Какая сура является самой длинной. Долг платежом красен – особенно в Исламе. Почему Коран нужно читать на арабском
Коран состоит из 114 глав (сур), каждая из которых состоит из стихов (аятов).
Этимология
Слово к̣ур’ан в современном арабском языке означает «чтение», «то, что произносят, читают и повторяют».
Лексическое значение слова к̣ур’ан происходит от арабского глагола к̣ара’а (ар. ﻗﺭﺃ), которое означает «складывать», «присоединять». От этого глагола происходит существительное к̣ира’а (ар. ﻗﺭﺍﺀﺓ), которое означает «сложение», «присоединение букв и слов друг к другу» (то есть «чтение»).
Самое раннее засвидетельствованное использование термина Кур’ан встречается в самом Коране, в котором он упоминается около 70 раз в различных значениях . Слово аль-к̣ур’ан (ар. ﺍﻠﻗﺭﺁﻥ) может быть применено как для обозначения самого Писания, ниспосланного пророку Мухаммаду ﷺ , так и отрывку из Писания .
В Коране имеются различные названия для обозначения этого Священного Писания: аль-Кита̄б («Книга») ; ат-Танзиль («Ниспослание») ; аз̱-З̱икр («Напоминание») ; аль-Фурк̣а̄н («Различение») ; аль-Худа («Руководство») и др. Коран обозначается также словом Мусхаф («свиток») и рядом других терминов, которые не встречаются в тексте Корана .
Сура аль-Фа̄тих̣ат̈ («Открывающая»).
Структура Корана
Коран состоит из 114 глав, называемых сурами, которые состоят из разного количества (от 3 до 286) ритмико-смысловых единиц - аятов (ар. آية - а̄йат̈ ).
Суры в Священной Книге размещены не по содержанию и не по времени их появления. В основном суры в Коране расположены в зависимости от количества аятов в них, начиная от самых длинных и заканчивая самыми короткими. Первая сура Корана - это аль-Фа̄тих̣ат̈ («Открывающая»), а последняя - ан-На̄с («Люди»).
Самая длинная сура аль-Бак̣арат̈ («Корова») содержит 286 аятов, а самыми короткими являются , и суры, в которых всего по три аята. В самом длинном аяте 128 слов (с предлогами и частицами - около 162), а в суре аль-Каўс̱ар («Обильный») всего 10 слов (с предлогами и частицами - 13). Всего в Коране, по разным методикам подсчёта, от 6 204 до 6 236 аятов (Каирское издание) , от 76 440 до 77 934 слов и от 300 690 до 325 072 букв .
Традиционная мусульманская хронология разделяет суры на «мекканские» (ниспосланные в Мекке в 610-622 годах) и «мединские» (ниспосланные в Медине в 622-632 годах), которые в большинстве своём длиннее «мекканских». Не существует точных данных, какие именно суры относятся к мекканским, а какие - к мединским. В Каирском издании Корана указаны 90 мекканских и 24 мединских сур .
Мекканские суры, как правило, более поэтические ; в них преобладает вероучительная тематика (единобожие, эсхатология); больше внимания уделяется идее всемогущества Единого Аллаха и страха перед Судным днём.
В мединских сурах преобладают правовые вопросы, отражена полемика с иудеями и христианами, изложены обязанности мусульман . Большинство сур составлены из отрывков различных откровений (руку‘ ), которые слабо связаны друг с другом тематически и произнесены в разное время .
Коран снизошёл от Аллаха на ближнее небо в полном виде в , а затем постепенно, по мудрости Аллаха, передавался Пророку ﷺ по частям . Место на ближнем небе, на которое снизошёл Коран, называется Бейт аль-‘изза («Дом Величия»). В месяц ангел Джибриль читал пророку Мухаммаду ﷺ все аяты Корана, которые были ниспосланы за прошедший год. Затем их читал Пророк ﷺ , а Джибриль его слушал, после чего Посланник Аллаха ﷺ читал эти аяты в мечети , которые в свою очередь заучивали их . Этот процесс был назван ‘арда (ар. عرضة). В последний Рамадан жизни Пророка ﷺ этот процесс был исполнен дважды .
Древняя рукопись Корана
Запись Корана
При жизни пророка Мухаммада ﷺ коранические откровения передавались главным образом устно, по памяти. Знатоки отдельных отрывков Корана назывались «хранителями» (хафизами). В Мекке откровения записывались по инициативе самих сподвижников, а в Медине - чаще всего по указанию Пророка ﷺ . Посланник Аллаха ﷺ объявлял о том, в какую именно суру и в каком порядке должны быть записаны эти аяты. Для этого в разное время при нём находилось около 40 писарей-секретарей. По словам Зайда ибн Сабита после того, как секретарь записывал откровение, Пророк ﷺ заставлял его ещё раз прочитать ниспосланные аяты. Если он замечал ошибки в произношении писаря, то сразу же требовал исправить их в тексте, и только после этого он разрешал сподвижникам читать Божественные откровения. В связи с тем, что во времена пророка Мухаммада ﷺ бумага не имела широкого распространения, полученные Пророком ﷺ откровения записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, коже животных и т. д. В то же время Посланник Аллаха ﷺ не довольствовался записью Корана и настаивал на том, чтобы сподвижники заучивали откровения .
Некоторые откровения носили временный характер и позднее были отменены Аллахом. В сборниках хадисов приводятся истории о том, как по приказу Пророка ﷺ в текст Корана вносились изменения и одни аяты Корана заменялись другими . Коран сообщает, что сделанные в нём изменения производились по приказу Аллаха [ ; ; ] . В некоторых записях аятов Корана отсутствовала системность, которая присуща современным изданиям. Для того, чтобы из фрагментарности перейти к системности, сподвижники в присутствии пророка Мухаммада ﷺ последовательно располагали аяты в сурах Корана. Эта последовательность была продиктована по Божественному повелению . По этой причине запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана Пророком ﷺ (например, с конца до начала суры) .
Большинство средневековых мусульманских учёных полагало, что язык, на котором был ниспослан Коран, во времена пророка Мухаммада ﷺ был устным языком курайшитов, а также языком поэзии «классического арабского языка». Предполагалось, что курайшиты и доисламские поэты сохранили чистый язык бедуинов (аль-а‘ра̄б ). Западные корановеды (Нёльдеке, Швалли) утверждали, что язык Корана не был устным языком какого-либо племени, а был в какой-то мере искусственным «стандартным языком» (нем. Hochsprache ), который был понятен во всём Хиджазе. В конце 1940-х годов три европейских исследователя Х. Флейш, Р. Блачер и К. Рабин пришли к выводу, что коранический язык далёк от разговорного диалекта курайшитов или «стандартного языка» Хиджаза, а был просто «поэтическим койне » классической арабской поэзии, с некоторой адаптацией к речи мекканцев. Это мнение было принято большинством западных арабистов .
Для более точного понимания Корана некурайшитами некоторые аяты Корана ниспосылались на других диалектах арабского языка. В мусхафе содержались различные варианты аятов Корана. Однако в процессе собирания Корана в единую книгу по приказу ‘Усмана были включены только аяты, написанные на курайшитском диалекте .
Язык Корана насыщен эпитетами и развернутыми сравнениями при относительно небольшом числе метафор, метонимий и т. п. Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (ар. سـجـع [садж‘ ]). Синтаксис Корана обусловлен формой диалога, в которой ведётся изложение, и для которого характерно отсутствие вводных предложений и описательных оборотов .
Большая часть Корана - это полемика в форме диалога между Аллахом (говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников) и противниками Пророка ﷺ , или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к мусульманам. Центральная тема Корана - утверждение исламских принципов, касающихся обязанностей верующих по отношению к Богу. Определённое место занимают представления о Вселенной, Земле, флоре и фауне. Отражены и некоторые антропологические представления, дана краткая история человечества и пророчества о его будущем (воскрешение , Страшный суд и т. д.). В Коране содержатся проповеди эсхатологического характера, представления об и Рае. В нём находят отражение и такие вопросы, как социальная справедливость, экономика, международные и семейные отношения, нравственные ценности и т. д.
В мекканский период главной целью пророка Мухаммада ﷺ было привлечение в ислам как можно большего количества язычников. По этой причине в мекканских сурах большое внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. В мекканских сурах большое количество драматических сцен, обычно связанных с , Страшным судом, радостями Рая и адскими мучениями. Драматические сцены нигде полностью или систематически не объясняются. Большинство мекканских сур относятся к богословским темам: знамения Бога, послания более ранних пророков и т. д. Эти суры можно классифицировать как проповеди.
В мединский период ислам стал государственной религией, и поэтому в мединских сурах большее значение отводится социальным, правовым вопросам, проблемам войны и мира, экономическим вопросам, семейным отношениям и т. д. То есть аяты Корана ниспосылались с учётом существовавшей на тот момент обстановки, в которой находился Пророк ﷺ и его . Ранние мединские суры часто адресованы иудеям, как «сынам Израиля», так и «людям Писания». В поздних мединских сурах чаще встречается обращение «О верующие», но иногда «О дети » или «О люди».
What is Quran - Quran Academy
В ряде случаев Божественные повеления ниспосылались постепенно, от более лёгких форм до более сложных. В соответствии с реальными обстоятельствами Аллах мог ниспослать одно откровение, которое носило временный характер, а затем отменить его и заменить новым. Ниспослание Корана постепенно, по частям, также способствовало более лучшему его восприятию народом .
Коран повествует о таких древних пророках, как , (Лот) , (Авраам) , (Моисей) , (Иисус) и др., даёт информацию о различных событиях из их жизни, иногда отличающуюся от того, что написано в Библии. Вместе с тем он повествует и о событиях, которые должны произойти в будущем . Коран повествует о проблемах происхождения и сущности бытия, различных формах жизни, космологии и космогонии [ ; ; ]. Он содержит общие принципы всех аспектов индивидуального и общественного бытия, а также Божественные повеления относительно служения (‘ибада ), различных общественных сделок (муамалят ) и мер наказания за провинности (‘укубат ) . В Коране отсутствует полный кодекс поведения или список обязанностей мусульман; каждое правовое положение рассматривается отдельно, обычно в нескольких разных местах Корана .
Все суры, кроме ат-Таўбат̈ («Покаяние»), начинаются с басмалы С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! . В 29 сурах после басмалы можно встретить так называемые « » (х̣уруф мук̣ат̣т̣а‘а ), которые пишутся слитно, но читаются раздельно. Смысл этих буквенных зачинов неясен и является предметом исследования многих учёных. Большинство мусульманских учёных считает, что разрозненные буквы в начале сур относятся к неясным, трудно понимаемым аятам Корана (муташабихат ) и являются тайной, которую Аллах скрыл от людей.
Мусульмане обычно называют суры по их названиям, а не по номерам. Поскольку названия сур не были установлены во время жизни пророка Мухаммада ﷺ и не стали рассматриваться как часть текста, большинство сур стали известны по нескольким названиям. Египетское стандартное издание Корана оказало значительное влияние на единообразие названий сур, и большинство альтернативных названий больше не используются. Большинство названий сур берутся из ключевого термина или заглавного слова, которое идентифицировало бы суры для тех, кто заучивает их . Это говорит о том, что названия сур возникли в устной, а не в письменной традиции .
Место Корана в исламе
Для мусульман Коран - это нечто большее, чем Писание или священная литература в обычном для западного мира смысле. Коран занимал и занимает важное место в религиозной и социально-политической жизни арабо-мусульманского мира . Он является основой ислама и первоисточником в вопросах исламского права (фикх ) и вероубеждения (‘акида ). «Книгоцентризм» ислама выражается в фундаментальном значении Корана как в мусульманском богословии, так и в повседневной жизни мусульман, праве, культе, социально-этической доктрине . Коран также занимал центральное место в богословских дебатах ранних веков; от его богословских положений отталкиваются все направления арабо-мусульманской философии. В некоторых странах государственное и законодательное устройство, уклад общественной жизни строго согласованы с кораническими принципами и нормами .
Согласно исламской доктрине, Коран - последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом; несотворённое Слово Аллаха, существующее предвечно, до начала времён . В IX веке возникли споры об историчности («извечности» или «сотворённости» во времени) Корана, результатом которых стала проводившаяся в Халифате «инквизиция» (михна ). Спор завершился торжеством положения об извечности Корана как воплощении божественного Слова (Логоса), о его небесном архетипе, записанном на «Благохранимой Скрижали» (аль-Лявх аль-Махфуз ) .
Вера в Коран наряду с верой во все Священные Писания является одним из шести столпов имана (веры) [ ; …] . Чтение Корана является поклонением (‘ибада ). Аяты и суры Корана используются мусульманами () и в мольбе (ду‘а ) .
Согласно исламской догматике, особенностью Корана является его чудесность и (и‘джаз ) по форме и содержанию. Представление об ид‘жазе возникло в ходе пророческой деятельности Мухаммада ﷺ . В мекканский период Посланник Аллаха ﷺ призывал своих оппонентов создать «что-либо, подобное» Корану [ ; …] , однако арабы, несмотря на своё красноречие, не смогли привести даже одну суру, подобную Корану. В VIII-IX веках тема неподражаемости Корана оказалась в центре не только внутриисламской полемики, но и полемики с иудаизмом и христианством. В ходе неё мусульманскими учёными-богословами было выработано представление о «чудесах» и «знамениях», воспринимаемых чувством (хиссийа ) и постигаемых разумом (‘аклийа ). Среди аргументов чудесности Корана были и «сообщения о сокровенном» (ах̮бар аль-гайб ). Развитие теории и‘джаза шло при активном взаимодействии с филологическими дисциплинами. К началу XI века определился синтез учения о неподражаемости Корана и теории учения о фигурах и конкретных приёмах построения речи (бади‘ ). Концепция и‘джаза связана с доктриной о непереводимости Корана. Однако, мусульманские богословы допускали переводы Корана в значении «комментарий» (тафсир ) при том условии, что переводом не будет подменяться оригинальный текст .
Грамматика Корана стала стандартом для классического арабского языка, который заменил другие языки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабская письменность с некоторыми изменениями была принята персидским, турецким (до 1928 г.), урду и другими языками. Коран значительно повлиял на искусство арабской каллиграфии, став одним из главных декоративных мотивов исламского религиозного искусства и архитектуры. Цитатами из Корана украшаются мечети, школы-медресе и другие публичные здания. Мусульмане носят цитаты из Корана в качестве оберегов, а в своих домах вешают их на стены или ставят на почётное место.
В исламе детально разработан «этикет» (адаб ) по отношению к Корану. Перед прикосновением к Священной Книге мусульманин должен совершить ритуальное омовение. При чтении Корана желательно: читать его выразительно по правилам , прикрыть , обратиться лицом к Кибле и т. д. Коран следует хранить выше других книг, на него нельзя ставить посторонние предметы, проносить в грязные места (туалет, баню и т. д.), небрежно относиться к нему и т. д. Не пригодные для чтения, неканонические экземпляры Корана закапывают в землю, либо сжигают.
Украшение интерьера мечети цитатами из Корана
Коранические науки
Исламская культура развивала такие дисциплины, изучающие Коран, как: толкование, хронология, история текста, звуковой строй, стилистика, «отменяющие и отменяемые аяты» (насих ва мансух ), «обстоятельства ниспослания» (асбаб ан-нузуль ), « » (и‘джаз ) и т. д., известные как «науки о Коране» (‘улюм аль-К̣ур’а̄н )
Толкование Корана (тафсир ) является одним из важных направлений «науки о Коране» (‘улюм аль-К̣ур’а̄н ). Произведения этого жанра сыграли важнейшую роль в становлении, развитии и распространении ислама. Жанр тафсира начал зарождаться в ходе формирования сунны и долго развивался в рамках работ, посвященных жизнеописанию Пророка ﷺ . Со временем стали появляться и специальные комментарии, посвященные толкованию Корана, унаследовавшие уже выработанную процедуру исследования и имеющийся тезаурус . С момента своего возникновения тафсир также стал служить идеологическим оружием в политической борьбе между различными исламскими течениями. Эта борьба привела к расколу исламской общины на сторонников буквального (з̣а̄хир ) и «скрытого» (ба̄т̣ин ) понимания коранического текста. В контексте этой полемики разгорелись споры о методах толкования Корана, о границах допустимого при поисках «скрытого» смысла. В условиях запрета переводов Корана подробные комментарии на разных языках сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, не владеющих арабским языком .
Исламская комментаторская традиция изучала Коран с филологической, правовой, философской, богословской и мистической точек зрения. Наиболее известными и авторитетными тафсирами считаются сочинения , Ибн Касира, аль-Куртуби, аль-Алюси, ан-Насафи, ас-Са‘алиби (ум. 1035), аль-Байдави (ум. 1316), Ибн ‘Ашура, а также совместный труд (ум. 1459) и (ум. 1505), получивший название «Тафсир аль-Джалалейн». Широко известный в исламском мире тафсир
Скажи:
«Если соберутся люди и джинны для того, чтобы создать что-либо подобное сему Корану, то они не создадут ничего, ему подобного, даже если одни из них будут другим помощниками»
(Сура Перенес ночью, аят 8 .
В Коране насчитывается 114 сур и 6236 аятов. Весь Коран делится на 30 частей (джуз), которые в свою очередь подразделяются на партии (хизб) - всего в Коране 60 хизбов.
В Коране примерно 1015030 точек, 323670 букв, 77934 слов.
Суры Корана состоят из предложений или отрывков - их называют аяты. Все суры относятся к двум периодам ниспослания их к пророку, мир ему - мекканские и мединские. Мекканские это те, которые были ниспосланы до переезда пророка, мир ему, в Мекку, а Мединские все суры после переселения. Но некоторые ученые не берет в расчет момент переселения, и относят суры по месту их ниспосылания. Мекканских 87 сур, а мединских 27.
Каждая сура начинается с «именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», кроме суры «Покаяние». Но в суре «Муравьи» формула «с именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» повторяется дважды, что доводит общее их число до 114, равное общему количеству сур в Коране.
Шесть сур в Коране названы именами пророков. Это суры - Юнус, Худ, Юсуф, Ибрагим, Мухаммад, Нух, мир и благословение Аллаха им всем.
Самой длиной сурой в Коране является сура «Корова» в которой 286 аятов, а самой короткой сура «Изобилие» в ней три аята.
Первой сурой ниспосланной пророку была сура «Сгусток», а последней «Победа».
Слово Аллах упоминается в Коране 2707 раз. В именительном падеже - 980 раз, в родительном - 1135 раз, в винительном - 592 раз.
Каждая сура имеет свое название. Некоторые суры имеют одно и более названий. Например, сура «Открывающая» имеет 20 названий - «Мать книг», «Сокровище», «Полноценная», «Достаточная», «Излечивающая» и др...
Некоторые суры приобрели свое название по первой букве начинания - сура «Та-ха», «Ясин», «Сад», «Каф».
Самым коротким аятом является первый аят в суре «Ясин» и еще 27 аятов в сурах начинающихся с одной буквы, а самым длинным 282 аят суры «Корова».
Пять сур начинаются с восхваления Аллаха - «Открывающая», «Скот», «Пещера», «Саба», «Создатель».
Семь сур начинаются с прославления Создателя - «Перенес ночью», «Высочайщий», «Препирание», «Пятничный день», «Ряды», «Сбор», «Железо».
Три суры начинаются со слов «О, пророк!» - «Сонмы», «Развод», «Запрещение».
В Коране имеется 15 мест, после прочтения которых совершается земной поклон . В 4-х из них поклон обязателен (ваджиб) - в сурах «Разъяснены», «Поклон», «Звезда», «Развод». В остальных 11 случаях земной поклон желателен - в сурах «Ограды», «Муравьи», «Марьям», «Раскалывание», «Гром», «Перенес ночью», «Различение», «Сад».
В Коране упоминаются имена 25 пророков и посланников - Мухаммад, Адам, Ибрагим, Исмаил, Ильяс, Идрис, Айюб, Иса, Муса, Нух, Лут, Юсуф, Якуб, Иешуа, Худ, Юнус, Салих, Шуайб, Давуд, Яхъйя, Закарьйя, Зуль Кифль, Сулейман, Харун, Исмаил.
По тематическому плану аяты Коране можно представить в следующем соотношении:
О вероубеждении - 1443 аятов.
О единобожии - 1102 аятов.
О поклонении - 4110 аятов.
О Торе - 1025 аятов.
Об общественном устройстве - 848 аятов.
О религии - 826 аятов.
О душевном очищении - 803 аятов.
О пророке - 405 аятов.
О призыве - 400 аятов.
О Коране - 390 аятов.
О природе - 219 аятов.
О христианстве - 161 аятов.
Об израилетянах - 110 аятов.
О победе и помоще - 171 аятов.
О шариате - 29 аятов.
Об истории - 27 аятов.
Об испытаниях - 9 аятов.
На сегодня, Коран переведен на 22 языка мира, благодаря чему люди планеты могут ознакомится с содержанием священного писания:
Аракенский - один перевод.
Сувейдский - 6 переводов.
Африкаанс - 6 переводов.
Албанский - 2 перевода.
Киммерийский (древне испанский) - 35 переводов.
Германский - 42 перевода.
Английский - 57 переводов.
Украинский - 1 перевод.
Эсперанто - 1 перевод.
Португальский - 4 переводов.
Болгарский - 4 перевода.
Боснийский - 13 переводов.
Польский - 10 переводов.
Бухаймийский - 3 перевода.
Турецкий - 86 переводов.
Датский - 3 перевода.
Русский - 11 переводов.
Румынский 1 перевод.
Итальянский - 11 переводов.
Французский - 33 переводов.
Финский - 1 перевод.
Латинский - 42 переводов.
В сумме это составляет 331 разновидностей переводов на разных языках мира.
И на последок, предлагаем призадуматься над следующей числовой делемой.
Слово «неверие» (аль-куфр) повторяется в Священном Коране 25 раз - ровно столько же, сколько встречается слово «вера» (аль-иман). Однако несмотря на то, что существует числовое равенство между самими словами «неверие» и «вера», количество производных от них слов сильно различается. «Вера» и производные от него слова повторяются 811 раз, в то время как «неверие», а также синоним слова аль-куфр - ад-даляль («заблуждение») и их производные повторяются 506 и 191 раз соответственно, что в общей сложности составляет 697 раз. Другими словами, «вера» и производные от него слова без синонимов повторяются 811 раз, в то время как «неверие», его производные и синонимы повторяются 697 раз. Разность между этими двумя числами - 114. Как мы знаем эта цифра - число сур Священного Корана. Таким образом, мы приходим к удивительному открытию: веру от неверия отделяет число сур Корана!
И хвала Аллаху господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду.
_________________
Verily my happiness is my iman & verily my iman is in my heart & verily my heart doesn"t belong to anyone but Allah
(Asma bint Abu Bakr)
В ряду божественных откровений Священный Коран – наиболее уважаемое священное писание, так как оно было явлено последнему Пророку (мир ему и благословение). Коран содержит учение и наставление для всего человечества, он написан со слов Аллаха (хвала Ему) и находится под Его защитой.
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9)
Великое чудо Благословенной Рукописи заключается в том, что в отличие от других божественных Книг Всемогущего Господа (Таурата/Торы, ниспосланной Мусе, Забура/Книги псалмов Дауда, Инджила/Евангелия, явленного Исе), Священный Коран не претерпел никаких изменений, все 1400 лет пребывая под защитой Самого Всевышнего.
Наиболее интересные факты, касающиеся Священного Писания, которые, несомненно, расширят кругозор читателей:
- 23 – число лет, за которые был явлен весь текст Корана
- 114 – общее количество глав
- 30 – количество частей
- 6 – количество глав, названных в честь пророков
- 25 – количество имен пророков, упомянутых в Коране
- 136 – столько раз в Коране упоминается имя Мусы (мир ему)
- 29 – столько раз в Коране упоминается имя Исы (мир ему)
- 43 – столько раз в Коране упоминается имя Нуха (мир ему)
- 10 – столько наград обещано за прочтение одной буквы Корана
- 4 – столько раз в Коране встречается имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
- «Аль-Бакара» – самая длинная сура Корана
- Пятница – единственный день недели, упоминаемый в Коране
- Марьям – единственная женщина, упоминаемая в Коране
- Сура «Йа-Син» – «Сердце Корана»
- 40 – возраст Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на момент первого откровения
Ниже приводится более подробная информация о вышеприведенных фактах о божественном Послании:
40 лет – в этом возрасте Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) получил первое откровение
Хотя господин Мухаммад (мир ему и благословение) еще до своего рождения был избран Аллахом, чтобы преобразовать мир и повернуть его к благочестию, он был объявлен пророком, только когда ему исполнилось 40 лет.
Этот человек с молодости был воплощением всяческих добродетелей и высочайших моральных принципов, на которых строится ислам. У арабов он считался самым уважаемым из мужей благодаря своей честности, чистоте и порядочности. К 40 годам он стал регулярно уединяться в пещере Хира, где размышлял над целью своего существования и где, в конце концов, получил первое откровении от Господа из уст ангела Джибрила. Первые пять аятов суры «аль-Алак»:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Коран, 96:1-5)
Таким образом, самое первое ниспослание ислама содержало наставление об обязательности чтения и образования.
23 – за столько лет был явлен весь текст Корана
Фуркан-и-Хамид открывался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) постепенно на протяжении 23 лет.
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (Коран, 17:106)
Большой объем информации труден для восприятия за короткий промежуток времени – суть гораздо легче усваивать, когда информация разбита на отдельные фрагменты, поэтому явление Священного Корана Всемогущим происходило постепенно, чтобы людям было легче понять его смысл.
30 – количество частей Корана
Помимо того, что Священная Книга состоит из сур (глав) и аятов (стихов), она поделена на 30 частей, которые называются джузами.
Деление длинных сур было сделано для облегчения прочтения текста в священный месяц рамадан, когда, как известно, принято читать весь Коран от начала до конца.
Задолго до этого знаки «руку» (остановки) были только в суре «ан-Нур» – позднее, во времена Омейядов, они были добавлены в текст Хаджаджем ибн Юсуфом, чтобы облегчить чтение ракаатов, так как, например, сура «аль-Бакара» слишком длинная для полного прочтения.
114 – общее количество глав
Священный Коран состоит из 114 сур (глав) разной длины и содержит наставления по самым разным темам. Первая сура называется «аль-Фатиха» (Открывающая), последняя – «ан-Нас» (Люди).
Суры также делятся по месту и времени ниспослания. Мекканские суры состоят из коротких поэтических аятов, которые преимущественно гласят о совершенствовании религии, т.е. вере в Единого Аллаха и пророчество Мухаммада (мир ему и благословение). Они также напоминают о пророках прошлого и их народах, обещают Рай уверовавшим и Ад – неверным. С другой стороны, суры, ниспосланные в Медине, состоят из длинных аятов и чаще касаются более конкретных житейских тем, например, говорят об обязанностях верующих, таких как закят, пост, хадж, излагают этику поведения в обществе, подробности законодательства, правила ведения войны и т.д.
6 – количество глав, названных в честь пророков
Из множества пророков, ниспосланных на землю, только шесть удостоились чести быть упомянутыми в названиях сур Корана. Шесть сур названы по именам шести пророков потому, что Коран рассказывает их истинные истории, чем подчеркивается важность их посланий для соответствующих народов. Эти суры называются:
- Йунус
- Йусуф
- Ибрахим
- Мухаммад
«Аль-Бакара» – самая длинная сура Корана
Священный Коран содержит множество сур – и коротких, и длинных, но сура «аль-Бакара» (Корова) – самая длинная. Она рассказывает историю пророка Мусы (мир ему), который по приказу Аллаха повелел племени Бану-Исраил заколоть корову, чтобы разгадать тайну загадочного убийства. В суре содержится, в общей сложности, 286 аятов, причем 282-й аят – самый длинный во всем Коране.
25 – количество имен пророков, упомянутых в Коране
От Адама (мир ему) до Мухаммада (мир ему и благословение) Единственная цель послания пророков народам – это привести эти народы к поминанию Единого Аллаха (хвала Ему), к нравственной чистоте и благочестию.
Согласно сообщению Абу Умамы аль-Бахили о беседе Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) со священным Посланником Аллаха (мир ему и благословение), общее количество пророков, когда-либо приходивших в мир, составляет 124 тысячи.
«Я спросил: „О пророк Аллаха, сколько было пророков?“ На что он ответил: „Их 124 тысячи, и из них 315 (посланников)» (Ахмад)
Посланники Аллаха, чьи имена упомянуты в священном Коране:
- 1. Адам
- 2. Идрис (Енох)
- 3. Нух (Ной)
- 4. Худ (Евер)
- 5. Салих
- 6. Лут (Лот)
- 7. Ибрахим (Авраам)
- 8. Исмаил (Измаил)
- 9. Исхак (Исаак)
- 10. Йакуб (Яаков)
- 11. Йусуф (Иосиф)
- 12. Шуайб (Иофор)
- 13. Айюб (Иов)
- 14. Зулькифли (Иезекииль)
- 15. Муса (Моисей)
- 16. Харун (Аарон)
- 17. Дауд (Давид)
- 18. Сулейман (Соломон)
- 19. Ильяс (Илия)
- 20. Альяса (Елисей)
- 21. Йунус (Иона)
- 22. Закарийя (Захария)
- 23. Яхья (Иоанн Креститель)
- 24. Иса (Иисус)
- 25. Мухаммад (мир ему и благословение)
136 – столько раз в Коране упоминается имя Мусы (мир ему)
Муса был главным пророком, освободившим народ Бану-Исраил от деспотии Фирауна (Фараона) и приведшим его к свету Единобожия. Его имя упоминается в Коране чаще имен других пророков – целых 136 раз.
«Вот Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и различение, - быть может, вы последуете прямым путем» (Коран, 2:53)
43 - столько раз в Коране упоминается имя Нуха (мир ему)
71-я сура священной Книги различения добра и зла названа именем пророка Нуха, чья миссия состояла в том, чтобы привести народ к заповедям Господа.
«Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания»» (Коран, 71:1)
29 – столько раз в Коране упоминается имя Исы (мир ему)
Пророк Иса, которому Всемилостивый ниспослал священное писание Инджил (Евангелие), призывал свой народ к благочестию, вере и поклонению Единственному Аллаху. Его имя названо в священном Коране 29 раз.
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем)…» (Коран, 2:253)
Пятница – единственный день недели, упоминаемый в Коране
Самый благословенный день недели в исламском календаре это, безусловно, пятница. По пятницам мусульмане всего мира возносят особую молитву, которая сопровождается проповедью – хутбой. Это единственный день, упомянутый в светоносном Коране, более того, в честь этого дня названа одна из его глав: сура «аль-Джуммуа». В ней Всемогущий Аллах говорит о предписании пятничного намаза.
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62:9).
Марьям – единственная женщина, упоминаемая в Коране
Мать господина Исы (мир ему), Марьям, удостоена чести быть единственной женщиной из когда-либо живших на земле, чье имя названо в Священном Коране. Более того, ей даже посвящена отдельная сура – 19-ая сура преславного Корана, это сура «Марьям».
«Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она ушла от своей семьи на восток» (Коран, 19:16)
10 – столько наград обещано за прочтение одной буквы Корана
Весь Коран полон наставлений и заповедей, которые служат умудрению и предостережению читателя. В глазах Милосердного Господа даже простое чтение священного Писания в надежде на просвещение – это уже похвальное дело. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква» (Тирмизи).
Таким образом, за чтение каждой буквы Корана мы получаем десятикратное благословение Аллаха.
Сура «Йасин» – сердце Корана
Все суры священного Корана одинаково ценны и важны, каждая по своему. Например, сура «аль-Фатиха» читается неоднократно во время каждого ежедневного намаза.
Сура «Йасин» также занимает особое место среди других глав Корана, ее называют «сердцем Корана» в соответствии с достоверным хадисом Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
«У всего есть сердце, а сердце Корана - сура «Йасин»» (Тирмизи)
4 – столько раз в Коране встречается имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Священный Коран был ниспослан Посланнику (мир ему и благословение), чтобы арабы оставили язычество и безнравственность, пришли к Единобожию и благочестию. Несмотря на то, что он неоднократно приказывает верующим следовать сунне Мухаммада (мир ему и благословение), чтобы преуспеть, имя самого Мухаммада встречается в тексте всего 4 раза, в сурах «Семейство Имрана» (3:144), Аль-Ахзаб (33:40), Мухаммад (47:2), Аль-Фатах (48:29)
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (Коран, 3:144)
Кроме этого примера, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был назван «Ахмадом» (его имя в Раю) в суре «Аль-Сафф» (61:6).
В заключение отметим, что Коран содержит 6666 слов, 86 мекканских и 28 мединских сур, для облегчения чтения текст поделен на 7 частей и 540 руку (параграфов). Коран состоит из 10 видов аятов, после 14 аятов полагается делать суджуд, 700 раз подчеркивается важность салята, 150 раз – упоминается о закяте, 2698 раз называется имя Аллаха.
Это наиболее важная информация о Священном Коране, которую следует знать каждому мусульманину, помимо чтения и изучения Корана, чтобы увеличить свои знания о священной Книге Аллаха.
QuranReading.com, islam.com.ua
Каждый седьмой житель планеты исповедует ислам. В отличие от христиан, у которых священная книга - Библия, у мусульман это Коран. По сюжету и структуре две эти мудрые древние книги схожи между собою, однако Коран имеет собственные уникальные особенности.
Что такое Коран
Прежде чем разобраться, сколько сур в Коране и сколько аятов, стоит побольше узнать об этой мудрой древней книге. Коран является Написан он был в VII столетии пророком Мухаммедом (Магометом).
Как полагают почитатели ислама, Творец Вселенной послал архангела Гавриила (Джабраила) передать через Мухаммеда свое послание для всего человечества. Согласно Корану, Магомет является далеко не первым пророком Всевышнего, но последним, которому Аллах велел передать свое слово к людям.
Написание Корана длилось на протяжении 23 лет, до самой смерти Мухаммеда. Примечательно, что сам пророк не собирал воедино все тексты послания - это было сделано уже после смерти Магомета его секретарем Зейд ибн Сабитом. До этого все тексты Корана последователи заучивали наизусть и записывали на всем, что подвернется под руку.
Существует легенда, что в юности пророк Магомет интересовался христианством и даже собирался сам принять крещение. Однако, столкнувшись с негативным отношением к нему некоторых священников, оставил эту затею, хотя сами идеи христианства ему были близки. Возможно, в этом есть зерно истины, так как некоторые сюжетные линии Библии и Корана переплетаются. Это говорит о том, что пророк явно был хорошо знаком со священной книгой христиан.
Как и Библия, Коран - это одновременно и философская книга, и сборник законов, и летопись арабов.
Большая часть книги написана в виде спора между Аллахом, противниками ислама и теми, кто еще не определился, верить или нет.
Тематически Коран можно разделить на 4 блока.
- Основные принципы ислама.
- Законы, традиции и обряды мусульман, на основе которых был впоследствии создан морально-правовой кодекс арабов.
- Исторические и фольклорные данные доисламской эпохи.
- Легенды о деяниях мусульманских, еврейских и христианских пророков. В частности, в Коране присутствуют такие герои Библии, как Авраам, Моисей, Давид, Ной, Соломон и даже Иисус Христос.
Структура Корана
Что касается структуры, то и здесь Коран похож на Библию. Однако, в отличие от нее, его автором является один человек, поэтому Коран не разделен на книги по именам авторов. При этом священная книга ислама разделена на две части, согласно месту написания.
Главы Корана, написанные Магометом до 622-го года, когда пророк, спасаясь от противников ислама, переселился в город Медину, называются мекканскими. А все прочие, которые Мухаммед написал на новом месте своего обитания, носят название мединских.
Сколько сур в Коране и что это такое
Как и Библия, Коран состоит из глав, которые у арабов называются сурами.
Всего эта священная книга состоит из 114 глав. Они расположены не по порядку их написания пророком, а по смыслу. К примеру, самой первой написанной считается глава под названием Аль-Алак, в которой рассказывается о том, что Аллах - Творец всего видимого и невидимого, а также о способности человека грешить. Однако в священной книге она записана 96-й, а первая по счету идет сура Фатиха.
Главы Корана не одинаковы по длине: наиболее длинная - 6100 слов (Аль-Бакара), а самая короткая - всего из 10 (Аль-Каусар). Начиная со второй главы (Бакара сура), длинна их становится меньшей.
После смерти Магомета весь Коран был равномерно разделен на 30 джузов. Это сделано для того, чтобы во время священного читая по одной джузе за ночь, правоверный мусульманин мог полностью прочесть Коран.
Из 114 глав Корана 87 (86) - это суры, написанные в Мекке. Остальные 27 (28) - это мединские главы, написанные Магометом в последние годы жизни. Каждая сура из Корана имеет собственное название, которое раскрывает краткий смысл всей главы.
113 из 114 глав Корана начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Лишь девятая сура, Ат-Тауба (с арабского означает «покаяние»), начинается с рассказа о том, как Всевышний поступает с теми, кто поклоняется нескольким богам.
Что такое аяты
Узнав, сколько сур в Коране, стоит обратить внимание на другую структурную единицу священной книги - аят (аналог библейского стиха). В переводе с арабского «аяты» обозначают «знамения».
Длина у этих стихов бывает разной. Иногда встречаются аяты длинней, нежели самые короткие главы (10-25 слов).
Из-за проблем с разделением сур на аяты мусульмане насчитывают разное их количество - от 6204 до 6600.
Самое меньшее количество аятов в одной главе - 3, а самое большее - 40.
Почему Коран нужно читать на арабском
Мусульмане верят, что чудодейственной силой обладают только слова из Корана на арабском языке, на котором священный текст был продиктован архангелом Магомету. Именно поэтому любой, даже самый точный перевод священной книги, теряет свою божественность. Поэтому читать молитвы из Корана необходимо на языке оригинала - арабском.
Тем, же кто не имеет возможности ознакомиться с Кораном в оригинале, чтобы лучше понять смысл священной книги, стоит прочесть тафсиры (толкования и разъяснения святых текстов сподвижниками Мухаммеда и известными учеными более поздних периодов).
Русскоязычные переводы Корана
В настоящее время существует большое разнообразие переводов Корана на русский язык. Однако все они имеет свои недостатки, поэтому могут служить лишь для начального ознакомления с этой великой книгой.
Профессор Игнатий Крачковский в 1963-м перевел на русский Коран, однако при этом он не пользовался комментариями к священной книге ученых-мусульман (тафсирами), поэтому его перевод красив, но во многом далек от оригинала.
Валерия Порохова перевела священную книгу в стихотворной форме. Суры на русском языке в ее переводе рифмуются, и при чтении священная книга звучит очень мелодично, в чем-то напоминая оригинал. Однако она переводила с англоязычной интерпретации Корана Юсуфа Али, а не с арабского.
Довольно неплохими, хотя и содержащими неточности, являются пользующиеся сегодня популярностью переводы Корана на русский язык Эльмира Кулиева и Магомеда-Нури Османова.
Сура Аль-Фатиха
Разобравшись с тем, сколько сур в Коране, можно рассмотреть несколько наиболее известных из них. Глава Аль-Фатиха называется у мусульман «матерью Писания», так как она открывает Коран. Сура Фатиха иногда еще именутеся Альхам. Считается, что написана Магометом она была пятой, однако ученые и соратники пророка сделали ее первой в книге. Состоит эта глава из 7 аятов (29 слов).
Начинается эта сура на арабском языке с традиционной фразы для 113 глав - «Бисмилляхи Рахмани Рахим» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»). Далее в этой главе восхваляется Аллах, а также просится о Его милосердии и помощи на жизненном пути.
Сура Аль-Бакара
Наиболее длинная сура из Корана Аль-Бакара - в ней 286 аятов. В переводе ее название означает «корова». Наименование этой суры связано с историей о Моисее (Мусе), сюжет которой также есть в 19 главе библейской книги Чисел. Кроме притчи о Моисее, в этой главе также рассказывается о прародителе всех евреев - Аврааме (Ибрахиме).
Также сура Аль-Бакара содержит информацию об основных постулатах ислама: о единстве Аллаха, о благочестивой жизни, о предстоящем Дне Божьего суда (Киямат). Кроме того, в данной главе содержатся указания о ведении торговли, паломничестве, азартных играх, возрасте для женитьбы и различных нюансах, касающихся развода.
Бакара сура содержит информацию о том, что все люди делятся на 3 категории: верующие в Аллаха, отвергающие Всевышнего и Его учение и лицемеры.
«Сердцем» Аль-Бакары, да и всего Корана, является 255-й аят, называемый «Аль-Курси». В нем рассказывается о величии и могуществе Аллаха, Его власти над временем и Вселенной.
Сура Ан-Нас
Завершает Коран сура Аль Нас (Ан-Нас). Она состоит всего из 6 аятов (20 слов). Название этой главы переводится как «люди». В данной суре рассказывается о борьбе с искусителями, независимо от того, люди это, джинны (злые духи) или Шайтан. Главным действенным средством против них является произнесение Имени Всевышнего - таким образом они будут повергнуты в бегство.
Принято считать, что две заключительные главы Корана (Аль-Фалак и Ан-Нас) имеют защитную силу. Так, по утверждению современников Магомета, он советовал читать их каждый вечер перед сном, дабы Всевышний защитил от происков темных сил. Любимая жена и верная соратница пророка рассказывала, что во время болезни Мухаммед просил ее читать вслух две финальные суры, надеясь на их целебную силу.
Как правильно читать священную книгу мусульман
Узнав, сколько сур в Коране, как называются наиболее известные из них, стоит ознакомиться с тем, как у мусульман принято обращаться со священной книгой. К тексту Корана мусульмане относятся, как к святыне. Так, к примеру, с доски, на которой мелом написаны слова из этой книги, нельзя стирать их с помощью слюны, нужно использовать только чистую воду.
В исламе существует отдельный свод правил относительно того, как нужно правильно вести себя, читая суры, Прежде чем приступить к чтению, нужно совершить небольшое омовение, почистить зубы и одеться в праздничную одежду. Все это связано с тем, что чтение Корана - это встреча с Аллахом, к которой нужно готовиться с благоговением.
Во время чтения лучше быть одному, чтобы посторонние люди не отвлекали от попыток постигнуть мудрость священной книги.
Что касается правил обращения с самой книгой, то ее нельзя класть на пол или оставлять открытой. Кроме того, Коран должен всегда лежать поверх других книг в стопке. Листки из Корана нельзя использовать в качестве оберток для других книг.
Коран - это не только священная книга мусульман, но и памятник древней литературы. Каждый человек, даже очень далекий от ислама, прочитав Коран, найдет в нем для себя много интересного и поучительного. Кроме того, сегодня это сделать очень просто: нужно лишь загрузить соответствующее приложение из интернета на телефон - и древняя мудрая книга будет всегда под рукой.
Сказано в вечной книге Аллаха «Если соберутся все люди и джинны, чтобы создать подобное Корану с его мыслями, значениями, рассуждениями, они не создали бы подобного ему, даже если бы они вместе над этими трудились». В Коране 114 сур и 6236 аятов. Весь Коран делится на 30 частей. В вечной книге Аллаха 1015030 точек и 323670 букв, 77934 слова. Суры Корана состоят из предложений. Их называют аятами. Все суры делятся на Мекканские и Мединские.Всего Мекканских сур 87, а Мединских 27. Каждая сура начинается с имени Аллаха, кроме суры «Покаяние», но в суре «Муравьи» формула с именем Аллаха повторяется два раза, что доводит общее их число до 114 раз, равное общему число сур в Коране. Шесть сур названы именами пророков. Это Йунус, Худ, Йусуф, Ибрахим, Мухаммад, Нух. Самая длинная сура под названием «Корова» состоит из 286 аятов, а в самой короткой суре «Изобилие» всего 3 аята. Первая сура, ниспосланная Пророку, называется «Сгусток», последняя − «Победа». Слово Аллах упоминается в Коране 2707 раз. Каждая сура имеет одно или более двух названий. К примеру, сура «Открывающая» имеет более 20 названий. Это «Мать книги», «Полноценная», «Излечивающая», «Сокровенная», «Достаточная» и другие прекрасные названия. Некоторые суры приобрели своё название по первой букве начинания. Самый короткий аят в суре «Ясин», а самый длинный в суре «Корова», состоящий из 287 аятов. В Коране имеются 15 мест, когда после прочтения аятов нужно совершить земной поклон. В Коране упомянуты имена 25 пророков. Это - Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаиль, Исхак, Яакуб, Юсуф, Аййуб, Шуайб, Муса, Харун, Зуль-Кифль, Дауд, Сулайман, Ильяс, Аль-Ясаа, Юнус, Закариййа, Яхья, Иса, Мухаммад, (Мир им всем).
По тематическому плану аяты можно представить в следующем соотношении.
О вероубеждении − 1443 аята
О единобожии − 1102 аята
О поклонении − 4110 аятов
О Торе - 1025 аятов
Об общественном устройстве −
848 аятов
О религии − 826 аятов
О душевном очищении − 803 аята
О пророке - 405 аятов
О призыве − 400 аятов
О Коране - 390 аятов
О природе − 219 аятов
Об израильтянах − 110 аятов
О победе − 171 аят
О Шариате − 29 аятов
Об истории − 27 аятов
Об испытаниях − 9 аятов
На сегодня Коран переведен на 22 языка мира, благодаря чему люди планеты могут ознакомиться со Священным Кораном.
Аракенский −1 перевод
Сувеидские − 6 переводов
Африканские - 6 переводов
Киммерийский (древнеиспанский) −
35 переводов
Немецкий − 42 перевода
Английский − 57 переводов
Украинский − 1 перевод
Эсперанто −1 перевод
Португальский − 4 перевода
Болгарский − 4 перевода
Чеченский − 1 перевод
Боснийский −13 переводов
Польский − 10 переводов
Бухамийский − 3 перевода
Турецкий − 86 переводов
Датский − 3 перевода
Русский − 11 переводов
Румынский − 1 перевод
Итальянский − 11 переводов
Француский - 33 перевода
Финский − 1 перевод
Латинский − 42 перевода
В сумме это составляет 372 разновидности перевода. Слово неверие в Коране встречается 25 раз, ровно столько встречается слово вера. Однако, несмотря на то, что существует числовое равенство между словами вера и неверие, количество производных их сильно варьируется. Производные от слова вера повторяется 811 раз, в то время как фактически неверие, являясь синонимом «заблуждаться» − 506 раз и отдаляться − 101 раз, что в общей сложности составляет 697 раз. Другими словами, вера и производные слова без синонимов повторяются 811 раз, в то время как неверие и его производные повторяются 697 раз. Разница между этими числами − 114. А нам известно, что это − цифра числа сур священного Корана. Таким образом, мы приходим к удивительному открытию. Веру от неверия отделяет число сур Корана. Хвала Аллаху, Господу миров!
Рамзан Мустаев