, снятый с креста. Иосиф начал приготовления к погребению Богоматери, а Дева Мария, желая перед кончиной увидеть всех близких учеников Христа, обратилась с молитвою к Богу. Случилось чудо: Святой Дух вознёс на облака всех апостолов, проповедовавших Евангелие на разных уголках Земли, и перенёс их к священной горе Сион, рядом с которой был дом Богородицы. Дева Мария уже успела попрощаться со всеми своими родственниками и близкими людьми, когда её горница озарилась нестерпимо ярким светом. То сын её, Христос, окружённый сонмом всех Небесных Сил и благочестивыми пророками и праведниками, населявшими небеса, спустился почтить память земной жизни Пресвятой Богородицы. Попрощавшись с сыном, Богоматерь отошла в мир иной. Этот момент и является основой изображения для иконы Успения Богородицы.
Пречистую похоронили в одной усыпальнице с её родителями Святым Иоакимом и праведной Анной. Когда похоронная процессия шла через весь Иерусалим, слуги первосвященииков пытались помешать ей, но у них ничего не вышло - облако в виде шара окружило несущих гроб Богородицы, и ничто не смогло причинить им вред. Один из первосвященников по имени Афоний сам решил вмешаться и опрокинуть гроб, в котором была усопшая Дева Мария, но Ангел Господень, находящийся среди тех, кто участвовал в похоронной процессии, отсёк ему мечом обе руки. Раскаявшийся Афоний обратился за помощью к Святым апостолам, и те, взмолившись к Богу, исцелили первосвященника. Афоний, на себе испытавший чудесную силу веры Христовой, в этот же день обратился в христианство.
Апостолы погребли Богоматерь и запечатали вход в пещеру тяжёлым камнем. Через три дня в Иерусалим пришёл и апостол Фома, не сумевший прийти вовремя и попрощаться с Девой Марией. Настолько велико было его расстройство, что ученики Христа решили ещё раз сходить к гробнице усопшей Богородицы. Отодвинув дверь - камень, апостолы обомлели: тело Богоматери исчезло, вознесшись на небеса. Вечером, апостолам, совершавшим трапезу, явилась сама усопшая Дева Мария и произнесла: "Радуйтесь, ибо я с Вами во все дни!"
Поистине, чудесной была вся земная жизнь Пресвятой Богородицы: начиная с рождения от бесплодной праведной Анны, через непорочное зачатие и рождения Христа, и заканчивая таким чистым и нетленным своим успением.
На иконе Успение Богородицы Иисус Христос держит в руках запелёнутого младенца, символизирующего новую, небесную жизнь Пресвятой Девы Марии. Само Успение завершает годичный цикл двунадесятых праздников, венчая его своим светлым обещанием вечной жизни верующим.
Перед иконой Успение Богородицы молятся с просьбой о заступничестве и помощи, Пречистая покровительствует всему роду человеческому, выступая защитником людей перед грозными очами Небесного Судьи.
После того как Иисус попал в Царствие Небесное, заботиться о Богородице стал А когда он отправлялся в дальний путь и не было его рядом, Матерь Божья жила в доме его родителей.
К ней постоянно приходили верующие люди, чтобы увидеть Богородицу воочию и побеседовать о событиях, которые происходят в ее жизни, о сыне ее Христе и о его рождении. Она же, в свою очередь, постоянно проповедовала христианство и много молилась.
Как гласит предание
Икона "Успение Пресвятой Богородицы" - что же на ней изображено? Обо всем этом ниже.
Итак, когда начались массовые гонения христиан, Мария с Богословом поехала в Ефес, там Иоанн собирался проповедовать людям христианскую веру. Именно тогда Богородица посетила Лазаря Четверодневного, который жил на Кипре. А когда поднялась Мария на Святой Афон, она сказала такие слова: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Совсем незадолго до своего Успения Богородица побывала в Иерусалиме. Вскоре о ней как о узнали во всем мире. И здесь верующие ехали к ней на проповеди, а враги горячо желали убить. Но Господь благополучно хранил ее от всех нападок и опасностей.
У Гроба Господня
Вернулась домой Дева Мария веселая. Она радовалась, что встретится со своим сыном. Единственное, о чем она попросила Господа, - это чтобы он собрал к ее кончине всех апостолов, которые тем временем проповедовали христианство в разных концах мира. Очень часто приходила она ко Гробу Господню. Там она подолгу молилась и размышляла о чем-то. И в один из таких дней во время молитвы спустился к ней с небес Он рассказал ей, что скоро жизнь ее земная закончится и начнется жизнь на небесах.
Собственно именно отсюда и начинается история того, что представляет собой икона "Успение Пресвятой Богородицы".
Что изображено на иконе?
Вот подошел тот день. Близился час Успения. Богородица лежала и молилась на одре, которое было украшено красивыми тканями, а вокруг него горело множество свечей. Рядом с ней собрались апостолы. Все ждали, когда же случится Успение Пресвятой Богородицы.
Икона эта запечатлела именно этот тревожный час. Вдруг свечи погасли, и комнату озарило ослепляющим светом. Это сам Христос сошел с небес в сопровождении Ангелов и Архангелов и множества других душ. Вот какое имеет икона "Успение Пресвятой Богородицы" значение.
Обрадовалась Мария, увидев сына своего живого и невредимого, а затем поднялась с одра и поклонилась ему до самой земли. Согласно древнему преданию, без всякого страдания и боли предала Святая Мария свою душу в руки Иисуса и Господа. Вслед за Божественным светом раздалось в комнате пение, небесные врата открылись и приняли душу Богоматери.
О вариантах исполнения образа и самом погребении
Каждая икона "Успение Пресвятой Богородицы" выполнена в своем стиле. Но события она отражает одни и те же. Где-то изображается просто картина предсмертного часа Марии в окружении апостолов. А где-то над лежащей на одре Богородицей можно увидеть Божественный свет и Иисуса с Ангелами и Архангелами.
После того как душа Богородицы вознеслась на небо, над ее телом появился светящийся круг наподобие большого венца. До самого погребения сопровождал этот круг тело Марии.
В последний путь провожали ее десятки верующих, что очень не понравилось иудейским священникам и некоторым начальникам. В один момент подбежал ко гробу Богородицы один такой священник, по имени Афония, и попытался опрокинуть тело Девы Марии на землю. За это невидимый ангел, который шел за гробом, отрубил ему руки. Упал священник на колени, раскаялся в своих злых умыслах и стал просить о помиловании, и исцелил Афония. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" в некоторых вариантах исполнения может иметь изображение этой сцены.
Далее, согласно преданию, иудейские воины бросились с оружием на толпу людей, которые несли гроб с телом Богоматери, но таинственный круг преградил им дорогу. Погребли Деву Марию в пещере, вход которой закрыли большим камнем-валуном. Каково было удивление верующих, когда после трех дней неустанных молитв они вернулись в пещеру и открыли гроб, а тела Богоматери там уже не было! Лишь на дне виднелась ее погребальная пелена.
Это чудо говорило о том, что Дева Мария вознеслась на небо со своим телом.
Немного о самом празднике
Об Успении Пресвятой Богородицы и вознесении ее на небеса свидетельствует множество церквей и монастырей, которые построили в честь этого события. И в этот величественный и торжественный день все верующие люди могут ощутить, что Матерь Божья с нами, и через молитву к ней каждый получит ее материнское предстательство и заступничество. Успение Пресвятой Богородицы - старейший праздник, который появился много веков назад. К нему церковь готовится посредством особого который установили в древние времена.
______________________________________________________________
Описание иконы Успение Пресвятой Богородицы:
Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.
С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос действительно чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.
И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.
Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.
____________________________________
Акафист Успению Пресвятой Богородице
Кондак 1
Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице ко премирным Ея возшествие и приити предъявление к Ней Сыну Ея и Богу, светло о Ней блистаяся и стоя, зовый таковая: Радуйся, прерадованная Мати Царева; Радуйся, Небесная Царице, Мати Бога и Господа Небесе и земли. Радуйся, предпочтенная превеличеством пришествия к Тебе Сына Твоего и Бога; Радуйся, возвеличенная извещением Твоего к Сыну отшествия. Радуйся, от всех родов Богом избранная; Радуйся, святое вместилище Слова Божия. Радуйся, пророческаго проречения исполнение; Радуйся, Апостолом пречестный венче. Радуйся, святителем украшение и священником доброто; Радуйся, правителем удобрение и державо. Радуйся, Богомудрых иноков возведение к Горнему Царствию; Радуйся, отверзающая райския двери христианскому роду, присно Тя блажещему. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 2
Видяще Апостолов лик, всесильным мановением от конец земли на облацех представших ко Пречестному Твоему, Пренепорочная. Успению, священноначальницы: Дионисий - небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей с Боголепною честию священства пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумная вся тварь, старейшая чиноначалия ангельская приидоша со своим Царем, Иже во Своя живоначальнейшия руце душу Матере Своея прият; теплый же верою Петр со слезами многая к Ней изрече, зовый: Радуйся, ко премирным, Мати Творца миру, восходящая; Радуйся, к пренебесным, пространнейшая небес, вземлющаяся. Радуйся, четверочастное стихий освятившая Твоим восхождением; Радуйся, Небесных возвеселившая Твоим прехождением. Радуйся, во Иерусалим Горний прекрасный приятая; Радуйся, в нерукотворенныя храмы прерадостно вшедшая. Радуйся, Херувимов и Серафимов Царице; Радуйся, Архангелов Владычице. Радуйся, прибежище верных и избавление; Радуйся, достоянию Твоему помощь и защищение. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 3
Сила Вышняго восхити от Индии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное успение Богоматере, и предпостави живоприемному Ея гробу, иже, Преставльшуюся приник видети, уразуме вознесенную на Небеса с телом и, веровав, о сем возопи: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в себе помышление ученик, яко Божиим смотрением бе ему не обрестися ко провождению Богоматере с прочими вкупе, обрадован быв о безсмертнем Ея Успении, сия вопияше к Ней: Радуйся, восприемлемая от земли дланьма Сына Твоего; Радуйся, ко превышним возшедшая наслаждатися славы Его. Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в Горняя; Радуйся, подъемлемая Херувимы в Небесная и поднебесная. Радуйся, в Небесных вратех от старейших Сил велелепно песньми возносимая; Радуйся, от всех Небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, Небо земное, к Горнему селению возвышенное; Радуйся, Престоле Господень, от земли вознесенный в Царствие Небесное. Радуйся, предстательство наше и крепкое заступление; Радуйся, грешником Споручнице во спасение. Радуйся, Христианом Царице и по Бозе Надеждо Небеснаго Царствия; Радуйся, Мати Живота и по Господе нам упование жизни вечныя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 4
Бурю внутрь имея Аффоний помышлений неверных и зря Бо-гоносными Апостолы Богоматере Пречестное Тело всечестне ко гробу несенное, ко опровержению устремися; внезапу же, егда со ослеплением очию руце его отъяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше таинницы и самовидцы Слова Ангелов, поющих превышними песньми при погребении Богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще Богоугодную, потщашася согласно пети, глаголюще: Радуйся, благовестие приемшая о прошествии Твоем в Горнее Царствие; Радуйся, от благовестившаго Гавриила приемшая радостнаго рая вравие. Радуйся, пречестное херувимское множество просветившая; Радуйся, преславное серафимское естество возрадовавшая. Радуйся, от патриархов прообразованная; Радуйся, от пророков предвозвещенная. Радуйся, злую дерзость Аффониеву скоро отметившая; Радуйся, исцеление томужде подавшая. Радуйся, обратившая в веру Аффониево неверие; Радуйся, верное того приемшая исповедание. Радуйся, возводящая к Небеси любовь и веру к Тебе имущих; Радуйся, спасающая верою имя Твое призывающих. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 5
Боготечныя звезды, Апостоли святии, в поднебесней разсеяннии ради Евангелия, восхищени быша на облацех, по широте воздушней, ко погребению Матере Господни, Юже пеньми и песньми провождающе, с Невещественными взываху: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше Боговидцы своего Владыку, в руце Матере Своея душу приемша, и Господа Того разумевше, потщашася священнословия песньми благословне воспети Ю: Радуйся, Царице, над всеми Царствующаго носившая; Радуйся, и Сама рукама Его Сыновнима носимая. Радуйся, скиптре царский в Христовой деснице; Радуйся, в руце Ноя ветвь голубицы. Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление; Радуйся, крине неувядаемый, процветший безсмертие. Радуйся, Богоотца Давида цевнице Богодохновенная; Радуйся, пророчествия его возставшая слово, псалтирю и гусли прекрасныя. Радуйся, одушевленный святыни Господни кивоте; Радуйся, в покой Господень воскресший наш животе. Радуйся, скиние, от Херувимов осеняемая; Радуйся, Святая святых, от Серафимов глаголемая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 6
Проповедницы Богоноснии Апостоли, по отшествии ко премирным Божия Матере во общем селении обычныя трапезы бывше и предложение части хлеба во Имя Господне возносяще, внезапу свыше Богородицу Царицу, пришедшую со светоносными Ангелы, зряху и, мир тем от Сына и Бога подавшую слышавше, возгласиша о сем: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия нам Солнце правды, Христос Бог от Твоих пречистых ложесн, волею и благоразумием проповедания чрез Апостолы мир просвети и Тя, Богоматерь, от рода и в род прослави. Темже и мы вси ублажаем Тя, вопиюще Ти: Радуйся, Присноблаженная от всех родов во веки; Радуйся, благоутробная и Милостивая на человеки. Радуйся, ученическому лику обещание исполнившая; Радуйся, присещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая. Радуйся, всежелательное святых сладкое зрение; Радуйся, преподобных матерей и дев святых всевеселящее радование. Радуйся, преходящая райское селение праведных; Радуйся, посещающая всех во славе небесней сущих. Радуйся, начало человеческаго спасения; Радуйся, исполнение всех благих желания. Радуйся, по Бозе, Царе царствующих, Богородице Царице; Радуйся, по Господе господствующих, Владыце нашем, Госпоже и Владычице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 7
Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богородице, присно спасаеши и славящих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и благоверным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению прошения нам подавай, о сем молящимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показа тварь, явлься нам, всех Творец Господь Тобою, Богородице. Ты же сродное промышление о нас к Нему имущи, честне почитающих пречестное Твое Успение, приими сицевая Тебе вопиющих: Радуйся, Мати Богу, избранная от земных; Радуйся, превышшая земных и Небесных. Радуйся, Херувимов и Серафимов горе превозшедшая; Радуйся, лик ученический облаком ко погребению Ти доле совокупльшая. Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; Радуйся, чрез него уверившая Твое на Небо с плотию преселение. Радуйся, красотою всех добродетелей украшенная; Радуйся, краснейшему паче сынов человеческих Сынови Своему сопричтенная. Радуйся, яко финикс, плотию воскресшею процветшая; Радуйся, яко кедр в Ливане небесном, умножившаяся. Радуйся, древо живота, насажденное посреде рая превышняго; Радуйся, ковчеже мысленный возвышенный в Горняя от потопа смертнаго. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 8
Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Владычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизреченных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму, возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно вопием: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята и, земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима носима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и прекрасный, Иерусалим вышний, Херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слышит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; Радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престольный град Самаго Вседержителя; Радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Вышняго Насадителя. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; Радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше Небес во благолепие Божие взятая; Радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; Радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая; Радуйся, Заступнице, роду христианскому от Бога дарованная. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 9
Всякое естество ангельское превозносит Тя, Богородице, человечестии же роди вси Матерь Тя Божию славим и почитаем пречестное Твое Успение, Царице: Тебе бо ради земнии Небесным совокупляются, согласно поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветийства Боговещанньгх пророческих речений ныне зрим о Тебе сбывшаяся, Богородице, яко воистину Бога плотию родила еси нам. Темже таинству словесе Божия верующе, вопием: Радуйся, закона и пророков главизно совершенная; Радуйся, звездо Иаковля, Валаамом пророкованная. Радуйся, одре Царя Великаго, вещанный Соломоном; Радуйся, руно, орошенное Иисусом, образованное Гедеоном. Радуйся, Неопалимая Купино, законоположником предзримая; Радуйся, горо святая, мужем желания усмотренная. Радуйся, лествице небесная, Иаковом предвидимая; Радуйся, двере непроходимая, Иезекиилем предзримая. Радуйся, солнце селения Христова, псалмопевцем предъявленное; Радуйся, таинство, многообразне пророки пронареченное. Радуйся, пророческих глагол всех, предреченных о Тебе, конец принесшая; Радуйся, Вышняго смотрения вся за спасение мира совершившая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 10
Спасти хотя мир, Иже всех Господь от земнаго Тя рода избра в Матерь Себе и, нас ради быв человек, взыде, отнюдуже сниде, к Небеси от земли, и Тебе с Собою возведе ко пребыванию во славе вечней и со-царствованию с Собою, конца не имущему, Темже, яко Бог, слышит от всех: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, от Тебе плотию прошед, Пречистая, духом и телом в Небесная Тя пресели, ко ближайшему предстательству о всех, ихже приглашати научи: Радуйся, граде Царя Великаго верху горы Небесныя; Радуйся, стено и покрове, не крыющийся от нашего притекания. Радуйся, верным на враги пособствующая; Радуйся, нашествия агарянская побеждающая. Радуйся, веры благочестивыя недвижимое сохранение; Радуйся, еретичествующих полков разорение. Радуйся, радость и умирение миру сущая; Радуйся, всегубительнаго ада поправшая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; Радуйся, мученических подвигов всечестное прославление. Радуйся, преподобных трудом Ходатаице блаженнаго упокоения; Радуйся, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 11
Пение всякое Богодухновенных песней не довлеет от нас ко похвале всечестнаго Успения Твоего, Всехвальная Владычице, Царице Богородице, но усердно Тебе приносим, яко Матери Царя всех, смиренное моление наше, с Небесными чинми поюще Единому достойно прославляющему Тя Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемная свеща истиннаго Света сущим нам на земли явльшися, души просвещаеши и чтущих Твое всечестное преставление к разуму Божественному наставляеши, да поем Ти сицевая: Радуйся, свеще неугасимая огня невещественнаго; Радуйся, заре незаходимая Света невечерняго. Радуйся, луно, от Солнца правды облиставаемая; Радуйся, светлосте, во тьме святящая. Радуйся, светильниче, на свещнице превышнем поставленный; Радуйся, источниче жизни, из гроба во свет изведенный. Радуйся, Мати Света умнаго, благочестивых души просвещающаго; Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающаго. Радуйся, уповающим на Тя живота конец непостыдный дарующая; Радуйся, достояние Божиим и Своим рабом на Суде Сына Твоего одесную Его устрояющая. Радуйся, Преблаженная, яко Тобою блажени есмы и мы, иже Помощницу Тя имамы; Радуйся, Преблагословенная в род и род, яко Господь с Тобою, и Тобою с нами.
Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 12
Благодать высокопрестольныя славы, на небесех дарованную Богоматери, почтенной седением одесную Сына Ея и Бога видяще горнии умы, подъяша Ю Престоли и Силы, окружиша Начала и Власти, припадоша страшнии Херувими, Серафими и Господства, со Архангелы и Ангелы вопиюще: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще всечестное Твое Успение, восхваляем вси ко пренебесным возсшествие Твое, Царице Богомати. Ты же освяти, прослави и спаси всех, любовию поющих Тебе: Радуйся, очистившая землю пречистыми ног Твоих стопами; Радуйся, освятившая воздух восхождением Твоим к Небеси. Радуйся, на Небесный круг возступившая; Радуйся, вся доброты неизреченныя зрящая. Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и Бога; Радуйся, с Сыном и Богом вечно царствующая. Радуйся, красото в деснице Господней, украшающая блажащих Тя всех Небесных; Радуйся, обрадованная надеянием на Тя всех земных. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, обещавшая сохраняти и спасати призывающих Тя всех в поднебесней. Радуйся, от христианских родов Мати Божия почитаемая и Богородица именуемая; Радуйся, от восток солнца до запад преславно и православно от всех благочестивых славимая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Кондак 13
О Всепетая Мати Безсмертнаго Царя Небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, нынешняя приношения о всечестном Твоем Успении от нас приемши, в жизни сей и в смертнем успении нашем от всякия напасти, бед и муки избави и Небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, з атем икос 1 и кондак 1)
____________________________________________
Также читайте у нас на сайте:
Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.
Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.
- Собрание некоторой Православной литературы.Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.
Суеверия - Описание некоторых суеверий.
__________________________________________________
http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня