Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект. Понятие религиозной безопасности
| Р
|
Религиозная безопасность
Читатель, надеюсь, уже заметил, что в нашей энциклопедии нет политики и идеологии. Взаимоотношения с религией мы рассмотрим тоже только с точки зрения личной безопасности. Для начала - немного статистики. На территории России на конец 1995 года зарегистрировано около 12 тысяч различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям.
Российский закон «О свободе вероисповедания» сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии - около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что «новым богам» молятся у них более 2 миллионов немцев.
Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в нее входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории.
Разнообразные секты групп можно разделить на несколько
основных групп:
- зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны -
американские);
- экзотические секты нетрадиционного («восточного») толка - как
зарубежные, так и российские;
- «новые религии» - выдающие себя за «улучшенные» традиционные
конфессии (в том числе и «улучшенное» Православие) или удачное
соединение всех конфессий;
- небольшие оккультные группы, связанные как правило с
экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.
- сатанисты.
Безобидное вроде бы событие - визит в секту из любопытства - чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов.
Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти - около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.
Чем отличаются секты от мировых религий?
Специалисты обычно называют несколько основных признаков:
- жесткая внутренняя организация; причем личная подчиненность
становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном
счете верующим начинает руководить не Бог, а тот, кто говорит от
имени Бога; кстати, обычно и полная структура секты известна
далеко не всем, кто в нее входит;
Личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя «Богом живым» и матерью Вселенной (!) глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты «учение истины Аум» - Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные «пророки» не обделяют себя званиями - так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;
Мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причем «чужими» объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;
Обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то все же получается, что человек несет в секту свое имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных «колхозах» и на заводах.
В 1995 году германские, например, «учителя» только за счет продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок. Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой прием как «бомбардировка любовью» (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д.
И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые «уроки». Часто «истины» вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - «пластическими молитвами» или «медитациями». Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем еще ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей.
Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую «химию». Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты «Аум Синрикё» можно считать типичным вариантом. Традиционная сектантская техника - религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдается знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приемы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече.
Как защитить свою волю и имущество от сект?
Не рискуя давать советы в таком специальном вопросе, предлагаю сокращенное изложение техники религиозной безопасности, предложенной деканом Православного университета диаконом о. Андреем (Кураевым). Разумеется, советы обращены в первую очередь к русскому (в частности - православному) читателю, но многое здесь полезно для представителя любой другой мировой религии.
Правило первое. Навсегда запомнить, что духовность - слово двуликое. Высоцкий пел: «не все то, что сверху - от Бога». Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру.
Правило второе. Если вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь - все же сделайте свой выбор. (Например - «Если я приду к вере, то это будет Православие» или «Я буду мусульманином», «Я буду католиком»). Сразу при этом скажите себе, во что вы верить не хотите.
Может пройти не один десяток лет, но если вы, например, решили (даже не из-за богословских аргументов, а просто в силу семейной или национальной традиции), что вы будете православным, все эти предстоящие годы вы сможете защитить себя от навязчивых предложений сектантов.
Правило третье. Если с вами говорят о вере, сразу просите своего собеседника внятно представиться. Не удовлетворяйтесь названием (типа - Церковь Христа, Церковь объединения, Новая Святая Русь и т.д.). Если перед вами «просто христианин» - просите четко высказать свое отношение к Православию, иконам. Так вы защитите свою свободу выбора и избежите прямого обмана: очень многие проповедники как раз хотят, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают отречься от традиционной веры своего народа.
Правило четвёртое. Сектанты часто прикрываются светскими названиями и целями. Будьте особенно внимательны, если вас приглашают на БЕСПЛАТНЫЕ курсы английского языка: очень вероятно, что вам будут просто читать по-английски Библию или книгу Мормона. Другое любимое прикрытие - «экологические форумы», школы общения, семинары по духовному самосовершенствованию и т.д.
Оккультизм Штейнера, например, называет себя гуманитарным движением «Новый акрополь», а секта Муна (называющаяся, кстати и сейчас - «Ассоциация Святого Духа по объединению мирового христианства» - хотя специальная комиссия Национального совета церквей США еще в 1975 году сделала вывод, что учение Муна не имеет отношения к христианству) любила организовывать педагогические семинары.
Правило пятое. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Если различия незначительны (проповедник может это сказать), то зачем из-за них отделяться от всей Церкви? Помните французскую поговорку «Дьявол прячется в мелочах».
Правило шестое. Выслушать не только одну сторону, если аргументы некоего проповедника показались вам убедительными. Когда Вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника или человека, осведомленного в основах православного богословия. Не полагайтесь на неполные знания.
Правило седьмое. Не судите о той или иной конфессии только по рассказам о недостатках ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.
Правило восьмое. Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» иди «нетерпимости». Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше.
Правило девятое. Когда вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на то странное обстоятельство, что проповедуя объединение, людей почему-то ведут прежде всего к обособлению и разделению. Умейте замечать скрытую цель - вырвать вас из привычной религиозной среды.
Правило десятое. Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если Папа Римский объявит какое-то учение выходящим за рамки католичества, не считайте, что вы лучше знаете католичество, чем Папа и не беритесь с ним спорить. Если православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы, поверьте, что и у них есть право определять, что согласуется, а что несовместимо с Православием.
Правило одиннадцатое. Будьте просто трезвы. Не поддавайтесь эффекту толпы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях с музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их «крещения» - последствия будут более серьезными, чем это может показаться в зале, полном энтузиастов. Не торопитесь давать свой телефон и адрес неожиданным «друзьям».
Эти правила декан Православного университета дополняет простым признаком, по которому можно отличить проповедников многочисленных антиправославных протестантских сект: попросить перекреститься и поцеловать образок Божьей Матери. Сектант откажется. А для многих других сект (особенно экзотического восточного толка) четким критерием можно считать вопрос - зачем Христос умер на кресте и почему назван Спасителем. Нехристианин скорее всего скажет, что Христос - один из учителей, спасающих от невежества и безнравственности. Для христианина же Христос - Спаситель от небытия, и это спасение - ценой Крестной жертвы.
Родным человека, попавшего в секту, нужно прежде всего не делать главных ошибок: надеяться, что это «пройдёт само», терять время, а также - резко и грубо отрицать его новое увлечение. Вместо этого можно показать притягательность традиционных ценностей. Попытаться напомнить привлекательность прежних светских интересов, создавать новую радостную обстановку, пробуждать сознание к реальности, «заземлять» восприятие - в том числе и семейными событиями, путешествиями, общей деятельностью. Создайте ситуацию, в которой этот человек должен кому-то срочно помогать и т.д.
Лишь после того, как появятся признаки сомнения (например, в чистоте целей или личности руководителя секты) можно очень аккуратно - лучше на примере другого - начать говорить о том, почему выбранный путь ведет к заблуждению. При этом вам придется скрывать эмоции и вашу личную боль.
Обратитесь в общественные организации, объединяющие родственников тех, кто пострадал от сектантов, ищите помощи у священников. В Москве, например, центр реабилитации жертв нетрадиционных религий создал о. Олег (Стеняев) и группа прихожан храма Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке. Занимается этой проблемой и отдел катехизации Московской Патриархии.
А достоверную информацию об исламе можно получить в Исторической Мечете, что находится на Большой Татарской улице в Москве. Ну и чтобы хватило сил вызволить человека из секты, с самого начала надо смириться с тем, что потребуется немало времени, настроиться на тяжелую и долгую борьбу - она не может быть другой, потому что это настоящая борьба за душу человека.
В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.
Во-первых, религиозный терроризм начал распространяться прежде всего в регионах, где cилен религиозный фактор (например, Центральная Азия и Кавказ). Основная его цель заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. Это кардинальное отличие, например, от радикальных экстремистских организаций Западной Европы, таких, как «Рота армии Фраксон», «Красные бригады», «Аксен Дитрек». В Европе в террористические организации в основном привлекались средние слои общества.
Во-вторых, следует обозначить высокий уровень образованности среди идеологов террористических групп. Наиболее яркий пример – это религиозно-радикальные организации в Ближневосточном регионе. У них существует четко разработанная «концепция героя», шахида, в которой шахид, герой-фундаменталист, сознательно противопоставляется атеистическому, технологизированному, анонимному и антигероическому западному обществу, в котором отсутствует значение героя, в котором нет необходимости в этих героях, нет личностного начала. Вообще Запад как таковой является цивилизационно-ценностным врагом исламских террористов с его глобализацией и транснациональными корпорациями, и религиозный фактор здесь представляет собой очень эффективный инструмент мотивации членов экстремистских групп, чей фанатизм, тщательно развитый и поддерживаемый руководством группы, позволяет им предпринимать такие рискованные и часто самоубийственные акции, на которые вряд ли решились бы не религиозно мотивированные террористы. Гибель шахида в ходе джихада - а именно так расценивают свою деятельность эти группы - является, с их точки зрения, прямой дорогой в рай и неудивительно, что многие экстремисты не только готовы, но и стремятся погибнуть во время выполнения задания. Проведение силовых операций Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке только способствуют распространению религиозно-радикальных движений в Южной и Центральной Азии.
Третья особенность религиозной формы терроризма – это четко выраженный социальный аспект. Все религиозно-радикальные движения и организации выступают за социальную справедливость, за социальное равенство. Тем самым они создают притягательность среди религиозно неграмотных и безработных категорий населения. Накопившиеся социально-экономические (процесс имущественного расслоения), политические (идеологическое размежевание и неконструктивная борьба за власть), демографические, экологические, межэтнические проблемы и неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов способствуют популяризации религиозного терроризма путём усиления социальных противоречий в обществе и снижения эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь, среди молодежи).
Наконец, религиозный терроризм для его последователей – это и концепция освободительной борьбы, которая во многих случаях имеет конфессиональный характер (в Палестине, Кашмире, Алжире, Чечне, Афганистане она является элементом тотальной войны с «неверными»).
В целом в отдельных странах СНГ образовался идеологический и религиозный вакуум, который эффективно используются религиозно-радикальными группами.
В дополнение ко всему, данные группы стали получать из дальнего зарубежья мощную финансовую и техническую поддержку для безвозмездного распространения и пропаганды радикального исламского учения (особенно в молодежной среде – так будущие шахиды рекрутируются из числа безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет). Для финансирования экстремисткой деятельности военизированные религиозные группы также участвуют в незаконной торговле наркотиками и оружием, что подрывает основы устойчивого развития не только стран Евразии, но и в целом всего мирового сообщества.
По данным экспертной группы ООН, после 10-летней войны СССР в Афганистане в руках террористических групп оказались от 600 до 1000 стингеров; помимо этого в Афганистане незаконно циркулируют более 10 миллионов единиц стрелкового оружия.
Сегодняшние террористические организации, действующие в регионах Кавказа и Центральной Азии – это не индивидуальные группировки плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков прошлого столетия, а целые концерны с многомиллиардными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные и в значительной мере новаторские методы и приемы борьбы. В определённом смысле их можно характеризовать как негосударственные военизированные системы, которые в начале XXI века находятся в состоянии непрерывной динамики, трансформации, клонирования, мутации. По уровню организации и боевой подготовки они постепенно выходят на уровень регулярных армий отдельных стран, а также активно проникают в политическую и экономическую систему государств (располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций, имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации) и осуществляют скрытное представительство в международных организациях
Страница 7 из 24
РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ
Религиозная безопасность общества и государства
Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.
Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним - купец, а затем - завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.
Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.
Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:
· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.
· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.
· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.
· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).
Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные , направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.
Права человека и угроза со стороны деструктивных религиозных организаций
Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.
Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.
Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных , то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:
1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.
2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.
3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.
4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.
5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.
6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.
7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.
Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:
1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.
2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.
3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.
4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.
5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.
6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.
7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.
8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:
· их разрушение;
· появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;
· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;
· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;
· отсутствие доверия между членами семьи;
· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;
· вовлечение в секту родных и близких;
· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.
Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.
Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:
а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);
б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).
Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.
Важнейшая функция любого правового демократического государства - защита личности, в том числе и государственно-правовыми средствами. Только государство и его органы обладают необходимыми властными полномочиями по осуществлению на территории Российской Федерации мер по защите прав и свобод граждан. Несмотря на наличие в Российской Федерации значительного числа правозащитных общественных организаций, целью которых также выступает восстановление нарушенных прав и предупреждение противоправных посягательств на них, все же следует признать, что они в настоящее время не в состоянии обеспечить полноценную защиту и охрану конституционных ценностей. В связи с этим в первом параграфе второй главы курсовой работы, особое внимание уделено специально созданным государственным органам, их роли в защите права на свободу вероисповедания, в обеспечении религиозной безопасности России.
Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе предусмотренной статьей 28 Конституции Российской Федерации свободы вероисповедания, является Президент Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В соответствии с пунктом 37 Стратегии к числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является, в том числе экстремистская деятельность религиозных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: Стратегия предполагает совершенствование структуры и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая религиозный экстремизм. Кроме того религиозная нетерпимость признается одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие также и на состояние национальной безопасности в сфере культуры.
Почему Стратегия уделяет так много внимания вопросам противодействия религиозному экстремизму и нетерпимости? Полагаем, что причина кроется в одном из феноменов современного этапа развития мировой цивилизации - усилению разнонаправленных процессов всемирной секуляризации с одновременным расцветом религиозного радикализма. Корни этих взаимоисключающих процессов являются предметом многочисленных философских, психологических, теологических и этнополитических исследований. Усиливающееся социальное и экономическое неравенство вкупе с традиционными национальными, этническими и расовыми противоречиями вызывают в эпоху всемирной глобализации эффект "конфликта цивилизаций", частью которого и являются межрелигиозные противоречия.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "религиозная безопасность", вместе с тем термины "религиозная безопасность России" или "религиозная безопасность российского общества" достаточно широко используются не только в юридической литературе, но и в актах органов государственной власти Российской Федерации См. постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России". , что дает основание использовать его в данном контексте и в настоящее работе.
Как уже говорилось первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и государственной защиты личности имеет деятельность органов исполнительной власти, систему которых возглавляет Правительство Российской Федерации.
Подпунктом "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237. . В сфере защиты прав и свобод граждан полномочия Правительства Российской Федерации предполагают:
участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712. .
Статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрены надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Осуществление надзора возложено на органы прокуратуры. Целью осуществления контроля является обеспечение органом, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, соблюдения ею устава относительно целей и порядка ее деятельности Контроль за соблюдением религиозными организациями учредительных документов относительно целей и порядка их деятельности возложен в настоящее время на органы юстиции (см. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" .
Определение религиозной организации, содержащееся в статье 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", выделяет две цели ее создания: совместное исповедование веры и ее распространение, в связи с чем для религиозной организации существуют ограничения, несоблюдение которых является нарушением осуществляемой деятельности. К числу таких ограничений относятся:
Отсутствие у религиозной организаций признаков ей соответствующей (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);
Осуществление деятельности, противоречащей законодательству;
осуществление деятельности юридически заверенного разрешения (лицензии);
осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;
осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;
осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, религиозная организация не может осуществлять ряд видов деятельности не только потому, что они не предусмотрены Уставом, но и запрещены законом. Религиозной организации запрещено участвовать в пожертвованиях политическим партиям (подпункт "л" пункта 3 статьи 30 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950.); осуществлять предвыборную агитацию (пункт 4 части 7 статьи 48 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".), вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонды референдума (подпункт 9 пункта 9 статьи 48 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710.); создавать структурные подразделения в муниципальных и государственных учреждениях (пункт 3 статьи б Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Вместе с тем установление факта нарушения права на свободу вероисповедания со стороны религиозного объединения (религиозной группы, религиозной организации) возможно и допустимо только в суде. В тоже время необходимо отметить известные сложности при формировании доказательственной базы в таких процессах, что связано со спецификой нарушенных прав.
Наличие хотя бы одного из предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозных организаций свидетельствует о нарушении права на свободу вероисповедания. Рассматривать вопрос нарушения свободы вероисповедания, необходимо вкупе с другими конституционными ценностями и правами, посягательство на которые будет являться неопровержимым фактом в судебном процессе. К их числу относятся свобода, личная неприкосновенность, собственность, семья, честь, достоинство, здоровье и даже жизнь. Основная роль в установлении нарушений указанных прав принадлежит суду, делающему также вывод о наличии необходимой причинно-следственной связи.
Для надежной реализации защитной функции в рамках судебного процесса является необходимым определение границы, разделяющую желанный и вынужденный выбор, свободное действие (бездействие) от принуждения и давления. Следует помнить, что свобода любого человека не абсолютна. Она имеет как свои физические (пространственные) границами, так и иные границы - пределы свободы других лиц.
Вынужденный выбор предполагает такое принуждение, которое угрожает жизни или другим жизненно важным интересам конкретного человека. При наличии такой угрозы личность не может считаться свободной. Грань между "свободой" и "несвободой" пролегает именно здесь.
Цель создания всякий религиозной организации должна заключаться в совместном исповедании веры, а также ее распространении. Запрещена реализация других видов деятельности, в случае их ненаправленности на осуществление уставных задач, целей. В законодательстве содержатся ограничения, направленные на религиозные организации. Их несоблюдение является нарушением исполняемой деятельности.
Таким образом, используя закрепленное Конституцией Российской Федерации и гарантированное каждому право на свободу вероисповедания, религиозная организация в лице ее членов попирает и нарушает не только право гражданина осуществлять самостоятельный выбор веры и то, каким образом ее исповедовать, но также и право на свободу, личную неприкосновенность, информацию, тайну личной жизни. Посягательство на эти права происходит опосредованно, через злоупотребление свободой вероисповедания, в связи с чем именно судебная защита свободы вероисповедания, с учетом статуса суда как органа, имеющего существенное значение в механизме государственно-правовой защиты личности, является особенно актуальным. Это приобретает особую ценность в связи с тем, что затрагивается целый комплекс конституционных ценностей и благ, гарантированных государством, которые подлежат восстановлению при их нарушении с помощью суда.
В качестве примера злоупотребления свободой вероисповедания рассмотрим посягательство со стороны деструктивных религиозных организаций на такую защищаемую Конституцией Российской Федерации ценность как семья В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства. Эта норма также воспроизводится и в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации. . На практике весьма многочисленны случаи, когда человека заставляют отказаться от семьи, изолируют от внешнего мира, как правило, увозя для принятия веры далеко от дома и т.п. Все это возможно при условии приведения человека в состояние повышенной внушаемости путем физического или психологического истощения.
Следствием такого негативного воздействия может являться разрушении семьи (как фактически, так и юридически), возникновение конфликтных ситуаций между членами семьи, нарушении благоприятного семейного климата. Для заключения брака и его расторжение требуется взаимное добровольное согласие его участников. Семейный Кодекс Российской Федерации, предусматривая процедуру расторжения брака, не предусматривает выяснение мотивов развода Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16. . Однако разрушение семьи - это конкретный факт, а понуждение к разрушению посредством оказания давления (как правило психологического) есть лишение человека права самостоятельного выбора. Один из методов установлению в данном случае факта понуждения к разрушению семьи, - изучение, исследование учения религиозной организации. Полученные результаты могут служить основанием для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения. Разрушение семейных связей было подтверждено и служило одним из оснований ликвидации и запрета деятельности "Религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Москве" См. подробнее: материалы Постановления Европейского суда по правам человека от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah"sWitnessesofMoscowandothers) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). .
Вывод по параграфу. Таким образом, можно с уверенностью, что из-за деятельности, которую осуществляют деструктивные религиозные организации, наносится значительный вред личности и обществу, посягая на личную и общественную безопасность в части, касающейся религиозной безопасности.
Нарушая закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы, и в частности свободу вероисповедания, религиозными организациями. Осуществляется попытка завладением сознанием личности, а значит и ее вещественными ценностями. Данное возможно, в первую очередь, при условии незащищенность человека со стороны государства, которое обладая необходимыми силами и средствами в области, которая заключается в обеспечении религиозной безопасности и создании условий, когда не будет таких нарушений или же на стадии зарождения они будут пресекаться. В подобном плане в сфере деятельности государственных органов для достижения постоянного баланса интересов отдельного человека с правом на свободу вероисповедания и религиозным объединением приобретает особо ценное значение для государственно-правовой защиты людей.
Выявление признаков деструктивности религиозной организации, проявляющихся в процессе ее деятельности, вреда, причиняемого личности, и приводящих к нарушению, которые установлены Конституцией ценностей и благ (прав и свобод), свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации, возникновении угрозы религиозной безопасности российского общества и является основанием ликвидации и запрета деятельности религиозной организации.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Тарасевич Иван Анатольевич. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.02 / Тарасевич Иван Анатольевич;[Место защиты: Тюменский государственный университет].- Тюмень, 2014.- 376 с.
Введение
Глава 1. Институционализация религиозной безопасности Российской Федерации 32
1.1. Религиозные институты в современной россии 32
1.2. Определение религиозной безопасности российской федерации 45
Глава 2. Угрозы религиозной безопасности российской федерации 58
2.1. Классификация угроз безопасности россии в религиозной сфере 58
2.2. Характеристика нетрадиционных для россии религиозных и псевдорелигиозных объединений деструктивной направленности, представляющих наибольшую потенциальную опасность 79
Глава 3. Конституционно-правовая база религиозной безопасности Российской федерации 108
3.1. Система правовых источников обеспечения религиозной безопасности россии и ее основные элементы 108
3.2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения религиозной безопасности россии 130
Глава 4. Конституционно-правовая характеристика элементов системы религиозной безопасности российской федерации 156
4.1. Роль главы государства в системе религиозной безопасности 156
4.2. Парламент как элемент системы религиозной безопасности 164
4.3. Роль правительства в системе религиозной безопасности 170
4.4. Судебная защита в системе религиозной безопасности 187
4.5. Полномочия органов государственной власти субъектов российской федерации в системе религиозной безопасности 204
4.6. Органы, силы и средства обеспечения религиозной безопасности 212
Глава 5. Совершенствование конституционно-правового Механизма обеспечения религиозной безопасности российской Федерации 224
5.1. Модель государственно-религиозных отношений как основной фактор обеспечения религиозной безопасности 225
5.2. Концепция конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности российской федерации 257
Заключение 301
Список использованных источников и литературы
Определение религиозной безопасности российской федерации
Исследованы вопросы соотношения степени религиозной безопасности общества и конституционно-правовых норм, обусловливающих модель религиозно-государственных отношений в том или ином государстве. В представленном диссертационном исследовании впервые разработан конституционный принцип обеспечения религиозной безопасности России на международном уровне, согласно которому необходимо повсеместно культивировать и поддерживать российские традиционные ценности как способствующие максимальному обеспечению прав человека и гражданина. В исследовании подверглись рассмотрению процессы, как в России, так и за ее пределами, происходящие в результате усиления воздействия глобализации на религиозное развитие общества, что позволило сделать выводы о негативном значении глобализации для религиозной безопасности Российской Федерации. Разработана методология совершенствования российского законодательства в целях снижения негативного влияния глобализации на религиозную сферу жизни общества.
Методологическую основу исследования составила совокупность методов и средств, которая позволила исчерпывающе изучить предмет исследования и сделать соответствующие научные выводы.
В качестве общенаучного был использован диалектический метод, который позволил изучить конституционно-правовую основу религиозной безопасности России в динамике, в органической связи с развитием в обществе политических, социальных, культурных и иных процессов; выявить и разрешить возникающие в процессе обеспечения религиозной безопасности общества противоречия, раскрыть диалектические связи угроз религиозной безопасности с конкретно-историческими условиями и национально-религиозной спецификой России.
Диалектический метод познания дополняют частнонаучные методы, которые сделали возможным всесторонне раскрыть смысл и содержание конституционно-правовых отношений, определяющих сущность религиозной безопасности Российской Федерации и ее обеспечение.
Исторический метод позволил исследовать институт религиозной безопасности России в его развитии, рассмотреть в динамике традиции обеспечения религиозной безопасности России, в частности изучить роль традиционных для России религий в данном процессе. Используя исторический метод, удалось изучить динамику развития РДН, а также понять логику ограничения их деятельности российским и зарубежным законодателем и правоприменителем. В разработке конституционно-правовых проблем религиозной безопасности России нами широко применялся метод сравнительно-правового исследования. Если исторический метод позволил нам исследовать конституционно-правовые явления в своего рода «вертикальной плоскости», то сравнительно-правовой - изучить явление в «горизонтальной плоскости», с точки зрения сопоставления различных конституционно-правовых институтов. Метод сравнительного исследования использовался нами при изучении и сопоставлении опыта государственно-религиозных отношений в зарубежных странах, что дало возможность сделать выводы о характере и закономерностях перспективного развития конституционно-правового законодательства в данной области в отдельных странах.
Диалектическая методология исследования конституционно-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. Поэтому важное место в нашем исследовании имеют системный метод и метод логического анализа, предполагающие рассмотрение конституционно-правовых явлений в совокупности их социальных связей, выявление целого и частного, изучение отдельных конституционно-правовых институтов в структуре российского права с учетом национальных особенностей их развития. Данные методы позволили говорить о новых интегративных качествах религиозной безопасности, не свойственных образующим ее частям. Системный метод сделал возможным определение места религиозной безопасности в системе национальной безопасности России в целом.
Используя функциональный метод, нам удалось исследовать роль в процессе обеспечения религиозной безопасности Президента, Правительства, Парламента Российской Федерации, органов, сил, общественных объединений и отдельной личности.
Характеристика нетрадиционных для россии религиозных и псевдорелигиозных объединений деструктивной направленности, представляющих наибольшую потенциальную опасность
Важность религии в жизни человека и религиозной мотивации не отрицали даже советские исследователи, которые отмечали, что разные религии, в силу присущих им особенностей, обладают различными потенциальными возможностями воздействия на самосознание человека. Они оказывают влияние на самые различные сферы жизни – психологическую, социальную, политическую, экономическую и, наконец, культурную. Религии определяют мировоззрение человека на индивидуально-психологическом уровне, формируя ценностные ориентации человека в его отношении к тем или иным действиям, событиям, процессам, явлениям, что в конечном итоге обусловливает модель его политического и правового поведения73.
К религиозным правонарушениям мы относим также и другие деяния, совершенные в религиозной сфере, составы которых закреплены нормами УК РФ. Подобные деяния, как уже указывалось выше, мы считаем целесообразным именовать религиозными преступлениями.
По нашему мнению, в религиозной сфере существуют и другие угрозы, которые выходят за рамки религиозного экстремизма. Угрозой религиозной безопасности России, несомненно, является деятельность религиозных объединений, в которых нарушаются такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность. Существуют религиозные объединения, в доктрине которых заложены идеи космополитизма, последователи которых отказываются от службы в армии, что также является угрозой, возникающей в религиозной сфере74.
Кроме того, религиозные объединения часто являются удобным инструментом разведывательной деятельности иностранных спецслужб, а некоторые из них специально создавались для этого, что также является угрозой в религиозной сфере75.
Перечень противоправных деяний религиозных объединений, которые могут быть основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, закреплен нормами ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Это принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Как видим, перечень противоправных действий остается открытым. Но, на наш взгляд, законодатель некорректно воспользовался в данном случае термином «действие». Вернее, с точки зрения теории права, было бы использовать термин «деяние», которое подразумевает как собственно действие, так и бездействие. По нашему мнению, препятствовать получению обязательного образования возможно и бездействием. Кроме того, мы считаем, что личности в религиозной сфере угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения76. Изучение внутренних документов различных религиозных объединений показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств за счет территории существующих. Последователь такой религии не будет отстаивать интересы российского государства, как, впрочем, и любого другого77. Сегодня можно однозначно констатировать факт того, что опасности, возникающие в религиозной сфере, могут угрожать конституционному и государственному строю любого государства, и в частности Российской Федерации.
Конституционно-правовые проблемы обеспечения религиозной безопасности россии
Кроме того, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет права и условия деятельности религиозных организаций и содержит нормы, регулирующие характер деятельности религиозных организаций в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ.
Некоторые из норм данного Закона носят отсылочный характер. Например, норма, дающая право религиозной организации на проведение публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч. 5 ст. 16) апеллирует к нормам, установленным для проведения митингов, шествий и демонстраций. В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012)155, обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2014)156 устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа.
Норма, обязывающая религиозную организацию как всякое юридическое лицо вести бухгалтерский учет, переадресовывает правоприменителя к нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)157. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет правовые нормы, устанавливающие государственный надзор по обеспечению законности деятельности религиозных организаций и их участников как физических лиц, осуществляемый соответствующими уполномоченными на это органами. Часть 1 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает норму: «Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ».
Кроме прокурорского надзора, существует и применяется на практике особый вид надзора в РФ, заключающийся в проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции РФ. В Российской Федерации эти функции возложены на Конституционный Суд, который в пределах своей компетенции неоднократно рассматривал в открытых заседаниях дела о проверке конституционности отдельных правовых норм ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Судебный надзор – еще одна возможная разновидность надзора в процессуальной деятельности судов, его специфика заключается в проверке законности и обоснованности определений и постановлений, решений и приговоров судов различных инстанций, разрешении споров между судами, издании руководящих разъяснений по применению законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.
Контроль за соблюдением устава относительно целей и порядка деятельности религиозных объединений возложен в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» на орган, регистрировавший ее158.
Статья 26 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что нарушение соответствующего законодательства влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность.
158 См.: Письмо Минюста РФ «О применении законодательства о религиозных объединениях» от 24.12.1997 (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») // Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7.
Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания, в том числе прав религиозных объединений на различную некоммерческую деятельность (в частности благотворительную), влечет, в зависимости от характера и последствий, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Часть 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)159 специально устанавливает, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме религиозных объединений, на которые распространяется понятие правоспособности и гарантии законной деятельности юридического лица.
Поскольку в 1998 г. Российской Федерацией была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, в тексте которой заложен механизм, позволяющий государствам-членам Совета Европы не просто наблюдать за соблюдением ее положений, но и оказывать определенное воздействие на страны, нарушающие европейские стандарты в области прав и свобод человека, граждане России получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. Таким образом, был создан дополнительный инструмент защиты права на свободу совести. В практике уже известны случаи обращения граждан Российской Федерации в этот орган160.
Законодательством РФ предусмотрена также ответственность самих религиозных объединений.
В частности, ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» регламентирует приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения им законодательства РФ.
Часть 1 ст. 14 данного Закона предусматривает следующие основания ликвидации религиозной организации: 159 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 160 См.: Никишина против Российской Федерации // Религия и право. 1999. № 1. С. 26. 123 – по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на это уставом религиозной организации; – по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, данного Закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); – по решению суда в случае, предусмотренном данным Законом.
Часть 2 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет следующие основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке: – нарушение общественной безопасности и общественного порядка; – действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; – принуждение к разрушению семьи; – посягательство на личность, права и свободы граждан; – нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; – склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; – воспрепятствование получению обязательного образования; – принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
Роль правительства в системе религиозной безопасности
Государство, призванное наиболее рационально устраивать жизнь общества, защищать установленный в нем конституционный порядок, в действительности представляет собой противоречивое единство различных политических начал. Власть, организационно оформленная как государство, является одновременно причиной и следствием общественных отношений. Специальным механизмом, гарантирующим устойчивость государства, служит право, обеспечиваемое силой, в том числе и военной. Многие мыслители подчеркивали обязанность государства опираться на силу243. Демократические ценности в любом государстве подкрепляются его готовностью пользоваться при необходимости насильственными средствами. Например, Конституция США гарантирует «каждому штату… республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне и от внутреннего насилия»244. Право на применение силы реализуется при помощи специально созданных для этой цели органов.
Любому государству грозит перерастание системы обеспечения безопасности государства в свою противоположность, что обусловлено рядом причин. Как и любой социальный организм, силовые ведомства объективно заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий для своего функционирования. Но данное стремление способно перерасти в желание самодостаточного положения в государстве и избыточное самоутверждение в нем. Локальная тоталитаризация определенных ведомств возникает при несостоятельности гражданских властей государства. Другая опасность заключается в том, что государство способно превратиться в слепой механизм, отчужденный от общества. Н.А. Бердяев отмечал, что при определенных условиях «оно из средства и функции делается самоцелью, оно живет собственной жизнью и не хочет быть подчиненной функцией народной жизни»245. Интересы властвующих законсервированных групп в этом случае начинают превалировать над интересами всего общества: государство из стража общественных устоев превращается в узурпатора и возлагает на свои силовые структуры все новые задачи по подавлению и противодействию неугодным проявлениям общественной жизни. К такой ситуации может привести отсутствие мировоззренческого фундамента у руководства государства или его смена под воздействием внешних факторов. Руководство того или иного государства может подпасть под влияние религиозных доктрин, реализация которых будет иметь непредсказуемые результаты для данного общества.
В условиях социальной нестабильности и поляризации общества, а также перманентной конфронтации вполне возможны ситуации, когда каждая из противоборствующих сторон будет находить аргументы, оправдывающие ее обращение к силе. В такой ситуации органы и силы безопасности могут попасть под влияние тех или иных религиозных течений и использоваться для влияния на власть или для подавления одними социальными группами других.
Следующая опасность, обусловленная спецификой органов и сил безопасности, состоит в том, что в них самих могут возникать лидеры, готовые для воплощения своих религиозных взглядов использовать, находящиеся в их распоряжении силы и средства для изменения существующего конституционного строя.
В связи с этим одной из первостепенных задач, стоящих перед российским обществом, является формулирование конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности общества, в которой должен быть четко указан вектор движения России в религиозной сфере, что позволит исключить опасность захвата власти субъектами, проповедующими доктрину РДН и ПРДН.
Актуальность проблемы контроля за деятельностью органов, обеспечивающих религиозную безопасность, например за деятельностью спецслужб, связана с ролью и местом этих органов в общей системе обеспечения национальной безопасности, с использованием ими специфических форм и методов деятельности для решения законодательно закрепленных задач. Одним из основополагающих принципов деятельности спецслужб любого государства, независимо от его общественно-политической ориентации, является использование негласных методов и средств, что самым серьезным образом затрагивает проблемы обеспечения прав человека. В то же время общество в целом и любой отдельный гражданин должны быть уверены, что вторжение в личную сферу возможно только на абсолютно законных основаниях и в условиях эффективного контроля со стороны соответствующих государственных и общественных структур. Поэтому концепция контроля за деятельностью спецслужб должна основываться на соблюдении прав личности при осуществлении спецслужбами возложенных на них функций, а именно: ограничение прав и свобод допустимо только на основании закона и только в отношении лиц, действительно нарушающих закон, т.е. совершающих реальные правонарушения, направленные на нанесение ущерба национальной безопасности.