Как бороться с завистью к людям: как избавиться от чувств, пропитанных злобой и ненавистью. Что такое зависть и как с ней бороться

Человек – существо социальное, а потому для него естественно конкурировать с себе подобными, причём с самого детства. Если братья, сестры, одноклассники или друзья в чём-то его превосходят, то у него возникает раздражение к чужим успехам. Социологи именуют его завистью и уверяют, что такое неприглядное чувство свойственно всем людям. Хорошая новость в том, что с возрастом человек мудреет и завидует меньше. Пока же выясним, как укротить пагубное чувство в себе и других.

Чтобы перестать завидовать. сначала нужно разобраться, почему возникает зависть. Поэтому давайте первым делом рассмотрим распространенные причины зависти, что ее вызывает и какой первоисточник этого чувства:

  1. Зависть рождается от сравнения себя с другими. На жизненном пути каждого человека всегда встречаются те, кто сильнее, умнее, богаче, моложе и красивее. Если постоянно идти на поводу у врождённого желания конкурировать со всеми, то можно загнать себя в яму депрессии и ненависти к более успешным людям.
  2. Человек особенно склонен к зависти, если в детстве родители не дарили ему безусловную любовь, а ценили лишь за достижения (уборка в комнате, победа в олимпиаде). У такого ребёнка напрочь отсутствуют ощущение собственной самоценности и навык принятия себя таким, какой он есть. Чужие успехи представляются ему угрозой потери любви окружающих, ведь на фоне преуспевших он выглядит неудачником, а, значит, недостойным уважения.
  3. Ещё одно обстоятельство, разжигающее костёр зависти, — близость к нам вырвавшегося вперёд. Если нас обошла в чём-то не какая-то звезда инстаграма, а родная подруга, то становится в разы больнее. Лишь сильные личности с огромной любовью к себе способны искренне порадоваться за ближнего. В противном случае возникает досада и страх, что подруга перестанет считать тебя равной себе и покинет твою зону комфорта.
  4. Немалую роль в развитии зависти играет обделённость материальными благами, нехватка чего-либо, будь то внимание противоположного пола, таланты или красивая внешность. Даже святой проникнется скрытой агрессией по отношению к человеку, наслаждающемуся всем, о чём первому приходится лишь мечтать. Как писала психолог Мелани Кляйн: «Завистливому плохо при виде удовольствия».
  5. В католическом христианстве источник зависти – гордость. Лишь высокомерные не могут вынести, что кто-то выше их и живёт в благополучии. Ещё одна причина коварного чувства, по мнению церкви, — это лень. Вместо стремления к своим целям человек бездельничает, завидует успешным, а злословия в их адрес компенсируют ему собственную нереализованность и неисполненные мечты.

Способы избавления от зависти

Если досада из-за благополучия окружающих уже поселилась в вашей душе, необходимо остановить её развитие. Для этого стоит прекратить делать следующие вещи:

  1. Загонять зависть вглубь себя. От этого она ещё больше подточит психику, зарядится энергией и вырвется наружу в самый неожиданный момент. Чтобы не допустить этого, признайте себе, что вы испытываете это чувство. Пропишите в своём дневнике, к кому конкретно и почему вы испытываете зависть. Известно, что терапевтические письма эффективно очищают сознание от негативных переживаний. Можно пойти ещё дальше и в шутку признаться в своём чувстве человеку, которому вы завидуете. Это заметно снизит градус напряжения между вами.
  2. Осуждать себя за чувство зависти. Примите свою зависть как естественное явление, свойственное большинству людей. Если этого не сделать, то она трансформируется в чувство вины, которое потребует наказания. Даже христианство учит осуждать не человека, а саму пагубную привычку. Так что отделите себя от зависти (это не я плохой, а чувство) и вместо осуждения помогите себе избавиться от этого чувства.
  3. Подкармливать свою зависть. Многие ошибочно пытаются устранить её с помощью убеждения себя в том, что у объекта зависти много других проблем или он проигрывает им в других сферах. Дискредитация соперника даёт лишь временное успокоение, но пользы от этого ноль, ведь фокусировка здесь по-прежнему на сравнении себя с другими. Любая новая удача соседа будет вновь выбивать вас из колеи.
  4. Верить блеску социальных сетей. Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте и Одноклассники пестрят фотографиями роскошных букетов, курортов, идеальных тел и отношений, вызывая приступы зависти у множества людей. О чем свидетельствуют гневные комментарии на страницах публичных персон. Однако завистники совершенно забывают о чудесах фотошопа, способного превратить чудовище в красавицу. Подумайте также вот о чём: в 2017 году молодая девушка, демонстрировавшая счастливую жизнь в инстаграме, покончила жизнь самоубийством. За прекрасным фасадом могут скрываться огромные проблемы. Так стоит ли завидовать натянутым улыбкам?


После устранения возбудителей порока следует наполнить свою жизнь чем-то позитивным. Вот, что можно и нужно делать, когда собственный демон зависти портит вам настроение:

  1. Благодарить жизнь, Бога или вселенную. Здесь вновь поможет прописывание. Составьте список из ста вещей, событий или фактов вашей биографии, которые вас по-настоящему радуют. От всей души поблагодарите мир за эти дары и вы почувствуете себя богатым и счастливым. Кроме того, это притянет в вашу жизнь ещё больше благ.
  2. Перенести фокус внимания на себя. Начните сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. Отслеживайте изменения в себе за месяц, год. Чтобы они были к лучшему, постоянно развивайтесь и ставьте перед собой красивые цели, разбитые на посильные задачи.
  3. Помогать окружающим. Вспомните о том, что в мире полно обездоленных людей и страдающих животных. В свободное время посетите интернат или дом престарелых, соберите вещи на благотворительность, пожертвуйте деньги на благородные дела. Оказав посильную поддержку нуждающимся, вы сразу почувствуете себя в разы сильнее, влиятельнее и счастливее.
  4. Следовать по стопам успешных. Наблюдайте за людьми, которым вы завидуете, и вы поймёте, как они достигают желаемого. Например, девушка, имеющая успех у мужчин, всегда ослепительно улыбается. Привейте себе эту привычку. Друг, открывший успешное дело с нуля, коротал вечера, читая бизнес-книги. Может и вам заняться подобным?
  5. Использовать энергию зависти для роста. Очень часто негативное чувство толкает людей к подтягиванию на более высокий уровень жизни. Допустим, вы пришли в гости и увидели там великолепную обстановку: панорамное остекление, керамический паркет и подвесные потолки. Вспомнив какое запустение вас ждёт дома, вы сначала начнете завидовать, а потом строить планы по улучшению собственных жилищных условий. Итог – шикарный ремонт в квартире, выполненный благодаря энергии зависти.

В своей чистой природе зависть — это не пагубное чувство. Оно является лишь вашим ориентиром, к чему стремиться ваша душа. Поэтому если вы кому-то в чем-то завидуете, значит, вы этого хотите. Через другого человека мир показывает вам это. Ваша же задача осознать этот сигнал и сделать желаемое своей целью, а затем начать стремиться к ней.

Как перестать завидовать (видео)

Видео поможет осознать, что такое зависть и как с ней бороться.

Что делать, если вам завидуют?

Есть мнение, что если вам завидуют, то вы на шаг впереди других. Некоторые даже специально вызывают в людях это чувство, хвастаясь своими успехами или приобретениями. Но мало кто знает, что завистники наносят энергетический удар по ауре человека. Если у последнего нет хорошей защиты, то функционирование и взаимодействие его чакр блокируется. В жизни объекта скрытой агрессии возникают проблемы.

Нейтрализовать чужую зависть очень важно. Сделать это помогут следующие приёмы:

  • Комплименты. Постарайтесь отыскать в недругах достоинства и сильные стороны, и щедро, искренне хвалите их. Как правило, пагубное чувство возникает из-за ощущения своей ущербности на фоне победителя. Подарив завистникам искренние комплименты, вы возвысите их в собственных глазах, напомните им о том, что они не хуже и перенаправите внимание с себя на них. Соль в том, что человек, которого хвалят, старается стать ещё лучше, моментально переключаясь на собственную персону.
  • Скромность и тактичность. Оба этих качества помогут ослабить силу негативного психологического воздействия на вас. Не хвастайтесь, не критикуйте и не высмеивайте чужие недостатки. Вы должны дать понять своим завистникам, что считаете себя равным им. Пусть вы сами сшили модное платье, организовали чудесный праздник ребёнку или получили шикарный подарок от мужа, помалкивайте об этом и превратите эйфорию от успехов в личную силу. На подсознательном уровне все люди знают друг о друге всё. Они также могут случайно услышать о ваших достижениях от третьих лиц, и если вы не кичились этим, то вместо зависти получите симпатию, интерес и уважение к себе.
  • Общение и дружба. Если в коллективе человек держится особняком, то у окружающих создаётся впечатление, что он считает себя лучше других, а, значит, рисуется. Автоматически, на подсознательном уровне они начинают видеть в нём достоинства, которые им хотелось бы перенять, и начинают им завидовать. Здесь индивидуалисту остаётся одно – найти общие интересы, точки соприкосновения, организовать диалог со своими потенциальными обидчиками. Можно пригласить коллектив на ужин к себе домой, спросить совета у профессионала в определённой сфере или просто поучаствовать в непринуждённой беседе, чтобы показать: «я — такой же, как вы», «я с вами». Важно делать всё это искренне, получая удовольствие от общения с людьми.
  • Дополнительно защититься от людской зависти поможет очищение своего биополя . Совет от биоэнергетиков: каждый вечер стоять под душем, представляя, как негатив смывается с ауры и уходит с водой. Эффект многократно возрастёт, если предварительно натереть тело солью, ведь это вещество впитывает в себя плохую энергию.

Зависть всегда вредит обеим сторонам: и завистнику, и объекту порочного чувства. Первый мучается от ощущения своего несовершенства, желания навредить ближнему и чувства вины за это. Второго съедает тревога перед враждебно настроенными вчерашними друзьями. К счастью, существует много способов справиться с негативной эмоцией как в себе, так и в других.

Сегодня мы с вами освоим психологическую технику борьбы с приступами зависти, технику, разработанную на базе НЛП.

Но, для начала, я введу вас в нужное для этого ресурсное состояние. Я перескажу вам сцену из замечательного (моего любимого) советского фильма «Безымянная звезда». Это – дуэт Михаила Казакова и Анастасии Вертинской, который они гениально разыгрывают на фоне условной «Румынии перед Первой Мировой Войной».

В фильме есть одна примечательная сцена. В доме провинциального учителя астрономии случайно встречаются две Женщины.

Одной из них – около тридцати. Она носит столичное платье, стоимостью в годовой бюджет Австро-Венгерской империи. Она пахнет парижскими духами.

Второй Женщине – всего 16. Она носит ужасный школьный фартук и мятый коричневый бант. У неё худые конечности и вихры в косе. Её зовут – Земфиреску. Только фамилия, как в классном журнале... От неё пахнет Юностью и всеми надеждами, которые готов подарить юному существу этот мир.

Гимназистка Земфиреску и столичная содержанка Мона, Моника (Анастасия Вертинская) знакомятся в гостиной учителя астрономии и почти сразу, после минутной театральной паузы, начинают восторженно оглаживать друг друга в приступе почти гомоэротической страсти... Но мы-то знаем цену этим восторгам...

«Какие прекрасные!» - шепчет, плача, Земфиреску, сминая в пальцах парижские кружева модного платья взрослой дамы.

«Какие прекрасные!» - шепчет, рыдая, гламурная дива, разглаживая школьные банты в косах провинциалочки, её учебники и тетрадки, связанные ремешком...

Одну Женщину прельщает запах духов и бензина от красного авто. Другую Женщину в этот же самый момент прельщает – запах тетрадок, чернил и туалетного мыла «ежевика».

Зависть и как с ней справиться методом НЛП

Давайте воспользуемся техникой НЛП и зафиксируем у себя в памяти эту сцену из фильма как образцовую. (Ресурсное состояние). Чтобы потом возвращаться к ней и черпать оттуда:

    правильный паттерн для правильной реакции,

    вдохновение для весёлой импровизации вместо привычного «негатива».

Ситуация, в которой мы можем быть спровоцированы на острый приступ зависти, возникает всегда очень просто.

Мы встречаем человека, в котором вдруг видим всё то прекрасное (в полном комплекте), чего нет у нас, а нам так бы это всё хотелось иметь.

Для того, чтобы быть выше этой «Ловушки зависти», надо взмыть в небо и посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полёта. Выйти из роли «себя» и войти в роль Режиссёра кино.

Проще говоря: посмотреть на ситуацию с точки зрения Зрителя Сверху или Наблюдателя-Со-Стороны...

Именно в такой (выгодной) позиции пребываем и мы с вами, когда наблюдаем за столкновением двух фрустрированных друг другом героинь кинокартины «Безымянная Звезда».

Мы видим героиню Вертинской, которая фрустрирована до обиды юностью и свежестью девочки Земфиреску.

Мы видим гимназистку Земфиреску, которая фрустрирована до обиды дорогим гардеробом красивой дамы.

Обе они видят только друг друга, но не видят – каждая себя. Мы же видим их обеих – вместе, сразу и одновременно. Мы видим все их достоинства.

Поэтому нам - смешно. Нам смешно, потому что мы знаем – равно прекрасны они обе, равно мучаются - они обе, и они - и та, и другая, не видят этой ситуации так, как видим её мы.

Что мешает нам в ситуации, когда мы сами вдруг окажемся в роли одной из этих героинь, быстренько «выйти из роли» и стать на мостик кинорежиссёра? Ничто.

Внимание, как победить зависть

Судьба поймала вас в ловушку и в очередной раз пытается спровоцировать на негативные эмоции и увидеть вашу растоптанную самооценку.

Судьба подсунула вам человека, который вызвал у вас острый припадок зависти, человека, который вас фрустрировал до депрессии...

Итак, вы – Земфиреску... Сейчас вы начнёте, глотая слёзы, прикасаться (мысленно) пальчиками к чужим кружевам и шептать: «Как они прекрасны!..»

Подождите.

Вы – не Земфиреску. Вы – режиссёр этого фильма. Вы читали сценарий. И вы точно знаете, что в тот же самый момент красавица Мона, вышедшая из красного авто, глотает слёзы обиды, разглядывая косы 16-летней «твигги», не подозревающей о том, как она хороша в своих нелепых гимназических нарядах.

Вам нужно увидеть в себе то, что видит в этот момент в вас - эта красавица Мона, но почему-то не видите в себе вы сами!

Вместо того, чтобы вперить взор в чужие кружева и шёлк, купленный в Париже, разверните ваши глаза на 180 градусов и вперьте взгляд в самоё себя: в свои длинные косы, в нежную кожу и обаятельную улыбку как у Одри Хёпберн.

Представьте – чему такому в этот же самый момент, смотря на вас, думая о вас, вспоминая о вас, может с той же силой позавидовать вот эта дама?

Чего ей не хватает из того, что существует в избытке у вас ?

Представьте себе, как она убивается, (с той же силой!) страдая от зависти - к вам, да-да, к вам, напевая про себя со стоном: «Ах, какие красивые!..»

У вас обязательно получится быть когда-нибудь режиссёром такого НЛП-кино. У вас обязательно получится когда-нибудь воображать себе то, что – хорошего и лестного думают о вас другие люди, смотря на вас и, чёрт побери, завидуя вам.

Когда-нибудь. Когда-нибудь.

На самом деле, это - не так сложно...

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.

Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть .

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на .

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.