Измерение времени. По какому календарю или стилю мы живём

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому календарю равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем стали называть високосным.

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток....

0 0

Календа рь (лат. calendarium - долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца - в солнечных календарях, Луны - в лунных календарях и одновременно и Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.

Существуют календари, имеющие в своей основе другие астрономические объекты, например, в древнеегипетском календаре год - это промежуток времени между двумя последовательными гелиактическими восходами Сириуса. Но такие календари весьма редки.

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 до н. э. , александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 до н. э.) . Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала...

0 0

это надо обязательно знать (ритмы жизни)

Оффлайн

Администраторы

Сообщений: 1097

Симпатий: 15

Мне один хороший знакомый прислал очень интересную информацию.
Как раз она будет всем нам сегодня в тему. Ведь пару дней назад прошло католическое Рождество, на носу Новый Год, а затем Православное Рождество, и далее Старый Новый Год.
Эти "удивительные" праздники надо обязательно разъяснить.
Итак читаем:

ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

Календарь - привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет - древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год - вокруг Солнца. Астрономический,...

0 0

Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)

Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…

Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались так называемыми «умными календарями». Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз планеты. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность.

Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который начинал свой отсчет с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим...

0 0

Мы - православные живем по григорианскому календарю, т.е. по старому стилю. Католический же мир живет по юлианскому календарю. В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце.
Григорианский календарь основывается на дроби 97 / 400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов.
Само слово календарь происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». Календами начинался каждый месяц римского гражданского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием и ставшего прототипом для последующих Юлианского и Григорианского календарей. Самыми важными Календами в течение года были, разумеется, январские Календы, с которых собственно и начинался новый год римского календаря. 1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства. Сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января - время необходимой уплаты по долгам и процентам, а празднование Нового года в день уплаты...

0 0

Григорианский календарь

Недостатки юлианского календаря. В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в определении времени празднования пасхи - одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным. Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.

Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта.

История григорианской...

0 0

Григорианский календарь

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI...

0 0

Почему у нас Октябрьская революция в ноябре, рождество не со всеми, и есть странный праздник под не менее странным названием «Старый новый год»? А что происходило в России с первого по четырнадцатое февраля 1918 года? Ничего. Потому что этого времени в России не было - ни первого февраля, ни второго, ни далее до четырнадцатого в тот год не случилось. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Конечно, решение было политическим. Но и наболевшим, безусловно, тоже. Как говорится, совместили одно с другим, или, опять же, как писал великий Горин: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить»....

0 0

Юлианский и Григорианский календари: отличие друг от друга. История возникновения

С измерением одних величин никаких проблем не возникает. Когда речь заходит о длине, объеме, весе – ни у кого нет никаких разногласий. Но стоит только коснуться измерения времени, и сразу столкнетесь с разными точками зрения. Отдельное внимание стоит уделить тому, что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними реально изменило мир.

Разница в католических и православных праздниках

Ни для кого не секрет, что католики празднуют рождество не 7 января, как православные, а 25 декабря. С остальными христианскими праздниками дело обстоит таким же образом.

Возникает целая череда вопросов:

Откуда взялись эти 13 дней разницы? Почему нельзя отмечать одно и то же событие в один день? Изменится ли когда-то разница в 13 дней? Может, она со временем сократится и вообще исчезнет? Да хотя бы узнать, с чем это все...

0 0

10

Разница стилей возникает из-за смены юлианского календаря на григорианский.

Юлианский календарь ("старый стиль") - календарь, принятый в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима.

Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.

Согласно юлианскому календарю каждый 4-й год (номер которого делится на 4), является високосным, т.е. содержит 366 дней, а не 365, как обычный. Этот календарь отстает от солнечного на 1 сутки за 128 лет, т.е. примерно на 3 суток за 400 лет. Это отставание было учтено в григорианском календаре ("новый стиль"). Для этого "сотые" (оканчивающиеся на 00) годы сделаны не високосными, если только их номер не...

0 0

11

В России введен григорианский календарь (новый стиль) Декрет о введении в России западно-европейского календаря
Вы знаете, что произошло в России в период с 1 по 13 февраля 1918 года по новому стилю? Ничего! Ни одного события – никто не родился, не крестился, не женился, не умер… Разве такое возможно? Оказывается, да. Этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря.

24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский).

В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля,...

0 0

12

17.10.2014

По какому календарю мы живём?

Как известно, некогда в нашей стране жили по древнему юлианскому календарю. В Европе же в 1582 году католики перешли на григорианский месяцеслов по реформе папы Григория XIII. Интересно, что эту реформу не признали православные, а посему в данной церкви поныне живут традиции юлианского численника. Так постепенно счёт дней по разным календарям не совпадал.

С 1917 года в России «календарь светской жизни», как и в Европе, сдвинули на тринадцать дней для совпадения с григорианским. После Октябрьской революции 1918 г. мы перешли на «новый стиль» и, согласно Декрету Советского правительства, дату 1 февраля стали автоматически считать датой 14 февраля. В настоящее время по такой системе летоисчисления живут все светские государства и наша страна, и теперь всем достоверно известно, по какому календарю мы живём. По григорианскому, и это совершенно логично. А с чего же начиналась календарная новация?

Примечательно, что...

0 0

13

Почему Юлианский календарь точнее Григорианского

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас, в России, в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю. Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь (иулианский, как говорят православные) отстаёт от современного (григорианского, введённого римским папой Григорием). А кто поначитаннее, те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстаёт на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот: неточным является современный календарь, так называемый новый стиль.

В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, "Астрофизические величины" (автор К. У. Аллен, издана в 1977 году, издательство "Мир", перевод с английского, страница 35) дана продолжительность года в различных точнейших...

0 0

14

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а...

0 0

15

Почему и как возник Календарь?

Календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас даже не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них. С давних времен они стали насущной потребностью для всех жителей планеты. Поскольку основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте и готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай. Как же тут обойтись без календаря? Но создать календарь можно было только на основе каких-либо периодически повторяющихся ритмов. И тогда люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой: за весной наступает лето, за летом - осень, затем приходит зима, за зимой - весна, - после чего цикл вновь повторяется в той же...

0 0

16

По какому времени мы живем

Наш календарь

ПО КАКОМУ ВРЕМЕНИ МЫ ЖИВЕМ

Н.С.Блинов

Чтобы вcегда знать точное время, недостаточно иметь хорошие часы. Необходим еще и эталон, по которому эти часы будут проверяться. Долгие годы таким эталоном служили сутки -- период вращения Земли вокруг своей оси -- и секунда -- 1/86400 доля суток. Период вращения Земли постоянен с точностью до одной тысячной секунды, однако с развитием науки и техники даже такая высокая точность оказалась недостаточной.

В 50-х годах физики предложили использовать в качестве эталонной единицы времени продолжительность определенного количества электромагнитных колебаний, излучаемых и поглощаемых атомами при переходе из одного энергетического состояния в другое. Так появились эталонные атомные часы, стабильность секунды которых сейчас почти в миллион раз выше, чем стабильность вращения Земли. Началась эра атомного времени.

Продолжительность атомной секунды можно выбрать произвольно, но...

0 0

17

2. Время и календарь

Ввод исходных данных в программу – это первая операция, с которой сталкивается астролог. Очень важно не ошибиться на этом этапе, чтобы в дальнейшем получить правильный результат. С этого и начнем наше знакомство с компьютерной астрологией.

По какому календарю мы живем

В настоящее время наибольшее распространение в мире получил календарь, называемый григорианским. Его ввёл папа Григорий XIII после ознакомления с проектом Луиджи Лилио в 1582 году. До этого же более полутора тысяч лет использовался календарь, введенный в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем, – юлианский календарь. Средняя продолжительность года в юлианском календаре -365,25 – достигалась очень просто – введением високосных дней каждые 4 года. В григорианском календаре високосными являются только те вековые года, которые кратны 400, т.е. 1600, 2000, 2400 и т.д. Годы же 1700, 1800, 1900, 2100 – простые. Получается, что из юлианского календаря изымаются три дня за 4 столетия....

0 0

Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)

Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…

Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались так называемыми «умными календарями». Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз планеты. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность.

Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который начинал свой отсчет с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим планировать свою земледельческую жизнь. Так возник солнечный календарь, к которому стали привязываться все следующие исчисления в Римской империи.

Христианство, которое зародилось в I веке, было уже подчинено этому календарю, поскольку империя жила по нему. И в первые три века, когда были гонения на христианскую Церковь, даже праздников как таковых не было. Первые христиане тогда просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, среду и пятницу как определенные дни страстей Христовых. Праздников, привязанных к календарю - как мы сейчас празднуем Благовещение, Рождество, - не было. Устанавливать и привязывать праздник к конкретному дню стали в IV веке. Именно тогда Первый Вселенский Собор, а это 325 год, впервые провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. Это становится общей канвой всего православного мира – порядок богослужений и порядок самих праздников. Именно с IV века устанавливаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать праздники, писать к ним церковные тексты, праздновать в той традиции, как мы наблюдаем это сегодня.

В чем заключается разница григорианского и юлианского календарей? На Западе в XVI веке были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Власть Папы в то время была очень сильной, поэтому ни королевским, ни императорским указом, а именно папской буллой вводится григорианский календарь.

Когда говорят об Украине, а часть ее на тот момент была в составе Речи Посполитой, то эти земли тоже перешли на григорианский календарь. Но было одно но… Украина была православная и всячески упиралась процессу католицизма. Уния была придумана в 1596 году как аналог Православия с римской догматикой. Поэтому говорить в полной мере о том, что Украина в составе Речи Посполитой перешла на григорианский календарь в том же 1582 году, нельзя. Для простого населения было очень важно сохранить свою православную идентичность, а переход на григорианский календарь - это один из шагов на пути к католицизму. И несмотря на то, что уния насаждала свою веру, народ восточной части Речи Посполитой – Украины отказался переходить на новый стиль.

Интересный факт: в 1583 году Папа пишет письмо Константинопольскому патриарху Иеремию II с предложением: поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации и т.д. перейти на единую систему летоисчисления – новый стиль, григорианский. В том же 1583 году Патриарх Константинопольский собирает Собор в Константинополе с приглашением Иерусалимского патриарха, где осуждается новый стиль. Акты этого Собора интересны – в них присутствуют некоторые утверждения, даже в некотором роде неожиданные, например, что люди, которые будут следовать этому календарю, не смогут спастись. Но пройдет немного времени - 400 лет с не большим, и Константинополь все-таки перейдет на новый стиль. Но григорианский календарь тоже имеет свои неточности, и в конце XIX - в начале XX века сербские астрономы установят, что все исчисления юлианского и григорианского имеют доли расхождений, которые мы не замечаем, но если взять 5-10 лет как временной отрезок, то набегают определенные дни разницы… Они высчитали, что григорианский календарь соответствует фазам Солнца, но с 2800 года он будет иметь существенные недостатки. И поэтому был предложен новый юлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским именно до 2800 года, а после будет иметь более точное летоисчисление.


- Сейчас им пока никто не пользуется…

Вот этот момент очень интересный. Вся Западная Церковь живет по григорианскому календарю. Восточная Церковь, Православная, до начала ХХ века жила по юлианскому календарю. И начиная с 20-х годов XX века Православная Церковь стала переходить на новый юлианский, а не григорианский календарь. После 2800 года юлианский устранит недостаток григорианского календаря, который не смогли учесть в XVI веке. А так есть три календаря: юлианский, григорианский, новоюлианский.
- Наша Церковь сейчас живет по какому календарю?

Церковь живет по юлианскому. Всё связано с политикой. Вспомним, что конец XIX в. - начало XX в. - это распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй. Начинаются национальные движения, и в свете этого каждый народ пытался «прорубить» окно в Европу, в том числе перейти на общепринятые меры – веса, километража, календаря. То же самое происходит и в Константинополе. В Стамбуле на то время большая империя распадается. Фактически отделяются Югославия, Болгария, Греция, образовывается Турецкая Республика. Все это опять актуализировало вопрос об установлении определенной унификации с Западом.

Это произошло по многим позициям: были пуды - перешли на килограммы, были мили – перешли на километры. Возник вопрос о календаре. В Стамбуле турецкой властью был поднят вопрос о переходе на новый стиль, идентичный с Европой, и в 20-х годах государство решилось на это. В 1923 году патриарх Мелетий начал движение о переходе Константинопольской Патриархии на новый новоюлианский стиль. Все Православные Церкви переходили на новоюлианский стиль, кроме Финской, которая перешла на григорианский. Повторюсь, до 2800 года – это один стиль с григорианским, но Церковь перешла на новоюлианский, чтобы в перспективе убрать недостаток григорианского календаря.
- А вот 13 дней разницы…

Это между григорианским и юлианским календарями. Григорианский и новоюлианский - идентичны.


- Но мы пока по новоюлианскому не живем…

Фактически да. Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Церкви живут по юлианскому календарю. Все остальные Церкви в начале ХХ века начали переходить на новоюлианский календарь. Константинопольская Церковь перешла на новый стиль в 1924 году, за ней пошли болгары, греки… Даже Русская Церковь указом Святейшего Патриарха Тихона 15 октября 1923 года перешла на новоюлианский стиль. Но продолжалось все это до 8 ноября 1923 года – 24 дня. Народ нововведение не принял. И указом того же Патриарха Тихона был возвращен юлианский календарь.

Есть в Православном мире Финская Автономная Церковь, которая сейчас находится в составе Константинопольского Патриархата. Так вот она живет по григорианскому календарю. Следует указать на один очень существенный момент – юлианский календарь, когда он был христианизирован в IV веке, вобрал в себя все православные традиции – как праздники солнечного календаря, так и лунного. У нас есть праздники подвижные и неподвижные. Подвижные – это те, что зависят от Пасхи, соответственно они вычисляются по Луне, а праздники, которые переходят из года в год в одну и ту же дату, привязаны к Солнцу. Церковный календарь на основании юлианского вобрал в себя лунный календарь и солнечный календарь.

Что же происходит дальше? При переходе в ХХ веке на новый стиль все Православные Церкви перешли на новый стиль по солнечному календарю, а лунный календарь, по которому вычисляется Пасха и все подвижные праздники, оставили по юлианскому календарю, как это и было ранее. Чем интересна Финская Церковь? Пасху фины вычисляют по григорианскому календарю, т.е. Так, как вычисляют католики, потому что Финляндия – это в основном протестантское государство. Там на законодательном уровне было определено, что в стране Пасху празднуют все в один день. Соответственно, привязка церковных и государственных праздников очень плотная. Поэтому при переходе в начале XX века Финской Церкви на новый стиль, ей были поставлены условия - перейти из пасхалии на новый стиль. Это был единственный прецедент в Православной Церкви. Пасху все Православные Церкви, кроме Финской, празднуют вместе, а все подвижные и неподвижные праздники по-разному – одни по новоюлианскому стилю, другие по юлианскому.

Проблема календаря – это проблема традиций, а не догматическая проблема. Она не касается основ вероучительных истин, соответственно она не считается еретичеством, отступничеством. Но для народа, который привык следовать традициям, это очень важно, потому что Церковь живет не только Писанием, но и преданием, всем тем церковным опытом, опытом Святых Отцов, которому более 2 тысяч лет. Церковный устав, который начал формироваться, начиная с IV века, выработал такую книгу, как Типикон. В ней содержатся правила совершения церковного богослужения, проведения церковной жизни, вплоть до трапез, сна, всего распорядка христианской жизни.

Начиная с VI века, Церковный устав выработал виды совмещения богослужений, а именно как служить, если Благовещение выпадет на Пасху, как служить, если какой-то праздник выпадет на первую неделю Великого поста, третью неделю Великого поста… Церковной практикой все это выработано и уже фактически тысячу мы этим пользуемся. Проблема возникает при сопоставлении переходящих праздников и непереходящих.

Например, есть такое понятие «кириопасха» – когда Благовещение выпадает на Пасху. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то «кириопасха» не выпадает никогда, соответственно Благовещение может быть даже на Первой седмице Великого поста. Но в Типиконе, который уже имеет тысячелетнюю историю, такой случай не прописан. И таких примеров можем привести множество. Когда идет дискуссия о приоритетности нового или старого стиля, всегда приводят один пример: когда у нас Пасха поздняя, а Церковь живет по новому стилю, то Петров пост полностью упраздняется, т.к. Праздник Петра и Павла выпадает 29 июня. Это тоже нарушение церковного предания – один из постов упраздняется. Вопросов возникает много: как совмещать богослужения, как совершать службы… Если строго подходить к церковному вопросу, то это является нарушением устава, который вырабатывался Церковью на протяжении веков.


- Если перейти на григорианский календарь, то будет много нестыковок…

Конечно. На практике – как служить? В глобальном масштабе, это проблема обряда, это проблема традиций. Это не вопрос догматических истин или еретизма. У нас уже есть столетний опыт Константинопольской, Румынской и других Церквей, которые перешли на новый стиль в начале XX века. Уже несколько поколений живут по новому стилю и для них этот переход не ощутим.

Другое дело у нас, где народ очень привязан к традициям. Если говорить о разрыве в календарях, то сейчас, в XXI веке, есть 13 дней разницы, т.е. если Рождество по старому стилю 25 декабря, то по новому - 7 января. Но в ХХІІ веке, в 2100 году, нужно будет прибавить один день, и тогда Рождество уже будет 8 января.

Проблема календарей – исключительно астрономическая. Церковная нагрузка - только в церковном авторитете и предании Церкви. Мы наш Церковный календарь привязываем как к солнечному, так и лунному календарям. В Церкви есть даже такое понятие, как «великий индиктион» - это церковный круг в 532 года, который объединяет и лунный календарь, и солнечный. Святыми отцами, богословами были высчитаны все богослужебные даты (а это колоссальный труд!), и это было сделано настолько точно, что раз в 532 года повторяются как подвижные, так и неподвижные праздники. Соответственно, если мы переходим на новоюлианский календарь или на григорианский, теряем многовековую традицию. Но с другой стороны, мы имеем большое поле для деятельности – как совмещать богослужения в таком или ином виде при переходе на новый стиль. Такая практика уже есть в Константинопольской Церкви.