Как в ссср появились первые танки. Краткая история советского танка

Производство танков в СССР
накануне и в начале войны

Угроза развязывания фашистской Германией войны против СССР вызвала необходимость принятия срочных мер по оснащению советских вооруженных сил боевой техникой, в том числе и новыми образцами танков. В 1939 году производство устаревших тяжелых 5-башенных танков Т-35 на заводе в Харькове было прекращено. С 1940 года завод, продолжая выпускать легкие танки БТ-7М , одновременно перешел к производству средних танков Т-34 .

Кировский завод в Ленинграде ускоренными темпами переходил на выпуск новых тяжелых танков КВ и свертывалось производство средних танков Т-28 .

Задаваемые промышленности программы по выпуску новых танков неоднократно пересматривались в сторону увеличения. К сожалению, в развертывании производства новых танков не все шло так, как предусматривалось планами. Если установленная на 1940 г. программа по выпуску танков КВ была даже несколько перевыполнена (было изготовлено 246 танков) , то танков Т-34 вместо предусмотренных планом 600 машин промышленность сдала армии всего 115. Медленно происходило освоение производства нового танка Т-50 , идущего на смену легкому танку Т-26 . Попытки организовать изготовление танков Т-50 вместо выпускавшихся Т-26 столкнулись с серьезными трудностями. По своей конструкции танк Т-50 был значительно сложнее Т-26, в частности, на Т-50 предусматривалась установка специально разработанного для него однорядного шестицилиндрового дизельного двигателя В-4 мощностью 300 л. с., ещё не освоенного промышленностью.

Эти затруднения привели к тому, что в 1940 г. один из заводов практически еще не перешел к выпуску танков Т-50 и продолжал изготовлять Т-26.

В 1940 г. прекратился выпуск устаревших малых плавающих танков Т-38 и велась подготовка к производству новых плавающих танков Т-40 .

Таким образом, несмотря на то, что к началу 1940 г. взамен устаревших образцов на вооружение армии были приняты новые образцы всех типов танков, производство средних и тяжелых танков Т-34 и КВ в течение года было еще недостаточным. В этот год в армию в основном еще продолжали поступать танки устаревших конструкций БТ и Т-26.

Значительное увеличение выпуска новых образцов танков началось лишь с 1941 г., когда только за первое полугодие промышленность, прекратив производство танков Т-26 и БТ, выпустила 393 танка КВ и 1110 танков Т-34.

Тяжелый танк КВ-1

Из новых танков продолжалось оставаться не налаженным лишь производство легких танков Т-50, в то время как он должен был стать наиболее массовым типом танка.

Танки Т-34 и КВ начали поступать в приграничные округа на формирование новых мехкорпусов в апреле-мае 1941 г., и к началу войны во всех пяти приграничных округах насчитывалось 508 танков КВ и 967 танков Т-34. В войсках также имелось большое количество танков устаревших типов (БТ, Т-26, Т-38 и другие), многие из которых находились к тому же в неисправном состоянии. В целом по Вооруженным Силам СССР на 15 июня 1941 г. из танков старых типов нуждалось в капитальном ремонте 29 процентов, в среднем ремонте - 44 процента. Исправные же танки старых образцов составляли не более 27 процентов.

Восстановление танков старых типов в военных округах задерживалось в связи с отсутствием запасных частей, заявки на которые к июню 1941 г. не были удовлетворены промышленностью.

Производство танков после начала войны

Начавшаяся война с немецким фашизмом потребовала полной перестройки всего народного хозяйства, и прежде всего промышленности. Необходимо было резко увеличить выпуск боевой техники и вооружения. В первые же дни войны в Политбюро ЦК партии состоялся ряд совещаний по вопросам увеличения производства танков.

Уже 24 июня на заседании Политбюро ЦК партии группа работников промышленности во главе с наркомом среднего машиностроения В. А. Малышевым доложила о нуждах танкового производства. На следующий день, 25 июня, Политбюро приняло решение об увеличении выпуска тяжелых и средних танков. В соответствии с этим были вынесены два совместных постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР – «О производстве брони и танков КВ» и «Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.». В них четко формулировалась задача - создать мощную комплексную танкостроительную промышленность. На это переключались такие гиганты, как Горьковский автомобильный завод, Сталинградский тракторный, завод «Красное Сормово», Уралмаш и другие.

Но для того чтобы приступить к выпуску танков на этих заводах, требовалось время. Вместе с тем советские войска, ведя борьбу в исключительно неблагоприятных условиях сложившейся обстановки, несли огромные потери в боевой технике, и в частности в танках. Количественное превосходство в средствах вооруженной борьбы временно перешло к немецко-фашистским войскам. Наличие танков в действующей армии резко сократилось.

Перед руководством страны встала труднейшая, не предвиденная ранее задача - в предельно короткий срок переместить глубоко в тыл огромное количество промышленных предприятий, оборудование, сырье, различные материальные и культурные ценности, эвакуировать население. О6 огромных масштабах эвакуации промышленности в это время можно судить по следующим официальным данным: с июля по ноябрь 1941 г. удалось демонтировать и вывезти в восточные районы страны 1523 предприятия, в том числе 1360 крупных, преимущественно военных, заводов. Эвакуация промышленности, как правило, проводилась с таким расчетом, чтобы возможно дольше продолжать выпуск продукции и в то же время успеть вывезти оборудование и людей.

Отступление советских войск в первые месяцы войны привело к тому, что основные заводы, выпускавшие танки, оказались под угрозой. Уже к осени 1941 г. враг стоял у стен блокированного Ленинграда, угрожал Москве, на Украине рвался к Харькову.

Наметившееся в июле и августе увеличение выпуска новых танков стало снижаться, и к октябрю производство танков КВ и Т-34 упало до угрожающего уровня.

Во второй половине июля и в августе была демонтирована и эвакуирована часть оборудования по производству танков Кировского и Ижорского заводов.

В течение сентября - октября в восточные районы страны был эвакуирован Харьковский завод. Эвакуированные заводы сливались с местными машиностроительными.

Учитывая роль и значение танков в военное время, Центральный комитет принял 11 сентября решение выделить танкостроение из Наркомата среднего машиностроения и образовать Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым. На основе расширения производственных мощностей танкостроения была значительно увеличена программа выпуска боевых машин, которую ЦК КПСС считал мобилизационным планом танковой промышленности. По решению ГКО, принятому в октябре, в составе Наркомтанкопрома был образован комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него вошли Кировский завод (в Челябинске), танковые цехи Ижорского завода, оборудование которых размещалось на Уралмаше, и некоторые уральские предприятия тяжелого машиностроения.

Восстановление эвакуированных предприятий на новых местах проходило в тяжелейших условиях наступив­шей рано холодной зимы. Нередко станки размещались в непроизводственных подсобных помещениях: на складах, в зданиях учебных заведений, а также сооружались временные деревянные производственные помещения. Селились в холодных бараках и землянках. Не хватало рабочих рук и строительных материалов.

Трудовой героизм в тылу при восстановлении эвакуированной промышленности не уступал героизму на фронте. Оборудование разгружалось и устанавливалось круглосуточно. Разгружали обычно вручную. Возведение цехов, налаживание станков и агрегатов проводилось одновременно. Легко одетые, полуголодные, не привыкшие к суровой уральской и сибирской зиме, рабочие, техники, инженеры работали по 12-14 часов в сутки, работали насколько хватало сил, помня об одном - скорее пустить в ход предприятие, дать продукцию фронту.

Период сокращения производства танков, связанный с эвакуацией, был недолгим. Танкостроение на востоке страны развивалось быстрее других отраслей промышленности. Это объясняется прежде всего мощью основной базы, на которой развертывали производство эвакуированные предприятия.

Производство танков Т-34

Производство танков Т-34 было налажено и на Сталинградском тракторном заводе. Подлинной кузницей танков Т-34 стал Урал.

В сложной обстановке первого периода войны надо было выбрать главное направление в танкостроении – основной тип танка. Дело в том, что почти до самой войны не было твердого мнения в отношении танков КВ и Т-34, что в определенной степени задерживало освоение промышленностью танков этих типов. Ориентация на легкий танк Т-50 как на основной вскоре после начала войны была изменена. Конструкторы остановились на среднем танке Т-34. Это был правильный выбор, поскольку основной танк должен обладать большой универсальностью для успешного решения широкого круга боевых задач: действий в наступлении и обороне, борьбы с танками противника, пехотой, артиллерией, с разнообразными противотанковыми средствами.

Танк Т-34 в сложившихся условиях войны наиболее полно отвечал таким требованиям. По сочетанию основных тактико-технических показателей он превосходил лучшие образцы зарубежных танков того времени. Но одного этого было недостаточно в условиях длительной борьбы, требующей вооружения не только высокого качества, но и в большом количестве. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что танк Т-34 по своей конструкции был относительно простой машиной, производство которой в больших количествах можно было быстро осуществить.

В последнем квартале 1941 года, когда битва за Москву достигла своей кульминации и когда буквально каждый танк был на счету, определенное значение имело увеличение выпуска легких танков Т-40 и их последующая модификация - танки Т-60. Выпуск легких танков составлял в этот период значительный процент от общего выпуска танков нашей промышленностью. Несмотря на относительно невысокие боевые показатели легких танков по Комплексу «огневая мощь – броневая защита», они сыграли важную роль в боевых действиях советских войск против гитлеровских захватчиков.

Начиная с ноября 1941 года выпуск всех типов танков увеличился и уже не снижался на протяжении всей войны.

Поточные линии впервые были созданы на Кировском заводе в Челябинске, а потом и на остальных, что резко увеличило производство важнейших деталей и узлов танков.

Наши танкостроители разработали и первыми в мировой практике вместо отливки крупных стальных деталей в земляных формах применили высокопроизводительный способ отливки в металлических формах (кокиль). В результате трудоемкость операций снизилась в два раза, а производительность труда повысилась в два-три раза.

Большое распространение на заводах получила штамповка деталей, заменявшая литье и ковку. Так, на Уралмаше была даже освоена штамповка башен танков Т-34. Замена ручной сварки автоматической, осуществленная на танкостроительных заводах под руководством академика Е. О. Патона, удостоенного в связи с этим звания Героя Социалистического Труда. Такая сварка намного ускорила изготовление бронекорпусов, на которых требовалось делать десятки метров сварных швов крупного сечения, дала возможность преодолеть нехватку квалифицированных электросварщиков.

В первом полугодии 1941 г. промышленность изготовила 1800 танков, во втором полугодии было произведено 4740 боевых машин. В первом полугодии 1942 г. выпуск танков возрос до 11 000 штук, а всего в 1942 г. было изготовлено свыше 24 тыс. танков, более половины из них – танки Т-34.

В целом производство танков в Советском Союзе с 1942 г. и до конца войны значительно превосходило выпуск танков в третьем рейхе. В течение 1942-1945 гг. было построено и испытано 62 образца танком и самоходно-артиллерийских установок. С военных заводов все больше поступало в армию новых (и модернизированных) образцов боевой гусеничной техники.

Большое значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 г. 85-мм пушки, разработанной под руководством конструктора артиллерийского вооружения В. Г. Грабина. При этом танк получил наименование Т-34-85.


К другим наиболее существенным модернизациям тан­ка Т-34 следует отнести: переход на новую литую башню (дважды); введение командирской башенки; переход на пятиступенчатую коробку передач танка вместо четырехступенчатой.

Несмотря на увеличение массы танка в процессе модернизации до 32 т, его подвижность уменьшилась незначительно, в то время как огневая мощь, броневая защита, надежность и некоторые другие свойства танка существенно повысились.

Одним из важнейших положительных качеств танка Т-34 была его, как сейчас принято говорить, ремонтопригодность, то есть приспособленность к проведению технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность оказывала существенное влияние на время пребывания танка в боевых порядках войск.

Достаточно сказать, что за IV квартал 1944 г. на четырех подвижных танкоремонтных заводах во фронтовом тылу прошли капитальный ремонт 17 процентов танков.

Конструкторское бюро по разработке средних танков в годы войны возглавлял А. А. Морозов. Ведущими конструкторами в КБ были Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов, Я. И. Баран.

Развитие тяжелых танков

Удачным дополнением основного танка нашей армии во время войны - Т-34 был тяжелый танк КВ-1 и его последующие модификации, созданные коллективом конструкторов под руководством Ж. Я. Котина.

В ходе войны развитие тяжелых танков шло главным образом в направлении усиления их огневой мощи и броневой защиты. Если первые образцы танков Т-34 и КВ-1 немногим отличались между собой по этим свойствам, то с 1944 г., несмотря на установку в Т-34 новой 85-мм пушки, тяжелые танки как по огневой мощи, так и по броневой защите существенно превосходили средние, что и определило их использование в боевых условиях. Тяжелые танки предназначались для качественного усиления средних танков по комплексу «огневая мощь - броневая защита».

Выпускавшийся с осени 1942 г. тяжелый танк КВ-1С по сравнению со своим предшественником - танком КВ-1 имел меньшую массу - 42,5 т (за счет некоторого уменьшения толщины брони) и повышенные скорости движения. На его вооружении находилась 76-мм пушка, созданная в конструкторском бюро В. Г. Грабина.

В конце лета 1943 г. на тяжелые танки стали устанавливать литые башни с большей толщиной брони, а вместо 76-мм пушки была введена более мощная 85-мм пушка, разработанная под руководством известного артиллерийского конструктора Ф. Ф. Петрова. Эта модель тяжелого танка получила марку КВ-85. Масса танка увеличилась до 46 т, экипаж уменьшился до 4 человек.

После промежуточной модели - тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой и усиленной броневой защитой с декабря 1943 г. на вооружение армии стал поступать танк ИС-2, оснащенный 122-мм пушкой. По сравнению с КВ-1 танк ИС-2 имел даже несколько меньшую массу, но по комплексу «огневая мощь - броневая защита» он значительно превосходил первый, что являлось огромным дости­жением наших конструкторов. Повышению подвижности танка способствовала установка на нем вместо бортовых фрикционов двухступенчатых планетарных механизмов поворота (ПМП), разработанных А. И. Благонравовым. Они обеспечивали значительно меньший расход мощности во фрикционных элементах и облегчали управление танком при поворотах. ИС-2 отличался также большой надежностью в эксплуатации.

В самом конце войны с фашистской Германией вместо танка ИС-2 на вооружение армии стал поступать танк ИС-3, отличавшийся от своего предшественника дальнейшим усилением броневой защиты.

Все тяжелые танки и созданные на их базе самоходные артиллерийские установки, поставленные на производство в годы Великой Отечественной войны, были разработаны под руководством известного танкового конструктора Ж. Я. Котина.

Ведущими конструкторами тяжелых танков, внесшими большой вклад в создание различных объектов, были П. Л. Духов, А. С. Ермолаев, Л. С. Троянов, Н. Ф. Шашмурин, Г. Н. Рыбин, Л. Е. Сычев и другие.

Развитие легких и плавающих танков в годы войны

По ряду причин серийный выпуск легкого танка Т-50, разрабатывавшегося как танк сопровождения пехоты, не был налажен, и его производство в начале 1942 г. было прекращено. Всего было выпущено менее 100 танков этого типа.

Плавающий танк Т-40 вскоре после начала войны был модернизирован и получил марку Т-60. Последний по сравнению с Т-40 имел повышенную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного 12,7-мм пулемета. Модернизацией достигалось усиление основных боевых свойств при упрощении конструкции танка, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть.

В 1942 г. на смену Т-60 пришел легкий танк Т-70 массой около 10 т с 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Экипаж танка состоял из двух человек. По сравнению с Т-60 танк Т-70 имел более мощное вооружение и броневую защиту. При производстве танков Т-60 и Т-70 широко использовались агрегаты, освоенные в автомобильной промышленности (двигатель, сцепление, коробка передач). Усиление огневой мощи и бронирования танков противника, как и невозможность дальнейшего наращивания аналогичных свойств у нашего легкого танка, обусловливало в изменившихся условиях войны снижение его боевой эффективности и привело к полному прекращению производства легких танков в конце 1943 г. Но база танка Т-70 до конца войны использовалась для выпуска легких самоходных артиллерийских установок – сначала СУ-76, а затем СУ-76М, оснащенных 76-мм пушками.

Главным конструктором легких танков в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны был Н. А. Астров.

Несмотря на прекращение выпуска легких танков в самый разгар войны, производство танков Т-60 и Т-70 в 1941-1943 гг. было целесообразным и объяснялось рядом обстоятельств. Боевые действия в начальный период войны проходили при больших потерях советских войск в танках. Вместе с этим вынужденная эвакуация специализированных танковых заводов на восток страны вскоре после начала войны обусловила сокращение производства танков основных типов (Т-34 и КВ), которых и без того было недостаточно. Все это привело к серьезному превосходству противника в танках. В тяжелых условиях вооруженной борьбы уменьшить временное превосходство противника в бронетанковой технике можно было лишь путем изготовления легких боевых машин, широко используя для этого автомобильную промышленность, то есть не в ущерб развертыванию производства танков основных типов, что и было осуществлено.

С точки зрения оперативно-тактической целесообразности производство отечественных танков в первой половине войны оправдывалось также и наличием в это время в немецкой армии большого количества легких танков и других боевых машин с противопульной броней.

Как известно, в Германии в 1941 г. было произведено 2300, а в 1942 г. - 3600 легких бронированных машин различного назначения.

Большой вклад внесли легкие танки в битве за Москву, когда в связи с эвакуацией заводов производство танков Т-34 И КВ в октябре резко упало, но уже был увеличен выпуск легких танков.

Литература:

История второй мировой войны 1939-1945, т. 4. М., Воениздат, 1975.

А. И. Радзиевский, Танковый удар . М., Воениздат, 1977.

В ходе реформирования Российской армии одна из приоритетных задач - оснащение ее современными видами вооружения и военной техники. В области оснащения Вооруженных Сил бронетанковой техникой ведущая роль отводится вертикально-интегрированной структуре Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (НПК УВЗ), объединяющей 19 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России. УВЗ - это крупнейший в стране многопрофильный машиностроительный комплекс, выпускающий более двухсот видов продукции военного и гражданского назначения.

Сквозь дебри кризиса

Изначально создание интегрированной структуры НПК УВЗ было вызвано необходимостью концентрации технологических, конструкторских, научно-производственных разработок, задействованных в создании бронетанкового и артиллерийского вооружений и техники. В составе корпорации известные разработчики продукции оборонного назначения, десятилетиями работающие в области исследования металлов, материалов, техники и технологий. Высокие технологии, присущие оборонной промышленности, позволяют мобильно перестраивать производство под вызовы рынка, создавать новую, перспективную продукцию, в том числе гражданского назначения. Объединение в вертикально-интегрированную структуру многократно расширило возможности корпорации в решении производственных задач. УВЗ отведена роль локомотива по выводу на новый уровень развития предприятий, вошедших в корпорацию. Для решения этой задачи завод имеет необходимый потенциал.

По данным американского издания Defence News, Уралвагонзавод входит в сотню крупнейших военно-промышленных комплексов мира. В 2009 году он занимал 80-е место по объемам выпуска продукции военного назначения и был третьим по этому показателю среди российских производителей.

Вместе с тем финансовые возможности УВЗ не безграничны. Лидер корпорации, вкладывая всю прибыль в развитие производственных мощностей и реализацию различных программ, имеющих приоритетное значение для всего НПК, практически не имел финансовых резервов.

По оценке экспертов, прошлый год стал для УВЗ самым тяжелым за все время существования завода. Предприятие балансировало на грани дефолта. Виной тому в какой-то мере мировой финансово-экономический кризис, но главный нокаутирующий удар нанесло ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Компания, владеющая инфраструктурой российской сети железных дорог, - главный покупатель гражданской продукции Уралвагонзавода. Скорректировав свои планы, РЖД поставило завод на грань развала. Производство УВЗ в большей мере опирается на выпуск не военной, а гражданской продукции, доля которой в портфеле заказов составляет более 80 процентов. Для удовлетворения потребностей РЖД мощности УВЗ позволяют ежегодно производить более 20.000 (!) комплектов подвижного состава. В начале 2009 года РЖД отказалось от крупносерийной закупки продукции Уралвагонзавода. В том году нижнетагильское предприятие по заказу железнодорожников произвело менее 4.500 полувагонов и цистерн.

При таком мизерном заказе некоторые эксперты без зазрения совести уверяли, что все проблемы якобы кроются в организационной структуре предприятия и неправильно выстроенной финансовой политике, проводимой тогдашним руководителем УВЗ Николаем Малых.

Однако нынешний гендиректор корпорации Олег Сиенко, назначенный на этот пост в апреле 2009 года, разобрался в сложившейся ситуации и фактически придерживается прежнего курса развития крупнейшего в стране машиностроительного холдинга страны. Реализованный под его управлением пакет антикризисных мер оценивается специалистами как успешный.

Не осталось в стороне и государство. Оно оказало предприятию финансовую помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило Уралвагонзаводу 4,4 млрд. рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было решено увеличить уставный капитал еще на 10 млрд. рублей. При поддержке правительства сформирован портфель заказов, позволяющий вывести предприятие из финансово-экономического кризиса.

Говорить о том, что холдинг функционирует как отлаженный механизм еще рано, но тем не менее специалисты предприятия уверены, что реализация ряда проектов позволит предложить потребителям принципиально новую продукцию, расширить возможности корпорации и придать ее работе большую стабильность. Успешно реализуются 42 инвестиционных проекта. Несколько из них финишировали в этом году и получили высокую оценку на государственном уровне.

Бронетанковый вектор

Следующим шагом после стабилизации ситуации на НПК УВЗ должна стать реализация военных программ. Российская школа танкостроения по праву считается мировым лидером. По этой тематике в НПК УВЗ ведущая роль отведена ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения». В настоящее время корпорация проводит работы по модернизации танка Т-90А, который по критерию «эффективность - стоимость» превосходит все современные зарубежные танки в 2-3 раза.

Реорганизация и переоснащение танкового парка российской армии сегодня считаются одним из главных военных приоритетов. Одновременно с сокращением численности танковых войск проводится модернизация танков прежних моделей, которые останутся в боевом строю.

Вместе с тем Минобороны, планируя обновление танкового парка, стремится приобрести технику, в которой реализованы новейшие разработки отечественных танкостроителей. При сокращении количественного состава танковых подразделений и частей в Российской армии нового облика настоятельно требуется существенное повышение тактико-технических характеристик отечественных танков.

Нельзя не отметить, что все образцы вооружения и военной техники разрабатываются под строгим контролем, по планам, техническим заданиям Минобороны России и с поэтапной оплатой работ. Важно своевременно принять взвешенное решение о целесообразности продолжения тех или иных разработок, по их корректировке или отказу от выполнения.

В связи с этим заморожено финансирование ряда проектов в танковой тематике. Минобороны проводит ревизию имеющихся программ по различным темам в плане их перспективности и необходимости при создании армии нового облика.

Некоторая задержка по реализации ранее намеченных планов, а также нежелание Минобороны раньше времени оглашать перспективы в области танковой тематики порой рождают в экспертном сообществе преждевременные выводы, базирующиеся на различных предположениях, далеких от реального положения дел.

Летом этого года в Нижнем Тагиле на VI Международной выставки технических средств обороны и защиты «Оборона и защита-2010» министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, говоря о перспективах развития НПК УВЗ, заявил, что 2011 год станет определяющим для предприятия. Для него формируется долгосрочная программа по линии Министерства обороны России.

Унификация и модернизация

В рамках прошедшего в подмосковном Жуковском Международного форума «Технологии в машиностроении-2010», на заседании делового совета при Международной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ начальник 46-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ доктор технических наук, профессор генерал-майор Василий Буренок рассказал об основных направлениях модернизации вооружения и военной техники стран - участниц договора.

По оценке института, при модернизации танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80Б их обобщенный боевой потенциал повышается в 1,23 раза.

С докладом о перспективах развития бронетанковой техники в целях оснащения сил и средств системы коллективной безопасности государств - членов ОДКБ выступил генеральный директор - главный конструктор ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Владимир Домнин. Он рассказал о предлагаемой модернизации танков типа Т-72, стоящих на вооружении стран ОДКБ. Ее выполнение в полном объеме позволит увеличить срок эксплуатации, повысить боевые и технические характеристики Т-72 до уровня современных танков третьего поколения, а по ряду параметров и превзойти их.

Кроме того, УКБТМ предлагает переделку Т-72 в бронированную машину огневой поддержки. Это реализуется за счет установки модуля вооружения боевой машины поддержки танков и оснащения ее модульной динамической защитой танков третьего поколения.

Здесь необходимо пояснить, что созданная в УКБТМ боевая машина огневой поддержки не имеет аналогов в мире. Мировые эксперты весьма активно обсуждают перспективы ее использования в современной войне. Все это связано с тем, что при создании машины использована совершенно новая концепция ее применения. Вначале она позиционировалась для поддержки танков с целью уничтожения противотанковых средств противника. В настоящее время ее задачей называется огневая поддержка мотострелковых подразделений, частей в наступлении или обороне. Однако до настоящего времени до конца продуманной концепции ее использования в боевых порядках войск не существует.

В качестве другого варианта предложена переделка Т-72 в бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-72 с характеристиками серийно выпускаемой БРЭМ-1.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 и ЗРК "Бук-М2"/ В Жуковском "Технологии в машиностроении 2010"

Главный акцент в своем выступлении В. Домнин сделал на возможность осуществления модернизации на производственных мощностях заказчиков. Этот аспект сотрудничества вызвал большой интерес у участников мероприятия, как и обсуждение вопроса о необходимости межгосударственной кооперации в квалифицированном сервисном обслуживании, поставке запасных частей, технологической документации и ремонте военной техники, которая сложилась в странах ОДКБ.

Артиллерия - бог войны!

Пехота - царица полей!!

Танки - железный кулак!!!.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию информацию о состоянии и соотношении сил танковых армий на момент начала Великой Отечественной Войны.

Как можно было проигрывать в 41г. имея 26 000 танков?!

Примечания (далее просто, – Прим.). В очередной раз человек, исследуя причины поражения РККА 1941 года, примеряет на Вермахт те же методы (и те же рубахи), что были в СССР. Не более чем количеством танков. А качественные показатели танков (и СССР и Германии), вообще подменяются. Мы будем эти места выделять и разбирать отдельно.

Сразу рисуются длинные и стройные колонны бронетехники – типа Парада на Красной площади…
А, что давайте сравним танки на 22.06.41г. КОЛЛИЧЕСТВЕННО и КАЧЕСТВЕННО….
ИТАК, – КОЛЛИЧЕСТВЕННО
На 22.06.41г. СССР имел в Западных округах 12 780 танков и танкеток…
Вермахт имел на границе СССР – 3987 единиц бронетехники + Сателлиты Германии выдвинули к границам СССР 347 танков.
Итого – 3987+347= 4334

Прим. В число 4334 точно также входят и танки и танкетки. Будем действительно разбираться и считать. Ничего секретного, официальные данные сети.

1. Танк Pz I (не более чем танкетка), всех модификаций (Ausf A и B), включая командирские, на 22 июня 1941 года, исправных – 877 штук (78%), не исправных (в ремонте) – 245 (22%).
Итого всего, танкеток 1122 штуки. Эта танкетка не имела пушечного вооружения вообще. Основное вооружение два пулемета MG-34 калибром 7,92-мм. Максимальная толщина брони – 13-мм.

2. Танк Pz II. Непосредственно на 22 июня 1941 года принимали участие серии выпуска с Ausf А по G4 (последняя версия апрель 1941 года). Всего 1074 танка. Непосредственно исправных – 909 (85%), в ремонте – 165 штук (15%). Максимальная толщина брони – 30-мм.

3. Танк Pz III. Непосредственно на 22 июня 1941 года принимали участие серии выпуска с Ausf А по J. Всего 1000 танков. Непосредственно исправных – 825 (82%), в ремонте – 174 штук (17%). Максимальная толщина брони – 30-мм.

4. Танк Pz IV. Непосредственно на 22 июня 1941 года принимали участие серии выпуска с Ausf А по Е. Всего 480 танков. Непосредственно исправных – 439 (91%), в ремонте – 41 штука (9%). Максимальная толщина брони, только на серии Е, и для 223 танков, – лобовая 50-мм.

При этом танков с толщиной брони в 50-мм – 223 (7%) (максимальное количество, без учета неисправных танков) штук.

Танков с толщиной брони от 13 до 30-мм – 2827 (93%) штук. А самый массовый танк Вермахта – это танкетка Pz I – 1122 штук.

Теперь начинаем разбираться с танками сателлитов.

347 танка это вообще все танки в куче всех стран союзников Германии, во Второй мировой войне. В этом числе находятся Румынские танки, Рено FT-17 и Французские B-1bis и Итальянские Виккерс 6 тонн . На 22 июня 1941 года – это может быть и были современные и исправные танки, но не более чем, если только есть желание посмеяться. В нашей статье мы их не будем учитывать. Потому что мы не будем идти методами Гареева.

Превосходство ровно в 3 раза….

Прим. Пока превосходство ровно в 4 раза.

Однако есть такая английская пословица: (дьявол в деталях).
Давайте посмотрим ДЕТАЛИ
ПЕРВОЕ
Подчас те, кто говорят, что, вот де, у нас было, там, в 3 раза больше танков, чем у немцев, забывают, что у немцев в принципе 4334 – это исправная танковая техника, боеготовая.

Прим. Это с какого перепугу ВСЕ 4334 СТАЛИ ИСПРАВНЫМИ И БОЕГОТОВЫМИ? Вот они где детали начинают всплывать. Исправно все. Да только мы не станем этому верить.

У нас же к боеготовым можно было только танки первых двух категорий (из 4-х имеющихся)... Первая категория – это совершенно новая техника.
Вторая категория – это исправная боевая техника, бывшая в употреблении и неисправная боевая техника, требующая текущего ремонта.
Третья и четвертая категория – там уже различные виды ремонта – средний ремонт, капитальный ремонт, не подлежащие восстановлению и так далее. То есть вот эта третья-четвертая категория – ее фактически можно отбросить. Что касается по приграничным округам, то танков первых двух категорий (за вычетом требующих текущего ремонта) было около 8000 шт.

2. Категорирование техники – это не более чем бюрократическая переписка только для ремонтных подразделений. Категорирование предназначено для показания величины службы танка (или другой техники) в войсках. К практики применения танков, категорирование – не имеет отношения.

3. Средний ремонт проводился в подразделениях силами подразделений с привлечением специалистов ремонтных органов. В среднем ремонте могут быть танки не только III или IV категории, но и II и даже I. В четвертую категорию танк переводят только перед тем, как его списать. До этого танк находится в III категории. И его будут ремонтировать.

Обратите внимание на логику автора, который пытается доказать, что СССР имел танков столько же, сколько в Германии. Сначала подсчитываются вообще ВСЕ ТАНКИ, которые МОГЛИ быть у ГЕРМАНИИ. Включая танки с противопульным бронированием, а также танки выпуска 1917 года. А в отношении СССР используется примечание, что подсчитываться будут только танки первых двух категорий, то есть новые танки. Только так дела не делаются. Хотите подсчитывать – подсчитывайте, только методы применяйте одинаковые ко всем. Потому что если мы начнем считать только новые танки Германии, выпусков 1940 и 1941 годов, то у нас число немецких танков сократится до 1124 штук и не более того.

Откуда взялось число в 8000 танков?

Очень просто. Это такая арифметика (Пупкина, без картинок). Просто 4780 танков тупо приравнены к старым, устаревшим и не исправным танкам. Для чего это делалось? Для того, чтобы попытаться доказать, что исправных типа было около 8000.
В очередной раз обратите внимание. При подсчете германских танков, слов «около » не используется. Все точно. Этих столько-то. Плюс у этих еще столько-то. И все исправные.
А у СССР (бедолажного) около 8000. Точности нет. И быть не может.
Давайте действительно посмотрим на детали. И сравним.

На 22 июня в одном только Западном особом военном округе имелось 1136 танков Т-26. Над этим танком принято смеяться было в СССР. Но, между прочим. Захваченные Т-26 использовались в Вермахте, и в 1941 и в 1942 годах. А в Финляндии Т-26 стояли на вооружении до 1961 года.

Октябрь 1941 года. Немецкая пехота продвигается под прикрытием... советского танка Т-26 (уже в других руках).

Октябрь 1941 года. БТ-7М, на другой стороне.

Бронеавтомобиль Ба-20 у немцев.

Еще один Ба-20 в других руках.

А это уже Т-34, на другой стороне.

Это - модернизированный (немцами) танк КВ-1

Август 1941 года, по всей видимости - это не исправные танки?

Ноябрь 1941 года. Модернизированная и доведенная до ума (немцами) тридцать четверка.

Сентябрь 1941 года. Не прошли немцы и мимо КВ-2, его тоже довели до ума. Доводка видна не вооруженным взглядом.

Март 1945 года. Советские танкисты не брезговали немецкими танками.

Броня – 15-мм (с 1939 года 20-мм), в 1940 году Т-26 получил экранированую броню. Но, не будем Т-26, броня - это единственное чем уступал Т-26 немецким танкам на 22 июня 1941 года.
А вот по вооружению он превосходил их. Потому что на Т-26 стояла 45-мм танковая пушка 20-К. Начальная скорость бронебойного снаряда 760 м/с. В плоть до декабря 1941 года этого было вполне достаточно, чтобы на дистанции 300 метров выбить вообще любой немецкий танк.
Мало того. Последние модификации Т-26 выпусков 1938 и 1939 годов имели стабилизатор в вертикальной плоскости орудия и прицела. Потому этому типу танка (всего последняя модификация насчитывала 2567 машин) было легче вести стрельбу с ходу, без коротких остановок.

Соотношение 1 к 2… Вроде бы неплохо..Однако есть такая грустная вещь: 95% советских танков имели противопульное бронирование и могли быть поражены любой противотанковой пушкой…

Прим. И 93% германских танков (мы это уже доказали выше) были танки с противопульным бронированием.

ПАК 35/36 пробивала подкалиберным бронебойным снарядом с 300 метров броню в 40 – 50 мм. Обычным снарядом она пробила броню 95% советских танков с полукилометра.

Прим. И советская 45-мм противотанковая пушка 53-К пробивала подкалиберным бронебойным снарядом с 300 метров броню в 40 – 50 мм. Обычным снарядом она пробила броню 100% немецких танков с полукилометра.

Скорость – стрельбы 10-15 выстрелов в минуту…

Прим. У советской пушки скорострельность такая же 10 – 15 выстрелов в минуту.

И Вермахт в 41-42г., и РККА в 43-45г.- стремились в наступлении избегать встречного танкового боя: какой смысл потратить кучу боеприпасов, людей и техники образовывая прорыв, и вводя в него танковый корпус/дивизию, для того что бы через 20-30 км., разменять свои танки в бою на танки противника? – Куда разумнее поставить под контрудар танков противника свою ПТО…

Прим. А вот тут уже стоп. Уважаемый! Вы кузнец, который прыгает с темы на тему. Нам не интересно, что было в 1942 и 1943 годах. Мы конкретно смотрим на 1941 год.

Наступающий расходует на удар по выбранному заранее участку обороны свои пехотные соединения, которых в армии большинство. Обороняющийся может лишь в ограниченной степени покрыть этот удар за счет таких же пехотных соединений - он мог собрать для «запечатывания » прорыв только тех из них, что находились в непосредственной близости к подвергшемуся удару участку. Обороняющийся вынужден использовать для парирования удара ценные мотомеханизированные соединения, стягивая их к взламываемому участку фронта….где натыкается на противотанковую оборону на флангах наступления противника….
Т.О. всея многочисленность советских танков обесценивалась их противопульным бронированием….

Прим. Все тоже самое касалось и немецких танков, хоть в обоороне, хоть в наступлении. Однако - это не ответ на вопрос «почему ». Это не более чем умствование на тему. Бой - это организованные и согласованные действия. А не покатушки, для того чтобы «стягиваясь, натыкаться ». Любое противотанковое подразделение не без конечное. И еще более уязвимое, чем сам танк. Потому в СССР 45-мм противотанковая пушка (ПТП) называлась - «прощай Родина » (был вариант еще «смерть врагу..... расчету »), а в Вермахте 37-мм ПТП Pak 35/36 называлась «колотушкой ».

А теперь взглянем на КАЧЕСТВЕННУЮ сторону…

У нас же был самый лучший в мире танк Т-34-76 и КВ….Они бы моли раскатать «в чистом поле » - « толпа на толпу » все немецкие танки…

Хм…сразу вспоминается анекдот…

Идет экскурсия в зоопарке. Доходит до клетки с огромным слоном. И тут один человек спрашивает:
- А что же он у вас ест?
- Ну что, - отвечает ему экскурсовод, - капусту, сено, морковку, овощи, итого - 100 килограммов.
- И что - он все это съест? - удивляется любопытный экскурсант.
- Съесть-то он съест, - отвечает экскурсовод, - да кто ж ему даст?!

Прим. И кто, спрашивается виноват в том, что советским танкам (слонам) не давали 100 килограммов чего-то в день? И приводимый анекдот несколько не совсем уместен. Нужен пример? Пожалуйста. В августе 1941 года танковый взвод старшего лейтенанта Клобанова Зиновия Константиновича только в одном бою, вывел из строя 22 танка противника. Если подойти к примеру Колобанова августа 1941 года, то спрашивается, а кто огранчивал слонов Колобанова? Никто. То есть тогда, когда танкистам РККА в бою никто не мешал (из слоноводов, в виде старшего начальства), то танкисты добивались не только результатов, но и совершали настоящи подвиги.

Если бы в Вермахте были идиоты, только и мечтавшие как бы схлестнуться во встречном танковом бою с танками противника, то ясное дело, что мы бы им задали…Но вот беда, подлая немчура и под Прохоровкой, и под Лепелем, и везде где могла – подставляла под контрудар советских танков свою ПТО..о которую танковые атаки благополучно разбивались…и если у Т-34 или КВ был шанс, то прочие танчеги жгли еще на дальних подступах…

Прим. Дело не в том, что были в Вермахте идиоты или нет. А дело все в том, что, повторяю бой - это организованные и согласованные действия. Успеха в бою достигает не отдельно взятый танк, а только в результате совместных активных действий. И если разведка у немцев работала на должном уровне и выявляла советские танки: без пехоты, без артиллерийской и авиационной поддержки, то для чего кивать на немцев. Идиотами, получается были не немцы, а советское командование. Которое не понятно о чем думало, когда посылало свои танки в бой.

НО! Речь вроде шла про 1941 год. Как вернуть автора в 1941 год, не понятно? Прохоровка – это еще цветочки. А вот ягодки появляются далее. Там действительно анекдот.

Такая вот мелочь – доля танков с нормальным бронирование (т.е. средних и тяжелых), способным противостоять противотанковой артиллерии составляла:
- в РККА – около 5%;
- в танковых войсках Вермахта на восточном фронте – около 50%.

Прим. Вот они ягодки появились. Оказывается в 1941 году у германцев было средних и тяжелых танков, в процентном соотношении аж целых 50%. Тогда как в СССР – их всего 5%. Это анекдот, ладно бы еще сравнивали с танковым парком Италии, не было бы проблем. Но с танками СССР - это смешно. Что-то равное Т-35 было у немцев? А может быть было, что-то равное Т-28? Почему эти танки были потеряны - ответ будет ниже.
Советские тяжелые танки 1941 года мы назовем без проблем. Но, только пусть уважаемый автор назовет «тяжелые » германские танки на 22 июня 1941 года?

В очередной раз обратите внимание на то, какие слова используются для описания для немецких танков – «средние и тяжелые ». А для советских «неисправные и устаревшие ». Это метод НЛП (нейро-лингвинистического программирования). Ключевым в этом методе является союз «и ». Это делалось всегда в СССР, когда нужно было что-то очернить. Этим методом можно очернить вообще все что угодно, например: «космонавты и садомиты ». Мы ничего плохого про космонавтов не сказали, а негатив уже на лицо. Результат будет, если это повторять постоянно. Это доказано было еще в XIX веке, Гюставом Лебонном.

Но наши средние танки были лучше немецких! Ведь правда!?

Прим. В чем-то да, а в чем-то нет.

Разочарую, но лучший танк РККА Т-34-76 в 41г. таки уступал своему немецкому «оппоненту ».

Прим. Ключевое слово в предложении выше, слово «таки ». Потому мы тем же, словом (и методом) ответим афтору: Т-34-76 в 1941 году, таки не уступал ни одному немецкому танку. И потому разочаруем уважаемого автора.

БРОНЯ – как возможность противостоят вражеской ПТО:
Т-34-76 - 40 – 45 мм.
PZ-3-J - 50 мм.

Прим. Pz III Ausf. J это танк выпуска марта 1941 года. Это единственное, за что ухватился автор. Но есть одно маленькое но. С марта по декабрь 1941 года Pz III Ausf J производился с 50-мм орудием KwK 38 L/42 (50-мм танковой пушкой, образца 1938 года, с длиной ствола 42 калибра, или 2100 мм).
С декабря 1941 года Pz III Ausf J начали выпускать с 50-мм пушкой KwK 39 L/60 (50-мм танковой пушкой, образца 1939 года, с длиной ствола 60 калибров, или 3000 мм).

С марта 1941 года на все Т-34 устанавливалась 76,2-мм пушка Ф-34 с длиной ствола 41,5 калибра, что составляет 3162 мм.

Тут надо сделать два уточнения:
- прочность немецкой брони была примерно в 1,5 раза выше, чему советской (на 1941 год, откуда это взялось?)
- у Т-34 бронелисты имеют рациональный угол наклона.

Но наклон бронелистов имеет смысл, когда калибр снаряда равен толщине брони. Поэтому, к примеру артиллеристу 50-мм пушки было «фиолетово » под каким углом загнуты листы брони у танка….главное попасть.

Прим. Получается, что рациональные углы наклона – это фигня? А для чего тогда на рациональные углы в последствии перешли все страны в мире? Но! На немецком танке июня 1941 года, 50-мм пушка, с коротким стволом. Очень замечательное орудие. Но причинить вред, Т-34 выпуска марта 1941 года это орудие могло только с дистанции 300 метров, и в бок или в зад. Все. Во всех остальных случаях, не могло. Но и даже не это главное. Далеко не каждое попадание в танк и пробитие брони, означает поражение танка.

А Т-34 мог своей 76-мм пушкой причинить вред Pz III Ausf J хоть с 500 метров, хоть с 1000. Не просто по тому, что пушка мощнее, а в дополнение к пушке у Pz III Ausf J отсутствовали рациональные углы наклона брони. По которой били во все не 50-мм пушкой, а 76-мм.
В том же примере с Клобановым, танк КВ-1 в ходе боя получил больше 40 попаданий в броню немецких снарядов. И не только не оказался поврежденным, но и способным к дальнейшим боям. Очень удивительно, но танк Колобанова после боя 22 августа не попал в IV категорию. Это советским танкистам было «фиолетово » попадет в них немецкий снаряд или нет. Потому что прекрасно знали, что у немцев короткоствольные танковые пушки, которые не предназначались для борьбы с бронированными целями.

К декабрю 1941 года командование Вермахта, как раз пересмотрело свое отношение к своим танкам. Потому что танкистам Вермахта было далеко не «фиолетово » попадет в них советский 76-мм бронебойный снаряд или не попадет.

ДВИГАТЕЛЬ:
Т-34-76 -двигатель «V-2 » «умирал » после 40-60 часов работы. Это показатель качества производства.
Pz-III Ausf. J - двигатель «майбах » имел запас моторесурса 400 моточасов. Это тоже показатель качества производства.

СКОРОСТЬ (по шоссе/пересеченной местности):
Т-34-76 – 54/25 км/час
Pz-III Ausf. J - 67/15 км/ час
Но! На гравийном шоссе Кубинка Pz-III Ausf. H и J разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч. Выделенный же в качестве эталона БТ-7 на колёсах развил только 68,1 км/ч!
ПРИ ЭТОМ: Немецкая машина превзошла Т-34 и по плавности хода, она оказалась и менее шумной – при максимальной скорости движения Pz.III было слышно за 150–200 м, а Т-34 – за 450 м. Можно даже в этом случае дополнить автора, что советские танкисты, как это не прискорбно, очень любили Pz-III Ausf. J и не только, но и даже версию Н. Почему? Потому что танк был качественный. У него ничего не свистело, не отваливалось и само по себе не поварачивалось.

УДОСТВО ДЛЯ ЭКИПАЖА:
Pz-III Ausf. J - имел трехместную башню, в которой были достаточно комфортные условия для боевой работы членов экипажа. Командир имел удобную башенку, обеспечивавшую ему прекрасный обзор, у всех членов экипажа имелись собственные приборы внутренней связи.
В башне же Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых выполнял функции не только наводчика, но и командира танка, а в ряде случаев и командира подразделения. Внутренней связью обеспечивались только два члена экипажа из четырех – командир танка и механик-водитель. Все перечисленное совершенно верно. Но это не относится на прямую к самому танку. Это проблема - советских танковых генералов. Которые заказывали Т-34, при этом командир танка, был не наводчиком, а заряжающим. Это касалось вообще всех советских танков выпуска до 1943 года. И подчеркиваем - это не беда Т-34, это беда советской танковой школы.

«БРОНЕБОЙНОСТЬ» танка в 41г.:
- Т-37-76 – ограничена отсутствием бронебойных снарядов. В конце 1941г. решена.
- Pz-III Ausf. J – ограничена относительно слабой пушкой». В конце 1941г. решена путем внедрения новой пушки…

Прим. Отсутсвие бронебойного снаряда не показатель того, что танк не может биться против танка. Немецкому Pz-III Ausf. J за глаза и за уши, хватило бы попадания 76-мм осколочно-фугасного снаряда. Причем одного. После боя, экипаж пришлось бы извлекать из совершенно целого танка, и заменять на другой.

После прочтения не приходит ответа на вопрос. Так в чем же причина? Почему СССР имея, пусть даже 8000 исправных танков, умудрился в первоначальной фазе войны продуть в сухую 3050 танкам, из которых подавляющее большинсво - это танкетки?

Ведь очень просто все высчитывается. На каждый немецкий танк приходится 2 советских и еще 1900 можно оставить в резерве. На всякий случай. Мало ли, что.
Но так не делали. И не поступали.

По состоянию на 28 октября 1941 года на Западном фронте имелся 441 танк, из них: 33 КВ-1, 175 Т-34, 43 БТ, 50 Т-26, 113 Т-40 и 32 Т-60. Это из 3852 первоначального состава, на 22 июня 1941 года.
На 28 октября 1941 года на Западном фронте, танков в 8,7 (почти 9) раз меньше, чем их было на 22 июня того же года!

Но коль уже нужно, ответить на вопрос – то нет проблем.

ПРИЧИНЫ потери танков в СССР с 22.61941 по 28.10.1941:

1. любой танк Вермахта – это не просто бронированная повозка. Каждый танк имел соответствующие средства связи. Не просто он имел что-то. Эти средства связи – были проверены, имелся определенный опыт их использования. И если человек не понимал или не хотел понимать: как работает средство связи, для чего оно нужно и чего добиваются с помощью средств связи в бою, то этого человека – НИКОГДА НЕ ПОСТАВИЛИ БЫ НА ДОЛЖНОСТЬ КО-МАНДИРА ТАНКА;

2. командирский танк Вермахта – это не просто тот же танк, что и остальные, только немножко другой. Это машина управления, которая в бою могла принимать участие на равнее со всеми танками взвода. Но при этом при всем, она не просто управляла, а имела связь с каждым участвующим танком. А кроме всего прочего у командира танкового взвода Вермахта в его командирском танке были: средства связи для взаимодействия с пехотой, связь для взаимодействия с артиллерией, связь для взаимодействия с авиацией и средство связи со старшим начальством. И если командир танкового взвода НЕ МОГ КОРРЕКТИРОВАТЬ ОГОНЬ АРТИЛЛЕРИИ, НАВОДИТЬ СОБСТВЕННУЮ АВИАЦИЮ И НЕ МОГ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПЕХОТОЙ – то такого человека никогда не поставили бы на должность командира танкового взвода.

На момент 2013 года в россиянской армии командир танкового взвода не только не имеет (но и даже не мечтает иметь) средств связи для взаимодействия с авиацией, не имеет связи с собственной артиллерией. Имеет весьма не частую и очень не устойчивую связь со своими танками, а также (далеко не всегда) с пехотой;

3 . танковый взвод Вермахта – это не три танка, как это было принято в СССР и теперь в россиянии. Танковый взвод Вермахта – это 7 танков. По два в каждом отделении, плюс собственно командирский, 7-й танк. Потому танковая рота Вермахта могла привлекаться для выполнения оперативных задач. И привлекалась. Но почему? В СССР и в россиянии до сих пор не понятно. Потому что организация не просто другая. А совершенно иная. Близко даже не советская.

В каждом отделении было два танка не просто так. Суть применения проста: первый выполняет маневр (любой), а второй его в это время прикрывает. Вариантов же действий вообще тьма;

4 . срок слаживания танкового экипажа Вермахта – два года (цифра до сих пор дикая для армии СССР и тем более россиянии). Люди не просто учились на основании практического опыта предшественников, а экипажи в буквальном смысле притирались к каждому своему человеку. Чтобы в бою достичь понимания без слов вообще, с одного полувзгляда. При этом отдельное внимание обращалось на то, какой экипаж поддерживает, какой действует. И потому не устраивали мешанины в людях.

Командир танка Вермахта – не был заряжающим. Он был только стрелком в танке Pz I. На всех остальных танках Вермахта, командир танка – управлял экипажем в бою.

И последнее. Конкретным заказчиком танков в Германии – были не генералы, а те, кто на танках воевал. То есть, когда министр вооружений Германии отправлял в войска своих представителей, чтобы они дали четкую и ясную картину, что и как модернизировать, то представители министерства вооружений, разговаривали с механиками-водителями, наводчиками и командирами танков. А не с командирами танковых дивизий. Командир танковой дивизии мог только содействовать доставке представителя министерства вооружений в каждое подразделение и его охране.

Потому у немцев не было «летающих танков », но именно по этому на танкетках Pz I Ausf A Вермахт умудрился доехать до Москвы.
А все, что было в СССР нашлепано до 1941 года, во что был вбухан ресурс просто колоссаль-ный (заводы почти 20 лет топили космос, получается просто так), это или было тупо брошено (а соответственно досталось немцу) или потеряно – потому что не предназначалось вообще для ведения войны. Для проездов во время парадов по красной площади, и не более того.

Методы Гареева живут до сих пор. Мало того, что ими переписывают историю. По сей день оценивается в россиянской армии только количественный показатель. А во все не качественный. Не учитывается подготовка тех, кто будет воевать вообще. Так совсем не так давно, начальник генерального штаба россиянии Герасимов завявил, что: «Войска подготовлены слабо, а штабы подготовлены очень хорошо ».

Только вот, «высоко профессиональные штабы » ни как не могут подготовить (даже до своего «почти » уровня) тех, кто этим штабам будет на войне приносить победы или поражения.

В 1941 году штабы были тоже подготовлены на столько «хорошо », что это не помешало РККА отступать до самой Москвы.

О производстве среднего танка Т-34 следует рассказать особо. Слишком много разноречивых сведений публиковалось до сих пор, слишком много несоответствий встречается в цифрах. В годы войны велась, в полном смысле этого слова, двойная бухгалтерия - заводы сдавали танки «по сборке», армия принимала - «по бою». Машины, изготовленные, например, в конце 1942-го, могли быть приняты военной приемкой в начале 1943 года и попасть в два разных годовых отчета. Известно, что в 1940-м выпустили 115 танков Т-34, а армия приняла только 97! И так до бесконечности... Однако обратимся к цифрам и попробуем их проанализировать. Напомним читателю, что речь идет только о танке Т-34, выпускавшемся с 1940 по 1944 год.

Нижний Тагил, завод №183 производит танки Т-34-76. 1942 год.

Достаточно сравнить данные таблиц, чтобы понять, что они содержат явные расхождения как по годовому выпуску танков, так и по общей численности. Причем за исключением 1940 года все числа в таблице 2 больше, чем в таблице 1. В чем же дело? По всей видимости - в составителях этой отчетности.

Танки Т-34-76 произведенные на Сталинградском тракторном заводе готовые к отправке на фронт. Весна 1942 года. Восточный фронт.

Таблица 1 составлена на основе «Справки о выпуске танков заводами промышленности с 1.01.41 по 1.01.44 год» (ЦАМО, ф.38, д.663) и книги «Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», то есть на основе подсчетов военных. В таблице 2 использованы «Справочные данные Наркомата танковой промышленности СССР за 1941 - 1945 годы по выпуску бронетанковой техники» и данные заводов. При этом видно, что в таблицу 2 явно «прокрались» отдельные результаты подсчетов военпредов, например, число танков, выпущенных ЧКЗ в 1943 году. Кстати, если вместо 3594 для ЧКЗ поставить 3606, а для завода №174 принять 1198, то получится 15 696 танков, что совпадает с таблицей 1!

Производство танков Т-34-76 на заводе УралМаш

Говоря о производстве танка, нельзя было оставить без внимания и наиболее важные и сложные его составляющие - пушку и двигатель. При этом следует учитывать, что упомянутые в таблице 3 пушки устанавливались только на Т-34, в то время как дизели В-2 (таблица 4) - еще и на Т-34-85, KB и ИС.

Примечания
1 Включая два прототипа. 2 Все 173 танка имели бензиновые моторы М-17. 3 По другим данным, 2536 танков. В таблицу включено наиболее часто встречающееся число.4 В том числе 465 танков с моторами М-17. 5 По другим данным, 354 танка.6 По другим данным, 3606 танков. 7 По другим данным, 452 танка. Число взято из отчета завода как наиболее достоверное.8 По другим данным, 1198 танков.

Кировский завод занимал первое место в наркомате по количеству работающих и по числу станков. Располагал завод и значительным парком кузнечно-прессового оборудования. Основные статистические данные о заводе приведены в таблице.

Кировский завод в Челябинске был создан на основе эвакуированной части ленинградского Кировского завода и Челябинского тракторного завода. Помимо оборудования с ленинградского Кировского завода, в Челябинск попала также значительная часть завода № 75 из Харькова, завод «Красный пролетарий» и завод № 7 (шлифовальных станков). Так появился знаменитый «Танкоград». Судя по тому, что именно в Челябинске первоначально создавались органы Центрального управления наркомата, именно на «Танкоград» возлагало руководство НКТП свои основные надежды.

Большим влиянием и известностью пользовался директор Кировского завода И. М. Зальцман. С июля 1942 года по июнь 1943 года он был наркомом танковой промышленности, а заводом руководили сначала С. Н. Махонин, затем А. А. Горегляд, и, наконец, М. Е. Длугач. Летом 1943 года И. М. Зальцман вновь стал директором завода. К Зальцману, как человеку и руководителю, можно предъявлять много претензий, но одного у него отнять было нельзя – он превосходно умел организовывать производство.

Численность работников, производственные мощности и объём производства важнейшей продукции Кировского завода в Челябинске

1942 1943 1944 1945 (1-е полугодие)
Работники завода, чел. 45 168 чел. 49 088 чел. 49 196 чел. н/д
Металлорежущие станки, шт. 6 632 7 762 7 951 8 385
Кузнечно-прессовое оборудование, шт. 85 90 89 82
Число/тоннаж сталеплавильных печей шт./т 6/30 6/30 6/30 8/40
Произведено: танки и САУ, всего, шт. 3 608 5 017 5 207 3 385
В том числе: КВ, шт. 2 553 617 0 0
Т-34, шт. 1 055 3 594 445 0
ИС, шт. 0 102 2 250 1 420
СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122, шт. 0 704 2 512 1 485
Штамповки и поковки, т 93 003 91 818 107 957 59 877
Выплавка стали, т 62 410 62 646 77 545 45 661
Стальное и чугунное литьё, т 67 064 81 053 116 345 59 213

Первоначально предполагалось, что Кировский завод будет производить только тяжелые танки КВ. Но в 1942 году выяснилось, что армия больше нуждается в Т-34, а КВ по своим характеристикам не вполне отвечает её требованиям. Поэтому завод начал параллельно с КВ производить средние танки. Раздробление усилий завода на одновременное производство двух типов танков отрицательно сказывалось на эффективности использования оборудования и рабочей силы. Следовало не сокращать производство тяжелых танков, а, раз прежний вариант перестал удовлетворять военных, создавать новый и наращивать его производство. Так в конечном итоге и поступили в 1943 году, создав тяжелый танк ИС. Но сохранение вплоть до второго квартала 1944 года выпуска Т-34 отрицательно сказывалось на поступлении в армию нужных ей тяжелых танков. Одновременно в 1943 году завод начал производство тяжелых самоходок СУ-152, вооружённых 152-миллиметровым орудием, способным пробить броню любого немецкого танка и разрушить любой ДЗОТ или ДОТ. Позже вместо этих самоходок начали производиться ИСУ-152 и ИСУ-122 на базе танка ИС.

Кировский завод, именуемый иногда «Комбинатом тяжелых танков», сочетал в своих стенах разнообразное производство. Он осуществлял сборку танков, производил к ним большой ассортимент деталей, почти не нуждаясь в кооперированных поставках, а также производил танковые дизели, занимая первое место в НКТП по объему этой важной продукции. Доля завода в дизельном производстве наркомата достигала двух третей. Дизели Кировского завода ставились не только на танки собственного выпуска, но и на танки других заводов. Все производимые дизели были различными модификациями дизеля В-2. Также Кировский завод производил запчасти к танкам (на сумму 545 тыс. руб. в 1944 г.), литье для 76-мм снарядов и 120-мм мин, детали реактивных снарядов. Завод не изготовлял корпуса для тяжелых танков, производство которых для него вёл завод № 200.

Опытное производство на заводе было организовано в цехе ОП-2. В 1942 году этот цех был выделен из состава завода и превращен в завод № 100, в состав которого также вошел бывший опытно-тракторный завод и завод им. Молотова. Возглавил новое предприятие Ж. Я. Котин. Производственная база завода № 100 позволяла изготавливать практически любые детали танков.