Как определить, какое полушарие мозга у вас доминирует
3. Упражнение «Поза Наполеона».
Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».
4. Упражнение «Переплетение пальцев».
Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман-де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».
5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».
Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».
56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
6. Упражнение -«Динамометрия».
Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».
Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми-те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы-полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от-клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по-казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».
7. Упражнение «Рисунок».
Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко-манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».
8. Упражнение «Поймать мяч».
И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».
. Упражнение «Бросок».
инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет-ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада-нию».
Упражнения для определения ведущей ноги
1. Упражнение «Самооценка».
Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».
2. Упражнение «Нога на ногу».
Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57
58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
3. Упражнение «Шаг вперед».
Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ-ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото-рой вы сделали шаг, является ведущей.
4. Упражнение «Ступенька».
Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни-митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви-жение, является ведущей (маховой)».
5. Упражнение «Длина шага».
Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти-метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду-щая нога определяется по лучшему результату».
6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».
Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры-жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду-щая нога определяется по меньшему среднему значению».
7. Упражнение «Проба на равновесие».
Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при-нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу-ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре-мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре-деляет ведущую ногу».
8. Упражнение «Удар по мячу».
Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя-чу? - она ведущая при ударе ногой».
Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов
Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само-оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль-ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59
рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим-метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель-ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни-мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти-ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла-гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.
Упражнения для определения ведущего глаза и уха
1. Упражнение «Самооценка».
Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»
2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).
Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате-лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».
3. Упражнение «Прицельная способность глаза».
Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон-ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от-клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».
4. Упражнение «Подмигивание».
Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду-щим глазом».
60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
5. Упражнение -«Телефонный разговор».
Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон-ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»
Задание 3. Исследование психических
асимметрий
Методики определения доминирования правого/левого полушария
1. Метод самооценки.
Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате-матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве-дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв-ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».
2. Задача Арнхейма.
Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре-мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».
3. Исследование способов запоминания номера телефона.
Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред-ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь-ность набора - то правое полушарие».
4. «Цифры и фигуры».
Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото-ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун-ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес-ли сначала обратили внимание на фигуры».
5. «Старуха и молодая женщина».
Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра-жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра-зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61
сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од-новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.
6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо "да", либо "нет"».
Иногда я люблю помечтать.
Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.
Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.
Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.
Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.
Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст-венных решений.
У меня выразительная мимика.
Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.
Иногда я чувствую себя артистом.
Как правило, я довожу дело до конца.
У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.
У меня плавная, спокойная речь.
Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.
Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.
Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).
Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.
Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.
Самокритика - мое правило.
Меня считают открытым и непосредственным человеком.
Опаздывать - не в моих привычках.
Обработка данных опыта по тесту Тимченко
Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро-сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по-лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.
62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал-лов - доминирование правого полушария.
Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы-тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты-вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж-дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.
Раздел 2
Психология личности спортсмена и тренера
Тема 1. Изучение интеллектуальных
свойств занимающихся спортом
Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз-ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя-ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви-жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ-ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей-ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря-жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче-ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае-мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор-мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту-альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно-сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь-бы за свое место в социуме.
64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера
Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе-ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром-ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз-ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк-ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.
Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот-ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо-ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель-ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев-новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви-дов спорта.
Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче-ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве-домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа-тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра-зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре-деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо-собностей индивида» 1 .
Задание 1. Умственные способности спортсменов
Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло-гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето-дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос-новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко-торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по-следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить
1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров-ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.
Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65
предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж-нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.
Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли-цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.
Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска-зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни-мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе-ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер-живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».
Упражнение 1. Осведомленность ума 1
Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».
Образец решения:
1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.
Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по-сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одноДокумент
ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии
ДокументСОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...
ТЕСТ:
1. Сплетая пальцы нежных рук
Когда человек переплетает пальцы, обратите внимание, какой из них оказался сверху. Левый свидетельствует об эмоциональности, правый говорит об аналитическом складе ума.
2. Вижу цель
Хотите узнать, можно ли пойти с другом в разведку? Отведите его в тир и понаблюдайте, как он целится. Чтобы прицелиться, нужно прищурить ведущий глаз, тогда мишень правильно сместится относительно мушки.
Левый ведущий глаз говорит о мягкости, уступчивости и нерешительности, если зажмурен правый глаз – в характере преобладают твердость и настойчивость.
3. Поза Наполеона
Если при скрещивании рук на груди сверху оказывается левая рука, в характере вашего визави преобладает лукавство, правая говорит о склонности к простодушию.
4. Аплодисменты, аплодисменты
Обращали вы когда-нибудь внимание как ваши друзья и знакомые аплодируют? Даже один хлопок в ладоши может существенно дополнить их образ.
Если человеку удобнее хлопать правой рукой по левой, можно говорить о его решительности и напоре. Если наоборот – о скромности и застенчивости.
В ответах на условия теста правая сторона условно обозначается как «П», левая – как «Л».
Каждый отдельно взятый тест может помочь определить лишь нюансы некоторых проявлений человека. Их сочетание позволяет узнать гораздо больше и выделить целых 16 типов характера.
ПППП – консерватор, вечно живущий с оглядкой на общественное мнение. С одной стороны, с ним сложно ладить. Но в таком характере есть и свои положительные качества – люди подобного склада не любят конфликтовать и ссориться.
ПППЛ – он везде будет «белой вороной». Левые его уличат в приверженности к правым взглядам, правые обвинят в левизне. А все из-за нерешительности характера.
ППЛП – вы имеете дело с артистической натурой, склонной к авантюризму. Не удивляйтесь, если ночью придется идти с этим человеком на кладбище искать сокровища. Но будьте готовы к тому, что как только найдется более преданный «соратник по партии», вас оставят в тени невнимания. Очень контактный тип личности, чаще встречается среди женщин.
ПЛПП – при аналитическом складе ума потрясающая мягкость характера, понимание и всепрощение. Но не надейтесь найти расположение быстро. Такие люди очень осторожны, медленно привыкают ко всему новому, их предупредительность в отношениях можно даже поначалу принять за некоторую холодность.
ППЛЛ – редкий тип характера. Про таких говорят – «семь пятниц на неделе». Сегодня он порхает, цитируя Бальмонта, завтра тоном сержанта отчитывает подчиненных за опоздание, а через неделю, услышав по телефону хорошо знакомый голос, спрашивает: «Кто говорит?» Спасти отношения поможет любовь к новизне.
ПЛПЛ – слабый, беззащитный цветок. Гнется туда, куда подует ветер. Самая правильная позиция в отношениях с таким человеком – стать представителем Гринписа.
ЛППП – эмоциональность и отсутствие настойчивости в отстаивании своих интересов в целом дает достаточно уживчивый тип характера. Артистичный приспособленец – в хорошем смысле этого слова. И это вовсе не потому, что у него нет собственной точки зрения. Просто ему очень хорошо с друзьями.
ЛППЛ – смотрит на мир по-детски широко раскрытыми глазами. Все отмечают мягкость и наивность этого человека – «он как будто из другого мира». Но не стоит обманываться, это вовсе не мягкотелый неудачник. Все будет хорошо до тех пор, пока вы находите расположение царственной особы.
ЛЛПП – дружелюбие и простота с непременным разгильдяйством. Вы когда-нибудь были в гостях у милейшего человека, в доме которого фарфоровые статуэтки на книжной полке непринужденно соседствуют с забытыми там же носками? Пару раз в год, правда, у таких людей случаются периоды самоанализа, и тогда для уборки приглашается домработница.
ЛЛЛП – энергичный, решительный и целеустремленный человек. Правда, порой его наспех принятые решения могут провалить даже самую подготовленную операцию. Хорошо, если рядом будет находиться тот, кто вовремя может сказать: «Притормози».
ЛЛЛЛ – «Я центр Вселенной». Это не произносится, но и так все понятно. Упрямство и эгоизм этих людей может довести до белого каления. Но все же, они потрясающе обаятельны. Способность взглянуть на мир по-новому, экстравагантно решить наболевшие проблемы прощает им многое.
ЛПЛП – самый сильный тип характера. Переубеждать таких людей все равно, что бросаться под танк с последней гранатой. Но у них на это есть все основания. Они действительно очень редко ошибаются.
ЛПЛЛ – та же настойчивость в достижении поставленных целей. Вот только цели не всегда бывают выбраны правильно. Мешает постоянное «самокопание» и самоконтроль. Желание этого человека говорить только о себе любимом наводит на мысль об обете молчания. Положение может скрасить наличие благодарных слушателей
ПЛЛП – «Мягко стелет, да жестко спать». Такие люди умело конфликтуют, даже не обидно. Оставляют своих оппонентов в полной уверенности, что они сами во всем виноваты. Зато, когда конфликт исчерпан, в качестве вознаграждения вас возьмут в путешествие или позовут в ресторан.
ПЛЛЛ – рабочая лошадка с замашками породистого скакуна. Все взвалить на себя – любимое развлечение этих людей. Но это вовсе не потому, что они любят работать. Просто они уверены, что лучше со сложной задачей все равно никто не справится. Мягкие и приятные в общении они превращаются в «кремень», когда речь идет о делах.
Вселенная есть асимметричный ансамбль.
Я полагаю, что жизнь в том виде, как мы ее знаем, должна быть функцией асимметрии мира или следствий, из нее вытекающих.
Луи Пастер
Нам кажется, что картина мира, открывающаяся перед глазами, целостна, непрерывна. А на самом деле картинок две: то, что проецируется на правую половину сетчатки глаза, попадает в левое полушарие, а то, что приходится на левую половину сетчатки, – в правое полушарие. Медики и физиологи называют это реципрокностью, перекрестностью.
Только благодаря связям между полушариями мозга обе полукартины сливаются воедино.
Перекрестно передается звук в половинки мозга слуховым аппаратом. Крест-накрест идет управление мышцами тела и воспринимаются тактильные ощущения. Какая удивительная симметрия! – невольно хочется воскликнуть.
Функции распределены между полушариями и равномерно, и не очень...
Но и асимметрии в нашем мозге и теле ничуть не меньше (помимо сердца, желудка и прочих органов).
В одной из французских клиник в середине XIX в. скончались двое больных, страдавших расстройством речи. Знаменитый французский антрополог и анатом Поль Брока провел вскрытие трупов и обнаружил, что у обоих пациентов было одно и то же поражение левого полушария: кровоизлияние в заднелобную область. Случайность? Оказывается, нет.
Еще десять лет спустя его соотечественник Клодт Вернике заметил, что при кровоизлияниях в височную область того же полушария больной перестает понимать речь, хотя и может говорить: она превращается для него в бессмысленный шум. «Говорящее» полушарие из уважения к столь важному делу, как речь, назвали доминантным, господствующим, а «безмолвное» – субдоминантным, подчиненным. (Немалую роль, должно быть, сыграла в этом традиция, которая связывала способность мыслить с одним умением говорить. «До сих пор еще можно встретить утверждения о том, что язык является единственным средством мышления», – читаем мы в книге по психологической лингвистике.) Терминология способствовала тому, что наибольшее внимание исследователи уделяли доминантному полушарию, и только в самые последние годы выяснили: и субдоминантное достойно самого пристального изучения.
Тесты:
Реквизит: листки бумаги, ручки.
Из нейропсихологии мы знаем, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляетс в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу.
Сейчас мы проделаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас.
Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л".
Итак, приготовьте листки бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).
Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).
Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).
А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).
Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).
Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).
А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.
Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным.
Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.
Третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. (Гонг).
Спасибо. Надеемся, полученные результаты смогли хотя бы чуть-чуть привлечь ваше внимание к проблеме психологической и психофизиологической асиммерии. (Гонг).
ТЕСТ №1
Проделайте следующее:
(отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)
1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.
ТЕСТ №2
Отвечая на вопросы, записывайте цифры:
«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла
1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?
Результаты:
33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24 = Амбидекстр
20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша
Тест на право-левополушарное мышление
Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.
Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!
Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии
Введение
Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).
Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.
Тестирование
Устройтесь поудобнее.
Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.
1-й этап. Психологическая настройка.
Психологическая настройка длится примерно 2 мин.
2-й этап. Собственно тестирование.
Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.
У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.
У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.
Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.
Что объединяет теннисиста Рафаэля Надаля, актрису Николь Кидман и музыканта Пола Маккартни?
Список одних знаменитостей левшей весьма внушителен: Деми Мур , Эминем , Майкл Джексон , Киану Ривз , Брюс Уиллис , Опра Уинфри , Пинк , Вупи Голдберг , Джулия Робертс , Анджелина Джоли , Рики Мартин , Марк Уолберг , Билл Мюррей , Том Круз , Скарлетт Йоханссон . Прекрасно «орудовали» левой и художники - Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , Рубенс и Пикассо . Левшами были Ганс Христиан Андерсен , Марк Твен , Герберт Уэллс и Франц Кафка . Словом, всех и не перечислить.
Что же мы знаем о левшах? Мы привыкли считать левшами тех, кто пишет левой рукой, а правшами - соответственно тех, кто правой. Также бытует мнение, что левшей в разы меньше, чем правшей. На самом же деле взаимодействие правой и левой «партий» нашего мозга несколько тоньше . Уверенны ли вы, что правее всех правых?
Ху из ху?
Портрет стопроцентного правши:
. пишет и выполняет большинство действий правой рукой;
. держит телефонную трубку у правого уха;
. ведущие глаз и ухо - правые;
. ведущая нога тоже правая: именно она толчковая, с нее человек начинает идти.
У ярко выраженного левши , наоборот, во всех этих действиях участвуют левая рука и нога. Если же часть действий вам удобнее делать правой рукой, а в какие-то моменты ведущей становится левая, вы обладатель скрытой леворукости (также это называют смешанным преобладанием и поперечным господством). Возможно, вы замечали за собой, что лучше воспринимаете информацию левым ухом или, к примеру, у вас активнее левая часть лица: удобнее подмигивать левым глазом, а ухмыляться - левым уголком губ. Все это признаки того, что вы скрытый левша. Согласно исследованиям, левши разной масти, явные и скрытые, составляют около половины населения. А по некоторым данным они даже в подавляющем большинстве - 62%. И стоит ли после этого называть левшей редкими и странными типами? Гораздо реже встречаются люди, одинаково виртуозно владеющие и правой, и левой руками. По-умному их называют амбидекстрами , статистика свидетельствует, что ежегодно число таких людей растет, а наука уверяет, что этому навыку можно обучить.
Вычисляем левшу
Теорий о том, когда закладывается леворукость и является ли она врожденной или приобретенной, великое множество. К единому знаменателю ученые так и не пришли. Долгое время считалось, что доминирующая сторона (и рука соответственно) определяется в 3-4 года. Но в Центре исследований поведения эмбрионов Королевского Университета в Белфасте доказали, что это происходит гораздо раньше. Как известно, зародыши в утробе сосут «лапку» - в большинстве случаев правую. Но в некоторых исключениях предпочитают левую. Ученый Питер Херпер изучил тысячу УЗИ-снимков 10-15-недельных зародышей, а впоследствии знакомился с этими родившимися и уже подросшими детьми. Выяснилось, что все, кто в утробе матери тянул ко рту левую руку, поголовно стали левшами.
Хотите вычислить будущего левшу? Понаблюдайте за малышом - в какой позе он любит лежать и как держит голову. Явный признак - «поза фехтовальщика»: правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. А лежа на спине, будущий левша наклоняет голову в левую сторону, а правша - соответственно в правую.
Есть ли выбор?
Передается ли леворукость по наследству? Большинство медиков и психофизиологов отвечают утвердительно. Как и у каждой теории, у этой тоже есть противники. Некоторые специалисты полагают, что семейная леворукость - фактор социальный, а не генетический. Детям свойственно подражать взрослым, тем более любимым родителям, поэтому они перенимают привычку есть и писать левой рукой. Но и генетикам есть что ответить на сей счет: наблюдая за детьми, усыновленными в возрасте до 3-х лет, ученые обнаружили, что в качестве доминирующей эти дети выбирают ту же руку, что и генетические родители, а не приемные.
Левша шагает по планете…
География левшей охватывает весь земной шар, но в каких-то уголках мира они представлены более масштабно, а в каких-то менее. Определенно в южном полушарии левшей значительно больше, чем в правом. В одной только Австралии их 25%, а среди коренного населения Южной Америки процент левшей еще больше. В Европе большинство левшей обнаруживается в восточной ее части, а меньше всего леворукости подвержены испанцы. Что касается нашей с вами родины, треть всех российских левшей проживает на полуострове Таймыр.
…и выбирает профессию
Конечно, профессии не делятся по признаку доминирующей руки, но не стоит и отрицать, что в некоторых профессиональных областях левшам может быть не очень удобно. Например, летное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность. Надеемся, это не сильно вас расстроило (вдруг вы левша?), тем более что профессию летчика не назвать женской. Достаточно сфер, где свои способности могут проявить те, у кого доминирует правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, пространственное воображение и эмоциональность, поэтому у левши все шансы применить себя в искусстве, дизайне и архитектуре. Левши успешно овладевают языками - а в современном мире это очень ценный навык.
Интересные факты о левшах:
13 августа - Международный День левшей.
. Левши чаще рождаются во второй половине года и гораздо реже - весной.
. Левшей больше среди мужчин.
. Мэрилин Монро
предпочитала… нет, не блондинок, а мужчин - левшей, считая, что им нет равных в умении целоваться.
. Знаменитый «маленький шаг для одного человека и огромный скачок для всего человечества» астронавт Нил Армстронг
сделал именно левой ногой.
Тест на «правую» или «левую» реакцию
Хотите узнать больше о своих реакциях при выборе правой или левой руки и о том, как это характеризует вашу личность? Для этого проделайте 4 несложных упражнения.
1. Ведущая рука
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху - правой или левой. Если сверху палец правой руки - у вас правый тип реакции (П ), а если левой руки - соответственно левый (Л ). Запишите этот результат на листке: П или Л .
2. Ведущий глаз
Сложите указательные пальцы рук пистолетиком, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую прицеливаетесь. А теперь попеременно закройте сначала один глаз, а затем другой. Посмотрите, в каком случае точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то у вас правый тип реакции, если при закрытом левом - соответственно левый тип. Снова запишите результат: П или Л .
3. Поза Наполеона
Скрестите руки на груди (так называемая поза Наполеона) и посмотрите, какая рука оказалась сверху - правая или левая. Зафиксируйте результат: П или Л .
4. Аплодирование
Поаплодируйте и отметьте, какая рука при этом сверху. Запишите результат на листке: П или Л .
По количеству правых и левых типов реакции можно определить некоторые черты вашего характера. Например, первое задание позволяет судить, чем вы больше руководствуетесь - логикой или эмоциями . Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность . Третье указывает на склонность к простодушию или кокетству . Четвертое - на решительность или ее недостаток . А теперь из записанных букв найдите свой вариант:
ПППП
Вы консервативны, предпочитаете следовать проторенной дорожкой, чрезвычайно щепетильны в мелочах. Вы 100% коллективист, зависимы от общественного мнения и часто мыслите стереотипами. Не бойтесь давать больше воли собственному «Я».
ПППЛ
Вам не хватает уверенности в себе, вы нерешительны даже в мелочах. Если и существуют флегматики в чистом виде, то это как раз вы. Возможно, вам комфортно в собственном футляре, но не хотите ли чуть выглянуть наружу?
ППЛП
Вы - человек-праздник. Ваши артистичность и отличное чувство юмора привлекают людей, мужчины не оставляют вас без внимания, а вы виртуозно и с удовольствием флиртуете с ними. А вас в свою очередь привлекают люди решительные и энергичные - проще говоря, с сильным характером, как и вы сами.
ППЛЛ
Вы открыты миру и доброжелательны к людям - окружающие тянутся к вам, вы воплощаете комфорт и уют. У вас редкий тип характера, в котором сочетаются противоположные черты. С одной стороны, вам не занимать твердости духа, с другой - порой вам с трудом дается принятие решений. Вы легко заводите знакомства, но при этом по-настоящему самодостаточны, уединение вас не тяготит. Приятельствуете со многими, но к понятию дружбы относитесь со всей серьезностью.
ПЛПП
Вы - деловая леди. При этом не головорез, а терпимый и справедливый управленец. Никогда не идете на конфликты в лоб, стараетесь просчитать разные варианты развития ситуации. В личных отношениях осторожны, медленно привыкаете к людям, предпочитаете сохранять дистанцию, отчего выглядите несколько холодной.
ПЛПЛ
Это очень редкий тип характера, но, к сожалению, и самый слабый. Вы слишком подвержены различным влияниям, без посторонней поддержки и одобрения чувствуете себя беззащитной. В ваших интересах поработать над собственной инфантильностью и неуверенностью.
ПЛЛП
Вы непостоянны в своих интересах, но так как очень любите новые впечатления - вам это даже на руку. Вы очень женственны, вам свойственны мягкость и томность. В общении непосредственны, легки и открыты. Умеете подобрать ключик к любому человеку и даже меняете свое поведение, чтоб всем было комфортно.
ПЛЛЛ
Превыше всего для вас - логика. В повседневной жизни опираетесь на разумность решений, ситуаций, поступков других людей и своих собственных. Если вдруг у вас есть метания по поводу профессиональной сферы, знайте: с таким складом ума вы определенно достигнете высот в аналитике.
ЛППП
Это очень распространенный тип характера, обладатели которого настоящие «хамелеоны» - вы отлично адаптируетесь к разным условиям и жизненным ситуациям. Вы очень эмоциональны и сильно подвержены чужому влиянию.
ЛППЛ
Это так называемый тип «маленькой королевы». Вы любите мягкое внимание к своей персоне - не быть в центре, но когда люди заботятся о вас, оберегают, балуют. При этом вас нельзя назвать слабой и безвольной: у вас есть собственное мнение, но вы его не навязываете, признаете право на иную точку зрения. И не любите, когда что-то навязывают вам. Но если заинтересованы в совете или помощи - обязательно пользуетесь.
ЛПЛП
Это самый сильный тип характера, несгибаемый и непоколебимый. Порой вы чересчур настойчивы, это даже выглядит как зацикленность на мелочах и несущественных деталях. Нередко производите впечатление человека, для которого существует 2 мнения - ваше собственное и неправильное. Из-за пренебрежения мнениями, отличными от вашего, порой не способны увидеть свежие и ценные идеи и решения, предпочитая консервативные методы. Вы, конечно, индивидуальность, но не забывайте, что других людей это тоже касается.
ЛПЛЛ
У вас сильный характер, но внешне вы производите совсем другое впечатление. Для вас характерна внутренняя напряженность и даже агрессивность, но это скрыто от глаз окружающих за маской мягкости и эмоциональности. Разница между внешним образом и истинным самоощущением может сказываться на недостатке взаимопонимания с людьми.
ЛЛПП
Возможно, вы звезд с неба и не хватаете, но в общении дружелюбны и просты - этим и нравитесь окружающим. Для вас характерна некоторая разбросанность интересов, вам интересно все понемножку. Неудивительно, что вас считают прекрасным собеседником, ведь вы с удовольствием слушаете других.
ЛЛПЛ
Вы обладатель очень редкого типа характера - встречается лишь у 1% женщин. Вы простодушны и доверчивы. Но ваша мягкость может подкинуть проблем, если не фильтровать окружение и доверять всем и каждому. Не бойтесь отказывать людям, ведь вы не обязаны всем нравиться.
ЛЛЛП
Основные черты вашего характера - эмоциональность и решительность. Когда они включаются одновременно, получается импульсивность в чистом виде, поэтому нередко вы принимаете непродуманные решения, о которых потом жалеете. Вам не хватает тормозов, и вы стремитесь обрести их в лице близких людей, которые могли бы сдержать ваши резкие порывы.
ЛЛЛЛ
У вас нестандартное мышление, вы способны по-новому взглянуть на общепринятые вещи. Но у творческой натуры есть и недостатки: вы эгоистичны, упрямы и самолюбивы, оттого можете быть чересчур эмоциональны, если ваши идеи не принимают «на ура». Для вас очень важны дистанция и защищенность личного пространства, это порой даже переходит в замкнутость.