Имена прил изменяются по. Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных. Русский язык: прилагательные

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Имя прилагательное - одна из основных используемая его носителями постоянно. Она обладает целым рядом показателей, поэтому прежде чем ответить на вопрос о том, как изменяется имя прилагательное, необходимо уточнить, что именно следует понимать под данной частью речи.

Термин «прилагательное» появился в русском языке достаточно давно, а был он образован от латинского слова adjectivum, что в переводе означает «прибавление». Именно поэтому лексическим значением слова «прилагательное» следует считать «имя, которое прилагается к существительному».

В общем и целом, прилагательное обозначает лексико-грамматический класс словоформ, обозначающих непроцессуальный признак предмета. Лексическое значение в данном случае выражается при помощи словоизменительных категорий. У прилагательных в предложении есть собственная синтаксическая функция - определение, в особо сложных случаях они являются составным именным сказуемым.

Прилагательное: три в одном

Говоря о прилагательном, следует отметить три понимания данного термина. Согласно первому, к данной части речи следует относить собственно прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия и числительные порядкового типа. Лексическое значение данных слов (признак предмета) дополняется новыми оттенками. Данная точка зрения называется широким пониманием имени прилагательного.

Существует формальная позиция умеренного типа, при которой под прилагательными включаются только собственно прилагательные и порядковые числительные. Эта точка зрения была популярна в 60-70-х годах XX века, пока не уступила место широкому пониманию, активно лоббируемому «Русской грамматикой-80».

При узком понимании имени прилагательного в него включаются только собственно прилагательные. Многие лингвисты предпочитают придерживаться именно этого подхода, поскольку только он учитывает все признаки, при помощи которых осуществляется выделение той или иной части речи. Именно на основе данной точки зрения сегодня осуществляется разбор прилагательного.

Как изменяется имя прилагательное?

Прилагательное обладает целым рядом морфологических категорий, при помощи которых оно может изменяться при необходимости. Все эти категории являются зависимыми от других частей речи, окончание прилагательного является универсальной морфемой, способной указывать на словоизменительные категории.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, при этом при переходе слова в множественное число род исчезает за ненадобностью. Чаще всего уточнить словоизменительные категории прилагательного можно при помощи его окончания в сочетании с окончанием существительного. Иногда случается так, что прилагательное используется с и по окончанию получить полную информацию о слове не представляется возможным. В этом случае от окончания прилагательного будет зависеть значение рода, числа и падежа существительного. Число имени прилагательного здесь играет важную роль, поскольку влияет сразу на все показатели.

Краткие и полные формы прилагательных

Большая часть прилагательных обладает краткой и полной формой. Во времена существования старославянского (древнерусского) языка приоритетом пользовались краткие формы, сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Прилагательные в полной форме чаще всего ставятся перед существительным, в этом случае в предложении они играют роль определения. Если же полное прилагательное оказалось за существительным, оно чаще всего является именной частью составного именного сказуемого. Если в предложении отсутствует глагол, прилагательное берет на себя роль сказуемого.

Чаще всего располагаются за существительным, в данном случае они играют роль именной части составного именного сказуемого. Если в предложении имеется сказуемое, выраженное глаголом, краткое прилагательное может играть функцию обособленного согласованного определения.

Краткие формы прилагательных (качественных)

Некоторые качественные прилагательные сохранили краткую форму, это остатки активного использования данного явления в древнерусском языке. Эти формы обычно обозначают временные признаки, которые могут быть применимы к определенной ситуации, кроме того, они могут передать смягченную категорическую оценку того или иного признака.

В краткая форма образуется при помощи основ полных прилагательных, к которым следует прибавлять родовые окончания. При образовании кратких прилагательных мужского рода может появляться чередование букв «о» и «е» с нулем звука, это явление является следствием падения редуцированных.

Важно уметь отличать краткие формы от усеченных прилагательных, активно использующихся в фольклоре и художественной литературе. Краткие прилагательные способны быть только качественными и изменяться только по родам и числам, они чаще всего употребляются в постпозиции по отношению к существительному.

Разряды прилагательных

Чтобы понять, как изменяется имя прилагательное, необходимо затронуть его лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные могут обозначать качества людей, предметов и животных, цветовые признаки, а также давать общую оценку какому-либо явлению, о котором идет речь в предложении.

Относительные прилагательные отличаются тем, что выражают признак предмета косвенно, путем своего отношения к предмету или какому-либо действию. При помощи них обозначается отношение к лицам, животным, предметам, действиям, понятиям, местам, временам и числам. Лексическое значение передается при помощи специальных суффиксов.

Притяжательные прилагательные - самый сложный разряд. В широком смысле слова к нему относятся прилагательные с суффиксами притяжательности, в узком смысле - часть речи должна одновременно иметь два признака - суффикс и индивидуальную принадлежность к какому-либо лицу или предмету.

Как анализировать прилагательное?

Морфологический разбор прилагательного - достаточно простая процедура, которую можно выполнить за несколько минут. Схема разбора действует одинаково как для школьного уровня, так и для вузовского, поэтому никаких трудностей и дополнительных хлопот она не доставит. При необходимости можно консультироваться с лингвистическими справочниками.

В разборе необходимо указать: словоформу, принадлежность словоформы к части речи, категориальное значение, начальную форму + вопрос к ней и смысловой вопрос. Далее необходимо указать все лексико-грамматические показатели и тип склонения (с показателями). Для качественных прилагательных понадобится указать компаративы и краткие формы (с доказательствами в виде показателей). Далее необходимо отметить, по каким именным показателям прилагательное согласуется с число, падеж), и указать его синтаксическую функцию в предложении.

Безударные окончания имен прилагательных

Достаточно часто возникает ситуация, когда проверить очень сложно, поскольку оно является безударным. В этом случае понадобится использовать целый ряд вопросов (какая? какой? какое? какому? каких?). Следует помнить и об исключениях - прилагательных, оканчивающихся на «-ые», «-ье», «-ья», «-ий», у них в большинстве форм перед окончанием ставится мягкий знак: кроличий, кроличьего, кроличьих.

Исключение составляют формы именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода. Если прилагательное было образовано от названия какого-либо месяца, мягкий знак будет сохраняться: июль - июльский.

Как изучается имя прилагательное?

Ранее срок, когда начиналось изучаться имя прилагательное (3 класс), устраивал далеко не всех, именно поэтому о частях речи дети сегодня узнают намного раньше предыдущих поколений. Прилагательное куда проще усвоить, поскольку оно тесно связано с другой частью речи - существительным, и даже обладает схожими грамматическими показателями.

Чтобы узнать, как изменяется имя прилагательное, необходимо на уроках прилагать все усилия и внимательно слушать своего педагога. Впрочем, если ребенок случайно пропустил занятие и нагнать ему теперь очень сложно, он может открыть любой справочник из большого количества научной литературы и найти ответ на интересующий его вопрос. Ответ в данном случае может быть далеко не всегда правильным, и это необходимо учитывать при поиске.

В вузовском формате прилагательное изучается намного глубже, но на его освоение предоставляется небольшое количество часов, которые студенту помогут повторить лишь базовое понимание о данной части речи. Впрочем, ученики вузов обладают доступами к библиотекам и могут легко и в кратчайшие сроки найти нужную им информацию.

Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы «какой?» и «чей?» в русском языке называются прилагательными. Имя говорит само за себя – это то, что прилагается к чему-то, а именно к другому слову – к существительному. Без него, явного или подразумеваемого существительного, прилагательного вовсе не может быть. Иначе оно теряет смысл своего присутствия в предложении и даже может само превратиться в существительное (ср.: слепой (какой?) старик – прил. и сидел (кто?) слепой – сущ.).

Соответственно с изменением определяемого слова зависимое будет подстраиваться под него, усваивая себе его морфемные признаки. Это выражается окончаниями. Прилагательные всегда стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны по смыслу.

Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончания того или иного прилагательного, следует:

  1. найти существительное, к которому оно относится (прилагается);
  2. поставить вопрос от определяемого существительного к прилагательному. Окончание вопроса подскажет нужное окончание прилагательного; они в большинстве своём бывают созвучны: погода (какая?) тёплая ; утро (какое?) солнечное ; песни (какие?) тихие ; роста (какого?) высокого ; ветвями (какими?) тонкими );
  3. при этом надо помнить, что вопросом «какой?» нельзя проверить окончания прилагательных начальной формы (прилагательные в м. р. ед. ч. И./В. п.).
    В этих случаях:
    • под ударением пишется окончание -ой (карандаш (м. р. ед. ч. И. п.) (какой?) цветно́й );
    • без ударения – -ый/-ий (карандаш (какой?) о́стрый, си́ний ).
    Кроме названных у прилагательных есть ещё и другие изменяемые признаки:
    • степень сравнения;
    • полная или краткая форма.
Оба они актуальны только для качественных прилагательных!

Что такое качественные прилагательные?
По своему значению все прилагательные делятся на три разряда.

  1. Качественные. Отвечают на вопрос «какой?» и обозначают качество предметов : цвет (жёлтый, красный ), размер (большой, мелкий ), вес (тяжёлый, малый ), черты характера (смешливый, угрюмый ), возраст (юный, старый ), вкусовые качества (горький, кислый ). К большинству из них можно легко подобрать антонимы (большой – маленький, острый – тупой ) или синонимы (большой –крупный, огромный, громадный );
  2. Относительные. Также отвечают на вопрос «какой?», но определяют предмет по отношению к другому предмету : его местонахождение (уличный фонарь, школьный двор), материал (бумажный змей, шёлковая лента), назначение (лыжный костюм, обувная щётка), отношение ко времени (вечерняя прохлада, ранний обед);
  3. Притяжательные. Единственные отвечают на вопрос «чей?», так как характеризуют предмет по его принадлежности к какому-либо живому существу (мамин фартук, лисий хвост, Сашин крик).
Качественные прилагательные значительно отличаются от остальных. Они одни могут:
  • образовывать краткую форму, отвечая на вопрос «каков?», (высокий – высок, горький – горек );
  • показывать признаки предметов в большей или меньшей степени (высокий – выше – еще выше – высочайший – самый высокий ).
Усиление признака, как видно из примера, идет по нарастающей: из начальной, положительной, принимает формы сравнительной и превосходной степеней; которые могут быть выражены по-разному:
  • простыми формами с помощью суффиксов: выше, высочайший ;
  • составными формами с помощью добавочных слов: более (менее, самый, очень, наиболее...) высокий .
Все прилагательные склоняются по падежам, числам и родам (в ед. ч.). И только у качественных есть исключения.
  1. Краткие прилагательные не склоняются! То есть они не изменяются по падежам, а изменяются только по числам и по родам (в ед. ч.): голоден, голодна, голодны .
  2. Вообще никак не изменяются качественные прилагательные в сравнительной степени простой формы (выше, ниже, уже, шире, быстрее… ) и в построенной на ее основе составной превосходной степени (выше – выше всех ).
Остальные качественные прилагательные склоняются одинаково с относительными. В зависимости от последнего согласного в основе их окончания могут быть в твёрдом и мягком вариантах (-а-я, -о-е, -у-ю, -ы-и ).

Также прилагательные согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. мн. ч., а для мужского рода - и в ед. ч. (ср.: вижу красив-ые (какие?) туфли и вижу красив-ых (каких?) девочек).


Притяжательные прилагательные склоняются иначе. Их тип склонения называется смешанным. Набор окончаний там особый. Они не обязательно будут созвучны. При этом в склонении прилагательных с суффиксом -ий- и прилагательных с суффиксами -ын-/-ин- или -ов-/-ев- имеются свои отличия.


У притяжательных же прилагательных с суффиксом -ий- обязательно в середине слова пишется мягкий знак (собачья, собольи, куньих, лисьего... ); во всех формах кроме начальной (м. р. ед. ч. И./В. п.), в ней окончания будут нулевыми (заячий_, лисий_, кошачий_, соболий_ ).

Разряды прилагательных не имеют четких границ, что позволяет им переходить из одного в другой. Такие изменения зависят от контекста, как правило, при использовании в переносных значениях. Так притяжательное прилагательное лисья (чья?) нора становится относительным в случае лисья (какая? из чего сделана?) шуба , а относительное прилагательное железный (какой? из чего сделан?) кран превращается в качественное – железное (какое? т. е. крепкое) терпение .

И, наконец, есть несколько особых прилагательных, обозначающих цвета (беж, хаки, индиго и др. ), народности (ханты, манси, урду... ) и фасоны одежды (гофре, клёш, мини... ), а также слова (вес) брутто, нетто , (час) пик , которые обладают своими особенностями: они всегда неизменяемы и всегда ставятся после существительного (пиджаки беж, юбка клёш ).

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд, которые также являются неизменяемыми.

МБОУ «МСОШ им. Н.В.Архангельского»

Конспект урока по русскому языку

по теме:

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Учитель начальных классов: Рогозина Екатерина Николаевна

Методический паспорт урока.

Тема : “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк, мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.

Структура урока

1. Орг. момент.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

6. «Открытие» нового знания.

1)

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3)

Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Приветствие гостей.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Садитесь.

- Записываем число, классная работа.(Слайд №2)

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Звучит музыка, приходит Весна (девочка, наряженная в костюм весны)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 3)

Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В в

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)

ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5)

4. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. (Слайд №6)

На доске опорные слова : слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

    Ландыш – м.р., ед.ч.

    Трава –,ж.р.,ед.ч.

    Солнце – с.р.; ед.ч.

    Ветерок – м.р.; ед.ч.

    Птицы – мн.ч.

Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

(слайд № 7)

5. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое (Слайд №8)

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

- Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.

Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось.(Слайд № 9)

Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)

Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).

Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?

Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.

Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место(после существительных и глаголов) (Слайд№10)

Гимнастика для глаз (Слайд №11)

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. (Слайд №13)

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних (Слайд № 14)

!!! Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

!!! Такая связь в русском языке называется согласованием . Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)

Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим (Слайд №17)

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Физкультминутка. (Слайд №18)

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

7. Первичное закрепление.

1)Упражнение 20.

Определите род и число имён прилагательных? (Слайд № 19)

Проверка. (Слайд №20)

2 ) Чтение правила (с.108)

Так как же определить род и число имени прилагательного? (Слайд №21)

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)

Тест. (слайд № 23,24 и проверка №25)

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. (Слайд №26)

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание: (Слайд №27) Спасибо за урок!

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными.

Начало формы