Как сделать руль с подогревом от прикуривателя. Самостоятельная установка подогрева руля в автомобиле. Подогрев руля своими руками: аргументы за и против

Для того, что бы сделать обогрев руля необходимы:

1. кусок натуральной кожи 35?45 кв. см (зависит от геометрии руля);
2. эмаль-провод обмоточный сечением 0,25 кв.мм, длиной около 10 м;
3. нить рыболовная капроновая;
4. кнопка включения (я использовал кнопку с символом «кондиционер») - 1шт.;
5. реле 4-контактное 904.3747-10 - 1 шт.;
6. отрезки проводов сечения 0,75-1 кв.мм;
7. предохранитель на 5-10 А - 1 шт.;
8. иголки.

Как же сделать подогрев руля в своем авто?

Работа начинается со съема руля. Предварительно необходимо промаркировать положение руля относительно вала любым доступным способом (сделать отметину маркером). Решил руль утолстить при помощи теплоизоляционной пленки.

Поверх нее уложил фольгу, для снижения потерь на нагрев руля. Для того чтобы теплоизоляционная пленка не оплавилась в местах контакта с нагревательной элементом. В качестве нагревательного элемента выбрал медную обмоточную проволоку сечением 0,25 кв. мм. Длина проволоки рассчитывается исходя из требуемой мощности рассеяния. Проволоку наматываем на обод руля: «на 10 и 14 часов» шаг делаем поменьше (0,7-1 см), т.к. там будут располагаться руки и разогрев этих зон будет усиленным, на остальной части руля шаг по больше (1,5 см).

Выводим через «спицу» руля провода для питания нагревательного элемента. Самое сложное - это конечно же обтяжка руля кожей. Для этого получаем выкройки: обматываем руль пищевой пленкой, а поверх последней - малярным скотчем, рисуем на обмотанном скотчем руле линии швов. При этом необходимо учитывать геометрию руля, требуется индивидуальный подход к рулю той или иной формы. Теперь режем маленькими ножницами малярный скотч вдоль предполагаемых линий швов. Разворачиваем полученные кусочки и укладываем на лист плотной бумаги, обводим контура и вырезаем окончательные шаблоны, которые и будут служить выкройкой.
Переносим выкройку на кожу с учетом того что на поперечные швы требуется складка по 3-5 мм (добавляем по 3-5 мм на поперечные края), а продольные швы необходимо выполнить с натягиванием кожи (убираем по 3 мм от продольных краев). Полученные куски кожи сшиваем поперечными краями («в кольцо»). На поперечные швы я использовал нить по тоньше (они практически не видны), на продольные - по толще. Существует немало автомобильных швов, различаются они уровнем сложности, шириной и т.п. вещами.

Я решил продольные швы сделал «косичкой». Шов «косичка» мне показался боле легким и аккуратным. Но это дело вкуса… Продольные швы выполняются непосредственно на руле. При выполнении стежков нужно быть аккуратным, чтобы не зацепить проволоку и не порвать ее. Затем насаживаем руль на свое законное место и приступаем к сборке цепи питания.

Сборка цепи питания требует знаний ТОЭ (электротехники) и не представляет никаких сложностей.

В моей машине немало дополнительных доработок, требующих электрическое питание, поэтому я изначально проложил по «левому борту» провод сечения 2,5 кв. мм (нагрузка до 30 А) и делал отпайки с нее на «допработки». На каждой «отпайке» предохранитель, выбранный по условию отстройки от тока нагрузки. Подключать все доработки к прикуривателю не рекомендую, т.к. нагрузочная способность ее цепи ограничена.
Кнопку включения расположил «по соседству» с кнопкой включения обогрева заднего стекла и запитал параллельно. Реле управления расположил на кронштейне рулевого вала на одном из болтовых соединений, в непосредственной близости к кнопке и нагрузке (расход провода меньше).

Сопротивление нагревательного элемента составило 3,3 Ом, следовательно ток нагрузки составляет 3,64А, мощность рассеяния 43,6Вт. Установил предохранитель номинала 5А. Там где провод будет наматываться, и разматываться на рулевой вал лучше сделать усиление провода в виде «плетенки», так многократно снижается вероятность облома проводов под действием механических усилий. Я езжу около года и «система» еще не подводила.

Работает отлично, нагрев до теплого состояния происходит довольно быстро (менее 2-3 мин). Кроме того, руль обтянутый кожей приятен на ощупь, меньше скользит и смотрится красиво. Но главное - эффективность.

Цена вопроса: ок. 500-600 руб.
Спасибо за внимание!

2. Далее придется немного порисовать. Возьмите маркер и сделайте разметку бороздок, в которые позже будут проложены нагревательные элементы. Из своего "Емели" я вытащил почти 7 метров провода. Разметку делайте на свое усмотрение, можете сделать по моему примеру, см. фото шаг приблизительно 2-3 см.

3. Когда линии нанесены, пришла пора вырезать борозды под нагревательный элемент. Для этого я использовал острый нож, если у кого есть бормашина можете попробовать ею, мне кажется с использованием подходящей насадки получится не хуже чем у меня и возможно намного быстрее.


4. Провод, в принципе, и так должен держаться, поскольку после того как будет сделан подогрев, руль будет обтянут кожей. Но я все-таки рекомендую посадить нагревательный элемент на клей для пущей верности так сказать. В местах поворотов или изгибов можно зафиксировать положение при помощи изоленты. Когда все подсохнет ее можно будет убрать.

5. После прокладки провода я все покрыл герметиком, это для того чтобы канавки не ощущались под кожей. Зашпаклюйте канавки, затем можете убрать лишнее при помощи ножа.

6. Когда все элементы проложены и заклеены герметиком необходимо как это сделать вы можете узнать в одной из моих более старых статей.

7. Когда руль с подогревом готов его необходимо подключить к питанию.

Теперь собственно о том как подключить наш подогрев руля

Вариантов есть несколько:

  1. Использовать clockspring, в случае наличия "лишних" проводов.
  2. При помощи контактной площадки, используя принцип так называемых скользящих контактов.

Первый вариант мне не подошел, т. к. лишних проводов у меня не было, кроме того разбирать улитку исключительно ради того, чтобы впихнуть туда два провода - не особо хотелось. Короче, решил подключить самодельный подогрев руля следующим образом:

  1. У знакомого токаря заказал два медных кольца по 1,5 мм толщиной, затем кинул на них, как вы понимаете «+» и «-» .
  2. При помощи паяльника подсоединил к ним провода и подключил через реле к аккумулятору. Во избежание проблем из-за оставленного включенным на ночь подогрева решил сделать чтобы включение реле происходило только при включенном зажигании.
  3. При помощи двухстороннего скотча закрепил кольца на clockspring.

  1. Между кольцами налил эпоксидный клея, чтобы не допустить замыкание.
  2. Один контакт оставил на «плюс», второй минусовой взял с рулевого вала, в итоге один остался не задействован.
  3. Напротив колец сделал контакт, расположил его в руле, для этого пришлось просверлить в нем отверстие.

  1. Затем все как следует заизолировал, чтобы не допустить контакта с рулем.
  2. Потом решил поставить пружину для того чтобы контакт постоянно был прижат к кольцам. Для этого использовал тонкую пластинку, с одной стороны она прижимается к рулю, а с другой давит на контакт.

Как то так... Теперь все это добро нужно установить на место дальнейшей эксплуатации.


Впечатления:

  1. Подогрев руля своими руками - вполне реальная задача, если к ней подойти с умом.
  2. Процесс нагревания довольно быстрый и что самое главное - равномерный, буквально за 2-3 минуты руль достаточно теплый.

В зимнее время подогрев руля играет очень важную роль, так как позволяет водителю чувствовать себя комфортно при любой температуре. К счастью, сделать теплый руль своими руками не так сложно и совсем не дорого. Ниже мы познакомим вас с инструкцией выполнения этой задачи, а также попытаемся решить вопрос, стоит ли заниматься установкой подогрева руля своими руками.

Какие инструменты и запчасти понадобятся для установки обогревателя руля

В сильные морозы, пока печка прогреет салон, водитель буквально может отморозить руки, держа их на руле. Известно, что в перчатках рулить «баранку» не совсем удобно, а если перчатки кожаные – это еще и усугубляет ситуацию. Поэтому водители, которые не единожды попадали в такую ситуацию, просто мечтают о руле с подогревом, который можно сделать своими руками.


Подогреватель руля, по сути, является теплопроводящим проводом, который крепится на рулевом колесе. Оба его конца завершаются клеммами, подключенными непосредственно к бортовой электросети автомобиля, благодаря которой подогрев и включается в работу. Если говорить о более совершенной и сложной конструкции, то в ее схему также включается регулятор, при помощи которого можно не только включать/выключать подогрев руля, но и регулировать излучаемое им тепло.

Это интересно! Первый патент на создание подогрева руля появился около 100 лет назад, хотя свое первое воплощение такой замысел получил только в 80-х годах прошлого века. Причиной отказа автоконструкторов от установки подогревателя руля являлась сложность конструкции подобного устройства.

Встретить такую функцию можно далеко не на каждом автомобиле, пусть даже и самом дорогом, хотя на многих японских бюджетных иномарках подогрев руля производители успели установить еще на заводе. А вот чтобы сделать подогрев руля своими руками, потребуется подготовить следующие материалы и инструменты:

Электроподогрев, предназначенный для автомобильного кресла. Из него, в свою очередь, необходимо будет «изъять» термонагревающий провод и реле, для деактивации работы подогрева при достижении определенного значения температуры. Стоимость такого подогревателя для автомобильного сидения может сильно колебаться, но самый дорогой брать не обязательно. Можно обойтись вариантом, который будет выглядеть достаточно безопасно, но при этом и не опустошит ваш кошелек.

Быстросохнущий клей для универсального использования.

Герметик (обязательно прозрачный, чтобы не испортить внешний вид рулевого колеса).

Острый канцелярский нож.

Паяльник.

Важно! Обогревателем может послужить и кусок медной проволоки, которая отлично проводит ток. Однако, если вы не сможете правильно рассчитать объем потребляемой ею напряжения, это грозит выходом из строя бортовой сети автомобиля.

Ответ на вопрос, как самому сделать подогрев руля, вы узнаете из нижеприведенной инструкции.

Подогрев руля своими руками: пошаговая инструкция

Чтобы установить подогрев руля, необходимо достаточно хорошо разбираться в автомобильной электрике. Надеемся, что нижеприведенная инструкция поможет справиться с задачей даже не совсем опытным автовладельцам:

1. Разбираемся с обогревателем для автомобильного сидения, с которого необходимо с особой осторожностью достать нагревающий элемент. В процессе этой работы очень важно его не повредить и достать вместе с реле.

2. Демонтируем с автомобиля сам руль. Данный процесс будет существенно отличаться в зависимости от того, о какой модели авто идет речь. Но если прибегнуть к помощи мануала по-своему автомобиля, справиться с этой задачей сможет каждый. Главное в процессе демонтажа не забыть нанести маркировку положения рулевого колеса относительно вала. В противном случае вы рискуете сместить руль относительно его оси, что сделает невозможным управление автомобилем.


3. Наносим на руль разметку для укладки нагревающегося провода. Для этой задачи вначале необходимо при помощи маркера нанести точные линии прохождения провода. Его можно размещать как угодно – и по кругу, и витками. Учтите, что расстояние между витками должно составлять не менее 2 см, иначе вам просто не хватит провода. После выполнения этой задачи надрежьте внешнюю поверхность руля таким образом, чтобы в получившейся канавке мог легко разместиться нагревающий элемент подогрева руля.


Важно! Прорези для провода на рулевом колесе рекомендуется выполнять под углом. Во-первых, так вы облегчите задачу для себя, во-вторых, в вырезанной под углом канавке нагревающий элемент будет надежнее удерживаться.

Чтобы он надежно держался в рулевом колесе, в нескольких местах его требуется посадить на быстросохнущий клей. При этом старайтесь укладывать провод так, чтобы он максимально плотно прилегал к рулю, ведь только тогда он сможет качественно его прогревать. При необходимости во время укладки провод подогревателя руля можно дополнительно фиксировать изолентой, которую после высыхания клея можно будет бесследно снять.


5. Все канавки и обогревательный элемент покрываются прозрачным герметиком. Эту задачу необходимо выполнять крайне аккуратно, так как в результате слой герметика не должен выступать с краев канавки и прощупываться на рулевом колесе. Поэтому, как только герметик высохнет, его излишки важно срезать при помощи острого канцелярского ножа.

6. Обтягиваем рулевое колесо чехлом или слоем кожи, что зависит исключительно от выбора автовладельца. В любом случае, обходиться без дополнительной накладки на руль не стоит, так как это приведет к износу слоя герметика, в результате чего вы можете голыми пальцами дотрагиваться до нагревательного элемента, что может быть даже смертельно опасным. Да и благодаря наличию чехла тепло от греющегося провода будет более равномерно распространяться по всему рулю.


7. Устанавливаем рулевое колесо на место и подключаем обогрев к бортовой сети. Эта задача является самой сложной во всем процессе установки подогрева руля своими руками. Для этого необходимо найти на своем автомобиле 3 свободных контакта, которые должны быть предусмотрены его конструкцией. К ним и подключаем провода от обогревательного элемента.


Чтобы пользоваться подогревом руля было проще, его можно подключить к кнопке подогрева задних стекол автомобиля. Для этого всего лишь потребуется найти необходимую электрическую цепь и подключить к ней контакты от подогрева руля. Для этого стоит использовать медные пластины, которые при помощи паяльника необходимо соединить с проводами. Не забудьте также о подключении реле.

Важно! На руле также присутствует и четвертый контакт, который необходимо замкнуть на звуковой сигнал клаксона. Учтите также, что во время работы с бортовой электросетью автомобиля обязательно необходимо отключать аккумулятор, чтобы не навредить ни себе, ни электроприборам. После полного подключения подогрева руля и монтажа на прежнее место руля, можно приступить к испытанию обогрева. При его включении полный прогрев руля должен наступать примерно через 2-3 минуты.

Подогрев руля своими руками: аргументы за и против

Вы уже знаете, как самому сделать подогрев руля, однако если вам доводилось углубляться в автофорумы, касающиеся этого вопроса, то наверняка вам доводилось читать и негативные отзывы по поводу такого новшества в авто. Но вначале давайте остановимся на аргументах «за»:

1. Водить автомобиль, когда тебе тепло, намного комфортнее. Даже при наличии хорошей печки, согреться в автомобиле с теплым рулем будет значительно проще и быстрее.

2. Наличие обогрева рулевого колеса позволяет кистям рук водителя оставаться подвижными по ходу всего процесса управления авто, благодаря чему он может точнее и оперативнее контролировать даже очень сложные ситуации на дороге.


3. Вождение в перчатках может привести к опасной ситуации, когда под воздействием отрицательных температур кожаные поверхности перчаток и руля могут терять сцепление, и в опасной ситуации руль может буквально выскользнуть из рук водителя.

4. Если выбирать между покупной функцией подогрева и установкой ее самостоятельно, то, конечно же, стоит остановиться на последнем варианте, поскольку он обойдется в разы дешевле. Что же касается аргументов «против», то к ним относится сложность подключения подогрева руля своими руками к бортовой сети автомобиля. Если не учесть перепады напряжения или перепутать «+» и «–», вполне можно добиться очень неприятных последствий и для себя, и для своего автомобиля. Поэтому, если с электрикой вы не совсем дружите, лучше доверить подключение специалистам.


Еще одним недостатком для водителя может стать отсутствие реле для регулировки температуры нагрева руля. В таком случае от подогрева придется либо совсем отказаться, либо постоянно его то включать, то выключать, что очень неудобно в условиях зимней езды. Как ни странно, но к подогреву руля также придется некоторое время привыкать, что на первых порах также может стать помехой для концентрации на дорожной ситуации.

В целом же вопрос о том, делать подогрев руля своими руками или нет, остается в компетенции каждого водителя. Если сомнения вас терзают исключительно по той причине, что вы не хотите возиться с электричеством, то лучше поищите мастера, который осуществит ту же схему, которую мы описали выше, и возьмет с вас не так дорого, как в автомастерской.