Как терпеть обиды и оскорбления. Симфония по творениям святителя тихона задонского, оскорбление - читать, скачать - схиархимандрит иоанн (маслов)
В докладе «Юмор и чувство его в христианской традиции» писательница Майя Кучерская показала, что юмор был неотъемлемой частью христианской жизни с первых веков нашей эры. Более того, о смехе говорится даже в Ветхом Завете: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17, 17). Или: «Время плакать и время смеяться» (Екк. 3:3).
Не секрет, что многие верующие настороженно относятся к смеху и юмору. Утверждают даже, что в смехе скрывается кощунство. «Мне кажется, что Бога невозможно оскорбить, – заметила Майя Кучерская. – Страх перед смехом возникает в тоталитарных системах, а тоталитаризм основан на страхе. Страх все переворачивает с ног на голову, выворачивает наизнанку – поэтому при Сталине за анекдот могли посадить. Но вера – это не идеология, и она ничего бояться не должна».
Кроме того, Кучерская выделила исторические причины негативного отношения к смеху в Православии. Например, есть идущее от средних веков предание о том, что Христос никогда не смеялся. Сергей Аверинцев объяснял это так: Христос не нуждался в смехе, потому что смех - это освобождение, а Сын Божий и так свободен.
А вот юмор был свойственен Христу. Если смех – это освобождение, то юмор – пользование свободой. Русь наследовала византийскую культуру выборочно: в частности, смеховая культура античности на Русь не перешла. Может быть, поэтому максима «Христос никогда не смеялся» была у нас органично воспринята.
«В Евангелии ничего не говорится о том, смеялся ли Христос. Но поскольку Христос был в полной мере человеком, он, наверное, хотя бы улыбался, – рассуждает Кучерская. – Например, в притчах, которые рассказывает Христос, юмора много».
Протоиерей Александр Мень говорил, что 70 процентов притч должны были быть услышаны и рассказаны с улыбкой. Это можно отнести и к другим эпизодам Евангелия. Уместно предположить, что с улыбкой были сказаны слова: «Пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: “в нем бес”. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”» (Лк. 7:33-35).
Или эпизод с низеньким Закхеем, который влез на дерево, чтобы увидеть Господа, и Христос решил прийти к нему в дом - наверняка это было забавно, и Господь во время этой сценки улыбался. Однажды Христос даже прямо связывает блаженство и смех: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21).
О разном отношении к смеху у христиан написано в романе «Имя Розы» Умберто Эко. Главный герой романа обладает единственным экземпляром второй книги «Поэтики» Аристотеля, в которой говорится о смехе. Он очень не хочет, чтобы ее кто-нибудь прочитал, потому что “смех временно отрешает мужика от страха” (перед Богом и законом – прим. ред.). Его оппонент возражает: «Дьявол – это верование без улыбки».
О том же пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Меня всегда утомляют люди без чувства юмора, вечно напряженные, вечно обижающиеся, когда их низводят с высот (…). Если “будьте, как дети”, то нельзя без смеха. Но, конечно, смех, как и все, – пал и может быть демоническим. По отношению к идолам, однако, смех спасителен и нужен больше, чем что-либо другое» («Дневники», 14 декабря 1973 года).
Кучерская подтверждает: «Сомнение в своей правоте - то, в чем нуждается каждый человек на земле». Впрочем, «в Евангелии и Патериках мы смеха не найдем. Тихую улыбку – не более того, – добавляет она. – Но юмор и смех могут быть путем к благоговению в нашем падшем мире».
Доклад Майи Кучерской дополнила рефлексотерапевт Фредерика де Грааф , сотрудник Первого московского хосписа, духовная дочь митрополита Антония Сурожского. Она рассказала о том, как связаны радость, о которой так часто говорил владыка Антоний, благоговение и юмор.
«Владыке Антонию был чужд “организованный подход к Богу”, – пояснила Фредерика. – Радость у него была потому, что он знал Бога изнутри. Благоговение было во всем его существе. Благоговение - не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся. По-моему, состояние благоговения является вершиной духовной жизни. Это состояние души и состояние сердца. Для этого надо пребывать внутри, надо “сидеть под своей кожей”, как говорил владыка. Действие начинается с созерцания».
По словам Фредерики, митрополит Антоний редко смеялся во весь голос, но в его обращении было много мягкого юмора: «Владыка не любил людей, которые притворялись святыми. Он любил людей, может быть, не совсем правильных, но настоящих».
Подлинно благоговейна молитва, составленная митрополитом Антонием: «Господи, я стою в благоговении перед непостижимым, и стою в благоговении, в молчании, в преклонении, потому что слова, которые я произнес, говорят мне о том, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, кроме одного: я знаю Тебя, Господи, не в этой славе, не в этом сиянии, а в смирении, которые Ты явил в Воплощении Своего Сына ради моего спасения. О, Господи, как это может быть?»
Присутствовавший на вечере священник Петр Коломейцев добавил, что благоговение – один из даров благодати. «Наверное, самое неправильное – когда мы требуем благоговение от тех, кого пытаемся привести к вере, когда находим критерии благоговения – юбку, особое поведение и так далее», – заключил он.
Организаторы семинара – Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» представили видео проповеди митрополита Антония Сурожского перед вечерней Прощеного воскресенья 17 марта 2002 года.
Я не собираюсь в такой грозный вечер сказать проповедь. Я хочу только сказать, что сегодня начинается для нас вместе всем путешествие. Мы идем вместе со Спасителем Христом к Его распятию. Мы идем, как ученики Его шли, рядом с Ним. Они не знали, что Он идет на Крест – мы знаем. И поэтому мы должны продумать себя, как бы нам идти вместе, рядом со Христом, на Его распятие, на смерть, которую Он принимает за каждого из нас. Как нам идти, если не примириться друг со другом? Как можем мы идти с Тем, Который всю жизнь отдает для примирения нашего с Богом, если мы не найдем мужества, чистоты и смирения простить друг друга?
Поэтому, когда вы будете подходить под благословение перед началом этого пути, приносите свое прощение друг другу. Вспомните всех тех, которых вы, может быть, ранили своей жизнью, своим словом и попросите хоть мысленно прощения. А тех, кто вас обидел, остановитесь вниманием на том, что мы все идем на Голгофу увидеть, как за нас, каждого, умирает Христос. Увидеть, как Он умирает за любимых нами и за нелюбимых. И после этого можем мы смотреть вокруг себя и думать: «Этого человека я знать не хочу, этого не люблю, этого отвергаю»? Это невозможно! Так со Христом совершать Крестный путь – невозможно! Поэтому подумаем несколько минут и простим друг другу вся, все. И попросим друг у друга прощения: у тех, которые здесь, и мысленно – у тех, которых нет, у тех, которые умерли без того, чтобы мы просили прощения. У тех, которые вдали, до которых наше слово не доходит. Будем молить об этом.
А я не смогу выйти сегодня на Прощение, потому что у меня сейчас сил не хватит. И прошу вас, прошу и молю: простите меня! Я перед каждым из вас виноват своим недостоинством. Я много слов говорил вам – добрых, правдивых слов о Боге, о духовной жизни, а сам я так недостоин даже того, что я знаю об этом, что я проповедую. Простите, если можете! А если не можете простить, помолитесь Богу, чтобы у меня хватило времени так покаяться, чтобы и вы могли меня простить.
Простите меня, отцы и братья!
Благословение Господне на вас, - Господне, не мое!..
Простите меня…
Против ближнего и против Бога
Многие, оскорбивши ближняго своего, небрегут о том, и тако в церковь входят и молятся; но как в опасном состоянии находятся они, отсюда видно: кто противу человека согрешит, тот и противу Бога согрешит; и кто человека оскорбит, тот и Самого Бога оскорбит, понеже запретил противу человека согрешать и его оскорблять. И тако человек, согрешая противу ближняго своего, и его оскорбляя, согрешает и оскорбляет Бога, заповедавшаго не творить того (5:185).
Оскорбление есть нарушение любви к Богу
ЛЮБОВЬ к ближнему связана есть с любовию Божиею. Когда разоряется любовь к ближнему, то разоряется любовь и к Богу. Кто ближняго не любит, тот и самого Бога не любит. А оттуда следует, что кто хощет Богу примириться и с Богом МИР иметь, тому должно прежде с ближним своим примириться; и тако к Богу приступать молиться, и от Него милости просить. А от сего видно, что суетна и тщетна есть МОЛИТВА тех, которые, ближняго своего оскорбивше, и с ним не примирившеся, к Богу и молитве приступают (5:185).
Оскорбление от чего бывает
Случается живущим в обществе друг друга оскорблять. Бывает тое то от хитрости запинателя ДИАВОЛА, который, ненавидя любви между нами, подстрекает нас к оскорблению ближняго, то от слабости естества нашего, то от НЕВНИМАНИЯ, а часто и от привычки (5:184).
Оскорблением человека оскорбляется Бог
Крайне берегись всякаго человека словом или делом оскорбить, ибо тяжкий есть. Когда человек оскорбляется, то и Бог оскорбляется, Который человека любит. Не может бо оскорбление человеческое быть без оскорбления Божия. Кто противу человека согрешит, тот и противу Бога согрешит. Тяжко сие, как сам видишь. Аще же как ОСКОРБИШЬ ближняго твоего, то тотчас смирись пред ним, и испроси у него со смирением прощения, да не подпадеши праведному суду Божию (5:160).
Человек всяким грехом оскорбляет Христа (3:144; см. , 250).
Любящий скорбит, если оскорбляет Бога грехом (3:144; см. , 469).
Оскорбление и любовь несовместимы, разве только для пользы оскорбляемого, как поступают родители, пастыри. Такое оскорбление есть плод любви
Любитель любимаго бережется оскорбить. Ибо оскорбление и любовь к любимому купно быть не могут в любителе. Разве бы оскорбление тое от неведения, или от другой какой немощи было, а не от умысла и произволения, или когда любитель любимаго оскорбляет ради пользы его. Но сие самое оскорбление от любви происходит. Тако отец оскорбляет сына своего, когда биет его, дабы исправлен был; тако и друг, любезнаго своего друга погрешности обличая, оскорбляет; тако добрые ПАСТЫРИ оскорбляют людей, себе порученных, да возымеют «печаль по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (
Мудрого человека невозможно оскорбить, потому что на
правду обижаться нельзя, а неправда не стоит внимания.
Роберт Хайнлайн. Гражданин Галактики
Оскорбление (Оскорбительность) как качество личности – склонность причинять душевную боль, моральный ущерб, тяжело обижать, умышленно, в неприличной форме унижать честь и достоинство личности.
Один человек стал публично оскорблять мудреца: – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор! В ответ на это мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шелковых шароварах спросил мудреца: – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной. Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал: – Примерь, это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. – Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления – это тоже самое, что примерять лохмотья, которые нам швыряют.
Марк Аврелий писал: «Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами».
Оскорбление – лай возбужденного эго. Это речевая агрессия своей порочности, перенесенная на других. Можно оскорбить и поведением, но, как правило, пытаются «убить» словом. Алгоритм оскорбления достаточно прост. Кто-то обидел меня, появляется злость и желание вернуть обиду, нанеся обидчику моральный ущерб и причинив душевную боль, желательно попав в уязвимое место. Когда невозможно оскорбить обидчика, зачастую происходит замена объекта оскорбления. Зло срывается на первом встречном.
Диоген Лаэртский рассказывал о философе, который три года обучался бесстрастию, платя монету каждому оскорбившему его человеку. Когда его ученичество кончилось, философ перестал раздавать деньги, но навыки остались: однажды его оскорбил какой-то невежа, и он, вместо того чтобы наброситься на него с кулаками, захохотал: «Надо же, – сказал он, – сегодня я бесплатно получил то, за что платил целых три года!»
Оскорбление – обмазывание другого грязноватой краской своего разболтанного, бесконтрольного ума. Это чувство крайней обиды. Оскорбление может быть намеренным или случайным (от недопонимания или несчастного случая). Качеством личности оно становится, когда человек в межличностном общении постоянно прибегает к оскорблению как средству оптимально решить, по его мнению, все возникшие в общении проблемы. Послал куда подальше и словно поставил точку. Всё, аргументы закончились. Теперь, если соперник не ретировался, можно драться молча.
Самое страшное оскорбление – это когда человек оскорбляет святого человека. Ответственность за это непотребство – огромная. Многие думают, что страшнее всего оскорбления Бога. Богу до лампочки оскорбительные фразы в его адрес. Он любит даже тех, кто его ненавидит. Когда человек отрицательно думает о Боге, он всё-таки о Нём думает. Значит, очищается. Бог говорит: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нуждается в защите земного правосудия. Любит человек или ненавидит Бога – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.
Совершенно другой коленкор появляется, когда человек плохо думает и говорит о святых. Сам Бог во многих местах Бхагавад — гиты говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого. Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».
Законы мироздания тяжело наказывают за оскорбление родителей. Практически такое оскорбление приравнивается к оскорблению святых. Когда наносится оскорбление отцу, можешь забыть о высоком положении в обществе. Если твой отец падший из падших и ты оскорбил его, жди трудностей в карьерном росте. Вдобавок оскорбивший сын или дочь рискуют заболеть трудноизлечимыми недугами, у них будет плохое пищеварение и слабый иммунитет.
Если ты оскорбляешь мать, значит, лишаешься покоя, жизненных сил и спокойного сна. Оскорбляя мать, мужчина не сможет выбрать хорошую жену, так же, как, оскорбляя отца, женщина не сможет найти хорошего мужа. Знание, что мать тобою оскорблена, лишает умиротворения и привносит в жизнь постоянное беспокойство. Человек, оскорбивший родителей, практически ставит себя в безнадежную жизненную ситуацию.
Сильное наказание следует человеку за оскорбление своего учителя, своих бабушек и дедушек, а также людей, которые намного старше него. Оскорбления можно нивелировать, прося прощение. Даже если старшие, по вашему мнению, виноваты, всё равно нужно просить у них прощения – пусть не вслух, а в уме. Святого человека нужно просить о прощении вслух.
Когда человек оскорбляет равных себе, нужно просить прощения в уме и при встрече с ними вести себя приветливо, так, как будто ничего не произошло. Иными словами, оскорбление равных людей считается непотребством, но наказание за него не такое сильное, как за оскорбление святых, родителей и старших.
Для разрядки от этой информации прочитайте несколько оскорблений от поэта Владимира Вишневского:
— Лишь встречу Вас — растёт самооценка…
— Да, черноват порой у Бога юмор…
— Любовь конечно зла, но не настолько.
— За Вашу красоту! Но чокаться не будем.
— Когда б не вы — себя б считал уродом.
— Бьюсь об заклад, что вас зачали на спор!
— Сударыня, где взять мне столько водки?!
— Да, красотою мир вы не спасёте…
— Разделись вы, а мне почти не страшно!
— А с полом бы пора определиться…
— Бабайку вами в детстве не пугали?
— На вас природа славно отдохнула!
— Я б вас послал, да вижу — вы оттуда.
— Я с вами стал сторонником абортов.
-Эх, зря перевели сперматозоид…
Вы как укор порвавшимся кондомам!
-Сказал бы вам…, но очень жалко бисер!
-Вас зеркало, признайтесь, не пугает?
-На Вас собакам страшно помочиться
-Вам в ухо посвети — глаза зажгутся.
-В вас умер гений. Даже сгнить успел…
Петр Ковалев 2014 год
История свидетельствует о многих случаях восстания против Бога, начиная от падшего ангела и вплоть до известных личностей нашего времени. Вот только некоторые примеры, к чему приводит такое поведение.
Известнейшая актриса Мэрилин Монро во время презентации шоу имела краткую встречу с евангелистом Билли Грэмом. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.
Бразильский политик Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.
Бразильский композитор, певец, поэт во время шоу в Рио-де-Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". Вскоре он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.
Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо-корабль, с иронией в голосе ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.
Участник известной группы "The Beatles" Джон Леннон во время интервью ведущему американскому журналу сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность, и прославиться на весь мир, как убийца знаменитого певца.
В 2005 году в бразильском городе Кампинас группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!
Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт сказала: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.
В Библии сказано: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает . Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Бог создал все живое на нашей планете около шести тысяч лет тому назад, и по Его замыслу каждый из нас явился в этот мир. Мудро ли творению восставать против Творца? Жизненный опыт подсказывает, что это глупая и совершенно бессмысленная затея для многих заканчивается печально.